Сторожевые корабли проекта 11356

Содержание

Вооружение

Вооружение включает в себя восемь ячеек в одной УВП 3С14, универсальную автоматическую 100-мм артиллерийскую установку А-190, УВП 3С90М1 (содержащая 24 9М317М), две шестиствольные скорострельные 30-мм установки АК-630М. Противолодочную и противоторпедную защиту обеспечивают два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата и РБУ-6000.

УКСК 3С14

Вертикальная пусковая установка 3С14, установленная на кораблях проектов 11356 и 21631, имеет усеченные возможности и позволяет размещение только ракет семейства «Калибр» 3М14, то есть не позволяет размещение ПКР Оникс, в отличие от аналогичных УКСК на кораблях проектов , и 1144.2М.

Точная дальность полёта ракет семейства Калибр в неэкспортном варианте до сих пор официально не озвучена. По сообщениям в СМИ, ракеты Калибр могут поражать надводные и наземные цели на дальностях до 375 км и 2600 км соответственно. В боевой обстановке комплекс Калибр применялся кораблями Каспийской флотилии для нанесения ударов по объектам террористических группировок в Сирии на дальностях до 1500 км.

Артиллерийский комплекс

Артиллерийская установка А-190 на корвете «Стерегущий»

Для стрельбы по воздушным и морским целям на сторожевом корабле установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190 и системы управления стрельбой 5П-10.

Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ «Буревестник» и производится на его мощностях в кооперации с ОАО «Мотовилихинские заводы». На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка данного калибра. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190 производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.

С целью постановки на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегченном варианте. А-190 весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

Система управления стрельбой 5П-10 «Пума» (разработка — КБ «Аметист», производство ОАО «РАТЕП») обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.

Информационно-управляющая система

Сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны сторожевого корабля обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М». Специально для корабля данного проекта БИУС «Требование-М» разработало и поставило АО «НПФ „Меридиан“» (С.- Петербург).

«Требование-М» самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.

Зенитный ракетный комплекс средней дальности

УВП 3С90М1 и ЗУР 9М317М

Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности используется для отражения массированных атак воздушного противника (на каждую цель может одновременно наводиться до трёх ракет 9М317М). Ожидается, что комплекс будет способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 15 м до 35 км.

По требованию предыдущего главкома ВМФ, состав ПВО кораблей неоднократно пересматривался.

Зенитный артиллерийский комплекс

На отечественных кораблях представлен двумя установками АК-630М, расположенными по бортам у ангара. Первые три корабля для ВМФ Индии вооружались ЗРАК «Каштан»,а последующие три вооружены АК-630М.

Противолодочное оружие

РБУ-6000

2 спаренных 533мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с подводными лодками противника.

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение

Радиолокационное (РЛС типа «Фрегат-М2М») обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.

Средства управления оружием — 4 РЛС управления зенитным оружием,РЛС 5П-10 управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ — 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты «Удав» и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.

Авиационное вооружение

Противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31, служит для выполнения разведывательных и других задач в ходе борьбы с подводными лодками противника. Для этого сторожевой корабль оборудован ангаром и взлетно-посадочной площадкой.

Страницы

История создания

Предшественники

СКР «Задорный» проекта 1135 в Средиземном море, 1 июня 1988 года

Прототипами для проекта 11356 послужили сторожевые корабли проекта 1135 и
1135М «Буревестник», строившиеся большой серией для ВМФ СССР. При достаточно скромной стоимости и размерах «Буревестники» обладали отличной мореходностью и несли достаточно мощное и совершенное для своего времени вооружение, благодаря чему считаются одними из наиболее удачных кораблей .

Предпосылки к созданию

В 1980-е годы стало ясно, что время «разделения труда» на флоте прошло, а прогресс в уменьшении массы и габаритов вооружения позволил совместить в одном небольшом корпусе множество функций, ранее вынужденно разделяемых на несколько узкоспециализированных боевых единиц. Базирование на кораблях вертолёта из «роскоши» превратилось в насущную необходимость. К этому времени в СССР на смену «Буревестникам» был создан сторожевой корабль нового поколения — проекта 11540 «Ястреб». «Ястребы», как и 20 лет назад «Буревестники», закладывались в Калининграде на ПСЗ «Янтарь». До 1991 года удалось достроить только головной корабль —«Неустрашимый». Дальше начался всеобщий кризис. Калининградская область превратилась в отрезанный от России анклав, и ввоз сырья, комплектующих и материалов стал баснословно дорог. Тем более, что многие контрагенты перешли в категорию «иностранцев». Демократическая Россия оказалась не в состоянии развивать судостроение, а у «Неустрашимого», как у любого головного корабля, выявились многочисленные проблемы, на решение которых катастрофически не хватало денег. Пытались найти выход, продав один из недостроенных «ястребов» за границу. На ПСЗ в достаточно высокой степени готовности стояло два таких корабля: «Неприступный» и «Туман», и было разработано ряд проектов их достройки в экспортном исполнении по желанию заказчика. Однако потенциальные заказчики из Индии, Ирана и Китая не захотели брать на себя «головную боль» с доведением до ума новейшего проекта.

В 1998 году Балтийск посетила делегация индийских ВМС, вместе с представителями «Росвооружения» побывав на борту «Неукротимого» (проект 1135М). Командиру СКР капитану 2 ранга В. В. Хамутовскому было предписано ответить на все интересующие делегацию вопросы. Индийские специалисты тщательно изучили корабль, проявив при этом редкостную осведомлённость. И, в конце концов, отдали предпочтение «Буревестнику», отлично зарекомендовавшему себя в эксплуатации и отработанному в технологическом отношении.

Проектирование

Головной СКР «Дозорный»/«Тальвар» в море, 2005 год

Ближе всего к желаемому индийцами оказался пограничный проект 11351 «Нерей», а точнее — разработанный на его базе Северным ПКБ универсальный СКР проекта 11356, предназначенный для ведения боевых действий против НК и ПЛ как самостоятельно, так и в составе соединения. Первоначально на новом корабле планировалось установить ПКРК «Уран», ЗРК «Кинжал», малокалиберные зенитно-артиллерийские комплексы АК-630М1-2 с РЛС «Вымпел». Однако экономическая ситуация в России не оставляла надежд на строительство СКР для отечественного ВМФ. И санкт-петербургским корабелам было дано разрешение на продажу своих разработок за рубеж.

В экспортном варианте проект 11356 получил несколько иной состав вооружения. Внешне новые корабли (по зарубежной классификации — фрегаты) сильно отличаются от своего прототипа. Надстройка стала сплошной, её форма существенно уменьшает радиолокационную заметность. В корпусе, получившем изящный скуловой излом, полностью отсутствуют иллюминаторы. Нет и традиционной для «буревестников» и «нереев» буксируемой . Гребные винты — малошумные, пятилопастные. В кормовой части корабля предусмотрены ангар и площадка для вертолёта постоянного базирования.

Связь с другими программами КОРАЛЛ

Проект

Проект сторожевого корабля разработан Северным проектно-конструкторским бюро на основе проекта 1135.6 для ускоренного пополнения корабельного состава Черноморского флота ВМФ России, в следствие затяжки реализации проекта 22350.

Сам проект представляет собой откорректированный проект кораблей 1135.6 «Тальвар», созданного для ВМС Индии, который в свою очередь является дальнейшим развитием проекта сторожевых кораблей 1135 и 1135М «Буревестник», а также пограничных сторожевых кораблей 11351 «Нерей».

Военно-Морской Флот СССР и Морские части береговой охраны Пограничной службы КГБ СССР в общей сложности получили 39 кораблей различных модификаций проекта 1135. Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков.

Сторожевые корабли проекта 11356 унаследовали лучшие свойства своих предшественников. При этом качественно новыми стали вооружение и электронное оснащение. Так же как и на «Нереях», у них появилась взлётно-посадочная площадка для вертолёта Ка-27 и ангар для него. Изменилась архитектура корпуса и надстройки, которая отвечает требованиям обеспечения малой заметности. Если сторожевики проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356 — многоцелевые корабли. Основу ударного ракетного вооружения фрегатов составляют универсальные пусковые установки 3С14. Пусковые установки способны использовать ракеты: Калибр (большинство модификаций).

Историческая справка

Еще в 60-е годы прошлого века в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в Северном проектно-конструкторском бюро, были разработаны многоцелевые боевые корабли проекта 1135 (шифр «Буревестник»). Первоначально они назывались сторожевыми, однако затем советская система классификации была изменена. В последующие годы «Буревестники» в официальных документах именовались большими противолодочными кораблями второго ранга.

Проект оказался весьма удачным для своего времени. Всего с 1968 по 1981 годы было построено 32 таких корабля, из них 11 – по улучшенному проекту 1135М). Предполагалось, что в последующем они будут постепенно заменяться на более крупные БПК первого ранга проекта 1155.

Кроме того, планировалось провести модернизацию уже построенных «Буревестников», вооружив их противокорабельными ракетами «Уран». Но главным направлением работ конструкторов Северного ПКБ, начиная с 1979 года, стало создание особой модификации исходного проекта, получившей обозначение 11351.

Пограничный сторожевой корабль «Феликс Дзержинский», построенный по проекту 11351

Эти корабли вновь стали называть сторожевыми. Предназначались они для пограничников и разрабатывались по особому заказу КГБ СССР.

В 90-е годы для российских судостроителей начались тяжелые времена. О прежних масштабах государственных заказов не приходилось и мечтать, а нехватка финансирования поневоле заставляла руководство предприятий искать спасения за рубежом, отыскивая богатых иностранных покупателей. В этих условиях специалисты Северного ПКБ, взяв за основу проект 11351, создали его «экспортный» вариант, обозначенный как 11356 (Talwar по классификации НАТО).

Этой новой модификацией заинтересовалась Индия, которая как раз тогда стремилась обзавестись современными фрегатами (этот тип кораблей приблизительно соответствует по своим основным характеристикам советским БПК второго ранга). Был подписан контракт, после чего в Санкт-Петербурге, на Балтийском заводе, началось строительство трёх кораблей проекта 11356. В состав ВМФ Индии они были введены в 2003-2004 годах.

Новые фрегаты понравились заказчикам, в результате чего уже в 2006-м году был заключен договор на изготовление еще трех таких же кораблей в Калининграде, на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». Тем временем экономическая ситуация в России заметно улучшилась, что позволило правительству задуматься о пополнении состава собственных военно-морских сил.

Три фрегата типа «Тальвар», построенные по проекту 11356 для ВМФ Индии

В 2010-м году состоялся тендер, участие в котором приняли компании «Адмиралтейские верфи», «Северная верфь», калининградский судостроительный завод «Янтарь», а также Амурский судостроительный завод и Балтийский ССЗ. Победитель конкурса получал право на выполнение государственного заказа, предусматривавшего изготовление серии фрегатов для пополнения Черноморского флота России.

Завод «Янтарь» с самого начала являлся фаворитом данного тендера. Еще до официального подведения итогов главнокомандующий ВМФ Высоцкий, беседуя с журналистами, говорил, что в ближайшие годы будут построены несколько новых российских фрегатов проекта 11356. В пользу такого решения говорило и то, что как раз в это время на «Янтаре» осуществлялась сборка кораблей для Индии – ясно было, что у завода имеется всё необходимое оборудование, а цикл серийного производства хорошо освоен.

Вскоре прогнозы оправдались, и уже в октябре 2010 года контракт между Министерством обороны РФ и судостроительным заводом «Янтарь» был подписан. Это соглашение предусматривало изготовление трёх фрегатов проекта 11356Р – «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». Изменение обозначения указывало на то, что по своему оборудованию эти корабли будут отличаться от своих «собратьев», построенных по заказу Индии. Кроме того, предусматривалось обновление состава бортового вооружения.

Постройка и испытания

Закладная доска СКР «Адмирал Эссен» проекта 11356

Контракт стоимостью около одного миллиарда долларов на поставку индийским ВМС трёх фрегатов проекта 11356 был заключён 17 ноября 1997 года. С российской стороны основным подрядчиком выступало ОАО «Балтийский завод». Первые два корабля — «Тальвар» (англ. Talwar) и «Тришул» (англ. Trishul) — были заложены в марте 1999 года и спущены на воду соответственно в мае и ноябре 2000-го. На период испытаний их временно включили в состав Балтийского флота с названиями «Дозорный» и «Ударный». Примечательно, что экипажи для них на время прохождения испытаний формировались из 128-й бригады надводных кораблей Балтийского флота — родного дома «Бдительного».

В мае 2001 года состоялся спуск на воду последнего фрегата первой серии — «Табар» (англ. Tabar). Согласно контракту, в состав индийского флота все три корабля вошли в 2002 — 2003 годах.

Торжественный спуск на воду СКР «Адмирал Эссен», 2014 год

В дальнейшем индийская сторона, вполне удовлетворённая полученными фрегатами, заказала вторую серию из трёх аналогичных кораблей. В этот раз их строил калининградский завод «Янтарь», и проект получил ряд доработок — в частности, для удешевления зенитно-артиллерийские комплексы для ближней ПВО были заменены более простыми 6-ствольными автоматами АК-630, а главный ударный комплекс «Калибр» сменили на уже принятые на вооружение противокорабельные ракеты «Брамос» совместной российско-индийской разработки.

В России наиболее перспективным типом сторожевого корабля/фрегата к тому времени считался новейший проект 22350, вооружённый ещё не принятым на вооружение ЗРК коллективной обороны «Полимент-Редут». Однако с доведением комплекса «Полимент-Редут» возникли большие сложности, и сроки принятия в состав флота вооружённых им кораблей постоянно переносились. В результате было принято решение построить также серию надёжных и отработанных СКР проекта 11356 и для ВМФ России.

Состав кораблей проекта

  • Индия: 6 единиц (фрегаты пр.17):
    • «Тальвар» F40 (до 18.06.2003 «Дозорный»),
    • «Тришул» F43 (до 25.06.2003 «Ударный»),
    • «Табар» F44 (до 19.04.2004 СКР-23),
    • «Тег» F45, T6 (до 27.04.2012 зав.№01354),
    • «Таркаш» F50 (до 9.11.2012 зав.№01355),
    • «Триканд» F51 (до 29.06.2013 зав.№01356).
  • Россия: 6 единиц (СКР/фрегаты пр.11356):
    • «Адмирал Григорович» (2014),
    • «Адмирал Эссен» (2014),
    • «Адмирал Макаров» (2015),
    • «Адмирал Бутаков» (2016),
    • «Адмирал Истомин» (2017),
    • «Адмирал Корнилов» (2017).

История проекта

Необходимо заметить, что для 1999 года проект ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» 11356 был вполне удачным проектом.

Проект 11356 с одной стороны основывался на проверенном проекте 11351:

С другой стороны проект 11356 гармонично сочетал проверенные временем решения и новую технику:

  • Ракетный комплекс: основу ударного вооружения построенных для Индии фрегатов составляет ракетная система «Клаб-Н», предназначенная для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок различных классов и типов, наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами. Впервые в отечественном судостроении корабль вооружен достаточно универсальной вертикальной пусковой установкой.
  • Артиллерийский комплекс: на фрегате установлен артиллерийский комплекс из одноорудийной артиллерийской установки А-190Э 100-мм калибра и системы управления стрельбой 5П-10Э. Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ «Буревестник» специально для поставки на корабль, экспортируемый в Индию. С целью постановки на фрегат, пушка выполнена в облегченном варианте. А-190Э весит 15 тонн против 37,5 тонн выпускаемой ранее артустановки АК-100.
  • Информационно-управляющая система: сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны фрегата обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М», также специально разработанная для этого корабля.
  • Кадры: Индийское финансирование позволило сохранить квалифицированные кадры как проектировщиков, так и судостроителей, за что Индии низкий поклон.

Следующие 3 фрегата Тег (№01354), Таркаш (№01355), Триканд (№01356) заказаны по проекту 11356М, который отличается от 11356 (предположительно) двумя решениями:

  • УКСК укомплектован ПКР «БраМос» вместо ПКР «3М-14Э»
  • ЗАК АК-630 (2 единицы) и (предположительно) ЗРК ближнего действия «Барак-1» (предположительно 4 ВПУ по 8 ячеек) вместо двух боевых модулей ЗРАК «Кортик» (РЛС ЗРК «Барак-1» занял место командного модуля ЗРАК «Кортик»).

ЗРК «Барак-1» Разработана совместными усилиями фирм «MBT», «Rafael», «ELTA Systems». Принят ЗРК «Барак» на вооружение ВМС Израиля в 1987 году, состоит на вооружении ВМС Индии, Сингапура, Тайваня, Венесуэлы.

Фото блогера с ходовых испытаний:

Данные решения Минобороны Индии совершенно понятны:

  • «БраМос» — быстрее и кроме того является совместным продуктом, что дает Индии политические и экономические преимущества в сравнении с российской ПКР «3М-14Э».
  • ЗРК «Барак-1»в сравнении с ЗРАК «Кортик» способен обстреливать большее число целей одновременно, имеет меньшее время реакции и меньше минимальную границу поражения воздушных целей. Кроме того, 64 ракеты ближнего действия, которыми оснащен ЗРАК «Кортик», не могут выстреливаться с приемлемой скорострельностью: после опустошения 8 пусковых установок каждого боевого модуля необходима перезарядка пусковых модулей. Скоротечность современных боевых действий такова, что, скорее всего, времени на перезарядку у Фрегата не будет. Таким образом, реальный боезапас составляет не 64, а 16 ракет ближнего действия. Что же касается сдвоенной шестиствольной 30-мм пушки, то у нее нет решающих преимуществ перед одинарной в большинстве тактических задач.

Что же касается вступления в силу «Адмирала Григоровича» в 2014 году, то приходится с сожалением констатировать, что он строится по проекту 11357, в основном повторяющему 11356.

Проект официально не представлен общественности по двум основным причинам:

  • Вероятнее всего предполагается установить УКСК на 12 ячеек вместо 8 ячеек по проекту 11356, что вызвало какие-то трудности у разработчика УКСК. Не исключено размещение двух модулей по 8 ячеек.
  • Нет решения об адекватной замене ЗРАК «Кортик». Видимо, ожидаются новости по перспективному ЗРК БД «Морфей», либо ведутся переговоры с Израилем по ЗРК «Барак», либо рассматриваются экзотические сочетания в стиле проекта 21630 (турельная установка «Гибка» + ЗАК-630), либо уточняются характеристики ЗРПК «Панцирь-М».

Оценка проекта

Решение о строительстве многоцелевых сторожевых кораблей этого типа вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает корабли сразу двух типов — фрегаты проекта 22350 и сторожевые корабли проекта 11356, что противоречит ранее провозглашённой политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.

С другой стороны, фрегаты проекта 22350 — корабли новые, и, несомненно, потребуется время для окончательной доводки всех их систем. Как показывает отечественная практика, процесс этот по разным причинам, начиная от недостаточного финансирования и кончая недобросовестностью некоторых контрагентов, может затянуться на годы. Фрегаты же проекта 11356 освоены промышленностью: шесть кораблей этого проекта для ВМС Индии построены Балтийским заводом и Судостроительным заводом «Янтарь» и успешно эксплуатируются. Конечно, российские фрегаты будут отличаться от индийских. Как отметил главный конструктор проекта Вилор Перевалов: «корпус — такой же, а вот начинка вся — отечественного производства».

Второй веский аргумент в пользу проекта 11356 — эти корабли предназначены именно для Черноморского флота. В их задачи будут входить демонстрация Андреевского флага в Средиземном море и участие в антипиратских операциях. Разумеется, они способны выполнять оборонительные и ударные миссии в Чёрном море и прилегающих к нему акваториях. В то время как фрегаты проекта 22350 больше подходят для службы на Северном и Тихоокеанском флотах.

Следует обратить внимание и на то, что сторожевые корабли проекта 11356 — по сути, ни что иное, как глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 года большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей». Военно-Морской Флот Российской Федерации и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России (морские части КГБ СССР) в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства

Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков. Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля — «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России — в строю (по состоянию на февраль 2018 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют два «Нерея» — «Дзержинский» и «Орёл» (быв. «Имени XXVII съезда КПСС»).

Сторожевые корабли проекта 11356Р фактически созданы на основе «бюджетного» фрегата для Индийского ВМФ 11356. Данный проект построен в основном на технологиях и системах вооружения 1990-х годов, что по замыслу заказчиков в ВМФ РФ должно было ускорить строительство и введение в строй. Более того, даже по сравнению с индийскими 11356 часть систем была снята, например 11356Р лишился буксируемой ГАС. Другая часть была заменена упрощёнными аналогами, в частности установлена устаревшая подкилевая ГАС (максимальная дальность обнаружения МГК-335 12 км, против 15 км у не самой современной APSOH в индийской версии, ГАС «Заря» на пр.20380/22350 от 18 до 45 км), не самый современные ЗРАК «Каштан» заменены на ещё более устаревшие АК-630М. На фрегатах пр. 11356 имеется ракетный комплекс Калибр-НК. Средства ПЛО (торпедные аппараты) и противоторпедной обороны РБУ-6000 (РГБ-60, 90Р, 90Р1) имеют избыточную массу и пониженные ТТХ, например по сравнению с комплексом «Пакет-НК». ЗРК 3С90М1 + 9М317М менее совершенна по ТТХ и массе в сравнении с ЗРК «Редут» на фрегатах проекта 22350. БИУС «Требование-М», установленная на 11356, уступает по возможностям автоматизации БИУС «Сигма» фрегатов 22350 и корветов проекта 20380. Конструкция фрегата 11356 не отвечает современным требованиям радиолокационной малозаметности.

В целом, если сторожевики проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356 — фрегаты ПВО (радиус зоны обороны до 70 км) с ограниченными ударными возможностями. По большинству параметров (кроме цены) фрегаты 11356, задуманные как переходное, временное и «бюджетное» решение, значительно уступают фрегатам пр. 22350,а в чем-то, и даже корветам пр. 20380/20385.

12.7-мм авиационные пулеметы Дегтярева-Шпагина. СССР

Проект

Проект сторожевого корабля разработан Северным проектно-конструкторским бюро на основе проекта 1135.6 для ускоренного пополнения корабельного состава Черноморского флота ВМФ России, в следствие затяжки реализации проекта 22350.

Сам проект представляет собой откорректированный проект кораблей 1135.6 «Тальвар», созданного для ВМС Индии, который в свою очередь является дальнейшим развитием проекта сторожевых кораблей 1135 и 1135М «Буревестник», а также пограничных сторожевых кораблей 11351 «Нерей».

Военно-Морской Флот СССР и Морские части береговой охраны Пограничной службы КГБ СССР в общей сложности получили 39 кораблей различных модификаций проекта 1135. Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков.

Сторожевые корабли проекта 11356 унаследовали лучшие свойства своих предшественников. При этом качественно новыми стали вооружение и электронное оснащение. Так же как и на «Нереях», у них появилась взлётно-посадочная площадка для вертолёта Ка-27 и ангар для него. Изменилась архитектура корпуса и надстройки, которая отвечает требованиям обеспечения малой заметности. Если сторожевики проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356 — многоцелевые корабли. Основу ударного ракетного вооружения фрегатов составляют универсальные пусковые установки 3С14. Пусковые установки способны использовать ракеты: Калибр (большинство модификаций).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector