Ракетный крейсер «маршал устинов»

Содержание

Содержание

Примечания

  1. Данные о суммарной мощности энергоустановки крейсеров проекта 1164 разнятся в разных источниках; значение в 110000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича. Согласно этим данным, суммарная мощность каждого из двух агрегатов М21 складывается из: форсажных (основных) газовых турбин ДТ59 — 2 по 22500 л. с.; маршевой газовой турбины ДС71 — 7000 л. с.; паровой турбины утилизационного контура — 3000 л. с., итого 55000 л. с. на один агрегат и 110000 л. с. на энергоустановку в целом.
  2. Данные о дальности хода экономическим ходом в разных источниках расходятся; цифра в 7500 миль приведена в «Боевых кораблях мира» Александрова и Апалькова, в то время как в «Советском ВМФ» Бережного указана дальность в 8070 миль.
  3. Данные о численности экипажа в 485 человек взята из «Боевых кораблей мира» Александрова и Апалькова. Встречаются и другие данные — например, в «Советском ВМФ» Бережного указана численность экипажа 610 человек.
  4. В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы корабля. В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности.

Доктрина Устинова

Д. Ф. Устинов на судоремонтном заводе «Нерпа». 1983 год.

Назначение Устинова министром обороны СССР в 1976 году привело к существенным подвижкам в Советской Армии и в советской военной доктрине. Прежде основной упор делался на создание мощных бронетанковых сил в соответствии со сценариями «неядерного конфликта высокой интенсивности» в Центральной Европе и на Дальнем Востоке.

При Устинове больший упор делается на тактическое и оперативно-тактическое ядерное оружие (теория «укрепления евростратегического направления»). В соответствие с ней в 1976 году началась плановая замена моноблочных ракет средней дальности Р-12 (SS-4) и Р-14 (SS-5) на новейшие РСД-10 «Пионер» (SS-20). В 1983—1984 годах в дополнение к ним СССР развернул на территории Чехословакии и ГДР оперативно-тактические комплексы ОТР-22 и ОТР-23 «Ока», которые позволяли поражать цели на всей территории ФРГ. На этой основе аналитики США и НАТО делали вывод, что СССР готовится к ограниченному ядерному конфликту в Европе.

Согласно доктрине Устинова, предусматривалось размещение РС-20 на Чукотке, откуда в их зоне поражения оказывалась территория Аляски и северо-западная часть Канады. При обнаружении первых признаков начала ядерного нападения НАТО предусматривался упреждающий ракетно-ядерный удар, для чего отрабатывались наступательные операции на европейском театре военных действий. Целью ставилось взломать глубоко эшелонированную оборону Североатлантического блока на глубину 50-100 км вдоль линии фронта. Ударные армейские группы пяти фронтов планировалось направить в наступление на Западную Германию. В ходе первого этапа — стремительного наступления 14-я армия, базировавшаяся в Молдавской ССР (Приднестровье), должна была совершить бросок в Турцию, взять под контроль Черноморские проливы, тем самым обеспечив прохождение кораблей Черноморского флота в Средиземноморье, силами военных моряков планировалось захватить Италию. За 13-15 дней советские войска должны были овладеть территорией ФРГ, Дании, Голландии, Бельгии и выдвинуться на границу с Францией. Второй этап операции в Западной Европе предполагалось вести силами двух новых фронтов. Первый фронт должен был нанести удар в направлении Нормандии (Франция), второй фронт в это время выходит к границам Испании. Вся операция по разгрому войск НАТО в Европе, установлению советского контроля над материковой Европой и выводу Франции из войны должна была по плану Устинова занять 30-35 дней. Несмотря на уверенность Генштаба Вооружённых Сил СССР в осуществимости плана, неясность состояла в том, как затем распорядиться плодами военного успеха, управлять и содержать в рамках порядка завоёванные территории с многомиллионным нелояльным населением.

Задачи ракетных крейсеров

Если задачей ВМС США (НАТО) является стратегия вторжения на сушу, основанные на АУГ (авиационных ударных группах), и даже сторожевые береговые корабли создаются ими в помощь именно для действий у чужих границ (литоральный LCS), тогда как наши задачи – не позволить проявления агрессии в свой адрес. Именно такую военную политику проводил и маршал Устинов (главный руководитель ВПК 1941 – 1963 гг., Министр обороны СССР 1976 – 1984 гг. и самый влиятельный в области вооружения 1953 – 1984 гг.) – он же противник строительства авианосцев с самолётами типа Су и Миг, предпочитал строить ракетоносцы и противолодочные корабли. Некоторым военным и учёным было отказано в инициативе, зато другие поощрялись. Трамплин для авианосцев и вертикальный взлёт для палубной авиации у нашей страны есть благодаря упрямству Устинова, нам досталась ещё одна нереализованная разработка конца 1980-х – самолёт Як-141. Смысл его (Устинова) позиции таков – мы (СССР) не должны повторять уже созданного американцами, наше – это ракетные крейсера и вертолётоносцы.

Теперь все согласны с адмиралом Николаем Герасимовичем Кузнецовым, что нужны авианосцы, как и все другие типы кораблей. А ведь его военный талант сравним с Ушаковым для своего времени. В отличие от Сталина, Хрущёв не строил, а резал заложенный новый флот Кузнецова (где было место и авианосцам), отдав предпочтение только одному его достоинству – ракетному вооружению. После чего военные моряки, сторонники авианесущих крейсеров, долго доказывали их необходимость ракетчику Устинову вполголоса.

Не без проблем при Устинове был заложен первый авианосец, и только после его смерти был дан «зелёный свет» эффективным скоростным самолётам с обычным взлётом – Су-27К и Миг-29К. Несмотря на это он заслуживает уважения и право называть его именем корабль, тем более РК. Ведь то, что он отстаивал, развивалось в лучшую сторону, а боевые возможности крейсеров – это и его заслуга. Устинов успешно окончил Военно-механический институт (ныне «Военмех» его имени). По-настоящему военным никогда и не был. Поэтому имел недостатки как полководец (тем более как морской адмирал), ну и как человек – упрямец.

РК «Маршал Устинов» служит с 1986 г. на Северном флоте. Главное отличие в классификации натовских и отечественных кораблей в том, что ракетными у них называются те, которые противостоят, прежде всего, воздушным целям – ЗРК. У ВМС РФ (СССР) им даётся другое главное назначение – уничтожать надводные корабли и береговые укрепления противокорабельными ракетными комплексами (ПКРК). Любой крейсер – это самостоятельная боевая единица 1-го ранга. Он хорошо вооружён всеми средствами борьбы против подводных, надводных, береговых и воздушных целей.

Читайте Корвет «Совершенный»: пятый представитель проекта 20380

Проектом 1972-го года 1164 «Атлант» решались задачи уничтожения надводных кораблей (включая авианосцы). Задачи РК вскоре расширились, равнозначной частью стало:

  • уничтожение ударных группировок противника;
  • коллективная система ПРО страны;
  • конвоирование дальнего морского транспорта;
  • борьба с подлодками;
  • поддержка десантирования морской пехоты;
  • уничтожение береговых укрепрайонов.

Противолодочная оборона

РБУ-6000

Две эффективные ракетные бомбомётные установки РБУ-6000 по-прежнему верно служат с 1961 года. Предназначение: уничтожение подлодок и торпед противника. Бомбы массой 120 кг. (96 шт.) погружаются за 11,6 сек. на 450 м. и в радиусе 6 – 50 м поражают подводную цель. Совершенствуются комплексы управления стрельбой, с целью повышения точности и скорости поражения.

Торпедирование неприятелей «Маршала Устинова»

Из 2-х пятитрубных торпедных аппаратов можно выпустить 10 торпед калибром 533 мм. Торпеды 7 м, массой 2 т, несут заряд 400 кг на расстояние 22 км скоростью 55 узлов. Торпедные аппараты могут пускать ракеты типа «Калибр» как по подводным целям, так и по надводным и наземным. Это дополнительная «радость» для «миролюбивого» НАТО.

История строительства

Всего предполагалось построить 10 крейсеров проекта 1164, затем программу сократили до 6 единиц. Однако заложено было всего 4 крейсера этого типа, а введено в строй — 3.

Закладка головного корабля — крейсера «Слава» (заводской № 2008) — состоялась 4 октября 1976 года.

Впервые появившиеся в 1983 году, крейсера класса «Атлант» должны были контролировать жизненно важные для безопасности СССР зоны мирового океана, такие как к примеру Северная Атлантика, и в случае получения соответствующего приказа были обязаны в первую очередь нанести ракетные удары по ударным авианосным группировкам ВМС США и НАТО. Основное вооружение крейсеров этого класса — 16 крылатых ракет П-500 «Базальт», в том числе и с ядерными боеголовками (при модернизации на всех российских крейсерах пр. 1164 заменены на ракеты П-1000 «Вулкан»).

Эти корабли являются одними из самых мощных кораблей в своем классе, именно благодаря этим ракетам, имеющим мощную БЧ и дальность стрельбы 550 км. Они могут уничтожить даже такую крупную и защищенную цель как авианосец.

Построенные корабли

Всего по проекту предполагалось строительство шести кораблей. Однако в итоге заложено было четыре крейсера, а достроено и введено в строй всего 3. Все корабли строились на заводе имени 61 коммунара в г. Николаев.

Название Заводской № Закладка Спуск на воду Сдача заказчику Флаг поднят Примечание
«Москва» 2008 6 ноября 1976 года 27 июля 1979 года 30 декабря 1982 года 30 января 1983 года Флагманский корабль ЧФ
«Маршал Устинов» 2009 5 октября 1979 года 25 февраля 1982 года 15 сентября 1986 года 21 сентября 1986 года Закладывался как «Адмирал флота Лобов»
«Варяг» 2010 31 июля 1979 года 26 июля 1983 года 25 декабря 1989 года 7 января 1990 года Флагманский корабль ТОФ
«Украина» 2011 28 июля 1983 года 11 августа 1990 года недостроен
«Октябрьская революция» 2012 15 ноября 1988 года недостроен Строительство прекращено в 1989 году. До 31 декабря 1987 года носил имя «Россия»

Головной корабль строили больше шести лет и сдали флоту 28 декабря 1982 года. Второй корабль при закладке в 1978 году получил название «Адмирал флота Лобов», третьему, заложенному в 1979 году, было предусмотрено имя «Комсомолец», однако смерть министра обороны маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова в декабре 1984 года вызвала изменение названий всех строившихся крейсеров этой серии: «Адмирал флота Лобов» был переименован в «Маршал Устинов», «Комсомолец» стал «Червоной Украиной», а название «Адмирал флота Лобов» перешло на четвертый корабль, заложенный в 1986 году. По некоторым сведениям, в 1989 году был заложен ещё один крейсер проекта 1164, который должен был получить имя «Россия», но из-за недостатка средств его строительство было прекращено.

В мае 1995 года головной крейсер «Слава» переименовали в «Москву».

После развала Советского Союза «Червона Украина» был переименован в «Варяг».

«Адмирал флота Лобов» был присвоен Украиной, но попытки достроить его для ВМС Украины закончились неудачей. Совершенно ясно, что достроить, а тем более эксплуатировать даже один ракетный крейсер Украина не в состоянии. Тем не менее крейсер был переименован в «Украину» и формально в 1993 году вошёл в состав ВМС Украины. Решение о его достройке было принято в 1998 году, но оно так и осталось на бумаге и крейсер стоит у достроечной стенки завода, имея, якобы, готовность в 95 %. Рассматривались варианты продажи крейсера, однако было принято решение о его достройке при помощи России. В июле 2010 года постановление Верховной Рады Украины о присвоении названия «Украина» ракетному крейсеру утратило действие, за это проголосовали 247 депутатов Верховной Рады из 428. Также будет рассмотрен вопрос продажи крейсера России. По информации агентства «УРА-Информ. Донбасс», Россия, в свою очередь, уведомила Украину, что заберет крейсер только даром. В сентябре 2013 года Россия согласилась приобрести «Украину» за 1 миллиард рублей.

Командование ВМФ России намерено в 2012 году передать Тихоокеанскому флоту из состава Северного флота ракетный крейсер «Маршал Устинов». По словам источника агентства в Главном штабе ВМФ, «Маршал Устинов» «нужнее на таком масштабном и сложном театре военных действий, как тихоокеанский». Отдельные наблюдатели считают, что крейсер «Маршал Устинов» будет заменен на Северном флоте крейсером «Украина» (в случае, если он будет приобретен у Украины).

Награды

Смотреть

Награды СССР
  • Герой Советского Союза (27.10.1978);
  • дважды Герой Социалистического Труда (03.06.1942, 17.06.1961);
  • одиннадцать орденов Ленина (08.02.1939, 03.06.1942, 05.08.1944, 08.12.1951, 20.04.1956, 21.12.1957, 29.10.1958, 29.10.1968, 02.12.1971, 27.10.1978, 28.10.1983);
  • орден Суворова I степени (16.09.1945);
  • орден Кутузова I степени (18.11.1944);
  • семнадцать медалей СССР;
  • лауреат Ленинской премии (20.04.1982);
  • лауреат Сталинской премии I степени (16.12.1953);
  • лауреат Государственной премии СССР (05.02.1983).
Награды МНР
  • Герой Монгольской Народной Республики (6.08.1981);
  • три ордена Сухэ-Батора (1975, 1978, 1981);
  • орден Боевого Красного Знамени (1983);
  • шесть медалей МНР.
Награды ЧССР
  • Герой Чехословацкой Социалистической Республики (30.09.1982);
  • два ордена Клемента Готвальда (1978, 1982);
  • орден Белого льва I степени (1977);
  • две медали ЧССР.
Награда Вьетнама

Орден Хо Ши Мина (1983).

Награды НРБ
  • Два ордена «Георгий Димитров» (1976, 1983);
  • семь медалей НРБ.
Награда ПНР

Орден «Крест Грюнвальда» I степени (1976).

Награда Перу

Орден «За заслуги перед ВВС».

Награды ВНР
  • Два ордена Знамени (ВНР) с рубинами (1978, 1983);
  • медаль ВНР.
Награда ДРА

Орден «Солнце Свободы» (1982).

Награды ГДР
  • Два ордена Карла Маркса (1978, 1983);
  • орден Шарнхорста (1977);
  • медаль ГДР.
Награда Финляндии

Орден Белой розы I степени (1978).

Награды Республики Куба
  • Орден Плайя Хирон (1983);
  • две медали Кубы.

Смерть

Многие называют смерть Дмитрия Устинова загадочной. Его не стало в декабре 1984 года, когда закончились военные маневры армий стран, входивших в Варшавский договор. Следом за Устиновым скончались министры обороны ГДР, Венгрии и Чехословакии.

Конспирологи видят в цепи смертей некую закономерность и связывают с началом падения социалистического строя в Советском Союзе и странах Варшавского договора.

Другие не видят в кончине Устинова таинственной подоплеки и говорят о возрасте – Дмитрию Федоровичу исполнилось 76 лет, он был тяжело больным человеком, мало заботящимся о здоровье. Маршал перенес две операции по удалению раковой опухоли, пережил инфаркт. Причиной смерти чиновника стало скоротечное воспаление легких.

Могила Дмитрия Устинова в кремлевской стене

Проводили Дмитрия Устинова с надлежащими почестями. Урну с прахом поместили в Кремлевскую стену. Спустя 2 месяца состоялись последние похороны у стен Кремля – Константина Черненко. В 1984 году имя маршала дали Ижевску, но вскоре, при правлении Михаила Горбачева, городу вернули старое название.

Доктрина Устинова

Д. Ф. Устинов на судоремонтном заводе «Нерпа». 1983 год.

Назначение Устинова министром обороны СССР в 1976 году привело к существенным подвижкам в Советской Армии и в советской военной доктрине. Прежде основной упор делался на создание мощных бронетанковых сил в соответствии со сценариями «неядерного конфликта высокой интенсивности» в Центральной Европе и на Дальнем Востоке.

При Устинове больший упор делается на тактическое и оперативно-тактическое ядерное оружие (теория «укрепления евростратегического направления»). В соответствие с ней в 1976 году началась плановая замена моноблочных ракет средней дальности Р-12 (SS-4) и Р-14 (SS-5) на новейшие РСД-10 «Пионер» (SS-20). В 1983—1984 годах в дополнение к ним СССР развернул на территории Чехословакии и ГДР оперативно-тактические комплексы ОТР-22 и ОТР-23 «Ока», которые позволяли поражать цели на всей территории ФРГ. На этой основе аналитики США и НАТО делали вывод, что СССР готовится к ограниченному ядерному конфликту в Европе.

Согласно доктрине Устинова, предусматривалось размещение РС-20 на Чукотке, откуда в их зоне поражения оказывалась территория Аляски и северо-западная часть Канады. При обнаружении первых признаков начала ядерного нападения НАТО предусматривался упреждающий ракетно-ядерный удар, для чего отрабатывались наступательные операции на европейском театре военных действий. Целью ставилось взломать глубоко эшелонированную оборону Североатлантического блока на глубину 50-100 км вдоль линии фронта. Ударные армейские группы пяти фронтов планировалось направить в наступление на Западную Германию. В ходе первого этапа — стремительного наступления 14-я армия, базировавшаяся в Молдавской ССР (Приднестровье), должна была совершить бросок в Турцию, взять под контроль Черноморские проливы, тем самым обеспечив прохождение кораблей Черноморского флота в Средиземноморье, силами военных моряков планировалось захватить Италию. За 13-15 дней советские войска должны были овладеть территорией ФРГ, Дании, Голландии, Бельгии и выдвинуться на границу с Францией. Второй этап операции в Западной Европе предполагалось вести силами двух новых фронтов. Первый фронт должен был нанести удар в направлении Нормандии (Франция), второй фронт в это время выходит к границам Испании. Вся операция по разгрому войск НАТО в Европе, установлению советского контроля над материковой Европой и выводу Франции из войны должна была по плану Устинова занять 30-35 дней. Несмотря на уверенность Генштаба Вооружённых Сил СССР в осуществимости плана, неясность состояла в том, как затем распорядиться плодами военного успеха, управлять и содержать в рамках порядка завоёванные территории с многомиллионным нелояльным населением.

РКР «Маршал Устинов» проекта 1164 «Атлант» — ракетный крейсер ВМФ России спущен на воду

В ночь с 24 на 25 июня 2013 года корабелы (входит в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация») выполнили доковую операцию по спуску на воду ракетного крейсера (РКР) «Маршал Устинов» проекта 1164 «Атлант».

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» прибыл к причалу в июне 2011 года для проведения планового ремонта.

Работы по восстановлению технической готовности крейсера выполняются в рамках государственного контракта на сервисное обслуживание кораблей Северного флота, заключенного между Министерством обороны РФ и ОАО «ЦС «Звёздочка».

Об этом нашему корреспонденту сообщили в пресс-службе .

В ноябре 2012 года корабелы «Звёздочки» приступили к доковому этапу ремонта корабля. РКР «Маршал Устинов» был поднят из воды и поставлен на твердое стапельное основание. За время докового этапа ремонта рабочими и инженерами «Звёздочки» проведены работы по ремонту осушительной, водоотливной и противопожарной систем корабля, линии вала, винтов, успокоителей качки, других систем и механизмов.

Выполнены работы по ремонту и окраске наружного корпуса и цистерн. Финалом докового этапа ремонта крейсера стала торжественная церемония, состоявшаяся 20 июня и посвященная предстоящему спуску корабля на воду. РКР «Маршал Устинов» стал первым кораблем проекта 1164, плановый ремонт которого выполняется на «Звёздочке».

Как сообщил во время церемонии генеральный директор Центра судоремонта Владимир Никитин, следом за РКР «Маршал Устинов» аналогичный ремонт пройдут и другие корабли этого проекта – флагманы Черноморского и Тихоокеанского флотов ракетные крейсера «Москва» и «Варяг».

Доковая операция по спуску крейсера на воду выполнена в ночь с 24 на 25 июня. Крейсер был выведен из док-камеры и ошвартован у мелководной набережной для проведения достроечных и модернизационных работ. Северодвинским корабелам предстоит заменить свыше 50% кабельных трасс корабля, выполнить модернизацию ракетного комплекса, комплексов связи и разведки. Ремонтные работы на крейсере завершатся в течение 2014 года.

Модернизация ракетного комплекса корабля будет выполнена в 2015 году, после чего РКР «Маршал Устинов» вернется боевой строй ВМФ.

Справка:

РКР «Маршал Устинов» (пр. 1164 «Атлант») был заложен на заводе им. 61 Коммунара в городе Николаев в октябре 1978 года. В сентябре 1986 года на крейсере был поднят Военно-морской флаг и корабль вошел в состав ВМФ.

В марте 1987 года РКР «Маршал Устинов» совершил переход из Севастополя в Североморск и занял место в боевом строю Краснознаменного Северного Флота. За время службы крейсер неоднократно признавался лучшим надводным кораблём Северного флота.

«Маршал Устинов» имеет богатую историю морских походов. Крейсер совершал трансатлантические походы с заходами в порты Великобритании, США, Канады, Сирии, Алжира, других государств. Корабль принимал на борту высокопоставленных военных и дипломатических работников иностранных государств, в том числе и коронованных особ.

Самые большие пассажирские самолеты

Airbus А380

Самый большой самолет для пассажирских перевозок Airbus А380 запущен в эксплуатацию в 2007 году. Этот двухпалубный гигант высотой в 24 м и размахом крыльев в 80 м, в трех классовой модификации, может поднять в воздух 555 пассажиров. Чартерный, одно классовый вариант, может вместить 883 человека.

Разработчики почти 10 лет трудились над его созданием. В конструкции гиганта заложено около 40% изделий из углепластика. Он считается по праву самым экономным самолетом по расходу топлива, который, по автомобильным меркам составляет 3 л н на одного пассажира на 100 км пути.

Боинг 747-8

Этот двухпалубный авиалайнер является новинкой известного американского производителя. Удлиненная форма фюзеляжа делает его самым длинным (76,25 м) самолетом в мире. Максимальная вместимость в двух классовом исполнении 581 пассажир. Максимальная взлетная масса составляет 447 т. Боинг считается одним из самых тяжелых пассажирских лайнеров. Заправка в 4 железнодорожных цистерны позволяет осуществить беспересадочный полет в 14 тыс. км.

История разработки проекта

Официальной датой начала разработки проекта является 20 апреля 1972 года, когда было принято решение Комиссии при Совете Министров СССР по военно-промышленным вопросам № 87. Тактико-техническое задание на эскизный проект 1164 «Атлант» было выдано Северному ПКБ в октябре 1972 года. Главным конструктором был назначен директор Северного ПКБ А. К. Перьков (с 1979 года — Мутихин, Валентин Иванович), главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга А. Н. Блинов. При полном водоизмещении 10 000 тонн предполагалось вооружить крейсера этого проекта 12-ю ПУ КР «Базальт», 8х8 ЗРК С-300Ф, 2 ЗРК «Оса», 2х1 100-мм АУ АК-100, 2х5 ТА, ЗАК самообороны АК-630. В декабре 1972 года эскизный проект был рассмотрен. Технический проект был утверждён 21 августа 1974 года.

Основные преимущества крейсера «Маршал Устинов»

Второй корабль серии проекта 1164 заложили в 1978 году. Первоначально судно носило название «Адмирал флота Лобов». Строительство велось долгие четыре года и имело трудности с подбором вооружений. Наконец в 1982 году в торжественной обстановке корпус корабля коснулся водной глади Южного Буга. В течение последующих лет осуществлялась установка на корабле основных узлов и агрегатов. Корабль получил современное по тем временам радионавигационное оборудование, автоматизированные комплексы управления огнем. Силовая установка, сконструированная на Николаевском заводе «Заря», была на то время одной из лучших в мире как с точки зрения практичности, так и с точки зрения экономичности. В 1986 году накануне передачи корабля представителям флота, судну присвоили новое название, данное в честь Министра обороны СССР маршала Устинова.

Последующим местом службы ракетного крейсера стал Северный флот, где СССР пытался создать в те годы мощную ударную группировку надводных кораблей. Постоянная угроза северному флангу со стороны флотов стран НАТО вынуждала советское военно-морское командование держать на Севере мощные и боеспособные корабли. Однако до тех пор, пока корабль добрался до своего постоянного порта приписки, крейсеру пришлось нести в течение года службу в Средиземном море, входя в состав 5-й оперативной средиземноморской эскадры ВМФ СССР.

Крейсер представлял собой мощный и современный корабль, способный на равных противостоять соединениям 6-го флота США, господствующего в средиземноморской акватории. Советский корабль располагал не только большим запасом хода, превышающим 7000 миль, но и обладал высокими скоростными качествами. Основным козырем советского крейсера «Маршал Устинов» являлось его вооружение. Советские противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» могли нести со сверхзвуковой скоростью боевой заряд массой 500 кг на расстояние до трехсот морских миль. Таких грозных игрушек на борту корабля было 16 штук, расположенных с двух бортов в удобных и компактных контейнерах. Попадания двух ракет П-500 в крупный корабль класса авианосца могли оказаться фатальным.

Не забыли советские кораблестроители о собственном оборонительном вооружении. На крейсера класса «Слава» устанавливались ЗРК С-300 «Форт», способные полностью контролировать все воздушное пространство в радиусе 5-75 км в диапазоне высот 25-25000 метров. Имея на борту 64 пусковые установки ЗРК, советский крейсер обеспечивал воздушное прикрытие всему соединению кораблей. Ближние подступы к кораблю контролировали ЗРК «Оса» и автоматы АК-630. С таким объемом вооружений советские крейсера класса «Слава» проекта 1164 считались самыми сильными надводными кораблями на море, имеющими обычную силовую установку.

Первый этап модернизации

Первоначально крейсер имел вполне пристойные тактико-технические характеристики и полностью отвечал боевым задачам, поставленным перед отечественным флотом. До 1994 года крейсер активно участвовал в боевой жизни флота, совершая длительные морские переходы. Корабль нес боевое дежурство в Средиземном море, неоднократно посещал с визитами порты на Восточном побережье США и Канады. В 1994 было принято поставить судно на планово-профилактический ремонт, который затянулся на долгие три года. Восстановлением боеспособности судна занялись корабелы судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. За это время корабль коснулась первая серьезная модернизация.

Первоочередным заданием было принято привести в порядок главный корпус, усилить на крейсере проекта 1164 «Маршал Устинов» узлы и агрегаты двигательной установки и оборудовать на судне новые системы пожаротушения. На судне установили новую, более мощную энергетическую установку, способную одновременно обеспечить экономичный ход и быстрый переход на форсированный режим. Помимо технологических мероприятий боевой корабль должен был получить новое вооружение.

Основной ударной силой РКР являлись противокорабельные крылатые ракеты «Базальт» (ПКР-500). Ракеты размещались в 16 пусковых контейнерах, расположенных стационарно на верхней палубе. Дальность полета крылатой ракеты составляла 500 км. При этом ракета выполняла полет к цели по сложной траектории, вводя в заблуждение РЛС противника и всю его систему ПВО. Масса боевой части ракеты могла достигать 1000 кг. Несмотря на внушительные боевые параметры, к середине 80-х годов ПКР П-500 «Базальт» перестала отвечать поставленным задачам. Системы ПВО иностранных флотов получили на оснащение новые противоракетные комплексы, способные сбивать советскую ракету во время его маршевого полета на больших высотах.

Последующая модернизация ракеты привела к появлению новой версии ПКР П-1000 «Вулкан», которыми был оснащен третий корабль серии РКР «Червона Украина», ныне ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Варяг». Военно-морским командованием было принято решение перевооружить отремонтированный боевой корабль на новую противокорабельную систему П-1000 «Вулкан».

Однако модернизация основного ударного вооружения на РКР «Маршал Устинов» состоялась в ограниченном виде. Установка на судно более мощных крылатых ракет была произведена без замены пусковых установок СМ-248, которые оказались не пригодными для пуска крылатых ракет «Вулкан» в штатной комплектации. На оснащение крейсера поступили крылатые ракеты П-1000, оборудованные стартовыми двигателями от старых ракеты «Базальт». Соответственно дальность нового ударного вооружения оставалась на прежнем уровне. Новый противокорабельный комплекс на втором крейсере проекта 1164 получился в усеченном виде. Повысить дальность полета нового ракетного комплекса пытались за счет уменьшение веса боевой части, однако это свело на нет боевую эффективность данного класса вооружений.

С новым вооружением отремонтированный крейсер проекта 1164 «Маршал Советского Союза Устинов» можно было считать вполне боеспособной боевой единицей, альтернативой тяжелым атомным ракетным крейсерам типа «Орлан» проекта 1144. Имея сопоставимое наступательное и оборонительное вооружение, российский корабль по боевой оснащенности стал соответствовать лучшим западным аналогам, крейсерам и эсминцам УРО.

Следует отметить, что модернизация корабля, проводимая в середине 90-х годов, совершенно не коснулась системы ПВО. На вооружении крейсера основным средством противовоздушной обороны так и остались всего 8 пусковых установок револьверного типа зенитно-ракетных комплексов «Форт», созданных на основе сухопутной ЗРК С-300. Ближний рубеж противовоздушной обороны осуществляли старые ЗРК «Оса-М», которые могли решать только ограниченный круг боевых задач. Нежелание усиливать средства борьбы с воздушной угрозой объясняется необходимостью как можно быстрее ввести крейсер в боевой состав флота. Переоснащение корабля на новые виды ПВО могло существенно замедлить и так затянувшийся ремонт.

Модернизированный корабль в том виде, в котором снова был принят в строй, соответствовал современной военно-морской доктрине ВМФ России — мощные мобильные ударные соединения кораблей, прикрываемые морской и палубной авиацией.

Киновоплощения

  • Андрей Попов в художественном фильме «Укрощение огня», СССР, 1972 год.
  • Борис Гусаков в киноэпопее «Битва за Москву» (чеш. Boj o Moskvu; нем. Schlacht um Moskau; вьетн. Cuộc chiến ở Moskva), СССР, 1985 год.
  • Юрий Стосков в художественном фильме «Серые волки», Россия, 1993 год.
  • Алексей Михайлов в сериале «Красная площадь», 2004 год.
  • Владимир Меньшов в сериале «Брежнев», Россия, 2005 год.
  • Олег Треповский в сериале «Кедр» пронзает небо, Россия, 2011 год.
  • Андрей Лебедев в сериале «Петля Нестерова», Россия, 2015 год.
  • Александр Кузнецов в сериале «Главный», Россия, 2015 год.
  • Петр Журавлев в сериале Обгоняя время, Россия, 2019 год.

«Демонстрация военной мощи России»

Российский военный эксперт Александр Гольц в комментарии Крым.Реалии назвал прошедшие учения у берегов Севастополя «демонстрацией военной мощи России».

«Это демонстрация способности российского флота создать мощную группировку – а там было до 30 боевых кораблей – и способности вести боевые действия как раз в Черном море, которое волей-неволей превращается в район военного противостояния НАТО и России. Это было довольно масштабное мероприятие с пусками крылатых ракет «Калибр», пуском гиперзвуковой ракеты «Кинжал», – сказал он.

Александр Гольц

При этом Александр Гольц не считает участие российского президента в учениях экстраординарным событием.

«Путин регулярно участвует в военных маневрах. Он очень любит красоваться на фоне кораблей, самолетов, танков. Это закономерно: когда у страны нет больших успехов ни в экономике, ни в социальной сфере, военная мощь – это то, чем руководство страны предлагает россиянам гордиться», – подчеркнул военный эксперт.

Противовоздушная оборона

Комплекс ЗРК С-300Ф «Форт» для дальних целей

Комплекс ЗРК С-300Ф «Форт» способен уничтожать высокоскоростные маневренные малоразмерные объекты в диапазоне высот от сверхмалых (25 м.) до сверхбольших (25 км). Скорость цели для типа ракет 5В55РМ – 50 – 1300 м/с, ракета 48Н6Е перехватывает цель скоростью 3000 м/с. Одновременно наводится 12 ракет, сопровождается 6, длиной ЗУР 7,25 м, диаметром 0,51 м, размахом крыла 1,125 м, массой 1665 кг – для менее скоростных и 1900 кг – для более быстрых целей. Боевая часть осколочно-фугасная 130 и 145 кг. Перезарядка 3 сек. револьверного типа уступает сотовым конструкциям в скорости залпового пуска (1 сек.) и занимает в 2,5 раза больше места (во столько же меньше ракет). Количество ракет 64 единицы.

Комплекс ЗРК М-4 «Оса-М» для ближних целей

У корабля 2 автоматизированных зенитных комплекса ЗРК М-4 «Оса-М» по 2 ракеты 9М33. Для поражения целей на высотах 2 – 4 000 м. на дальности до 15 км. Ракета твёрдотопливная массой 128 кг, длиной 3,16 м, диаметром 0,21 м с размахом крыла 0,65 м. Перезарядка 20 сек, количество 40 ракет.

Зенитная артиллерия АК-630

С помощью АК-630 можно поражать как воздушные до 4 км, так и надводные цели на дальности до 5 км. Боевой расчёт из 1-го человека, управление дистанционное, скорострельность 30-ти мм. осколочно-фугасными снарядами 5000 выс./мин. 16 тыс. боеприпасов по 2000 шт/ленте.

Пушка корабельная АК-130

Пушка калибром 130 мм двуствольная, вообще это АУ (автоматизированная установка) со скорострельностью 90 выс/мин. Дальность стрельбы 23 км. Ею можно поражать и воздушные цели, есть в наличие снаряды с дистанционными и радиолокационными снарядами (для ПКР и самолётов).

Устинов Дмитрий Федорович: биография

Родился будущий министр обороны в 1908 году на Волге, в городе Самаре, в многодетной рабоче-крестьянской семье. А забросила их семью в эти края нужда. Его отец — Фёдор Сысоевич, а мама — Ефросинья Мартыновна. Детство у Димы и его братьев и сестер было тяжелым – голодным и холодным. Когда пришло время получать образование, он отправился в приходскую школу, где проучился 3 класса, научился читать, писать и считать и уже 10-летним мальчиком стал работать курьером в губернском исполкоме. Параллельно с работой он по вечерам учился на образовательных курсах и осваивал профессию слесаря. К началу революционных действий и Гражданской войны отец семейства, Федор Сысоевич, сильно заболел, и тогда семья решила перебраться из Самары в Самарканд, поскольку там проходили воинскую службу старшие братья Дмитрия Федоровича.

Как устроен нож НРС-2

История строительства

Всего предполагалось построить 10 крейсеров проекта 1164, затем программу сократили до 6 единиц. Однако заложено было всего 4 крейсера этого типа, а введено в строй — 3.

Закладка головного корабля — крейсера «Слава» (заводской № 2008) — состоялась 4 октября 1976 года.

Впервые появившиеся в 1983 году, крейсера класса «Атлант» должны были контролировать жизненно важные для безопасности СССР зоны мирового океана, такие как к примеру Северная Атлантика, и в случае получения соответствующего приказа были обязаны в первую очередь нанести ракетные удары по ударным авианосным группировкам ВМС США и НАТО. Основное вооружение крейсеров этого класса — 16 крылатых ракет П-500 «Базальт», в том числе и с ядерными боеголовками (при модернизации на всех российских крейсерах пр. 1164 заменены на ракеты П-1000 «Вулкан»).

Эти корабли являются одними из самых мощных кораблей в своем классе, именно благодаря этим ракетам, имеющим мощную БЧ и дальность стрельбы 550 км. Они могут уничтожить даже такую крупную и защищенную цель как авианосец.

Заключение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector