«укрепит боеготовность российского флота»: на что способен новый малый ракетный корабль «грайворон»

Содержание:

пр.12441 Гром / Новик – NOVIK

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)пр.12440 / пр.12441 “Гром” – NOVIK”Новик”пр.12441У”Бородино”    

Сторожевой корабль. Разработка начата в 1982 г. ПКБ “Алмаз” (г.Санкт-Петербург), главный конструктор – Л.В.Ельский, позже – В.Борисов. Проект СКР пр.12440 “Гром” прибрежной зоны с расширенными ударными возможностями создавался в конкуренции с СКР пр.11660 “Гепард” Зеленодольского ПКБ. По первоначальному замыслу СКр пр.12440 был развитием СКР пр.11660, создававшегося на экспорт для ВМС Индии. Технический проект пр.12440 утвержден в 1991 г. В 1994 г. завершена корректировка проекта  и он окончательно принят к строительству как пр.12441 “Гром”. Головной корабль проекта “Новик” (заводской №1900, внесен в списки флота 16.07.1997 г.) заложен 26.07.1997 г. на ССЗ “Янтарь” (г.Калининград). К строительству планировались еще два корабля проекта – “Рюрик” и “Пересвет” – они не были заложены. Сдача  флоту головного корабля планировалась в начале XXI века, но к концу 1990-х годов в связи с изменением подходов руководства ВМФ к вопросам строительства Флота строительство было прекращено. Готовность корабля на 2000 г. оценивалась не более, чем в 20%. В 2001 г. начата проработка возможности достраивания корабля по измененному проекту со сдачей флоту в 2008 г. В 2007 г. принято решение о достройке корабля по пр.12441У в качестве учебного корабля под названием “Бородино”. Судя по всему работы на корабле так и не начаты либо ведутся по новейшим малозаметным технологиям.Предположительно настоящий вид СКР пр.11441 “Гром” (http://forums.airbase.ru).

Конструкция[ | код]

Корабль проекта 11661Э (Гепард 3.9) для ВМС Вьетнама (зав. № 954) у стенки Кронштадтского морского ордена Ленина завода (КМОЛЗ)

Корпус и надстройка | код

Корабль имеет традиционную гладкопалубную архитектуру с 10 водонепроницаемыми отсеками. Надстройка корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности (так называемой стелс-технологии).

Вооружение | код

Корабли имеют мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. Основное оружие кораблей проекта 11661Э и РК «Татарстан» — противокорабельный ракетный комплекс «Уран» («Уран-Э») с крылатыми ракетами Х-35(Э), имеющий дальность стрельбы до 130 км (до 260 км для «Уран-У» с ракетами Х-35У). Корабль проекта 11661К, «Дагестан», является первым кораблём ВМФ России, вооружённым универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», в составе которого может применяться несколько типов высокоточных крылатых ракет, способных наносить удары по надводным, подводным и береговым целям на удалении до 300 км.

Артиллерийское вооружение включает носовую 76,2 мм артиллерийскую установку АК-176М (боезапас — 152 выстрела) и две 30 мм автоматизированные артиллерийские установки АК-630М с боезапасом 2000+1000 выстрелов каждая, что обеспечивает борьбу с морскими, наземными и воздушными целями. На РК «Дагестан» также установлены две 14,5 мм морские тумбовые пулемётные установки (МТПУ).

Для противовоздушной обороны на кораблях проектов 11660 и 11661, а также на РК «Татарстан» используется зенитный ракетный комплекс «Оса-МА-2» с боезапасом 20 ракет. На РК «Дагестан» вместо ЗРК Оса-МА-2 и двух АК-630 установлен ЗРАК «Палаш»), а на кораблях пр. 11661Э на полубаке устанавливается его экспортная модификация — «Пальма», при этом обе АК-630 устанавливаются в кормовой части надстройки побортно.

В качестве противолодочного вооружения на кораблях пр. 11660 и 11661 были предусмотрены два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата. На кораблях проекта 11661Э в качестве противолодочного и противоторпедного вооружения используется одна реактивная бомбомётная установка РБУ-6000. Возможно оснащение кораблей другими вариантами вооружения, в том числе и противолодочным вертолётом корабельного базирования Ка-27.

Радиотехническое вооружение | код

РК «Татарстан» на параде в честь Дня ВМФ в Астрахани, 2012 год

В разное время корабли оснащались различными радиолокационными и радиоэлектронными средствами. Так, на корабли устанавливался радиолокационный комплекс 34К1 «Монолит», радиолокационная станция общего обнаружения МР-352 «Позитив», навигационная РЛС МР-212 «Вайгач», система управления огнём артиллерии МР-123 «Вымпел» и ГАС «Зарница». На РК «Татарстан» установлена противодиверсионная ОГАС МГ-757 «Анапа-М». Для управления стрельбой РБУ на кораблях проектов 11660 и 11661 применялась ПУСБ «Буря», на кораблях проекта 11661Э применяется ПУС «Пурга-МЭ». Комплекс РЭБ состоял из двух пусковых установок КЛ-101 системы РЭП ПК-16 либо из четырёх ПУ КТ-216 комплекса ПК-10 «Смелый».

На РК «Дагестан» РЛК «Монолит» был заменён на «Минерал-М», а РЛС общего обнаружения на «Позитив-М1». Также установлен гидроакустический комплекс (ГАК) типа МГК-335, система РЭБ ТК-25 и БИУС «Сигма». Корабли проекта 11661Э оснащены аналогичным, установленным на РК «Дагестан», оборудованием в экспортном исполнении с некоторыми отличиями по характеристикам.

В ходе модернизации на РК «Татарстан» установлена новая радиолокационная станция «Галс», которая позволяет значительно повысить характеристики и боевые возможности радиотехнических средств по обнаружению воздушных и надводных целей. Кроме того, на этом корабле заменены на современное оборудование системы обнаружения целей и слежения за надводной обстановкой, системы постановки помех, средства радиоэлектронной борьбы.

Энергетическая установка | код

Главная энергетическая установка двухвальная, типа CODOG. Среднеоборотный дизель типа 61Д мощностью 8000 л. с. через сложный редуктор обеспечивает все крейсерские режимы, а две газовые турбины суммарной мощностью 29 000 л. с. (по одной на каждый вал) обеспечивают полный ход корабля 28 узлов. Электроэнергетическая установка включает три дизель-генератора по 600 КВт каждый.

Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»

Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.

Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».

Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2020 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».

Командующие

СССР СССР

  • 1931—1932 — Ф. С. Авёричкин
  • 1932—1933 — Г. И. Левченко,
  • 1933—1934 — Г. П. Киреев,
  • 1934—1938 — Д. П. Исаков — флагман 2-го ранга,
  • 1938 — В. И. Сумин — капитан 2-го ранга,
  • 1938—1939 — А. Г. Головко,
  • 1940—1944 — Ф. С. Седельников — контр-адмирал,
  • 1944—1946 — Ф. В. Зозуля — вице-адмирал,
  • 1946 — Н. О. Абрамов — контр-адмирал,
  • 1946—1948 — С. Г. Кучеров — адмирал,
  • 1948—1951 — Г. Г. Олейник — контр-адмирал,
  • 1951 — Г. Н. Холостяков — вице-адмирал,
  • 1951—1954 — А. В. Кузьмин — вице-адмирал,
  • 1954—1955 — С. Е. Чурсин — контр-адмирал,
  • 1955—1956 — Г. Г. Олейник — вице-адмирал,
  • 1956—1960 — А. В. Кузьмин — вице-адмирал,
  • 1960—1967 — Г. Г. Олейник — вице-адмирал,
  • 1967—1971 — Г. К. Чернобай — контр-адмирал,
  • 1971—1973 — Я. М. Куделькин — контр-адмирал,
  • 1973—1977 — Л. Д. Рябцев — контр-адмирал,
  • 1977—1984 — Г. Г. Касумбеков — вице-адмирал,
  • 1984—1987 — В. В. Толкачёв — контр-адмирал,
  • 1987—1991 — В. Е. Ляшенко — вице-адмирал,

Россия

  • 1991—1996 — Б. М. Зинин — вице-адмирал,
  • 1996—2002 — В. В. Масорин — вице-адмирал,
  • 2002—2005 — Ю. В. Старцев — вице-адмирал,
  • 2005—2009 — В. П. Кравчук — вице-адмирал,
  • 2010—2014 — С. Г. Алёкминский — вице-адмирал,
  • 2014—2015 — И. Ф. Ахмеров — капитан 1 ранга,
  • 2015—2016 — И. В. Осипов — контр-адмирал,.
  • с 2016 — С. М. Пинчук — контр-адмирал.

Вооружение «Гепардов»

Ударное ракетное вооружение

В целях ликвидации надводных объектов корабли имеют в своем распоряжении противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э» и четыре палубные наклонные пусковые установки из четырех ракет в каждой, а также корабельную систему по управлению стрельбами.

Артиллерийское вооружение

Дополняя артиллерийское оружие фрегата проекта «Гепард 5.1», «Гепарды 5.3» имеют два ракетно-артиллерийских комплекса «Пальма» и зенитные управляемые ракеты «Сосна-Р».

Противолодочное и минное вооружение

Противолодочное и минное вооружение «Гепардов» выражено:

  • Двумя двухтрубными поворотными торпедными аппаратами ДТА-53 калибра 533 мм;
  • Реактивным противолодочным комплексом РПК-8Э;
  • Комплексом приборов по управлению «Пургой» — противолодочным вооружением.

Проектированием универсальных десантных кораблей для ВМФ России займется Зеленодольское ПКБ

Как сообщает татарстанский деловой ресурс “БИЗНЕС Online” в материале Тимура Латыпова “Мистрали” по-зеленодольски: Иван Егоров станет главным по вертолетоносцам? Судостроительной корпорации “Ак Барс” прочат не только строительство, но и проектирование универсальных десантных кораблей”, проектирование вертолетоносцев – едва ли не самой скандальной темы российского кораблестроения последних лет – с высокой степенью вероятности отдадут Зеленодольскому проектно-конструкторскому бюро (ЗПКБ). Эта информация уже наделала шума в кораблестроительных кругах: почему ЗПКБ, а не признанные крупные бюро? В обоснованности “десантных” амбиций зеленодольцев разбирался “БИЗНЕС Online”.

Представители

Название Заводской № Заложен Спуск на воду Дата подписания приёмного акта Место службы Состояние
«Полярная звезда» 111 30.05.2012 21.05.2014 17.12.2016 Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району В строю
«Петропавловск-Камчатский» 112 15.06.2015 01.06.2018 01.12.2019 (план) Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району Спущен на воду. Монтируется вооружение, системы навигации. Подготовка к испытаниям.
«Анадырь» 113 28.04.2017 01.12.2019 (план) Заложено
Закладка отложена. Планируется подписать контракт в 2017—2018
Закладка отложена. Планируется подписать контракт в 2017—2018

Строительство

В конце 1990 года был заложен головной корабль проекта 11660, получивший название «Буревестник», но через некоторое время его постройка была остановлена. В 1995 году его строительство было прекращено и корабль был законсервирован. Позднее корабль был разобран.

Второй корабль был заложен в 1993 году по экспортному проекту 11661 для ВМС Индии, но в 1995 году, когда он был практически готов, прекратилось финансирование. Позже его достроили по скорректированному для ВМФ России проекту 11661К и спустили на воду под названием «Татарстан». Корабль вступил в строй 31 августа 2003 года и стал флагманом Каспийской флотилии.

Третий СКР был заложен так же по проекту 11661К в 1991 году и получил наименование «Дагестан». Его сдача флоту изначально планировалась на первую половину 2012 года, но была перенесена из-за повреждений, полученных в январе 2012 года во время швартовных испытаний на Чёрном море у Новороссийска. В июле 2012 года после восстановительно-ремонтных работ «Дагестан» вышел в Каспийское море в рамках второго этапа государственных испытаний для осуществления ракетной стрельбы по береговой цели из ракетного комплекса «Калибр-НК». Стрельбы на дистанцию в 100 морских миль прошли успешно и 28 ноября 2012 года «Дагестан» вошёл в состав ВМФ России.

Поставки на экспорт

По заказу Вьетнама было построено два корабля. Они были заложены по экспортному проекту 11661Э («Гепард 3.9») в 2007 году, спущены на воду 12 декабря 2009 года и 16 марта 2010 года соответственно. Первый из них отправлен заказчику осенью 2010 года и 5 марта 2011 года на нем был поднят военно-морской флаг Вьетнама, корабль получил наименование «Динь Тьен Хоанг» (вьетн. «Đinh Tiên Hoàng»

). Второй корабль под названием «Ли Тхай То» (вьетн.«Lý Thái Tổ» ) поступил на вооружение ВМС Вьетнама в 2011 году.

В декабре 2011 года Вьетнам заказал дополнительную партию из двух единиц в противолодочной версии. В первых числах июля 2013 года стало известно, что начало строительства второй пары вьетнамских «Гепардов», ранее запланированное вначале на июнь 2013, потом на июль 2013, отложено на сентябрь 2013. Закладка второй пары корветов «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама состоялась 24 сентября 2013 года.

На начало 2020 года дата передачи сторожевых кораблей передвинута на более поздний срок в связи с тем, что Украина перестала поставлять судовые двигатели. Скорее всего, будущие «Гепарды» будут оснащены немецкими дизелями MTU-8000, взамен украинских. Ранее Германия обязалась поставить, по меньшей мере, два дизеля для оснащения ракетных кораблей BPS-500 (МПК проекта 12412, доработанные Вьетнамом до класса МРК — их строительство во Вьетнаме отложено «по субъективным и объективным причинам»). Сообщается, что вторая пара «Гепардов» будет иметь больше возможностей для ведения противолодочной войны и, таким образом, превратятся в универсальные боевые единицы.

Тем не менее, один из «Гепардов» был замечен 17 августа 2016 года в акватории речного порта Тольятти, что даёт повод предполагать либо о ходе его испытаний, либо об отправке заказчику через Волго-Донской канал в указанный период времени.

Переговоры о покупке третьей пары кораблей этого класса всё ещё ведутся, и контракт официально не подписан.

Немного из истории создания кораблей проекта 11661

Сторожевые корабли (корветы) и ракетные корабли начали разрабатываться в начале восьмидесятых годов. Разработку проводило Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро. Разработку противолодочных кораблей для прибрежных зон вели в качестве развития другого проекта 1124М — малого противолодочного корабля, с «Ливнем» — противолодочным ракетным крейсером. Тогда разработали две версии тактико-технических заданий, и уже через год предложили обе версии эскизных проектов — противолодочного корабля с ПЛРК в соответствии с проектом 1124М и противолодочного корабля, имеющего водоизмещение до двух тысяч тонн с более значительной результативностью.

Еще в середине восьмидесятых было выдвинуто требование по оснащению сторожевых кораблей (СКР) комплексами противокорабельных ракет «Уран», разрабатывать которые планировали начинать в 1987 году. Согласно декабрьскому Постановлению Совета Министров Союза ССР в 1984 году решили разрабатывать сторожевые корабли по проекту 11661. Эскизные проекты 11661 с двигательными установками CODOG закончили уже через год.

https://youtube.com/watch?v=qFFsUEK58L8

К началу 1986 года завершили техническую проектировку сторожевых кораблей по проекту 11661. Позднее было принято решение по унифицированию кораблей проектов 11660 и 11661 на восемьдесят пять процентов, приступить к работам и перекомпоновать их в единой конструктивной платформе с различными вооружениями, различиями в двигателях и оборудовании.

В сентябре 1986 года приступили к защите проекта 11661. Следом за доработками под «Ураны» и «Зарю» и прочее оснащение в окончательном варианте сформулировали концепцию «Базовой платформы корабельным семействам». К испытаниям форм корпусов и воздействия обтекателей антенн по выяснению мореходности создали и испытали корабельную модель. Техпроект проекта 11661 утвердили спустя год.

После всех согласований и утверждений произошла закладка кораблей. И уже в 1993 году головному кораблю проекта 11661 было суждено спуститься на воду с началом его достройки. В начале 1995 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для освоения сторожевого корабля. В том же году от иностранного заказчика (по некоторым данным индийского) пришел отказ от нескольких кораблей, и все работы по их строительству были прекращены.

https://youtube.com/watch?v=z0KH16lykRM

Кроме того, в том же году была прекращена постройка корабля с девяносто тремя процентами готовности. Личный состав экипажа распустили, корабль законсервировали из-за недофинансирования, а также из-за того, что и сам заказчик (российские ВМС) полностью не определился по различным типам сторожевых кораблей.

В 2001 году руководство ВМС приняло решение достраивать один из кораблей по проекту 11661К, который должен был поступить в Каспийскую флотилию с наименованием «Татарстан». Корабль лишился вооружения противолодочной обороны. На нем провели корректировку проекта для соответствия всем требованиям. В апреле 2002 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для овладения новым кораблем.

Тогда же с кораблем провели кренование и выяснили, что водоизмещение отклонилось от расчетов до одной тонны. В июле 2002 года «Татарстану» удалось успешно покинуть Зеленодольский Судостроительный завод, чтобы отправиться в район Махачкалы для проведения испытательных мероприятий. Мореходное испытание прошло с пятибалльным волнением. В результате корабль приняли на вооружение российских ВМС, а Каспийская флотилия в августе 2003 года обзавелась своим флагманом.

Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»

Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.

Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».

Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2020 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».

Правильный уход за комнатной розой после покупки

Корабли Каспийской флотилии вышли в море на масштабные учения

Сообщить об ошибке в тексте

Подобные исторические инструменты и оружие

  • Современные мачете очень походят на некоторые формы средневекового фальшиона (короткого меча, популярного с 13 века). Лезвие фальшиона изогнуто, расширяется к острию и имеет прямой, незаострённый обух. Мачете отличается от фальшиона в основном отсутствием гарды и более простой рукоятью, хотя у некоторых мачете есть гарда для лучшей защиты руки во время работы.
  • Копис является древнегреческим оружием, похожим на мачете.
  • Махайра тоже напоминает мачете, но это древнегреческое оружие предназначалось в первую очередь для боевых действий, а не как сельскохозяйственный инструмент.
  • Сакс является германским оружием, которое выполняет аналогичные функции, хотя и отличается по форме.
  • Кукри является непальским ножом с изогнутым клинком, используется для различных целей, аналогично мачете.
  • Паранг — это малазийский нож, который имеет много сходных черт с мачете.
  • Гросс-мессер — большой средневековый нож, использовался в качестве инструмента и оружия.
  • Дао является традиционным китайским оружием, напоминающим мачете. Дао также называют «Генералом всех видов оружия».
  • Фашинный нож является несколько похожим инструментом и оружием, используемым европейскими армиями на протяжении 18-ого до начала 20-го веков. Испанская армия называла его «нож-мачете». В то время как пехоте обычно выдавали короткие сабли, поскольку это было частью их боевого снаряжения, инженеры и артиллеристы часто получали фашинные ножи; помимо того, что они были боевым оружием, эти ножи также служили полезными инструментами для строительства укреплений и других утилитарных задач. Фашинные ножи отличаются от мачете тем, что у них как правило гораздо более толстые конусовидные клинки, оптимизированные для измельчения европейской растительности (тонкий плоский клинок мачете лучше подходит для мягких растений, встречающихся в тропической среде). Рукоятка, гарда, а иногда и клинок фашинного ножа по форме напоминают аналогичные составные части меча. Некоторые более поздние модели этих ножей также можно было прикрепить к винтовкам в виде штыков.
  • Катаны, как правило приобретенные в торговых сделках, использовалась народом айнов не для боевого применения, как предполагалось изначально, а в виде элемента костюма (как дань моде).

Командующие

СССР СССР

  • 1931—1932 — Ф. С. Авёричкин
  • 1932—1933 — Г. И. Левченко,
  • 1933—1934 — Г. П. Киреев,
  • 1934—1938 — Д. П. Исаков — флагман 2-го ранга,
  • 1938 — В. И. Сумин — капитан 2-го ранга,
  • 1938—1939 — А. Г. Головко,
  • 1940—1944 — Ф. С. Седельников — контр-адмирал,
  • 1944—1946 — Ф. В. Зозуля — вице-адмирал,
  • 1946 — Н. О. Абрамов — контр-адмирал,
  • 1946—1948 — С. Г. Кучеров — адмирал,
  • 1948—1951 — Г. Г. Олейник — контр-адмирал,
  • 1951 — Г. Н. Холостяков — вице-адмирал,
  • 1951—1954 — А. В. Кузьмин — вице-адмирал,
  • 1954—1955 — С. Е. Чурсин — контр-адмирал,
  • 1955—1956 — Г. Г. Олейник — вице-адмирал,
  • 1956—1960 — А. В. Кузьмин — вице-адмирал,
  • 1960—1967 — Г. Г. Олейник — вице-адмирал,
  • 1967—1971 — Г. К. Чернобай — контр-адмирал,
  • 1971—1973 — Я. М. Куделькин — контр-адмирал,
  • 1973—1977 — Л. Д. Рябцев — контр-адмирал,
  • 1977—1984 — Г. Г. Касумбеков — вице-адмирал,
  • 1984—1987 — В. В. Толкачёв — контр-адмирал,
  • 1987—1991 — В. Е. Ляшенко — вице-адмирал,

Россия

  • 1991—1996 — Б. М. Зинин — вице-адмирал,
  • 1996—2002 — В. В. Масорин — вице-адмирал,
  • 2002—2005 — Ю. В. Старцев — вице-адмирал,
  • 2005—2009 — В. П. Кравчук — вице-адмирал,
  • 2010—2014 — С. Г. Алёкминский — вице-адмирал,
  • 2014—2015 — И. Ф. Ахмеров — капитан 1 ранга,
  • 2015—2016 — И. В. Осипов — контр-адмирал,.
  • с 2016 — С. М. Пинчук — контр-адмирал.

Мощное вооружение

Основное вооружение кораблей проекта 21613 «Буян-М» — пусковая установка для «Калибров», боезапас которой составляет восемь ракет. Кроме того, корабль оснащён артиллерийской установкой А-190 калибра 100 мм, турельной пусковой установкой «Гибка» и комплексом АК-630М-2 «Дуэт». Малые ракетные корабли не имеют тяжёлого зенитного вооружения, так как концепция его использования подразумевает прикрытие береговыми средствами противовоздушной обороны.

В августе прошлого года глава судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов сообщил, что корабли проекта 21631 «Буян-М» вместе со сторожевыми кораблями проекта 11661 «Гепард» в ходе модернизации могут получить увеличенный боекомплект ракет «Калибр». По его словам, ВМФ заинтересовался этим предложением.

  • Пуски крылатых ракет «Калибр» с фрегата «Адмирал Эссен» по объектам запрещённой в РФ террористической группировки ИГИЛ в Сирии
  • РИА Новости

«Мы предложили по двум проектам 21631 и 11661 концепт с увеличением водоизмещения. На «Буянах», например, мы предложили поставить 16 пусковых, вместо восьми. А на «Гепардах» предложили расширить ракетное оружие до 24 пусковых», — приводит слова Мистахова ТАСС.

Также по теме

Ударные возможности: как модифицированные Ка-52КМ усилят новые вертолётоносцы ВМФ России

К моменту появления в России кораблей-вертолётоносцев проекта 23900 будут созданы модернизированные вертолёты морского базирования…

На каждом корабле добавится по ещё одному универсальному комплексу с вертикальными пусковыми шахтами, при этом видоизменяться корпуса не будут, за исключением возросшего водоизмещения.

«Мы предлагаем взять за основу тот корпус, который зарекомендовал себя, в том числе в боевых условиях, потому что удачный корпус корабля — это мореходность… Это потянет, конечно, за собой водоизмещение. Если брать малый ракетный корабль, его водоизмещение с дополнительным УКСК вырастет с 900 до приблизительно 1,3—1,5 тыс. т. Если брать на базе проекта 11661, то на его водоизмещение три УКСК возможно поставить и сейчас», — пояснил Ренат Мистахов.

Высоко достоинства «Буянов» оценил в беседе с RT доктор военных наук капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков.

«У них имеется восемь пусковых установок, на которых установлены ракеты типа «Калибр», в чём состоит их главное преимущество. Кроме того, они оснащены средствами ПВО, с помощью которых они могут вести борьбу против двух-трёх объектов противника. Это хороший боевой корабль, который усилит потенциал Черноморского флота РФ», — отметил Сивков.

Корабельный состав

Тип
Название
Изготовитель
Ввод в строй
Состояние
Сторожевые корабли ближней морской зоны — 2 

Сторожевые (ракетные) корабли проекта 11661 «Гепард»По классификации НАТО — Gepard class corvette
«Татарстан» Зеленодольский завод имени А. М. Горького 691 31.08. В строю.
«Дагестан» Зеленодольский завод имени А. М. Горького 693 28.11. В строю.Флагман КФл
Малые боевые корабли — 6
Ракетный катер проекта 12411ТПо классификации НАТО — Tarantul class corvette
Р-101 «Ступинец» Средне-Невский судостроительный завод 700 30.09. В строю.
Малый артиллерийский корабль проекта 12411 МАК-160 Средне-Невский судостроительный завод 024 08.08. В строю.
Малые артиллерийские корабли проекта 21630 «Буян»По классификации НАТО — Buyan class corvette
«Астрахань» Приморский судостроительный завод 017 01.09. В строю.
«Волгодонск» Приморский судостроительный завод 018 20.12. В строю.
«Махачкала» Приморский судостроительный завод 020 04.12. В строю.
Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М»По классификации НАТО — Buyan class corvette
«Углич» Зеленодольский завод имени А. М. Горького 653 27.07. В строю.
Боевые катера — 6
Артиллерийские катера проекта 1204 «Шмель»По классификации НАТО — Shmel class river gunboat
АК-223 ССЗ им. 61 коммунара 045 22.06. В строю.
АК-248 ССЗ «Залив» 047 30.11. В строю.
АК-201 ССЗ «Залив» 042 30.06. В строю.
АК-209 ССЗ «Залив» 044 29.09. В строю.
Артиллерийский катер проекта 1400М «Гриф»По классификации НАТО — Zhuk class
АК-326 Феодосийский ССЗ «Море» 050 В строю.
Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок»
П-351 Зеленодольский завод имени А. М. Горького 930 15.10. В строю.
Десантные катера — 8
Десантный катер проекта 1176 «Акула»По классификации НАТО — Ondatra Class
Д-185 Азовская судоверфь 642 30.12. В строю.
Десантные катера проекта 11770 «Серна»По классификации НАТО — Serna class landing boat
Д-156 ССЗ «Волга» 631 29.12. В строю.
Д-131 ССЗ «Волга» 630 30.12. В строю.
Д-172 ССЗ «Волга» 645 27.12. В строю.
Д-56 ССЗ «Волга» 634 30.12. В строю.
Д-809 ССЗ «Волга» 646 29.05. В строю.
Д-810 ССЗ «Волга» 29.05. В строю.
Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь»По классификации НАТО — Dyugon class landing craft
Д-105 «Атаман Платов» ССЗ «Волга» В строю.
Тральщики — 7
Рейдовые тральщики проекта 697ТБ
РТ-59 Астраханский судостроительный завод 200 26.10. В строю.
РТ-181 Астраханский судостроительный завод 201 11.11. В строю.
Рейдовый тральщик проекта 1258 «Корунд»
РТ-71 Средне-Невский судостроительный завод 361 30.06. В строю.
Рейдовые тральщики проекта 10750
РТ-233 Средне-Невский судостроительный завод 219 09.09. В строю.
РТ-234 Средне-Невский судостроительный завод 215 28.08. В строю.
Базовые тральщики проекта 12650 «Яхонт»По классификации НАТО — Sonya class minesweepers
БТ-244 «Герман Угрюмов» , Петрозаводск 500 25.10. В строю.
БТ-116 «Магомед Гаджиев» ССЗ «Авангард» 564 30.11. В строю.

Универсальность

Скорострельные пушки и эффективная система зенитного огня значительно повышают боевую живучесть судна, позволяя создавать эшелонированную противовоздушную оборону. Фактически все эти обстоятельства позволяют назвать ракетный корабль «Дагестан» универсальным судном. В принципе, сами разработчики говорят о том, что его можно спокойно причислять к категории фрегатов.

Противоречит этому разве что отсутствие действительно мощного противолодочного вооружения, но на Каспии попросту нет подводных лодок. Так что корабль «Дагестан» (Каспийская флотилия, 693) полностью соответствует месту использования, будучи в состоянии выполнять все возложенные на него задачи.

Одной из главных изюминок судна является материал его надстроек (особый сплав магния и алюминия). Этот сплав позволяет эффективно рассеивать радиолокационный сигнал, делая ракетный корабль «Дагестан» проекта 11661 менее заметным для систем обнаружения потенциального противника. Кроме того, есть и активные системы постановки помех. Весь этот комплекс эффективно скрывает истинные контуры корабля, защищает его от поражения «умными» боеприпасами, в том числе и крылатыми ракетами.

Наконец, «Дагестан» проектировался с учетом максимальной для кораблей такого класса автономности: он может находиться в плавании на протяжении не менее двух недель, пройдя при этом порядка пяти тысяч морских миль

Чтобы обеспечить приемлемый для экипажа уровень комфорта (а при столь малом водоизмещении это важно), в конструкцию были внесены активные успокоители качки. Это позволяет людям хорошо выдерживать даже волнение средней степени

Активная система кондиционирования воздуха делает возможной эксплуатацию даже в условиях тропического и субтропического климата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector