Танки россии
Содержание:
- История вопроса
- И еще некоторые интересные факты о Тайланде не вошедших в список
- Порядок избрания
- Навигация
- Чемпионат 2020 года
- Правила соревнований
- Физические и химические характеристики
- Ан-14 Пчёлка Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность
- Старт
- Танковый биатлон и ещё 15 идиотских идей соревнований для рекламы армии
- Полномочия
- Закулисье биатлона
- Сальдо!
- Танкисты раздухарились не на шутку…
- Правила
- НАТО хочет, но не может
- Литература
- ЗиС-3 в послевоенное время
- Сохранившиеся экземпляры
- См. также
- Береговые ракетные комплексы «Редут»
- «Танковый биатлон»: как появилась визитная карточка АрМИ
- Китайский и российский танки: кто круче?
- Заключение
История вопроса
Танковые гонки впервые появились в 1920-е годы во Франции и моментально завоевали популярность и любовь публики.Гран-при» широко освещали в прессе, а 21 мая 1921 года на полигоне Сатори собралось 50 тысяч человек.
Соревнования включали гонку по трассе с препятствиями длиной четыре километра, без стрельбы. И вообще — всячески подчёркивался пацифизм испортивность» мероприятия, что было неудивительно для уставшей от крови Европы.
По меркам 1920 года трасса была непростой и требовала высокого уровня мастерства от экипажей
Соревнования Canadian Army Trophy появились во временахолодной войны» и на данный момент держат рекорд по длительности проведения — с 1963 по 1991 год. 28 лет, если не считатьотпочковавшегося» американо-канадского междусобойчика CANAM Cup. Солидно!
Первоначально состязания включали только стрельбу с места, но постепенно в программу добавили и другие элементы: стрельбу в движении и движущиеся мишени.
Заявленные цели мероприятия были стандартными для НАТО — укрепление сотрудничества и обмен опытом. Плюс натовские военные в принципе любят соревновательный элемент.
На данный момент танковые состязания проводятся по всему миру. Из неохваченных континентов осталась только Австралия, а из заметных стран-танкостроителей — Япония и Южная Корея. Все остальные, включая Северную Корею, уже в деле.
У нас с 2013 года проводитсяТанковый биатлон», где помимо России представлены более 20 стран, включая Китай и Индию. Кстати, индийцы могли бы притащить знаменитый Арджун». Если не поедет, хоть посмотреть.
На Западе в 2016 году стартовали игры для стран Североатлантического альянса: SETC(Strong Europe Tank Challenge —Танковые соревнования „Сильная Европа“») и ихответвление» Nordic Tank Challenge — специально для скандинавов, которым лень ехать в Германию.
Соревнования Canadian Army Trophy, 1979 г. В кадре — американский M60A1 RISE, британский Chieftain Mk.5 и немецкий Leopard 1A4
И еще некоторые интересные факты о Тайланде не вошедших в список
Порядок избрания
Навигация
Чемпионат 2020 года
Последний чемпионат проходил на полигоне «Алабино». В нем участвовали 16 команд из разных стран мира. В прошлом году состоялся дебют Катара, Абхазии и Конго, при этом целый ряд государств отказались от участия в играх. Среди них были Венесуэла, Сирия, Армения, Кувейт и Куба.
На соревнования китайцы используют собственные танки Type-96.
Команды были разбиты на два дивизиона. В первом дивизионе сильнее всех оказались наши танкисты, второе место заняла сборная Китая, на третьем – оказались белорусы. Второй дивизион возглавила сборная Вьетнама, на втором месте оказался Лаос, на третьем – команда Таджикистана.
Правила соревнований
Правила данного вида спорта напоминают биатлон обычный. Участникам необходимо преодолеть трассу и поразить при этом установленные мишени. Стрельба ведется из орудия и пулеметов.
Понятно, что ехать танкистам нужно как можно быстрее, а стрелять максимально точно. За промахи участникам начисляются штрафные круги.
Чтобы танки были легче отличить на трассе, их красят в разные цвета.
Чтобы танки разных команд на трассе можно было отличить, их красят в разные цвета или выделяют вымпелами.
Отдельно проводятся соревнования между экипажами боевыми машин. В них оценивается физическая подготовка и выучка танкистов. Военнослужащие состязаются в беге, силовых упражнениях, преодолении полосы препятствий.
В танковом биатлоне есть несколько дисциплин:
- эстафета;
- гонка преследования;
- индивидуальные заезды;
- спринт.
Индивидуальные гонки определяют лучший экипаж игр, а эстафета – самую подготовленную команду.
Индивидуальные состязания
В индивидуальной гонке участвуют по три экипажа от каждой страны, на маршрут боевые машины выезжают с интервалом в одну-две минуты. Им нужно пройти три круга длиной от 3 до 5 км. Участникам необходимо не просто доехать до конца трассы – на пути они преодолевают различные препятствия: броды, рвы, эскарпы, минные поля, водные преграды.
На первом круге из танкового орудия проводится стрельба по мишеням типа «Танк». На втором – танкисты должны поразить цель «Вертолет». Огонь ведется из зенитного пулемета. На третьем круге выполняется стрельба по цели «РПГ». После 2016 года она изготавливается из стекла, что добавляет упражнению эффектности.
Победителем этапа становится экипаж, показавший лучшее время в заезде. Двенадцать первых экипажей выходят в полуфинальный этап эстафеты.
Эстафета
В данном этапе участвуют по три машины от каждой страны. Каждый из них должен преодолеть четыре круга со стрельбой и поражением целей. За промахи назначаются дополнительные круги, а за наезд на «мину» или элемент ограждения танк отправляется на штрафплощадку.
Четыре первые команды получают право выступать в финале.
Физические и химические характеристики
Если быть предельно кратким, то хелатами называются химические соединения, где роль образующей центр основы принадлежит положительно заряженному иону металла. Вокруг него группируются несколько анионов – отрицательно заряженных молекулярных «осколков» органических веществ (кислот, фенолов либо различных соединений иной природы).
В результате образуется комплекс с металлическим центром – ядром, окружённым снаружи целой «гирляндой» фенольных колец или кислотных анионов. Благодаря их наличию надёжно изолированный центральный ион металла хорошо защищён от необходимости дальнейшего реагирования – участия в химических реакциях. Соединение получается столь же прочным, сколь и легко мобильным.
Наиболее известными примерами хелатных комплексов являются природные пигменты:
- гем (с железом в составе гемоглобина);
- хлорофилл (пигмент «зелёной крови растений»);
- гемоцианин (на основе меди, придающий крови осьминогов иссиня-голубой цвет).
Важность железа для существования и поддержания жизни в природе невозможно переоценить. Несмотря на то что роль «первой скрипки» в жизни зелёных растений принадлежит магнию (являющемуся основой хлорофилла), железо имеет для их существования ценность ничуть не меньшую
Этот металл входит в состав веществ-катализаторов химических реакций – ферментов, благоприятствующих протеканию процесса фотосинтеза в зелёных «ладонях» растений.
Учитывая то, что именно с хлорофиллом связано протекание всех биохимических реакций в листьях (в результате которых солнечная энергия либо усваивается, либо запасается впрок), делается ясно, что без железа растение просто погибнет (не говоря уже о возможности продолжении рода в виде семян).
Из существенных физических свойств, ценных для растениеводов и присущих именно хелатному железу, стоит отметить:
- лёгкость как для растворения в воде, так и в плане усвоения растениями;
- высокую способность к проникновению через листья;
- значительную ценность вещества как транспортного средства (для перемещения органических соединений внутри растительного организма).
Кроме того, хелатное железо:
- не может быть «испорчено» микроорганизмами — оно ими просто не усваивается;
- нетоксично для человеческого тела в отличие от медного купороса и бордоской жидкости;
- совместимо как с удобрениями – минеральными комплексами, так и с ядохимикатами (при одновременном их применении).
Бесспорной ценностью является и то, что приготовить хелат железа своими руками столь же легко, как и купить его в магазине.
Ан-14 Пчёлка Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность
В начале 1950-х гг. ОКБ O.K. Антонова приступило к проектированию самолетов короткого взлета и посадки (СКВП). Прежде чем появился самолет Ан-14, было разработано несколько проектов таких самолетов. Проекты самолетов «СКВ» и «Пчела» так и остались на бумаге, хотя были одобрены ВВС и ЦАГИ. «У каждого самолета своя судьба. Одни рождаются легко, при всеобщем одобрении, другие пробиваются с трудом» — это слова генерального конструктора O.K. Антонова. К «многострадальным» детищам Антонова относится и самолет Ан-14 «Пчелка», так он назвал небольшой универсальный самолет для сельского хозяйства.
Старт
Танковый биатлон и ещё 15 идиотских идей соревнований для рекламы армии
В России решение выйти за рамки простых танковых учений было принято Министерством обороны в 2013 году. В условиях не совсем простого призыва, а также отмены обязательной воинской обязанности в соседней Украине основными задачами, которые ставило перед собой ведомство, были популяризация службы в российской армии и поднятие её авторитета в глазах молодёжи и международного сообщества, а также укрепление боевого содружества.
Впервые танковый биатлон прошёл уже летом 2013 года. Согласно правилам, первый этап соревнований проходит в военных округах (с 2010 года их в России четыре: Западный, Восточный, Южный и Центральный). После этого экипажи команд, показавшие лучшие результаты, приезжают в подмосковную деревню Алабино на территорию учебно-тренировочного комплекса 2-й гвардейской мотострелковой Таманской дивизии и соревнуются между собой. А лучшие из них участвуют в международном этапе. Танкисты, которые хотят выступить на международном чемпионате, должны сдать нормативы физподготовки, знать военную историю и тактико-технические характеристики своей машины. В прошлом году Россия приняла танкистов из Армении, Белоруссии и Казахстана (тогда наша сборная заняла первое место). А нынешним летом участниками соревнований стали экипажи из Анголы, Армении, Белоруссии, Венесуэлы, Индии, Казахстана, Киргизии, Китая, Кувейта, Монголии, Сербии и России. Всего приглашения были отправлено 41 государству, но в связи с напряжённой политической обстановкой многие из них отказались от участия, а более 20 государств прислали своих наблюдателей.
Серьёзные намерения российских военных, а также заявку на будущие соревнования подтверждает и факт регистрации Министерством обороны РФ Международной общественной организации «Федерация танкового биатлона». Так, по словам Сергея Шойгу, организация придаст импульс мировому развитию танкового биатлона и будет способствовать его популяризации.
Сама организация мероприятия в этом году выглядит следующим образом: прибывшие экипажи (по четыре от каждого государства, три основных и один запасной) отправляются для тренировок в находящийся по соседству подмосковный полигон Головеньки 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии. Боевые машины команд окрашиваются в четыре типа камуфлированной расцветки с преобладанием жёлтого, красного, синего и зелёного цветов. На танках жёлтой расцветки будут выступать команды Анголы, Кувейта и Индии, на синих – Казахстана, Армении и Белоруссии, на красных — Монголии, России и Венесуэлы, на зелёных — Сербии, Китая и Киргизии. Со слов организаторов мероприятия, это необходимо для того, чтобы зрители могли различать участников.
Чемпионат стартовал 4 августа и включает в себя четыре этапа. Первый из них — индивидуальная гонка. В ней экипажи стран разбиваются на три заезда по четыре танка в каждом. Российская сборная выступила во втором заезде вместе с командами Китая, у которых в самый ответственный момент слетела гусеница, Кувейта и Армении. Протяжённость маршрута индивидуальной гонки составляет семь километров и включает в себя три круга. Среди препятствий, которые преодолели танкисты, были брод, косогор, эскарп (крутой внутренний откос рва), противотанковый ров и другие. На огневых рубежах выполнялись стрельбы из орудия по цели «Танк», зенитного пулемёта по цели «Вертолёт» и спаренного пулемёта по цели «РПГ». За промахи и неудачные манёвры (наезд на «мину», сбивание ограничительных столбов) экипажам начислялось штрафное время.
Полномочия
Закулисье биатлона
ФАН обратилось с просьбой прокомментировать старт конкурса «Танковый биатлон-2018» к полковнику в запасе Виктору Мураховскому, главному редактору журнала «Арсенал Отечества» и члену Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ.
— Виктор Иванович, в прошлом году индийцы выступали на своих танках Т-90С «Бхишма». Причем выступали столь азартно, что во время полуфинала эстафеты в буквальном смысле «загнали» оба своих танка, как загоняют во время бешеной скачки лошадей. Лишившиеся хода машины пришлось эвакуировать с трассы, а экипажи, к их неописуемой досаде, — снимать с соревнований. В этом году индийцы вместо Т-90С «Бхишма» почему-то «оседлали» наши Т-72Б3. Почему?
Федеральное агентство новостей  / Андрей Союстов
— Действительно, в прошлом году танкисты из Индии выступали на танках индийской сборки. Часть оборудования, установленного на этих «девяностых», тоже была индийской. Для многих не является секретом, что индийцы вопреки инструкциям по эксплуатации Т-90 решили «подкрутить» некоторые параметры в топливной аппаратуре и силовой установке. Делалось это с целью получить более высокие мощностные, и соответственно, скоростные характеристики. В итоге детали индийского производства такого издевательства не выдержали.
— Что значит «не выдержали»?
— Индийцы на трассе танкового биатлона «спалили» два двигателя, можно сказать, безвозвратно. Полагаю, что это обстоятельство и послужило причиной решения танкистов из Индии в 2018 году выступать на российской технике как более надежной и устойчивой к импровизациям индийских экипажей.
— В положении о проведении конкурса «Танковый биатлон» в этом году появилось заметное дополнение. Отныне к участию в нем допускаются лишь команды, выступающие на танках, имеющих массу не менее 40 тонн. Чем вызвано данное нововведение?
— Думаю, что причины такого ограничения следует искать в прошлогоднем выступлении на танковом биатлоне команды Китайской Народной Республики. Китайцы в 2017 году использовали свой основной боевой танк Type 96, из которого они, образно выражаясь, «выбросили» все ненужное для танкового биатлона. В итоге, по оценке наших экспертов, масса китайской машины снизилась до 36–37 тонн.
— Отличный бонус — с учетом того, что боевая масса нашего Т-72Б3 составляет 46 тонн.
Федеральное агентство новостей  / Андрей Союстов
— Мало того, китайцы же еще и доработали силовую установку танка — многие, наверное, видели на идущем по трассе биатлона «девяносто шестом» воздухозаборник, который находился выше крыши башни!.. Конечно, подобные действия давали китайской стороне существенные преимущества. При этом характеристики китайского танка перестали соответствовать тем ТТХ Type 96, с которыми машина принималась на вооружение в НОАК и предлагается на экспорт.
— Помнится, китайцы уверяли организаторов танкового биатлона, что доставленные в Россию «девяносто шестые» — это самые обычные машины из войсковой партии…
— Надо полагать, что глядя на действия китайцев часть иностранных команд тоже стала подумывать о соответствующих «фокусах» со своими танками. Дабы не допустить подобные манипуляции с техникой, в этом году и появилось ограничение, не допускающее к участию в соревнованиях основные боевые танки массой менее 40 тонн.
Сальдо!
Россия: 4+2+4=10
НАТО: 5+5+4=14
В итоге европейские соревнования выглядят объективно лучше наших.
Их главный минус — меньшая открытость для любителей бронетехники. С одной стороны, это довольно странно, поскольку соревнования не засекреченные и какое-то количество гражданских — например, членов семей участников — на него пускают. С другой, всё вполне объяснимо: большинство дисциплин SETC совершенно не зрелищные, поскольку массовому зрителю будет неинтересно смотреть на эвакуацию раненых или починку гусеницы.
Одна из дисциплин на SETC 2017(фото: 7th Army)
Российские соревнования хороши тем, что попасть туда может любой желающий, однако с 2013–2014 годовТанковый биатлон» успел скатиться в довольно унылое мероприятие с одинаковыми командами и предсказуемым результатом.
Идеальными соревнованиями, конечно, стала бы эпическаязаруба» танкистов НАТО против русских и китайцев.
Интерес к такому мероприятию был бы огромным(может, даже выше, чем к предстоящему футбольному чемпионату), ведь это отличный шанс узнать ответ на третий извечный русский вопрос: кто сильнее — наши, немцы или американцы?
Танкисты раздухарились не на шутку…
В 2013 году министр обороны России Сергей Шойгу придумал международное танково-спортивное состязание «танковый биатлон». Первое мероприятие с участием России, Армении, Белоруссии и Казахстана существенного резонанса в медиа не получило, ни в собственно России, ни в ближнем зарубежье. В странах НАТО его вообще, можно сказать, не заметили. Но в 2014 году случились Крым и Донбасс. И тут как попёрло…
Вдруг всех — и друзей, и врагов, и нейтралов, живо заинтересовало: а чем же занимаются на полигоне в подмосковном Алабино российские танкисты в коротких промежутках между «агрессиями, аннексиями, вторжениями и контрибуциями»?
В 2014 году в танковом биатлоне в России участвовало уже 12 стран, в том числе такие далеко не последние мировые танковые державы, как Индия и Китай. В 2016 году к участникам состязания присоединился Иран, также обладающий внушительным танковым парком.
Наших «партнёров» из блока НАТО успехи и популярность танкового биатлона российского происхождения явно переклинивали, игнорировать получившие резонансное освещение в мировых медиа соревнования они уже не могли. Первыми подхватились американцы, организовавшие с 2014 года ежегодное соревнование на звание лучшего танкового экипажа «Кубок Салливана». Кубок, названный в честь отставного генерала-танкиста Гордона Салливана, вручается «лучшим танковым экипажам сухопутных войск и морской пехоты США, союзников по организации Североатлантического договора». Однако американские союзнички за океанами мероприятием как-то не вдохновились. В прошлом году удалось привлечь соседей-канадцев на танках Леопард2А4, и на этом всё.
Европейские страны НАТО с 2016 года проводят соревнования танковых взводов Strong Europe Tank Challenge (SETC), но под руководством американского командования на Европейском ТВД и с участием американских танкистов, привлекая внеблоковые страны. Фактически, судя по условиям и правилам состязаний, это прошедший процедуру косметического омоложения старый знакомый — «Кубок канадской армии». В 2017 году в рамках SETC «померялись танчиками» шесть стран: Австрия (Леопард2А4); Франция (Леклерк); Германия (Леопард2А6); Польша (Леопард2А5); Украина (Т-64БВ); США («Абрамс» М1А2SEPv2).
НАТО также поддержало расширение внутреннего формата соревнований танковых экипажей армии Дании (Danish Tank Challenge, проводилось с 2013 года) до международного. С 2016 года это мероприятие называется Nordic Tank Challenge, участвовали в нём по два танковых экипажа из Дании, Германии, Швеции, Норвегии, Канады, Польши (все на танках Леопард2А5) и, естественно, США (на танках «Абрамс» M1A2SEPv2).
Правила
Основные виды соревнований танкового биатлона взяты из обычного лыжного биатлона: это индивидуальная гонка (определяет рейтинг каждого экипажа) и эстафета (определяет лучшую команду соревнования). В ходе каждого этапа участники должны преодолеть маршрут с такими препятствиями, как «змейка», брод, крутой подъем «курган», эскарп (стенка высотой до 2 м), водное препятствие, противотанковый ров и др. На маршруте предусмотрена стрельба по мишеням, имитирующим танки, засады с противотанковыми установками и вертолеты.
В зависимости от мишени, по ней выполняется стрельба из спаренного пулемета или орудия (на дистанции до 1 тыс. 800 м). При промахах и «наездах на мины» назначаются штрафные круги. В случае выхода из строя боевой машины допускается ее замена на запасную. На играх в 2013 года для различения команд танки были покрашены в яркие командные цвета. В 2014-2017 годах танки имели камуфляжную раскраску и несли разноцветные вымпелы.
Победители индивидуального первенства экипажей награждаются памятными медалями за 1-е, 2-е и 3-е места и кубком победителя за 1-е место среди экипажей. По итогам эстафеты команды награждаются призами за 1-е, 2-е и 3-е места в конкурсе танковых экипажей в командном зачете. Особо отличившийся экипаж также может получить в качестве специального приза автомобили.
НАТО хочет, но не может
— Министерство обороны РФ регулярно рассылает странам НАТО приглашения принять участие в АрМИ. Однако пока согласие отправить своих военнослужащих на Международные армейские игры из числа стран НАТО дала только Греция. Как вы считаете, в чем причина игнорирования странами Североатлантического альянса наших приглашений? Сказывается атмосфера конфронтации с Россией или недостаточно хорошая выучка натовских военнослужащих? А может, опасения генералов НАТО продемонстрировать несостоятельность своей военной техники?
— Охарактеризовать ситуацию по всем странам НАТО я не готов. Поэтому, не конкретизируя, дабы не разглашать свои источники, могу сообщить следующее. Военные ряда государств Южной и Восточной Европы, входящих в Североатлантический альянс, демонстрируют свое желание принять участие в танковом биатлоне. Для этого они не прочь использовать как нашу технику, так и собственную. Но политическое руководство этих государств, ориентируясь на так называемую «единую политику НАТО», воздерживается от отправки своих военнослужащих на наши соревнования.
— Но сами военные готовы приехать, наплевав на эти натовские страхи?
Федеральное агентство новостей  / Андрей Союстов
— Повторюсь: да, готовы. Тем более что популярность Международных армейских игр растет с каждым годом. Постоянно появляются новые участники. Растет не только масштаб мероприятий, но и уровень их освещения разнообразными медиаресурсами. Взять те же размещаемые в Сети видеоролики заездов танкового биатлона. Поверьте, для столь специализированного вида соревнований количество просмотров этих роликов, включая просмотры зарубежными зрителями, очень велико.
— Основной машиной, на которой выступают участники танкового биатлона, де-факто стал Т-72Б3. Часто можно услышать мнение, что «семьдесятдвойки», используемые российской командой, за счет разнообразных доработок на голову превосходят «семьдесятдвойки», используемые на соревнованиях танкистами других стран. Так ли это?
— Если мы говорим о ходовой части, о силовой установке, о трансмиссии, то никаких особых отличий не существует. Если мы говорим о прицельном комплексе, то да, можно вспомнить наш вариант танка с панорамным прицелом командира. Но наличие этого прицела в тех условиях, в которых ведут стрельбу экипажи на биатлоне, никакого преимущества российским танкистам не дает. Таким образом, Т-72Б3 наших экипажей и Т-72Б3, используемые иностранными танкистами, в условиях конкурса обладают равными возможностями.
Литература
- Военный энциклопедический словарь (ВЭС), Москва (М.), Военное издательство (ВИ), 1984 г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
- Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969—1978 годах в 30 томах;
- Военный энциклопедический словарь, М., Военное издательство, 1984 год, c. 243;
- Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В трёх томах. Десятое издание, дополненное по рукописи автора. Издательство «Новости». Москва, 1990. С.274-277.(4)
- Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919—1979). Издание второе, исправленное и дополненное. Киев, издательство политической литературы Украины. 1979.
- Мельтюхов М. И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939—1941. — М.: Вече, 2000. (6)
- Мельтюхов, Михаил Иванович. Освободительный поход Сталина. М., Яуза, Эксмо, 2006. ISBN 5-699-17275-0 (7, см lib.rus.ec/b/300044/read)
ЗиС-3 в послевоенное время
После окончания Второй мировой войны часть пушек передана союзникам СССР, а те часто перепродавали их в страны третьего мира. Оставшаяся в СССР часть орудий была частично складирована, а частично утилизирована на металл. Достаточно большое количество пушек ЗиС-3 в странах СНГ служат в качестве орудий-памятников в мемориалах, посвящённых Великой Отечественной войне. В современной Российской армии оставшиеся ЗиС-3 часто используются как элементы украшения зданий и скверов на территории артиллерийских частей, некоторое их количество имеется на складах в боеспособном состоянии. Иногда их используют как салютные орудия или в театрализованных представлениях на тему сражений Великой Отечественной войны.
Несколько пушек используются в АТО украинской стороной как артиллерия не попадающая под ограничение минских договоренностей.
Сохранившиеся экземпляры
См. также
Береговые ракетные комплексы «Редут»
«Танковый биатлон»: как появилась визитная карточка АрМИ
Пять лет назад, в 2013 году, в России был впервые проведен конкурс «Танковый биатлон». Новый вид спорта зародился по инициативе министра обороны России Сергея Шойгу.
Тогда на старт вышли всего четыре команды из России, Армении, Казахстана и Белоруссии. Впоследствии смотр лучших танковых экипажей превратился в настоящий аналог Олимпийских игр для военных – Армейские Международные Игры.
Но именно летом 2013-го были заложены главные принципы и правила конкурса танкистов. Турнир состоит изчетырех этапов: индивидуальной гонки, спринта, эстафеты и спортивного старта. Практически все, как в классическом лыжном биатлоне — дистанция поделена на несколько огневых рубежей, а за промахи на каждом полагается дополнительный круг.
В то же время, кроме точной стрельбы и скорости на дистанции, танкистов поджидали еще множество спецучастков. Преодоление колейного моста и водной преграды, змейка, холм, эскарп, и «минное поле» — любая неточность механика-водителя здесь также выливается в штрафные секунды.
Зрительский интерес к «Танковому биатлону» с самого начала превзошел все ожидания. И с каждым годом он только возрастал, так же стремительно, как и число стран-участниц турнира.
Если в 2013-м было четыре команды, то уже через год – в три раза больше – 12. В 2016-м – 17, а в прошлом 19. Нынешним летом свое участие подтвердили уже 33 страны.
Расширилась и география участников, теперь она охватывает три континента и четыре части света: Европу, Азию, Африку и Южную Америку.
Со временем в «Танковом биатлоне » менялись правила. Главные изменения были связаны именно с резким увеличением числа команд. Уже в 2014 году пришлось проводить отборочные соревнования, по итогам которых в финал попадали четыре лучшие сборные.
Ежегодно улучшаются средства объективного контроля. Картинка с различных спецучастков и огневых позиций в режиме реального времени поступает и к судьям, и выводится на огромные экраны перед зрительскими трибунами.
Танковый биатлон – по праву самый зрелищный конкурс Армейских Международных Игр. Он одновременно и максимально динамичен, и понятен. И зрители и судьи видят: попал экипаж, или промахнулся, правильно преодолел препятствие или заглох на трассе. И конечно – это первоклассное зрелище. Эмоции и у танкистов и у экипажей всегда бьют через край.
Россия, как неизменная хозяйка конкурса год от года безоговорочно завоевывает первые места пьедестала. При этом конкуренция безусловно растет, и не только из-за увеличения числа стран-участниц. С каждым годом повышается уровень подготовки танкистов. Каждая команда учится и на своих, и на чужих ошибках.
Например, китайская сборная на предыдущих Играх показала отличные результаты в общем зачете. А когда китайские танкисты выступали впервые – умудрились даже погнуть орудие на одной из своих машин, преодолевая танковый ров.
Подавляющее большинство стран выступают на российских танках Т-72Б3, которые предоставляет наша армия. Свою технику используют только китайские и индийские экипажи. Большой интерес вызывают соревнования различных школ танкостроения, и в том числе поэтому, каждый год неизменно получают приглашения на соревнования и страны НАТО. К сожалению, пока они представлены на танковом биатлоне лишь своими военными атташе.
По традиции финал «Танкового биатлона» завершает программу всех Армейских игр. После награждения финалистов проходит торжественная церемония закрытия соревнований.
Ну а сама программа состязаний лучших танковых экипажей с каждым разом усложняется. В этом году, как и во все предыдущие, она обещает зрителям только самые яркие и захватывающие эмоции.
Китайский и российский танки: кто круче?
В августе 2014 года соревнования по танковому биатлону приобрели больший размах. На том же полигоне Алабино посоревноваться в управлении и стрельбе из танковых орудий приехали команды уже из 12 стран: Анголы, Индии, Венесуэлы, Китая, Казахстана, Сербии, Кувейта, Монголии, Киргизии, Армении, Беларуси и России. Были задействованы порядка 800 человек из различных ведомств, начиная с Главного бронетанкового управления и заканчивая Экологической службой.
Танк китайского производства
При этом цена билетов для зрителей была вполне доступной — 250 рублей, детям и вовсе было разрешено наблюдать за соревнованиями бесплатно. По подсчетам организаторов, посетить полигон и поболеть за «свою» команду за две недели состязаний пришло порядка 70 тысяч человек. При этом 20 тысяч — это только в последний день. А посмотреть было на что.
Танковый биатлон — это соревнование не только команд и танкистов, состязаются между собой и сами танки. Когда только начиналась подготовка к чемпионату, свое участие в соревнованиях подтвердили и члены НАТО. Планировалось, что они выйдут соревноваться с «Абрамсами» и «Леопардами». Однако грандиозным планам не дано было осуществиться в связи с политической ситуацией на Украине. Блок НАТО от участия в чемпионате отказался.
Таким образом, в танковом биатлоне-2014 соревновались между собой две боевые машины — российский модернизированный Т-72Б и ТУРЕ-96А, который представлял китайский экипаж. Команда из Поднебесной привезла с собой 4 единицы техники, и они не скрывали, что для них главная цель участия в соревнованиях — проверить свой танк в полевых условиях, сравнить его с российским.