Бесшумность и оснащение «калибрами»: какими возможностями будут обладать новые подлодки тихоокеанского флота

Сравнительные характеристики различных образцов

Образец No.1 Mk I No.1 Mk III No.4 Mk I No 5 Mk 1
Патрон: .303 (7,7×56 mm R) .303 (7,7×56 mm R) .303 (7,7×56 mm R) .303 (7,7×56 mm R)
Длина, мм: 1260 1132 1129 1003
Длина ствола, мм: 767 640 640 478
Масса, кг: 4,19 3,96 4,11 3,24

Варианты и модификации

Модель/Марка Время эксплуатации
Magazine Lee-Enfield 1895—1926
Charger Loading Lee-Enfield 1906—1926
Short Magazine Lee-Enfield Mk I 1904—1926
Short Magazine Lee-Enfield Mk II 1906—1927
Short Magazine Lee-Enfield Mk III/III* 1907 — настоящее время
Short Magazine Lee-Enfield Mk V 1923—1926 (Trials Only)
Rifle No. 4 Mk I 1939 — настоящее время
Rifle No. 4 Mk I* 1941 — настоящее время
Rifle No 5 Mk I «Jungle Carbine» 1944 — настоящее время
Rifle No. 4 Mk 2 1947 — настоящее время
Rifle 7.62mm 2A1 1965 — настоящее время

AIA M10 — модернизированный вариант под патрон 7,62х51 мм НАТО с пластмассовой ложей и прицельной планкой. Используют канадские рейнджеры

Также существовали автоматические винтовки, переоборудованные в ручные пулемёты, конструкторов Чарльтона, Уо, Хоуэлла, Говарда Фрэнсиса, Ридерса и Элкинса.

Боевое применение

8 декабря 2015 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-237 «Ростов-на-Дону» выполнила пуск 4 ракет комплекса «Калибр-ПЛ» из восточной части Средиземного моря по двум крупным пунктам террористов ИГ (запрещенная в России террористическая организация) на территории провинции Ракка в Сирии. Это был первый в истории подводного флота ВМФ РФ случай нанесения ракетного удара по реальному противнику.

30 мая 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-265 «Краснодар» выполнила пуск ракет комплекса «Калибр-ПЛ» по позициям боевиков, находящихся восточнее Пальмиры. 23 июня 2017 эта же лодка вновь нанесла удар по объектам ИГ в Сирии.

14 сентября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводные лодки Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино» выпустили 7 ракет комплекса «Калибр-ПЛ» по объектам группировки ИГ в Сирии. Дальность удара составила от 500 до 670 км.

22 сентября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-268 «Великий Новгород» выпустила 3 ракеты комплекса «Калибр-ПЛ» по объектам террористической группировки «Джебхат-ан-Нусра» в провинции Идлиб. Дальность до целей составила около 300 км.

05 октября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводные лодки Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино» выпустили 10 ракет комплекса «Калибр-ПЛ» по объектам группировки ИГ в Сирии.

31 октября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-268 «Великий Новгород» выпустила 3 ракеты комплекса «Калибр-ПЛ» по объектам боевиков ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор в районе Аль-Букемаль.

03 ноября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-271 «Колпино» выпустила 6 ракет комплекса «Калибр-ПЛ» по объектам боевиков ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор в районе Аль-Букемаль.

Сноски и источники

  1. ↑  (недоступная ссылка). Адмиралтейские верфи.
  2.  (недоступная ссылка). admship.ru. Дата обращения: 17 декабря 2011.
  3. . admship.ru. Дата обращения: 24 июля 2020.
  4. . Российская газета. Дата обращения: 24 марта 2017.
  5. . Regnum. Дата обращения: 29 декабря 2018.
  6. . www.korabel.ru. Дата обращения: 29 декабря 2018.
  7. . www.militarynews.ru (29 декабря 2014).
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 октября 2015.
  9. . flotprom.ru. Дата обращения: 15 января 2019.
  10. . flotprom.ru. Дата обращения: 15 января 2019.
  11. . flotprom.ru.
  12. . Российская газета. Дата обращения: 24 октября 2020.
  13. . (26 октября 2020). Дата обращения: 4 декабря 2020.
  14. . (26 марта 2021). Дата обращения: 26 марта 2021.
  15. . armstrade.org. Дата обращения: 7 апреля 2021.
  16. ↑ . ТАСС. Дата обращения: 6 февраля 2021.
  17. flotprom.ru. . . Дата обращения: 18 марта 2021.

Морское обновление

Главные приоритеты развития ВМФ определены в указе президента об основах государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года, который Владимир Путин подписал ещё в 2017 году.

Также по теме

От «Варшавянки» до «Калины»: какие неатомные подлодки увеличат боевую мощь ВМФ России

Тихоокеанский флот России получит шесть дизель-электрических подлодок проекта 636.3 «Варшавянка» до 2025 года, сообщил заместитель…

В марте 2019 года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу заявил, что в соответствии с госпрограммой вооружения до 2027 года российский Военно-морской флот пополнят более 180 новых кораблей и судов.

29 июля 2019 года, принимая Главный военно-морской парад по случаю Дня ВМФ России, Владимир Путин заявил, что флот «осваивает новейшую технику, эффективно использует и разрабатывает не имеющие аналогов в мире перспективные инженерные и конструкторские решения».

«Только в этом году состав ВМФ пополнят 15 кораблей и боевых катеров. Обновляются морская авиация и береговые войска, совершенствуется инфраструктура военно-морских баз, восстановлена практика кругосветных походов», — подчеркнул президент России.

По его словам, уникальные образцы российских вооружений — гарантия того, что флот сможет дать «достойный отпор любому агрессору».

Президент отметил, что «уровень современных образцов вооружения и военной техники на флоте превысил 62%» и государство не намерено на этом останавливаться, а будет продолжать процесс перевооружения ВМФ.

Ходовая часть

Для подзарядки аккумуляторов этой подводной лодке не нужно всплывать на поверхность, достаточно поднять РДП (их еще называют шнорхелями), чтобы обеспечить доступ забортного воздуха и удаление продуктов сгорания топлива. Дизель применен малодымный, что снижает заметность корабля в открытом море.

Использованы и другие новшества. Основной дизель (5,5 тыс. л. с.) не служит для приведения судна в движение, его назначение состоит только в приведении в движение ротора генератора зарядки аккумуляторов. В надводном положении ход обеспечивает экономичный мотор (мощностью 130 л. с.), а еще два (по 102 л. с.) являются резервно-маневровыми. Кинематическая схема такова, что все три двигателя работают на один винт. Он тоже особенный, шестилопастной, что позволяет вращать его с меньшей скоростью (250 об./мин.), производя, соответственно, и шума меньше.

«Варшавянка» сегодня, 636-й проект

Несмотря на немалый возраст проекта, потребность в лодках класса «Варшавянка» остается насущной, к тому же у корабля есть немалый экспортный потенциал. ВМС Индии имеют на вооружении десяток единиц этих ПЛ, два ходят под алжирским флагом, есть они и у польского флота. Закупает их и Китай для своих ВМС. После разрушения мировой социалистической системы перестал действовать Варшавский договор коллективной безопасности (в честь которого и был назван проект), многие образцы советской техники, в том числе и самые современные, оказались в арсеналах стран НАТО. Для того чтобы сохранить потенциал подводных сил на должном уровне, потребовалась срочная модернизация материальной части флота. Так как общая схема и концепция корабля представляются удачными, существенных изменений в общую конструкцию внесено не было. Подводная лодка «Новороссийск» проекта «Варшавянка» нового образца заложена в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях в августе 2010 года, знаменуя начало серии усовершенствованного проекта, получившего индекс 636. В ближайшие годы планируется спустить на воду еще пять подобных кораблей. Следующими станут «Ростов-на-Дону» и «Старый Оскол», остальные подлодки также будут названы в честь городов воинской славы. Новые единицы предназначены для усиления Черноморского Флота Российской Федерации. В их конструкции учтен весь опыт судостроения и применены последние достижения навигационной, акустической и вычислительной техники. Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» на вооружении будут иметь крылатые ракеты «Калибр» с боевым радиусом до 2 500 км.

Защита прибрежной зоны

Как отмечают эксперты, «Варшавянки» являются основой российского неатомного подводного флота.

«Они предназначены для работы в ближней зоне, охраны границ на Черноморском театре военных действий, на Севере и Тихом океане. Подобные корабли очень важны, так как обладают способностью дальнего обнаружения сил противника и применения оружия из прибрежной зоны. Это позволяет им предотвращать проникновение на территорию вражеских кораблей», — пояснил в беседе с RT контр-адмирал в отставке Герой России Всеволод Хмыров.

В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что одним из главных преимуществ «Варшавянки» является её низкая шумность, из-за которой она получила неофициальное прозвище Чёрная дыра».

  • Подводная лодка «Волхов» во время испытаний

«Конструкция подводной лодки уникальна. Специальное покрытие и малошумные двигатели позволяют создать такие условия, при которых издаваемый субмариной шум сравним с естественным шумом океана. Не зря в НАТО её прозвали Чёрной дырой», — рассказал в беседе с RT Юрий Кнутов.

Также по теме

«Надёжная защита от вероятного нападения»: как развивается программа по созданию атомных подводных лодок класса «Борей»

Первый серийный ракетоносец проекта 955А («Борей-А») «Князь Олег» спущен на воду со стапелей завода «Севмаш». До конца года…

Как отмечают специалисты, наличие ракетного вооружения существенно расширяет возможности данных кораблей: из предназначенных для берегового охранения субмарин они фактически превращаются в «подводные ракетоносцы», способные поражать цели на расстоянии до 1,5 тыс. км.

«Крылатые ракеты «Калибр» уже показали свою высокую эффективность. А систему, с помощью которой из торпедного аппарата можно запускать разные типы снарядов, и вовсе можно назвать прорывной технологией. И Россия продолжает развивать это направление», — говорит Кнутов.

По его словам, об успешности проектов 877 и 636 красноречиво свидетельствует высокий интерес к ним со стороны иностранных государств, в том числе Индии и Китая.

«Наши подлодки пользуются успехом, потому что их крайне сложно обнаружить. Это и привлекает иностранных заказчиков. Сделать что-либо подобное в других странах пока не смогли», — подчеркнул Кнутов.

В свою очередь, Всеволод Хмыров отметил высокую надёжность российских субмарин.

«И Советский Союз, и Россия выпускали и продолжают выпускать очень надёжную, неприхотливую технику. У иностранных покупателей именно эти качества являются одними из основных при выборе производителя», — заключил аналитик.

* «Исламское государство» (ИГ, ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

Третье поколение

Подлодки проекта 636.3 «Варшавянка» относятся к третьему поколению подводных кораблей и являются продолжением советских дизель-электрических субмарин проектов 636 и 877, разработанных ЦКБ МТ «Рубин» (Санкт-Петербург).

  • Дизельная подводная лодка «Краснокаменск» класса «Варшавянка» во Владивостоке
  • РИА Новости

Своё необычное название «Варшавянка» унаследовала от проекта 636 — лодки были предназначены для экспорта в страны Варшавского договора в годы холодной войны. В 1990— 2000-х годах упрощённые модификации «Варшавянки» также экспортировались в Китай, Алжир и Вьетнам. Всего было изготовлено и продано за рубеж около 20 таких подлодок.

Длина субмарины проекта 636.3 составляет 74 м, ширина — 10 м, водоизмещение — около 2,3 тыс. т, глубина погружения — 300 м, автономность — 45 суток, подводная скорость — 20 узлов (37 км/ч), экипаж — 52 человека. «Варшавянка» относится к классу подлодок третьего поколения, но оснащена современным оборудованием, которое позволяет в значительной степени автоматизировать процессы управления.

Одним из главных достоинств лодок проекта 636.3 является их предельно малая шумность — на Западе их за это называют «Чёрной дырой».

Также по теме

«Идеальный перехватчик»: как подлодка «Лира» стала самой быстрой субмариной советского флота

50 лет назад в Ленинграде со стапелей сошла первая атомная подлодка К-64 проекта 705 «Лира». Это была первая в мире серийная…

Особенностью подлодок проекта 636.3 является их оснащение комплексом ударного ракетного вооружения «Калибр-ПЛ» и обновлённым радиоэлектронным оборудованием. Также подлодка оборудована шестью торпедными аппаратами калибр 533 мм.

Боевое крещение «Варшавянка» получила в декабре 2015 года у берегов Сирии, произведя пуски по боевикам «Исламского государства»*. Это были первые в истории российского флота ракетные удары из подводного положения в условиях реальных боевых действий.

В марте 2019 года Минобороны сообщило, что на стадии строительства находятся шесть субмарин серии «Варшавянка», предназначенных для Тихоокеанского флота. При этом в ведомстве подчеркнули, что все корабли будут изготовлены с применением новых гидроакустических пластин, которые позволят «полностью скрыть подводные лодки от радаров».

Применение новых технологий вкупе с современным вооружением делает эти подлодки одними из самых востребованных российскими моряками, отметил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов.

«В проект строительства вносят определённые корректировки, поскольку появляются новые технологии, но главное — эти малошумные подлодки приспособлены для стрельбы «Калибрами». Американцы и натовцы дали этим моделям название«Чёрная дыра», потому что не смогли засечь их на своих радарах. Естественно, при строительстве их лучшие качества сохранятся и будут добавлены наработки, которые появились за время применения этих лодок, в том числе и для решения боевых задач в территориальных водах Сирии», — рассказал эксперт.

Представители серии

Схема проекта 877

Схема проекта 636

Подводные лодки типа «Варшавянка», объединяющего проекты 877 и 636 и их модификации, являются основным классом НАПЛ – неатомных подводных лодок, производимых в России. Они стоят на вооружении как российского, так и ряда зарубежных флотов. Проект, разработанный в конце 1970-х годов, считается весьма удачным, поэтому строительство серии, с рядом усовершенствований, продолжается и в 2010-х годах.

Название Верфь Зав. № Закладка Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние Прим.
Проект 636
366 Yuan Zhend 66 Hao Адмиралтейские верфи 01616 16.07.1996 26.04.1997 26.08.1997 ВМС Китая В строю
367 Yuan Zhend 67 Hao Адмиралтейские верфи 01327 28.08.1997 18.06.1998 25.10.1998 ВМС Китая В строю
Проект 636М
368 Yuan Zhend 68 Hao Адмиралтейские верфи 01329 18.10.2002 27.05.2004 20.10.2004 ВМС Китая В строю
369 Yuan Zhend 69 Hao Адмиралтейские верфи 01330 18.10.2002 19.08.2004 05.2005 ВМС Китая В строю
370 Yuan Zhend 70 Hao Адмиралтейские верфи 01331 2004 04-05.2005 05.2005 ВМС Китая В строю
371 Yuan Zhend 71 Hao Адмиралтейские верфи 01332 2004 26.05.2005 2005 ВМС Китая В строю
372 Yuan Zhend 72 Hao Адмиралтейские верфи 01333 2004 26.08.2005 30.05.2006 ВМС Китая В строю
373 Yuan Zhend 73 Hao Красное Сормово 01611 07.1992 08.05.2004 05.08.2005 ВМС Китая В строю
374 Yuan Zhend 74 Hao Севмаш 01701 29.05.2003 21.05.2005 (04.06.2005) 17.11.2005 (30.12.2005) ВМС Китая В строю
375 Yuan Zhend 75 Hao Севмаш 01702 29.05.2003 14.07.2005 (17.07.2005) 24.11.2005 (30.12.2005) ВМС Китая В строю
021 Messali el Hadj Адмиралтейские верфи 01336 2006 20.11.2008 28.08.2009 ВМС Алжира В строю
022 Akram Pacha Адмиралтейские верфи 01337 2007 09.04.2009 29.10.2010 ВМС Алжира В строю
Проект 636.1
HQ-182 Hà Nội («Ханой») Адмиралтейские верфи 01339 24.08.2010 28.08.2012 07.11.201303.04.2014 ВМС Вьетнама В строю
HQ-183 Hồ Chí Minh («Хошимин») Адмиралтейские верфи 01340 28.09.2011 28.12.2012 16.01.201403.04.2014 ВМС Вьетнама В строю
HQ-184 Hải Phòng («Хайфон») Адмиралтейские верфи 01341 23.10.2012 28.08.2013 04.12.201401.08.2015 ВМС Вьетнама В строю
HQ-185 Khánh Hòa («Кханьхоа») Адмиралтейские верфи 01342 23.10.2012 28.03.2014 13.05.201501.08.2015 ВМС Вьетнама В строю
HQ-186 Đà Nẵng («Дананг») Адмиралтейские верфи 01343 01.07.2013 28.12.2014 02.02.201628.02.2017 ВМС Вьетнама В строю
HQ-187 Bà Rịa-Vũng Tàu («Вунгтау») Адмиралтейские верфи 01344 28.05.2014 28.09.2015 20.01.201728.02.2017 ВМС Вьетнама В строю
031 Ouarsenis («Уарсени») Адмиралтейские верфи 01346 2015 14.03.2017 02.10.201809.01.2019 ВМС Алжира В строю
032 Hoggar («Хоггар») Адмиралтейские верфи 01347 2016 29.06.2017 26.11.201809.01.2019 ВМС Алжира В строю
н/д Адмиралтейские верфи 01348 2020 ВМС Индии Рассматривается возможность строительства
н/д Адмиралтейские верфи 01349 2020 ВМС Индии Рассматривается возможность строительства
Проект 636.3
Б-261 «Новороссийск» Адмиралтейские верфи 01670 20.08.2010 28.11.2013 22.08.2014 ЧФ В ремонте В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-237 «Ростов-на-Дону» Адмиралтейские верфи 01671 21.11.2011 26.06.2014 30.12.2014 ЧФ В ремонте В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-262 «Старый Оскол» Адмиралтейские верфи 01672 17.08.2012 28.08.2014 03.07.2015 ЧФ В ремонте В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-265 «Краснодар» Адмиралтейские верфи 01673 20.02.2014 25.04.2015 05.11.2015 ЧФ В строю В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-268 «Великий Новгород» Адмиралтейские верфи 01674 30.10.2014 18.03.2016 26.10.2016 ЧФ В строю В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-271 «Колпино» Адмиралтейские верфи 01675 30.10.2014 31.05.2016 24.11.2016 ЧФ В строю В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-274 «Петропавловск-Камчатский» Адмиралтейские верфи 01614 28.07.2017 28.03.2019 25.11.2019 ТОФ В строю В составе 19-й БрПЛ ПрФлРС ТОФ
Б-603 «Волхов» Адмиралтейские верфи 01615 28.07.2017 26.12.2019 25.11.2020 ТОФ Швартовные испытания Передача флоту запланирована на 2020 год
Б-602 «Магадан» Адмиралтейские верфи 01616 01.11.2019 12.2020 25.11.2021 ТОФ Строится Передача флоту запланирована на 2021 год
Б-588 «Уфа» Адмиралтейские верфи 01617 01.11.2019 03.2021 25.11.2021 ТОФ Строится Передача флоту запланирована на 2021 год
Б-? «Можайск» Адмиралтейские верфи 01618 11.2020 12.2021 25.11.2022 ТОФ Готовится к закладке Подписан контракт
Б-? «Ижевск» Адмиралтейские верфи 01619 11.2020 03.2022 25.11.2022 ТОФ Готовится к закладке Подписан контракт

Цвета таблицы: Зелёный  — действующая в составе ВМФ России  Белый — не достроена Жёлтый  — действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно

Какое понижение температуры выдерживают розы. Что происходит с розами, когда наступают холода

Для получения декоративного эффекта, который ожидают от роз, их необходимо в холодное время года тщательно укрывать. Без этого розы могут погибнуть.Селекционные розы не имеют способности, как другие многолетние кустарники, вступать зимой в период покоя. Они встречают холода с новыми молодыми побегами и цветочными бутонами. Морозы заставляют растение входить в период покоя вынужденно. Но это состояние ничем не напоминает зимнюю спячку других кустарников. Чуть температура поднимается выше ноля, роза немедленно возобновляет сокодвижение и продолжает вегетацию. Эта особенность является главной причиной гибели роз зимой.Розы, в принципе, могут выдерживать морозы до -6оС и даже кратковременное понижение температуры до -12оС. Но соки в растении замерзают при температуре -3оС. Они превращаются в лед, который разрывает ткани побегов, образуя в них микротрещины. Старые побеги, в отличие от молодых невызревших, этих трещин (морозобоин) не боятся (вот почему перед зимовкой молодые побеги этого годанеобходимо обрезать). Но эти трещинки являются весьма уязвимым местом для проникновения внутрь побега болезнетворных бактерий. Стоит температуре достичь ноля, сокодвижение начинается, бактерии активизируются, проникают в растение и заражают его.Не произойдет заражения только в том случае, если розы будут укрыты, укрытие будет сухим и перепадов температуры не будет до весны, до той поры, когда укрытие с роз необходимо снимать.

Навигация

Европейские походы

Перебравшись через Атлантику и открыв новые земли на западе, викинги успешно продвигались и на восток: они прошли через всю Европу и проникли в Азию. Датские викинги расселились на северо-востоке Британских островов, совершая набеги на побережья Италии и Северной Африки.

Норвежские викинги, поселившиеся в устье Сены и других рек на севере Франции, добились от короля Франции прав на провинцию Руан, которую впоследствии назвали Нормандией. Шведы ходили торговыми путями от Балтийского до Черного моря, а оттуда в Константинополь, проложив путь из варяг в греки по рекам Древней Руси. Перебираясь из одной реки в другую, лодки перетаскивали по суше.

Конструкция ДЭПЛ 636.3 «Варшавянка»

Габариты подводной лодки позволяют скрываться на мелководье, Корпус сваривается и изгибается из специальной ненамагничиваемой стали имеет 6 отсеков. Постоянно совершенствуется материал покрытия. Вначале использовалась резина, затем перешли на композитные материалы «Молния», состав которых держится в секрете и с каждой строящейся новой лодкой усложняется. Используются виброизоляторы для всего крепежа к корпусу, фундаменты для тяжёлого оборудования из поглощающих шум материалов.

Устанавливаются 2 дизель-генератора по 1000 к Вт, которые питают эл.дв. 5500 л.с. В резерве 2 эл.дв. по 102 л.с. Экономический ход мощности 190 л.с. Можно возразить, мол, есть ВНЭУ и ТЭ и 5-е поколение «Варшавянок» к нему идёт – проект 677 «Лада». Но химический способ получения энергии тоже имеет недостатки, когда конструкторами они будут устранены, тогда и появятся новые «Варшавянки». Такие подлодки не могут преследовать и уклонятся от торпедных атак противника ввиду малой скорости. Поэтому и НАТОвские ПЛ типа U-212 и их последние модификации с анаэробными силовыми установками используют комбинацию с дизельными двигателями, по сути являясь дизельными. У АПЛ (атомных подводных лодок) всегда работает турбина, а дизель (с естественным уровнем шумов моря) можно и заглушить в противном случае – преимущество очевидное.

Новое поколение

Большое внимание командование ВМФ уделяет строительству неатомных подлодок четвёртого поколения. Речь идёт о проекте 677 «Лада»

На текущий момент в опытной эксплуатации находится подлодка «Санкт-Петербург». До 2021 года ВМФ должен получить «Кронштадт» и «Великие Луки». Причём субмарина «Кронштадт» уже была спущена на воду в сентябре 2018 года и в течение 2019-го должна выйти на испытания.

В ближайшее время Минобороны планирует подписать контракт на строительство ещё двух субмарин. Предполагается, что в будущем подлодки проекта 677 должны составить основу неатомного подводного флота России. Также РФ готова поставлять «Ладу» зарубежным партнёрам в модификации «Амур-1650».

Также по теме

«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России

В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…

Длина «Лады» — 67 м, ширина — 7 м, скорость — 21 узел (39 км/ч), водоизмещение — 1,7 тыс. т, глубина погружения — 300 м, автономность — 45 суток, экипаж — 35 человек. Подлодка способна выполнять задачи как в прибрежной зоне, так и на просторах Мирового океана.

Как и «Варшавянка», субмарина проекта 677 вооружена ракетным комплексом «Калибр-ПЛ» и оснащена шестью торпедными аппаратами. Однако «Лада» превосходит предшественницу по показателям малошумности и автоматизации. Подлодка оснащена уникальной системой боевого управления «Литий».

«Отличительными особенностями подводных лодок проекта 677 по сравнению с подводными лодками предыдущего поколения являются возможность ведения залповой ракетной стрельбы по морским целям и улучшенные характеристики радиоэлектронного вооружения», — говорится в материалах Минобороны РФ.

Субмарины проекта 677 будут совершенствоваться в процессе производства.

Данный агрегат разрабатывают три предприятия: ЦКБ МТ «Рубин», МКБ «Малахит» и Крыловский государственный научный центр (КГНЦ). По информации Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), ВНЭУ будут оснащены и «Лада», и субмарины пятого поколения, получившие шифр «Калина».

Как заявил ранее глава ОСК Алексей Рахманов, перспективная подлодка получит ряд преимуществ, которыми сейчас обладают ракетные крейсера стратегического назначения. Предполагается, что субмарина будет вооружена гиперзвуковым ракетным комплексом «Циркон».

  • Спуск на воду подлодки «Кронштадт»

По словам генерального директора ЦКБ МТ «Рубин» (разработчика «Калины») Игоря Вильнита, все ведущие мировые державы стремятся уменьшить габариты подлодок, увеличить их скорость, автоматизировать управление и минимизировать расходы на эксплуатацию.

В беседе с RT доктор военных наук Константин Сивков сообщил, что с большой вероятностью «Калина» будет широко использовать разнообразные робототехнические средства для проведения разведки, нанесения ударов и преодоления минных заграждений. Также эксперт полагает, что отечественную подлодку пятого поколения оснастят комплексом «Циркон» или усовершенствованным вариантом «Калибра».

Михаил Тимошенко придерживается несколько иной точки зрения. По его словам, применение подводных беспилотных аппаратов будет носить более ограниченный характер из-за отсутствия соответствующих систем управления, особенно на дальних расстояниях. С большой вероятностью отечественные инженеры сосредоточатся на том, чтобы избавить подлодки от необходимости подниматься на поверхность, считает эксперт.

«На мой взгляд, неатомная подлодка пятого поколения должна быть оснащена литиево-ионными батареями. Они относительно компактные, в отличие от ВНЭУ. Их использование должно сделать подлодку полностью электрической, так как дизель всё равно создаёт шум. Однозначно увеличится дальность и автономность. Прогресс в развитии неатомного флота усилит боевые возможности ВМФ и позволит ему эффективно взаимодействовать с крейсерами стратегического назначения», — подытожил Тимошенко.

* «Исламское государство» (ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

Малая заметность

Гидролокация работает по тому же принципу, что и обычный радар. Сонар испускает короткие импульсы звуковой частоты, которые, отражаясь от подводных объектов, создают картину обстановки. Как и в системе «Стеллс», средства для снижения заметности ПЛ главным образом базируются на уменьшении отражающей способности поверхности. Таким специальным материалом защищена «Варшавянка». Подводная лодка покрыта особым звукопоглощающим слоем, который снижает шум, исходящий от машин и механизмов корабля, и одновременно поглощает сигналы враждебного сонара.

Турбулентности и кавитации, которые неизбежно возникают вблизи рулей, побудили конструкторов «Рубина» сместить их ближе к мидельшпангоуту (центру корпуса).

Но для обеспечения малой заметности мало быть «черной дырой» (так проект 877 назвали гидроакустики флотов НАТО). Ведь не для праздных прогулок по морю создавалась «Варшавянка». Подводная лодка сама должна охотиться на вражеские корабли, а для этого ей требуются «глаза» и «уши». Обнаружить врага раньше, чем он сможет увидеть тебя, — вот главная задача экипажа. Гидролокаторы бывают двух видов: активные и пассивные. Первые испускают акустические импульсы, они действую на большей дистанции, но при этом демаскируют корабль. Вторые используют результаты работы других сонаров и морские шумы, ими пользоваться сложнее, но безопаснее. Подводная лодка класса «Варшавянка» имеет оба типа гидролокаторов и, дополнительно к ним, совершенную систему обработки полученной информации на базе бортовой ЭВМ. Применена технология «акустического тоннеля», уменьшающая боковые излучения сонара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector