«на грани научной фантастики»: как конструктор павел сухой изменил отечественную авиацию

Содержание:

Содержание

Масса снаряженного ГАЗ 3309

Литература

Об авиаконструкторе Павле Сухом

  • Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. Страницы жизни. — 1-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 239 с. — 100 000 экз.
  • Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. — 3-е изд., переработанное и доп.. — Мн.: Беларусь, 1985. — 239 + фотоиллюстрации 16 с. — 90 000 экз.
  • Бодрихин Н. Г., Проклов В. С. Павел Сухой. — М.: Молодая гвардия, 2016. — 324 с.
  • Пешин С. В., автор-составитель. Гордость земли белорусской. . Первое издание. — Мн.: Беларусь, 2015. — 62 с.

Об авиаконструкторе Павле Сухом и истории авиации

  • Байдуков, Г. Ф., лётчик. Чкалов. — Москва: Молодая гвардия. Жизнь замечательных людей. Серия биографическая. Выпуск 12(552), 1983. — 351 с. — 100 000 экз.
  • Байдуков, Г. Ф., лётчик. Первые перелёты через Ледовитый океан. Из воспоминаний лётчика. — Москва: Детская литература., 1987. — 351 с. — 100 000 экз.
  • Беляков А. В., авиационный штурман. Валерий Чкалов. — Москва: ДОСААФ., 1974. — 208 с. — 100 000 экз.
  • Выдающиеся советские авиаконструкторы. Набор цветных открыток. — Москва: Изобразительное искусство, 1989. — ? с. — 85 000 экз./Павел Осипович Сухой. Цветной портрет работы художника А. Г. Кручины. Открытка, двусторонняя печать: Плотный картон. Размер 148×105 мм. Лицевая сторона: Цветная печать, мелованный; Цветной погрудный портрет. Акварель, карандаш. Оборотная сторона: Чёрно-белая печать, матовый шероховатый. Текст: Краткие сведения об изображённой персоне. Выходные данные. Открытка полежит отправке по почте только в конверте.
  • Гончаров А. В. Великий перелёт // Вечерний Минск. — 1997, 23 июня.

Об истории авиации в СССР. 1917—1991 годы

  • Авиация нашей Родины. — Москва: Воениздат, 1955.
  • Агокас Е. В. Основы вооружения самолётов. — Москва, 1947.
  • Бравин Е. Л. Стрелково-пушечное вооружение самолётов. — Москва, 1941.
  • Волков А. Самолёты на войне. — Москва, 1946.
  • Яковлев А. С., авиаконструктор. Советские самолёты. Краткий очерк. Четвертое издание, переработанное и дополненное. — Москва: Наука., 1982. — 408 с. — 25 000 экз.
  • Арлазоров, М. С. Фронт идёт через КБ. Второе издание, исправленное и дополненное. Первое издание в 1969. — М.: Знание, 1975. — 224 с. — 100 000 экз.
  • Цихош, Э., доктор технических наук, Польша. Сверхзвуковые самолёты: Справочное руководство. Второе издание, на русском языке. Перевод с польского. Первое издание, Варшава: 1980. — Москва: Мир, 1983. — Иллюстрации, 224 с. — 43 000 экз.
  • Gunston, Bill. Tupolev Aircraft since 1922. — Naval Institute Press, 1995. — P. 74—77. — 254 p. — (Putnam Aviation Series). — ISBN 1557508828.

О самолётах Павла Сухого во Второй мировой войне

  • Сивков, Ф. Г. Готовность номер один. — М.: Советская Россия, 1973. — 304 с. — 100 000 экз.
  • Сивков, Ф. Г. Готовность номер один: Шестьдесят лет спустя. — Москва; Жуковский: Кучково поле, 2006. — 416 с. — ISBN 5-86090-197-6.

Специфика создания СФ

Безграничный потенциал

Один из ярких примеров высокого потенциала ОКБ –  это высокоманевренный истребитель Су-27. Взлетев в 1977 году, этот самолет по праву признан одним из главных символов отечественной авиации.

«Двадцать седьмой» объединил в себя все самые передовые разработки своего времени, обеспечив тем самым грандиозный потенциал для модернизации на годы вперед. Создан ряд модификаций Су-27, а также новые самолеты на его базе: палубный Су-33, истребитель-бомбардировщик Су-34, многофункциональные истребители четвертого поколения Су-30СМ и Су-35. Можно сказать, что «двадцать седьмой» заложил основы для создания первого российского истребителя пятого поколения Су-57.

Силуэт Су-27, его сверхманевренные особенности были особо оценены специалистами всего мира. «Никогда не забуду первый демонстрационный полет Су-27 в Париже. Виктор Пугачев делал вираж на Су-27 в 360 градусов за 10 секунд, средняя скорость на вираже – 36 градусов/с. А мы тогда лишь надеялись, что наш истребитель следующего поколения сможет достигнуть 25 градусов/с», – вспоминал летчик британских ВВС Джон Фарлайт.

К сожалению, сам Павел Осипович не застал триумфальную иностранную премьеру Су-27 на Ле-Бурже. Выдающийся конструктор скончался в сентябре 1975 года на 81-м году жизни. Но созданная им научная школа проектирования смогла обеспечить стабильную деятельность и развитие коллектива на многие годы вперед. «Путь к сегодняшнему мировому триумфу семейства самолетов нашего КБ был непрост и нелегок. Но такой несомненный успех, всемирное признание заслуг ОКБ закономерны, в каждой новой машине, сконструированной коллективом, неизменно присутствует стиль, дух и незаурядный инженерный ум Павла Осиповича, сумевшего подготовить и воспитать не одно поколение талантливых конструкторов, летчиков-испытателей, производственников, способных удерживать отечественную авиацию на самом высоком современном уровне», – отмечал генконструктор ОКБ Сухого Михаил Симонов.

За свою историю коллективом ОКБ создано более 100 типов самолетов и их модификаций. Общее число серийно выпущенных самолетов превысило 12 тыс. единиц. Более 2500 машин экспортировано в 42 страны мира. На самолетах марки «Су» установлено около 70 мировых рекордов.

Награды

Внешние изображения

В 1957 году присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1965 году награждён второй Золотой медалью «Серп и Молот».

Кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1957, 1975), орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (22.12.1933) и «Знак Почёта» (1936).

Сталинская премия Первой степени (1943 — за создание штурмовика Су-6), Ленинская премия (1968), Государственная премия СССР (1975 — посмертно), Государственная премия Российской Федерации в области дизайна (1997 — посмертно) — за дизайнерскую и эргономическую разработку семейства самолётов Су-27.

Сухому в 1940 г. присуждена учёная степень доктора технических наук без защиты диссертации.

За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники награждён золотой медалью имени академика А. Н. Туполева № 1 Академии наук СССР (), посмертно. Медаль вручена вдове авиаконструктора — Софье Феликсовне Сухой.

Отзывы владельцев и цены

Семейный мемориал на Новодевичьем

Два рождения КБ Сухого

В 1936 году в стране был объявлен конкурс на создание бомбардировщика под условным наименованием «Иванов». Проект Сухого стал победителем и был запущен в серийное производство, а Павла Осиповича назначили главным конструктором и поручили создание собственного конструкторского бюро. Это произошло 29 июля 1939 года.

Итогом разработки «Иванова» стало появление первого самолета с инициалами «Су» – бомбардировщика Су-2. Почти 900 таких самолетов героически сражались в воздушных боях на начальном этапе Великой Отечественной. Во время войны КБ Сухого не приостанавливало работу над новыми боевыми машинами. Так, в 1943 году за разработку штурмовика Су-6 Павла Осиповича наградили Сталинской премией первой степени.

Несмотря на это, в 1949 году конструкторское бюро Сухого было расформировано. Павел Сухой стал заместителем Андрея Туполева. Он занимался внедрением в серию самолета Ту-14, а затем летными испытаниями. Возродить КБ Сухого помог трофейный американский реактивный истребитель «Сейбр», который попал к советским военным во время войны в Корее. Для изучения трофея в 1952 году было организовано КБ-1, которое в мае 1953 года возглавил Павел Осипович.

Второе рождение КБ Сухого совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. В 1955 году поднялся в небо первый самолет возрожденного КБ – реактивный истребитель Су-7. Именно эта машина на долгие годы определила облик отечественной военной авиации, была также принята на вооружение девятью странами мира.

Павел Сухой инициировал разработку сразу двух направлений новых машин – со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование «С» (в серии Су-7), и с треугольным с обозначением «Т» (в серии Су-9). Оба проекта были успешно реализованы. Развитием Су-7 стало создание в середине 1960-х годов первого отечественного самолета с крылом изменяемой стреловидности Су-17. Идея применения такого крыла позволила значительно увеличить боевую эффективность исходного самолета.

В 1970 году первый полет совершил бомбардировщик Т-6 (в серии Су-24) – всепогодный самолет с крылом изменяемой стреловидности и с первой цифровой вычислительной машиной на борту. Этот самолет до сих пор, то есть спустя 26 лет со времени прекращения выпуска, успешно эксплуатируется ВКС России.

Запчасти и шины на ГАЗ 3309

Литература

Об авиаконструкторе Павле Сухом

  • Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. Страницы жизни. — 1-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 239 с. — 100 000 экз.
  • Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. — 3-е изд., переработанное и доп.. — Мн.: Беларусь, 1985. — 239 + фотоиллюстрации 16 с. — 90 000 экз.
  • Бодрихин Н. Г., Проклов В. С. Павел Сухой. — М.: Молодая гвардия, 2016. — 324 с.
  • Пешин С. В., автор-составитель. Гордость земли белорусской. . Первое издание. — Мн.: Беларусь, 2015. — 62 с.
  • Павел Осипович Сухой. Фотоальбом + Текст: Краткий очерк жизни и деятельности / Авторы текста и составители Н. С. Царьков и А. М. Шныпарков. Фотографии М. В. Высоцкого и из коллекции Гомельского областного краеведческого музея. — Минск: Беларусь, 1986. — 34 с. — (Жизнь-подвиг).

Об авиаконструкторе Павле Сухом и истории авиации

  • Байдуков Г. Ф. Чкалов. — Москва: Молодая гвардия, 1983. — 351 с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографическая. Выпуск 12 (552)). — 100 000 экз.
  • Байдуков Г. Ф. Первые перелёты через Ледовитый океан. Из воспоминаний лётчика. — Москва: Детская литература, 1987. — 351 с. — 100 000 экз.
  • Беляков А. В. Валерий Чкалов. — Москва: ДОСААФ, 1974. — 208 с. — 100 000 экз.
  • Выдающиеся советские авиаконструкторы. Набор цветных открыток. — Москва: Изобразительное искусство, 1989. — ? с. — 85 000 экз./Павел Осипович Сухой. Цветной портрет работы художника А. Г. Кручины. Открытка, двусторонняя печать: Плотный картон. Размер 148×105 мм. Лицевая сторона: Цветная печать, мелованный; Цветной погрудный портрет. Акварель, карандаш. Оборотная сторона: Чёрно-белая печать, матовый шероховатый.
  • Гончаров А. В. Великий перелёт // Вечерний Минск. — 1997, 23 июня.

Об истории авиации в СССР. 1917—1991 годы

  • Авиация нашей Родины. — Москва: Воениздат, 1955.
  • Агокас Е. В. Основы вооружения самолётов. — Москва, 1947.
  • Бравин Е. Л. Стрелково-пушечное вооружение самолётов. — Москва, 1941.
  • Волков А. Самолёты на войне. — Москва, 1946.
  • Яковлев А. С., авиаконструктор. Советские самолёты. Краткий очерк. Четвертое издание, переработанное и дополненное. — Москва: Наука., 1982. — 408 с. — 25 000 экз.
  • Арлазоров М. С. Фронт идёт через КБ. Второе издание, исправленное и дополненное. Первое издание в 1969. — М.: Знание, 1975. — 224 с. — 100 000 экз.
  • Цихош Э., доктор технических наук, Польша. Сверхзвуковые самолёты: Справочное руководство. Второе издание, на русском языке. Перевод с польского. Первое издание, Варшава: 1980. — Москва: Мир, 1983. — Иллюстрации, 224 с. — 43 000 экз.

О самолётах Павла Сухого во Второй мировой войне

  • Сивков Ф. Г. Готовность номер один. — М.: Советская Россия, 1973. — 304 с. — 100 000 экз.
  • Сивков Ф. Г. Готовность номер один: Шестьдесят лет спустя. — Москва; Жуковский: Кучково поле, 2006. — 416 с. — ISBN 5-86090-197-6.

Из прапорщиков в конструкторы

Сухие передали необходимые для поступления документы родственникам в Москву, однако те испугались за сохранность бумаг и сняли с них копии для приёмной комиссии. Выяснилось, что в училище принимали только оригиналы документов, из-за чего Павел пропустил зачисление. Однако Сухой не сдался. Он поступил на математический факультет Московского университета, а год спустя всё-таки стал студентом ИВТУ.

Также по теме

«Привыкла быть лидером»: как лётчица Валентина Гризодубова стала первой женщиной — Героем Советского Союза

27 апреля исполняется 110 лет со дня рождения Валентины Гризодубовой — первой женщины, ставшей Героем Советского Союза. По словам…

В училище Сухой начал делать первые шаги на пути к карьере авиаконструктора. Он посещал лекции Николая Жуковского и участвовал в работе его кружка воздухоплавания. Однако планы нарушила Первая мировая война.

Проучившись в ИВТУ всего год, Павел Сухой был мобилизован в армию и после окончания школы прапорщиков попал на фронт. Воевал он до Октябрьской революции 1917 года, а затем вернулся в Москву. Однако техническое училище в это время было закрыто, и Сухой уехал в Гомель.

По возвращении на родину он нашёл себе работу учителем математики в городе Лунинец в Западной Белоруссии, где познакомился со своей будущей женой Софьей, преподавателем французского языка. После польского вторжения они бежали в Гомель. Там Сухой заболел сыпным тифом, а затем скарлатиной. Врачи спасли его, однако из-за осложнений на горло он до конца жизни разговаривал приглушённо.

В 1921 году Павел Сухой восстановился в вузе, а в 1924-м, ещё до завершения учёбы, устроился работать чертёжником в экспериментальный отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). После защиты диплома и получения квалификации инженера-механика он был переведён в конструкторский отдел.

Литература

Об авиаконструкторе Павле Сухом

  • Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. Страницы жизни. — 1-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 239 с. — 100 000 экз.
  • Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. — 3-е изд., переработанное и доп.. — Мн.: Беларусь, 1985. — 239 + фотоиллюстрации 16 с. — 90 000 экз.
  • Бодрихин Н. Г., Проклов В. С. Павел Сухой. — М.: Молодая гвардия, 2016. — 324 с.
  • Пешин С. В., автор-составитель. Гордость земли белорусской. . Первое издание. — Мн.: Беларусь, 2015. — 62 с.
  • Павел Осипович Сухой. Фотоальбом + Текст: Краткий очерк жизни и деятельности / Авторы текста и составители Н. С. Царьков и А. М. Шныпарков. Фотографии М. В. Высоцкого и из коллекции Гомельского областного краеведческого музея. — Минск: Беларусь, 1986. — 34 с. — (Жизнь-подвиг).

Об авиаконструкторе Павле Сухом и истории авиации

  • Байдуков Г. Ф. Чкалов. — Москва: Молодая гвардия, 1983. — 351 с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографическая. Выпуск 12 (552)). — 100 000 экз.
  • Байдуков Г. Ф. Первые перелёты через Ледовитый океан. Из воспоминаний лётчика. — Москва: Детская литература, 1987. — 351 с. — 100 000 экз.
  • Беляков А. В. Валерий Чкалов. — Москва: ДОСААФ, 1974. — 208 с. — 100 000 экз.
  • Выдающиеся советские авиаконструкторы. Набор цветных открыток. — Москва: Изобразительное искусство, 1989. — ? с. — 85 000 экз./Павел Осипович Сухой. Цветной портрет работы художника А. Г. Кручины. Открытка, двусторонняя печать: Плотный картон. Размер 148×105 мм. Лицевая сторона: Цветная печать, мелованный; Цветной погрудный портрет. Акварель, карандаш. Оборотная сторона: Чёрно-белая печать, матовый шероховатый.
  • Гончаров А. В. Великий перелёт // Вечерний Минск. — 1997, 23 июня.

Об истории авиации в СССР. 1917—1991 годы

  • Авиация нашей Родины. — Москва: Воениздат, 1955.
  • Агокас Е. В. Основы вооружения самолётов. — Москва, 1947.
  • Бравин Е. Л. Стрелково-пушечное вооружение самолётов. — Москва, 1941.
  • Волков А. Самолёты на войне. — Москва, 1946.
  • Яковлев А. С., авиаконструктор. Советские самолёты. Краткий очерк. Четвертое издание, переработанное и дополненное. — Москва: Наука., 1982. — 408 с. — 25 000 экз.
  • Арлазоров М. С. Фронт идёт через КБ. Второе издание, исправленное и дополненное. Первое издание в 1969. — М.: Знание, 1975. — 224 с. — 100 000 экз.
  • Цихош Э., доктор технических наук, Польша. Сверхзвуковые самолёты: Справочное руководство. Второе издание, на русском языке. Перевод с польского. Первое издание, Варшава: 1980. — Москва: Мир, 1983. — Иллюстрации, 224 с. — 43 000 экз.

О самолётах Павла Сухого во Второй мировой войне

  • Сивков Ф. Г. Готовность номер один. — М.: Советская Россия, 1973. — 304 с. — 100 000 экз.
  • Сивков Ф. Г. Готовность номер один: Шестьдесят лет спустя. — Москва; Жуковский: Кучково поле, 2006. — 416 с. — ISBN 5-86090-197-6.

История

«Отвечаю за все»

А стоит взглянуть на нынешние постсоветские ВКС: основа истребительной авиации — Су-27 и его потомки. Основа фронтовой бомбардировочной авиации — Су-24. Единственный представитель штурмовой авиации — Су-25. Вот как раз о том, как этот самолет вставал на крыло, и хотелось бы рассказать сегодня, в день 125-летия Павла Осиповича.

Новость по теме

22 июля отмечается 125-летие со дня рождения авиаконструктора Павла Сухого

Сухой (1895-1975) был довольно замкнутым и непубличным человеком. Родился на территории нынешней Беларуси, во время Первой мировой войны служил в артиллерии. Учился в МВТУ, работал у Туполева, перед войной получил собственное КБ. Работавший там ведущим конструктором Олег Самойлович оставил после себя прекрасную книгу «Рядом с Сухим».

«Основные технические решения Сухой принимал лично, — писал про шефа Самойлович. — Для обсуждения проблемы П. О. никогда не боялся окружать себя талантливыми людьми. Наоборот, он их искал и доверял им наиболее ответственные участки работы. Не каждый Генеральный конструктор на это способен! Более того, даже если конструктор принимал неграмотное решение, Сухой никогда не упрекал его за это, лишь тактично объяснял, где тот неправ. В случаях грубых просчетов, приводивших к летным происшествиям, он брал всю ответственность на себя: Я Генеральный конструктор, и я отвечаю за всё».

Литература

Примечания

  1. ↑ Сухой Павел Осипович // Большая советская энциклопедия:
  2. ↑ Витебск: Энциклопедический справочник / Гл. редактор И. П. Шамякин. — Мн.: БелСЭ им. П. Бровки, 1988. — С. 345. — 408 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-85700-004-1.
  3. , с. 3.
  4. ↑ , с. 7.
  5. ↑ , с. 8.
  6. , с. 3—4.
  7. , с. 4, 18 (фотокопия).
  8. , с. 12.
  9. ↑ , с. 14.
  10. , с. 15.
  11. , с. 15—16.
  12. , с. 16.
  13. , с. 16—17.
  14. ↑ , с. 17.
  15. , с. 18.
  16. , с. 18—19.
  17. , с. 19—20.
  18. ↑ , с. 20.
  19. , с. 27.
  20. , с. 60.
  21. , с. 41—42.
  22. , с. 100—101.
  23. , с. 104—105.
  24. Кисляк О. Был всегда на высоте. (Жизнь и деятельность белорусского авиаконструктора Павла Сухого. Краткий очерк) // Беларусь сегодня. 2014, 15 мая. № 89 (24470). — С. 4.
  25. , с. 5.
  26. ↑ , с. 4.
  27. , с. 235.

Награды

Внешние изображения

В 1957 году присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1965 году награждён второй Золотой медалью «Серп и Молот».

Кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1957, 1975), орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (22.12.1933) и «Знак Почёта» (1936).

Сталинская премия Первой степени (1943 — за создание штурмовика Су-6), Ленинская премия (1968), Государственная премия СССР (1975 — посмертно), Государственная премия Российской Федерации в области дизайна (1997 — посмертно) — за дизайнерскую и эргономическую разработку семейства самолётов Су-27.

Сухому в 1940 г. присуждена учёная степень доктора технических наук без защиты диссертации.

За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники награждён золотой медалью имени академика А. Н. Туполева № 1 Академии наук СССР (), посмертно. Медаль вручена вдове авиаконструктора — Софье Феликсовне Сухой.

Памятники

Историческое значение

В конце Великой Отечественной войны Сухой одним из первых начал работать над проектами реактивных самолётов, считая, что за ними будущее авиации. Под руководством Павла Сухого стали разрабатываться сразу два направления новых машин — со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование «С», и с треугольным, получившим кодовое наименование «Т». Успешно были реализованы оба проекта, а впоследствии, благодаря подобным наработкам, был создан Су-17 — первый в СССР самолёт с изменяемой геометрией крыла. Всего под руководством Сухого было разработано около 50 конструкций самолётов, многие из которых произвели настоящую революцию в авиастроении.

Примечания

  1. Сухой Павел Осипович // Большая советская энциклопедия:
  2. ↑ Витебск: Энциклопедический справочник / Гл. редактор И. П. Шамякин. — Мн.: БелСЭ им. П. Бровки, 1988. — С. 345. — 408 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-85700-004-1.
  3. Царьков Н. С., Шныпарков А. М., Авторы текста и составители фотографического альбома Павел Осипович Сухой. Фотоальбом + Текст: Краткий очерк жизни и деятельности. Фотографии М. В. Высоцкого и из Коллекции Гомельского областного краеведческого музея. Издание Союза журналистов Белорусской ССР. Серия: Жизнь-подвиг. — Мн.: Беларусь, 1986. — 34 с. — С. 3.
  4. ↑ , с. 7.
  5. ↑ , с. 8.
  6. Царьков Н. С., Шныпарков А. М., Авторы текста и составители фотографического альбома Павел Осипович Сухой. Фотоальбом + Текст: Краткий очерк жизни и деятельности. Фотографии М. В. Высоцкого и из Коллекции Гомельского областного краеведческого музея. Издание Союза журналистов Белорусской ССР. Серия: Жизнь-подвиг. — Мн.: Беларусь, 1986. — 34 с. — С. 3—4.
  7. Царьков Н. С., Шныпарков А. М., Авторы текста и составители фотографического альбома Павел Осипович Сухой. Фотоальбом + Текст: Краткий очерк жизни и деятельности. Фотографии М. В. Высоцкого и из коллекции Гомельского областного краеведческого музея. Издание Союза журналистов Белорусской ССР. Серия: Жизнь-подвиг. — Мн.: Беларусь, 1986. — 34 с. — С. 4, 18 (фотокопия).
  8. , с. 12.
  9. ↑ , с. 14.
  10. , с. 15.
  11. , с. 15—16.
  12. , с. 16.
  13. , с. 16—17.
  14. ↑ , с. 17.
  15. , с. 18.
  16. , с. 18—19.
  17. , с. 19—20.
  18. ↑ , с. 20.
  19. , с. 27.
  20. , с. 60.
  21. , с. 41—42.
  22. , с. 100—101.
  23. , с. 104—105.
  24. Ольга Кисляк.» Был всегда на высоте. (Жизнь и деятельность белорусского авиаконструктора Павла Сухого. Краткий очерк) // Беларусь сегодня. , 15 мая. № 89 (24470). — С. 4.
  25. Царьков Н. С., Шныпарков А. М., Авторы текста и составители фотографического альбома Павел Осипович Сухой. Фотоальбом + Текст: Краткий очерк жизни и деятельности. Авторы текста и составители Н. С. Царьков и А. М. Шныпарков. Фотографии М. В. Высоцкого и из коллекции Гомельского областного краеведческого музея. Издание Союза журналистов Белорусской ССР. Серия: Жизнь-подвиг. — Мн.: Беларусь, 1986. — 34 с. — С. 5.
  26. ↑ , с. 4.
  27. , с. 235.

Память

Почтовая марка Белоруссии, 1995 год

Мемориальная доска в Москве, Ленинский проспект, д. 7

  • Самолёты, которые носят название «Сухой» + номер; в советском и с 1991 — в российском авиастроении принято сокращение «Су»; Две серии опытных, экспериментальных и серийных летательных аппаратов; в первой серии — оснащённые поршневыми авиадвигателями и тянущим винтом, после Второй мировой войны — оснащаются реактивными двигателями; во второй серии — движителем являются различные типы реактивных двигателей; самолеты ОКБ Сухого, которые носят фамилию в память основателя и первого руководителя конструкторского бюро Павла Сухого.
  • Опытно-конструкторское бюро Сухого — российское специализированное научно-инженерное конструкторское учреждение; специализируется на конструировании, постройке и испытаниях авиационной техники; носит имя основателя и первого руководителя Павла Сухого; юридически оформлено как ОАО «ОКБ Сухого»; с 1 января 2013 — филиал, с сохранением названия «ОКБ Сухого»; одно из ведущих авиационных конструкторских бюро мира.
  • «Публичное акционерное общество «Авиационная холдинговая компания „Сухой“», аббревиатура: «ПАО «Компания „Сухой“», ранее ГУП «АВПК „Сухой“» — российская компания, занимающаяся конструированием, производством, маркетингом, обучением лётного персонала, послепродажным обслуживанием, включая поставку запасных частей и оборудования боевых и гражданских самолётов марки «Су» и «Бе»; создана на базе бывшего государственного авиационного завода № 51; носит имя Павла Сухого.
  • В 1977 году в Гомеле был открыт памятник П. О. Сухому — бронзовый бюст на постаменте.
  • В городе Гомеле именем Павла Сухого названа улица.
  • Музей Павла Сухого создан в 1985 году на его родине в городе Глубокое в средней школе № 1.
  • В 1987 году именем Павла Сухого названа улица в Витебске.
  • В 1995 году имя авиационного инженера и конструктора Павла Сухого присвоено Гомельскому государственному техническому университету (ГГТУ).
  • В Москве установлена мемориальная доска по адресу: Ленинский проспект, дом 7, где П. О. Сухой жил с по 1965 годы.
  • В 2004 году именем Павла Осиповича названа улица в Москве.
  • В 2012 году его имя присвоено средней школе № 1 города Глубокое.
  • В городе Глубоком в память о Павле Сухом на постамент установлен один из боевых самолётов Конструкторского бюро П. О. Сухого.
  • В городе Кричев в память о Павле Сухом на постаменте в городском парке установлен боевой самолёт — однодвигательный реактивный всепогодный истребитель-перехватчик Су-9. Самолёт принадлежал 28-му истребительному полку ВВС СССР, Кричевский район базирования, Белорусский военный округ.
  • В 1995 году в Белоруссии выпущена почтовая марка с портретом Павла Сухого; также выпущена серия почтовых марок с изображением самолётов, созданных в Конструкторском бюро, которым руководил П. О. Сухой.

Похожие термины:

См. также

Первые рекорды

Свою конструкторскую деятельность Сухой начал в ЦАГИ, где занимался проектированием фюзеляжей, шасси и их увязкой с другими узлами и системами практически всех самолетов. Принимал участие в проектировании таких самолетов, как АНТ-3 «Пролетарий», ТБ-1 (1925), ПС-9 (1929), ТБ-3 (1930) и Р-7 (1930).

АНТ-3

Источник изображения: ТАСС

«Пролетарий» представлял собой двухместный одностоечный полутораплан обычной схемы, но с некоторыми особенностями — в нем наблюдатель-стрелок мог работать стоя. Верхнее крыло почти лежало на фюзеляже. На АНТ-3 «Пролетарий» летчик Михаил Громов с бортмехаником выполнил в период с 30 августа по 2 сентября 1926 года круговой перелет по маршруту Москва — Берлин — Париж — Вена — Прага — Варшава — Москва протяженностью 7150 км за 34 часа 15 минут. Позже были и другие рекорды (за 153 часа АНТ-З пролетел более 20 тыс. км). Эти перелеты продемонстрировали перед всем миром успехи советского самолетостроения и высокое мастерство наших летчиков.

Сравнительно быстро молодой инженер Сухой стал высококвалифицированным специалистом. Под общим руководством Туполева он работал над истребителями И-4 (1927), И-14 (1933), дальним бомбардировщиком ДБ-2 (1935) и самолетами АНТ-25 (РД, «Рекорд дальности», 1933).

АНТ-25

Источник изображения: Иван Шагин/ТАСС

В 1937-м на самолете РД экипаж летчика Михаила Громова установил абсолютный рекорд дальности по прямой — стартовав в Москве, он приземлился в Сан-Диего (США), преодолев за 62 часа 17 минут 10 148 км.

Орден Трудового Красного Знамени авиаконструктору принесла работа над проектом дальнего бомбардировщика АНТ-37бис («Родина»). На нем в 1938 году был установлен женский мировой рекорд дальности полета (Москва — Дальний Восток).

Принимал участие Сухой и в конкурсной разработке самолета под шифром «Иванов» — проект завершился созданием боевого многоцелевого самолета Су-2/ББ-1 (1937). Это был ближний бомбардировщик, который использовался в первые годы Великой Отечественной войны. Поздняя модификация с другим двигателем выпускалась под названием Су-4.

Су-2

Источник изображения: ПАО «Компания «Сухой»

В 1942-1943 годах под руководством Сухого создан бронированный штурмовик с поршневым двигателем воздушного охлаждения Су-6.

Под руководством Туполева

Сухой родился 22 июля 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи (ныне — город Глубокое Витебской области Белоруссии) в семье учителя. В 1914-м с серебряной медалью окончил Гомельскую мужскую гимназию. Затем переехал в Москву, поступив на математический факультет Императорского Московского университета (ныне — Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова). Отучившись год, пошел в Императорское Московское техническое училище (ныне — Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана). Там слушал лекции профессора Николая Жуковского, занимался в его кружке воздухоплавания вместе с будущим авиаконструктором Андреем Туполевым.

Ученик Гомельской мужской гимназии Павел Сухой, 1914 год

Источник изображения: ПАО «Компания «Сухой»

В 1916-м был призван в армию, прошел обучение в школе прапорщиков, принимал участие в Первой мировой войне. Через два года вернулся в Москву, однако не смог продолжить занятия в училище, работа которого была временно остановлена. В связи с этим уехал в Западную Белоруссию, где до 1920 года преподавал математику в школе.

Затем продолжил учебу в Московском высшем техническом училище, которое окончил в 1925-м, защитив дипломный проект на тему «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил». Работа была подготовлена под руководством Туполева.

После Сухой начал работать инженером-конструктором в конструкторском отделе АГОС («Авиация, гидроавиация, опытное строительство») Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). До 1936 года являлся руководителем бригады №3 («Легкие самолеты») конструкторского отдела опытного самолетостроения (КОСОС) ЦАГИ. Затем стал заместителем начальника опытно-конструкторского бюро (ОКБ) Завода опытных конструкций (ЗОК) ЦАГИ. В 1939-м бригада Сухого была переведена в Харьков на авиазавод №135.

До апреля 1940-го Сухой был главным конструктором ОКБ-135, стал доктором технических наук. С апреля 1940 по ноябрь 1949 года — главный конструктор КБ авиазавода 289 (с 1945-го — №134), базировавшегося в Москве и Подмосковье. После занимал также должность директора этих предприятий.

Во время Великой Отечественной войны авиазавод находился в эвакуации, после был размещен в Тушине (в настоящее время это один из районов на северо-западе Москвы). В 1949-м КБ было расформировано.

Опытный образец Су-15

Источник изображения: ПАО «Компания «Сухой»

До 1953 года Сухой работал на должности заместителя главного конструктора в КБ Андрея Туполева. В 1953-1956 годах — главный конструктор, а затем и генеральный конструктор воссозданного КБ.

Награды

Внешние изображения

За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники награждён золотой медалью имени академика А. Н. Туполева № 001 Академии наук СССР (), посмертно. Медаль вручена вдове авиаконструктора — Софье Феликсовне Сухой.

В 1957 году присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1965 году награждён второй Золотой медалью «Серп и Молот».

Кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1957, 1975), орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (22.12.1933) и «Знак Почёта» (1936).

Сталинская премия Первой степени (1943 — за создание штурмовика Су-6), Ленинская премия (1968), Государственная премия СССР (1975 — посмертно).

Примечания

  1. ↑ Сухой Павел Осипович // Большая советская энциклопедия:
  2. ↑ Витебск: Энциклопедический справочник / Гл. редактор И. П. Шамякин. — Мн.: БелСЭ им. П. Бровки, 1988. — С. 345. — 408 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-85700-004-1.
  3. , с. 3.
  4. ↑ , с. 7.
  5. ↑ , с. 8.
  6. , с. 3—4.
  7. , с. 4, 18 (фотокопия).
  8. , с. 12.
  9. ↑ , с. 14.
  10. , с. 15.
  11. , с. 15—16.
  12. , с. 16.
  13. , с. 16—17.
  14. ↑ , с. 17.
  15. , с. 18.
  16. , с. 18—19.
  17. , с. 19—20.
  18. ↑ , с. 20.
  19. , с. 27.
  20. , с. 60.
  21. , с. 41—42.
  22. , с. 100—101.
  23. , с. 104—105.
  24. Кисляк О. Был всегда на высоте. (Жизнь и деятельность белорусского авиаконструктора Павла Сухого. Краткий очерк) // Беларусь сегодня. 2014, 15 мая. № 89 (24470). — С. 4.
  25. , с. 5.
  26. ↑ , с. 4.
  27. , с. 235.

Арабский бисмарк

Двоюродный брат Павла Осиповича и его племянник

Известными в Беларуси людьми стали двоюродный брат Павла Осиповича Андрей Николаевич Сухий и его племянник Николай Андреевич Сухий.

Семья Андрея Николаевича, который был другом Максима Горецкого

Они вместе учились в Горецком земледельческом училище. Андрей Сухий создал в училище белорусский литературный кружок, члены которого распространяли газету «Наша ніва», белорусские календари. Свои произведения в газете «Наша ніва» Андрей Николаевич подписывал псевдонимом «Мікола Мокры». 

Стихотворение Якуба Коласа в первой редакции «Нашым ворагам» печаталось впервые в Виленском издании «Гісторыі беларускай літаратуры» с пометкой «Са спісу агранома – каморніка з Вілейшчыны Андрэя Сухога». Этот вариант стихотворения Я. Коласа отличался от более позднего хрестоматийного, который известен под названием «Ворагам».

Сын Андрея Николаевича Николай Андреевич – известный в Беларуси государственный деятель, кандидат сельскохозяйственных наук, Герой Социалистического Труда. Живет в Минске.

Николай Андреевич Сухий

Это конец?

Самолет непосредственной авиаподдержки сухопутных войск Су-25 был «зачат» в неофициальном разговоре двух человек. Первым был полковник ВВС по фамилии Савченко, который преподавал тактику в Академии им. Гагарина. Вторым — автор мемуаров «Рядом с Сухим» Самойлович. Вдвоем они решили, что Советскому Союзу вскоре вероятно понадобится штурмовик, которых у нас не разрабатывали со времен поршневых самолетов военного времени Ил-2 и Ил-10. Самойлович санкционировал разработку на свой страх и риск. Сухому об этом доложили, лишь когда по проекту образовались робкие успехи.

«Реакция его была молниеносной, — пишет Самойлович, — начинаем разработку аванпроекта. И тут же приказал строить макет самолета. Штурмовику было присвоено наименование Су-25… В августе 1968 г. был разработан аванпроект самолета, который мы разослали в Генеральный Штаб, Военно-воздушным силам, МАП, ЦАГИ и морякам. На это мы получили сокрушительный вердикт: такой самолет ВВС не нужен. Вспоминаю свою встречу с П.О.:

Статья по теме

Монстр имени Горького. Самолеты-гиганты 30-х годов в СССР, и не только

— Павел Осипович, это конец? Мы прекращаем разработку?

— Ни в коем случае. Эта тема приобретет союзников. Кроме того, не забывайте, что я во время войны разрабатывал самолеты-штурмовики: Су-2ШБ, Су-6, Су-8. Я считаю, что мы обязаны восстановить штурмовое направление в нашей фронтовой авиации».

Сухой принял решение строить Су-25 на свой риск, без решения вышестоящих организаций, за счет средств, выделяемых на другие темы, то есть практически нелегально. Как в воду глядел Павел Осипович! Вскоре маршала Малиновского на посту министра обороны сменил маршал Гречко, и Министерство обороны обратилось в Минавиапром с просьбой начать работы по созданию самолета-штурмовика. В отличие от предшественника, Гречко не был сторонником того, что войну можно выиграть только ракетами.


Несамолёт Можайского. Что удалось поднять в воздух пионеру авиации?
Подробнее

См. также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector