Упряжь для лошади

Разведение коз в домашних условиях для начинающих: содержание и уход

Стереохимия

( R ) -Зарин

( S ) -Зарин

Оптические изомеры зарина были получены из энантиомерно чистой натриевой соли O- изопропилметилфосфонтиоловой кислоты [MeP (O) (SNa) (O i Pr)] и пикрилфторида (2,4,6-тринитрофторбензола) в метилацетате ( ацетон является менее предпочтителен в качестве растворителя, так как здесь образуются небольшие количества диацетонового спирта, которые трудно отделить перегонкой). Оптически активный зарин нестабилен в чистом виде и полностью рацемизируется в течение 20 часов при комнатной температуре. Ионы фтора (например, в форме фторида аммония ) очень сильно катализируют рацемизацию. Быстрая рацемизация также происходит в водном буферном растворе (pH 4,5) . Напротив, разбавленные растворы зарина (0,1–0,14 моль / л) в сухом изопропаноле, ацетоне или метилацетате стабильны в течение нескольких недель.

Оптические изомеры сильно различаются по токсичности. Основным активным энантиомером является (-) — зарин, который примерно в два раза токсичнее, чем (±) — зарин, в то время как (+) — зарин быстро ферментативно разлагается зариназой. В таблице приведены токсикологические данные двух энантиомеров [( S ) -зарин и ( R ) -зарин] и рацемата [1: 1 смесь ( S ) -зарина и ( R ) -зарина] и для сравнения с ними соответствующих значения Табуна и VX при аналогичных условиях.

Токсичность зарина, табуна и VX у мышей после внутривенного введения:

Вещество или изомер ЛД 50 (мышь, мкг / кг, в / в)
(±) -Зарин [( RS ) -Зарин] 83
(-) — Зарин [( S ) -Зарин] 41 год
(+) — Зарин [( R ) -Зарин] не доступный
(±) -Табун [( RS ) -Табун] 208
(-) — Табун [( S ) -Табун] 119
(+) — Табун [( R ) -Табун] 837
(±) -VX [( RS ) -VX] 20,1
(-) — VX [( S ) -VX] 12,6
(+) — VX [( R ) -VX] 165

Новости

Основные детали упряжки

Элементы сбруи:

  • Шлея — ремень, служащий для торможения животного, он крепится к подпруге. Она охватывает коня сзади, не позволяя повозке продвинуться вперёд во время торможения.
  • Седёлка — устанавливается на спину, позади холки. Через неё проходят шлеи.
  • Дуга — деревянное приспособление, которое перераспределяет часть нагрузки с груди на спину животного.
  • Чересседельник — ремешок, протягивающийся от левой оглобли к правой через седелку и живот. Плотно затянутый чересседельник обеспечит прочность всей конструкции.
  • Хомут — элемент, представляющий собой конструкцию из дерева в виде ошейника, который кладётся на плечи коня. Он служит для распределения веса телеги или повозки на шею и плечи. В зависимости от размера грудной клетки животного подбираются разные по величине хомуты. Может включать в себя гужевые мочки для крепления ремней-постромок.

Элементы сбруи

Важно! Правильно подобранный по размеру хомут лежит на плечах лошади. С затянутой супонью (в завязанном состоянии) хомут не должен давить на шею

  • Супонь — верёвка, которой стягиваются клещи хомута после того, как он надет на лошадь.
  • Ремённые горты (или гужи) — петли из сыромятной кожи или плотной тканевой ленты на клещах хомута, которыми оглобли прикрепляются к хомуту.
  • Подбрюшник — лямка, проходящая под брюхом для прочности запряжки.
  • Поводья (вожжи для лошади) — длинный ремешок, крепящийся к уздечке с двух сторон и находится в руках у кучера. Служит для управления бегом животного.
  • Зга — колечко, за которое крепятся поводья уздечки.
  • Ногавки — кожаные или тканевые накладки на копыта, которые служат для защиты конечностей от засечек (удара ног друг об друга во время бега).
  • Вальтрап (или потник) — покрывало, подкладываемое под седло или седёлку. Служит для защиты спины коня от повреждений седлом.
  • Подпруга — широкая лямка, обеспечивающая устойчивое положение седла. Проходит поперёк корпуса и прикрепляется с двух сторон к седлу.
  • Мартингал — ремешок, служащий для удерживания головы животного в нужном положении. Один из его концов имеет петлю, которая прикрепляется к передней подпруге, а второй конец раздваивается на две части, каждая из которых оканчивается петлёй. Эти петли проходят через грудь к поводьям.

Также основной деталью является уздечка — система ремней, которая обеспечивает управление действиями лошади. Размещается на голове, включает в себя:

  • суголовный ремень — проходит за ушами, удерживает всю конструкцию на голове;
  • нащёчные ремни — два ремня, которые идут вдоль головы от затылка ко рту. Их функция заключается в удержании удил во рту у лошади;
  • подгарочный ремень — прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ганашом. Не все виды уздечек имеют в своей конструкции данную деталь;
  • налобник — ремешок, прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ушами. Представляет собой украшение;
  • капсюль — лямка, проходящая через храп. Не позволяет животному игнорировать движение удил и ограничивать открытие рта. Должен быть умеренно свободным;
  • трензель — конструкция, состоящая из трёх или двух железных деталей, которые помещаются внутрь рта лошади, на беззубый край челюсти;
  • поводья — ремешок, прикреплённый к трензелю. Он достаточно длинный, с его помощью всадник контролирует движения коня.

Как выбрать качественную амуницию для лошади

Сбруя постоянно находится в контакте с кожей животного, поэтому очень важно, чтобы она создавала минимум дискомфорта для него. Обычно её изготавливают из кожи (бычьей или телячьей), что позволяется быть ей прочной и эластичной. Начнём выбор амуниции с уздечки

Для рысаков, да и прочих пород её чаще всего изготавливают из сыромятной кожи, что позволяет ей хорошо тянуться, но не рваться. Уздечки имеют линейку размеров. По конструкции они бывают «дутые» (на налобнике и на наносном ремне нашита дополнительная полоска кожи или резинка, обшитые кожей другого цвета, чтобы было красиво) и «круглые» (сделаны из двойной прошитой кожи). На этот момент обращать особого внимания не нужно, он носит скорее декоративный характер. Главное, чтобы кожа была качественная, имела «клеймо» производителя, этикетку, ровные швы, а все элементы были пришиты равномерно

Начнём выбор амуниции с уздечки. Для рысаков, да и прочих пород её чаще всего изготавливают из сыромятной кожи, что позволяет ей хорошо тянуться, но не рваться. Уздечки имеют линейку размеров. По конструкции они бывают «дутые» (на налобнике и на наносном ремне нашита дополнительная полоска кожи или резинка, обшитые кожей другого цвета, чтобы было красиво) и «круглые» (сделаны из двойной прошитой кожи). На этот момент обращать особого внимания не нужно, он носит скорее декоративный характер. Главное, чтобы кожа была качественная, имела «клеймо» производителя, этикетку, ровные швы, а все элементы были пришиты равномерно.

Это же нужно учитывать и при выборе других составляющих упряжи, таких как повод и подпруга. Выбирая повод, нужно помнить, что они бывают из кожи, резины и тесьмы. Первые долговечны, только если верх не глянцевый, вторые же сложно выбрать качественные, так как под резиновым верхом часто отсутствует цельная кожаная вставка. Если повезёт выбрать оригинал, то будут весьма удобны. Тесьмяные, особенно импортные, удобны в уходе и служат дольше двух предыдущих вариантов.

Подпруги могут быть изготовлены из натуральной и искусственной кожи, синтетических материалов: главное, чтобы этот элемент амуниции был прочным, но в то же время эластичным. Это нужно для того, чтобы он хорошо фиксировал седло на спине лошади и в то же время не мешал бокам коня вздыматься и опускаться при дыхании.

Тип седла зависит от того, какие цели вы ставите перед собой. Универсальное или многофункциональное лучше не брать, так как для каждого вида езды должно быть своё седло. К примеру, если планируется длительная езда верхом, то лучше всего подойдёт седло «вестерн» (ковбойское), имеющее дополнительные смягчающие вставки. В английском же седле лошадь может находиться не дольше 2–3 часов. Также седло должно быть индивидуальным под каждого коня, так как строение спины у животных разнится.

При выборе тензелей и стремян отдавайте предпочтение металлу, так как это более долговечный материал по сравнению с пластиком и резиной. Стремена подбираются индивидуально под каждого наездника. Ширину стремени выбирайте на 20–25 мм больше ширины вашей обуви, так как нога должна свободно входить в петлю и выходить из неё. Хорошо, если стремена имеют резиновую вставку, которая не позволит соскользнуть ноге.

Если хотите купить метеорит

При покупке важно помнить, что поскольку метеориты являются очень дорогим товаром, то репутация продавца тут стоит на первом месте. В мире продается и покупается ежедневно большое количество поддельным метеоритов, поэтому будете осторожны

Метеоритные лоты на самых больших аукционах мира часто пестрят такими объявлениями: «метеорит превосходного музейного качества» и так далее. Но это в лучшем случае лукавство. Очень часто это оказывается просто обманом. Образцов такого качества метеоритов в мире очень мало. Прежде чем сделать покупку, внимательно изучите рейтинг продавца и отзывы, также не стесняйтесь задавать вопросы о происхождении метеорита и его сопроводительных документах.

Сайты, которые продают метеориты и дают о нем правдивую информацию, имеют логотип IMCA. Этот логотип означает, что продавец входит в международную организацию коллекционеров метеоритов и соблюдает ее кодекс. Такая организация следит за тем, чтобы выполнялись ее условия, в первую очередь достоверность информации о продаваемом образце. Такой логотип будет гарантией того, что вы не расстанетесь со своими деньгами напрасно.

Найти настоящий метеорит не так уж просто. Ежедневно на землю падает 5-6 тонн таких объектов, что составляет примерно 2 тысячи тонн в год. Большинство метеоритов, которые падают на Землю, весят от нескольких граммов, до нескольких килограммов

Важно обращаться только к проверенным дилерам, а найти их можно по координатам на сообществах коллекционеров. Можно проверить подлинность метеорита в домашних условиях, но лучше обратиться к специалисту

Упряжь

У́пряжь

Сбруя, приспособления для запряжки лошадей или др. упряжных животных (вол, верблюд, олень, собака и др.) с целью управления ими на работах в повозках и с.-х. орудиях, под вьюком, а также в верховой езде. У. для лошади в зависимости от вида запряжки подразделяют на одноконную и пароконную, дуговую и бездуговую. В одноконную дуговую У. входят Хомут с гужами и супонью, седёлка с подпругой, чересседельник, подбрюшник, Дуга, Шлея, уздечка с удилами и поводьями, вожжи; в одноконную бездуговую – хомут с гужевыми мочками, за которые крепят постромки, вместо гужей ремённые горты, скрепляющие хомут с оглоблями. Пароконная У. для дышловой запряжки состоит из хомутов, нагрудных ремней, постромок, шлей, уздечек с удилами и парных вожжей. В некоторых запряжках хомут заменяют шоркой. Основная часть сбруи верховых лошадей – Седло. Воловая парная У. представляет собой деревянное ярмо, надеваемое на шею и прикрепляемое к дышлу. Верблюжья У. состоит из уздечки, вожжей и шлейки. Оленья и собачья У. в нартах – шлейка с одной постромкой; управляют оленями шестом или одной вожжой. В собачьих У. вожжей нет. Неправильно изготовленная или плохо подогнанная У. вызывает намины и повреждения кожи животного, что снижает его работоспособность.

С. В. Афанасьев.

Значения в других словарях

  1. упряжь — УПРЯЖЬ, сбруя, приспособление для запряжки лошадей или др. упряжных ж-ных (вол, верблюд, олень, собака и др.) с целью управления ими. для перевозки груза, а также для верховой езды. Сельскохозяйственный словарь
  2. упряжь — У́/пряжь/. Морфемно-орфографический словарь
  3. упряжь — у́пряжь ж. От прягу́. Этимологический словарь Макса Фасмера
  4. упряжь — упряжь I ж. Совокупность предметов и приспособлений для запряжки лошадей или другой живой тяги. II ж. устар. Сцепное устройство у вагонов. Толковый словарь Ефремовой
  5. упряжь — орф. упряжь, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. УПРЯЖЬ — УПРЯЖЬ (сбруя) — приспособление для управления лошадью, волом, оленем, собакой и другими животными и для использования их силы на работах (под седлом, вьюком, в повозке, с сельскохозяйственными орудиями). Большой энциклопедический словарь
  7. упряжь — УПРЯЖЬ, и, ж. Совокупность принадлежностей для соединения животного с повозкой, сбруя. Конская у. | прил. упряжной, ая, ое. • Упряжной крюк (спец.) на транспортной машине: крюк, за к-рый цепляется прицеп. Толковый словарь Ожегова
  8. упряжь — См. упрягать Толковый словарь Даля
  9. упряжь — -и, ж. 1. Совокупность приспособлений, предметов для запряжки лошадей или другой живой тяги. Одноконная дуговая упряжь. □ Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Пушкин, Капитанская дочка. Малый академический словарь
  10. упряжь — упряжь, упряжи, упряжи, упряжей, упряжи, упряжам, упряжь, упряжи, упряжью, упряжами, упряжи, упряжах Грамматический словарь Зализняка
  11. упряжь — ’УПРЯЖЬ, упряжи, мн. нет, ·жен. 1. Совокупность приспособлений и предметов для запряжки лошадей или другой живой тяги. Конская упряжь. Шорная упряжь. 2. Сцепное устройство у вагонов (·ж.-д. ). Толковый словарь Ушакова
  12. упряжь — Искон. Производное от упрягать «запрягать», в диалектах еще известного; ж < г перед ь; ср. вздрогнуть — дрожь. Этимологический словарь Шанского
  13. упряжь — УПРЯЖЬ -и; ж. Совокупность приспособлений, предметов для запряжки лошадей или другой живой тяги. Одноконная дуговая у. Ременная у. Парная у. У. для езды цугом. Готовить у. для собак. ◁ Упряжной (см.). Толковый словарь Кузнецова
  14. упряжь — сущ., кол-во синонимов: 17 вожжа 6 дуга 19 запряжка 9 наперсник 6 подбрюшник 1 подпруга 6 пристяжка 5 пристяжь 3 сбруя 9 седелка 5 седло 11 узда 6 упряжка 12 хомут 26 чересседельник 4 шлея 5 шора 4 Словарь синонимов русского языка
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

2005—2020 Gufo.me

Способы

Можно выделить несколько видов упряжи: с одной лошадью, двумя, тремя или многоконная упряжка. Как запрячь одного коня, мы разобрали выше. Если требуется запрячь двух коней, один из них становится коренным, а другой пристяжным (его «пристёгивают» к коренной лошади, чтобы он бежал рядом и помогал тащить повозку). Когда запрягают тройку лошадей, центральная становится коренной, а остальные две – пристяжными.

Когда запрягают больше трёх коней, их выстраивают в две больше линии. Если их четыре, то два выносных коня станут в первую линию, а ещё два коренных во вторую. Редко используется квадрига (все четыре лошади бегут в один ряд).

Ещё реже можно встретить упряжь, в которой кони запряжены гуськом. Обычно это используется на выступлениях в цирках. Самостоятельно можно запрячь одну-две лошади. Для большего количества, потребуется несколько человек. Интересно то, что в XVIII веке Екатериной II был принят указ о том, какому титулу и чину в какой карете и с каким количеством лошадей ездить. Например, в генеральскую карету должно было быть впряжено от 6 до 10 коней одновременно.

Хотя, как было сказано, выше это не имеет практического смысла. С точки зрения вариативности упряжи, можно выделить следующие виды.

Оглобельно-дуговая

Считается чисто русским способом запряжки коня. В Европе этот вариант встречается очень редко. Идеальный вариант для впрягания коня в повозку или сани. При использовании этого способа значительно снижается количество необходимой сбруи. В частности, допускается не использовать шлею и подпругу. Это самый простой вариант упряжи.

Дышловая

Так называются те виды упряжи, при которых не используют дугу, а зачастую еще и шлею (или используют ее облегчённый вариант). Какого-то конкретного набора предметов упряжи не существует. Этот вариант предназначен для работ в поле. Хомут может заменяться конструкцией ремней. Рациональней всего его использовать, когда нужно запрячь 2 или 3 лошади. Если их 2, то жердь дышла будет помещаться между ним. А если 3, то один из коней ставится в первую линию.

Постромочно-дышловая

Этот вариант используют, когда предстоит долгая дорога, или требуется впрячь двух лошадей. Особенность этого метода в том, что используется такая часть сбруи, как дышло (оглобля, соединенная в единую конструкцию до того места, которым её крепят к повозке). Это повышает устойчивость животного и снижает риск получить травму на крутых спусках.

Оглобля будет закрепляться между лошадьми, а раздвоение к повозке.

Оглобельно-постромочная

По-другому – английская упряжь. Этот способ очень распространён в европейских странах. Его особенность в том, что не используется дуга, а оглобли могут крепиться к седёлке.

Постромочная

По-другому называется пристяжь. Самый простой вид упряжи, которые используется при сельскохозяйственных работах. Таким же способом запрягается плуг.

Смешанная

Разные виды работ и ситуаций требуют разного набора сбруи. Часто возникает необходимость комбинировать несколько видов упряжек. Для разных целей коней можно впрягать в повозки (в них часто катают людей по улицам), сани (используются в деревнях или как развлечение на такие праздники, как Масленица), телеги (часто встречаются в деревнях) или предметы сельскохозяйственного назначения (плуг, например).

Дадим несколько рекомендаций по уходу за лошадью и сбруей.

  • Упряжь должна быть всегда чистой и смазанной. В противном случае она закостеневает от пота и грязи.
  • Хранить принадлежности рекомендуют на деревянных вешалках (они неподвластны ржавчине).
  • Хомут и седёлку нужно вешать войлоком наружу, так войлок быстрее и лучше проветрится.
  • Кожаные части смазывают только после того, как очистят их от грязи.
  • В ненастную погоду сбруя пачкается больше. По возвращении в конюшню нужно обязательно очистить грязь.
  • Для того чтобы сделать дополнительные отверстия, нужно пользоваться специальным пробойником. И ни в коем случае не делать это шилом или ножом.
  • Комплект упряжи подбирается для каждой лошади индивидуально. Её кличка пишется на хомуте.

О том, как правильно запрягать лошадь, смотрите далее.

Значение и особенности дуги

«Лежит – ниже кота, стоит – выше коня»? Ответ на эту загадку раньше знали и взрослые, и дети. Это дуга – главная отличительная черта всех русских традиционных упряжек, отчего они стали называться «дуговые» или «оглобельно-дуговые».

Дуга изготовляется из цельной части прочной и гибкой древесины. С помощью вымачивания в кипятке и последующего трудоемкого процесса сгибания дерево получает необходимое изогнутое очертание.

Первое упоминание об этой части конной упряжи историки находят еще в скандинавском эпосе, однако именно на территории Руси дуга стала использоваться повсеместно. Так, примерно в VII веке в Великом Новгороде начали использовать свой хомут с приделанными к нему гужами и пружиной-дугой. Как выяснилось позже, такая деталь была вызвана потребностью русского человека преодолевать огромные расстояния по бездорожью. В обычной упряжи во время быстрой езды хомут съезжает на шею, из-за скачков оглобель трет и набивает плечи лошади, поэтому главной причиной возникновения дуги были русские дороги.

Кроме амортизации, дуга определяет ширину оглобель для поддержания баланса и правильного распределения нагрузки. Главной задачей мастера-дужника было не просто сделать прочную деталь, но и гибкую, чтобы во время движения она свободно могла поддерживать баланс.

Условия и требования службы по контракту

Особенности конской упряжи

Лошади — свободолюбивые и темпераментные животные, которых невозможно подчинить своей воле силой. Чтобы найти с ними общий язык, людям следует проявлять терпение и заботу, но также обозначать свое приоритетное положение. Нельзя использовать в обращении с лошадьми грубость и причинять им боль, поэтому человеку пришлось придумать другой способ управления — так появилась конская упряжь.

Для молодых животных облегченный вариант упряжи — это элемент воспитания, который служит для привития дисциплинарных навыков. Недаром до сих пор существует процедура «укрощения» молодняка. Коня объезжают, первый раз надевая на него уздечку и седло. После этого он признает человека своим хозяином и покоряется ему.

Управление конем осуществляется с помощью системы ремней и вспомогательных деталей, которые в особом порядке размещаются на туловище. Сбрую используют как для езды верхом, так и для передвижения в повозке.

Подобный вид снаряжения включает в себя множество элементов, которые в зависимости от конкретной ситуации, могут использоваться в разных комбинациях. Например, для того, чтобы тянуть повозку, лошадь придется обрядить по полной программе, а для вывода на смотровую дорожку на выставке достаточно только уздечки.

Кожаные сбруи на мордах лошадей

Чаще всего сбрую изготавливают из хорошей мягкой кожи. Ее качество играет огромную роль, потому что материал самым тесным образом соприкасается с телом животного.

Упряжь должна быть легкой, но в то же время прочной, ее размещают на крупе особым образом, чтобы конь не испытывал дискомфорта и не поранился. Если ремни случайно натрут кожу лошади, она не сможет работать, а еще такой инцидент грозит серьезными заболеваниями.

Неправильно размещенное седло, слишком туго затянутые удила, тесный повод заставят животное сбросить всадника или вызовут неконтролируемый стресс

Поэтому коневодам очень важно знать, как следует взнуздывать своих четвероногих питомцев

Лошадь в одной уздечке

Виды сбруи

Все варианты делятся на 3 группы по сфере использования:

  1. Сельскохозяйственные.
  2. Выездные.
  3. Транспортные.

Также упряжь делится на 3 группы по числу впрягаемых лошадей:

  1. Одиночные.
  2. Парные. Эти упряжи применяются для снаряжения упряжек.
  3. Многолошадные. Также применяются в упряжках.

Самыми популярными считаются следующие виды сбруи:

  • Одноконная русская. Ее нередко называют европейской упряжью.
  • Постромочно-дышловая. В такой упряжи можно использовать как одного коня, так и двух.
  • Постромочная. Она очень проста в использовании, но считается недостаточно хорошей, так как не бережет конское здоровье. Для безопасности движения при использовании такой упряжи рекомендуется оборудовать повозку тормозом.
  • Тачаночная. Это очень сложная система запряжки лошадей. В свое время она была очень популярна, но сегодня не используется совсем.
  • Совмещенная упряжка. Эта конструкция сбруи пришла к нам из Европы. Ее можно использовать как с постромками, так и с оглоблями.

Самыми простыми по использованию и конструкции считаются одноконная русская и постромочная упряжи.

Русская одноконная или дуговая

Главное отличие этой конной сбруи от других является наличие дуги. Ее изготавливают старинным способом из единого куска древесины. С ее помощью гужи удерживают оглобли.

В старину были специалисты, занимавшиеся изготовлением дуг. Дело в том, что изготовить их было непросто: нужно было правильно выбрать и обработать, чтобы получить прочный, упругий и легкий элемент сбруи.

Русская одноконная упряжь состоит из следующих элементов:

  • Дуга. О ней было рассказано выше.
  • Хомут. Один из главных элементов одноконной сбруи. Он обеспечивает передачу тягового усилия от лошади повозке. Хомуты бывают разных размеров. Длину этого элемента измеряют от внутренней подушки сверху до клещей. Ширина измеряется между отверстиями для гужей. Хомут состоит из таких элементов, как: клещи, подушки, гужи, хомутина, покрышка, супонь, горт и подкладка. Хомут обязательно подгоняется по размерам под конкретную лошадь. После подгонки он должен плотно прилегать к верхней части холки животного, опираться на гребень шеи и хорошо прижиматься к плечам. По бокам тела коня хомут должен опираться на мускулы лопаток.
  • Шлея. Этот элемент охватывает корпус лошади. В его задачу входит поддержка хомута во время торможения.
  • Седелка. Она располагается немного ниже холки. На нее возлагается задач амортизации ударных нагрузок на спину животного во время движения. Седелка подгоняется под размер холки коня.
  • Черессдельник. Это элемент сбруи находит рядом с седелкой и удерживает конструкцию из хомута, дуги и оглобель. Кроме того, он равномерно распределяет вес по всей конструкции.
  • Подбрюшник. Позволяет избежать резких рывков хомута и оглобель, когда лошадь пущена рысью или в галоп.
  • Уздечка. Как правило, используется трензельная модель.
  • Вожжи. Это удлиненный вариант уздечки. Используется для управления лошадью из повозки. Вожжи пристегиваются к трензелям. Раньше этот элемент изготавливался из кожи. Сейчас его делают из плотного брезента.

Постромочная или бездуговая сбруя

Ее главное отличие от русской одноконной упряжи заключается в отсутствии дуги. То есть, тяговое усилие передается сразу через хомут. Последний крепится к повозке постромками.

Конструкция такой конской упряжи состоит из:

  • Хомута с гужевыми мочками, к котором крепятся постромки.
  • Самих постромок.
  • Седелки.
  • Подпруги.
  • Чересседельника.
  • Горты, заменяющие гужи
  • Уздечки.
  • Вожжей.

Европейский вариант такой упряжи отличается тем, что у нее нет хомута. Вместо него используется шторка. Это прочный кожаный нагрудник с кольцами, к которым посредством металлических карабинов пристегиваются постромки. Вожжи при этом пропускаются через шейные кольца и специальный зажим на седелки.

В русской и европейской версиях постромочной сбруи важнейшая роль отводится шлее. Именно на нее возлагается задача равномерного распределения давления по всему корпусу коня.

При правильном снаряжении лошади шлея проходит на 5 см ниже седалищных бугров. Если она будет поднята выше этого уровня, то будет постоянно задираться и натирать круп животного. Если ее опустить ниже указанного уровня, то она будет мешать коню идти.

Длину шлеи выбирают с таким расчетом, чтобы между ее боковым ремнем и бедрами лошади помещалась ладонь.

Что касается толщины нагрудника в европейской версии постромочной сбруи, то она должна составлять не менее 2,5 см.

Наши друзья

Строение и виды упряжи

Да, конная упряжь прошла длинный путь своего развития, но не утратила актуальности. Сегодня существует отдельный вид конного состязания, напрямую связан со сбруей – соревнования экипажей. Это очень увлекательный и сложный вид спорта. Он подразумевает не только умение , но и правильно их подбирать, украшать. Экипаж должен целиком и полностью составлять единое целое.

Для управления упряжкой необходимо знать из чего состоит сбруя и как она одевается. Прежде всего, она должна быть хорошего качества. А также нужно знать ее виды, так как от этого зависит и строение. Итак, сегодня выделяют следующие типы упряжей:

  • Одноконная дуговая;
  • Оглобельно-постромочная;
  • Постромочно-дышловая;
  • Постромочная;
  • Тачаночная;
  • Комбинированная;
  • Цуг.

Одноконная дуговая и бездуговая

Такая упряжь подразумевает запрягание в повозку только одной лошади. Ее строение подразумевает наличие дуги, хомута, супони, гужей, оглобель, сиделки с черезседельником, шлеи, уздечки с вожжами.

Бездуговая упряжь состоит главным образом из шлеи, которая принимает тяжесть повозки, хомута с гужевыми мочками, ременных гортов, оглобель, уздечки с вожжами. Второе название этой сбруи – оглобельно-постромочная. Чаще всего в ней используют укороченные оглобли, которые крепятся к седелке, а не к хомуту.

Схема-строения упряжи одноконной бездуговой европейской

Постромочно-дышловая

Главная составляющая этого вида упряжи – это дышло. При этом подходит он как для одноконной запряжки, так и для пароконной. Его задача – регулировать поворот повозки и ее движение. Строение такой сбруи более подробно смотрите на фото.

Постромочная

Этот вид упряжи отличается тем, что не имеет ни дуги, ни дышла, ни оглобель. Тяга происходит за счет постромок и хомута. Она является очень простой, но не совсем удобной, так как не позволяет удерживать повозку на движении вперед. Чаще всего дополнительно их оборудуют ручными тормозами.

Тачаночная

Этот вид сбруи сегодня немного устарел, так как не используется тачанка и четверка коней. Однако все же вспомним и о ее строении. Такая упряжь состоит из дышла и постромок. При этом две лошади в центре запрягаются в дышло, а боковые за постромки. Последние крепятся к вагам.

Комбинированная

Это вид упряжи применяется в основном за границей для запрягания большого количества лошадей: шесть и восемь. Она включает в себя сочетание дышла с постромками и оглобель, что можно увидеть на фото

Для такой запряжки очень важно правильно подбирать лошадей по росту и силе

Так, например, коренники должны быть выше и сильнее, так как они сдерживают экипаж. Пристяжные кони находятся в паре или в тройке с коренниками и запрягаются постромками. Они определяют поворачивание повозки. Выносные лошади идут впереди коренника, также запрягаются постромками и задают направление движения.

Цуг

Еще один вид упряжи для шестерки лошадей. В этом случае используется дышло, к которому пристегивают коренников. Остальные лошади являются выносными.

Из чего состоит сбруя

Обычная конская упряжь – это система из сбруи, хомута и седла. Все детали необходимо подбирать под каждого питомца индивидуально, исходя из его телосложения и размеров. С давних времен на сбрую для коня не жалели денег. Обычно её делали на заказ, с подгонкой под животное. Сейчас коневоды могут приобрести упряжь в специализированном магазине или на рынках.

Состоит упряжь из хомута, уздечки, дуги, подбрюшника, вожжей и шлеи, иногда добавляются и другие элементы. Можно сэкономить, покупая уже готовую упряжь, но случается, что не все элементы подойдут питомцу. Специалисты советуют покупать все детали по отдельности.

Обязательный элемент упряжи – хомут. Он передаёт тяговую силу на оружие или повозку. Хомут надо надевать на шею так, что он не стеснял дыхание и не мешал двигаться. Этот элемент не должен быть слишком широким или длинным, иначе на теле коня появятся повреждения, и тяговая сила снизится. Чтобы хомут прочно и правильно держался, надо пользоваться прочной шлеей.

Шлея выполняется из кожи, и обеспечивает надежное торможение скакуна. Необходимо узнать четкий размер шлеи, который подходит конкретной лошади, иначе возникнут потертости. Надежность и срок службы всей упряжи зависит от подпруги, поэтому её делают только из кожи – материал не доставляет коню неприятных ощущений и плотно охватывает корпус снизу и по бокам.

Наиболее сложной частью лошадиной упряжи считается узда. Состоит она из удил, поводьев и недоуздка на голове питомца. Наиболее практичная – походная уздечка, позволяющая вести коня дублирующими поводьями. Можно даже поить его, не распрягая. Вожжи – обязательная часть упряжи. Делают их как в текстильном виде, так и в кожаном.

Седелка служит для поддержки и закрепления всей запряжки посредством чересседельника. Также она передает тягловую силу на спину коня. Бывает лежачая и горбатая сиделки. Предназначение подпруги – удерживать седелку на спине скакуна.

Шлея удерживает хомут на месте, когда лошадь спускается с горы, а также при осаживании и торможении. Подгоняется она так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми помещалась ладонь. Шлея делается из нескольких ремней.

Чересседельник проходит через седелку и двумя концами закрепляется на оглоблях. Этот элемент поддерживает массу дуги, хомута и оглобель на спине, а еще часть тяглового усилия передаёт на седелку. Подбрюшник и чересседельник – это по сути два соединенных кольцом ремня, которые одеваются петлей чересседельника на оглоблю.

Подбрюшник – еще один элемент фиксации положения запряжки. Он проходит под подпругой и закрепляется обоими концами на оглоблях. Степень поднятия оглобель должна быть не слишком высокой и низкой.

Дуга скрепляет хомут с оглоблями с помощью гужей. Она служит амортизатором при толчках и рывках. Деталь должна быть прочной и упругой. Оглобли делаются из прочного дерева и должны быть одинаковой длины.

Как выбрать?

Существуют основные правила выбора экипировки для лошади, к которым стоит прислушаться.

Обязательно учитывается темперамент животного. Если конь неагрессивный, спокойный, то можно приобрести тонкие и жесткие удила. Для активных лошадей лучше покупать мягкую экипировку.

Хомут подбирается не на глаз, обязательно учитывается ширина и длина животного по спине

Нужно понимать, что для запряжки в повозку и выполнения работ в поле хомут используется разный.
Приобретая дугу, основное внимание следует обращать на прочность конструкции и упругость.

Вожжи могут быть как цельными, так и составными. Последние используются тогда, когда в упряжке стоит несколько животных.
От качества подобранного снаряжения во многом зависит и работоспособность коня, поэтому экономить на аксессуарах не стоит.

При покупке хомута к пристяжной лошади, его вес должен быть меньше чем у того, который используется на коне-кореннике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector