Лучшая лодка, лучший экипаж: хроника гибели атомной подводной лодки «курск»
Содержание:
- Идентификация погибших
- Кому спасать утопающих
- Катастрофа и спасательные работы
- Столкновение с неизвестной субмариной
- Памятники в Курске посвященные лодке
- Технические характеристики
- Предсказания Ванги на 2019 год
- История создания
- См. также
- Процедура получения военного билета, основные этапы, сроки
- АПЛ «Курск»
- Официальная версия гибели и передача Доренко
- Командование корабля
- Сокрытие информации и мифологизация
- Советы по бронированию самых удобных мест
- Смертоносная торпеда
- Инженерные и полетные данные
- Источники
- Вход в систему
- Причины и дата катастрофы
- Как получить военный билет и когда его выдают призывнику?
- Боевая часть-4
Идентификация погибших
В течение года часть следователей собирала идентификационные признаки, опрашивая родственников, друзей, сослуживцев погибших подводников, запрашивая сведения из медицинских учреждений, вплоть до детских поликлиник. Было собрано 9 томов. Также судебным медикам были предоставлены медицинские книжки, обнаруженные в 4-м отсеке.
На 19 декабря извлечено 73 и опознано 65 тел погибших подводников.
В феврале 2002 года было сообщено об опознании командира экипажа капитана 1-го ранга Геннадия Лячина и старшего в походе — начальника штаба седьмой дивизии Северного флота капитана 1-го ранга Владимира Багрянцева. К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников. Тела двух матросов — Дмитрия Коткова (Кошкова) и Ивана Нефедкова (Нефеднова), а также главного специалиста «Дагдизеля» Мамеда Гаджиева обнаружить не удалось.
По заключению криминалистической медицинской экспертизы подводники, находившиеся в 9-м отсеке, погибли от острого отравления окисью углерода в течение 7-8 часов после катастрофы.
Кому спасать утопающих
При расследовании обстоятельств гибели «Курска» неоднократно отмечалось, что в России отсутствуют эффективные средства спасения экипажей аварийных подводных лодок. Прошли годы. Ссылаюсь на несомненного авторитета — главного спасателя ВМФ СССР (1974-1987) Юрия Сенатского, который в 2017 году написал: «Полвека назад …коллеги спокойно поднимали подлодки с глубины в 200 метров в открытом море. Сейчас же учения по подъему «аварийных» ПЛ проводятся на глубинах в 50 метров. Что тут сказать?».
В этой же публикации приводится мнение Юрия Борисова: «Доля оснащенности аварийно-спасательных отрядов флотов современными судами и глубоководными аппаратами составляет 44% и к 2020 году составит 71% от потребного количеств», – отметил Юрий Борисов. Он также заявил, что строительство серии спасателей заложено в госпрограмму вооружений до 2027 года.
Очевидно, что единственным судном, более или менее оборудованным глубоководным водолазным комплексом (ГВК) является «Игорь Белоусов» на Тихоокеанском флоте, а на других флотах оборудований для декомпрессии просто нет. Второго «Игоря Белоусова» из-за санкций построить невозможно. Ели еще пару лет назад предполагалось, что серийное судно — спасатель подводных лодок – появится в 2025 году, то сегодня условиях обвалившихся нефтяных цени и COVID-19 думаю, что и наши внуки до этого не доживут.
Это главный невыученный урок «Курска».
Катастрофа и спасательные работы
Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».
Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.
В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.
Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.
В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.
Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.
Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.
Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.
Только 21 августа первые спасатели смогли открыть люк и проникнуть на затонувшую лодку. В этот момент стало понятно, что спасать уже некого. «Курск» был полностью затоплен.
По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.
Так закончилась история подводной лодки, на которую российское военное руководство возлагало особые надежды. А причины ее гибели до сих пор окутаны чередой тайн и случайных совпадений.
Столкновение с неизвестной субмариной
Существует версия, по которой «Курск» протаранила американская подлодка «Мемфис». Этот сценарий выглядит вполне правдоподобно — в тот день «Мемфис» действительно вел наблюдения за учениями в Баренцевом море. Также неподалеку находились АПЛ «Мемфис», «Толедо» ВМС США и АПЛ «Сплендид» ВМС Великобритании.
Фото: photofile.ru
Корпус «Мемфиса» сделан из специального сплава, способного выдержать не только погружение на 1 километр, но и столкновение с другой субмариной. Вполне вероятно, что столкновение произошло под острым курсовым углом на скорости около 20 узлов. От удара правый торпедный аппарат, где и находилась злополучная торпеда 65−76, был смят меньше, чем за секунду. В одно мгновение смешался весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись водорода), что привело к их взрывному воспламенению, усиленному взрывом порохового ускорителя, установленного в хвостовой части торпеды.
Мощность взрыва в таких условиях могла составить порядка 150 кг в тротиловом эквиваленте (кстати, взрыв именно такой мощности зафиксировала в этот день норвежская сейсмическая станция). В результате в первом отсеке случился сильнейший пожар, вызвавший короткое замыкание в основной силовой электросети. Курск потерял ход, сработала аварийная защита ядерных реакторов, а температура в отсеке подскочила до 500−700 градусов, отчего детонировали 18 стеллажных боевых торпед, лежащих в этом отсеке. Также короткое замыкание вызвало возгорание в главных распределительных электрощитах и пультах управления в турбинных 7-м и 8-м отсеках. Когда наконец-то появилась возможность поднять тела погибших, многие из них были со следами ожогов, полученных в борьбе за живучесть лодки.
Кстати, впоследствии на морском дне спасатели обнаружили ограждение боевой рубки, которое обычно устанавливается на американских подводных лодках.
Фото: photofile.ru
Кроме перечисленных, существует еще немало версий гибели российской подлодки, но ни одна из них не может точно объяснить, что случилось в тот день.
Пролить свет на произошедшее могли бы оставшиеся в живых подводники. Но по странному стечению обстоятельств иностранным специалистам, имеющих все необходимое оборудование, разрешили участвовать в спасательной операции только спустя неделю после затопления «Курска». Норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини‑лодкой LR5 прибыло на место трагедии только 19 августа.
Норвежцы сумели изготовить специальный инструмент для вскрытия люка и 21 августа в 13:00 проникли в 9‑й отсек АПЛ. Но к этому времени все было кончено, живых свидетелей на «Курске» не осталось. Поэтому сегодня досканально известно только одно: «она утонула».
Памятники в Курске посвященные лодке
Гибель АПЛ «Курск» затронула всю страну, ведь члены экипажа ракетного крейсера были собраны из разных уголков России. В городе Курске, имеющем одноименное название с подлодкой, покоятся тела 12 моряков АПРК. Среди них шестеро курян: Роман Кубиков, Юрий Анненков, Олег Евдокимов, Алексей Некрасов, Дмитрий Старосельцев; и моряки, чьи семьи переехали в Курск после трагедии: Роман Аникеев, Сергей Узкий, Иван Цимбал, Василий Кичкирук, Сергей Калинин, Дмитрий Миртов. Все перечисленные подводники похоронены в Курске на Мемориале памяти павших в годы Великой Отечественной Войны рядом с героями, которые защищали нашу землю во время войны.
Я помню этот день когда хоронили моряков, была уже осень, октябрь пасмурный рабочий день. Мы отпросились с университета, чтобы поприсутствовать на похоронах. Мои воспоминания начинаются на улице Сонина – движение было перекрыто и тысячи курян шли за БТРами везущими открытые гробы с моряками, меня это поразило более всего – вроде как прошло уже более 2 месяцев, а моряки выглядели как совсем недавно умершие. Огромная толпа народу молчаливо прошла через весь город до Мемориала — как будто моряки были близкими родственниками для всех курян. Подобного в Курске я не видел никогда.
На мемориале рядом с могилами установлен Обелиск в виде фрагмента борта АПРК как бы с трещиной от взрыва, на которой высечены фамилии, захороненных на Мемориале моряков.
В память о трагедии в Баренцевом море, в Северо-Западном микрорайоне Курска появилась Аллея подводников. Там посажены молодые березки, а в самом начале аллеи установлен памятник — Мемориал подводникам АПЛ «Курск».
В память о погибших подводниках были установлены памятники в Мурманске, в Северодвинске, в Севастополе, в Нижнем Новгороде и во многих других городах. Установлены мемориалы в Москве и Санкт-Петербурге.
31 июля 2012 года родственниками моряков, погибших на АПЛ «Курск», участниками четвертого международного пробега ветеранами Военно-морского флота и представителями командования Северного флота в точке гибели субмарины на дне Баренцева моря был установлен двухметровый православный крест, внутрь которого помещена капсула с землей из Киево-Печерской лавры.
На воду, родственниками погибших моряков, были спущены венки со всеми фамилиями членов экипажа, находившихся на борту АПЛ в тот роковой день, а так же земля из городов, где захоронены моряки подводной лодки «Курск».
Несмотря на то, что прошло уже почти 12 лет, трагедия 12 августа 2000года до сих пор отдает болью в сердцах не только родственников и знакомых погибших, но и в сердцах всех курян и граждан нашей огромной страны.
Технические характеристики
Останки подлодки «Курск», поднятые со дна
Технические характеристики подводной лодки «Курск» во многом стандартны для проекта 949А. Однако в ряде показателей имеются незначительные отличия.
Габариты
По габаритам подлодка К-141 имеет следующие параметры:
- длина корпуса — 154 м;
- ширина — 18,2 м;
- осадка — 9,2 м.
Общая высота подводной лодки «Курск» — 18,3 м. В данных показателях ТТХ общие с другими кораблями серии.
Водоизмещение
Надводное водоизмещение подлодки «Курск» составляет 14700 т. При погружении оно увеличивается до 23860 т. Полное водоизмещение по стандартным показателям — 24 тыс. т.
Максимальная глубина погружения
Рабочая глубина погружения составляет 420 м. Максимальная — 500 м. Данные показатели меньше стандартных, у субмарин серии «Антей» рабочее и допустимое погружение доходит до 500 и 600 м соответственно.
Силовая установка
Силовая установка подводной лодки К-141 атомная на два реактора ОК-650В. Тепловая мощность каждого составляет 190 МВт, мощность на валу — по 50 тыс. л. с. В качестве движителей используются два винта фиксированного шага.
Автономность и экипаж
Автономность плавания составляет 4 месяца, дальность не ограничена. Номинальная численность экипажа — 130 человек.
Предсказания Ванги на 2019 год
Не уменьшается число экспертов, предлагающих свои трактовки предсказаний известных пророков. Чаще всего любители мистики и эзотерики в очередной раз пытаются найти отсылы к нашей современной жизни в текстах Нострадамуса. Второй по популярности ясновидящей, чьи предсказания до сих пор будоражат умы исследователей, стала Ванга.Есть несколько любопытных цитат болгарской пророчицы, которые, по утверждениям толкователей, относятся к грядущим в наступившем 2019 году событиям.Так, сообщается, что наша страна в этом году станет одним из сильнейших государств мира. Более того, Россия должна стать неким духовным ковчегом для «сбившихся с пути стран».Также приводятся слова Ванги о том, что «уставшая Земля взбунтуется и много людей погубит». А еще одно высказывание медиума – «Старость уйдет, и люди станут подобны Адамовым детям» — по мнению авторов, говорит о новых прорывных медицинских технологиях.
История создания
Атомная подводная лодка «Курск» — субмарина, долгое время считавшаяся лучшей в Военно-морском флоте России. Проект подводных кораблей 949А «Антей» был разработан в СССР в конце 1960-х годов.
Советский союз значительно уступал своему главному противнику, США, в количестве авианосцев, поэтому главной целью атомоходов «Антей» — была возможность тихо подойти к хорошо охраняющемуся вражескому кораблю на расстояние удара и уничтожить цель.
Уже в 1994 году ее спустили на воду и прикрепили к составу Северного флота. Субмарина считалось особой гордостью еще и потому, что ее построили в очень тяжелое для страны время. Она считалась символом новой России.
См. также
Процедура получения военного билета, основные этапы, сроки
Для получения военного билета требуется лично явиться в военный комиссариат, где вы состоите на учете. Дистанционно, через доверенных лиц сделать это не получится: обязательным условием получения военника является прохождение медицинского освидетельствования у ряда врачей-специалистов. Они же присуждают каждому молодому человеку категорию годности, определяющую степень пригодности для службы в армии.
Теперь давайте изучим основные этапы получения документа и выясним, сколько по времени делают военный билет «с нуля», то есть с момента первого обращения в военкомат.
Сбор медицинских документов
Разумеется, если вам еще не исполнилось 27 лет, то весьма важно заранее подготовиться к медицинской комиссии дабы получить непризывную категорию годности. Военный комиссариат сам запрашивает ряд документов медицинского характера из соответствующих учреждений где вы числитесь на учете, однако не лишними будут и самостоятельно собранные справки, результаты обследований в том числе и в частных клиниках, которые характеризуют степень вашего здоровья
Ведь чем больше вы предоставите доказательств наличия тех или иных заболеваний, тем больше вероятность получить освобождение от службы в армии.
На данный этап, при его необходимости, отведем 1-2 недели.
Прохождение медицинского освидетельствования в военкомате
В ходе данного мероприятия вам предстоит пройти медкомиссию и обследоваться у ряда специалистов. Так, обычно это семь врачей, а именно:
- Ториноларинголог;
- Психиатр;
- Стоматолог;
- Невропатолог;
- Хирург;
- Терапевт;
- Окулист.
Обычно обследование длится всего один день. Но только если у медицинских работников не возникает каких-либо дополнительных вопросов по состоянию здоровья молодого человека. Если же таковые имеются, то ему предписывается пройти дополнительное обследование в специализированном медицинском учреждении. И тогда за один день решить данный вопрос уже не получится.
В ходе обследования необходимо заявлять о всех имеющихся вопросах по здоровью, предоставлять необходимые справки и иные документы. Это повысит шансы на освобождение от службы в армии.
По результатам медицинская комиссия выносит свой вердикт по каждому призывнику: годен или нет. Для этого присуждается категория годности, определяющая его степень здоровья. Всего их пять:
- А – годен к службе в армии без ограничений;
- Б – годен с ограничениями, закрыт путь в войска с большой физической нагрузкой;
- В – не годен для срочной службы, однако может быть мобилизован в случае войны, а также будет призываться на военные сборы;
- Г – предоставлена отсрочка для лечения заболевания, которое в принципе можно вылечить за короткий промежуток времени. Действует отсрочка 6-12 месяцев. Если в итоге улучшений здоровья не будет, юношу освободят от службы в армии;
- Д – категория, означающая полную негодность для службы в армии по состоянию здоровья.
Таким образом, этот этап сильно влияет на то, сколько по времени суммарно делают военный билет: ведь медосвидетельствование само по себе занимает день, однако при необходимости дополнительных обследований стоит рассчитывать на срок около двух недель.
Явка на заседание призывной комиссии
По итогам призывная комиссия военного комиссариата вынесет окончательное решение: закрыт вам путь в войска, либо вы отправитесь служить. Копию решения вносят в приписное свидетельство, после чего вы наконец-то сможете начать непосредственное получение самого военного билета. Если вам требуется копия решения, то нужно написать соответствующее заявление в военкомате. Предоставляют его в течении 5 рабочих дней.
Получение военного билета
Теперь выясним, сколько по закону делается военный билет после подачи документов. К слову о последних. Вместе с заявлением, в военкомат требуется предоставить следующий пакет документов:
- Две фотографии 30 на 40мм, распечатанные на матовой фотобумаге;
- Аттестат о среднем образовании, диплом об окончании колледжа или ВУЗа при наличии;
- Справка о месте трудоустройства;
- Свидетельство о заключении брака (при наличии);
- Свидетельство о рождении ребенка (при наличии);
- Водительское удостоверение (при наличии).
То, сколько делают военный билет в военкомате после сдачи документов, определено законодательно приказом Минобороны – до 10 рабочих дней. Это учитывая срок с момента принятия призывной комиссией решения или получения выписки из протокола таковой.
https://youtube.com/watch?v=zd-QmO0Lm1s
Однако суммарно, со сбором все справок, документов, возможными задержками стоит рассчитывать на общий срок получения военника в 1-1.5 месяца. На практике именно столько занимает данная процедура у большинства молодых людей.
АПЛ «Курск»
К-141 «Курск» — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 949А (с 1986 года), шифр «Антей» (обозначение НАТО — «Оскар-II»).
Заложена в городе Северодвинске в 1992 году, спущена на воду в мае 1994 года, принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 — в составе Северного флота России.
Затонула в Баренцевом море в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года во время учений. Всего на борту подводной лодки в момент катастрофы находилось 118 человек. Все они погибли. Останки некоторых были позднее подняты на поверхность и захоронены. На борту лодки было 24 крылатые ракеты и 24 торпеды. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и торпедную стрельбу по учебной цели.
Во время операции НАТО против Югославии «Курск» вел скрытное наблюдение за авианосцами ВМС США, самолёты с которых наносили удары по Югославии.
Официальная версия гибели и передача Доренко
Официально власти дали разумное объяснение: «гибель экипажа вследствие испытания нового оружия». По словам источников, признанная небезопасной торпеда из-за утечки топлива в момент выстрела взорвалась. Первый взрыв стал причиной пожара, что вызвало детонацию остальных торпед. Второй взрыв разрушил и уничтожил отсеки подводной лодки, люди погибли.
Но правдивость и полноту информации, «выданной» на ТВ, опроверг С. Доренко. Журналист собрал сведения о том, как жили подводники, тонко подметил промахи и ошибки официальной версии и показал на ОРТ свою версию. Авторская программа прошла с огромным успехом, но после нее С. Доренко уволили.
Командование корабля
Сокрытие информации и мифологизация
А что выучено? Ни одна из катастроф подобной «Курску» никогда, ни при каких условиях не будет впредь обсуждаться открыто. Все аналогичные расследования будут и уже засекречены. А в 2015 году президент подписал указ, согласно которому данные о потерях личного состава в Вооруженных силах в мирное время отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, хотя раньше они были доступны.
Кроме выводов официального следствия по делу о гибели экипажа «Курска» и моего адвокатского расследования, появились многочисленные публикации, интервью, документальные фильмы, книги, в которых исследуются многочисленные версии о гибели корабля и экипажа Я остановлюсь только на самых значимых.
Их можно условно разделить на три части. Первая — это вышедшие до окончания расследования уголовного дела, где многочисленные версии возникали и множились из-за недостатка информации. Морские писатели Владимир Шигин, Николай Черкашин поторопились опубликовать свои версии. Книга Роберта Мура «Время умирать» более всех приближена к действительным обстоятельствам. По этой книге снят бельгийский фильм «Курск» режиссёра Томаса Винтерберга и продюсера Люка Бессона.
Вторая группа фильмов, книг и публикаций, появившихся после окончания расследования, — сокрытие действительных обстоятельств и виновных. Большинство тех, кто выдвигает версии об атаке «Курска» ракетами с «Петра Великого», российскими береговыми противокорабельными комплексами или «чеченским следом», не знакомы с обстоятельствами гибели корабля и экипажа, а их мотивы — желание заявить о себе, прославиться. Но и после окончания расследования ряд авторов и интервьюеров пытаются сгладить острые углы, представить события 20-летней давности как цепь случайных событий.
Тот же Владимир Шигин выпускает в 15-летнюю годовщину еще одну, третью книгу «Гибель «Курска». Неизвестные страницы трагедии». Никаких неизвестных страниц я не обнаружил, как не нашел откровенной лжи. Но некоторые действительные обстоятельства маскируют правду. Приведу только один пример. Автор пишет: «01 час 04 минуты. «Михаил Рудницкий» отошел от причала и начал движение в район поиска. При установленной готовности к выходу в четыре часа экипаж спасательного судна управился всего за три часа тридцать минут, перекрыв все установленные нормативы».
Действительно, спасательное судно «Михаил Рудницкий» отошел от пирса в 01:04 13 августа, но автор умалчивает, что судно в соответствии с телеграммой начальника Главного штаба ВМФ России адмирала Виктора Кравченко должно было находиться в районе учений. Не пишет Шигин, что даже формально готовность судна к выходу в море при проведении учений должна составлять 1 (один) час. А приказ о часовой готовности командир судна получил только в 20:20, спустя 8 часов 50 минут после взрыва. Не пишет он и о том, что при допросе 28 августа 2000 года командир спасательного судна, капитан II ранга Юрий Костин показал, что он слышал о запланированных учениях в августе, но точные сроки ему известны не были и никаких задач о вступлении в силы ПСО ни ему, ни экипажу не ставились. А прибыло судно к месту обнаружения «Курска» только в 11 часов и 11 минут 13 августа.
Единственным профессиональным и честным публицистическим исследованием, как я считаю, стала книга вице-адмирала Валерия Рязанцева «В кильватерном строю за смертью. Почему погиб «Курск». Рязанцев участвовал в деле «Курска» в качестве эксперта, у него была возможность знакомиться с некоторыми материалами уголовного дела, не со всеми, к сожалению. У меня есть свое, отличное от Рязанцева, мнение в отношении сроков жизни 23 моряков и причиной детонации части боезапаса, но что касается готовности корабля и экипажа, то и экспертиза, и книга честны и объективны.
Советы по бронированию самых удобных мест
Смертоносная торпеда
В числе основных версий гибели «Курска» назывались несколько, в том числе столкновение с американской подводной лодкой «Мемфис» (тип «Лос-Анджелес») и даже торпедирование российской субмарины американской лодкой «Толедо» того же типа. Но все эти гипотезы, несмотря на то что их поддерживает немалое число профессиональных моряков, не нашли подтверждения в ходе следствия и осмотра поднятого со дна Баренцева моря «Курска». Официальная версия гласит (и зафиксированные шумы от взрывов на борту подлодки подтверждают ее), что 12 августа 2000 года в 11.28 в первом отсеке лодки из-за утечки компонента топлива (пероксида водорода) взорвалась торпеда калибра 650 мм. Это привело к пожару, который через две минуты вызвал взрыв остальных находившихся в отсеке торпед, что привело к почти мгновенному уничтожению первых четырех отсеков лодки и буквально бросило «Курск» на дно. Выжить удалось только тем членам экипажа, кто находился в пяти кормовых отсеках. Они успели надежно заглушить реактор лодки, но не сумели остановить проникновение воды из носовых отсеков и постепенно отступили в последний, девятый, где и умерли в ночь на 13 августа от удушья.
Общий вид подводной лодки «Курск» в осушенном плавучем доке ПД-50 в порту Росляково
Инженерные и полетные данные
Источники
Вход в систему
Причины и дата катастрофы
Вместе с подлодкой погибло 118 членов экипажа, все посмертно награждены орденами Мужества
10 августа 2000 года в соответствии с планом учений «Курск» вышел на выполнение поставленных задач. Боекомплект состоял из 24 крылатых ракет П-700 «Гранит» и 24 торпед. Утром 12 августа в Баренцевом море были выполнены необходимые маневры по поражению условного противника.
В промежутке с 11:40 до 13:40 подлодка должна была провести новую учебную атаку авианосной группы. В 11:28 акустик атомного крейсера «Петр Великий» зафиксировал мощный хлопок, после которого тряхнуло корабль. В назначенное время никаких торпедных атак не последовало.
https://youtube.com/watch?v=WPERlVDFOh0
В 17:30 «Курск» не вышел на запланированный сеанс связи. В 23:00 сеанс связи также был пропущен. В 23:30, в соответствии с протоколом, подлодка объявлена аварийной. Ее нашли затонувшей в 4:51 утра 13 августа на глубине 108 метров.
Используемые торпеды 65-76А «Кит» на момент аварии считались ненадежными, однако причины взрыва до сих пор оспариваются. Вопрос о том, когда затонула подводная лодка «Курск», имеет однозначную дату — 12 августа 2000 года.
Как получить военный билет и когда его выдают призывнику?
Все подростки в семнадцатилетнем возрасте проходят медкомиссию в воинском комиссариате, после чего им выдается приписное свидетельство, являющееся документом, где указывается категория годности к несению службы в армии в каждом конкретном случае. Спустя год, уже по достижении восемнадцати лет, молодому человеку необходимо снова посетить военкомат (как правило, оттуда направляется повестка) для завершающего освидетельствования его годности. Далее призывной комиссией принимается решение о годности к армейской службе. По результатам медицинского осмотра, проведенного военным комиссариатом, призывникам присваивается категория годности, которая вносится в военник:
- А – полностью пригоден к несению службы в армии;
- Б – годен с определенными ограничениями;
- В – освобождается от призыва и зачисляется в запас;
- Г – непригоден к армейской службе в связи с имеющимися проблемами со здоровьем, но через шесть или двенадцать месяцев ему требуется прохождение переаттестации;
- Д – совершенно непригоден к воинской службе.
Кроме ограничений по здоровью, препятствием к призыву может послужить наличие научной степени, погибшие на службе родственники (брат или сын), а также факт несения срочной службы в другом государстве.
Когда выдают военный билет призывнику? Если призванный к прохождению воинской службы молодой человек комиссией признан годным, то военник ему выдают в день отправки на пункт сбора.
В соответствии с действующим законодательством, каждый гражданин, получивший военный билет, должен бережно хранить данный документ. Поскольку за его потерю или порчу предусматривается административная ответственность и наказание в виде штрафных санкций установленного размера.
Осторожно! При потере воинского билета нужно на протяжении двух недель обратиться в военкомат, к которому вы приписаны, и получить дубликат. Если же документ был украден, безотлагательно обратитесь в полицию и возьмите справку о возбуждении дела по данному факту
Боевая часть-4
Капитан 3 ранга Рудаков Андрей Анатольевич — командир БЧ-4, 1968 г.р., ТОВВМУ
Рудаков Андрей Анатольевич
Капитан-лейтенант Фитерер Сергей Геннадьевич — командир ГКС, 1976 г.р., КВВМУ
Фитерер Сергей Геннадьевич
Капитан-лейтенант Насиковский Олег Иосифович — командир ГЗАС, 1971 г.р., КВВМУ
Насиковский Олег Иосифович
Старший мичман Чернышев Сергей Серафимович — техник ГКС, 1968 г.р., г. Севастополь
Чернышев Сергей Серафимович
Старший мичман Калинин Сергей Алексеевич — техник ГЗАС, 1970 г.р., Киевская обл., с. Лиляки
Калинин Сергей Алексеевич
Старший мичман Свечкарев Владимир Владимирович -техник ГЗАС, 1973 г.р., г. Нижний Новгород
Свечкарев Владимир Владимирович