Орлан-10

Конструкция

Планер средних размеров, нормальной аэродинамической компоновки имеет прямое крыло и хвостовое оперение V-образной формы. Фюзеляж имеет большое удлинение, несимметричное поперечное сечение. Для сокращения массы при сохранении показателей прочности планер изготавливается из композиционных материалов.

Крыло — среднерасположенное, прямое, большого удлинения с небольшим сужением с развитой механизацией. Все основные средства механизации управляются с помощью электродистанционной системы управления (ЭДСУ).

Перед передней стойкой и за ней имеются внутренние объёмы для размещения полезной нагрузки, крепления для необходимого оборудования и его обтекателей.

Двигатель на опытном образце Rotax 914 мощностью 86 кВт (115 л.с.), оснащённый турбокомпрессором для повышения высотности. Двухлопастный винт АВ-115 диаметром 1,9 метра производится . Для серийного производства во взаимодействии с ЦИАМ разрабатывается российский двигатель АПД-110/120.

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

БРЭО

Использовано БРЭО разработки «КТ-Беспилотные системы» и других фирм производителей.

БРЭО БЛА состоит из:

  • информационно-управляющей системы,
  • системы автоматического управления,
  • аппаратуры сопряжения с общеобъектовым оборудованием,
  • системы контроля и диагностики бортового оборудования,
  • инерциально-спутниковой навигационной системы.

Боинг 787 – самолёт мечты

Личности

Практическое применение БПЛА

Наиболее массовые поставки дронов «Орлан-10» в российскую армию развернулись, начиная с 2015 года. Вначале этот БПЛА поступил на вооружение подразделений радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы (в составе комплекса «Леер-3»), а также воздушно-десантных войск. К середине 2020 года беспилотники «Орлан-10» широко использовались горно-стрелковыми и артиллерийскими подразделениями. Эти дроны неоднократно участвовали в крупномасштабных учениях. Кроме того, отмечались отдельные эпизоды использования БПЛА различными гражданскими службами.

Как утверждают представители командования вооруженных сил Украины, «Орлан-10» многократно применялся подразделениями «сепаратистов» (то есть ополчением ДНР и ЛНР) в ходе конфликта на востоке этой страны. В 2014 году украинские войска заявили об уничтожении трех таких дронов, а в 2018 году – уже пяти. Общее количество сбитых над Украиной «Орланов», по мнению ВСУ, составляет не менее тринадцати, однако достоверность этой информации вызывает значительные сомнения.

Первые «официальные» эпизоды боевого применения БПЛА произошли в Сирии, в ходе антитеррористической операции российских ВКС. «Орлан-10 » использовался как для целеуказания, так и в ходе поисково-спасательных миссий.

Посадка БПЛА «Орлан-10». Хорошо виден надувной буфер.

В частности, с его помощью был найден пилот сбитого в 2015 году фронтового бомбардировщика Су-24. При этом над Сирией был уничтожено, по разным данным, от двух до восьми «Орланов» (последний — в марте 2020 года). В целом же полученный опыт позволяет дать российскому беспилотнику достаточно высокую оценку, что подтверждается заметно возросшим экспортным потенциалом машины. Сегодня выпущено уже более тысячи БПЛА этой модели, причем производство не останавливается – поступают новые заказы.


Автор статьи:
Akiva Content

Новости

Варианты и модификации

Примечания

  1. Козлов, Дмитрий . АвиаПорт.Ru. Дата обращения 14 июля 2011.

  2. . Военно-промышленный курьер (25 июля 2015). Дата обращения 28 октября 2015.

  3. . www.findpatent.ru. Дата обращения 21 мая 2016.

  4. . www.findpatent.ru. Дата обращения 21 мая 2016.

  5. . Inform Napalm (11 августа 2015). Дата обращения 21 мая 2016.

  6.  (недоступная ссылка). bla-orlan.ru. Дата обращения 28 мая 2010.

  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения 18 марта 2016.

  8.  (недоступная ссылка). Сайт Новости Mail.Ru (26 декабря 2016). Дата обращения 26 декабря 2016.

  9. . International Business Times (18 августа 2015). Дата обращения 21 мая 2016.

  10. War Is Boring. . Medium (18 августа 2015). Дата обращения 21 мая 2016. (недоступная ссылка)

Полет «Орлана»

К сожалению, за 90-е и «нулевые» российская беспилотная авиация была отброшена далеко назад. Сегодня можно говорить лишь о начале преодоления того огромного отставания. Однако процесс пошел, и уже есть неплохие результаты. Пример тому — беспилотник «Орлан-10».

Подготовка к вылету Полное «имя» аппарата – многофункциональный беспилотный комплекс, отметивший, кстати, в этом году свое пятилетие. Альма матер «Орлана-10» — санкт-петербургское предприятие «Специальный технологический центр». Основных элементов комплекса три – сам беспилотник, пункт управления и стартовый комплекс.

Его летно-технические параметры в полной мере соответствуют объему выполняемых им задач. Он легок – всего около 15 кг, что не мешает ему нести полезную нагрузку до 5 кг на скорости от 90 до 150 км/ч. Очень важен для воздушного разведчика параметр – продолжительность полета. И с этим все в порядке. За 16 часов БПЛА «Орлан-10», управляемый с пульта оператора, поднимается ввысь до 5 и пролетит 120 км. В автономном режиме этот показатель увеличивается в 5 раз.

Характеристики
Масса на взлете 14 кг
Масса нагрузки до 5 кг
Двигатель внутреннего сгорания (бензин А-95)
Метод старта с катапульты
Метод посадки на парашюте
Скорость 90-150 км/ч
Длительность полета 16 ч
Дальность полета до 120 км при дистанционном управлении (до 600 км в автономном режиме)
Высота полета до 5000 м
Допустимая температура эксплуатации (у земли) от −30 до +40 °C

«Орлан-10» очень неприхотлив и надежен, благодаря двигателю внутреннего сгорания, работающему на 95-м бензине. Его «аэродром» – простая разборная катапульта. Завершив свой полет, беспилотник возвращается на землю в определенное место с помощью парашюта.

Особого внимания заслуживает наземный комплекс «Орлана». Его максимальная нагрузка – звено из четырех летательных аппаратов «Орлан-10». Если возникнет необходимость в мощной беспилотной группировке, то предусмотрена возможность создания разветвленной локальной командной сети в составе 30 операторов.

Приземление Орлана на парашюте

«Орлан-10» летит по заданному маршруту под управлением автопилота. Функции оператора заключаются в корректировке полетного задания или маршрута, управлении аэрофотосъемкой или полезной нагрузкой. Для этого задействован специальный канал связи, по которому команды управления передаются на борт «Орлана» в онлайн режиме.

БПЛА упал в акватории Азовского моря

Волонтеры команды «Армия SOS» эксклюзивно предоставили InformNapalm отчет, в котором  описали  комплектующие российского БПЛА «Орлан-10» (бортовой №10332), упавшего 6 ноября 2016 года в районе населенного пункта Мелекино Первомайского района Донецкой области в акватории Азовского моря. Логи полетов, опубликованные в предыдущем отчете, указывали, что этот БПЛА неоднократно вел разведку украинской территории в интересах российской армии, начиная с операции по захвату Крыма. Также беспилотник проводил разведывательные полеты на Донбассе. Местами запуска БПЛА были точки, расположенные в оккупированном Крыму, а также на военных полигонах РФ в Краснодарском крае и Волгоградской области России.

«Наши технари разобрали этот беспилотник до винтика, отпаривали элементы от соли, считали все платы и схемы», – прокомментировали волонтеры «Армия SOS».

Благодаря этой кропотливой работе удалось узнать, из каких комплектующих состоит российский БПЛА «Орлан-10».

Предназначение БПЛА и его основные функции

Создавался «Орлан-10» инженерами . Это предприятие, расположенное в Санкт-Петербурге, работает в основном в интересах российской военной промышленности, однако часть продукции, в ассортимент которой входят не только дроны, но и средства радиоконтроля, поставляется в зарубежные страны.

Главной задачей, которую решали разработчики «Орлана-10», было выполнение разведывательных полетов на тактическую глубину в интересах сухопутных войск. С самого начала предусматривалось, что БПЛА станет частью «Единой системы управления тактического звена» (ЕСУ ТЗ) – чрезвычайно сложного программно-аппаратного комплекса, предназначенного для координации и согласования действий различных видов военной техники на определенном участке местности.

Схема, показывающая взаимодействие войск при использовании ЕСУ ТЗ.

«Орлан-10» должен осуществлять наблюдение в заданном районе и выполнять целеуказание для самоходных артиллерийских установок, танков, мобильных зенитно-ракетных комплексов и другой боевой техники, оснащенной средствами поражения, способными уничтожить обнаруженного противника. Для поиска целей и их распознавания БПЛА оборудуется различными оптическими приборами и тепловизором.

За годы, прошедшие со времени своего первого полета, БПЛА «Орлан-10» освоил несколько дополнительных «профессий». Поэтому теперь в перечень его функций входят также:

  1. Поиск людей, заблудившихся в тайге или на обширном ненаселенном пространстве. Для обнаружения используется тепловизор, а также приемник, улавливающий сигналы, вырабатываемые сотовым телефоном.
  2. Радиоэлектронная борьба. БПЛА «Орлан-10», предназначенные для решения этой задачи, входят в состав комплекса РЭБ «Леер-3». Используемая аппаратура способна определять координаты ретрансляторов сигналов сотовой связи и полностью блокировать их работу при помощи создания помех.
  3. Осуществление химической, биологической и радиационной разведки.
  4. Оказание помощи метеорологам с целью уточнения прогноза погоды. В этом случае на борту устанавливаются специальные датчики.
  5. Ретрансляция телевизионных и радиосигналов на большие расстояния.
  6. Выполнение геодезической съемки. Может осуществляться в полностью автономном режиме, без управления с земли.
  7. Наблюдение за выполнением различных работ в труднодоступной местности (строительство дорог, прокладка трубопроводов и линий связи и т.д.).

БПЛА «Орлан-10» на борту фрегата «Адмирал Эссен». Снимок сделан в 2021 году.

Кроме того, в 2021 году проводились испытания «корабельной» версии беспилотников «Орлан-10». Взлетали они с борта фрегатов проекта 11356. Предполагается, что применение БПЛА позволит увеличить точность поражения как морских, так и береговых целей.

Технические характеристики «Орлан 10»

Конструкция БПЛА смешанная, детали изготавливаются из пластика и металла. Двигатель и тянущий винт расположены на передней части корпуса аппарата.

Рассмотрим основные летно-технические характеристики и сравним их с отечественными и зарубежными аналогами.

Наименование показателя Значение
Модель Орлан-10 Орлан-30 I-View MK150
Производитель Россия Россия Израиль
Тип самолетный самолетный самолетный
Размах крыла, м 3.10 3 5,7
Масса взлетная, кг 18 30 160
Масса полезной нагрузки, кг 5 8 20
Мощность, л.с. 1 1 н\д
Максимальная скорость, км/ч 100-150 150-170 н\д
Дальность полета, км 600 300 н\д
Время полета, час 10 18 7
Радиус действия, км 50-120 200 100
Дальность связи, км 100 120 80
Продолжительность полета, ч 10-18 10 7
Потолок над уровнем моря, м 6000 5000 5200
Температура у земли, при которой возможна работа — 30 + 40С0 — 30 + 40С0 н\д

Запуск беспилотного устройства производится с разборной катапульты. После завершении разгона полет происходит при помощи бензинового двигателя. Способ посадки парашютный. Беспилотник отправляется оператором в точно указанный район, в определенном месте открывается парашютный купол.

«Под знаменем роботизации»

В беседе с RT военный эксперт по бронетехнике Алексей Хлопотов обратил внимание на важность внедрения ММБРЛС в современные и перспективные отечественные робототехнические устройства. По его мнению, малогабаритная радиолокационная станция позволит автономным аппаратам ВС РФ самостоятельно ориентироваться на местности, вести разведку и даже участвовать в боевых действиях

«Сейчас наземные аппараты, которые принято называть роботами, представляют собой фактически дистанционно управляемые машины. Управление ими достаточно легко перехватить, или попросту подавить радиосигнал. На повестке дня — интеграция элементов искусственного интеллекта, которые позволят роботу действовать на местности автономно от оператора. Частью этой большой наукоёмкой работы является создание ММБРЛС», — пояснил Хлопотов.

  • Робототехнический комплекс «Нерехта»

Эксперт напомнил, что в России уже существует линейка относительно небольших гусеничных и колёсных робототехнических комплексов («Нерехта», «Уран-9», транспортная платформа «Марс»). Малогабаритная радиолокационная станция позволит им выполнять широкий спектр задач на театре военных действий вне зависимости от погодных условий и рельефа.

«На сухопутных автономных аппаратах, как и на БПЛА, устанавливается, как правило, оптико-электронное оборудование, но у него есть существенные недостатки. Например, оптика не различает скрытые позиции противника, «не видит» того, что скрыто в зданиях или за естественными препятствиями, не способна «разглядеть» что-то сквозь туман. Кроме того, оптика может быть выведена из строя механическими повреждениями», — рассуждает Хлопотов.

В связи с этим, как сообщил эксперт, российские и зарубежные инженеры пришли к выводу, что на одной робототехнической платформе необходимо размещать как оптические приборы, так и РЛС. Подобная комбинация технической аппаратуры повысит эффективность безэкипажных машин.

Оценка

Описание

В состав комплекса входят рабочие места операторов, оборудование радиоканалов управления и передачи данных, оборудование для технического обслуживания и обеспечения старта БПЛА, бензогенератор 1 кВт для обеспечения автономной работы.

С одного пункта управления можно осуществлять управление до 4-х БПЛА «Орлан-10». При необходимости с помощью комплекса возможно организовать локальную сеть до 30 операторов для управления полезными нагрузками одновременно запускаемых БПЛА.

В качестве карты используется растровое изображение местности с привязкой по нескольким точкам или электронная карта. Для маршрута указывается до 60 точек, в которых задаётся высота и признак её облета: проход по высоте или барражирование. Корректировка маршрута осуществляется по радиоканалу. Новая модификация Орлан-10 оборудована 12 камерами высокого разрешения, что позволяет создавать качественные 3D карты.

Возможно указание точки «Дом» и точки посадки, а также алгоритмы поведения в нештатных ситуациях (пропадание радиосвязи, отсутствие сигналов ГЛОНАСС/GPS, отказ двигателя). Оператором указываются точки включения и выключения полезной нагрузки, а при использовании фотоаппарата — коэффициент перекрытия кадров.

Возможности комплекса:

  • оперативная замена полезной нагрузки и состава бортового оборудования,
  • обеспечение видео- и фотосъемки в сочетании с регистрацией текущих параметров (координаты, высота, номер кадра),
  • использование в сложных метеоусловиях и с ограниченных площадок,
  • размещение контрольно-измерительной аппаратуры внутри консолей крыла,
  • наличие бортового генератора позволяет использовать активные нагрузки в течение всего полета,
  • использование одного БПЛА в качестве ретранслятора для остальных.

Особенности :

  • одновременная установка на БПЛА до 3-4 типов нагрузок,
  • криптозащищенный командно-телеметрический канал с ППРЧ,
  • криптозащищенный канал передачи фото (видео) информации,
  • двухступенчатое помехоустойчивое кодирование на обоих типах каналов,
  • видеокодеки собственной разработки,
  • с одного НПУ обеспечивается одновременное управление до 4 БПЛА,
  • любой БПЛА может работать в качестве ретранслятора канала ктр для остальных.

Также «Орлан-10» является компонентом комплекса РБ-341В «Леер-3» подавления наземных средств связи противника.

Разбился один из опытных образцов БПЛА «Орион»

Как сообщило информационное агентство ТАСС,

16 ноября 2020 года беспилотный авиационный комплекс «Орион» потерпел крушение вблизи многоквартирного жилого дома в поселке Листвянка Рязанской области. Об этом ТАСС сообщил следователь по особо важным делам Московского межрайонного СУ СК на транспорте Сергей Бубенев.

«Экспериментальный образец упал при выполнении испытательного полета. По предварительной версии, произошел отказ техники. Причины выясняются. Это «Орион», — сказал Бубенев.

По словам Бубенева, проблемы у беспилотника начались еще до посадки. «Погода вряд ли могла повлиять, возможно боковой ветер», — сказал он.

Как сообщила глава Рязанского района Наталья Жуняева, беспилотник упал примерно в 70 м от многоквартирного жилого дома. «Пострадавших нет», — сказала она.

В свою очередь, рязанский веб-ресурс 62INFO.RU

сообщил:

В посёлке Листвянка Рязанского района упал военный беспилотник «Орион». Фото с места происшествия опубликовал в соцсетях очевидец 16 ноября.

По его словам, аппарат рухнул прямо у жилого дома, срубив пополам сосну. БЛА упал на перекрёстке двух тропинок, где часто гуляют люди. Никто не пострадал.

Мужчина утверждает, что подобный случай ранее произошёл в расположенной неподалёку деревне Сальково. Тогда «Орион» якобы упал в огород.

Судя по фотографиям, в Листвянке потерпел крушение один из опытных образцов БЛА «Орион» с бортовым номером «05».

О беспилотнике

«Орион» — средневысотный беспилотный комплекс большой продолжительности полета, максимальная взлетная масса которого составляет 1 т, а максимальная масса полезной нагрузки — 200 кг. Его «потолок» достигает 7,5 км, максимальная продолжительность полета со стандартной нагрузкой составляет 24 часа, скорость — до 200 км/ч.

На опытных образцах БЛА установлен двигатель Rotax 914 мощностью 86 кВт (115 л.с.), оснащенный турбокомпрессором для повышения высотности. Двухлопастный винт АВ-115 диаметром 1,9 метра производится . Для серийного производства БЛА во взаимодействии с ЦИАМ разрабатывается российский двигатель АПД-110/120.

Создание БАК СД (Беспилотный авиационный комплекс средней дальности) по ОКР «Иноходец» был на конкурсной основе присужден Министерством обороны России 14 октября 2011 года (которая затем прошла реорганизацию и получила наименование «Кронштадт», а в 2016 году вошла в состав АФК «Система»), которая предложила проект «Орион» (или «изделие 90»). «Орион» является отчасти российским аналогом американского БЛА General Atomics MQ-1 Predator и имеет схожий облик с американским аппаратом.

Летные испытания первого опытного образца БЛА «Орион» (бортовой номер «01») были начаты в мае 2020 года. Летные испытания БЛА осуществляются на летно-испытательной базе , организованной на аэродроме Протасово в Рязанской области. К настоящему времени построены несколько опытных образцов БЛА «Орион», проходивших в том числе испытания боевым применением в Сирии..

На форуме «Армия-2018» группа «Кронштадт» демонстрировала блок управления вооружением для беспилотника и прототип боеприпаса собственной разработки массой до 50 кг, который может оснащаться различными боевыми частями.

На авиасалоне «МАКС-2019» генеральный конструктор группы «Кронштадт» Николай Долженков сказал ТАСС, что беспилотник «Орион» находится в финальной стадии испытаний, Министерство обороны России получит один такой комплекс до конца года.

В августе 2020 года на авиасалоне МАКС-2019 генеральный директор Сергей Богатиков заявил, что начато серийное производство БЛА «Орион», и что первый серийный комплекс этих БЛА (наземная станция управления и от трех до шести аппаратов) будет передан Министерству обороны России до конца 2020 года.

Источник

Основные тактико-технические характеристики БПЛА

«Орлан-10» способен взлетать с небольших площадок, при сильном боковом ветре и в самых неблагоприятных климатических условиях – от -30 до +40 градусов по шкале Цельсия. Наиболее важные характеристики этого беспилотника таковы:

Длина БПЛА 1,8 м
Размах крыльев 3,1 м
Масса пустого БПЛА 12,5 кг
Максимальный взлетный вес 18 кг
Крейсерская скорость 100-150 км/ч
Максимальная скорость 170 км/ч (оценочно)
Скорость сваливания 75 км/ч
Максимальная дальность полета 1 000 км
Максимальная продолжительность полета 10 часов (по другим данным – до 18 часов)
Эксплуатационный потолок 5 000 м

Следует отметить, что максимальная дальность в 1 000 км хотя и была подтверждена в ходе испытательных полетов, во время практического применения не достигалась. Поэтому в некоторых источниках указывается, что этот параметр составляет либо 600, либо 300 километров (последнее – для экспортной версии «Орлан-10E»).

Практический радиус действия аппарата при выполнении полета в режиме полного дистанционного контроля составляет от 50 до 120 км. Данный параметр определяется возможностями радиоаппаратуры, установленной на наземном пункте управления.

Модель БПЛА «Орлан-10» на выставке.

20. Пожар в районе цели

Дополнительное преимущество

Военный эксперт полковник в отставке Михаил Тимошенко рассказал RT, что создание подразделений беспилотной авиации и радиоэлектронной борьбы в соединениях ВДВ логично вытекает из возложенных на эти войска задач. По его словам, в результате ВДВ РФ получат как дополнительное средство ведения разведки, так и возможность более эффективно обезопасить свои силы при десантировании в тыл потенциального противника. 

Тимошенко уверен, что десантирование бойцов ВДВ вместе с БПЛА никак не скажется на их мобильности.

«Российские воздушно-десантные войска высаживаются вместе с боевой техникой — БМД, бронетранспортёрами и даже самоходной артиллерией. И всё это не мешает им оперативно выполнять возложенные на них задачи. Не думаю, что им чем-то помешают беспилотные летательные аппараты», — пояснил эксперт.

  • Военнослужащие 31-й десантно-штурмовой бригады ВДВ России во время тренировки Алексей Куденко
  • РИА Новости

По его словам, решение оснастить все части ВДВ подразделениями беспилотной авиации ещё больше усилит российские воздушно-десантные войска, которые на сегодняшний день и так считаются сильнейшими в мире.

«Россия чуть ли не единственная страна, где ВДВ выделены в отдельный род войск, а значит, в большинстве ситуаций могут действовать автономно. Это выгодно отличает их от десантников из большинства стран Европы — Франции, Великобритании или ФРГ. Там ВДВ входят в состав сухопутных войск и во многом зависимы от их командования», — напомнил Тимошенко. 

Он также подчеркнул, что только российские десантники умеют высаживаться вместе с бронетехникой и артиллерией парашютным способом, а их коллеги из армий других стран мира могут перебрасывать БМД и бронетранспортёры только с помощью аэродромов.

«По численности с нашими десантными соединениями могут сравниться разве что американские. Но и там они подчинены сухопутным войскам, что также сказывается на том, какие задачи они могут решать автономно. И своих средств РЭБ и БПЛА у американцев тоже нет», — заключил Тимошенко.

Кольцо Гималии

Малоизвестная история

Говоря о бурном развитии беспилотной авиации в наши дни, мы практически ничего или очень мало знаем об ее истории. А она довольно богата и событиями, и достижениями. Волею судьбы ей было уготовано до поры до времени находиться в тени своей более именитой старшей сестры — авиации пилотируемой.

Считается, что первый беспилотник создал гениальный Никола Тесла на пороге 20 века. Тогда его детищем стало крохотное радиоуправляемое судно.

Беспилотник Кеттеринга

Идею своего великого соотечественника подхватил Чарльз Кеттеринг, военный инженер армии США, предложивший (так и нереализованный) проект беспилотного летательного аппарата. В нужный момент с помощью часового устройства он должен был сбросить крылья и превратиться в авиабомбу.

Собственные проекты были у Великобритании и Германии. Последняя в годы Второй мировой войны отличилась созданием управляемых бомб и серийным производством КР «Фау-1» и «Фау-2». Советским вкладом в историю беспилотной авиации стали разработки авиаконструктора В. В. Никитина – планер-торпедоносец и беспилотная летающая торпеда.

Немецкая крылатая ракета Фау-1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector