9м730 буревестник

См. также

Разработка[ | код]

Решение о начале разработки «Буревестника» было принято в декабре 2001 года, после выхода США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.

По мнению проф. Марка Галеотти, это старая разработка советских времен, «снятая с полки и получившая новое финансирование».

По информации газеты «Коммерсантъ», изготовителем крылатой ракеты является екатеринбургское ОКБ «Новатор» с привлечением специалистов Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики в Сарове.

Внешние видеофайлы

Место старта ракеты на американском спутниковом снимке согласно изданию The Diplomat.

Нет у них и нам не нужно

В западной прессе организована компания по дискредитации новейших российских вооружений, в информационной войне все средства хороши и не только в западной, но и в нашей. Причем задействованы не только «диванные эксперты» и блогеры, но и авторитетные тяжеловесы.

Вот что говорит Владимир Дворкин: «Ни в каком реальном сценарии никакого вклада в потенциал ядерного сдерживания России, обеспечиваемый имеющейся триадой СЯС, крылатая ракета «Буревестник» внести не сможет. При этом следует учитывать, что вероятность успешного полета крылатых ракет с гораздо меньшей продолжительностью полета по сравнению с «Буревестником» заметно ниже по сравнению с образцами оружия в СЯС». И еще: «Комплексы «Посейдон» и «Буревестник». Их испытания находятся в начальной стадии и сроки возможного принятия на вооружение скорее всего будут за пределами времени действия продленного Договора СНВ-3. Но включение их в гипотетически возможный новый договор можно было бы рассматривать при условии существования в США подобных систем или других новых образцов, подлежащих контролю и не нарушающих общий баланс потенциалов сдерживания. На сегодня возможность достичь решения этой проблемы представляется исключительно сложной, скорее даже невозможной». То есть если у американцев нет аналогичных образцов оружия или они неспособны его создать в обозримой перспективе, то и мы должны отказаться от него. Иначе американцы откажутся продлевать СНВ-3 или подписывать новый договор. А нужен нам такой договор, который выгоден будет только США и ограничивает наши возможности?

Разработка[править | править код]

Решение о начале разработки «Буревестника» было принято в декабре 2001 года, после выхода США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.

По мнению проф. Марка Галеотти, это старая разработка советских времен, «снятая с полки и получившая новое финансирование».

По информации газеты «Коммерсантъ», изготовителем крылатой ракеты является екатеринбургское ОКБ «Новатор» с привлечением специалистов Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики в Сарове.

Внешние видеофайлы

Место старта ракеты на американском спутниковом снимке согласно изданию The Diplomat.

Оценки и критика

«Известия» высказали предположение, что в конструкции крылатой ракеты «Буревестник» использован прямоточный воздушно-реактивный двигатель, особенностью которого, в отличие от более традиционных двигательных установок ядерного оружия, будет «радиоактивный выхлоп» в течение всего времени работы. Такое же мнения придерживаются и в The National Interest. Stratfor же предполагает, что двигатель не прямоточный, а турбореактивный.

В феврале 2019 года Business Insider, комментируя 13-е по счёту испытания, заявил что «ракета до сих пор не функционирует должным образом». Со ссылкой на разведку США сообщается лишь об одном успешном испытании за всё время.

National Interest в августе 2019 года заявил, что результаты испытаний свидетельствуют о том, что программа «Буревестник» далека от совершенства и решения сложной задачи по её реализации. Даже при условии её успешной реализации развертывание такой системы будет дорогим, небезопасным и иметь политические последствия.

В августе 2019 года Foreign Policy привёл мнение военных экспертов Майкла Кофмана (директора программ по изучению России в американском Центре военно-морского анализа (CNA)) и Яна Уильямса (заместителя директора проекта противоракетной обороны в Центре стратегических и международных исследований), которые скептично отнеслись к тому, что Россия имеет технические и финансовые возможности для успешного завершения проекта. Так Ян Уильямс заявил: «Может быть, они бросают спагетти на стену и смотрят, что прилипло, а что — нет, но я не думаю, что всё может прилипнуть».

В июле 2020 года спецпредставитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли назвал ракету «системой судного дня» и «летающим Чернобылем».

В сентябре 2020 года главa военной разведки Великобритании, генерал-лейтенант Джим Хокенхалл сообщил о возможности ракеты практически бесконечно пребывать в состоянии ожидания в воздухе и наносить удары с неожиданных направлений по целям.

Технические трудности при создании ЯТРД

При создании ЯТРД необходимо решить множество сложных технических вопросов, например, как защитить наземный персонал при обслуживании Буревестника? Заглянув в сопло (схема «Б»), можно увидеть активную зону, которую загораживают только тонкие лопатки турбины. Как хранить Буревестник на земле? Реактор при этом должен быть надёжно заглушен. При старте его необходимо быстро запустить и вывести на расчётную мощность. В полёте необходимо как-то управлять реактором и ЯТРД в целом. Скорее всего, Буревестник летает на малой высоте, и двигатель – однорежимный, без резких манёвров по высоте. Так что пределы управления ЯТРД небольшие, хотя они должны быть. При работе реактора исходит мощное радиоактивное излучение. От него необходимо защитить бортовую электронику. Если во время полёта будет принято решение не наносить удар по противнику, как тогда реактор заглушить? Или просто утопить ракету в глубоководном районе мирового океана?

При применении схемы «Б», через активную зону реактора проходит воздух, который получает наведённую радиацию. Так образуется радиоактивный след. Это закон природы. От него никуда не денешься. В связи с этим заявление о выполнении норм по радиационной безопасности требуют дальнейшего прояснения. Ведь нормы радиационной безопасности разные: для гражданского населения — одни, для работников атомной промышленности – другие, а при испытаниях ядерного оборудования (или оружия) – третьи.

Я думаю, что в Буревестнике применён ядерный турбореактивный двигатель по схеме «Б», как более простой. Хотя, возможно, я ошибаюсь.


Панорама сборочного цеха, где собираются Буревестники. Екатеринбургское ОКБ «Новатор»


Видно, что ракета окрашена в красный цвет, ширина фюзеляжа больше, чем высота. Крыло имеет умеренную стреловидность. Ракета частично укрыта брезентом (или другим материалом) – соблюдение режима секретности. Хвостовая часть, по-видимому, отстыкована от ракеты

На фото видно, что крыло имеет умеренную стреловидность. Такое крыло не предназначено для сверхзвуковых скоростей. Поэтому на ракете вряд ли применён прямоточный двигатель. Крыло имеет довольно тонкий профиль, поэтому скорость ракеты я оцениваю в 750-900 км/ч.

В другом ролике показаны фрагменты испытаний «Буревестника».


Испытания Буревестника. Пуск произведён с подвижной ПУ. Ракета окрашена в красный цвет, стартовые ускорители – в белый. На фото невозможно разобрать, крыло раскрыто или нет

Примечания

Проблемы навигации, управления и наведения

Не менее сложные вопросы необходимо решить при создании системы управления полётом. По моему скромному мнению это возможно только с использованием элементов «искусственного интеллекта». При полёте над океаном отсутствуют наземные ориентиры. Поэтому там навигация выполняется с помощью ГЛОНАС. Систему GPS мы исключаем: в условиях войны она для нас будет недоступна. При потере сигналов ГЛОНАС, например, от воздействия противника, навигация должна выполняться на основе автономной астроинерциальной системы. Возможно, она разработана на основе астроинерциальной системы Л-14МС, установленной на бомбардировщике Ту-160.

При выходе на континент возможна корректировка навигационной системы по наземным ориентирам. Далее, полёт происходит с использованием системы отслеживания рельефа местности. Принцип действия системы состоит в том, что по фотоснимкам, выполненным с помощью разведывательных ИСЗ, составляются трёхмерные карты полёта крылатых ракет к различным объектам. Информация о выбранном маршруте закладывается в память бортового компьютера. Вдоль маршрута выбирается несколько районов коррекции. Для этих районов составляется особенно подробная 3D-модель подстилающей местности. В районах коррекции крылатая ракета с помощью бортового радиовысотомера отслеживает рельеф местности и сравнивает эти данные с параметрами, заложенными в бортовой компьютер. Затем автоматически определяется место ракеты, величина отклонения от проложенного маршрута и способ исправления имеющихся ошибок. Далее ракета летит в режиме радиомолчания к следующему району коррекции, где процедура повторяется. И так до поражения цели. Система ГЛОНАС в данном случае выполняет вспомогательную роль — обеспечивает крылатой ракете полёт на малых высотах, применяясь к рельефу местности. Это повышает скрытность, затрудняет обнаружение ракеты противником и увеличивает точность попадания в цель. Понятно, что в память компьютера может быть заложено несколько маршрутов и несколько потенциальных целей. Выбор цели выполняется по команде с земли.

В условиях многосуточного полёта (допустим, что Буревестник может летать неделю) возникает ещё одна проблема – в полёте ракета может попасть в шторм. Понятно, что зону урагана лучше обойти. Есть ли на борту Буревестника аппаратура для обнаружения опасных явлений погоды? Время покажет. В мультипликации МО, показанной при выступлении В.В. Путина, было показано, как ракета обходит зоны ПВО противника. Вопрос: какими средствами Буревестник будет обнаруживать эти зоны? Или эти данные ракета будет получать с земли?

Камера сгорания.

Как выглядит «Буревестник»

В июле 2018 года Министерство обороны показало видеозаписи из цеха по производству крылатых ракет. На кадрах видны окрашенные в красный цвет ракеты (для контрастности при съемке испытаний). Они размещены в металлических контейнерах.

У «Буревестника» угловатая форма носовой части и фюзеляжа, что помогает снизить радиолокационную заметность крылатой ракеты.

https://img.anews.com/media/gallery/116718164/507331878.jpg

Судя по видео из производственного цеха, длина крылатой ракеты 9М730 около 9-11 м.

Отличительной чертой «Буревестника» является расположение крыльев. Они находятся в верхней части ракеты, что объясняется принципом ее работы.

Виды атомных авиационных двигателей

Возможные схемы атомных авиационных двигателей

Обратимся к рисунку 1. Существуют четыре схемы авиационных атомных двигателей. Есть ещё атомные ракетные двигатели, но для крылатой ракеты они непригодны в принципе, и я их рассматривать не буду.

Самая простая из приведённых схем – ядерный прямоточный реактивный двигатель – схема «Г». Но он эффективно работает на больших сверхзвуковых скоростях (2 ≤ М ≤ 4). Ракета «Буревестник» – дозвуковая, поэтому схему «Г» отбрасываем;
Схемы «А» и «Б», по сути, являются разновидностями одной схемы. Схема «А» более громоздкая. Вряд ли её можно разместить в корпусе крылатой ракеты, поэтому её отбрасываем.

Достоинства и недостатки схем Б и В

Двигатель по схеме «Б» имеет более простую конструкцию, чем двигатель, выполненный по закрытой схеме «В». У него лучший тепловой КПД, чем у двигателя «В». Недостаток состоит в том, что внешний воздух непосредственно проходит через активную зону реактора и подвергается прямому радиационному облучению. В результате в воздухе возникает наведённая радиоактивность, как следствие, – заметный радиоактивный след.

В данном двигателе атомный реактор играет роль камеры сгорания, в которой к воздуху, поступившему из компрессора, подводится тепло. Как известно, эффективность ТРД напрямую зависит от температуры газов перед турбиной. Чем она выше, тем лучше. Но предел температуры определяется жаростойкостью материалов, из которых сделаны тепловыделяющие сборки активной зоны реактора. Предполагаю, что у нас разработаны новые керамические материалы с повышенной жаропрочностью. В эту керамику внедрены крупицы ядерного топлива.

Нечто подобное использовали американцы при создании крылатой ракеты SLAM в рамках проекта PLUTO. Топливные элементы для прямоточного двигателя SLAM изготавливались из тугоплавкой керамики на основе оксида бериллия, обогащённого диоксидом урана в качестве топлива и малым количеством диоксида циркония для структурной устойчивости. Топливные элементы были полыми шестигранными трубками диаметром между плоскими гранями – 7,63 мм, имели 102 мм в длину и отверстие с внутренним диаметром 5,8 мм. Ядро активной зоны состояло из 465000 трубок, уложенных в виде 27000 воздушных каналов. Топливные элементы были рассчитаны на температуру 1277 С.

Схема «В» — самая безопасная в радиационном отношении. В ней внешний воздух не проходит через активную зону реактора и не подвергается непосредственному облучению. Но она самая сложная, тяжёлая и ненадёжная в работе. Другой серьёзный недостаток — самый низкий тепловой КПД из-за низкой температуры теплоносителя

Но так ли это важно, если дальность полёта все равно практически неограниченная, а повторное применение изделия не планируется. Развивается же атомная энергетика, хотя из-за низких параметров пара тепловой КПД АЭС существенно ниже, чем при сжигании органического топлива

Зато схема «В» имеет чрезвычайно важное преимущество – радиационная безопасность — из-за отсутствия радиоактивного следа. Это нужно учитывать в свете прозвучавшего заявления о выполнении норм радиационной безопасности.

https://youtube.com/watch?v=SgwRXuf_CDk

Другое преимущество состоит в том, что схема «В» имеет агрегатное построение, что позволяет независимо разрабатывать и испытывать источник энергии — активную зону с системой циркуляции теплоносителя и проточную часть ТРД. Можно работать на разных предприятиях, разделённых географически и ведомственно. В пользу моего предположения говорят и сообщения в СМИ, что «Буревестник» и подводный «Посейдон» имеют аналогичные реакторы. Не удивлюсь, если окажется, что ранее разрабатывающаяся и почти несекретная (на МАКС-2015 демонстрировался её макет) космическая энергоустановка мегаваттного класса с машинным генератором — того же типа.

О недостатках схемы «В» я уже упоминал. Это большая сложность, следовательно, меньшая надёжность. Большие проблемы возникают при выборе теплоносителя первого контура. В некоторых конструкциях применяется жидкий металл. А это большие трудности при эксплуатации. Но все перекрывается отсутствием радиоактивного выхлопа. Поэтому можно сделать вывод: схема «В», возможно, применяется в крылатой ракете «Буревестник».

Летающий реактор

Рассматривая крылатую ракету особо большой дальности с ядерной энергетической установкой «Буревестник», оставим за кадром техническую осуществимость этого проекта. Остановимся на оперативной целесообразности создания такого оружия.

Это может быть ракета только с ядерной боевой частью. В обычном снаряжении ее не позволяет применить реактор – падение на цель даже без подрыва ЯБЧ будет расцениваться как ядерное нападение, поскольку зона заражения будет значительной.

Апологеты этого оружия утверждают: неограниченная дальность стрельбы предполагает принципиально новые способы его применения, неуязвимость для систем и средств ПВО. В информации Минобороны об этом не говорится. Но наш президент, выступая перед Федеральным собранием, продемонстрировал ролик, в котором показывался вариант удара такими ракетами по США с огибанием Южной Америки и заходом на цель из зоны Тихого океана. Высказываются мнения, что подобное оружие может быть выведено в район боевого патрулирования и длительное время там маневрировать в готовности поразить назначенную цель. Такой способ применения предлагался, в частности, для решения задачи изоляции района боевых действий. Правда, при этом автор идеи оговаривался, что маневрировать придется там, где ракеты могут быть прикрыты от истребительной авиации противника. Еще одна идея предполагает создание потенциала гарантированного ядерного ответа. «Буревестники» выводятся в район боевого маневрирования и находятся там до момента принятия решения на нанесение массированного удара. Находясь непрерывно в воздухе над нашей территорией или в других зонах, где они не могут быть поражены вражескими средствами ПВО, группировка абсолютно неуязвима. Можно придумывать и другие способы боевого применения таких ракет – экзотическое оружие будет порождать столь же экстравагантные решения.

Куда более обоснованно в оперативном смысле выглядит идея создания КР сверхбольшой дальности с обычным ТРД. Если «Калибр-НК», имея вес около 1800 килограммов, летит на 2600 километров, а 2,5-тонная Х-101 – на 5500 километров, то вполне реально создать ракету весом в 4–5 тонн с дальностью стрельбы в 12 000–15 000 километров. Такой дальности достаточно для обхода любых зон ПВО и поражения противника на всю глубину их территории. А если очень захочется все-таки создать глобальную КР с дальностью стрельбы в 25 000–30 000 километров, эта задача может быть решена при соответствующем увеличении массы ракеты. В целом следует признать, что оперативное обоснование проекта КР с ядерной энергетической установкой представляется не до конца проработанным.

Ланселот Озёрный

Испытания

Возраст и размеры

Согласно некоторым моделям Вселенной, она никогда не появлялась, а существует вечно. Однако главенствующая сегодня теория Большого взрыва задает нашему миру «отправную точку». По представлениям астрономов, возраст Вселенной — примерно 13,7 млрд лет. Если переместиться назад во времени, то можно вернуться к Большому взрыву. Независимо от того, бесконечны ли размеры Вселенной, наблюдаемая ее часть имеет границы, поскольку конечна скорость света. В нее входят все те местоположения, которые могут оказывать воздействие на земного наблюдателя со времени Большого взрыва. Размеры наблюдаемой Вселенной увеличиваются благодаря ее постоянному расширению. По последним оценкам, она занимает пространство в 93 миллиарда световых лет.

Концепция применения и политико-экономический аспект

Из всего вышесказанного я делаю вывод, что ракета «Буревестник» с ядерной силовой установкой существует. Выполнен, по крайней мере, один успешный полёт (начало 2020 г.). Но до появления полноценного боевого оружия ещё очень далеко. Необходимо провести много испытаний и связанных с ними доработок, усовершенствований и модернизаций. Работа предстоит огромная.

В связи с испытаниями возникает ещё один вопрос. Длительность полёта постепенно будет возрастать, тогда возникнет необходимость проверить Буревестник на полную дальность. То есть нужно слетать в южные районы Атлантического или Тихого океана и вернуться обратно. Здесь возникает проблема: одно дело нарезать круги вокруг архипелага Новая Земля (наша территория – что хотим, то и делаем), и совсем другое дело – лететь над нейтральными водами океанов, оставляя за собой радиоактивный след. Мировому сообществу это может не понравиться. Здесь необходимо тщательно взвесить все риски и возможные последствия таких действий.

Понятно, что крылатая ракета с ЯТРД намного (возможно, на порядок) дороже обычной крылатой ракеты межконтинентальной дальности. В том, что обычные крылатые ракеты наземного базирования межконтинентальной дальности будут созданы, я не сомневаюсь. Существующие ракеты можно увеличить в размерах, подвесить сбрасываемые баки и так далее. Тогда вопрос – в чём преимущество дорогого Буревестника перед обычной крылатой ракетой? Преимущество только одно – неограниченная дальность и продолжительность полёта (примерно неделя).

Здесь мы переходим к возможной концепции боевого применения Буревестника. Взгляните на карту. Мы окружены американскими базами со всех сторон.


Военные базы НАТО вокруг России

Противник может нас атаковать с любого направления. Мы, в свою очередь, можем ответить вероятному противнику в основном с северного направления. С запада и с востока мы можем ответить с помощью баллистических ракет с подводных лодок. Единственное, недоступное нам направление – Южное. Мы не можем разместить там подводные лодки: мешает Южная Америка. Можно предположить, что с юга у вероятного противника самая слабая ПВО. Именно с этого направления возможно нанесение ответного удара с помощью ракеты «Буревестник» с ядерной силовой установкой.

Как меня учили на военной кафедре – перед началом Глобальной войны будет короткий предвоенный период. В этот период международные отношения обострятся до крайнего предела, вооружённые силы будут приведены в полную боевую готовность, будет проводиться всеобщая мобилизация, эвакуация населения и так далее. Именно в этот период возможен запуск Буревестников в воздух. Но необходимо сделать это так, чтобы противник не расценил факт запуска, как начало первого удара.

Они (Буревестники) уйдут в пустынные южные районы Атлантики и Тихого океана, и там будут кружить в ожидании команды. В этом случае, если противник нанесёт первый, обезоруживающий удар, уничтожит все наши наземные ракеты, аэродромы, ликвидирует всё наше военное и политическое руководство, то всё равно Буревестники останутся целыми, повернут на север и атакуют противника. Первый ответный удар последует с наших подводных лодок, а потом подлетят крылатые ракеты. Несомненно, часть Буревестников прорвутся к целям и нанесут противнику неприемлемый ущерб. Сценарий жуткий, и до него лучше не доводить. Жизнь миллионов людей не стоит любых политических разногласий. Если в последний момент войну удастся предотвратить, Буревестники можно будет утопить в глубоких водах океана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector