Корветы проект 20385: военные корабли технологии стелс «гремящий» и «проворный»

По требованиям морского боя

«Ретивый» — седьмой по счёту корабль проекта 20380. По информации Минобороны, данный корвет будет превосходить некоторых своих предшественников «по степени радиоэлектронного оснащения». 

Головной корвет проекта 20380 «Стерегущий» находится на службе ВМФ с 27 февраля 2008 года. В 2011 году флоту был передан «Сообразительный», в 2013-м — «Бойкий», в 2014-м — «Стойкий», в 2017-м — «Совершенный», в 2018 году — «Громкий».

Также по теме

«Проецировать силу на дальних рубежах»: как корвет «Гремящий» увеличит боевые возможности ВМФ России

Военно-морской флот России должен получить многоцелевой корвет проекта 20385 «Гремящий» в первом полугодии 2020 года. Об этом сообщают…

Проект 20380 — детище Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург). Строительство кораблей развёрнуто на «Северной верфи» и ПАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре).

Полное водоизмещение корвета проекта 20380 — 2,22 тыс. т, длина — 104,5 м, ширина — 13 м, осадка — до 7,95 м, максимальная скорость хода — 27 узлов (50 км/ч), дальность плавания — 3500—4000 миль (5632—6437 км) на 14 узлах (25,9 км/ч). Автономность корабля по запасам провизии оценивается в 15 суток.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) корвета проекта 20380 представлена четырьмя дизельными двигателями 16Д49 производства АО «Коломенский завод». Совокупная мощность силовых агрегатов — 23 320 л. с. (17 140 кВт).

Корабли проекта 20380 предназначены для выполнения задач в ближней морской зоне. Вооружение корветов позволяет бороться с подлодками, надводными кораблями, оказывать артиллерийскую поддержку морскому десанту, патрулировать водные районы.

При производстве кораблей используется технология «стелс», которая позволяет уменьшить их радиолокационную заметность. В частности, надстройки корветов имеют характерные для современной военно-морской платформы изломанные геометрические очертания, а в качестве основного строительного материала используется радиопоглощающий стеклопластик.

Ещё одним достоинством архитектуры корабля является модульный принцип, дающий возможность при модернизации устанавливать новые комплексы вооружения. В целом корветы проекта 20380 отличаются от других противолодочных платформ многофункциональностью, компактностью, высоким уровнем автоматизации бортовых систем, отмечают в Минобороны.

  • Корвет проекта 20380 на Амурском судостроительном заводе

В арсенал кораблей проекта 20380 входят противокорабельный комплекс «Уран» с ракетами Х-35, малогабаритная противолодочная система «Пакет», артиллерийские установки А-190 и АК-630М, два гранатомёта ДП-64. Для противовоздушной обороны используются зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Редут», «Кортик-М», «Игла». На борту предусмотрено базирование противолодочного вертолёта Ка-27.

«Внедрённые в данный проект кораблей системы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, комплексы боевого управления, обнаружения и целеуказания, связи и защиты делают этот класс кораблей самодостаточным и отвечающим самым высоким требованиям современного морского боя», — говорится в материалах Минобороны РФ.

По информации военного ведомства, комплексы ракетно-артиллерийского вооружения корветов проекта 20380 позволяют «наносить удары по надводным кораблям как в море, так и в пунктах базирования, осуществлять патрулирование назначенных районов».

Под широкий круг задач

По словам Сивкова, корабли проекта 20380 являются носителями 16 ракет X-35, корветы усовершенствованного проекта 20385 будут вооружены восемью «Уранами» и восемью «Калибрами». Дальность стрельбы детища ОКБ «Новатор» по морским целям составляет 375 км, по наземным — 1,4—2,7 тыс. км.

«Корветы проекта 20380 заточены под выполнение тактических задач в ближней морской зоне. Однако функционал сторожевых кораблей проекта 20385 будет шире. «Калибры» позволяют им стать грозной военно-морской силой, способной выполнять более широкий круг задач», — сказал Сивков.

Помимо «Калибров» корабли проекта 20385 получат модификацию зенитного комплекса «Редут» с 16 ячейками (против 12 единиц у корветов проекта 20380), где могут размещаться несколько ракет различной дальности.

Строительство сторожевых кораблей проекта 20385 развёрнуто на ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург). До конца года в состав ТОФ может войти корвет «Гремящий». В сентябре после проверки специальной комиссией на корабль заселился экипаж для последующего проведения ходовых испытаний. 7 июня на сайте госзакупок появилась информация о том, что на «Гремящем» будут проводиться пуски сверхзвуковой ракеты 3М55 «Оникс».

30 июня 2017 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников рассказал журналистам, что серийное производство кораблей проекта 20385 ограничится четырьмя единицами. Командование военно-морского флота намерено вложить средства в создание корветов проекта 20386, которые будут более «современными и мощными».

«Можно констатировать, что в первую очередь он (корабль проекта 20386. — RT) отличается энергетическим комплексом… Это импортозамещение, это новая энергетическая установка, которая даст этому кораблю большие мореходные качества, большую скорость», — отметил Тряпичников.

Также, как добавил контр-адмирал, новейший сторожевой корабль получит многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон».

28 октября 2016 года на «Северной верфи» был заложен головной корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий». Водоизмещение корвета составит 3,4 тыс. т, длина — 109 м, ширина — 13 м, скорость — 30 узлов (55 км/ч), дальность плавания — 5 тыс. миль (8 тыс. км), экипаж — 80 человек.

«Главными особенностями перспективного корвета являются сбалансированный состав вооружения, включающий временно устанавливаемые образцы модульного исполнения, интегрированную информационно-управляющую систему открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы», — сообщил в августе в интервью ТАСС гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко.

По его словам, корабль проекта 20386 будет отличаться от предшественников «волнопрорезывающей» формой корпуса и комбинированной газотурбинной установкой «с частичным электродвижением». Также корвет будет оснащён автономными подводными аппаратами, безэкипажными катерами и беспилотниками. ВМФ рассчитывает получить не менее десяти подобных кораблей.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев рассказал, что ещё одной особенностью корветов проекта 20386 является принцип модульности, который позволит менять типы вооружения. Основу арсенала корвета составят ракеты «Калибр», «Оникс», ЗРК «Редут», торпедный комплекс «Пакет-НК», артиллерийские установки АК-630М и А-190-01.

«Корветы проекта 20386 будут крупнее предшественников и, соответственно, будут обладать более серьёзными ударными и разведывательными возможностями. На мой взгляд, такой подход отражает стремление командования ВМФ выводить малые сторожевые корабли с закрытых морских театров для выполнения более широкого круга задач», — подчеркнул Корнев.

Путин выразил соболезнования в связи с крушением индонезийского Boeing

Варианты

Боевой тесак или Меч XXI века

Первый российский

Сегодня на смену устаревшим боевым судам пришли новые и усовершенствованные — корабли проекта 20380. Корвет “Стерегущий” был разработан Центральным морским конструкторским бюро “Алмаз” в конце 1990-х — в 2000-х годах. Кстати, до этого “Алмаз” специализировался на ракетных катерах и малых ракетных кораблях, десантных кораблях на воздушной подушке и других. Спроектированный им сторожевик проекта 12441 “Гром” так и не был достроен, не был реализован и подготовленный в середине 1990-х годов проект “экспортного” корвета.

Тем не менее уже в 2000 году бюро представило восемь вариантов эскизных проектов сторожевого корабля 20380 (проектный шифр — “Корвет-1”), один из которых был принят заказчиком в 2001-м. Генеральным конструктором корабля был Александр Шляхтенко, главным конструктором — Игорь Иванов. Закладка состоялась 21 декабря 2001 года в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе “Северная верфь”.

Конструкторы использовали при проектировании “модульный принцип”, что не только снизило производственные затраты, но и обеспечивало высокий модернизационный запас корабля в течение всего жизненного цикла (30 лет)

Также особое внимание уделялось снижению радиолокационной заметности, использованию композиционных материалов и новой элементной базы. Кроме того, впервые в истории отечественного кораблестроения на судне такого небольшого водоизмещения удалось разместить ангар для вертолета. СТОИМОСТЬ КОРАБЛЯ Сумма контракта не раскрывалась

По сведениям СМИ, в 2001 году стоимость одного корабля составляла 1,2–2 млрд руб. По оценке Центра анализа стратегий и технологий, в 2014–2016 годах контрактная стоимость заказанных “Северной верфи” корветов проекта 20380 “Ретивый” и “Строгий” составляла 17,2 млрд и 17,3 млрд руб. соответственно

СТОИМОСТЬ КОРАБЛЯ Сумма контракта не раскрывалась. По сведениям СМИ, в 2001 году стоимость одного корабля составляла 1,2–2 млрд руб. По оценке Центра анализа стратегий и технологий, в 2014–2016 годах контрактная стоимость заказанных “Северной верфи” корветов проекта 20380 “Ретивый” и “Строгий” составляла 17,2 млрд и 17,3 млрд руб. соответственно.

16 мая 2006-го “Стерегущий” спустили на воду, и после успешного завершения государственных испытаний он вошел в состав ВМФ. За создание и освоение строительства корвета проекта 20380 группа инженеров, конструкторов и судостроителей была удостоена премии правительства РФ в области науки и техники за 2011 год.

Корветы проектов 20380/20385 наряду с малыми ракетными кораблями проекта 21631 (“Буян-М”) — наиболее крупные серии сданных российскому флоту после 1991 года надводных кораблей (по пять единиц). Для сравнения: выпуск сторожевых кораблей предыдущего поколения — проекта 1135 “Буревестник” — составил 32 единицы за 13 лет (1968–1981).

Подкалиберные пули

«Надёжно войдёт в структуру ВМФ»

Все шесть кораблей проекта 22160 предназначены для Черноморского флота. В этом регионе традиционно складывается непростая обстановка с точки зрения безопасности, отмечают аналитики. Главная причина такого положения дел — постоянные попытки НАТО нарастить здесь своё присутствие.

Так, в первой половине июля глава украинского Минобороны Андрей Таран и генсек НАТО Йенс Столтенберг в ходе телефонного разговора договорились расширить присутствие «сил и средств» в Чёрном море. В то же время в черноморскую акваторию регулярно заходят боевые корабли стран НАТО, в том числе США.

  • Патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков»

«Черноморский флот находится в достаточно непростой ситуации. Ему постоянно приходится соприкасаться с боевыми судами НАТО, которые регулярно обозначают там своё присутствие и проводят учения, в том числе с участием Украины. При этом они особо и не скрывают, против кого это направлено», — пояснил Кнутов.

По словам экспертов, укрепление состава патрульных кораблей актуально и в свете возможного повторения провокаций наподобие той, что украинские моряки устроили в Керченском проливе в 2018 году. Напомним, тогда три украинских судна попытались незаконно пересечь границу России, после чего были задержаны российскими пограничниками.

В свою очередь, бывший заместитель главкома ВМФ адмирал Игорь Касатонов в интервью RT отметил, что такие корабли в целом довольно востребованы в российском флоте.

Быстроходные и манёвренные

По словам экспертов, проект 20380 является уникальной разработкой, создававшейся специально под требования ВМФ России.

«У стран НАТО есть некоторые похожие проекты, которые можно отнести к этому же классу, но по количеству вооружений и функциональным задачам они сильно отличаются. Проект 20380 создавался под наши задачи. С точки же зрения технологий корабли этой серии не уступают аналогам, а в чём-то даже их превосходят», — рассказал Леонков.

Также по теме

На 50 лет вперёд: ВМФ получит более 180 новых кораблей до 2027 года

Военно-морской флот России до 2027 года получит более 180 новых кораблей и судов в рамках государственной программы вооружения на…

По его словам, подобные суда необходимы прежде всего для оборонительных действий.

«Такие корабли предназначены для того, чтобы сдерживать на дальних рубежах корабельно-ударные или несущие ударные группировки вероятного противника. Для этого у них есть соответствующий арсенал», — пояснил аналитик.

В целом опрошенные RT эксперты высоко оценили проект 20380 и его последующие версии.

«Мы получаем универсальные корабли, способные выполнять боевую работу как у берегов России, так и в составе корабельных ударных групп, выполняющих боевые задачи в ближней морской зоне», — рассказал Леонков.

Аналогичной точки зрения придерживается и Виктор Литовкин.

Аналитики также отметили, что серия кораблей 20380 хорошо себя зарекомендовала в ВМФ. По их словам, это позволяет предположить, что данный проект будет развиваться и дальше.

Как корабль назовёшь…

Речь пойдёт об основе основ русской военно-морской словесности — классификации кораблей отечественного флота.

Принятая ныне в ВМФ РФ классификация чем-то напоминает слоёный торт. Причём каждый слой приготовлен по отдельному, не связанному с другими, рецепту. Что-то пришло из нашей собственной давней истории, кое-что осталось в память от славного Советского флота, а самое свежее наслоение имеет явное импортное происхождение.

Вся эта стилистическая и понятийная многослойность наверняка интересна историкам и филологам. Но боюсь, что всех остальных она только напрягает и путает.

В итоге дошло уже до того, что кораблей традиционного класса «эсминец» в нашем ВМФ почти не осталось. И на этом основании иные военные эксперты даже твердят, что у России флот слабый, что все кораблики, дескать, слишком мелкие, всё больше фрегаты да корветы, кои не идут ни в какое сравнение с американскими крейсерами и эсминцами.

Под широкий круг задач

По словам Сивкова, корабли проекта 20380 являются носителями 16 ракет X-35, корветы усовершенствованного проекта 20385 будут вооружены восемью «Уранами» и восемью «Калибрами». Дальность стрельбы детища ОКБ «Новатор» по морским целям составляет 375 км, по наземным — 1,4—2,7 тыс. км.

«Корветы проекта 20380 заточены под выполнение тактических задач в ближней морской зоне. Однако функционал сторожевых кораблей проекта 20385 будет шире. «Калибры» позволяют им стать грозной военно-морской силой, способной выполнять более широкий круг задач», — сказал Сивков.

Помимо «Калибров» корабли проекта 20385 получат модификацию зенитного комплекса «Редут» с 16 ячейками (против 12 единиц у корветов проекта 20380), где могут размещаться несколько ракет различной дальности.

Строительство сторожевых кораблей проекта 20385 развёрнуто на ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург). До конца года в состав ТОФ может войти корвет «Гремящий». В сентябре после проверки специальной комиссией на корабль заселился экипаж для последующего проведения ходовых испытаний. 7 июня на сайте госзакупок появилась информация о том, что на «Гремящем» будут проводиться пуски сверхзвуковой ракеты 3М55 «Оникс».

30 июня 2017 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников рассказал журналистам, что серийное производство кораблей проекта 20385 ограничится четырьмя единицами. Командование военно-морского флота намерено вложить средства в создание корветов проекта 20386, которые будут более «современными и мощными».

«Можно констатировать, что в первую очередь он (корабль проекта 20386. — RT) отличается энергетическим комплексом… Это импортозамещение, это новая энергетическая установка, которая даст этому кораблю большие мореходные качества, большую скорость», — отметил Тряпичников.

Также, как добавил контр-адмирал, новейший сторожевой корабль получит многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон».

28 октября 2016 года на «Северной верфи» был заложен головной корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий». Водоизмещение корвета составит 3,4 тыс. т, длина — 109 м, ширина — 13 м, скорость — 30 узлов (55 км/ч), дальность плавания — 5 тыс. миль (8 тыс. км), экипаж — 80 человек.

«Главными особенностями перспективного корвета являются сбалансированный состав вооружения, включающий временно устанавливаемые образцы модульного исполнения, интегрированную информационно-управляющую систему открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы», — сообщил в августе в интервью ТАСС гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко.

По его словам, корабль проекта 20386 будет отличаться от предшественников «волнопрорезывающей» формой корпуса и комбинированной газотурбинной установкой «с частичным электродвижением». Также корвет будет оснащён автономными подводными аппаратами, безэкипажными катерами и беспилотниками. ВМФ рассчитывает получить не менее десяти подобных кораблей.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев рассказал, что ещё одной особенностью корветов проекта 20386 является принцип модульности, который позволит менять типы вооружения. Основу арсенала корвета составят ракеты «Калибр», «Оникс», ЗРК «Редут», торпедный комплекс «Пакет-НК», артиллерийские установки АК-630М и А-190-01.

«Корветы проекта 20386 будут крупнее предшественников и, соответственно, будут обладать более серьёзными ударными и разведывательными возможностями. На мой взгляд, такой подход отражает стремление командования ВМФ выводить малые сторожевые корабли с закрытых морских театров для выполнения более широкого круга задач», — подчеркнул Корнев.

Путин выразил соболезнования в связи с крушением индонезийского Boeing

А как же стандартизация?

А затем в начале 2018 года появляется информация о сокращении числа строящихся корветов проекта 20380 в пользу начала более активного строительства корветов проекта 20386. На первый взгляд, это более чем логично. Но в том-то и дело, что только на первый.

Давайте вспомним, что новые корабли Флоту нужны как можно быстрее. Вспомним, что проект 20380 уже хорошо отработан. Примем к сведению, что планируемые к установке на «20386-й» газотурбинные установки до сих пор остаются «узким местом» российского ОПК. Вспомним, что первый «20386-й» планируется ввести в строй лишь в 2021–22 годах. Прикинем и то, что близкий к головному корвету проекта 20386 «Дерзкий» по количеству новаторских решений головной фрегат проекта 22350 был заложен еще в 2006 году, но до сих пор не вошел в состав ВМФ. Не забудем о том, как выросла за годы постройки стоимость того же «Совершенного» и примерим этот момент к «Дерзкому». Освежим в памяти сообщения, что в ближайшие два года пик гособоронзаказа в России будет пройден, и это повлечет за собой соответствующее снижение финансирования отрасли…

Вот теперь самое время задуматься: стоит ли именно сейчас отказываться от «20380-х» в пользу «20386-х»? Не будет ли правильным сначала дождаться окончания испытаний «Дерзкого», а уже после этого приступать к корректировке кораблестроительных программ? Кстати, а почему ради корветов проекта 20386 следует отказываться именно от «20380-х»?

Ну и, под занавес, еще один вопрос. Когда хоть кто-нибудь вспомнит о необходимости стандартизации?

Жаворонок — птица певчая. Звуки пения и фото жаворонка в дикой природе

«Принципиально новые технологии»

Проект многоцелевого корвета 20385 был разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». «Гремящий» предназначен для обнаружения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, обеспечения высадки десанта, охраны прибрежной зоны и сопровождения других кораблей.

Водоизмещение корвета составляет 2,2 тыс. т, длина корабля — 104 м, ширина — 13 м. «Гремящий» может развивать скорость до 27 узлов (50 км/ч), дальность плавания составляет 3,5 тыс. морских миль (около 6,5 тыс. км) при автономности в 15 суток. Обеспечивает работу корабля экипаж в составе 99 моряков.

В марте 2018 года в интервью газете «Красная звезда» командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц сообщил, что в ближайшие годы ТОФ получит четыре таких корабля.

«В корвете «Гремящий» и в последующем корвете «Проворный» внедрены принципиально новые технологии и конструкционные решения. Кроме всего прочего, эти корабли являются первыми на ТОФ носителями комплекса крылатых ракет «Калибр»… Всего в ближайшие годы мы рассчитываем принять на вооружение до четырёх корветов с оптимальным составом вооружения. В планах довести их общее количество до восьми единиц», — рассказал адмирал Авакянц.

Также по теме

«Флот мощной океанской державы»: как в ближайшие годы усилятся боевые возможности российского ВМФ

Доля современных образцов вооружений на флоте превысила 62%. Об этом заявил президент России Владимир Путин на торжественном приёме по…

Корветы проекта 20385 вооружены 100-мм автоматической артиллерийской установкой А-190-01, двумя 30-мм зенитными автоматами АК-630М, универсальными ракетными комплексами «Калибр-НК» с восемью крылатыми ракетами на борту, комплексом противовоздушной обороны ЗРК «Редут» с большим количеством пусковых ячеек и торпедным комплексом «Пакет-НК».

Кроме того, корветы проекта 20385 оснащены широким рядом радиолокационных систем и комплексов электронного управления системами корабля. Так, на «Гремящем» установлена боевая информационно-управляющая система «Сигма», а выявление противника на море и в воздухе осуществляется станцией «Фурке-2». Система управления огнём корабля работает в паре с наводящимся комплексом «Монумент А». Обнаружение подводных целей осуществляют станции слежения и обнаружения «Заря» и «Минотавр».

В конструкции корабля активно применялись композитные материалы, в том числе негорючий многослойный пластик, а в архитектуре главных надстроек использован принцип отражающих поверхностей, который позволяет значительно снизить радиолокационную и оптическую заметность. Эти же материалы и принципы применялись и при конструкции корпуса корабля, что снижает возможность его обнаружения подводными лодками. Всё это значительно повышает «живучесть» корвета, позволяя «Гремящему» на больших расстояниях выявлять корабли вероятного противника, самому оставаясь вне зоны обнаружения.

  • Корвет «Гремящий»

Время на Марсе и год на Марсе

«Стерегущие» и «Гремящие»

— Корветы модернизированного проекта 20380 «Стерегущий» являются самыми современными кораблями в тихоокеанской группировке, — рассказал «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков. — Они хорошо вооружены, эффективны, маневренны и уже зарекомендовали себя как надежные и эффективные. Теперь их оснащают и мощным радиолокационным комплексом большого радиуса действия, характеристики которого позволяют засекать даже летящие артиллерийские снаряды. В прошлом году два представителя серии — «Совершенный» и «Громкий» — совершили дальний поход, обошли полсвета — это наглядный показатель их ходовых характеристик.

Полное водоизмещение кораблей составляет 2,2 тыс. т. Для своих небольших размеров корвет хорошо вооружен. Его главная ударная сила — восемь противокорабельных крылатых ракет Х-35У «Уран» с дальностью стрельбы до 260 км.

Противовоздушную оборону на «Цыденжапове» и «Резком» обеспечивает ЗРК «Полимент-Редут», пришедший на смену ракетно-артиллерийскому комплексу «Кортик». Его новейший радар с активной фазированной решеткой и 12 ячеек для ракет позволили поднять дальность поражения целей с 10 до 150 км. В перспективе возможно использование и малогабаритных ЗУР 9М100. У них понижена до 15 км дальность, зато боекомплект можно увеличить до 48 штук.

Кроме ракет корабль защищают две скорострельные 30-миллиметровые артустановки АК-630 и пушка А-190 калибра 100 мм. Для борьбы с подводными лодками на корвете установлены два малогабаритных торпедных аппарата комплекса «Пакет».

Два отечественных дизельных двигателя мощностью по 12 тыс. лошадиных сил обеспечивают кораблю максимальную скорость в 27 узлов. Дальность плавания достигает 4 тыс. морских миль.

На базе «Стерегущего» разработан модернизированный проект 20385 «Гремящий». Его главное отличие — установленные пусковые для крылатых ракет «Калибр-НК» вместо противокорабельных Х-35 «Уран». В таком виде корветы превращаются в многофункциональные единицы, способные наносить удар не только по морским целям, но и по суше. Оба заложенных корабля такого типа предназначены для ТОФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector