Конская упряжь: самые популярные виды сбруй для лошадей
Содержание:
- Особенности конструкции
- Каковы признаки поражения зарином и как спасти жизнь потерпевшему?
- Русские или дуговые одноконные упряжи
- Навигация
- Ссылки
- Российский пистолет-пулемет ПП-91 «Кедр»
- Новости
- Какая форма правления в Японии?
- Как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь
- Описание
- Состав караула
- Как правильно подобрать хомут для лошади
- Разновидность упряжи
- Трензеля и удила
- Фальшион
- Запчасти и шины на ГАЗ Соболь, 1 поколение
- Запрягаем лошадей. Этапы процесса
- Аренда денника:
- Развитие хомута – конская упряжь в истории
- Элементы и конструкция упряжки
Особенности конструкции
Каковы признаки поражения зарином и как спасти жизнь потерпевшему?
Русские или дуговые одноконные упряжи
Дуговые упряжи, исходя из названия, отличаются от остальных видов именно дугой. Они изготавливаются из дерева при помощи специального старинного способа сгибания и нужны, чтобы удерживать гужи вокруг оглобель. Гужи нужны для того, чтобы скреплять оглобли с хомутом. Ранее в России изготовление дуг доверяли специальным мастерам, поскольку приходилось заниматься не только правильным подбором дерева, но также и подготовкой. Дуги, как часть упряжи, должны быть одновременно чрезвычайно легкими и прочными.
Вьючные и упряжные козлы
В конструкцию дуговой упряжи входит:
- Дуга;
- Хомут;
- Шлея;
- Седелка;
- Чересседельник;
- Подбрюшник;
- Уздечка с вожжами.
Элементы упряжи описывались выше, а сейчас рассмотрим порядок запряжки лошади на примере одноконной русской сбруи:
- Лошадь нужно почистить.
- Осмотреть все элементы сбруи на предмет потёртостей, неисправностей, несоответствия длины гужей — такие вещи необходимо исправить или заменить.
- Соединённые кольцом чересседельник и подбрюшник пропустить через это кольцо, а получившуюся петлю набросить на оглоблю.
- На животное надеть хомут, узду и седёлку, которая располагается в нижней части холки.
- Шлею расправить на холке и натянуть так, чтобы между её ремешками и седалищным бугром помещалась ладонь.
- Далее конь входит в оглоблю: перешагиванием, задним ходом, либо систему попросту надевают на него.
- Для установки дуги её ставят около правого копыта коня, а гуж перекручивают до необходимого размера и оставляют возле окончания оглобли.
- Дугу следует вставить в гужевую петлю левой стороной, а правую сторону перекинуть через оглоблю — таким образом дуга должна попасть на шею лошади.
- Вторую оглоблю вставить в дугу и прикрепить к ней гужевой петлёй.
- Хомут нужно затягивать до тех пор, пока угол между оглоблей и дугой не составит 90°.
- Коня привязать к левой оглобле и вставить хомут при отшагивании животного.
- Надеть головную часть упряжи, при которой лошадь должна свободно поднимать голову.
- В конце запряжки вожжи прикрепить к удилам, причём один ремень провести под гужом, а второй — над ним.
Важно! Хомут надевают вверх клещами и лишь потом переворачивают в правильное положение. Так можно правильно охватить животное без излишнего движения хомута по чувствительной шее. Выбор коней для запряжки основывается их на выносливости и умственных способностях
Жёстко запряжённые с дышлом и оглоблями особи не слишком способны демонстрировать свой норов и, скорее всего, подчинятся командам возницы.Выбор сбруи проводится под определённые цели (при этом нужно учитывать и физические данные лошадей):
Выбор коней для запряжки основывается их на выносливости и умственных способностях. Жёстко запряжённые с дышлом и оглоблями особи не слишком способны демонстрировать свой норов и, скорее всего, подчинятся командам возницы.Выбор сбруи проводится под определённые цели (при этом нужно учитывать и физические данные лошадей):
- полевые работы;
- перевозка людей или грузов;
- спортивные и выставочные мероприятия;
- исторические реконструкции;
- экскурсионное обслуживание.
В наше время лошади стали уже достаточно экзотическими животными, встретить которых, даже пасущимися в поле, является большой редкостью. А специалистов, которые разбираются в конской сбруе, осталось и вовсе мало. Хотя правильный подбор и настройка упряжи важны как для здоровья животного, так и для спокойствия его хозяина.
Навигация
Ссылки
Российский пистолет-пулемет ПП-91 «Кедр»
Новости
Какая форма правления в Японии?
Как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь
Для правильного облачения коня необходимо выполнить ряд действий:
Проверить элементы сбруи на наличие разрывов и потертостей, выровнять длину гужей.
Надеть уздечку через уши лошади. Для этого зайти с левой стороны от коня и, удерживая животное левой рукой, правой зафиксировать ремень узды.
Ввести удила через тот край, где отсутствуют зубы. В такой момент лошадь инстинктивно открывает пасть. Зимой удила следует прогревать перед использованием.
Резким движением положить седелку ближе к холке питомца, затем сдвинуть на подходящее место. Эта процедура расправляет шерсть под седельным потником.
Хорошо подтянуть подпругу, чтобы при движении лошади седелка не съезжала и не натирала мягкие ткани.
Надеть хомут вверх ногами и шлею. Расправить шлею, после чего привести хомут в надлежащее положение
Во время этой процедуры важно следить за укладкой конской гривы. Запрещается разворачивать хомут против укладки.
Надеть на коня оглобли, затем заложить дугу и зафиксировать оглобли на дуге с помощью гужей.
Затянуть супонь для ее перпендикулярного нахождения по отношению к оглоблям
Собрать концы супони в петлю, быстро распускаемую при необходимости.
Через седельные скобы и мочки подпруги продеть чересседельник, его конец привязать к правой оглобле. Проверить прочность устройства.
Завязать подбрюшник, но так, чтобы оглобли при езде не двигались вверх-вниз. Это может травмировать скакуна и доставить неудобства всаднику.
Обязательно почитайте:
Какую скорость развивает лошадь: средние и максимальные показатели, самая быстрая порода
Описание
Состав караула
Как правильно подобрать хомут для лошади
Хомуты выпускаются 12 размеров от №0 и до №11.
Размеры хомутов | ||
Номер хомута | Длина, мм | Ширина, мм |
440 | 210 | |
1 | 460 | 230 |
2 | 485 | 240 |
3 | 510 | 250 |
4 | 535 | 260 |
5 | 555 | 270 |
6 | 585 | 280 |
7 | 610 | 310 |
8 | 640 | 340 |
9 | 670 | 360 |
10 | 710 | 380 |
11 | 740 | 400 |
Как это сделать:
Переходим к определения номера хомута, необходимого для данной лошади, для этого нам требуется снять с нее мерки.
Необходим циркуль Вилькенса (зоотехнический циркуль), но так как у меня его нет я в моем случае воспользовался обычным деревянным бруском, который был на конюшне и двумя угольниками или любыми подобными приспособлениями.
Требуется сделать два измерения — это измерение длины и ширины шеи.
Что бы правильно найти линию измерения длины шеи нам нужно провести невидимую линию, от гребня у начала холки до точки перехода шеи в грудь (плечелопаточного сочленения) линия должна быть параллельна положению лопатки лошади.
В этом месте производим измерение, как показано на фотографии ниже.
Второе измерение-это ширина шеи.
Ширину шеи измеряют у основания в наиболее широкой ее части (в месте перехода шеи в плечи). Фотография ниже.
Далее нам остается лишь подобрать хомут согласно таблице.
Измерение хомута производят.
длина от верхней внутренней стороны хомутной подушки до внутреннего полотна нижних рожек клещей
ширина на уровне отверстий для гужей между внутренними полотнами клещей
хочется добавить, что новый хомут может показаться несколько меньше тех размеров, которые приведены в таблице. Потому что при производстве хомутов учитывается толщина войлочной части хомутной подушки и кожи, которая обязательно обомнется , а так же удлинение(вытягивание) хомутины.
Необходимо знать:
Маленький хомут будет давить на шею лошади, затрудняя ее дыхание и кровообращение, не доходя до места своего нормального положения. Большой хомут будет низко спускаться у плечелопаточного сочленения и далеко заходить на холку. Такой хомут неизбежно будет болтаться и производить побои их мускулатуры и собьет плечи лошади.
В процессе эксплуатации хомуты приобретают особенности индивидуального строения шеи каждой лошади.
Нельзя использовать один и тот же хомут для разных лошадей! Форма шеи у них разная, и по мере эксплуатации хомут приобретает индивидуальные особенности строения шеи конкретного животного.
Разновидность упряжи
Европейская, или деревянная, упряжь пережила немало метаморфоз, прежде чем достичь настоящего совершенства. Актуальная по сей день, упряжь и ее популярные виды (в экипаже пара или тройка скакунов, в крайнем конная упряжь вмещает четыре особи) собираются коневодом (опытным кучером) собственноручно. Опытному мастеру не нужны подсказки или посторонняя помощь. Качественная сбруя является главным инструментом на соревнованиях.
Сложный и одновременно увлекательный вид спорта — конный — предполагает искусное владение упряжью и лошадьми. Добиться результатов в этом виде спорта нелегко, а систематические тяжелые тренировки выдерживают не все люди и животные. Управляет экипажем наездник, но только слаженная работа каждой части повозки приводит экипаж к желанной победе.
Цельная система состоит из дуги, вожжей, хомута и прочих деталей (иногда оснащается дополнительными элементами, такими как шлея или петля). Как определить точное количество элементов качественной упряжки? Комплектация повозки зависит от ее прямого предназначения:
Дуговой экипаж на одну лошадь. Для такой повозки понадобится всего один скакун, что существенно упрощает процесс управления вожжами. Состоит упряжка из следующих частей: дуга (не перенапрягает шею лошади), хомут, гуж, оглобля и чересседельник. Модель повозки без дуги (дуга замедляет скорость экипажа) включает в себя шлеи (шлеей гораздо легче управлять), хомута и ременных гортов.
Оглобельно-постромочная упряжь. Сбруя с короткими оглоблями крепится к седлу, а не к хомуту (дуга отсутствует).
Сбруя постромочно-дышловая. Основной отличительной чертой упряжек такого типа является дышло, а не петля. Запрягаются в повозку с постромочно-дышловой сбруи одна — две лошади. С помощью дышла легче регулировать поворотные движения во время быстрой езды. Фото сбруи демонстрирует все ее преимущества и изящный внешний вид. Упряжь на 2-х лошадей не оснащается шлеей, она более надежная и устойчивая на крутых поворотах, а строение сбруи обеспечивает безопасность скакунов (уберегают их шею и позвоночник). Мастер собственными руками запрягает коней и проверяет всю упряжь.
Постромочные удила. Дуга в упряжах такого типа отсутствует полностью. Детали вроде дышла и оглобли или жердь найти на повозке не удастся. Конная упряжка работает за счет хомута. Простая конструкция — не самая удобная, но недорогая. Во время быстрого движения управлять повозкой будет трудно. Лошадиная запряжка оснащается тормозами (ремень особого вида). Шлеей такие повозки не укомплектовываются.
Комбинированная конная европейская упряжь. Для комбинированной конской повозки используется не две, и даже не три лошади: необходимо 6-8 скакунов. Дышло и оглобель обеспечивают управление несколькими скакунами
Важно выбрать подходящих по росту и весу коней, отчего их сила только возрастет. Одной лошадью упряжка не обойдется
Животные правильно выстраиваются, так, чтобы нагрузка на их позвоночник была равномерной. Более выносливые скакуны — коренники — сдерживают весь экипаж.
Цуг. Упряжка для шестерых скакунов управляется с помощью дышла (иногда используется петля). Ведут весь экипаж коренники, и именно они задают скорость всей упряжке. Хомута в повозке типа цуг нет вовсе.
Тачаночная. Четверо коней и тачанка утратили свою актуальность еще 100-200 лет назад. Встретить такой вид конской повозки не удастся. Используемая сбруя состоит из постромка и дышла (не оснащается шлеей и отсутствует петля). В ней нет ни хомута, ни дуги, а также отсутствует петля. Перераспределение нагрузки на шею лошади незначительное, хотя такие повозки используются для рабочих перевозок.
Для обыкновенных саней, служащий для рабочих целей, необходима петля (для 1 лошади или нескольких скакунов) или ременная деталь, разные виды хомута. Опытный мастер самостоятельно подбирает части повозки, которой легко воспользоваться. Ее можно сделать своими руками или подобрать под нужды лошади или экипажа, что является несомненным преимуществом индивидуальных упряжек. Спортивная же верховая езда требует совершенно других стандартов качества, а уход за лошадями и упряжками становится первостепенной задачей кучера.
Используются экипажи для развлечения или спортивных достижений, в этом случае упряжки обязаны быть качественными, правильно установленными и подобранными под конкретную лошадь. В деталях заключается скорость повозки и время ее службы.
Особый вид спорта завораживает и восхищает именно слаженной работы кучера и его подопечных.
Трензеля и удила
Помимо трензеля, используемый зачастую во время тренировок молодняка, упряжным лошадям чаще всего одевают мундштук-стержень. Действует он по принципу рычага с шарнирным соединением. Уровень шарнирного соединения, идущий выше мундштука, и определяет размах рычага. Сила эффекта зависит от длины расстояния, а этот факт заставляет кучера всегда быть начеку. Угол рычага к загубнику должен быть в пределах 45°.
Ливерпульский трензель характеризуется 2-3 местами соединения с вожжами, что позволяет хоть немного регулировать размах мундштука.
Бакстонский трензель
В упряжке из нескольких лошадей (двух и больше) заднему животному часто одевается мундштук типа «Бакстон». Он имеет перемычку с двумя рычагами. Такая перемычка препятствует вожжам, что идут от передних лошадей с большой силой давить на трензель.
Фальшион
Чертеж для фальшион кстати тоже довольно сложный. Фотографии маленького размера для того, чтобы вам было удобно смотреть их с мобильного телефона. Чтобы посмотреть и распечатать реальные размеры чертежей вам нужно загрузить архив с Яндекс Диска.
Нож-бабочка или балисонг — компактный и очень красивый нож. Популярность данному ножу принес способ его открытия. Благодаря конструкции, существует большое количество способов открытия ножа, что делает этот процесс привлекательным.
До появления керамбита, нож-бабочку часто можно было заметить в фильмах и играх. Нож обладает отличной универсальностью, благодаря чему активно используется туристами и охотниками. Так же существует целая субкультура «флиппинга», где используются различные способы кручения ножа.
Запчасти и шины на ГАЗ Соболь, 1 поколение
Запрягаем лошадей. Этапы процесса
Правильная запряжка лошади заключается в последовательном совершении следующих действий:
- осмотрите и вычистите лошадь. Затем осмотрите визуально и проверьте руками все элементы упряжи на предмет их целостности. Убедитесь, что ни на одном из элементов нет потертостей, разрывов и прочих слабых мест. Сравните гужи по длине. Если они разные, выровняйте их, в противном случае сбруя будет перекошена, и нормального движения не получится;
- после предварительно осмотра принесите все элементы сбруи к месту запряжки;
- подбрюшник и чересседельник соединены одним кольцом. Возьмите их и пропустите ремешки через это кольцо так, чтобы получилась петля. Эту петлю накиньте на оглоблю;
- затем на самого коня наденьте хомут, седелку и узду. Седелку следует положить так, чтобы она оказалась на нижней части холки животного. Оптимальное её расположение нужно будет еще поискать, так как на спине – слишком низко, а на самой холке – высоковато. Хомут следует надевать только вверх клещами, а уже потом опускать на шею и переворачивать в рабочее положение. Нужно положить хомут так, чтобы он удобно охватывал шею животного;
- шлею кладем на холку лошади и начинаем её расправлять. Ремешки нужно соединить с пряжками. Ремни затягиваем настолько, чтобы между ними и седалищным бугром пролезала человеческая ладонь;
- заводим коня в оглобли. Это можно делать несколькими способами.: либо лошадь перешагивает через жердь, либо её заводят задним ходом, либо саму оглоблю накатывают на стоящего неподвижно коня. Последний способ обычно используют при запряжке молодого или пугливого животного;
- берем дугу и встаем перед мордой коня, глядя на неё. Дугу прислоняем к правой ноге лошади, а левой рукой перекручиваем гуж до тех пор, пока он не станет нужной длины;
- гуж оставляем на краю оглобли. Берем дугу и вставляем левый её край в гужевую петлю, а правый – перекидываем через жердь оглобли, которая должна оказаться в вырезе. Сама дуга должна оказаться на лошадиной шее;
- подходим ко второй оглобле и поворачиваем дугу к ней так, чтобы та попала в выемку. Гуж накладываем на оглоблю, а его петлей – крепим к дуге;
- после этого затягиваем хомут, обматывая его клещи супонью до тех пор, пока они не сомкнутся. При это нужно проследить, чтобы угол между дугой и оглоблей составлял 90 градусов;
- привязываем коня к жерди левой оглобли. Хомут вставляем после подтяга животного на один шаг назад;
- надеваем элементы упряжи на голову животного. На шею накидываем повод, темляк крепим к гуже. Следует сделать это так, чтобы после крепления лошадь могла поднять голову. Чтобы не болтались, ремни перекидываем через оглобли;
- в последнюю очередь крепим вожжи к удилам. Лучше всего одну вожжу пропустить над гужем, и вторую – под ним.
Одиночная оглобельно-дуговая русская запряжка
Аренда денника:
Здоровье, долголетие и работоспособность Вашей лошади напрямую зависят от условий ее жизни, то есть от денника, в котором она живет, от ухода за ней, от количества и качества корма, частоты поения и кормления, правильного чередования режима работы и отдыха.Мы можем предложить Вашей лошади:Уютные денники размером 3х3м и 3х4м, в теплой конюшне с просторными проходами. Также у нас есть два освещенных плаца размером 20х60м и 25х80м, для выгула и работы. Имеется небольшой манеж размером 18х24м, который спасает в непогоду!В деннике лошадь содержится на подстилке из опилок, которая меняется ежедневно и толщина которой составляет 10-15 см.Лошадей кормят 3 раза в день овсом (утром- сухой овес, в обед и ужин- каша из запаренного овса и отрубей); четыре раза в день — сеном (сено разбирается вручную, пыльное смачивается). Учитываются пожелания владельца по кормлению лошади.Соблюдается строгий распорядок дня. Уход за лошадьми осуществляют два опытных конюха. В конюшне работает опытный тренер и берейторы, которые подскажут Вам на тренировках и помогут в работе с лошадью.Работает опытный ветеринарный врач, который осуществляет плановый контроль за здоровьем Вашей лошади.Для Вас оборудована раздевалка, с персональными шкафчиками и комната отдыха.
Оборудование
Кормушки крепятся на высоте 60-70 см над полом, чтобы лошадям было комфортно есть и пить. Они изготавливаются из безопасных материалов и должны отвечать некоторым требованиям:
- Отсутствие острых углов, чтобы обезопасить животное от порезов.
- Гладкая поверхность без сколов и щелей, в которые забивается корм и провоцирует образование грибков и плесени.
- Глубина кормушек должна составлять 30-35 см, чтобы во время еды не высыпался корм.
- Практично кормушки делать из пластика, обожженной глины или емкости из цинка. Деревянные изделия не практичны, лошади их грызут, дезинфекция сложная.
Главная составляющая рациона лошадей — сено и свежая трава, поэтому целесообразно изготовить ясли для кормления. На двери денника крепится решетка из дерева или металла, за которую кладут сено.
Обязательно наличие в стойле поилки. Предпочтительнее установить автоматическую поилку из нержавеющей стали или пластмассы. Оптимальное место установки — угол фронтальной стенки, т. к. в этом месте персоналу конюшни легко убедиться в исправности оборудования.
Каждая поилка должна быть снабжена вентилем и обратным клапаном, чтобы избежать утечки воды. Для питья лошадям рекомендуется подавать воду температурой в +25…+30°С.
Развитие хомута – конская упряжь в истории
Приручение лошади произошло свыше 6-7 тысяч лет назад. Длительное время их применяли исключительно для верховой езды. Но во 2-3 тысячелетии до нашей эры появляется прообраз хомута – ошейник из кожи, плотно обхватывающий горло коня. Свидетельства о таких приспособлениях находят в различных культурах:
- юг Месопотамии – халдейские племена;
- минойская цивилизация на острове Крит;
- ассирийское царство, существовавшее на месте современного Ирака;
- древний Китай.
Ошейник выполнялся из полоски кожи, которая плотно охватывала шею коня (также существовали варианты с двойным ремнем – второй фиксировался за грудными конечностями, но основная нагрузка ложилась именно на шею). Чем сильнее лошадь тянула привязанный груз (телега, плуг), тем больше стягивался ошейник. Особенности строения лошади приводили к асфиксии. Поэтому длительное время основные работы выполняли волы.
Первые изменения в креплении телеги происходят ближе к новой эре – в 3-м веке до рождества Христова в центральной Азии появляется нагрудный ремень. Первопроходцами были китайцы. Особенности крепления позволяли перенести тягу на грудину, то есть на костный аппарат, а не на мышцы. Такая конструкция практически полностью использовала силовые возможности лошади, не нарушая ее производительности. Подобные конструкции появились в Европе лишь в 6-7 веке.
Когда европейцы еще не пришли к использованию нагрудного ремня, в Китае уже появляется первый хомут – изображения его сохранившихся образцов датируются 2-3-м тысячелетием нашей эры. Изображаемые на картинах древние китайские хомуты имеют овальную форму с мягкими подкладками. В европейские государства хомут пришел в 10-м веке. Стоит отметить, что первыми лошадей стали запрягать скандинавские племена, а в южных регионах продолжали использовать волов.
Элементы и конструкция упряжки
Упряжь или сбруя – это снаряжение для лошади, состоящее из конструкции ремней, седла, хомута и т. д. Используется для того, чтобы облегчить процесс езды на лошади или для того, чтобы закрепить за ней телегу. Вероятно, первый прототип современной сбруи появился сразу же, как приручили первого дикого мустанга. Чтобы правильно направить тяговую силу лошади, необходимо знать, из чего состоит упряжь.
Современная сбруя включает в себя несколько элементов, использующихся в разных ситуациях.
Недоуздок – это облегченный вариант уздечки. Состоит из ремней и используется, когда лошадь на пастбище или её нужно вести. Представляет собой два ремешка, которые охватывают голову лошади сверху и снизу, и кольцо, к которому крепится повод. Уздечка состоит из нескольких частей. Во рту лошади помещается удила – металлический стержень с двумя кольцами по краям. К этим кольцам крепится удило и конструкция ремней, которая фиксируется на голове. Снизу головы проходят два подбородочных ремня.
Подбородочный ремень, который ближе к шее, переходит в два ремня, называемых оголовьем. Один из ремней проходит перед ушами лошади, а другой за ними. Эти ремни позволяют уздечке не падать и поддерживают всю остальную конструкцию. Подбородочный ремень, который ближе к морде, закрепляется с помощью ремня капсюля (он располагается в нескольких сантиметров от удил). Щечные ремни соединяют удило и ремни оголовья.
Кроме стандартной уздечки, используют кавессон. Он не предусматривает железного удила. Обычно используют при тренировках на корте.
Шоры – это небольшие пластины, предназначенные для ограничения обзора лошади и защиты глаз от мусора. Располагаются так, чтобы две трети пластины были ниже уровня глаза. Вожжи крепятся к удилам за кольца. Предназначены для управления лошадью. Всадник держится примерно за середину устройства.
Хомут – это элемент упряжи, который передаёт тягловую силу лошади телеге. Внешне выглядит как плотно прилегающее к телу кольцо на шее лошади. Его конструкция такова, что сила, прилагаемая лошадью, распределяется наиболее рационально. Кроме этого, он снижает вибрацию от телеги.
Хомут состоит из нескольких частей. Войлочная подкладка предназначена для того, чтобы снизить трение. Клещи. – это деревянная основа хомута. Состоит из двух деревянных частей, скрепленных одной стороной. Другую сторону связывают супонью уже после того, как наденут хомут на лошадь. Покрышка – верхняя часть хомута. Шлея – конструкция из ремней, которая помогает закрепить оглобли и не позволяет хомуту сдвигаться.
Внешне выглядит как набор ремней, зафиксированных на лошади в разных направлениях. Один ремень идет по крупу, два ремня расположены по бокам и еще два проходят под крупом лошади.
Оглобли – это конструкция из деревянных частей, которая соединяет лошадь с телегой. Внешне выглядит как две деревянные направляющие, иногда используют деревянную дугу. Оглобли крепятся к хомуту с помощью очень прочных петель из ремней. Гужи – ременные петли для фиксации оглобель. Должны иметь равную длину. Их крепят так, чтобы при движении лошади оглобли не смещались. С помощью тех же гуж к оглоблям крепится и дуга. Седёлка – это дополнительное крепление оглобель. Она представляет собой уплотненные ремни, которые протягиваются через круп коня и под ним.
С помощью седёлки можно снять часть нагрузки с лошади (для этого используют горбатую седёлку) или увеличить её тягу. Иногда седёлка снабжена кольцами.
Подпруга представляет собой фиксатор для седёлки и хомута. Обеспечивает стабильное положение хомута во время движения. Внешне выглядит как несколько ремней. Подпруга, седёлка, хомут и оглобли соединяются с помощью чересседельника. Выглядит как ремни съемной конструкции. С особо ретивыми лошадьми часто используют намордник или воротник. Намордник – пластиковый фиксатор морды лошади, закрепляемые несколькими ремнями.