Основной танк т-80уд «берёза»
Содержание:
- Размер, масса и орбита
- Тактико-технические характеристики
- Где можно увидеть[править]
- Применение в боевых условиях
- Конструкция и компоновка
- Танковые двигатели, новые и старые модели, которые до сих пор стоят на Российских танках
- История создания танка Т-80
- Амулеты для дома
- На вооружении[править]
- Рогатка своими руками. Рогатка для охоты — фото
- Примечания
- Т-80БВМ «Мотобол-2»
- Порядок получения помощи
- Историческая справка
- Особенности конструкции
- Достоинства и недостатки
- Особенности питания луня
- Управление огнем
- Еще тесты
- Двигатель и трансмиссия
- Технические характеристики
Размер, масса и орбита
С радиусом в 2634 км (0.413 земного) Ганимед выступает крупнейшей луной в нашей системе. Но масса – 1.4619 х 1023, что намекает на состав из водяного льда и силикатов.
Сравнительные размеры некоторых спутников и планет в Солнечной системе
Показатель эксцентриситета – 0.0013, а удаленность колеблется между 1 069 200 км и 1 071 600 км (средняя – 1 070 400 км). На орбитальный проход тратит 7 дней и 3 часа. Пребывает в гравитационном блоке с планетой.
Таким образом вы узнали, спутником какой планеты является Ганимед.
Сведения об открытии | |
---|---|
Дата открытия | 7 января 1610 |
Первооткрыватели | Галилео Галилей |
Орбитальные характеристики | |
Большая полуось | 1 070 400 км |
Эксцентриситет | 0,0013 |
Период обращения | 7,15455296 дней |
Наклонение | 0,20° (к экватору Юпитера) |
Спутник | Юпитера |
Физические характеристики | |
Размеры | ? |
Радиус | 2 634,1 ± 0,3 км |
Масса | 1,4819·1023 кг |
Плотность | 1,936 г/см3 |
Альбедо | 0,43 ± 0,02 |
Орбита расположена под наклоном к планетарному экватору, что вызывает орбитальные изменения от 0 до 0.33°. Спутник настроен на резонанс 4:1 с Ио и 2:1 с Европой.
Тактико-технические характеристики
Где можно увидеть[править]
Объект 219А в музее Кубинка
Т-80Б в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга
Т-80 в Хабаровске
- г. Ливны, Орловская область, Т-80Б установлен на пересечении улиц Октябрьская и Гайдара.
- г. Цивильск, Республика Чувашия Т-80УД установлен рядом с домом культурыРоссия Россия:
- п. Архангельское, Московская область — Т-80Б, Музей техники Вадима Задорожного;
- г. Брянск — Т-80У, Мемориальный комплекс «Партизанская поляна»;
- г. Верхняя Пышма — Т-80УД, Музей военной техники «Боевая слава Урала»;
- г. Видное, Московская область – Т-80Б, установлен перед обелиском-памятником погибшим в Великой отечественной войне;
- г. Вологда, Вологодская область – Т-80БВ, установлен в Парке Победы;
- г. Казань — Т-80, один из первых образцов, территория бывшего военного танкового училища, так как училище единственное в бывшем СССР готовило командные кадры на данную машину;
- г. Казань — Т-80У, Мемориальный парк Победы в Казани;
- п. Каменка, Выборгский район Ленинградской области — на постаменте, у шоссе А-125;
- г. Кострома — Т-80УД, парке Победы;
- г. Кубинка — Т-80БВ и Т-80У, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке;
- г. Москва — Т-80У, на постаменте на военной кафедре Московского института стали и сплавов;
- г. Москва — Т-80УД, Московское суворовское военное училище;
- г. Москва — Т-80У, на территории Российского государственного социального университета;
- г. Раменское, Московская область — Т-80, Городской парк культуры и отдыха;
- г. Санкт-Петербург — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи;
- г. Санкт-Петербург — Т-80БВ, Нефтяная дорога;
- г. Саратов — Т-80БВ (или ранний Т-80У), «Саратовский государственный музей боевой славы» в Парке Победы на Соколовой горе;
- г. Сертолово (Ленинградская область) — один из первых серийных Т-80 (объект 219 сп 2 1976 года), перед военной частью на постаменте;
- г. Тольятти — Технический музей имени К. Г. Сахарова
- г. Хабаровск — Военно-исторический музей Восточного (Дальневосточного) военного округа;
- г. Южно-Сахалинск — Коммунистический проспект 27
- г. Челябинск – Парк Сад Победы
- г. Череповец — Т-80Б, Парк Победы
- д. Шолохово (Московская область) — Т-80Б, Музейный комплекс истории танка Т-34».
- Белоруссия Белоруссия:
- г. Гомель — Т-80Б, Гомельский областной музей военной славы;
- д. Лошаны — Т-80Б, историко-культурный комплекс «Линия Сталина».
- Казахстан Казахстан:
- г. Караганда — военное училище;
- Украина Украина:
- г. Киев — Национальная Академия обороны Украины;
- г. Киев — Т-80УД, Музей Великой Отечественной войны.
Применение в боевых условиях
Танки Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У приняли участие в первой Чеченской войне, где понесли достаточно серьёзные потери, составившие за 1994-1996 гг. 16 машин. Причём практически все эти потери были связаны не с недостатками конструкции танка, а с его недостаточно грамотным тактическим применением и слабой выучкой экипажей. Известны случаи, когда повышенный расход топлива у Т-80 оказывался неожиданностью для танкистов, обездвиживая технику прямо на марше.
Брошенные на штурм Грозного танки встречали грамотно организованное сопротивление со стороны боевиков. Кормовая часть любого танка в городских условиях становится крайне уязвимой для внезапного поражения противотанковыми средствами, а лобовой броне Т-80 зачастую приходилось испытывать сосредоточенный огонь в упор из десятка и более РПГ одновременно.
В дальнейшем, вместо массированного применения бронетехники, широко использовались небольшие бронегруппы в составе танков Т-80 или Т-72 и двух-трёх БМП. В населённые пункты такие бронегруппы уже не входили, разрушая оборону противников с безопасного расстояния. Кроме того, танки привлекались к сопровождению автоколонн, направляя головным танк с навешенным минным тралом.
Россия после первой Чеченской войны не стала проводить серьёзную модернизацию Т-80 и не использовала эти танки ни во второй чеченской кампании, ни в ходе непродолжительного конфликта с Грузией в 2008 году. Украина не применяла Т-80 при активных боестолкновениях в зоне конфликта вокруг Донбасса, но затем широко демонстрировала эти танки в районе проведённого разграничения воюющих сторон.
Танки Т-80 в современном Йемене
В настоящее время местом достаточно активного применения Т-80 является Йемен. В эту страну танки в количестве 66 единиц были поставлены Беларусью в 2011-2012 годах. Белорусские танки Т-80БВ к тому времени были модернизированы и оснащены динамической защитой. В ходе обострения внутреннего конфликта в этой стране Т-80 попали в руки обеих противоборствующих сторон, значительная часть их к настоящему времени потеряна.
Автор статьи:
Роев Олег
Конструкция и компоновка
Ещё на испытаниях Объекта 219 стало ясно, что взятый за основу Т-64 придётся серьёзно перерабатывать. Ходовая не слишком подходила для танка с возросшей массой, установка ГТД требовала изменить моторно-трансмиссионное отделение(МТО).
В итоге на Т-80 появилась оригинальная ходовая часть, а длина была увеличена из-за продольного расположения мотоблока массой 1050 кг, который включал в себя турбину, радиаторы, фильтры и т.д., также появилась новая башня.
При этом осталось много сходства с компоновкой Т-64, его боевым отделением и механизмом заряжания.
Экипаж по-прежнему остался в составе 3 человек — командира, наводчика и механика-водителя.
Танковые двигатели, новые и старые модели, которые до сих пор стоят на Российских танках
Первый двигатель В-2 был выпущен еще в 1939 году. Модификации этого мотора устанавливаются на российские танки, по сей день. Например, мотор В-2-34 ставили на Т-34 в 1941 году. А вот моторы В-84МС и В-92С2 уже ставили на ранние модели Т-90. Оба двигателя являются прямыми приемниками агрегата выпущенного 80 лет назад.
М одернизированный В-84МС.
Сложно поверить? Что ж, и новые и старые двигатели являются V-образными и имеют 12 цилиндров. Объём всех моторов составляет 38880 кубических сантиметров, а диаметр цилиндров – 150 мм. У всех моторов одинаковый поршневой ход 180 мм в левой группе и 186.7 в правой группе. Все моторы используют жидкостное охлаждение, непосредственный впрыск топлива, а также по 4 клапана на цилиндр.
Само собой, интеграция в старые моторы современных технологий помогла значительно нарастить их мощность. Так, В-84МС дает 840 л.с, а В-92С2 уже целую 1000 л.с. Новомодные «примочки» действительно способны выводить даже очень старые двигатели на принципиально новый уровень качества и производительности. Само собой, бесконечно модернизировать любой механизм все равно не получится. Потому, что рано или поздно инженеры упрутся в конструкционный максимум. Потребуется вносить слишком большие, не рациональные с точки зрения экономики доработки непосредственно в корневой механизм.
Нове йший двигатель 12Н360.
Именно поэтому для Т-14 «Армата» пришлось создавать уже полностью новый мотор Х-образный 12-цилиндровый двигатель 12Н360 с отдачей 1500 л.с. Данный мотор (если не брать в расчет газотурбинный агрегат для танка Т-80) стал первым в России двигателем, который не является потомком знаменитого В-2.
Источник
История создания танка Т-80
Основной боевой танк Т-80 разрабатывался с 1968 года в СКБ-2 Кировского завода, как дальнейшее развитие основного танка Т-64. Первоначально, планировалось просто заменить дизельную силовую установку оригинала на газотурбинный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. конструкции В.Я.Климова, и именно в таком виде первый прототип Т-80, «объект 219 сп 1», был изготовлен в 1969 году.
Однако изменение массо-габаритных и динамических характеристик танка по сравнению с оригиналом было слишком серьезным, поэтому уже для второго прототипа «объект 219 сп 2» была разработана более совершенная ходовая часть, и башня новой формы. Фактически, это был уже принципиально другой танк, сходство которого с Т-64 в основном касалось пушки с механизмом заряжания, а также отдельных конструктивных элементов.
6 августа 1976 году основной танк Т-80 был принят на вооружение СССР, став первым в мире серийным танком с газотурбинной силовой установкой, а также первым в мире основным танком с противоснарядной динамической защитой.
Чертеж основного танка Т-80УД
Производство Т-80 было развернуто:
- На кировском заводе (ЛКЗ), с 1976 по 1990 г.г.
- На «омсктрансмаше» (ОЗТМ), с 1985 по 1998 г.г. выпускалась модификация Т-80У
- На харьковском заводе им.Малышева (ХЗТМ), с 1985 по 1991 г.г., выпускалась модификация Т-80УД (дизельный).
Всего было изготовлено примерно 10000 танков Т-80 всех модификаций. Танк экспортировался за рубеж, и в настоящее время состоит на вооружении армии Российской Федерации. Из стран эксплуатантов можно выделить:
- Россия (около 4 тысяч Т-80, большая часть на хранении).
- Ангола (число неизвестно).
- Белоруссия (около 70 машин).
- Йемен (поставлено 66 Т-80).
- Кипр (поставлено 82 танка).
- КНДР (около 80 танков Т-80У).
- Пакистан (поставлено 320 танков Т-80УД).
- Узбекистан (число неизвестно, модификация Т-80БВ).
- Украина (на хранении на 2013 г. находилось 165 танков Т-80).
- Великобритания и США, получили от Украины некоторое количество Т-80.
Амулеты для дома
На вооружении[править]
- СССР СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам.
- Россия Россия:
- Армия России — 450 Т-80БВ и Т-80У, (3000 Т-80Б, Т-80БВ, Т-80У на хранении), по состоянию на 2016 год
- Береговые войска ВМФ России — 200 танков Т-72 и Т-80, по состоянию на 2014 год.
- Ангола Ангола — некоторое количество Т-80, по состоянию на 2013 год.
- Белоруссия Белоруссия — 69 Т-80Б, по состоянию на 2013 год.
- Великобритания Великобритания — несколько Т-80У куплено через подставные организации для стратегических исследований в 1992 году.
- Египет Египет — в 1997 году заключён контракт на поставку 34 танков Т-80У, однако, по информации Стокгольмского института исследования проблем мира поставка танков Т-80 в Египет не осуществлялась, кроме того, по состоянию на 2014 год танки Т-80 отсутствуют в номенклатуре вооружения Армии Египта
- Йемен Йемен — 66 Т-80, по состоянию на 2013 год.
- Кипр Кипр — 82 Т-80У, по состоянию на 2013 год, 41 танк поставлен Россией в период с 1996 по 1997 год. Общая стоимость контракта, по разным данным, составляет от 156 до 174 млн $. В 2009 году был подписан контракт на поставку ещё 41 Т-80У/Т-80УК, из которых 27 единиц были поставлены в 2010 году, остальные, по предположениям, должны были быть поставлены в 2011 году. Общая стоимость нового контракта составила 156 млн $.
- Республика Корея Республика Корея — 80 Т-80У, по состоянию на 2013 год.
- Пакистан Пакистан — 320 Т-80УД, по состоянию на 2013 год.
- США США — один Т-80У передан Великобританией. Четыре единицы Т-80УД получены в 2003 году от Украины.
- Узбекистан Узбекистан — некоторое количество Т-80БВ, по состоянию на 2012 год.
- Украина Украина — 8 Т-80БВ (150 Т-80 на хранении) по состоянию на 2016 год
Рогатка своими руками. Рогатка для охоты — фото
Несмотря на то что многие люди считают рогатку детской игрушкой, всё же она может быть мощным оружием. Игрушку от боевого аппарата отличают сила натяжения резины и прочность корпуса. Мощная рогатка для охоты делается из стальной проволоки или прочной палки подходящей формы. А отличная резина будет из камеры футбольного или волейбольного мяча, бинта-резины, камеры легкового автомобиля, медицинских жгутов или катетера № 22. Это наилучшие материалы для действительно мощной рогатки, с которой можно охотиться как на птицу, так и на мелких зверей.
Примечания
- William Smith, LLD. William Wayte. G. E. Marindin. // A Dictionary of Greek and Roman Antiquities (англ.). — London: John Murray, 1890.
- . Gutenberg.org (5 августа 2005). Дата обращения: 12 сентября 2010.
- Маркевич В. Е. Ручное огнестрельное оружие. / Под общей редакцией Н. Л. Волковского. — СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2005. — 496 с.; ил. ISBN 5-89173-276-9
Т-80БВМ «Мотобол-2»
Начиная с середины семидесятых годов прошлого века и до развала Советского Союза, отечественная промышленность параллельно выпускала две линейки основных боевых танков. Одна — «уральская», в лице Т-72 и его дальнейшего развития Т-90; другая представлена Т-64 и Т-80. Первая отличалась применением дизельных двигателей, тогда как на Т-80 применяется газотурбинный. По итогам боевых действий в Чеченской республике, а также в рамках оптимизации численности Вооружённых сил, газотурбинные танки решили передать на базы хранения.
Одно время казалось, что по завершении выполнения заказов Южной Кореи и Кипра на полторы сотни Т-80УЕ, эта линия отомрёт. Однако события последних лет показали обратное: Министерство обороны не просто вернуло Т-80 с баз хранения в строевые части, но и приняло решение на модернизацию. Тема поручена АО «Омсктрансмаш» и АО «СКБ транспортного машиностроения».
mil.ru
Танкисты ЗВО в Подмосковье получили танки Т-80БВМ.
Общее направление работ — унификация Т-80БВ (1985г.) с «уральской линией». получат прицел наводчика «Сосна-У», средства связи и другое оборудование с Т-72Б3, а комплекс защиты — с Т-90М. Промышленность получила заказ на модернизацию строевых машин типа Т-80БМ в ходе одного из форумов «Армия». Соответствующая тема носит «долгосрочный характер». Сначала предполагается выпуск установочной партии численностью порядка 60-80 единиц, для переоснащения пары танковых батальонов.
Модернизированный образец впервые продемонстрировали в сентябре 2017 г. по случаю Дня танкиста на территории 33-го общевойскового полигона возле города Луга Ленинградской области. Затем одна машина выступала в динамическом показе на полигоне «Алабино» в ходе МВТФ «Армия-2018». Внешне обновлённый танк заметно отличается от Т-80УЕ-1, которые в большом количестве традиционно принимают участие в различных мероприятиях на площадках форума, выполняя стрельбу по мишеням в полигонных условиях и показывая лёгкость и точность управления в «танковом балете».
Численность парка Т-80 в составе Сухопутных войск России зарубежными источниками оценивается: пятьсот единиц в строевых частях и ещё три тысячи — на складах хранения. Среди этого множества присутствуют модификации «Б», «БВ» и «У», которые собирали в Ленинграде и Омске. Сначала их комплектовали моторами (разработки конструкторского бюро имени В.Я. Климова) мощностью 1.000 л.с., позднее — 1.100 и 1.250 л.с. За годы серийного выпуска масса танка увеличилась с 42 до 46 тонн, и ещё немного подросла в ходе доработок.
mil.ru
Т-80БВМ выполняет стрельбу по мишеням в полигонных условиях.
Модификация «УЕ-1» при весе 47 тонн разгоняется до 70 км/час и показывает запас хода по шоссе 500 км. Сохранив мощность на прежнем уровне, улучшенные силовые агрегаты ГТД-1250 на Т-80БВМ демонстрируют меньший расход топлива, сравнимый с «дизельными аналогами». Словом, модернизация в вариант Т-80БВМ «Мотобол-2» значительно повысит боевые возможности строевых машин, доведя их до уровня современных требований.
Порядок получения помощи
В случае наступления любого страхового случая, гражданин, либо лицо, опекающее его, может обратиться в Управление социальной защиты населения по месту жительства с запросом о постановке на учёт.
После обращения в местный уполномоченный орган, гражданин должен заполнить заявление определенного образца и подать его, вместе с подготовленной документацией.
Соцработники принимают заявку и проверяют весь список предоставляемых документов, подтверждают их подлинность. В случае потребности, производится проверка по месту жительства для оценки жилищных условий и материального состояния кандидата на социальную помощь.
Постановление отправляется в горадминистрацию, либо управляющим властям определенного населенного пункта, где и происходит распределение средств по разным Фондами, для осуществления помощи нуждающемуся населению.
Далее средства начисляются в зависимости от разновидности пособия: единовременно, либо каждый месяц.
В случае если гражданин устраивается на официальную работу, либо изменяется его финансовое положение, тогда будет принято постановление о снятии его с государственного учета. Если не обратиться в госучреждение вовремя будут накладываться штрафные санкции, а выплаченные пособия потребуется вернуть.
Таковыми организациями вне бюджета являются:
- Фонд соцстрахования РФ;
- Пенсионный Фонд РФ;
- Государственный и местные Фонды обязательного медстрахования.
Данный налоговый сбор помогает сформировать будущие пенсионные выплаты, медицинское страхование и другие выплаты социальных проплат.
Документы для оформления
Для того чтобы оформить социальные выплаты могут понадобиться нижеперечисленные документы, подтверждающие право претендовать на предоставление льготы:
- Заполненное заявление установленного образца;
- Паспорт гражданина РФ;
- Идентификационный код;
- СНИЛС;
- Свидетельство о рождении, либо смерти (зависимо от предоставляемой социальной выплаты);
- Справка о составе семьи;
- При наличии ребенка с инвалидностью, потребуется справка, которая подтвердит совместное проживание;
- Справка о получаемой прибыли (на всех членов семьи);
- Свидетельство о бракосочетании, или разводе;
- Документы, подтверждающие попечительство;
- Справка, что подтвердит статус заявляющей стороны.
Историческая справка
-
Основная статья: История Т-80
В декабре 1942 года прототип 080 успешно прошёл полигонные испытания и был принят на вооружение РККА под индексом Т-80. Однако организация его выпуска планировалась не на ГАЗе, поскольку переход горьковского автогиганта на производство «восьмидесятки» мог повлечь за собой снижение объёма выпуска танков и самоходок СУ-76, которое нельзя было допускать в условиях военного времени. Поэтому задачу освоения выпуска Т-80 поручили вновь организованному Мытищинскому заводу № 40.
Серийный выпуск Т-80 был начат в Мытищах на заводе № 40 в феврале 1943 года. Объёмы выпуска были невелики, до окончания производства в октябре 1943 года выпустили около 80 машин. Общее число выпущенных Т-80 остаётся неясным. По документам Главного бронетанкового управления РККА, всего было построено 75 «восьмидесяток». Однако отчёты народного комиссариата танковой промышленности содержат несколько иные цифры. По данным этого ведомства, за 1943 год был выпущен 81 танк Т-80, а за всю войну — 85. Однако в это число могут быть включены прототипы, опытные и предсерийные машины. Также некоторые авторы включают построенные ГАЗом опытные машины в общее число выпущенных Т-80.
Прекращение выпуска Т-80 было в известной степени обусловлено несколькими причинами : в меньшей степени — ненадёжной работой форсированной двигательной установки М-80 (в источниках её обозначения также разнятся — упоминаются индексы М-80 или ГАЗ-203Ф); в большей же степени причинами послужили недостаточная огневая мощь и бронезащита «восьмидесятки» по состоянию на 1943 год и крайняя потребность РККА в самоходно-артиллерийских установках СУ-76М. К концу 1943 — началу 1944 года форсированную двигательную установку довели до приемлемого уровня надёжности, но о возобновлении выпуска Т-80 вопрос вообще не стоял.
По состоянию на 2007 год в архивах и мемуарах пока не найдено никаких подробностей боевого применения лёгких танков Т-80. В литературе иногда упоминаются жалобы из войск на перегруженность и недостаточную надёжность силовой установки танка, однако это может быть следствием отчётов о войсковых испытаниях машины выпуска середины 1943 года, где действительно были отмечены эти недостатки. Из фронтовых рапортов известно о применении в 1944 году нескольких Т-80 в самоходно-артиллерийских полках. Также имеется информация о получении в пополнении 5-й гвардейской танковой бригадой 15 февраля 1945 года двух танков Т-80, прибывших из ремонта. Также ничего не известно о применении Т-80 в армиях других государств помимо СССР.
Особенности конструкции
Су-47 строился с активным использованием композитных материалов, в частности углепластика. Это позволило добиться желаемых характеристик при одновременном снижении трудозатрат на производство.
В планере применяется крыло обратной стреловидности (КОС), образующее вместе с фюзеляжем общую систему. Такая схема придает истребителю чрезвычайно характерный внешний вид, резко отличающий его от других российских машин.
Использование КОС в сравнении с обычной схемой дает самолету следующие преимущества:
- повышенная маневренность на дозвуковых скоростях;
- увеличена подъемная силы крыла в сравнении с обычным крылом того же размера;
- лучшая управляемость при взлете и посадке;
- повышенная способность сопротивляться сваливанию, в том числе в штопор;
- такое размещение крыльев дает возможность вынести грузовые отсеки (в том числе с вооружением) практически в центр тяжести самолета.
В то же время, такое крыло подразумевает и целый ряд минусов (например, недостаточная прочность крыльев для полетов на высоких скоростях), которые в основном удалось преодолеть на Су-47.
В целом конструкция Су-47 делает его высокоманевренным, способным быстро изменять угол атаки и направление полета как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых скоростях. Его максимальная скорость на высоте достигает 1,6 М (с форсажем).
Достоинства и недостатки
Как и все основные советские боевые танки (в том числе модернизированные Т-64 и Т-72), Т-80 имеет на вооружении мощную пушку, эффективно поражающую любые современные танки НАТО, он малозаметен на любой местности, способен совершать марши на большие расстояния и перевозиться всеми видами транспорта. Особые достоинства Т-80 связывают с наличием газотурбинного двигателя, обеспечивающего большую энерговооружённость, быстроходность и впечатляющие динамические характеристики.
В числе важнейших недостатков Т-80 называется, прежде всего, его высокая стоимость в производстве: по отношению к Т-64А она увеличилась в 3,5 раза. Кроме того, высокие скоростные показатели ГТД достигаются существенно повышенным расходом топлива. Серьёзным недостатком Т-80 считается слабая защищённость его систем прицеливания.
Один из танков Т-80, подбитых в Чечне
Особенности питания луня
Управление огнем
Т-80УД оснащен современным комплексом управления огнем, обеспечивающим ведение стрельбы наводчиком и командиром по неподвижным и движущимся целям с места и в движении с высокой вероятностью попадания с первого выстрела. Комплекс управления огнем состоит из дневного прицела наводчика 1Г46, ночного комплекса наводчика ТО1-КО1Э, прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29, баллистического вычислителя 1В528-1 с датчиками входной информации, стабилизатора вооружения 2Е42 и других устройств.
Дневной прицел наводчика 1Г46 имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал управления ракетой. При штатной конфигурации танка у наводчика установлен ночной прицельный комплекс ТО1-КО1Э с прицелом ТПН-4Э (с электронно-оптическим преобразователем). Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С состоит из комбинированного дневно-ночного прицела командира ТКН-4С и датчика положения пушки. ТКН-4С стабилизирован в вертикальной плоскости и имеет три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 8 и ночной канал с кратностью 5,4. Командир может переключаться с дневного канала на ночной (с электронно-оптическим преобразователем) и обратно при помощи рычажка. Зенитный прицел позволяет командиру вести огонь по воздушным целям из зенитно-пулеметной установки, находясь под защитой брони башни.
Баллистический вычислитель 1В528-1 для расчета баллистических поправок автоматически учитывает сигналы, поступающие со следующих датчиков: скорости танка, угловой скорости цели, угла крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно для расчета вручную вводятся необходимые параметры: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха. Вычислитель также рассчитывает момент времени подрыва осколочно-фугасного снаряда над целью.
В комплексе управления огнем предусмотрена так называемая зона разрешения выстрела. После нажатия кнопки стрельбы выстрел произойдет только при условии, что величина рассогласования линии визирования и оси канала ствола не превышает заданного значения. Размер зоны регулируется при настройке комплекса управления огнем в составе танка. С целью обеспечения возможности наблюдения за местностью в широком секторе у членов экипажа имеются однократные приборы наблюдения.
Еще тесты
Двигатель и трансмиссия
Больше всего Т-80 от других ОБТ отличает его силовая установка газотурбинного типа. Двигатель ГТД 1000Т мощностью 1000 л.с. ставился с начала производства, после чего несколько раз заменялся на более современные версии, мощностью до 1250 л.с.
Именно ГТД даёт танку как плюсы, так и минусы, временами заставляя спорить приверженцев одного из типа силовой установки.
Турбина с лёгкостью запускается при температурах от -40 до +40 градусов, при этом оперативная готовность всего 3 минуты, практически не расходует масло, обладает пониженным уровнем шума, способна работать на практически любом топливе и не глохнет при внезапном увеличении нагрузки. Приятным бонусом является лёгкая управляемость, позволяющая меньше утомляться механикам-водителям.
Самым главным недостатком является сложность фильтрации воздуха, однако, её можно считать решённой. Ещё в 70-х годах специалисты создали уникальный способ очистки с помощью пневмоударников вокруг сопла, которые созданной вибрацией стряхивали все отложения. Эффективность такого решения неоднократно была подтверждена, в том числе во время испытаний в Греции и Индии. Двигатели Т-90, например, индийские испытания не выдержали.
Также недостатком принято считать повышенный расход топлива, однако, с появлением вспомогательного агрегата, обеспечивающего питание всех систем без запуска основного двигателя, расход заметно снизился и стал даже ниже, чем у танков с традиционной силовой установкой.
Последним минусом является стоимость, достигавшая 167000 рублей в момент появления ГТД-1000Т и снизившаяся до 100000 во время массового производства. Стоимость Т-64А всего 174000 рублей.
Обороты ГТД могут достигать 26650 оборотов в минуту, её мощность передаётся на редуктор и трансмиссию. Благодаря тому, что двигатель вместе со своими узлами и дополнительными агрегатами помещён в моноблок, время его замены составляет 5 часов, а каждой из коробок передач всего 4,5.
Для сравнения Т-72 требует на замену двигателя 24 часа, а на замену коробки передач — 10,5.
Технические характеристики
В числе основных технических характеристик танка Т-80 указывается один из самых значимых его параметров: максимальная скорость движения по шоссе, достигающая 70 км/ч. Скорость передвижения по сухой грунтовой дороге составляет от 40 до 45 км/ч, скорость заднего хода — до 11 км/ч.
Танки Т-80 всех модификаций способны преодолевать броды глубиной до 1,2 метра с ходу. С некоторой подготовкой этот показатель может быть повышен до 1,8 метра, а с установкой и применением возимого устройства для подачи воздуха глубина преодолеваемых водных преград достигает 5 метров, а их протяжённость — до 1 километра.
Габариты и вес
Параметры | Характеристики для основных модификаций | |||
Т-80 | Т-80Б | Т-80У | Т-80УД | |
Боевая масса | 42 т | 42,5 т | 46 т | 46 т |
Длина с пушкой вперёд | 9656 мм | 9651 мм | 9556 мм | 9664 мм |
Длина корпуса | 6780 мм | 6982 мм | 7012 мм | 7020 мм |
Ширина | 3525 | 3582 мм | 3603 мм | 3755 мм |
Высота по крышу башни | 2300 мм | 2219 мм | 2215 мм | 2215 мм |
Клиренс | 451 мм | 451 мм | 451 мм | 529 мм |
Тип бронирования
В танке Т-80 сочетались различные типы бронирования. Корпус машины — сварной, его основная лобовая деталь имеет угол наклона 68 градусов, башня — литая. Лобовые части корпуса и башни снабжены многослойным комбинированным бронированием, сочетающим сталь и керамику. Остальные части корпуса выполнены из монолитной стальной брони, исполненной с большими переходами по толщине и углам наклона.
Начиная с танка Т-80У, устанавливается встроенная динамическая защита лобовой части корпуса и передней полусферы башни. На Т-80У(М) кроме динамического бронирования по типу Т-80У на бортах башни устанавливается по три дополнительных блока. На танках Т-80У-М1 изменен комплекс встроенной динамической защиты башни.
Силовая установка и трансмиссия
Характеристики газотурбинной двигательной установки в ходе последующих модернизаций повышались по мощности от исходных 1000 л.с. сперва до 1100 л.с., а в версиях БВ — до 1250 л.с.
Моторно-трансмиссионный блок в кормовой части корпуса танка расположен продольно, что потребовало некоторого увеличения длины машины по сравнению с Т-64. Двигатель выполнен в едином агрегате со встроенным понижающим коническо-цилиндрическим редуктором, что увеличило его общий вес до 1050 кг. Но подобная конструкция позволила кинематически связать с силовой установкой две бортовые планетарные коробки передач. Три планетарных ряда и пять фрикционных устройств управления в каждой бортовой коробке обеспечивают четыре передачи вперёд и одну назад. Кроме того, схема моноблока позволила сократить время замены двигателя в среднем до 5 часов (у Т-72 подобный показатель составлял 24 часа).
Запас и расход топлива
Общий запас топлива в забронированном объеме Т-80 составляет 1110 литров. Наружные баки позволяют вместить ещё 700 литров, а также дополнительно могут быть установлены бочки с 400 литрами топлива. Расчётный расход топлива на 100 км мог заметно различаться от избранного темпа движения и составлял: от 450 до 790 литров для сухой грунтовой дороге и 430-500 литров для шоссе.
Тип подвески
Подвеска танка — индивидуальная торсионная, с несоосным расположением торсионных валов и гидравлическими телескопическими амортизаторами на первом, втором и шестом катках. Опорные катки имеют резиновые бандажи и диски из алюминиевого сплава. Гусеницы — с резиновыми беговыми дорожками и резинометаллическими шарнирами.
Прицельное оборудование танка Т-80БВ