«превратил флот в мощную, самостоятельную силу»: как складывалась судьба адмирала николая кузнецова

«Он был на своём месте»

В 1944 году Кузнецову было присвоено звание адмирала флота, которое приравнивалось к генералу армии. А в мае 1945 года это звание было приравнено уже к маршалу Советского Союза (с вручением маршальской звезды). 14 сентября 1945 года Кузнецов был награждён звездой Героя Советского Союза.

Однако в 1946 году наркомат ВМФ был упразднён, а флот переподчинён Народному комиссариату Вооружённых сил. Адмирал занял пост главнокомандующего морскими силами и заместителя наркома.

«Кузнецов никогда не стеснялся высказывать своё мнение на самом высоком уровне, в том числе и Сталину. Тому это не всегда нравилось, и после войны адмирал оказался в опале», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий. В начале 1947 года Кузнецов был понижен в должности — до начальника Управления военно-морских учебных заведений.

Вскоре на флоте возник скандал, связанный с несанкционированной передачей союзникам во время войны технических данных, формально являвшихся секретными. Кузнецов и группа адмиралов судом чести были признаны виновными, и их дело передали в Военную коллегию Верховного суда СССР. В ходе рассмотрения дела Кузнецову предлагали оправдаться за счёт того, что он не подписывал соответствующих распоряжений. Однако бывший нарком заявил, что несёт личную ответственность за всё, что происходило в его ведомстве. В итоге Кузнецова признали виновным, но ввиду заслуг не стали применять к нему уголовного наказания. Однако по рекомендации Военной коллегии он был разжалован в контр-адмиралы.

Также по теме

Крах арктического блицкрига: почему нацисты не смогли захватить советское Заполярье

29 июня 1941 года нацистская Германия и Финляндия начали операцию по оккупации Кольского полуострова — «Голубой песец». Судьба…

После суда он был понижен не только в звании, но и в должности — занял пост заместителя главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам и командующего 5-м военно-морским флотом на Тихом океане. В 1951 году его начали вновь повышать в звании — до вице-адмирала и уже летом того же года ему опять доверили командование всем флотом Советского Союза. Правда, его должность теперь называлась так: военно-морской министр СССР.

«Облик нового отечественного сбалансированного океанского ракетно-ядерного флота был определён в программе военного кораблестроения на 1955—1964 годы, подготовленной под руководством главкома к весне 1954 года… При непосредственном участии флотоводца Н.Г. Кузнецова были начаты создание первой советской атомной подводной лодки и внедрение в ВМФ ракетного оружия. Увы, вывести в океан своё детище ему так и не пришлось», — пишет в своей книге Владимир Булатов.

В 1953 году Кузнецову было возвращено звание адмирала, а в 1955 его заменили на более высокое — адмирал флота Советского Союза. Отдельное флотское министерство снова ликвидировали, и адмирал занял должность первого заместителя министра обороны — главкома ВМФ.

Однако пришедший к власти после смерти Сталина Никита Хрущёв верил в будущее ракет, а развитие надводного флота и морской авиации считал бесперспективным. Предлагаемые Кузнецовым проекты строительства авианосцев и крейсеров его раздражали. Кроме того, у адмирала были плохие отношения с министром обороны Николаем Булганиным. Последний, по словам Владимира Булатова, рассказал Георгию Жукову, что Кузнецов якобы выступал против его продвижения по службе.

В 1955 году находящегося на больничном адмирала обвинили в том, что по его вине в Севастополе взорвался линкор «Новороссийск», и сначала сняли с должности, а затем понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку. Без льгот и персональной пенсии Кузнецов оказался стеснён в средствах — в эти годы его поддерживала писательская и переводческая деятельность. Новый генсек Леонид Брежнев назвал Кузнецова выдающимся военачальником, но полностью его доброе имя так и не восстановил.

  • Памятник адмиралу Николаю Кузнецову на набережной Северной Двины в Архангельске

6 декабря 1974 года Николай Кузнецов ушёл из жизни. Только посмертно, в 1988 году его восстановили в звании адмирала флота Советского Союза.

По мнению Юрия Кнутова, успехи советских военно-морских сил в середине ХХ века — во многом личная заслуга Кузнецова.

«Флотский характер был у него в крови, и офицеров он себе под стать подбирал. Много внимания уделял поднятию боевого духа», — считает эксперт.

«Николай Кузнецов — один из величайших советских руководителей флота, талантливый военно-морской администратор. Он превратил флот в мощную, самостоятельную военную силу. Во время Великой Отечественной войны он был на своём месте», — заявил Константин Стрельбицкий.

Советская атомная бомба

Первая советская атомная бомба (РДС-1) – безусловно, достижение советских физиков-ядерщиков (И. Курчатова и др.). Ведь даже скопировать что-то непросто. А в основном копированием и пришлось заниматься – после 1945 г., когда США создали и впервые в истории использовали ядерное оружие, нужно было срочно сокращать отставание. Советские конструкторы и разведчики использовали американский опыт создания атомной бомбы, дополнив его немецкими трофейными разработками (впрочем, как и сами американцы). Так, советские физики ездили в Пенемюнде (там немцы производили ФАУ-2), изучали то, что сделали немцы, привезли в СССР тонны обогащенного урана, что ускорило собственные разработки. РДС-1 очень похожа на первую атомную бомбу американцев, как по форме, так и по содержанию, но есть в ней и советские находки: уникальный баллистический корпус и электроника. В 1949 г. бомба была наконец готова. На Семипалатинском полигоне были проведены успешные испытания, СССР овладел ядерным оружием. Это случилось на три года раньше, чем ожидалось американскими экспертами. «Холодная война» с этого момента приобрела затяжной характер – обе стороны стали слишком сильны, чтобы нападать друг на друга.

Несмотря на то, что многие образцы стрелкового и иного оружия имеют иностранные корни, русские конструкторы всегда усовершенствовали их так, что они становились лучшим оружием в своем классе на мировом уровне.

Featured Products

Где находится и как доехать, телефон, время работы, сайт

ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны

22 июня 1941 года, в три часа ночи, военно-воздушные силы нацистской Германии совершили авиационные налёты на главную базу Черноморского флота ВМФ СССР в Севастополе и на город Измаил.

В 03:06 22 июня 1941 года начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал И. Д. Елисеев приказал открыть огонь по нацистским самолётам, которые вторглись далеко в воздушное пространство СССР, чем и вошёл в историю: это был самый первый боевой приказ дать отпор напавшим на Советский Союз нацистам в ходе Великой Отечественной войны.

В Севастополе, с целью заблокировать Черноморский флот, на входной фарватер базы и в Северной бухте были сброшены электромагнитные мины. Авиацию противника встретил огонь зенитной артиллерии и кораблей Дунайской флотилии. Воздушным атакам подверглись также Лиепайская и Рижская военно-морские базы. Магнитные мины были сброшены с самолётов в районе Кронштадта. Бомбили и главную базу Северного флота СССР — Полярный. 22 июня, доложив в Кремль о налёте на Севастополь, адмирал Кузнецов, не дожидаясь указаний сверху, приказал всем флотам: «немедленно начать постановку минных заграждений по плану прикрытия».

Главным противником флота с началом войны стали не морские, а воздушные и сухопутные силы противника. Главным в боевой деятельности флота стало содействие приморскому флангу сухопутных войск в обороне и наступлении (за годы войны до 85 % боезапаса корабельной артиллерии было израсходовано по береговым целям и до 40 % самолёто-вылетов морской авиации было произведено для нанесения ударов по сухопутным войскам).

Вторая по значимости группа задач — нарушение морских коммуникаций противника, защита своих коммуникаций, уничтожение сил противника в море, нанесение ударов по объектам на его побережье и территории. Решая эти задачи, РККФ провёл 88 военных операций, из них 23 раза привлекался к участию в армейских и фронтовых операциях.

Судьба Второй мировой и Великой Отечественной войн решалась на сухопутном фронте, поэтому планы флота и его действия подчинялись зачастую интересам группировок сухопутных войск на приморских направлениях. В годы войны Военно-морской флот СССР направил на сухопутные фронты свыше 400 тысяч человек.

Многие транспортные и вспомогательные суда, переоборудованные в боевые корабли, вошли в состав РККФ.

Состояние ВМФ СССР на конец 1980-х годов

В состав сил флота (стратегических и общего назначения) входило более 100 эскадр и дивизий, а общая численность личного состава ВМФ СССР составляла около 450000 (в том числе 12,6 тыс. в морской пехоте). Расходы на ВМФ СССР в 1989 году составили 12,08 млрд рублей (при общем военном бюджете в 77,294 млрд рублей), из них 2993 млн рублей на закупку кораблей и катеров и 6531 млн на техническое оснащение). В боевом строю флота находилось 160 надводных кораблей океанской и дальней морской зоны, 83 стратегических атомных подводных ракетоносцев второго поколения, 113 многоцелевых атомных подводных лодок и 254 дизель-электрических.

А. С. Павлов приводит следующие данные по составу ВМФ СССР на конец 1980-х годов: 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомные), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок (все данные по ПЛ на 1 января 1989 года), четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 174 сторожевых и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 107 десантных кораблей и катеров. Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов), 1142 боевых самолёта (все данные по надводным кораблям на 1 июля 1988 года).

На 1991 год на судостроительных предприятиях СССР строилось: два авианосца (в том числе один атомный), 11 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 18 многоцелевых атомных подводных лодок, семь дизельных подводных лодок, два ракетных крейсера (в том числе один атомный), 10 эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей и др.

  • Printable version
  • Tell by mail
  • Export to OpenOffice
  • Export to PDF
  • Export to csv
  • Export to Timeline
  • Add page to book
  • Tools:

Развитие ракетного оружия

Всплытие подводной лодки.

Как за рубежом, так и в Советском Союзе продолжали совершенствоваться ракеты различных классов для поражения наземных, морских и воздушных целей. В качестве оружия дальнего действия противолодочные корабли получили ракеты-торпеды, а для ближнего действия — реактивные бомбометы.

Развитие ядерного оружия повлекло за собой изменения в военной науке. В подводном кораблестроении определились два направления: создание атомных подводных ракетоносцев для мощных дальнобойных ракет и многоцелевых атомных подводных лодок, способных выполнять комбинированные боевые задачи. Одновременно было признано необходимым вооружить флот ракетоносной авиацией дальнего действия, способной выполнять боевые задачи в океане. Борьбу с угрозой из глубины предусматривалось вести атомными подводными лодками, морской авиацией, а также надводными кораблями специальной постройки.

В середине 50-х годов правительство СССР приняло решение о строительстве мощного ракетно-ядерного океанского флота, и уже через несколько лет от причала отошел «Ленинский комсомол», первый советский подводный атомоход. В сентябре 1958 года с подводной лодки был впервые осуществлен пуск ракеты из подводного положения.

Важной страницей в истории ВМФ СССР стало групповое кругосветное плавание атомоходов в 1966 году.

Морская авиация ВМФ РФ

После многочисленных преобразований, смены названий и изменения решаемых задач морская боевая авиация ВМФ РФ свосстановила боеспособность и получила развитие. В настоящее время командующий морской авиацией ВМФ России И. С. Кожин, вступивший в ту должность в 2010 году, в августе. Боевые машины имеют собственные опознавательные знаки, а личный состав – стандартную для ВС РФ форму одежды и смешанные звания.

Форма одежды

Поскольку авиация российского ВМФ не относится к специальным подразделениям, для личного состава принята форма одежды нескольких типов:

  • повседневная – камуфляж последней реформы (куртка и брюки);
  • летно-техническая – тропическая или синяя, комбинезон, костюм, куртка;
  • парадная – черный погон с голубым кантом и просветом такого же цвета.

Форма одежды морской авиации

Опознавательные знаки

В настоящее время авиация ВМФ РФ носит трехцветные звезды – красная обведена жирным синим и тонкой красной линией – и госномером типа FR-00000. Надпись может иметь вид МА ВМФ России» либо «ВМФ России». В планах командования восстановление звезд образца СССР без окантовки синим цветом.

Опознавательный знак морской авиации

Воинские звания

Поскольку авиация ВМФ России одновременно относится к двум родам войск, военнослужащие имеют звания:

  • генерал-полковник, генерал-лейтенант и генерал-майор;
  • полковник и подполковник;
  • майор;
  • капитан, старший лейтенант и лейтенант;
  • старший прапорщик и прапорщик;
  • старшина;
  • старший сержант, сержант и младший сержант;
  • старший матрос и матрос.

Действующий командир И. С. Кожин

Таким образом, в настоящее время морская авиация является родом ВМС РФ, недоукомплектована техникой и личным составом, потому решает ограниченный круг задач, уступает аналогичным подразделениям вероятного противника.

Боевой состав

До 2008 года структура военно-морской авиации выглядела следующим образом:

  • ТОФ – транспортная эскадрилья №71, база Кневичи, состав Ту-134, Ан-26, Ан-24 и Ан-12; истребительный полк №865, база Елизово, состав МиГ-31; смешанный полк №568, база Каменный ручей, состав Ту-142М3, Ту-142МР и Ту-22М3; смешанный полк №317, база Елизово, состав Ан-26, Ми-8 и -38; противолодочный полк №289, база Николаевка, состав Ка-29, Ка-27, Ил-18 и Ил-38;
  • ЧФ – штурмовой полк №43, база Гвардейское, состав Су-24МР и Су-24; смешанный полк №917, база Кача, состав Бе-12, Ан-26 и Ан-2; противолодочный вертолетный полк №25, база Кача, состав Ми-8, Ми-14 и Ка-27;
  • СФ – противолодочная эскадрилья №73, база Кипелово, состав Ту-142; ракетоносный гвардейский полк №924, база Оленегорск, состав Ту-22М3; противолодочный вертолетный Краснознаменный полк №830, база Североморск-1, состав Ка-29 и Ка-27; смешанный полк №403, баз Североморск-1, состав Ту-134, Ил-38, Ан-26 и Ан-12; истребительный полк №279, база Североморск-3, состав МиГ-29КУБ, МиГ-29К, Су-25УТГ и Су-33;
  • БФ – транспортная эскадрилья №398 база Храброво, состав Ан-26 и Ан-24; противолодочная вертолетная эскадрилья №396, база Донское, состав Ка-29 и Ка-27; вертолетная эскадрилья №125, база Чкаловск, состав Ми-24 и Ми-8; истребительный полк №689, база Чкаловск, состав Су-27; штурмовой гвардейский полк №4, база Черняховск, состав Су-24.

865-й Никольский краснознаменный истребительный полк

Палубная авиация РФ

Поскольку Единственный в России ТАВКР приписан к СФ, палубная авиация ВМФ России имеется только в Северном флоте. Под категорию авианосец это судно не попадает, в сравнении с ударными группировками США сложилась следующая ситуация:

  • один российский несущий крейсер против 10 полноценных американских авианосцев;
  • из проектных 50 боевых единиц на борту Адмирала Кузнецова находится 4 МиГ-29КУБ, 10 МиГ-29К, 2 Су-25УТГ и 14 Су-33, то есть 30 штук;
  • из-за нехватки кораблей окружения ТАВКР не сможет использовать свое главное преимущество – П-700 Гранит и П-1000 Вулкан.

Неполная загрузка ТАВКР

П-700 Гранит

Модификации ТОЗ-34

Имеется несколько модификаций ружья ТОЗ-34:

  • ТОЗ-34Р, версия ружья с резиновым затыльником на прикладе, гильза выдвигается экстрактором
  • ТОЗ-34Е, базовая версия ружья с автоматическим выбрасывателем (гильза выбрасывается эжекторным механизмом)
  • ТОЗ-34ЕР, версия ружья, которая имеет и резиновый затыльник, и автоматический выбрасыватель (эжекторный механизм)
  • ТОЗ-34-5,6/20 комбинированное ружье, имеет нарезной верхний ствол калибром 5,6 мм, нижний ствол гладкий 20 калибра. Ружье предназначалось для промысловой охоты, выпускалось ограниченными партиями.
  • ТОЗ-34-5,6/28 комбинированное ружье, похожее на предыдущую версию, тоже имеет нарезной верхний ствол калибром 5,6 мм, нижний ствол гладкий 28 калибра. Ружье предназначалось для промысловой охоты, выпускалось ограниченными партиями.
  • ТОЗ-34-55 «Зубр» комбинированное ружье, верхний ствол гладкий 12 калибра, нижний ствол нарезной, калибра 9х53 мм. Ружье штучного исполнения, комплектовалось оптическим прицелом.
  • ТОЗ-34-1, одноствольное ружье с гладким стволом 12 калибра, выпущенное в 1995 году.

Без мирного атома никак

Мировая экономика немыслима без атомной энергетики. На атомных электростанциях вырабатывается одна десятая всей производимой на планете электроэнергии. Сегодня 192 атомные электростанции работают в 31 стране мира. Как правило, все они имеют по несколько энергоблоков – технологических комплексов оборудования для производства электроэнергии, имеющих в своем составе ядерный реактор. Общее количество таких энергоблоков в мире составляет 451.

На первом месте по количеству АЭС находятся США – 62, на втором Франция – 19, третье место у Японии – 17. Россия занимает пятое место по количеству атомных электростанций. Их у нас 10 с 37 энергоблоками. Общая мощность всех АЭС мира составляет около 392 ГВт.

Атомная энергетика имеет много плюсов. Ключевые – высокая рентабельность и отсутствие выбросов в атмосферу продуктов сгорания, как это происходит на тепловых электростанциях. Однако есть и серьезные минусы. В случае аварии на атомной электростанции продукты деления ядерного топлива, вырвавшиеся из реактора, могут надолго сделать непригодными для жизни большие территории, прилегающие к станции. Еще один минус – это проблема хранения и переработки отработанного ядерного топлива.

Предназначение

Поскольку ТОЗ-34 имеет несколько калибров, то и его предназначение имеет достаточно широкое применение.

  1. Самым популярным является 12 калибр. Он чаще всего используется для охоты на крупную дичь профессионалами и аматорами.
  2. Более поздний 16 калибр славится тем, что имеет более мягкую отдачу. Используется для добычи пушного зверя.
  3. 20 калибр предназначается для промысловой охоты. В патронах меньшее количество пороха и сама отдача более слабая. В народе такой калибр называется «женским».
  4. Патроны 28 калибра заряжаются мелкой картечью и дробью. С ними охотятся на мелкую дичь по типу зайца или птиц.

Существует также спортивный вариант данного ружья, но широкого применения оно так и не получило.

Звания и знаки различия

ВНИМАНИЕ!!! Ввиду того, что эмблемы на погончиках совпадают с эмблемами на погонах, они не приведены.

Российский Императорский флот

Звания Погоны Действие звания Год версии знаков погон
Матрос 2 статьи До 1917 1913
Матрос 1 статьи До 1917 1913
Квартирмейстер До 1917 1913
Боцманмат До 1917 1913
Боцман До 1917 1913
Кондуктор До 1917 1913
Мичман До 1917 1909
Лейтенант До 1917
Старший лейтенант 1907-1917 1909
Капитан-лейтенант 1907-1911 1907
Капитан 2 ранга 1884-1917 1904
Капитан 1 ранга 1884-1917 1904
Контр-адмирал 1884-1917 1904
Вице-адмирал 1884-1917 1904
Адмирал До 1917 1893
Генерал-адмирал До 1917

ВМФ СССР

Звания Знаки различия Действие звания Год версии знаков различия
Погоны Около обшлага
Краснофлотец 1935-1946 1944
Матрос 1946-1991 1980
Старший краснофлотец 1940-1946 1944
Старший матрос 1946-1991 1980
Отделенный командир 1935-1940 1935
Старшина 2 статьи 1940-1991 1944
Старшина 1 статьи 1940-1991 1944
Главный старшина 1940-1991 1944
Старшина 1935-1940 1935
Мичман 1940-1972 / Главный корабельный старшина 1940-1991 1944
Мичман 1971-1991 1980
Старший мичман 1981-1991 1981
Младший лейтенант 1937-1991 1944
Лейтенант 1935-1991 1944
Старший лейтенант 1935-1991 1944
Капитан-лейтенант 1943-1991 1944
Капитан-лейтенант 1935-1943 1943
Капитан 3 ранга 1935-1991 1944
Капитан 2 ранга 1935-1991 1944
Капитан 1 ранга 1935-1991 1944
Флагман 2 ранга 1935-1940 1940
Контр-адмирал 1940-1991 1944
Флагман 1 ранга 1935-1940 1940
Вице-адмирал 1940-1991 1944
Флагман флота 2 ранга 1935-1940
Адмирал 1940-1991 1944
Флагман флота 1 ранга 1935-1940
Адмирал флота 1942-1991 1944
Адмирал флота Советского Союза 1955-1991

ВМФ Российской Федерации

ВНИМАНИЕ!!!

  • Приведенные ниже звания действую с 1991 года и по настоящее время.
  • Год введения настоящих знаков различия — 2010
Звания Знаки различия
Погоны Около обшлага
Матрос
Старший матрос
Старшина 2 статьи
Старшина 1 статьи
Главный старшина
Главный корабельный старшина
Мичман
Старший мичман
Младший лейтенант
Лейтенант
Старший лейтенант
Капитан-лейтенант
Капитан 3 ранга
Капитан 2 ранга
Капитан 1 ранга
Контр-адмирал
Вице-адмирал
Адмирал
Адмирал флота

Спутник Сатурна, Калисто

Этому спутнику доставалось не мало.

Еще одной интересной особенностью Юпитера является его луна под названием Калисто. Калисто — самый дальний из четырех галилеевых спутников. На полный оборот вокруг Юпитера у него уходит одна земная неделя. Так как его орбита лежит за пределами радиационного пояса газового гиганта, Калисто меньше страдает от приливных сил, чем другие галилеевы спутники. Но так как Калисто является приливно-заблокированным спутником, как наша Луна, например, одна из его сторон всегда обращена к Юпитеру.

Диаметр Калисто составляет 5000 километров, что примерно равно размеру планеты Меркурий. После Ганимеда и Титана Калисто является третьим по величине спутником в Солнечной системе (наша Луна является пятой в этом списке, а Ио занимает четвертую строчку). Температура на поверхности Калисто находится на уровне -139 градусов Цельсия.

Являясь одним из четырех гилилеевых спутников, Калисто был обнаружен великим астрономом Галилео Галилеем и фактически лишил его мирной жизни. Открытие Калисто способствовало усилению веры в его гелиоцентрическую теорию и подлило масла в огонь и без того пылавшего конфликта астронома с католической церковью.

Тактико-технические характеристики Штурмтигр

— Компоновочная схема: Моторное отделение в кормовой части, трансмиссионное в лобовой, боевое в средней.- Разработчик: Alkett- Годы разработки: 1943—1944 гг.- Годы производства: 1944—1945 гг.- Годы эксплуатации: 1944—1945 гг.- Количество выпущенных, шт.: 18

Экипаж: 5 человек

Вес Штурмтигр

— Боевая масса, т: 66

Габаритные размеры Штурмтигр

— Длина корпуса, мм: 6280- Длина с пушкой вперёд, мм: 6280- Ширина, мм: 3705- Высота, мм: 2850- Клиренс, мм: 485

Бронирование Штурмтигр

— Тип брони: Стальная хромомолибденовая катаная и литая поверхностно закалённая- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 70 / 80°- Лоб корпуса (середина), мм/град.: 100 (+50) / 25°- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 62 / 65°- Борт корпуса (верх), мм/град.: 82 / 0°- Борт корпуса (низ), мм/град.: 62 / 0°- Корма корпуса (верх), мм/град.: 82 / 8°- Корма корпуса (низ), мм/град.: 62 / 48°- Крыша корпуса, мм: 28- Лоб рубки, мм/град.: 150 / 47°- Борт рубки, мм/град.: 82 / 20°- Корма рубки, мм/град.: 82 / 10°- Крыша рубки, мм/град.: 40

Вооружение Штурмтигр

— Калибр и марка пушки: StuM RM 61 L/5,4 калибра 380 мм- Тип пушки: Реактивный бомбомёт- Длина ствола, калибров: 5,4 калибров- Боекомплект пушки: 14 реактивных снарядов- Углы ВН, град.: 0…+85°- Углы ГН, град.: ±10°- Прицелы: Оптический прицел Pak ZF 3×8

— Пулемёты: 1 пулемёт МG 34 калибра 7,92 мм

Двигатель Штурмтигр

— Тип двигателя: Maybach HL 210 P30,12-цилиндровый,карбюраторный,V-образный,жидкостного охлаждения,мощность 650 л.с.(478 кВт) при 2600 об/мин.,рабочий объём 23 095 куб.см.- Мощность двигателя, л. с.: 650

Скорость Штурмтигр

— Скорость по шоссе, км/ч: 38,2- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 38,2

— Запас хода по шоссе, км: 100- Запас хода по пересечённой местности, км: 100- Удельная мощность, л. с./т: 10,6- Тип подвески: Индивидуальная торсионная- Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,18

— Преодолеваемый подъём, град.: 36°- Преодолеваемая стенка, м: 0,79- Преодолеваемый ров, м: 2,3- Преодолеваемый брод, м: 1,2

Примечания

Списочный состав Черноморского флота (по состоянию на 1989—1991 гг.)

Тип Бортовой номер Наименование В составе флота Современное состояние Примечания
Крейсеры

Лёгкий крейсер

101
«Жданов»
С 1 декабря 1961 года
Исключён из состава ВМФ — 10 декабря
В 1991 году продан на слом в Индию

Лёгкий крейсер

105
«Михаил Кутузов»
С 31 января 1955 года
Исключён из состава ВМФ — 3 июля
28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей в Новороссийске
Противолодочный крейсер проекта 1123
108
«Москва»
С 25 декабря 1967 года
Исключён из состава ВМФ — 7 ноября
Флагманский корабль . До 1996 г. состоял на службе ЧФ Россия Россия. В 1997 году продан на слом в Индию
Противолодочный крейсер проекта 1123
109
«Ленинград»
С 22 апреля 1969 года
Исключён из состава ВМФ — 5 декабря
В 1995 году продан на слом в Индию

Ракетный крейсер

118
«Адмирал Головко»
С 22 января 1968 года
Исключён из состава ВМФ — 11 ноября
До 2002 г. состоял на службе ЧФ Россия Россия. Разделан на металл

Ракетный крейсер

126
«Слава»
С 30 января 1983 года
В строю Россия Россия
На службе ЧФ Россия Россия, переименован в РКР «Москва». Флагманский корабль ЧФ
Большие противолодочные корабли
Большой противолодочный корабль проекта 1134-БФ
701
«Азов»
С 19 февраля 1976 года
Исключён из состава ВМФ —
До 2000 г. состоял на службе ЧФ Россия Россия. Разделан на металл
Большой противолодочный корабль проекта 61М
702
«Сдержанный»
С 30 декабря 1973 года
Исключён из состава ВМФ — 29 мая
До 2001 г. состоял на службе ЧФ Россия Россия как СКР. Разделан на металл
Большой противолодочный корабль проекта 61
703
«Красный Крым»
С 15 октября 1970 года
Исключён из состава ВМФ — 11 февраля
До 1994 г. состоял на службе ЧФ Россия Россия. В 1996 году продан на слом в Индию
Большой противолодочный корабль проекта 61
705
«Скорый»
С 31 октября 1972 года
Исключён из состава ВМФ — 22 ноября
До 1997 г. состоял на службе ЧФ Россия Россия. Разделан на металл
Большой противолодочный корабль проекта 1134-Б
707
«Очаков»
С 28 ноября 1973 года
Исключён из состава ВМФ — 20 августа
До 2011 г. состоял на службе ЧФ Россия Россия. Затоплен российскими военными у входа в озеро Донузлав, для блокады кораблей ВМС Украины.
Большой противолодочный корабль проекта 61
708
«Решительный»
С 11 января 1968 года
Исключён из состава ВМФ — 1 ноября
Разделан на металл
Большой противолодочный корабль проекта 61
710
«Красный Кавказ»
С 25 сентября 1967 года
Исключён из состава ВМФ — 1 мая
До 1998 г. состоял на службе ЧФ Россия Россия. Разделан на металл
Большой противолодочный корабль проекта 1134-Б
713
«Керчь»
С 25 декабря 1974 года
В строю Россия Россия
На службе ЧФ Россия Россия
Большой противолодочный корабль проекта 61
714
«Комсомолец Украины»
С 23 ноября 1964 года
Исключён из состава ВМФ — 31 декабря
До 1992 г. состоял на службе ЧФ Россия Россия. Разделан на металл
Большой противолодочный корабль проекта 1134-Б
715
«Николаев»
С 8 февраля 1972 года
Исключён из состава ВМФ — 31 декабря
До 1992 г. состоял на службе ЧФ Россия Россия. В 1994 году продан на слом в Индию
Большой противолодочный корабль проекта 61Э
724
«Проворный»
С 22 января 1965 года
Исключён из состава ВМФ — 31 декабря
Разделан на металл
Большой противолодочный корабль проекта 61М
 ?
«Сметливый»
С 21 октября 1969 года
В строю Россия Россия
На службе ЧФ Россия Россия
Большой противолодочный корабль проекта 61
 ?
«Сообразительный»
С 23 ноября 1961 года
Исключён из состава ВМФ — 3 июля
До 1992 г. состоял на службе ЧФ Россия Россия. В 1994 году продан на слом в Индию
Эскадренные миноносцы
Эскадренный миноносец проекта 31
743
«Бесшумный»
С 31 декабря 1951 года
Исключён из состава ВМФ — в сентябре
До 1994 г. состоял на службе ЧФ Россия Россия как учебное судно. Разделан на металл
Эскадренный миноносец проекта 56-М
243
«Прозорливый»
С 8 марта 1960 года
Исключён из состава ВМФ — 24 июня
Разделан на металл
Эскадренный миноносец проекта 56-ЭМ
254
«Бедовый»
С 30 июля 1958 года
Исключён из состава ВМФ — 25 апреля
В 1989 году продан на слом в Турцию
Эскадренный миноносец проекта 56-М
 ?
«Неуловимый»
С 7 апреля 1969 года
Исключён из состава ВМФ — 19 апреля
В 1991 году продан на слом в Италию

Изменения за последние годы

За несколько последний лет оружие претерпело немало изменений. Данные модернизации позволили улучшить боевые характеристики ружья МР-155, а также повысить удобство его использования. Данная информация будет полезна тем, кто хочет понять, чем старые модели отличаются от новых (более дорогих). Вот список того, что усовершенствовалось за последние годы:

  • Кнопки затворной задержки и предохранителя стали изготавливаться из стали, что увеличило удобство пользования. На ружье появился механизм перехватывания патронов в магазине, что дало возможность быстрой перезарядки другим типом боеприпасов.
  • Укороченная ствольная коробка стала изготавливаться из алюминиевого сплава, что значительно снизило вес оружия.
  • На верхней грани ствольной коробки были выточены две параллельные планки, которые идеально подходят для установки оптических прицелов с типом крепления «ласточкин хвост».
  • Основание предохранителя и спускового механизма теперь выполнено из ударопрочного полиамида. Этот материал используется а конструкции автомата Калашникова, что значительно порадует любителей классики.
  • Изменение претерпела и ложа. Конструкторы сделали ее менее выступающей и более пологой. Наконец-то утончилось цевье, которое ранее больше походило на батон.
  • Изменилась конструкция амортизирующего затыльника. Теперь он стал намного эффективнее гасить отдачу, что особенно заметно во время стрельбы с оптическим прицелом.

Ружье стало намного легче, приблизившись по данному показателю к дорогостоящим зарубежным аналогам. Также в комплекте теперь стал идти набор прокладок, позволяющий изменить угол наклона приклада по отношению к ствольной коробке.

Послевоенный период

В феврале 1946 года Красный флот был переименован в Советский Военно-Морской Флот.

Послевоенное боевое траление

Основная статья: Послевоенное боевое траление

Донные мины.

После войны советские моряки продолжали трудную военную службу, обеспечивая безопасность судоходства по морям, рекам и озерам, они выходили на траление минных заграждений. Особенно велика была опасность подрыва на минах в мелководном Балтийском море, в северо-западной части Чёрного моря, на Дунае, в юго-восточной части Баренцева моря и в районе Новоземельских проливов. Только в Финском заливе военно-морские силы Германии, Финляндии, а также Советского Союза поставили почти 67 тыс. мин разных типов. В зоне действия Северного флота тралению подлежали 38 закрытых для мореплавания районов общей площадью около 10 тыс. квадратных миль. На протяжении 1930 км судоходной части Дуная было поставлено свыше 3300 мин, что создавало среднюю плотность заграждений до 1,6 мины на каждый километр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector