Двести потерянных лет: история самого северного флота россии
Содержание:
- Состав
- Применение в экстренной ситуации
- Список статей о кораблях Черноморского флота ВМФ СССР
- От Северной морской флотилии до Северного флота
- Группа «Северный флот» сейчас
- «Обслуживание принципиально нового морского вооружения»
- Театр военных действий
- Прощаться не будем (2018)
- Щит и меч
- Военное присутствие
- Над водой
- Архив блога
- Важнейшие события из истории Северного флота
- История создания
- Хронология гербов России
- Структура военно-морского флота РФ
- Итоги боевых действий
Состав
Ночью с 18 на 19 июля 2013 года умер несменный лидер коллектива «Король и Шут» — Михаил Горшенёв. Это событие выбило из колеи всех: и музыкантов, и фанатов. Через непродолжительное время клавишник группы Павел Сажинов предложил доделать материал, готовящийся для нового альбома. Несколько недель после смерти лидера остальные участники никак не комментировали будущее группы.
Михаил Горшенёв
Прекращение существования «КиШ» объявлено в 2013 году. Участники группы признаются, что размышляли над возможностью оставить прежнее название, но посчитали это неуместным. Музыканты ссылались на то, что «Король и Шут» не может существовать без идейных создателей: Горшенёва и Князева.
Коллектив «Северный Флот» официально образован 14 августа 2013 года, название группы ссылается на одноимённую песню группы «Король и Шут» из альбома «Бунт на корабле», автором которой является Михаил Горшенёв.
Группа «Северный Флот»
Роль лидера и солиста занял Александр Леонтьев, более известен как «Ренегат». Что касается остального состава группы: на гитаре, как и прежде, остался Яков Цвиркунов «Яша», на бас-гитаре – Александр Куликов. На клавишах — Павел Сажинов, его чаще называют «П.Звук» — привязалось за 10 лет на должности звукорежиссёра «КиШ». Ударные занимает Александр Щиголев, более известный как «Поручик».
Применение в экстренной ситуации
Список статей о кораблях Черноморского флота ВМФ СССР
Линейные корабли
- Парижская коммуна (1921), бывш. «Севастополь», после 1943 года вновь «Севастополь»
- Новороссийск (1948)
Крейсеры
Артиллерийские крейсера
- Червона Украина (1922)
- Красный Кавказ (1926)
- Красный Крым (1913)
- Ворошилов (1937)
- Молотов (1939)
- Фрунзе (1940)
- Куйбышев (1940)
- Дзержинский (1950)
- Жданов (1950)
- Адмирал Нахимов (1951)
- Адмирал Ушаков (1952)
- Михаил Кутузов (1952)
- Легкий крейсер «Керчь» (1932)
- Коминтерн (1901)
- Противолодочный крейсер «Ленинград» (1965)
Ракетные крейсера
- Москва (1982), до 1996 года «Слава»
- Грозный (1961)
- Адмирал Головко (1961)
Лидеры ЭМ и эскадренные миноносцы
Лидеры ЭМ
- Москва (1934)
- Харьков (1934)
- Лидер «Ташкент» проекта 20И (1937)
Эскадренные миноносцы
- Бдительный (1936)
- Бдительный (1947)
- Безбоязненный (1951)
- Безжалостный (1949)
- Беззаветный (1950)
- Безотказный (1951)
- Безудержный (1947)
- Безукоризненный (1951)
- Безупречный (1936)
- Безупречный (1947)
- Беспокойный (1950)
- Беспощадный (1936)
- Беспощадный (1949)
- Бесследный (1953)
- Бессменный (1951)
- Бесстрашный (1947)
- Бесшумный (1950)
- Благородный (1953)
- Блестящий (1952)
- Бодрый (1935)
- Боевой (1947)
- Бойкий (1936)
- Бравый (1952)
- Буйный (1947)
- Бурный (1948)
- Бурливый (1953)
- Бывалый (1952)
- Быстрый (1936)
- Быстрый (1948)
- Дзержинский (1915)
- Железняков (1915)
- Занте (1915)
- Калиакрия (1915)
- Корфу (1915)
- Левкас (1915)
- Летучий (1928)
- Лихой (1928)
- Ловкий (1913)
- Настойчивый (1954)
- Напористый (1955)
- Находчивый (1954)
- Незаможник (1917)
- Несокрушимый (1954)
- Огневой (1940)
- Огненный (1947)
- Оживленный (1951)
- Озаренный (1948)
- Озорной (1948)
- Отзывчивый (1950)
- Отчаянный (1950)
- Петровский (1915)
- Пламенный (1954)
- Пылкий (1951)
- Сведущий (1952)
- Свободный (1936)
- Серьезный (1951)
- Смышленый (1936)
- Смышленый (1952)
- Совершенный (1936)
- Совершенный (1950)
- Сознательный (1953)
- Солидный (1951)
- Сообразительный (1939)
- Способный (1936)
- Фрунзе (1911)
- Шаумян (1915)
{`content`}
- Подводные лодки типа Л («Ленинец») II серии
- Подводные лодки типа Л («Ленинец») ХI серии
- Подводные лодки типа Л («Ленинец») ХIII серии
- Подводные лодки типа Л («Ленинец») ХIII-1938 серии
- Подводные лодки типа Щ («Щука») III серии
- Подводные лодки типа Щ («Щука») V серии
- Подводные лодки типа Щ («Щука») V-бис
- Подводные лодки типа Щ («Щука») V-бис-2 серии
- Подводные лодки типа Щ («Щука») Х серии
- Подводные лодки типа Щ («Щука») Х-бис серии
Подводные лодки типа П («Правда») IV серии
- Подводные лодки типа М («Малютка») VI серии
- Подводные лодки типа М («Малютка») VI-бис серии
- Подводные лодки типа М («Малютка») XII серии
- Подводные лодки типа М («Малютка») ХV серии
- Подводные лодки типа С («Средняя») IХ серии
- Подводные лодки типа С («Средняя») IХ-бис серии
Подводные лодки типа К («Крейсерская») ХIV серии
Знаки отличия
Орден Красного Знамени
За боевые заслуги 18 кораблям, частям и соединениям Черноморского флота присвоено гвардейское звание (среди них – крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым», эскадренный миноносец «Сообразительный», тральщик «Защитник», подводные лодки М-35, М-62, С-33, Щ-205, Щ-215, 2-я минно-торпедная авиадивизия), 59 награждены орденами (среди них – Севастопольская бригада подводных лодок, Севастопольская бригада торпедных катеров, линейный корабль «Севастополь», крейсер «Ворошилов», эскадренные миноносцы «Беспощадный», «Бойкий», «Железняков», «Незаможник», подводные лодки Л-4, М-111, М-117, С-З, Щ-201, Щ-209, 11-я штурмовая авиадивизия, Таманская морская стрелковая бригада), 44 частям и соединениям присвоены почётные наименования; тысячи черноморцев награждены орденами и медалями, свыше 200 удостоены звания Героя Советского Союза.
За боевые заслуги, массовый героизм и мужество в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верх. Совета от 7 мая 1965 года Черноморский флот был награжден орденом Красного Знамени.
От Северной морской флотилии до Северного флота
Гражданская война и интервенция на Севере нанесли тяжелый удар по флотилии Северного Ледовитого океана. Основная часть кораблей и судов была потеряна, причем зачастую просто потому, что не хватало сил и средств содержать их надлежащим образом. Так, например, подлодка «Дельфин», ржавевшая у причала, в конце концов во время шторма получила течь через сальник гребного винта и попросту затонула.
Тем не менее, поначалу правительство Советской России нашло возможность из кораблей, сохранившихся в Мурманске, сформировать в 1920 году Морские силы Северного моря. Но просуществовали они только два года: в 1922-м это соединение расформировали в ходе общего сокращения советских вооруженных сил. И неизвестно, сколько бы еще времени русский Север оставался без военного прикрытия, если бы не угроза со стороны Японии, которая стала совершенно очевидной к началу 1930-х годов. Чтобы обезопасить дальневосточные моря, Советскому Союзу требовался сильный Тихоокеанский флот. Для этого нужно было отправить на Дальний Восток новые боевые корабли в дополнение к небольшой флотилии, существовавшей там, а наиболее удобным был Северный Морской путь. Но использовать для подготовки и снабжения военных караванов базы торгового флота было проблематично, значит, нужно было воссоздавать в Мурманске военно-морскую базу. А если уж до этого дошло дело, было бы странно не использовать ее постоянно, для чего создать при ней хотя бы небольшой отряд кораблей.
Такой отряд появился в Мурманске с 1 июня 1933 года, согласно циркуляру Главного штаба РККА, а первые корабли, которые вошли в состав новообразованной Северной военной флотилии, вошли в Мурманский залив только 5 августа. Это были заложенные еще в царской России эсминцы «Урицкий» и «Рыков», а также построенные уже в советские годы сторожевики «Ураган» и «Смерч», первые послереволюционные подводные лодки Д-1 «Декабрист» и Д-2 «Народоволец». До прихода к месту базирования этот отряд носил название первой Экспедиции особого назначения (ЭОН-1), а командовал им флагман 1 ранга Захар Закупнев, бывший унтер-офицер и комендор Балтийского флота. Он же стал и первым командующим Северной военной флотилии после того, как ее корабли через Неву, Ладогу, Онегу и только что построенные Беломорско-Балтийский канал дошли до своей новой базы.
Северная военная флотилия превратилась в Северный флот 11 мая 1937 года, когда приказ об этом издал нарком обороны Климент Ворошилов. Вскоре моряки-североморцы приняли и боевое крещение, приняв участие в Советско-финской войне 1939-1940 годов: советские корабли заняли порты Лиинахамари и Петсамо, отрезав Финляндию от получения помощи с севера и обеспечив безопасный путь снабжения наступавшим в этом районе советским войскам. Но главной проверкой боеготовности и мужества моряков Северного флота стала Великая Отечественная война. Северный путь стал важнейшим маршрутом, по которому в Советский Союз приходили морские караваны союзников, и именно обеспечение их безопасности стало главной задачей североморцев. Надводные корабли принимали союзнические конвои и охраняли их, а подводные лодки охотились на фашистские корабли и субмарины, стремясь не подпустить их к караванам, а еще лучше — запереть в портах базирования.
Став активно действующим флотом в составе советского ВМФ, имеющим выход на оперативный простор, Северный флот быстро наращивал силы. Достаточно сказать, что на 22 июня 1941 года в его составе было всего 30 боевых кораблей и подлодок, а к середине 1945-го – уже 255! Двенадцать кораблей, частей и соединений Северного флота в годы войны получили звание гвардейских, 47 стали орденоносными. В год 20-летия Победы Краснознаменным стал и сам флот, доказав, что в суровых северных морях военные моряки и через десятки лет могут завоевать такую же славу, как их товарищи в более теплых широтах.
Обложка: https://www.reddit.com
Группа «Северный флот» сейчас
Релиз нового альбома «ИNОЙ» состоялся 13 апреля 2018 года. Ключевым определением этого альбома является эксперимент. Участники группы характеризуют его как чистое творчество, музыка без ориентиров на направление и стиль. После релиза группа провела 9 презентаций новой концертной программы в крупных городах России.
Альбом «ИNОЙ» группы «Северный Флот» 2018 года
В преддверии лета, 27 мая 2018 года, группа выступила на 17 ежегодном международном рок-фестивале «ОКНА ОТКРОЙ-2018». Помимо этого, участники группы «Северный флот» и Алексей Горшенёв, младший брат погибшего лидера, планируют 19 июля провести концерт памяти Михаила Горшенёва в Санкт-Петербурге, в клубе «А2». А уже 4 августа 2018 года коллектив выступит на фестивале «Нашествие» в Большом Завидово.
Песня «Ленинград» группы «Северный Флот»
Каждый трек на выступлении группы «Северный флот» сопровождает уникальный видеоряд. 20 апреля 2018 года представлен новый ролик в жанре кинозарисовки на песню «Ленинград». Увидеть его можно вживую на каждом выступлении группы. Осенью 2018 года, а именно 9 октября, в городе Абакан состоится презентация нового альбома.
У группы есть аккаунт в социальной сети «Инстаграм», где несколько тысяч подписчиков. Однако более активно официальное сообщество во «ВКонтакте», где десятки тысячи фанатов.
«Обслуживание принципиально нового морского вооружения»
Одновременно с пунктом размещения в Гаджиеве проводятся работы по совершенствованию жилой и социальной инфраструктуры. Во время посещения гарнизона Шойгу поручил командованию Северного флота подготовить комплексный план благоустройства городка.
«В настоящее время в гарнизоне ведётся строительство трёх жилых домов на 300 квартир. Всего в жилом микрорайоне спланировано к строительству восемь домов, пять из которых уже сданы и заселены», — сообщает пресс-служба Минобороны РФ.
Как пояснил в комментарии RT директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберёзкин, Минобороны РФ планирует создать в Гаджиеве полноценный военный городок, где будут комфортно проживать моряки и члены их семей. Достойные условия жизни — необходимый в современном мире стандарт службы военных, отметил эксперт.
- Жилой комплекс в Гаджиеве
В настоящее время, помимо Гаджиева, ведётся модернизация инфраструктуры базирования субмарин в колыбели атомного подводного флота России — населённом пункте Заозёрск. По словам командующего Северным флотом адмирала Александра Моисеева, совершенствование пунктов дислокации подлодок происходит параллельно с освоением новых субмарин.
«Мы продолжаем её (инфраструктуру. — RT) успешно использовать и модернизировать, строить новые причалы и хранилища, системы для приёма, перегрузки и обслуживания принципиально нового морского вооружения», — сказал ранее Моисеев.
Как отметил Подберёзкин, Северный флот благодаря атомным подлодкам обладает высокой степенью автономности, но без удобных береговых баз он не может нормально функционировать.
«Любому кораблю необходимо регулярно возвращаться в порт приписки, проходить обслуживание, плановый ремонт, пополнять запасы. Мощные крейсеры Северного флота — сложная военно-морская техника, их обслуживание и их подготовка к выходу в море создаёт большую нагрузку на береговую инфраструктуру», — пояснил Подберёзкин.
Также по теме
«Модернизация практически на всех флотах»: как обновляются российские военно-морские базы
В 2021 году на Балтийской военно-морской базе будет завершено строительство улучшенного причального фронта для приёма эсминцев,…
Совершенствование системы базирования Северного флота имеет исключительное значение для военно-морского флота и российского государства. Об этом в беседе с RT заявил академический советник Российской академии ракетных и артиллерийских наук Владимир Кикнадзе, проходивший в прошлом службу в ВМФ.
«Береговая инфраструктура, безусловно, помогает в эксплуатации морской техники и помогает раскрывать её боевой потенциал. К сожалению, наша страна неоднократно сталкивалась с тем, что новые типы техники поступали на вооружение без подготовленной для этого инфраструктуры обслуживания», — констатировал Кикнадзе.
Как полагает эксперт, Минобороны РФ извлекло урок из ошибок прошлого и учитывает в своих планах необходимость постоянной модернизации системы базирования под нужды эксплуатации новых образцов военно-морской техники.
«Здесь мы видим абсолютно верное решение. Сейчас, когда начинают строиться корабли нового класса, запускается процесс модернизации инфраструктуры, что позволяет впоследствии принимать эти корабли в состав флота», — добавил Кикнадзе.
Театр военных действий
Театром военных действий советских субмарин стала обширная акватория Баренцева и Норвежского морей. Этим были обусловлены весьма протяженные по сравнению с внутренними морями походы подводных лодок. Другим качественно был и состав ВМФ противника. Если на Черном и Балтийском море противник не использовал для активных действий крупные надводные корабли, то на Севере ситуация была иной. На порты оккупированной Норвегии в различное время базировался целый ряд крупных кораблей германского флота, включая тяжелые крейсеры и крупнейший немецкий линейный корабль «Тирпиц».
Советская база в Полярном. (moremhod.info)
Состав же Северного флота был таков, что активно бороться с крупными кораблями было возможно лишь силами авиации и подводных лодок. Качественно иными были и основные цели. Если Черноморскому и Балтийскому флотам нередко приходилось атаковать отдельные суда противника, то подводникам Северного флота чаще надлежало вести борьбу с хорошо охраняемыми конвоями врага. Правда, гораздо меньшей была угроза со стороны наземных сил противника. Если на Черном и Балтийском морях немецкие войска и их союзники вплотную подходили и овладевали базами советских субмарин, то на Севере им так и не удалось приблизиться к пунктам базирования подводных лодок.
Прощаться не будем (2018)
Щит и меч
Таким образом, уже через пару лет Северный флот будет существенно усилен новыми и модернизированными надводными кораблями. СФ сможет сформировать две-три боевые ударные надводные группы и постоянно проводить операции в водах Северной Атлантики и Средиземного моря.
В составе СФ имеется и береговая ракетная бригада — четыре дивизиона комплекса «Бастион» и один комплекс «Бал». Береговые ракетные комплексы, развернутые на Кольском полуострове, могут держать под своим контролем не только морские цели в Норвежском море и водах Северной Атлантики, но и объекты НАТО, развернутые на севере Норвегии, включая радиолокационный комплекс в Варде.
В ближайшем будущем стоит ожидать и формирования полка на воздушных кораблях Миг-31, одна из эскадрилий может получить на вооружение комплекс «Кинжал». По факту возродится знаменитая морская ракетоносная авиация Северного флота, но уже в новом качестве.
Если в настоящее время СФ имеет всего два носителя комплексов «Калибр», то уже через пару-тройку лет флот будет иметь их не менее шести. Причем к «Калибру» присоединится еще и гиперзвуковой «Циркон»; оба этих комплекса могут использоваться с одних и тех же пусковых установок, включая противокорабельные ракеты «Оникс».
Ледовый щит
Военнослужащий у берегового ракетного комплекса «Бал»
Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо
Благодаря такому увеличения морской, воздушной и береговой ракетной мощи СФ сможет держать под прицелом своего разнообразного дальнобойного оружия весь северный фланг НАТО, включая ключевые для альянса объекты, такие как авиабазы Кефлавик в Исландии и Буде в Норвегии; радары противоракетной обороны США в Файлингдейлсе (Британия) и Туле на острове Гренландия; пункт базирования английских морских ядерных сил Клайд (Британия) и другие. Не стоит забывать, что и восточное побережье США окажется под прицелом «Калибров» и «Цирконов», кораблей и подводных лодок Северного флота.
В 2014 году Северный флот был преобразован в оперативно-стратегическое командование, по сути он стал пятым военным округом. В связи с новым статусом СФ получил и новые задачи, среди которых — оборона российского арктического побережья и Северного морского пути, а также противовоздушная оборона России.
Обновлённый флот сможет успешно проводить морские операции во всех районах Мирового океана и быть надежным ракетно-ядерным щитом и мечом России.
Военное присутствие
До конца 2018 года вблизи Мурманска должно завершиться строительство радиолокационной станции «Воронеж», которая заменит советскую РЛС «Днепр». Новая станция станет северным форпостом национальной системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).
Также по теме
Холодный расчёт: как Россия обходит Запад в военном освоении Арктики
Два года назад, 1 декабря 2014-го, к выполнению боевых задач приступило Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север». Эта…
Одним из вызовов для «Севера» является грядущее усиление в регионе боевой авиации стран— членов НАТО. До 2024 года норвежские ВВС полностью завершат перевооружение на истребители пятого поколения F-35. В общей сложности Осло получит 52 самолёта, которые по ударным возможностям будут превосходить F-16.
Канада способна развернуть в Арктике более 70 истребителей F-18 и планирует пополнить эскадрильи беспилотными аппаратами. США намерены после 2020 года обновить авиапарк 11-й воздушной армии, дислоцированной на Аляске. Все F-16 на базе Эйельсон будут заменены на F-35.
В планах России — восстановить к 2020 году 13 военных аэродромов, которые использовались в советский период. В ближайшее время должны завершиться работы по реконструкции и последующей модернизации 10 объектов. Все аэродромы расположены за полярным кругом.
На аэродромах разместятся бомбардировщики Су-24, истребители-бомбардировщики Су-34, штурмовики Су-25, истребители-перехватчики МиГ-31, вертолёты различного типа. Ожидается, что восстановленными взлётно-посадочными полосами будут пользоваться для дозаправки стратегические бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-160.
Также по теме
Зачем России арктические войска: чем отличается новая военная доктрина страны от предыдущей
Военный эксперт, полковник запаса Виктор Мураховский считает, что военная доктрина Российской Федерации, опубликованная сегодня на…
Прикрытием авиации и защитой неба над просторами Арктики займётся новая дивизия ПВО, которая будет развёрнута в 2018 году на архипелаге Новая Земля, в посёлках Тикси и Диксон. К 2019 году Минобороны РФ рассчитывает завершить формирование щита противовоздушной обороны от Новой Земли до Чукотки.
Активное освоение Заполярья начали с уборки мусора, накопившегося ещё в советское время. Основную часть отходов в Арктике составляют 200-литровые бочки из-под нефтепродуктов. Экологические взводы Северного флота прессуют цистерны, погружают их в транспортные контейнеры и отправляют на материк для утилизации. За три года из Арктики вывезли свыше 10 тыс. тонн металлолома.
В течение 2017 года запланировано вывезти с бывших советских баз и передать на утилизацию около 600 тонн металлолома. На данный момент уборка мусора осуществляется на островах Кильдин и Котельный, где в скором времени должна разместиться 99-я тактическая бригада Северного флота.
Над водой
Основными надводными силами флота остаются 43-я дивизия ракетных кораблей и 14-я бригада противолодочных кораблей.
43-я дивизия по праву может называться дивизией адмиралов. Она включает авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», два атомных крейсера «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эсминец «Адмирал Ушаков», а также фрегат «Адмирал Горшков».
Авианосец «Адмирал Кузнецов» проходит ремонт, несколько затянувшийся из-за аварий. Обновленный корабль вернётся в строй в 2022 году. Это единственный авианосный корабль российского ВМФ, его замена последует не скоро. Он жизненно важен в плане сохранения и развития палубной авиации. Для базирования на корабле в составе авиации Северного флота находятся два полка корабельных истребителей Су-33 и Миг-29, а также полк корабельных вертолетов.
Ледовый щит
Тяжёлый атомный ракетный крейсер Северного флота РФ «Петр Великий»
Фото: РИА Новости/Павел Львов
Атомный крейсер «Адмирал Нахимов» проходит модернизацию, после которой он станет настоящим ракетным арсеналом. Одних ракет «Калибр» или «Циркон» он сможет нести 80 штук. «Нахимов» вернется в состав флота также в 2022 году. Следом в ракетный арсенал должен превратиться «Петр Великий».
Главным калибром надводных сил постепенно становятся фрегаты проекта 22350. Головной «Адмирал Горшков» уже несколько лет входит в состав 43-й дивизии. В прошлом году этот корабль совершил кругосветный поход. В нынешнем закончит свои испытания его собрат «Адмирал Касатонов». 22 мая «Северная Верфь» спустила на воду уже третий фрегат этой серии «Адмирал Головко», он также войдет в состав флота в 2022 году.
Архив блога
Важнейшие события из истории Северного флота
Основными задачами Северного флота ВМФ России являются:
- поддержка боеготовности морских ядерных сил;
- защита экономических зон на территории, которая входит в зону ответственности подразделения;
- обеспечение безопасного судоходства на подконтрольной территории;
- внешнеполитическая деятельность.
История этой структуры берет свое начало в первый день лета 1933 года, когда была создана Северная флотилия. Спустя всего 4 года она была реструктурирована и объединена в Северный флот, который продолжает функционировать и по сей день, пополнившись своевременной техникой.
Первое “крещение огнем” новообразованный флот осуществил уже в 1940 году во время советско-финляндской войны. Исходом вступления в военные действия Северного флота стало лишение противника ожидаемой помощи с моря.
На начало Великой Отечественной войны, состав северного подразделения морского флота насчитывал 15 подлодок, 8 эскадренных миноносцев и 115 боевых самолетов. К концу войны количество военной техники в составе Северного флота утроилось.
Достижения флота в период боевых действий 1941-45 гг.:
- уничтожено свыше 200 единиц боевой морской техники и кораблей;
- уничтожено более 1200 самолетов противника;
- проведено более 1500 конвоев по Северному ледовитому океану;
- истреблены десятки тысяч солдат противника.
Но и потери флота во время Великой Отечественной войны оказались достаточно значимыми. Чего только стоит потеря трех известных эсминцев с именами “Деятельный”, “Сокрушительный”, “Стремительный” и несколько десятков подводных лодок.
Во время Второй мировой корабли «северян» всегда участвовали в сопровождении и охране конвоев союзников, которые шли в Мурманск по ленд-лизу
Участие в войне не осталось незамеченным, и за вклад в победу над противником Северный флот удостоился ордена Красного Знамени.
В послевоенные годы краснознаменный Северный флот преобразуется в ракетоносный, атомный и океанский.
Начало осени 1955 года ознаменовалось стартом баллистической ракеты с подлодки. Это произошло в Белом море, событий стало первым в мире.
В 1959 году в состав флота вступила первая отечественная подлодка “Ленинский комсомол”. В это же году ее командир получил звание Героя Советского Союза.
В 1966 году подлодки Северного флота совершили кругосветное плавание. Техника прошла 25 тыс. миль, и за весь путь ни разу не поднялась на поверхность.
В отличие от тихоокеанского флота ВМФ, развитие Северного флота продолжилось и после развала Советского Союза. Его обошел упадок, поражающий военные образования РФ с 1991 по 2000 год. С 1991 года и по сегодняшний день с флагмана Северного флота в небо взлетают самолеты палубной авиации.
История создания
Именно в Архангельске появилась первая северная судоверфь. Соответствующий приказ царя Петра I вышел в 1693 году, а через год фрегат «Святой Павел» и яхта «Святой Петр», совместно с купленным кораблем «Святое пророчество», защищали купеческие караваны при переходе в Балтику.
Русские гавани и прибрежная полоса периодически подвергались грабежу шведов, поэтому в 1740 году была сформирована эскадра кораблей охраны. Они стерегли акваторию от Карского до Норвежского моря.
Много воды утекло с тех лет, менялись корабли, экипажи и времена, первая полноценная северная флотилия была образована только в 1933 году. Народный комиссар обороны того времени подписал указ о направлении кораблей Балтийского флота в Кольский залив для несения службы с постоянной точкой базирования в городе Мурманске. Командующим Северной флотилией стал флагман 1-го ранга Захар Александрович Закупнев. В состав флотилии вошли два эскадренных миноносца, два сторожевых корабля и две подводные лодки.
Для содержания флота требовалась постоянная база на Севере, и в 1933 году началось строительство в Полярном. Погодные условие не способствовали строительному процессу, но людей это не останавливало. Уже спустя два года база готова, и с эскадренного миноносца «Карл Либкнехт» был дан 21 залп в честь перехода кораблей Северного флота на постоянное место базирования.
Хронология гербов России
Даты | Изображение | Название |
---|---|---|
1917 — 1918 гг. | Эмблема Российской Республики | |
1918 — 1922 гг. | Герб Комитета освобождения народов России | |
с 1922 | Герб Российской Демократической Федеративной Республики |
Данная статья является частью Мира Российского государстваПраво редактировать её имеет только участник George Volkov. |
Мир Российского государства |
|
---|---|
Страны | Россия ( Российское государство • РСФСР • Дальний Восток) • США • Германия ( Третий Рейх) • Югославия • Китай ( Центральное правительство) • ОАР |
Личности | Лавр Корнилов • Александр Колчак • Николай Авксентьев • Владимир Вольский • Владимир Ульянов • Виктор Чернов • Петр Врангель • Борис Савинков • Константин Воскобойник • Андрей Аргунов • Виктор Пепеляев • Адольф Гитлер • Павел Милюков • Иван Ильин • Владимир Харжевский • Алексей Елизаветин • Владимир Поремский • Георгий Игнатьев • Владимир Гранитов • Виктор Черномырдин • Николай Рыжков • Николай Травкин • Александр Беллен • Виктор Христенко • Михаил Касьянов • Ирина Прохорова • Михаил Прохоров |
Войны | |
См. также Государства Европы (Мир Российского государства) |
Структура военно-морского флота РФ
В состав Военно-морского флота входят следующие силы:
- Надводные силы.
- Подводные силы.
- Морская авиация:
- береговая;
- палубная;
- Береговые войска флота:
- Морская пехота;
- Войска береговой обороны.
Кроме того, существует Гидрографическая служба ВМФ, которая относится к Главному управлению навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации.
Надводные силы
Надводные силы – род сил Военно-Морского Флота.
Надводные силы используются для:
- защиты морских коммуникаций;
- перевозки и прикрытия десантов;
- минирования и разминирования водного ТВД и территориальных вод;
- обеспечения выхода и развертывания подводных сил, возвращения их на базы.
Выполнение боевых задач надводными силами может быть осуществлено как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами сил флота.
Подводные силы
Подводные силы используются для нанесения ударов по морским и континентальным целям и для разведывательных целей. Атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами – часть триады Российских стратегических сил. Также на вооружении флота состоят дизельные подводные лодки разных классов, вооруженные как торпедным, так и ракетным вооружением.
Морская авиация
Морская авиация предназначена для:
- поиска, целеуказания и уничтожения надводных кораблей и подводных лодок противника в океане;
- нанесения бомбовых и ракетных ударов;
- отражения атак самолётов и противокорабельных ракет.
Береговые войска флота
Задачи береговых войск (БВ) флота:
- оборона побережья (военно-морских баз, портов, пунктов базирования и береговых объектов);
- ведение боевых действий в составе морских, воздушных и воздушно-морских десантов.
Береговые войска включают 2 рода войск: береговые ракетно-артиллерийские войска и морскую пехоту.
Каждый род войск решает определённые целевые задачи самостоятельно и во взаимодействии с другими родами войск БВ и сил ВМФ, а также с соединениями и частями других видов Вооружённых Сил и родов войск.
Оснащены БВ преимущественно вооружением и техникой общевойскового типа, однако, имеют на вооружении береговые ракетные комплексы (БРК) противокорабельных управляемых ракет (ПКР), стационарные и подвижные артиллерийские установки, предназначенные для поражения морских и наземных целей, специальные (морские) средства разведки и др.
Итоги боевых действий
На данный момент достоверно известно об уничтожении подводными лодками Северного флота за годы Великой Отечественной войны двадцати транспортов, подводной лодки, семи охотников за подводными лодками, четырех сторожевых кораблей и пяти мотоботов. Еще семь транспортов, госпитальное судно, два охотника за подводными лодками и два сторожевика погибли на минах, выставленных советскими субмаринами. Еще целый ряд немецких и норвежских судов получили различные повреждения.
Собственные потери составили двадцать две подводные лодки. При этом если на Балтике или Черном море ряд субмарин был уничтожен при оставлении портов (Севастополь, Таллин, Лиепая и др.), то на Северном флоте все погибшие лодки были потеряны во время боевых походов. Достоверно установлены обстоятельства гибели пяти лодок. Еще семнадцать субмарин не вернулись из походов, Обстоятельства гибели еще 17-ти субмарин точно неизвестны. Предположительно, основной причиной их гибели стали минные заграждения противника, которые за все войны лодки Северного флота пересекали более тысячи раз. Возможно, несколько подлодок погибли в результате аварий и неисправностей. Постепенно в силу случайностей или систематического поиска выясняются судьбы погибших субмарин и их экипажей.