Российские военные базы и объекты за рубежом: беларусь, молдова, кавказ

Стратегия России относительно зарубежных баз

Так все-таки как понимать: нужны России военные базы за рубежом или нет? Прежде чем отвечать на этот вопрос, следовало бы обратиться к военной доктрине, базирующейся на оценке военных угроз и политических интересах государства. Если бы из этого документа следовало, что мы претендуем на мировое господство или нам нужны какие-либо нефтеносные территории, к примеру, в районах Ближнего Востока, то, пожалуй, для обеспечения наших интересов базы в этих нефтеносных регионах — а возможно, и по всему миру, — безусловно, были бы нам нужны.

Но таких доктринальных целей наше государство перед собой не ставит. Хотя высокопоставленные российские чиновники за последние годы все же не раз отмечали, что мы будем увеличивать свое присутствие в других государствах. Более того, в марте 2014 года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что Россия намерена увеличить количество военных баз за рубежом, о чем ведет переговоры с рядом стран, в том числе с Вьетнамом, Кубой, Венесуэлой, Никарагуа, Сейшельскими островами, Сингапуром.

Однако здесь следует учитывать, что речь не идет о создании полноценных многотысячных военных баз, какие имеют в различных регионах планеты США

России в первую очередь важно иметь по всему миру пункты материально-технического обеспечения для Военно-Морского Флота или авиации. К примеру, корабли в дальних плаваниях могут нуждаться в ремонте, заправке и снабжении — это чисто технические вопросы, которые нельзя реализовать без наличия таких пунктов

Сегодня Россия располагает такими объектами в той же Сирии и Вьетнаме.

Другой вариант расширения военного присутствия в мире, приемлемый для нашей страны, — это получение возможности упрощенного захода кораблей ВМФ РФ в другие государства. Соответствующие соглашения уже подписаны с несколькими странами, в том числе с Никарагуа и Экваториальной Гвинеей. При этом следует учитывать, что современное вооружение, которым располагает Россия, о чем уже не раз говорил Владимир Путин, позволяет не иметь военные базы по всему миру, в том числе потому, что содержание большого количества военных объектов за рубежом — это серьезное бремя для любого государства.

Зачем взваливать его на себя, если, как показала военная операция в Сирии, Россия располагает современными самолетами стратегической авиации, которые могут производить пуски высокоточных ракет, даже не входя в зону конфликта. Тогда же весь мир увидел, с какой точностью поражали цели на сирийской территории наши ракеты, выпущенные катерами из акватории Каспийского моря. Сегодня, чтобы решать конкретные боевые задачи, России достаточно создавать временные авиационные базы, типа Хмеймим, что развернута сейчас на сирийском аэродроме.

Там располагаются службы обеспечения в модульном исполнении, которые при необходимости можно будет легко свернуть, погрузить на военно-транспортные самолеты и вывезти на территорию нашей страны за считаные дни. Исходя из этого, российская политика относительно военных баз, видимо, должна быть достаточно гибкой. В ситуации с базами Россия должна руководствоваться своими военными приоритетами, но при этом считать деньги. Необходим сбалансированный подход для того, чтобы оценить как военные реалии, так и финансовые возможности.

Так, например, на сегодня можно однозначно утверждать, что состоялась база в Армении, в том числе и потому, что руководство и народ этой страны максимально заинтересованы в российском военном присутствии, так же, как населению частично признанной Южной Осетии наличие российских войск жизненно необходимо для существования этой республики. Но и для самой России нужны базы в Закавказье. России остро нужны и базы в Центральной Азии, так как после окончательного вывода войск США и НАТО из Афганистана нам предстоят непростые годы, и нужны опорные пункты, чтобы иметь возможность вмешаться в случае, если события примут непредвиденный оборот.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что развертывание где- либо российских военных баз зависит как от развития военно-политической ситуации в целом, так и в конкретном регионе мира. При этом нельзя не видеть, что обстановка только накаляется, а зона нестабильности неуклонно приближается к нашим границам. Уже всерьез обсуждается вопрос о присутствии натовских войск на Украине. Если подобная политика НАТО продолжится, то Россия будет вынуждена разворачивать базы в качестве передовых позиций обороны, причем делать это как можно дальше от собственных границ, чтобы, как говорят военные, встречать противника на дальних подступах.

На границе Украины с ЛНР на праздничные дни заработал КПВВ

Военные базы России за рубежом: где и почему они необходимы

Вопрос о создании новых российских военных баз за пределами страны обсуждается все активнее. Но нужно ли нашему государству на самом деле масштабное расширение своего военного присутствия в разных точках планеты? Военные базы за рубежом нужны не для каких-то агрессивных действий против других государств, а для укрепления обороноспособности страны, обозначения и защиты ее геополитических и экономических интересов. Например, в США именно так объясняют наличие сотен своих баз и военных объектов практически по всему миру. Не случайно большинство стран, претендующих на статус даже не сверхдержав, а просто сильных и самодостаточных государств, предпочитают иметь хотя бы одну-две военные базы за пределами страны.

Мировой лидер по количеству зарубежных военных баз – США, но свои военные объекты за пределами государственной границы есть у Франции, Великобритании, Германии, Китая, Японии и даже Индии, Турции и Пакистана. Естественно, что есть такие объекты и у России.

До распада СССР военных баз за рубежом было значительно больше, но и сейчас наша страна располагает базами в Абхазии, Армении, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Приднестровье, Сирии, Таджикистане и Южной Осетии. Как видим, единственная страна за пределами постсоветского пространства, где есть российские военные объекты – Сирия. Здесь размещаются военно-морская база в Тартусе и военно-воздушная база в Хмеймиме. Военные объекты в Сирии позволяют не только поддерживать российский контингент, помогающий правительственным войскам страны бороться с террористами, но и контролировать обстановку на Ближнем Востоке и Восточном Средиземноморье.

Однако базы в одной лишь Сирии за пределами границ бывшего СССР – это мало, особенно если сравнить Россию с США и учесть сложную мировую политическую обстановку. Поэтому в последнее время все чаще говорят о перспективах создания российских военных баз в других странах дальнего зарубежья. Среди возможных вариантов называют Египет, Ливию, Судан, Сомали, Йемен и даже Центральноафриканскую республику и Мозамбик. Кроме того, не исключается возможность восстановления военных баз во Вьетнаме и на Кубе. Но пока всё это больше на уровне слухов.

Сейчас Россия нуждается в том, чтобы контролировать обстановку не только в одной Сирии или на постсоветском пространстве, но и на основных стратегических направлениях, а это и Атлантика, и Индийский океан с побережьем Восточной Африки, и Азиатско-Тихоокеанский регион. Если говорить о регионах планеты, то России желательно обзавестись военными базами как минимум на северном и восточном побережье Африки, в Юго-Восточной Азии, а также на атлантическом побережье – в Латинской Америке.

Но далеко не каждая страна будет готова разместить военные объекты России на своей территории. Поэтому в списке потенциальных кандидатов – либо дружественные России страны, у которых и так непростые отношения с США, либо развивающиеся страны третьего мира, которым размещение базы может быть интересно с точки зрения финансирования, да и для поддержания безопасности внутри своих государств. К первой категории стран относятся Куба, Сирия, ко второй – Судан, Сомали, Мозамбик, Центрально-Африканская Республика и ряд других государств.

Кстати, помимо Кубы российские военные базы вполне могли бы быть размещены в Венесуэле. Это позволило бы не только поближе подобраться к границам США, но и поддержать Николаса Мадуро, обезопасив последнего от свержения и установления проамериканского режима. В Юго-Восточной Азии российская военно-морская база позволила бы обеспечивать более широкие возможности для Тихоокеанского флота в том же Южно-Китайском море. Самым выгодным и разумным вариантом в данном случае становится возрождение советской базы Камрань. Переговоры об этом ведутся, но информация засекречена и пока непонятно, появятся ли во Вьетнаме снова наши военные.

В любом случае, очевидно, что сейчас размещение новых военных баз за рубежом становится уже не только вопросом национального престижа, но и средством обеспечения национальной безопасности. Без российского военного присутствия в виде баз в Атлантике, на Тихом океане, в Индийском океане достойно противостоять США вдали от границ нашей страны мы не сможем. К тому же российские военные базы – еще один инструмент и в борьбе с международным терроризмом или тем же пиратством (что особенно актуально для северо-восточного побережья Африканского континента). Другой вопрос: а потянет ли современная России военные базы за пределами страны — от Кубы до Вьетнама? Найдётся ли достаточное число кораблей и военно-технических ресурсов в целом, чтобы эти базы обеспечивать?

Российское военное присутствие за рубежом

Подводя итоги следует сказать, что по сравнению с США российское военное присутствие в других государствах мира является достаточно скромным. Если США располагают
513 военными базами и военными объектами (military installations) в 42 зарубежных странах, то у России около насчитывается менее двух десятков в девяти государствах.

При этом, если у США основная часть зарубежных военных объектов находится далеко за пределами страны (больше всего их в Германии, Японии и Южной Корее), то основная часть российских баз и военных объектов за рубежом носит, если так можно выразиться, «реликтовый характер». Это малая часть бывших советских военных объектов в новых независимых государствах, образовавшихся после распада СССР, которые перешли под российскую юрисдикцию.


По-настоящему новой российской базой, которая не имеет никаких советских корней, является только аэродром Хмеймим в Сирии.

При этом надо иметь в виду, что после распада СССР Россия отказалась от многих баз и объектов в зарубежных странах, выведя оттуда свои войска (см. подробнее первую статью этого цикла). В отличие от этого, США наращивают свое военное присутствие в Восточной Европе, хотя формально оно пока осуществляется на ротационной основе, без создания там постоянных американских военных баз.

На военных базах США в Бельгии, Нидерландах, Германии, Италии и Турции размещаются тактические ядерные авиабомбы B61, в  то время как Россия еще к середине 1990-х гг. полностью вывела свое стратегическое и тактическое ядерное вооружение с территории зарубежных государств.

Все российские базы и военные объекты за рубежом можно в широком плане разделить на две группы.

К первой группе относятся базы и объекты, обеспечивающие стратегическую стабильность и испытания вооружений. Это радиолокационные системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в Беларуси и Казахстане, оптико-электронный узел системы контроля космического пространства в Таджикистане, узлы связи с кораблями и подводными лодками ВМФ России в Беларуси и Киргизии, испытательная база противолодочного вооружения на озере Иссык-Куль и автономный сейсмический пункт в Киргизии, полигоны в Казахстане (важнейшим из них является полигон противоракетной обороны (ПРО) Сары-Шаган).

Перенос этих объектов на территорию России нецелесообразен либо из-за высоких финансовых и временных затрат, либо в силу их выгодного географического положения (как это имеет место, например, в случаях с узлами связи ВМФ в Беларуси и Киргизии и узлом системы контроля космического пространства в Киргизии).

Впрочем, с учетом того, что Министерство обороны РФ намерено сосредоточить наземные средства СПРН только на территории России, можно ожидать в перспективе закрытия РЛС СПРН в Беларуси и Казахстане. Так, уже действующая РЛС «Воронеж-ДМ» в Калининградской области дублирует РЛС «Волга» в Беларуси, соглашение об использовании (правда с возможностью пролонгации) которой истекает в 2020 г.

К тому же приемные и передающие модули РЛС «Волга» выпускались на Украине, что в нынешней геополитической обстановке и экономической ситуации на Украине делают невозможной их замену в случае необходимости. А с постановкой на боевое дежурство РЛС «Воронеж-М» в Орске (Оренбургская область) станет ненужной РЛС «Днепр-М» в Казахстане.

Вторую группу российских баз и военных объектов за рубежом составляют базы и объекты, которые обеспечивают региональную стабильность и защиту государств-союзников России (Абхазия, Южная Осетия, Армения, Таджикистан, Киргизия), выполняют миротворческие функции (Молдова) и участвуют в проведении военных операций против международного терроризма (Сирия). При этом 201-я российская база в Таджикистане и аэродром Кант в Киргизии являются также базами Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ).

Сирия

Российские военные объекты появились в Сирии еще в 1970-х гг. Советский ВМФ для обеспечения присутствия в различных частях Мирового океана нуждался в пунктах материально-технического обеспечения (ПМТО).

В разные периоды такие ПМТО были развернуты в Александрии и Мерса-Матрухе (Египет), Дахлаке (Эфиопия), Сокотре и Адене (Йемен), Луанде (Ангола), Конакри (Гвинея), Триполи и Тобруке (Ливия), Бизерте и Сфаксе (Тунис), Сплите и Тивате (Югославия), а также в Камрани (Вьетнам). Был создан подобный пункт и в сирийском Тартусе. Он активно использовался для небольшого межпоходового ремонта кораблей и судов 5‑й оперативной (Средиземноморской) эскадры ВМФ СССР, а также снабжения их топливом, водой и расходными материалами.

С 1985 г. на сирийском аэродроме Тифор (Эт-Тияс) базировались
самолеты Ту-16Р 30-го разведывательного полка ВВС ЧФ, которые вели воздушную разведку в Средиземном море и выявляли районы действия авианосных соединений и корабельных группировок ВМС стран НАТО.

В январе-феврале 1983 г. СССР развернул в Сирии для охраны ее воздушного пространства два зенитных ракетных полка дальнего действия (в районе г. Дамаск –  220-й и г. Хомс – 231-й), вооруженных ЗРК С-200ВЭ. Они оставались
в стране по июль 1984 г. включительно .

После распада СССР из российских военных объектов в Сирии остался только ПМТО в Тартусе, который сейчас является единственным пунктом такого рода ВМФ России за рубежом. Он играет важнейшую роль в обеспечении постоянного оперативного соединения ВМФ РФ в Средиземном море и в снабжении российской группировки, участвующей в военной операции в Сирии.

30 сентября 2015 г. Россия начала военную операцию в Сирии, целью которой является борьба с международным терроризмом и поддержка легитимных органов власти в Сирии в борьбе с ним. Для проведения операции была развернута российская авиационная группировка на аэродроме Хмеймим около Латакии.

Базы России в дальнем зарубежье

В разное время военные базы СССР размещались на всех континентах, кроме Австралии. Но после распада Советского Союза Россия отказалась практически от всех своих баз в дальнем зарубежье. И причиной тому иногда становились не только экономические сложности. Так, например, после терактов в Вашингтоне 11 сентября 2001 года Владимир Путин первым позвонил президенту Бушу и выразил соболезнование американскому народу и солидарность с ним.

Реакция России на эту трагедию была эмоциональной, искренней и достойной. Впервые за полвека у Москвы и Вашингтона появился общий враг — международный терроризм. США и Россия оказались де-факто союзниками в войне против талибов и бен Ладена. Возникла реальная перспектива перехода к взаимоотношениям двух стран на основе принципов партнерства и союзничества. Россия также выступила с развернутой программой своего вклада в борьбу с терроризмом, поддержав США в проведении операции в Афганистане.

Было начато сотрудничество по линии спецслужб, что позволило Вашингтону получить имеющуюся в России информацию о террористических группах; Россия предоставила США свое воздушное пространство; поддержала решение центральноазиатских государств предоставить аэродромы для операций против террористов; расширила военно-техническое сотрудничество с Северным альянсом.

Более того, в качестве жеста доброй воли Москва пошла на закрытие своих военных баз во Вьетнаме и на Кубе, позиционируя это как «шаг навстречу Вашингтону». Однако ответ Вашингтона был не тем, какого ожидала от него Москва. Уже 13 декабря 2001 года президент Буш объявил о намерении США выйти из Договора по ПРО от 1972 года. Это объяснялось тем, что, раз уж Россия и США отныне более не являются врагами, то и договоры по контролю над вооружениями между ними уже не нужны.

Хотя на самом деле это решение стало еще одним шагом, направленным на закрепление американского доминирования в мире. Было очевидно, что после событий 11 сентября для мира настала новая эпоха геополитического передела территорий, так как США получили прекрасную возможность установления своих военных баз по всей Азии. Со временем в мировых СМИ начали появляться слухи, что якобы и Россия тоже готова вернуть себе ряд утраченных баз, а также заполучить новые. В частности появились сообщения, что во время визита российской делегации на Кубу, в ходе которого было объявлено о списании этой стране 32-миллиардного долга, также были достигнуты договоренности относительно возвращения в пользование РФ радиоэлектронного разведывательного центра в Лурдесе. Однако на следующий же день Владимир Путин опроверг эту информацию, сообщив, что Россия способна «решить стоящие в области обороноспособности задачи без этого компонента».

Писали также, что Аргентина согласилась разместить у себя российские военные базы. Информация появилась в тот момент, когда весь мир был зациклен на эскалации конфликта на Украине. МИД России назвал эту информацию «провокационной уткой». А вот что касается другой нашей бывшей базы в Камрани (Вьетнам), там происходят некоторые реальные подвижки. Когда в 2001 году руководство России приняло решение не продлевать договор с Вьетнамом и досрочно эвакуировать базу, то к маю 2002 года последний российский военнослужащий покинул Камрань.

Но в ноябре 2013 года в ходе российско-вьетнамских переговоров между президентами обеих стран было подписано соглашение о создании совместной базы для обслуживания и ремонта подлодок в Камрани. Кроме того, до последнего времени единственной военной базой в дальнем зарубежье являлся 720-й ПМТО ВМФ, развернутый еще в 1971 году в сирийском порту Тартус.

Абхазия

Российская военная база в Абхазии обеспечивает российское геополитическое и военное присутствие в Абхазии и защиту российских интересов на Кавказе. Она оказывает помощь братскому абхазскому народу в защите государственной независимости и в обеспечении безопасности Республики Абхазия.

7-я Краснодарская Краснознаменная орденов Кутузова и Красной Звезды военная база Южного военного округа

База создана 1 февраля 2009 г. путем переформирования 131-й отдельной мотострелковой Краснодарской Краснознаменной, орденов Кутузова и Красной Звезды Кубанской казачьей бригады.

Российская база в Абхазии действует
на основании «Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об объединенной российской военной базе на территории Республики Абхазия» от 17 февраля 2010 г. Соглашение действует в течение 49 лет и автоматически продлевается на последующие 15-летние периоды, если ни одна из сторон не позднее, чем за шесть месяцев до истечения первоначального или любого последующего периода его действия не направит другой стороне письменного уведомления о своем намерении прекратить его действие. 

В соответствии с Соглашением, Абхазия передала России в безвозмездное пользование на весь срок его действия недвижимое имущество в местах дислокации, указанных в приложении к Соглашению для размещения объединенной российской военной базы. Отсутствие арендной платы компенсируется военно-техническим сотрудничеством, безвозмездными вооружениями и военной техникой, а также подготовкой абхазских военнослужащих в военно-учебных заведениях России.

База является соединением постоянной боевой готовности. Ее штаб находится в г. Гудаута. Подразделения дислоцируются в военных городках в Гудауте и Нагвалоу. В состав базы входят
также военный аэродром Бомбора, пункт материально-технического обеспечения ВМФ Очамчыра и ряд других объектов. Ротные и батальонные тактические учения проводятся на полигонах Цабал и Нагвалоу, которые используются совместно с абхазскими вооруженными силами. Танковые подразделения базы используют
для тренировок полигон «Молькино» в Краснодарском крае.

По данным справочника The Military Balance 2017, на вооружении базы в Абхазии, которая по численности и вооружению эквивалентна мотострелковой бригаде, состоят 40 танков T-90A, 120 бронетранспортеров БТР-82A, 18 152-мм самоходных гаубиц 2С3 «Акация», 12 120-мм минометов 2С12 «Сани» и 18 реактивных систем залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град». В августе 2016 г. на вооружение базы поступили
новейшие танки Т-72Б3.

В августе 2010 г. главком ВВС России генерал-полковник А.Н. Зелин сообщил, что в Абхазии развернут один комплекс ПВО С-300. Он является
штатным вооружением российской военной базы в Абхазии. В марте 2017 г. министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе заявил о размещении Россией в Абхазии дополнительных ЗРК С-300.

21 ноября 2015 г. Россия и Абхазия подписали «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об Объединенной группировке войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Абхазия». 21 ноября 2016 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон о ратификации этого Соглашения.


В соответствии с Соглашением, объединенная российская военная база на территории Республики Абхазия в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время переходит в непосредственное подчинение командующему Объединенной группировкой, который назначается уполномоченным органом России.

В мирное время организацию взаимодействия воинских подразделений, входящих в состав объединенной группировки, осуществляет оперативная группа, состоящая из представителей сторон. Начальником оперативной группы является командир объединенной российской военной базы.

30 апреля 2009 г. было заключено «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о совместных усилиях по охране государственной границы Республики Абхазия». В тот же день на территорию Абхазии были введены подразделения Пограничной службы ФСБ России, которые вошли в состав Пограничного управления ФСБ России в Республике Абхазия.

Америка и Европа

За последнее десятилетие было три проекта создания российских военных баз в дальнем зарубежье на пустом месте. Наиболее перспективными считались проекты баз снабжения для ВВС и ВМФ в Венесуэле и Никарагуа. Российские бомбардировщики стратегической авиации несколько раз совершали сверхдальние перелеты в Венесуэлу, а корабли неоднократно заходили в порты в Карибском море. Проводились громкие совместные учения в воздухе и океане. При живом Уго Чавесе и более стабильной экономической ситуации такой проект был вполне реализуем, однако возникал вопрос его целесообразности. Размещение авиации в Латинской Америке однозначно было бы воспринято в США как «новый карибский кризис», а об этом и так сейчас твердят все американские телеканалы. Но дело даже не в этом, а в том, что такая база (или даже просто – «аэродром подскока») была бы слишком уязвима и потребовала бы создания серьезной инфраструктуры ПВО, как сейчас в Сирии. Данный проект выглядит привлекательно только с точки зрения школьного глобуса и принципа «отсель грозить мы будем», а на практике требует куда более серьезной проработки, чем можно представить с обывательской точки зрения. Например, в Венесуэле недостаточно производительных мощностей для топлива и его придется привозить с собой (вспоминаем блокаду Кубы) или даже прокладывать новые трубопроводы к аэродромам. Да и базирование в Венесуэле пяти-шести бомбардировщиков дополнительного стратегического преимущества не прибавит – американцы просто переставят в Техас и Нью-Мексико несколько дивизионов ПРО. Так мы обеспечим рост заказов в американском ВПК, увеличим число рабочих мест в Альбукерке и избирателей Клинтон в южных штатах, а Венесуэла при этом будет претендовать на роль стратегического союзника, что потребует от Москвы взятия на себя дополнительных политических и военных обязательств. Это при том, что территориальная проблема с Колумбией все еще не решена и никогда не будет решена (отдельное спасибо Боливару и Сукре).

А вот создание баз ВМФ в Карибском заливе – куда более ответственная мысль. Речь может идти о постройке инфраструктуры для базирования подводных лодок, причем необязательно стратегических ракетоносцев. Крупный международный кризис (если уж мы говорим именно о стратегии) потребует, например, блокирования Панамского канала, а для этого идеально подойдет базирование на Никарагуа. Другое дело, что там таких портов просто нет, потребуется их строить на пустом месте. Но сейчас существует даже полуфантастический проект нового канала по территории Никарагуа, так что возможно все.

Вторым таким проектом были свернутые после парламентских выборов в Аргентине переговоры о базах снабжения ВВС и ВМФ в Пуэрто-Вальдивия. Задумка идентичная: базирование на крупнейшей военно-морской базе Аргентины позволяло бы блокировать Магелланов пролив в случае стратегического конфликта. Но после поражения Кристины Киршнер это уже завиральный проект, да и интересы Аргентины в исполнении Киршнер были достаточно прагматичны – ей был нужен «старший брат», за которого можно спрятаться в конфликте с англичанами вокруг Фолклендских островов. Стратегическая выгода России при реализации такого проекта выглядела бы совсем уж «стратегической» – все-таки перспектива глобального противостояния с необходимостью борьбы за основные точки Мирового океана выглядит менее реалистичной, чем возобновление борьбы за Фолкленды. А «вписаться за сестру» пришлось бы.

Третий проект был наиболее закрытым и больше политическим, чем военным. Черногории предлагались уникальные финансовые условия за создание российской военно-морской базы в Баре. Речь тоже шла о пункте снабжения и обслуживания подводных лодок, который обеспечил бы российское присутствие в Восточном Средиземноморье в дополнение к Тартусу. Эти переговоры начались задолго до острой фазы сирийского кризиса и носили больше политико-стратегический характер, чем исключительно военный. Финансирование базы и ее инфраструктуры могло бы стать альтернативой вступлению Черногории в НАТО, тем более что альянс не предлагает Подгорице особых финансовых выгод в связи с этим политическим выбором. Переоснащение крошечной армии на стандарты альянса – не тот аргумент, который может серьезно заинтересовать бюджет. Но эта дипломатическая битва была проиграна, и руководство Черногории навязало своему народу путь на сближение с НАТО, пользуясь активной поддержкой проамериканских и НКО, и либеральной части интеллигенции (в том числе и сербской). Предстоящие парламентские выборы вряд ли что-то изменят, но уже сейчас ряд местных и сербских СМИ объявляют о возможном «вмешательстве России» и опасаются «пророссийского майдана».

Примечания

Примечания

  1. Power to progress, Flight International, Reed Business Publishing (10 апреля 1991). Проверено 5 июля 2007.
  2. Richardson, Doug. Stealth Warplanes: Deception, Evasion and Concealment in the Air. London: Salamander, 2001. р. 113.
  3. , FR: Dassault.
  4. , Eurofighter.
  5. , DE: Luftwaffe.
  6. ↑ , Blogspot
  7. , SE: Saab.
  8. , NL, 8 Aug. Проверено 1 февраля 2011..
  9. ↑ , JSF Nieuws, с. 5.
  10. , RU: MiG Aravia.
  11. , Deagel.
  12. , Bharat-Rakshak.
  13. , AT: Air Power.
  14. М.А. Левин, В.Е. Ильин. «Современные истребители». — Москва: «ХОББИКНИГА», 1994. — С. 15—18. — 288 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85561-014-4.

Приднестровье

Статус российских войск на территории этой непризнанной республики остаётся довольно запутанным с точки зрения международного права. С одной стороны, одному из крупнейших военных складов в Европе, созданному в районе села Колбасна ещё во времена СССР, требуется охрана. С другой, российские военные, находящиеся в Приднестровье, служат гарантией, что конфликт между ПМР и Молдовой не перейдёт вновь в «горячую стадию». Тем не менее хотя Россия не признаёт Приднестровье в качестве государства и выступает за сохранение единства Молдовы, договор о размещении российских военных на её территории так и не был подписан.

Сегодняшняя численность российских военных в ПМР составляет около полутора тысяч человек: два миротворческих батальона, охрана складов, отряд вертолётчиков и несколько частей обеспечения. Это всё, что осталось от 14-й армии, которая в своё время погасила приднестровскую войну. К моменту начала конфликта численность войск составляла 22 тысячи военнослужащих, однако большая часть затем либо была выведена, либо (для частей, размещённых в Кишинёве и других молдавских городах) перешла под юрисдикцию Молдовы.

1Гуантаномо

База в заливе Гуантанамо — арендованная в 1903 году США после испано-американской войны военно-морская база в заливе Гуантанамо (Куба), в 30 км от одноимённого города. На базе расположена также одноимённая тюрьма, где содержатся заключённые, статус которых оспаривается. База Гуантанамо арендуется у Кубы на договорных началах с 1903 года, когда в Конституцию Кубы в качестве приложения был включён текст так называемой поправки Платта к проекту Закона Соединенных Штатов о бюджете армии. В этом договоре, в частности, была установлена фиксированная цена аренды — «2000 песо в золотой валюте Соединенных Штатов» в год.Нынешний статус базы регламентируется договором от 1934 года, заключённым после ряда государственных переворотов на Кубе в начале 1930-х годов. В результате плата за использование базы была поднята до $3400. Сам же договор является «бессрочным» и может быть расторгнут «только по обоюдному согласию сторон, либо же при нарушении условий аренды». Аренда осуществляется на правах экстерриториальности, что в частности означает, например, что рыбная ловля в заливе для местного населения запрещена.Фактически США осуществляют свой государственный суверенитет на данной территории безусловно и в полном объёме, а юрисдикция Кубы носит чисто формальный характер.После победы революции 1959 года кубинское государство отказалось принимать от США указанную выше плату за аренду базы, а после появления в 2002 году на территории базы тюрьмы попыталось (безуспешно) расторгнуть договор аренды и добиться эвакуации базы, аргументируя это нарушением условий аренды.Общая площадь военно-морской базы составляет приблизительно 117 квадратных километров, что соответствует прямоугольнику размером 9×13 км. К тому же Соединённые Штаты располагают правом использования 37 квадратных километров водной поверхности залива Гуантанамо.Гавань военно-морской базы в состоянии вместить до 50 крупных кораблей. На суше находится свыше 1500 служебных и жилых объектов, механизированный порт, судоремонтные мастерские, имеется плавучий док, склады продовольствия, боеприпасов, горюче-смазочных материалов. Здесь постоянно находятся около 10 тысяч человек военного персонала. Для обеспечения нормальных условий проживания контингента база располагает развитой инфраструктурой, включающей увеселительные заведения, клубы, теннисные корты, бейсбольные площадки, плавательные бассейны, пляжи, ипподром, рыболовные суда и яхты.Место содержания международных террористов в Гуантанамо появилось в январе 2002 года, когда туда были доставлены из Афганистана первые 20 человек, обвиняемых «в участии в боевых действиях на стороне исламских экстремистов» — талибов. С 2002 по 2006 год через эту тюрьму прошло свыше 750 иностранцев, захваченных американскими войсками в ходе операций на территории Афганистана и Ирака. Все они, по утверждению американских военных, участвовали в операциях на стороне «Аль-Каиды» или движения Талибан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector