Постсоветские и иностранные модификации танка т-72

Содержание

Боевое применение

Впервые танк применили при боевых действиях в 1982 году в Ливане, в долине Бекаа. Две сирийские танковые бригады попали в окружение и было принято решение отправить им на помощь элитную бригаду, оснащённую новыми Т-72. Они успешно уничтожили несколько израильских М60, практически не понеся потерь, прорвав тем самым окружение.

В Ираке советские машины проявили себя ещё лучше, практически без достойного сопротивления уничтожая Чифтены и Скорпионы, а всего за 8 лет войны, было потеряно 60 танков.

А вот во время вторжения в Кувейт, где советским ОБТ противостояли американские Абрамс М1А1 новой модификации, оснащённые 120 миллиметровой немецкой пушкой, было потеряно до 250 Т-72. Более того, известен случай, когда увязший в грязи Абрамс был атакован 3 Т-72, уничтожил их, и был отбуксирован на базу, после чего вновь вступил в строй.

Такое соотношение потерь можно объяснить отсутствием современных снарядов, способных справиться с бронёй Абрамса, у Ирака.

В Грузии, Чечне и Осетии Т-72 опять понесли большие потери, причём в Осетии обе стороны конфликта были вооружены ими, но Россия потеряла 2 танка, а Грузия 18, что доказывает то, что все эти потери произошли лишь из-за плохой подготовки экипажей и неправильного командования.

Действительно, во время штурма Грозного, танки применялись без прикрытия стрелков в городских условиях и уничтожались выстрелами в борта и корму, при этом случаи пробития лобовой брони неизвестны.

Были отмечены надёжность на марше в горных условиях и способность выдерживать многочисленные попадания без заметных повреждений.

Ссылки

Модификации танка

Вторая модернизация Т-72Б

За более сорока лет эксплуатации для Т-72 было изготовлено множество модификаций. Еще на этапе разработки в конце 60-х годов имелось несколько проектов, наработки которых задействованы в дальнейшем улучшении танка.

Среди советских и российских модификаций танка Т-72 выделяют:

  • Т-72 «Урал» — базовый вариант танка;
  • Т-72К — командирский танк с дополнительной навигацией, улучшенной радиостанцией Р-130М и автономным источником питания;
  • Т-72А — модернизация 1979 года, получила улучшенное бронирование, дополнительные приборы наблюдения и наведения, дымовые гранаты, двигатель В-46-6 с увеличенной динамикой ходовой части;
  • Т-72АК — командирский вариант модернизированного танка;
  • Т-72М и Т-72М1 — экспортная модель Т-72А и ее модернизация;
  • Т-72АВ — модернизированный танк с навесной динамической защитой «Контакт»;
  • Т-72Б — модернизация танка 1985 года, получила комплекс управляемого вооружения «Свирь», динамическую защиту «Контакт», двигатель В-84, новую пушку 2А46М, броня усилилась до 570 мм;
  • Т-72Б1 — командирский вариант Т-72Б;
  • Т-72С — экспортная облегченная модификация, после срыва некоторых поставок поступила на вооружение армии РФ;
  • Т-72Б2 «Рогатка» получила улучшенное орудие 2А46М5 с повышенной точностью стрельбы, появилась электромагнитная защита против мин;
  • Т-72Б3 имеет несколько образцов (2011, 2014 и 2016 гг) с современным оснащением, вооружением и бронированием.

С учетом экспортных поставок модернизации и модификации Т-72 появлялись и в других странах. По лицензии танк изготавливался в Югославии (М-84), Польше (РТ-91), Чехословакии и Индии, на его основе в данных странах разрабатывались и собственные модели. После распада СССР свои версии появились у Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана. Собственные модификации Т-72 имелись также у Израиля, Румынии, Ирака.

История создания

Т-72 экспортировался в Алжир, Болгарию, Венгрию, Индию, Иран, Кубу, Ливию, Мьянму, Северную Корею, Польшу, Румынию, Сирию, Финляндию, чешскую республику и Югославию.

В ноябре 2005 года Венгрия передала правительству Ирака 77 танков Т-72. По состоянию на 2009 год правительство Ирака планировало закупить 2000 танков Т-72 наряду с модернизацией танков Т-72С, а Венесуэла планировала закупить 92 российских танка Т-72.

Танк Т-72А выпускался до 1985 года, наряду с экспортными версиями Т-72М И Т-72М1. Т-72Б поступил в производство в 1985 году. Экспортная версия Т-72Б, Т-72С имеет новый двигатель и систему подвески и сконфигурирована для установки противоракетной активной брони (ERA).

Временная непригодность

Ограниченно годен к военной службе: категория В

Многие граждане путают классификационные категории «В» и «Г». Чтобы внести ясность, нужно определить, что представляет собой группа «Г». Данная категория присваивается временно на полгода или год. Когда указанный период заканчивается, гражданину приходится повторно проходить медкомиссию в военкомате.

Перечень заболеваний, при диагностировании которых врачи присваивают классификационную категорию «Г»:

  1. Туберкулез, после полноценного излечения которого призывник считается полностью пригоден к прохождению воинской службы, может быть отнесен к классификационной категории «А» или «Б»;
  2. Лепра;
  3. ВИЧ;
  4. Венерические заболевания и другие инфекции;
  5. Диагностированное ожирение;
  6. Дистрофия;
  7. Шизофрения;
  8. Наркоманы проходят постановку на учет в специализированном медицинском учреждении;
  9. Нетрадиционная половая ориентация, другие расстройства психики индивида;
  10. Психозы;
  11. Эпилептические припадки;
  12. Детский церебральный паралич;
  13. Онкологические процессы головного, спинного мозга;
  14. Болезни, ухудшающие зрение;
  15. Отсутствие ушной раковины;
  16. Проблемы со слухом;
  17. Расстройства сердечно-сосудистой системы;
  18. Болезни горла, которым сопутствуют проблемы с дыханием;
  19. Больше десяти зубов расположены на верхней или нижней челюсти;
  20. Заболевания крови, нарушения функционирования кровяных телец, тромбофилия и т.п.;
  21. Эутироидный зоб;
  22. Диабет;
  23. Шизофрения;
  24. Дисфункции психического развития;
  25. Рассеянный склероз;
  26. Энцефалит;
  27. Гнойная форма отита;
  28. Сердечная недостаточность;
  29. Диагностированная гипертония;
  30. Тяжелые формы геморроя;
  31. Астма.

Это только часть перечня заболеваний и расстройств, при диагностировании которых призывникам присваивается категория «В» и выдается военный билет с указанием осваиваемой специальности.

Возможные последствия для представителей категории «В»

Одного желания служить в армии — мало!

Прежде всего, нужно понимать, что призывники, которым после прохождения медкомиссии была присвоена классификационная категория «В», не будут привлекаться к срочной, либо контрактной службе в период, когда в стране мир.

Такие же ограничения относятся к призывникам, которым присвоена категория «Д». Разница между этими группами заключается в том, что последние не будут призываться даже при проведении всеобщей мобилизации.

Когда призывнику присваивается категория «В», ограничивается его возможность трудоустройства в той или иной отрасли системы народного хозяйства. К таким отраслям относятся:

Подобные запреты не могут распространяться на какие-либо другие разновидности гражданской службы или работы в муниципальных органах. Какие возможности остаются у желающих посвятить свою жизнь военной службе, либо попросту отдать долг родине.

По своей сути такие поправки подразумевают возможность для людей проходить повторные обследования. Следовательно, если предварительно призывнику была присвоена классификационная категория «В», он может вылечиться, улучшить состояние здоровья, пройти медкомиссию еще раз.

По результатам повторной проверки в индивидуальном порядке будет принято постановление относительно изменения классификационной категории для возможности прохождения военной службы в рядах ВС РФ. Повторная медкомиссия может проходиться призывником сколько угодно раз.

Относительно классификационных категорий призывников распространяется множество слухов

Необходимо обязательно обратить внимание на то, что категория «В» подразумевает утверждение минимальных ограничений

Например, отсутствие возможности оформления водительского удостоверения при ограниченной пригодности к несению военной службы является недостоверной информацией. По данному вопросу отношение к той или иной категории военнослужащих не может играть никакой роли.

Единственной проблемой, которая может послужить препятствием в оформлении водительских прав, считается диагностированное заболевание, в соответствии с которым медицинские работники присвоили призывнику классификационную категорию «В».

Сотрудники ГИБДД не уполномочены отказывать гражданам в оформлении водительских прав, у которых в военном билете указывается ограничение по пригодности к несению службы. Это правило относится и к другим разновидностям оформляемой документации.

В мирное время граждане с присвоенной классификационной категорией «В» не могут проходить службу по контракту, либо проходить обучение в военных училищах. Такие граждане лишаются возможности проходить службу в МВД, либо иных силовых структурах.

Присвоение такой категории подразумевает автоматическое определение призывника в запас без прохождения военной подготовки.

Ограниченно годен к военной службе — что это значит, разъяснит видеоматериал:

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – основной боевой танк;
  • Боевая масса – 41 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Годы разработки – с 1967 по 1973;
  • Годы эксплуатации – с 1974;
  • Количество выпущенных – около 30 тысяч штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6670 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 9530 мм;
  • Ширина корпуса – 3590 мм (по бортовым экранам) / 3370 мм (по гусеницам);
  • Высота – 2190 мм;
  • База – 4270 мм;
  • Клиренс – 428-470 мм.

Бронирование

  • Тип брони – катаная и литая стальная и стально-текстолито-стальная комбинированная;
  • Лоб корпуса – от 310(450)до 750(1100) мм в различных модификациях;
  • Лоб корпуса (верх) – суммарно 205 / 68°  мм/град и второй слой 60°, комбинированная;
  • Лоб корпуса (низ) – 85 / 60° мм/град;
  • Лоб башни – от 410(500) до 800(1200) мм в различных модификациях.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 125-мм 2А26;
  • Тип пушки – гладкоствольная пушка;
  • Длина ствола – 48 калибров;
  • Боекомплект пушки – 39;
  • Углы ВН: -6°13’…+13°47′;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Дальность стрельбы – до 9,4 км;
  • Прицелы – прицел-дальномер ТПД-2-49, перископический ночной ТПН-1-49-23;
  • Пулемёты – 1 × 12,7 НСВТ, 1 × 7,62-мм ПКТ.

Подвижность

  • Тип и марка двигателя – В-46 V-образный дизельный 12-цилиндровый с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 780 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 60 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 35-45 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 500-650 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 320-650 км;
  • Тип подвески – индивидуальная торсионная;
  • Удельное давление на грунт – 0,83кг/см² ;
  • Преодолеваемый подъём – 30 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,85 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,6-2,8 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,2 м.

Достоинства и недостатки

Страны-операторы Т-72 и его модификаций, красным отмечены бывшие эксплуатанты

Основное преимущество Т-72 — его универсальность. Оптимальное сочетание ключевых показателей сделало танк одним из самых массовых по производству, особенно среди ранних моделей. До сих пор модернизированные версии остаются востребованными.

Другое преимущество танка — хороший ресурс модернизации. Первоначальная конструкция оказалась не только удачной для практического применения, но и позволила совершенствовать машину, разрабатывая многочисленные модификации.

Однако не обошлось и без недостатков. Одним из первых устранили монолитное бронирование башни, заменив его на комбинирование. Однако остались проблемы с компоновкой и тесном размещении экипажа.

Данный аспект осложняется наличием топливных баков и боекомплекта рядом с экипажем. В случае подрыва машины покинуть ее довольно сложно, особенно при возникновении пожара или ранении. Это негативно сказывается и на экипаже, нередко из-за паники покидались еще пригодные для боя и ремонта танки.

Обращают внимание и на высокую стоимость модернизации, особенно в отношении радиоэлектронного оборудования. Данный аспект ставит под сомнение дальнейшее применение Т-72 и его модификаций для современных методов ведения боя

Несмотря на это использование таких машин в массовых сражениях остается актуальным.

Бронезащита

Броня корпуса создавалась сильно дифференцированной, комбинированного типа. Верхняя лобовая деталь представляла собой лист трёхслойной комбинированной брони, состоящий из 80 мм стального наружного, 105 мм среднего стеклотекстолитового и 20 мм стального внутреннего слоёв. Этот лист располагался под углом в 68 градусов, благодаря чему его приведённая толщина достигала 550 мм. Нижняя лобовая деталь — лист обычной катанной гомогенной броневой стали толщиной 85 мм под углом 60 градусов.

Борта корпуса, расположенные вертикально, имели толщину 80 мм в области обитаемого объема и 70 мм в области моторно-трансмиссионного отсека.

Так же на боках корпуса имелись противокумулятивные бортовые экраны, состоящие из алюминиевого сплава, которые в походном состоянии можно было складывать, прижимая к пылевым щиткам для того, чтобы избежать случайных повреждений.

Башня изначально создавалась и производилась с монолитным бронированием, что большинство считало главным и наиболее критичным недостатком ОБТ, поэтому в 1979 году на модификации под обозначением Т-72А была установлена башня с комбинированной современной бронезащитой.

Так же у всех современных модификаций лобовые и боковые части корпуса с башней имеют дополнительную навесную или встроенную динамическую защиту.

Расходы

Основное вооружение

Основное орудие Т-72 — гладкоствольная пушка калибром 125 мм. В дополнение к ней используются два пулемета — НСВТ (Никитина-Соколова-Волкова танковый) «Утес» 12,7 мм и ПКТ (пулемет Калашникова Танковый) 7,62 мм. Первый применяется в качестве зенитного вооружения, может направляться только вручную при открытом люке. ПКТ спарен с пушкой.

Гладкоствольная пушка 125 мм

На Т-72 применяется гладкоствольная пушка Д-81ТМ с индексом 2А26М. Длина ствола составляет 48 калибров. В горизонтальной плоскости танк способен вести огонь по всей окружности. Вертикальный диапазон наведения варьируется от –6°13′ до +13°47′.

Дальность стрельбы и боекомплект

Дальность стрельбы орудия Т-72 рассчитана на 9,4 км. Боекомплект танка составляет 39 снарядов. Из них 22 подаются с автоматической перезарядкой, остальные заряжаются вручную командиром.

Применение в боевых условиях

С момента принятия на вооружение Т-72 и его модификации активно применялся своими операторами во всех конфликтах на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, на Кавказе и Украине. С применением данного танка выделяет следующие операции:

  • Ирано-Иракская война 1980-88 гг;
  • Ливанская война 1982 г;
  • Чадско-Ливийский конфликт 1987-90 гг;
  • Война в заливе 1990-91 гг;
  • Августовский путч 1991 в СССР;
  • Нагорно-Карабахский конфликт 1991-94 гг;
  • Боснийская война 1992-95 гг;
  • Гражданская война в Таджикистане 1992-95 гг;
  • Чеченские войны 1994-96 и 1999-2002 гг;
  • Конфликт в Косово 1998-99 гг;
  • Иракская война 2003 г;
  • операция в Беслане 2004 г;
  • Война в Южной Осетии 2008 г;
  • Гражданская война в Ливии 2011 г;
  • Пограничный конфликт в Судане 2012 г.

Т-72 использовались также в миротворческих миссиях Индии в Шри-Ланке и в Сомали. Данные танки до настоящего времени применяются в Сирии с 2011 года, а также в конфликте на востоке Украины с 2014 г.

Автор статьи:
Парпурин Вадим

Общая информация

ИЖ-58 — двустволка классической компоновки с горизонтальным расположением стволов. При его производстве использовались качественные материалы, включая уникальную оружейную сталь завода ИЖМАШ. Для придания высокой прочности проводилась обработка фирменного металла на специализированном оборудовании с последующей его термообработкой.

История этого оружия начинается в 1958 году. Тогда команда опытных инженеров, которой руководил Л. Пугачёв, занялась проектированием недорогой двустволки для широкого круга — охотников, промысловиков, народов Севера, пастухов и т.д. В задачу группы входило максимально снизить себестоимость новой гладкостволки, разрабатываемой на базе ИЖ-54. Для этого решили несколько упростить конструкции Иж-54 и частично использовать другие материалы. 58-е орудие оказалось технологичнее, а его конструкция стала проще в производстве и обслуживании, что позволило снизить расходы на производство ружья.

Модификации ИЖ-58:

  • ИЖ-58МА-20М — сделана на базе классического оружия ИЖ-58 под мощные боеприпасы Магнум;
  • ИЖ-58-16 — стандартное ружьё под заряды 16-го калибра;
  • ИЖ-58-12 — стандартное ружьё под патроны 12-го калибра;
  • ИЖ-58МА — усовершенствованная винтовка, которая позволяла использовать патроны 12 и 16 калибров. Для повышения безопасности был установлен автоматический предохранитель;
  • ИЖ-58МАЕ — аналогичная прошлой версии модификация. Отличие заключается в наличии эжектора.

Конвейер с ИЖ-58 остановился в 1986 году. В тот же год на Лейпцигской Ярмарке двустволка получила золотую медаль. Этой награды она удостоилась за конструкционные решения, высокую надёжность и большой запас рабочего ресурса. Всего было выпущено около 850 тысяч ружей, учитывая разные версии и модификации. Многие любители оружия в своих коллекциях имеют ИЖ-58. Заграницей и вовсе считается роскошью иметь в своём владении такую двустволку.

Особенности конструкции

Танк Т-72 выполнен по классической советской схеме с разделением внутриброневого пространства на три части: отсек управления, боевое отделение и МТО (моторно-трансмиссионный). В передней части машины, за основной броней располагается место механика-водителя и органы управления движением.

Всего членов экипажа 3. Остальные размещены в боевом отделении в центре танка. Это командир и наводчик. В корме установлена силовая установка и элементы трансмиссии.

Т-72 вид сбоку

Там же расположен автомат заряжания орудия на 22 снаряда. В отличие от Т-64, устройство танка Т-72 не привязано к башке и не нужно разбирать часть боеукладки, чтобы добраться до отсека управления. После выстрела происходит очистка внутреннего пространства от пороховых газов, путем вытяжки вентилятором наружу.

В башне имеется люк для сброса поддона стреляной гильзы, которая сгорает во время залпа. Если в карусели АЗ закончатся снаряды, возможна зарядка пушки в ручном режиме. Эту функцию исполняет командир.

Средняя скорострельность составляет 6-8 выстрелов в минуту.

Башня приводится в действие гидравлическим и ручным приводом. В верхней левой части расположен основной люк для погрузки и выгрузки экипажа. На передней части устанавливается фонарь. Внутри башни имеются приборы наблюдения, включая прицелы, обзорные устройства, приборы ночного видения. В последних модификациях начали появляться тепловизоры. Для стабилизации используется двухплоскостной стабилизатор.

Объект 172М1 Вид сбоку и сверху

Галерея

ГАЗ-32212–764

ГАЗ-32212–264 это заднеприводный микроавтобус Газель-Бизнес с бензиновым двигателем УМЗ-4216. Количество мест: 12 пассажирских, 1 водительское. Может использоваться в качестве как городского маршрутного такси, так и на пригородных рейсах. Все сидения направлены вперед по ходу движения автобуса и оснащены ремнями безопасности.

Оптимальная планировка салона

Микроавтобус рассчитан на перевозку 12 человек

По сравнению с пригородной модификацией он лишился одного посадочного места, но стал более удобным в посадке и высадке — теперь этот процесс занимает считанные секунды, что очень важно для работы с большим пассажирским потоком. Оптимизированное расположение сидений позволяет передвигаться по салону без каких-либо ограничений, а также исключает возникновение чувства тесноты

Такая компоновка делает автомобиль подходящим как для общественного транспорта, так для организации служебной развозки или трансфера.

Бензиновый двигатель

Силовой агрегат Газели производится Ульяновским заводом. Этот мотор сочетает в себе лучшие черты своих предшественником с новейшими технологиями —такими, как микропроцессорное управление впрыском. Среди его достоинств стоит назвать экономичность, исключительную простоту обслуживания и доступность запчастей, надёжность. Кроме того, двигатель производства УМЗ можно адаптировать для работы на метане или пропан-бутане, значительно уменьшив уровень расходов на топливо.

Повышенная комфортабельность

Все кресла установлены по ходу движения, имеют эргономичную конструкцию и снабжены ремнями безопасности. В салоне используется система освещения с большим количеством ламп и дополнительный мощный отопитель. Широкий проём, подножка и поручни способствуют быстрой посадке и высадке пассажиров. Всё это делает микроавтобус Газель подходящим для работы на маршрутах любой протяжённости и обеспечивает высокий уровень комфорта для каждого пассажира.

Задний привод

Заднеприводный автомобиль очень вынослив — он способен работать с большими нагрузками без риска для узлов. Такая компоновка трансмиссии помогает сохранить устойчивость машины и превосходную управляемость даже на скользкой дороге. Сдвоенные задние колёса обеспечивают удобство обслуживания микроавтобуса в пути и позволяют поддерживать стабильное сцепление с дорожным покрытием.

Маршрутные такси стали привычной частью окружающей нас действительности. Компактные, манёвренные и экономичные, они оптимизируют работу транспортной системы городов и делают поездки удобными для пассажиров. Убедиться в этом можно, оценив преимущества пассажирской Газели.

Броня

Первая модернизированная версия Т-72А

Бронирование Т-72 дифференцированное. Конструкция корпуса жесткая, коробчатая, собирается из листов катанной гомогенной броневой стали. Лобовая часть состоит из сходящихся клином двух плит с комбинированным бронированием. Верхняя плита включает 80 мм стального наружного слоя, 105-миллиметрового стеклотекстолитового и внутреннего стального слоя толщиной в 20 мм. Нижняя плита — катаная гомогенная броневая сталь в 85 мм.

Приведенная комбинированная защита эквивалентна 305-410 мм брони. Остальной корпус выполнен из гомогенной катаной стали. Вертикальные борта — 80 мм в передней части и 70 мм в моторно-трансмиссионной. Последняя отделяется от боевого отделения броневой перегородкой.

Описание конструкции

Корпус и бронирование

Форма корпуса и бронирование не изменились относительно обычного Т-72. Корпус и башня защищены броневым покрытием, в том числе комбинированными броневыми массивами над лобовой дугой. С 1988 года была установлена ERA. Ходовая часть защищена панелями брони жаберного типа.

Вооружение

Танк оснащен 125-мм гладкоствольной пушкой Д-81, 7,62-мм башенным пулеметом и 12,7-мм пулеметом ПВО, установленным на командирской башнк. Т-72S имеет 45 патронов калибра 125 мм, из которых 22 снаряда перевозятся на автоматической погрузочной Платформе. Орудие стреляет раздельное заряжание бронебойных отбрасывая й калибр (АПДС), осколочно-фугасные, противотанковые (тепло) снарядов и осколочно-фугасной (он-осколочные) снаряды. Точность стрельбы достигается прицелом лазерного дальномера, баллистическим компьютером и гильзой теплового ствола. Двухосевая стабилизация обеспечивает эффективную стрельбу на ходу. Противотанковый ракетный комплекс танка-9k120 Svir (кодовое название НАТО at-11 Sniper), разработанный Тульским конструкторским Бюро приборостроения KBP.

Система предназначена для поражения танков, оснащенных ЭРА, а также низколетящих воздушных целей. Он имеет дальность от 100 м до 4000 м, и для стрельбы требуется, чтобы танк был неподвижным.

Двигатель и трансмиссия

Танк оснащен V-84 жидкостным охлаждением четырехтактный многотопливный дизельный двигатель, который развивает 618kW (840 л.с.), предоставление мощности к весу 13.8 кВт/т, планетарной коробки передач с гидравлическим серво-контроль, ходовая часть с РМШ отслеживать и торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами.

Танк имеет скорость движения 60 км / ч и 35 км / ч по сухим грунтовым дорогам. Ассортимент на дорогах с основными топливными баками составляет 500 км. Танк может обсудить бродить глубины до 1,2 m без подготовки и шноркели можно приспосабливать для бродить к глубине 5 м.

Защита

Спорить о бронезащите вряд ли есть много смысла, поскольку она проверяется на практике, а не зависит от красивых цифр и испытаний.

Т-72 прошёл множество военных конфликтов, некоторые очень успешно, некоторые нет. Но даже во время штурма Грозного, где из-за плохого командования и взаимодействия было потеряно очень много танков, лобовая броня оставалась практически неуязвимой.

Всем же любителям демонстрировать множество фотографий Т-72 с оторванной башней, можно лишь посоветовать поискать похожие фотографии, которых появляется в сети всё больше, украинских Т-64 и их разрекламированных современных модификаций «Булат».

Навесная динамическая броня «Контакт» более удачно расположена на башне у Т-64, обеспечивая лучшую защиту, и на корпусе Т-72 из-за того, что она прикреплена к гибким экранам, в то время как у Т-64 непосредственно к силовой раме, что позволяет избегать многих повреждений при задевании препятствий да и упрощает ремонт.

Статья о сравнении Т-64 и Т-72 подошла к своему концу, поэтому остаётся лишь сделать выводы.

Особенности конструкции

Внешность и конструкция в целом нового Т-72 соответствовали привычной советской концепции, которая подразумевала сбалансированное сочетание подвижности, огневой мощи и защиты. Его силуэт был низок и малозаметен с любой стороны, а броня имела большие углы наклона. Гладкоствольная 125 миллиметровая пушка могла поражать любые цели того времени, а карусельный автомат заряжания уменьшал количество членов экипажа до трёх, размеры танка и поднимал скорострельность, позволяя при этом произвольно выбирать тип снаряда по приказу командира.

Также танк получил ковш под нижним бронелистом, позволяющий проводить некоторые инженерные работы.

Особенности заряжения

На танке Т-72 имеется электромеханический комплекс, который автоматически заряжает пушку. Он состоит из вращающегося транспортера, механизма подъема кассет, механизма удаления поддонов, досылателя, электромашинного стопора пушки, запоминающего устройства и пульта управления.

Боевой танк СССР оснащен вращающимся транспортером, который монтирован на корпусе машины и включает в себя каркас, электромеханический привод, настил, механизм закрывания окна выдачи со створками, стопор и ручной привод. В каркасе размещаются 22 кассеты, сам он является цельной сварной конструкцией. Кассета представляет собой сваренные две трубы и нужна для размещения выстрела разных типов.

Т-90

Тогда как выпуск Т-72 и Т-80 давно прекращён, Т-90 продолжает строиться серийно. Сохранить производство «Уралвагонзаводу» (УВЗ) помогли многочисленные зарубежные заказы — как на поставку конечной продукции, так и технические комплекты для последующей сборки на мощностях иностранных фирм. Танки этого семейства с 2005 года по лицензии собираются на казённом предприятии Heavy Vehicles Factory (HVF) в городе Авади, штат Тамил Наду, Индия. Намерение организовать у себя лицензионный выпуск выразили Египет и Алжир.

Первоначальный Т-90 представлял дальнейшее развитие Т-72Б, главное отличие — автоматизированная система управления огнём, стрельба в движении управляемой ракетой 9К119 «Рефлекс». Зарубежные источники пишут, что в 1992-2011 гг. российская армия получила до четырёхсот подобных машин. Согласно сообщениям СМИ, МО РФ приняло решение довести все ранее приобретённые танки до уровня характеристик В частности, они получат дополнительные защитные экраны, а комплекты динамической защиты «Афганит» и «Малахит» сделают их более стойкими к средствам поражения противника. Словом, наша армия будет получать как Т-90М полностью новой постройки, так и полученные путём переделки из уже построенных машин ранних модификаций.

Фото автора
Т-90М принимает участие в динамическом показе на полигоне «Алабино».

Большое влияние на развитие «уральской линии» бронетехники оказали иностранные заказчики, прежде всего Индия. Двадцать лет тому назад наш традиционный партнёр по военно-техническому сотрудничеству принял принципиальное решение поставить Т-90 на вооружение в качестве основного боевого танка. При этом заказчик попросил доработать исходный вариант под собственные специфические требования. Необходимо было удалить систему активной защиты «Штора-1», установить климат-контроль и  ряд французских систем, включая тепловизор Thales Catherine-FC.

Реагируя на запросы Дели, российские конструкторы предложили «изделие 188С» с мотором В-92С2. Этот дизельный двигатель создан на основе оригинального В-84МС путём добавления турбокомпрессора. В результате мощность увеличилась с 840 до 1.000 л.с. В дальнейшем машина получила обозначение Т-90С и собственное индийское имя «Bheeshma». Рамочное соглашение по ней подписали в 2001 году, которое с тех пор последовательно претворяется в жизнь путём подписания дополнений. Сегодня число Т-90С в индийском арсенале приближается к двум тысячам.

Когда в 2015 году встал вопрос об очередном улучшении серийного танка, УВЗ предложил Индии экспортный вариант новейшего Т-90М «Прорыв-3». Через пару лет правительство в Дели одобрило запрос военного ведомства на закупку 464 танков Т-90МС. Внешне он отличается башней с большим «ящиком» для снарядов, а также иным боевым башенным модулем и доработанной системой автоматического заряжания гладкоствольного оружия 2А46М-4 калибра 125 мм (или более современным 2A82-1M). Кроме того, танк вооружён парой пулемётов: НСВ «Утёс» калибра 12,7 мм и ПКТМ 7,62 мм. Вместо КДЗ «Контакт-5» используется «Реликт», а активную защиту обеспечивает система «Арена-М». Система управления огнём — «Калина». Рост массы до 47 тонн компенсируется установкой двигателя В-92С2Ф мощностью 1.130 л.с.

Фото автора
Правительство Индии одобрило запрос военного ведомства на закупку 464 танков Т-90МС.

Установочная партия Т-90М прошла испытания в войсках. Впервые на форуме «Армия» он демонстрировался в 2018 году вместе с Т-80БВМ: на полигоне «Алабино» два опытных танка уверенно поразили все цели огнём из 125-мм орудий. Равно как и Т-80БВМ, новый вариант Т-90 значительно отличается от предшественника внешним видом. Во-первых, изменена конструкция башни и корпуса. Во-вторых, на танке появились решётчатые экраны как часть внедрённых мероприятий по повышению защищённости танка. Встроенные средства диагностики обеспечивают лучшие ресурсные показатели. Применение радиопоглощающего покрытия уменьшает заметность танка радиолокационными средствами противника.

Важно подчеркнуть, что разработка обновлённых вариантов давно находящихся на эксплуатации базовых Т-72, Т-80 и Т-90 шла с учётом опыта, приобретённого в ходе контртеррористической операции на территории Сирийской Арабской Республики

При их модернизации принимались во внимание и новые требования к бронированным машинам, в свете их возможного участия в боевых действиях с высокотехнологичным противником

Израильский взгляд на Т-55

Несмотря на то, что велико искушение пустить на БТР тысячи Т-55, ожидающих на запасном пути великой войны на истощение, однако Т-72, возможно, подойдет для этой роли лучше («Т-55 – танк всех времен и народов»). Он крупнее как по корпусу, так и по базе, защищеннее, подвижнее, и их у нас на хранении еще больше, чем Т-55.

Современные тенденции строительства как бронетранспортеров, так и БМП диктуют простые правила: впереди располагается моторное отделение, а в корме просторная аппарель для высадки десанта.

У танка двигатель находится сзади. Проводить перекомпоновку не только сложно, но и дорого.

Израильтяне, когда превращали трофейные Т-55 в тяжелые «Ахзариты», решили проблему не идеально, но изящно: заменили двигатель на современный, более мощный и компактный, поставив его боком. Благодаря этому вдоль правого борта появился коридор, через который бойцы, располагаясь в средней части танка, и высаживаются. Чтобы солдатам не приходилось мучительно выползать через узкий люк, была не только оборудована аппарель, но и разработана гидравлическая система подъема части крыши.

Нам вряд ли что-то мешает повторить этот трюк.

Оценка проекта

Т-72Б3 обр.2011:

В совокупности, из новшеств наличествует только прицел «Сосна-У» и современные цифровые системы связи, а также модернизированный под новые снаряды автомат заряжания (АЗ) и модернизированная пушка 2А46М-5, новый ЦБВ с датчиком погоды, всё остальное 30-летней давности от базовой модели.

Нет приёмников ГЛОНАСС для определения экипажем местоположения танка. Вместо новых двигателей В-92С2 (1000 л. с.), стоят моторы В-84-1 мощностью 840 л. с. после капитального ремонта. По информации ГАБТУ, установка старых двигателей в танки произошла из-за позднего заключения контракта с «Уралвагонзаводом». Вместо современной динамической защиты «Реликт», стоит старый «Контакт-5».

Танк Т-72М1, предназначенный для Алжира по той же цене, оснащён гораздо лучше. В российском варианте модернизации электроника сильно отстаёт от современных танков.

Т-72Б3 обр.2014:

Т-72Б3 обр.2016:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector