Бт-7
Содержание:
Описание конструкции танков серии БТ
Танк БТ-5 создавался для замены не слишком удачной первой модификации машины – БТ-2. По своей компоновочной схеме он практически полностью копировал своего предшественника. Позже эта схема станет классической для многих поколений советский танков. В передней части машины находилось отделение управления с местом механика-водителя, за ним следовало боевое отделение, а в кормовой части танка располагалось моторно-трансмиссионный отсек. В состав экипажа танка БТ-5 входило три человека.
В боевом отделении машины находилась башня с орудием и пулеметом, а также места командира машины и пулеметчика-заряжающего.
Корпус танка был изготовлен из катаных броневых листов, которые соединялись с помощью заклепок. Машина не имела рациональных углов наклона, исключение составляла лишь передняя часть, которая напоминала усеченную пирамиду. Подобная форма была необходима для обеспечения поворота ведущих колес. По сравнению с БТ-2, бронирование «пятерки» практически не изменилось. Слегка усилена была броневая защита крышки люка водителя. В целом бронирование корпуса и башни защищало экипаж от осколков и пуль стрелкового оружия.
В носовой и кормовой части корпуса располагались буксировочные крюки.
В боевом отделении на уширенном погоне устанавливалась башня эллиптической формы с 45-мм пушкой 20К и пулеметом ДТ, спаренным с ней. На некоторых танках на турели устанавливался еще и зенитный пулемет ДТ. Место командира танка, который также выполнял функции наводчика, располагалось слева от пушки, справа от нее находился заряжающий. В крыше башни находились два люка для высадки и посадки членов экипажа.
В ниши башни части танков БТ-5 устанавливалась радиостанция.
Орудие 20К имело неплохие для своего времени характеристики. Бронебойный снаряд обладал начальной скоростью 760 м/с и мог пробить 37-мм броню на дальности в один километр. Для поражения живой силы неприятеля и его открытых огневых средств в боекомплекте танка входили осколочные снаряды. Прицельные приспособления состояли из прицелов ПТ-1 и ТСМФ.
Башня обеспечивала возможность кругового обстрела из пушки и пулемета с углами наведения по вертикали от −6 до +25º.
Боекомплект обычного танка составлял 115 выстрелов, командирского – 72 выстрела.
Обычно для связи использовали сигнальные флажки, а на командирских машинах были установлены радиостанции 71-ТК-1 с характерной поручневой антенной, расположенной вокруг башни.
Танк БТ-5 оснащался авиационным бензиновым двигателем М-5 с двенадцатью цилиндрами. Его мощность составляла 400 л. с., что позволяло боевой машине разгоняться на шоссе до скорости 72 км/ч и 50 км/ч – на пересеченной местности. Емкость топливных баков танка составляла 360 литров, на поздних модификациях БТ-5 она была увеличена до 530 литров. Следует отметить, что большой расход бензина был одним из главных недостатков всех танков серии БТ. Не исключением был и БТ-5. Мощный авиационный двигатель обеспечивал боевой машине прекрасную скорость и маневренность, но в то же время отличался исключительной «прожорливостью».
Гусеничный движитель состоял (по каждому из бортов) из гусеницы гребневого зацепления с открытым шарниром, направляющего колеса, опорных катков (четыре штуки), заднего ведущего колеса с ведущими роликами. Опорные катки оснащались резиновыми бандажами. На гусеничном ходу управление осуществлялось с помощью рычагов, которые были связаны тягами с фрикционами.
При переходе с гусеничного на колесный движитель гусеницы снимались и закреплялись на полках. Управление машиной осуществлялось за счет рулевого колеса, соединенного тягами с передними управляемыми катками. По тогдашним нормативам перевод машины на колесный ход осуществлялся за тридцать минут.
БТ-5 был оснащен стационарной системой пожаротушения, которая состояла из тетрахлорного огнетушителя и нескольких распылителей, расположенных в моторном отделении танка.
Совместимое снаряжение
У порога Великой Отечественной
Наличие БТ-7 в РККА на 1 июня 1941 года | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Модель | Категория | ЛВО | ПОВО | ЗОВО | КОВО | ОдВО | ЗакВО | САВО | ЗабВО | ДВФ | АрхВО | МВО | ПриВО | ОрВО | ХВО | СКВО | УрВО | СибВО | Рембазы | Склады | Всего |
БТ-7 линейный | 1 | 7 | 3 | 1 | 11 | ||||||||||||||||
2 | 214 | 307 | 198 | 557 | 78 | 370 | 186 | 171 | 24 | 3 | 2108 | ||||||||||
3 | 23 | 43 | 29 | 41 | 22 | 98 | 14 | 20 | 14 | 304 | |||||||||||
4 | 18/11 | 7/4 | 7/4 | 31/22 | 3 | 20/8 | 1 | 16/11 | 1 | 7 | 26 | 137 | |||||||||
Всего | 255/11 | 364/4 | 234/4 | 632/22 | 103 | 488/8 | 202 | 207/11 | 39 | 10 | 26 | 2560 | |||||||||
БТ-7 радио | 1 | 1 | 5 | 8 | 22 | 36 | |||||||||||||||
2 | 177 | 242 | 100 | 429 | 72 | 383 | 125 | 7 | 5 | 5 | 1545 | ||||||||||
3 | 17 | 41 | 24 | 37 | 24 | 65 | 3 | 5 | 3 | 3 | 222 | ||||||||||
4 | 2 | 12/10 | 9/3 | 16/8 | 4/2 | 21/11 | 1/1 | 1 | 12 | 78 | |||||||||||
Всего | 196 | 296/10 | 133/3 | 487/8 | 100/2 | 469/11 | 137/1 | 34 | 8 | 9 | 12 | 1881 | |||||||||
БТ-7 артиллерийский | 1 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||
2 | 9 | 17 | 24 | 9 | 20 | 3 | 1 | 83 | |||||||||||||
3 | 3 | 2 | 4 | 7 | 2 | 1 | 19 | ||||||||||||||
4 | 3 | 3 | 3/2 | 2 | 11 | ||||||||||||||||
Всего | 12 | 20 | 2 | 31 | 19/2 | 28 | 3 | 2 | 117 | ||||||||||||
БТ-7М линейный | 2 | 1 | 11* | 4 | 92 | 150 | 41 | 209 | 4** | 512 | |||||||||||
3 | 5 | 1 | 1 | 7 | |||||||||||||||||
4 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||
Всего | 1 | 11 | 4 | 97 | 152 | 41 | 211 | 4 | 521 | ||||||||||||
БТ-7М радио | 2 | 35 | 100 | 17 | 9 | 3 | 12 | 176 | |||||||||||||
3 | 1 | 4 | 5 | ||||||||||||||||||
Всего | 36 | 104 | 17 | 9 | 3 | 12 | 181 | ||||||||||||||
БТ-7 РСМК | 2 | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||
БТ-7 химический | 3 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||
БТ-8 | 2 | 1 | 1 | 2 | |||||||||||||||||
Итого | 464/11 | 691/14 | 410/7 | 1351/30 | 372/2 | — | 50 | 976/21 | 367/1 | — | 462/11 | 66 | 19 | — | — | — | — | 38 | — | 5266 |
*Включая 10 с зенитно-пулеметной установкой П-40.
**Включая 2 с зенитно-пулеметной установкой П-40.
Что касается БТ-7М, то основная их часть поступила на вооружение моторизованных дивизий и отдельных батальонов связи механизированных корпусов первой волны формирования. Так, к началу ВОВ, из имевшихся в КОВО 201 танка, 195 были в 81-й мд и 6 — в 184-м обс 4-го мехкорпуса. 169 машин ОдВО числились в 15-й мд 2-го мехкорпуса. 3-й мехкорпус имел 11 танков, 6-й — 40, в том числе 30 — в 4-й тд, 4 — в 7-й тд и 6 — в 185-м обс. 7-й мк МВО имел в 1-й мд 205 БТ-7М и 6 — в 251-м обс. Так же эти танки имела 9-я тд САВО, которая получила батальон из 50 танков, переданный из 1-й мд. Были БТ-7М и в ВУЗах: 14 машин числились во 2-м Саратовском БТУ, 2 — в КБТКУТС, 3 — в ВАММ и один — на ЛБТКУКС. Кроме того, 2 танка находились на НИАБТ Полигоне, 5 — на рембазе № 7, 1 — на з-де № 183; местонахождение оставшихся двух танков, включая ОТ-7, пока неизвестно. Скорее всего они были на артиллерийском и химическом полигонах.
К началу Великой Отечественной войны в Оперативные войска НКВД входили: отдельная мотострелковая дивизия особого назначения, 13 (№ 1-6, 8, 10, 13 — 16) мотострелковых, 4 (№ 7, 18, 19, 21) кавалерийских и 3 ремонтных кавалерийских (№ 9, 11, 17) полка. На их вооружении состояли 188 БТ-7 и 72 БТ-7М, а также 12 Т-37 и 40 Т-38.
Согласно штату ОМСДОН имела танковый батальон — 54 БТ-7 и 12 Т-38, полки — по танковой роте из 17 БТ и 5 Т-37/38. Штатную матчасть получили только ОМСДОН и 18-й кп, другие полки были укомплектованы по-разному.
ОМСДОН имела 54 БТ и 12 Т-38, 1-й мсп — 11 и 3, 3-й — 6, 5-й — 12 и 4, 6-й, 8-й и 13-й по 11 и 3, 10-й — 15, 14-й — 8, 15-й — 10, 16 — 13 и 2, 18-й — 17 и 5, 21-й кп — 17 и 1. Распределение оставшихся 64 БТ и 16 Т-37/38 пока неизвестно.
Фото БТ-5
Советские танки БТ-5 на осенних тактических маневрах 1939 года
Неисправный танк БТ-5, врытый в землю в пригороде Москвы. Машина прошла модернизацию в 1938—1939 году (по типу БТ-7). Стоящий на переднем плане боец — скорее всего, из московского народного ополчения, так как вооружен французской винтовкой Лебеля времен Первой мировой войны (старое оружие хранилось на складах и использовалось для вооружения спешно создаваемых воинских частей).
Блокадный Ленинград. Танки БТ-5 направляются на фронт по проспекту Володарского (ныне Литейный проспект)
Десант на броне легкого танка БТ-5 во время Харьковской операции 1942 года
Советский танк БТ-5 ведет огонь по финскому ДОТу на Карельском перешейке
Танк БТ-5 в Испании
Советский легкий танк БТ-5, брошенный и уничтоженный экипажем. Данная машина не имеет характерного для БТ-5 цилиндрического глушителя на корме (убран при модернизации).
Похожее
Танк Т-14 Армата Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-90МС Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк Т-64 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-84У Оплот. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк “Черный орел” Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-72. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк М1А2 Абрамс. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-62 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-3 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Леопард 2 (А1, А2, А3, А4, А5, А6, А7) – немецкий танк
Танк КВ-1 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк Т-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк ИС-3 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк Т-55 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Пантера ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк КВ-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-26 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-54 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк ИС-7 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк ИС-2 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк ПТ-76 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк Т-10 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Алтай. ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель
Танк Т-44 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк М4 Шерман ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-35 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-18 (МС-1) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-28 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк K2 Чёрная пантера. Двигатель. Вес. Броня. Размеры. Вооружение
Танк Т-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк БТ-5 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-60 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Леклерк Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Челленджер-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-40 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк C1 Ариете ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель
Царь-танк (1915 г.) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Первый русский танк “Вездеход” Пороховщикова (1915 г.)
Тип 10 – японский танк
Танк Т-100 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Char B1-bis ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Тип 99 – китайский танк
Танк Mk.IV Черчилль ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Mk.III Валентайн ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Арджун. Вес. Броня. Размеры. Вооружение
Тяжелый танк Менделеева (1911 г.)
Танк ТГ (Танк Гротте) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк СМК ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк Кромвель ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк PzKpfw 38(t) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк М3 Стюарт ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Тип 95 “Ха-Го” ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Рыбинского завода (1915 г.) ТТХ, Фото, Броня
Танк Mk VII Тетрарх ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
You have no rights to post comments
Развитие серии БТ
Серию БТ продолжили — были усилены бронирование и вооружение, была установлена рация (сначала — только на командирских машинах), на БТ последних серий стоял дизельный двигатель.
Колесно-гусеничный движитель активно использовался при разработке новых советских танков. Существовали варианты его использования на Т-26 и среднем танке Т-28, причем была выпущена экспериментальная серия последнего.
Возникла идея создать танк с тремя движителями — плавающий. Одни из первых советских плавающих танков были созданы именно на основе БТ (ПТ-1А). Существовал также проект танка с четырьмя движителями — колёсно-гусеничный, плавающий, способный двигаться по рельсам.
Проводились многочисленные работы по улучшению движения танка на колёсах. Так, разрабатывался привод на все колёса (кроме управляемых) — танк при этом превращался в колёсную машину с колёсной формулой 6×8 (идея реализована при создании А-20). Создавались экспериментальные БТ, способные двигаться при утере одной из гусениц — с одного борта при этом привод был на колёса, а с другого — на ведущее колесо гусеничного хода. При этом, движение гусеницы было синхронизировано с вращением колёс другого борта.
Проблемой всех танков серии БТ была слабая броня. Некоторые источники говорят о том, что советское руководство того времени увлеклось теорией, что быстрота танка компенсирует его слабое бронирование. Тонкая противопульная броня в танкостроении 1930-х считалась нормой. Такой бронёй были защищены все без исключения танки того времени, включая средние и даже тяжёлые, так как до середины тридцатых удачных ПТО не имела ни одна страна мира, и поэтому не существовало необходимости в противоснарядном бронировании. Даже когда появились серьёзные средства противотанковой борьбы, военные не забеспокоились — серьёзных войн с применением танков не было и боевой опыт их применения не накопился. Тем более что усилить броню означало увеличить массу танка, а двигатели того времени не могли позволить такую роскошь.
Исключением были БТ, на которых стояли самые мощные танковые двигатели своего времени. Однако и у БТ было ограничение — колёсный движитель не позволял наращивать массу машины. Даже стандартные БТ не могли двигаться по слабому грунту на колёсах, но нормально шли на колёсах по любой твёрдой дороге, чему свидетельством — многочисленные фотографии с манёвров 1930-х годов.
Конец эры БТ
Советские конструкторы понимали слабость бронирования БТ — это стало особенно очевидно в ходе войны в Испании. Именно для улучшения защищённости танка они, начиная с БТ-7 поздних серий, начали ставить броню с рациональными углами наклона. Стремление максимально защитить танк при сохранении приемлемого веса нашло отражение в колёсно-гусеничном танке БТ-20 (другое название — А-20). Однако втиснуть надёжное бронирование в заданные весовые ограничения (18 тонн) было невозможно.
Инициатором усиления бронирования и вооружения нового танка вступило руководство АБТУ во главе с участником Испанской войны Д. Г. Павловым. КБ Харьковского завода, работавшего над новой машиной, разработало альтернативный танк с чисто гусеничным движителем — А-32. Руководителем КБ был М. И. Кошкин, так как в январе был арестован предыдущий руководитель КБ (А. О. Фирсов).
В августе 1938 года проекты А-20 и А-32 были представлены на заседании Главного военного совета РККА при Наркомате обороны. Военные одобрили колёсно-гусеничный танк, но И. В. Сталин приказал провести сравнительные испытания обоих вариантов танка.
В мае 1939 года А-20 и А-32 были изготовлены, а в июле прошли государственные испытания. И даже по окончании испытаний военные продолжали колебаться — отказаться от колёсно-гусеничного движителя они не решались. Ситуацию решило следующее испытание, прошедшее в сентябре на испытательном полигоне под Москвой. На испытание М. И. Кошкин представил усиленный вариант гусеничного А-32 — Т-32 (с 76-мм пушкой Л-10 и толстой бронёй). Новый танк произвёл фурор — в нём удачно соединились и скорость, и бронирование, и мощное вооружение. После того, как лично К. Е. Ворошилов заявил, что «именно такая машина нужна Красной Армии», судьба танка была решена. По результатам испытаний Т-32 был доработан (в частности, ещё более усилено бронирование) и запущен в производство под названием Т-34.
На этом в СССР закончилась эпоха быстроходных танков. С появлением Т-34 производство танков БТ было свёрнуто (хотя на танкоремонтных заводах танки БТ продолжали восстанавливать минимум до середины 1942 года).
Примечания
- ↑ Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 114—115
- Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 115—116
- Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 124
- Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 137
- Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 137—138
- Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 139—141
- ↑ Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 145
- Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 151
- Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 152
- Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 157
- Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 138—157
- Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 158—159
- Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 158
- Танки БТ. Павлов, Желтов, Павлов. с. 163—164
- ↑ Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 164
- Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 167
- Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 168—169
- ↑ Холявский Г. Л. Энциклопедия танков.
-
БОЕВОЙ И ЧИСЛЕННЫЙ СОСТАВ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР
В ПЕРИОД
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(1941-1945 гг.)Статистический сборник № 1
(22 июня 1941 г.). - Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 171
- М. Барятинский «Советские танки в бою» М. Яуза 2006 г.
- Средний танк Panzer IV. М. Барятинский. Бронеколлекция. — 1999. — № 6
- Холявский Г. Л. Энциклопедия танков
- . the.shadock.free.fr (15 мая 2018). Дата обращения: 30 мая 2018.
История
Параллельно с основной модификацией выпускались артиллерийские танки БТ-7А с башней увеличенного размера с 76-мм пушкой образца 1927/32 годов (КТ) и тремя пулемётами ДТ, один из которых располагался в шаровой установке справа от пушки, второй — в дверке ниши и третий — в зенитной турельной установке П-40. Боекомплект танка состоял из 50 выстрелов и с 3339 патронов у линейного и 40 выстрелов и 2016 патронов у танков с радиостанцией.
В опытном порядке на БТ-7А устанавливались 76-мм пушки Л-10, Л-11 и Ф-32. Всего было выпущено 155 танков БТ-7А..
Производство БТ-7А
1934 — 1 (являлся прототипом БТ-7, но с 76-мм пушкой)
1936 — 5
1937—149
Из 149 танков выпуска 1937 года были сданы только 117. Для 32 машин не хватало пушек КТ. В результате в 1938 один танк без вооружения отправили на завод № 92, ещё 10 получили долгожданные пушки КТ, а на оставшихся 21 заменили башню на обычную конусообразную с 45-мм 20К от БТ-7. Эти танки поступали на укомплектование артиллерийских дивизионов, взаимодействующих с танковыми подразделениями.
Таким образом полноценных БТ-7А выпустили только 133 и ещё один остался без постоянного вооружения (именно его использовали для испытаний пушки Ф-32). К началу Великой Отечественной 15 из них списали.
Применение и оценка
БТ прошли славный боевой путь, приняв участие во всех конфликтах и войнах, в которых принимал участие СССР с начала 1930-х годов до 1945 года. БТ повоевали и в Испании, где показали полное превосходство над немецкими и итальянскими танками (точнее — пулемётными танкетками). Они отлично показали себя в столкновениях с японцами, продемонстрировав отличные качества для нанесения глубоких и охватывающих ударов (в соответствии с теорией глубокой операции).
45-мм пушки гарантированно поражали любую бронетехнику того времени. Броня БТ надёжно защищала от пуль и осколков, но при столкновении с войсками, насыщенными ПТО (как, например, в Финляндии), начинались проблемы. Мало того, что БТ не выдерживали попадания бронебойных снарядов, машины оказались ещё и легковоспламеняющимися из-за установленных вдоль бортов БТ бензобаков с целью увеличения запаса хода. При попадании снаряда в борт, возгорание было почти неизбежно.
Тем не менее, танк доказал свои высокие боевые качества, а гибель машины от огня ПТО считалась тогда неизбежным злом.
БТ по достоинству оценили англичане. После посещения Киевских манёвров 1936 года, в которых приняли участие сотни танков БТ, английское военное ведомство приобрело у Кристи один танк его конструкции. На его основе создан танк A13, который (в разных вариантах) стал основой английских танковых сил. Развитием A13 стали знаменитые английские танки «Кромвель» и «Крусейдер».
Подбитый в боях с немцами БТ-7
БТ активно применялись и в начале Великой Отечественной войны. По своим боевым качествам они наголову превосходили немецкие лёгкие танки Pz-I и Pz-II. При сравнении с Pz-III, Pz-IV, 38(t) и 35(t) видно, что БТ превосходят их по мощностным характеристикам. А. Б. Широкорад в книге «Танковая война на восточном фронте» отмечает, правда, что Pz-III на полигоне 1939 года оказалась неприятным сюрпризом для советских инженеров и военных. Германский танк при меньшей удельной мощности развивал равноценную с БТ скорость; а его цементированная броня оказалась крепким орешком для «мягких» советских снарядов. Танки БТ по огневой мощности были сравнимы с Pz-III (37- или 50-мм орудие), в то время как Pz-IV вообще не предназначался для борьбы с бронетехникой (до 1942 года эти танки вооружались короткоствольным 75-мм орудием). Но на дистанции действительного огня и БТ, и немецкие танки могли поражать друг друга — броня на всех была тонкая. И здесь против БТ работала его «слепота», вообще характерная для советских танков того времени. Отсутствие командирской башенки не позволяло командиру наблюдать за полем боя. То, что командир совмещал функции наводчика, также не повышало боеспособность танка. Вопреки навязанному литературой мнению танки БТ были достаточно сильно вооружены. Танковая пушка калибра 45 мм появилась в результате глубокой переделки купленного в 1930 году у фирмы Рейнметалл 37 мм противотанкового орудия, состоявшего на момент 22 июня 1941 года на вооружении Вермахта. Результатом переделки стал тяжёлый осколочно-фугасный снаряд, которым не мог похвастать прототип, и незначительное увеличение бронепробиваемости. Плохая оптика не позволяла в полной мере использовать возможности артсистемы, но. даже «Пантера» T-V имела проекции, поражаемые «сорокопяткой». (А. Б. Широкорад «Энциклопедия отечественной артиллерии»)
Иван Васильевич Болдин вспоминает в своих мемуарах, как три танка БТ, с боеприпасами, но без горючего, подкараулили колонну немецких танков, и нанесли ей значительные потери. Таким образом, танки БТ, при грамотном использовании, тогда ещё являлись вполне эффективным оружием.
Судя по всему, причины массовой гибели БТ в начале войны стоит искать не в конструктивных недостатках машины, а в общем ходе боевых действий. Неисправные БТ бросались при отступлении, подбитые машины невозможно было восстановить, танковые подразделения не получали боеприпасов и ГСМ. В таких обстоятельствах массово гибли не только БТ, но и Т-34 и КВ. В ходе тяжёлых боёв 1941 — начала 1942 БТ были почти полностью истреблены. К середине 1942 года о них уже нет никаких упоминаний.
Брошенные и подбитые БТ охотно восстанавливались противником. Финны, кроме того, выпустили небольшую серию 114-мм САУ на шасси БТ-7 (BT-42).
Последний раз БТ пошли в бой в ходе Советско-японской войны в 1945 году. На Дальнем Востоке к тому времени сохранилось некоторое количество этих танков и они показали себя эффективными при разгроме Квантунской группировки.
Порядок исследования модулей:
Ходовая | Башня | Орудие | Двигатель | Радиостанция | Двигатель | |
Итог: Кредиты: 70280 Опыт: 8500 |
||||||
БТ-7 | БТ-7 обр. 1937 г. | 37 мм ЗиС-19 | М-17Т | 12LL | В-2 |
|
315 опыта — 1700 кредитов | 325 опыта — 1730 кредитов | 160 опыта — 13460 кредитов | 850 опыта — 1040 кредитов | 5600 опыта — 33600 кредитов | 1250 опыта –18750 кредитов |
Подробней по исследованию.
- Ходовая БТ-7 — добавит грузоподъемности, а также увеличит манёвренность танка.
- Башня БТ-7 обр. 1937 г.
Ссылки
- Ресурсы World of Tanks
- Танковедение
- Тема на официальном форуме
- Записи боев на БТ-7
- В сети Интернет
- БТ-7 // Википедия
- Быстроходный танк БТ-7 // Броне-сайт
Техника СССР
Лёгкие танки | I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45 • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх • III БТ-СВ • III ЛТП • III М3 лёгкий • III БТ-7 артиллерийский • III Т-116 • III БТ-5 • III Т-127 • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2 • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432 • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ |
Средние танки | III Т-29 • IV А-32 • IV Т-28Э с Ф-30 • IV Т-28 • V Матильда IV • V Т-34 экранированный • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М • VI Т-34-85 Rudy • VI М4-А2 Шерман Лозы • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец • VIII Т-44-100 (К) • VIII Т-44-100 (Р) • VIII Т-44-100 (У) • VIII СТГ • VIII СТГ Гвардеец • VIII Объект 274а • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907 • X Т-22 ср. • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А |
Тяжёлые танки | V Черчилль III • V КВ-220-2 • V КВ-220-2 Бета-Тест • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р) • VI КВ-85 • VI Объект 244 • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122 • VII ИС-2М • VII ИС-2 экранированный • VII ИС-2 • VIII ИС-3 • VIII ИС-6 • VIII ИС-6 Ч • VIII КВ-5 • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730) • VIII ИС-3 с МЗ • VIII КВ-4 Креславского • VIII Объект 252У Защитник • VIII Объект 252У • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260 • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний • X СТ-II |
ПТ-САУ | II АТ-1 • III СУ-76И • IV СУ-85Б • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И • VI СУ-100 • VI СУ-100Y • VII ИСУ-122С • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44 • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130 • VIII Т-103 • VIII СУ-130ПМ • VIII ИСУ-152К • VIII СУ-101 • IX К-91-ПТ • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4 |
САУ | II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261 |
Лёгкие танки
Техника СССР | I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45 • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх • III БТ-СВ • III ЛТП • III М3 лёгкий • III БТ-7 артиллерийский • III Т-116 • III БТ-5 • III Т-127 • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2 • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432 • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ |
Техника Германии | I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D • II MKA • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f) • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15 • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm • VIII leKpz M 41 90 mm GF • VIII HWK 12 • VIII HWK 30 • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen |
Техника США | I T1 Cunningham • II M2 Light Tank • II T1E6 • II T2 Light Tank • II T7 Combat Car • III M22 Locust • III M3 Stuart • III MTLS-1G14 • IV M5 Stuart • V M24 Chaffee • V M7 • VI M24E2 Super Chaffee • VI T21 • VI T37 • VII T71 CMCD • VII T71 DA • VIII T92 • VIII M41 Walker Bulldog • IX T49 • X XM551 Sheridan |
Техника Франции | I Renault FT • II D1 • II AM 39 Gendron-Somua • II AMR 35 • II FCM 36 • II Renault R35 • II Hotchkiss H35 • III AMX 38 • IV AMX 40 • V AMX ELC bis • VI AMX 12 t • VI Panhard AMD 178B • VII AMX 13 75 • VII Hotchkiss EBR • VII AMX 13 57 • VII AMX 13 57 GF • VIII Panhard EBR 75 (FL 10) • VIII Panhard AML Lynx 6×6 • VIII Bat.-Châtillon 12 t • VIII ELC EVEN 90 • IX AMX 13 90 • IX Panhard EBR 90 • X Panhard EBR 105 • X AMX 13 105 |
Техника Великобритании | I Cruiser Mk. I • II M2 • II Cruiser Mk. II • II Light Mk. VIC • III Valentine • III Stuart I-IV • III Cruiser Mk. III • IV Cruiser Mk. IV • V Covenanter • VI A46 • VI Crusader • VII GSR 3301 Setter • VIII FV1066 Senlac • VIII LHMTV • IX GSOR3301 AVR FS • X Manticore |
Техника Китая | I Renault NC-31 • II Vickers Mk. E Type B • III Type 2597 Chi-Ha • IV M5A1 Stuart • VI 59-16 • VI Type 64 • VII Type 62 • VII WZ-131 • VIII WZ-132 • VIII M41D • IX WZ-132A • X WZ-132-1 |
Техника Японии | I Renault Otsu • II Type 95 Ha-Go • II Type 97 Te-Ke • III Type 97 Chi-Ha • III Type 98 Ke-Ni • IV Type 5 Ke-Ho |
Техника Чехословакии | I Kolohousenka • II LT vz. 35 • III LT vz. 38 |
Техника Польши | I 4TP • II TKS z n.k.m. 20 mm • II 7TP • III 10TP • IV 14TP |
Техника Швеции | I Strv fm/21 • II Strv m/38 • II L-60 • III Strv m/40L |
Техника Италии | I Fiat 3000 • II L6/40 |
Преимущества переносного зенитного ракетного комплекса «Игла» перед «Игла-1»
Увеличенная дальность поражения воздушных целей на встречных курсах благодаря повышении предстартовой чувствительности головки самонаведения ракеты. Возможность уничтожения крылатых целей.
Возможность борьбы на догонных и встречных курсах с перспективными и современными воздушными целями в условиях использованиями ими искусственных тепловых помех, создающих решающим устройством.
Единый пусковой механизм, что обеспечивает пуск и наведение на цель ракет как комплекса «Игла», так и «Игла-1».
Наведение не прямо в прочный двигатель, а в остальные части корпуса, и использование неизрасходованного топлива для подрыва.
Электронный планшет для предварительного выделения воздушной цели стрелками и командиром, что исключает вероятность внезапного появления целей. За счет более раннего начала боя обеспечивает больший радиус обстрела.
Бесконтактный взрыватель существенно превосходит зарубежные варианты, так как срабатывает на металлическую цель, что исключает любые типы ложных целей, выбрасываемые в больших количества и быстро, создающие плотное физическое облако (оно требует заново захватить цель), что идущую с высокой скоростью, особенно, если эта штора возникает прямо между целью и ракетой (пачки фольги для ослепления радиолокационной станции, а также физически засложяющие от других диапазонов частот, но эффект от них будет кратковременны, так как цель способна маневрировать с высокой перегрузкой, постоянно создавая помехи: ИК-ловушки, дополнительные отражатели, оптические помехи из самых разных источников)
В случае стрельбы по неметаллическим целям, важно избавиться от штурмовой авиации, которая бьет прямой наводкой высокомощными и малоценными боеприпасами, а не сбивать пластиковые тихоходные БПЛА с практически аналогичной эффективностью.
Использование современной тепловой ГСН с охлаждением позволило использовать для снижения аэродинамического сопротивление изящную иглоподобную конструкцию, а не «треножник», который используется на ракете комплекса «Ингла-1». Такое техническое решение было придумано специалистами КБМ ее до того как в свободном доступе появилась информация об использовании аэродинамической «иглы» на ракете американского производства «Трайдент-1».
Комплекс обеспечивал уничтожение воздушных целей на догонных и встречных курсах, отстреливающих с временными промежутками от 0,3 с и больше тепловые помехи с превышением общей мощности излучения над мощностью излучения цели до 6 раз. При отстреле целями тепловых помех на догонных и встречных курсах залпами или одиночно (до 6 штук в залпе) средняя вероятность поражения воздушной цели одной ЗУР 9М39 за пролет зоны поражения – 0,24 при стрельбе вдогон и 0,31 при стрельбе навстречу. В таких условиях «Игла-1» практически неработоспособен.
Главным внешним отличием переносного зенитного ракетного комплекса «Игла» является расширяющаяся коническая передняя часть пусковой трубы.