«универсальные корабли»: как россия развивает проект по созданию многоцелевых корветов

Вооружение проекта 20386

Новые российские корветы будут значительно усилены стационарными видами морского вооружения. Оценивая проектные характеристики корвета 20386, уже можно сейчас говорить о том, что корабль стал на порядок мощнее, чем однотипные суда, строящиеся для иностранных флотов.

В носовой части корвета 20386 стоит пакетная установка зенитно-ракетного комплекса «Редут». Следом за ней на верхней палубе имеется мощная автоматическая 100 мм установка, причем ее башня также выполнена по технологии «Стелс».

Корвет проекта 20386 в разрезе

В основной надстройке спрятаны пусковые установки основного вооружения корабля — ПРК «Уран». На верхней части надстройки по обоим бортам установлены две артустановки АК-306, обеспечивающие ближнее прикрытие корабля. Во внутренних ангарах корпуса размещены две пусковые установки противолодочного комплекса «Пакет-НК». С таким набором вооружений новый российский корвет способен эффективно решать разнообразные боевые задачи. Он может действовать как самостоятельно в качестве патрульного, так и в составе соединения кораблей.

Корвет оснащен также разведывательной и спасательной техникой. В кормовой части имеется ангар и взлетная площадка для вертолета. Помимо этого, на судне предполагается наличие беспилотных летательных аппаратов. Новейшие средства радиоэлектронной борьбы значительно усилят боевые возможности корабля. Отечественные разработки в этом направлении позволяют создавать эффективные средства подавления навигационного оборудования иностранных кораблей. По качеству технического оснащения, внедрению новых технологий в конструкцию корабля и использование инновационных методик российские боевые суда можно сравнить с новым американским и британскими кораблями типа «Zumwalt» и «Daring».

Американский и британский корабли типа «Zumwalt» и «Daring»

Окончательный вариант вооружения корветов проекта 20386 до сих пор не утвержден. В частности, нельзя сбрасывать со счетов идею оснащать боевые суда крылатыми ракетами «Калибр».

Под широкий круг задач

По словам Сивкова, корабли проекта 20380 являются носителями 16 ракет X-35, корветы усовершенствованного проекта 20385 будут вооружены восемью «Уранами» и восемью «Калибрами». Дальность стрельбы детища ОКБ «Новатор» по морским целям составляет 375 км, по наземным — 1,4—2,7 тыс. км.

«Корветы проекта 20380 заточены под выполнение тактических задач в ближней морской зоне. Однако функционал сторожевых кораблей проекта 20385 будет шире. «Калибры» позволяют им стать грозной военно-морской силой, способной выполнять более широкий круг задач», — сказал Сивков.

Помимо «Калибров» корабли проекта 20385 получат модификацию зенитного комплекса «Редут» с 16 ячейками (против 12 единиц у корветов проекта 20380), где могут размещаться несколько ракет различной дальности.

Строительство сторожевых кораблей проекта 20385 развёрнуто на ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург). До конца года в состав ТОФ может войти корвет «Гремящий». В сентябре после проверки специальной комиссией на корабль заселился экипаж для последующего проведения ходовых испытаний. 7 июня на сайте госзакупок появилась информация о том, что на «Гремящем» будут проводиться пуски сверхзвуковой ракеты 3М55 «Оникс».

30 июня 2017 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников рассказал журналистам, что серийное производство кораблей проекта 20385 ограничится четырьмя единицами. Командование военно-морского флота намерено вложить средства в создание корветов проекта 20386, которые будут более «современными и мощными».

«Можно констатировать, что в первую очередь он (корабль проекта 20386. — RT) отличается энергетическим комплексом… Это импортозамещение, это новая энергетическая установка, которая даст этому кораблю большие мореходные качества, большую скорость», — отметил Тряпичников.

Также, как добавил контр-адмирал, новейший сторожевой корабль получит многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон».

28 октября 2016 года на «Северной верфи» был заложен головной корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий». Водоизмещение корвета составит 3,4 тыс. т, длина — 109 м, ширина — 13 м, скорость — 30 узлов (55 км/ч), дальность плавания — 5 тыс. миль (8 тыс. км), экипаж — 80 человек.

«Главными особенностями перспективного корвета являются сбалансированный состав вооружения, включающий временно устанавливаемые образцы модульного исполнения, интегрированную информационно-управляющую систему открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы», — сообщил в августе в интервью ТАСС гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко.

По его словам, корабль проекта 20386 будет отличаться от предшественников «волнопрорезывающей» формой корпуса и комбинированной газотурбинной установкой «с частичным электродвижением». Также корвет будет оснащён автономными подводными аппаратами, безэкипажными катерами и беспилотниками. ВМФ рассчитывает получить не менее десяти подобных кораблей.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев рассказал, что ещё одной особенностью корветов проекта 20386 является принцип модульности, который позволит менять типы вооружения. Основу арсенала корвета составят ракеты «Калибр», «Оникс», ЗРК «Редут», торпедный комплекс «Пакет-НК», артиллерийские установки АК-630М и А-190-01.

«Корветы проекта 20386 будут крупнее предшественников и, соответственно, будут обладать более серьёзными ударными и разведывательными возможностями. На мой взгляд, такой подход отражает стремление командования ВМФ выводить малые сторожевые корабли с закрытых морских театров для выполнения более широкого круга задач», — подчеркнул Корнев.

Путин выразил соболезнования в связи с крушением индонезийского Boeing

Патрульный «не корвет»

В принципе, «Стерегущие» наших моряков вполне устроили. В связи с тем, что первая четверка корветов продолжительное время не покидала Балтийское море, проекту 20380 некоторые приписывали недостаточную мореходность. Но после того как летом коллегия МО во главе с министром обороны Сергеем Шойгу одним махом поменяла всю верхушку командования Балтфлота, внезапно выяснилось, что дальние походы «Стерегущим» вполне по силам. Мало того, после шести вояжей за пределы Датских проливов «Бойкий» и «Сообразительный» успешно совершили трехмесячный поход по Северной Атлантике, Средиземному морю и Индийскому океану.

И все же, несмотря на множество положительных характеристик корветов проекта 20380, морякам хотелось большего. Сказано — сделано. Постройка «Стерегущих» еще только набирала обороты, а «Алмаз» уже разработал их модернизированную версию — корвет проекта 20385. От своего предшественника он отличался несколько большим водоизмещением, выросшей автономностью, а главное — заменой ПКР «Уран» на универсальный корабельный стрельбовый комплекс, позволяющий использовать все семейство ракет «Калибр» и «Оникс». Роль «вишенки на торте» играло увеличение с 12 до 16 числа ячеек ЗРК «Редут».

Модифицированный «Стерегущий» крыл свой базовый вариант по всем статьям, хотя и был заметно дороже. В 2012–13 годах заложили два корвета проекта 20385: «Гремящий» и «Проворный». При этом строительство «20380-х» свернуто не было. То есть с этого момента Россия строила корветы одновременно по пусть и очень похожим, но все же двум проектам, что явно не отвечало требованиям стандартизации.

Но это был далеко не конец истории.

Зеленодольский завод имени А. М. Горького, специализирующийся на постройке противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок» и малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М», тоже был не прочь построить что-нибудь корветоподобное, и к 2014 году разработал патрульный корабль модульного типа проекта 22160. Корветом новинка официально не называлась, но де-факто проект 22160 имел водоизмещение, как у «Стерегущего».

При этом зеленодольский «не корвет» превосходил «Стерегущего» по степени автоматизации, мореходности, автономности и дальности плавания. Однако заметно уступал «20380-му» по вооружению. Точнее, для проекта 22160 была заявлена возможность установки за счет модульности даже ракетного комплекса «Калибр» — но головной корабль проекта 22160 «Василий Быков», насколько известно, достраивается без «Калибров»…

Так или иначе, в 2014–16 годах было заложено сразу 6 патрульных кораблей проекта 22160. Таким образом, с этого момента в России строились корветы сразу по двум очень похожим проектам, одновременно с которыми сооружались зеленодольские «не корветы» с водоизмещением корветов. Как это соотносилось с требованиями стандартизации? Ну, как-то, наверное, соотносилось…

Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbspСтепан Яцко

Примерные инвестиции и окупаемость

Примеры окупаемости вендинговых автоматов от вендинг-оператора

Наименование

Полная стоимость, руб.

Ежемесячные вложения, руб.

Срок окупаемости, мес.

Кофейный аппарат Gran Gusto

314 тысяч

12 тысяч

18

Снековый автомат

228 тысяч

66 тысяч

8

Снековый уличный

автомат

310 тысяч

88 тысяч

7

Кофейный автомат Unicum Rosso

223 тысячи

11 тысяч

9

Непосредственные участники вендингового рынка рекомендуют не настраиваться на быстрые доходы от вендинга, как это обещают продавцы автоматов. Инвестировать придется постоянно: внедрять современное оборудование и технологии, расширять и обновлять парк автоматов, иначе конкуренты быстро обойдут вас.

Пять автоматов могут дать доход в 20-25 тысяч рублей в месяц. Покупка новых вендингов обойдется в 1 миллион рублей, б/у — в 500 тысяч. Новая техника окупится через 2-3 года, б/у за год.

Размер прибыли зависит от многочисленных факторов:

  • логистики;

  • арендной платы;

  • удобности купюроприемника и монетоприемника;

  • качества обслуживания (вовремя заправлять водой, товаром, проводить чистку);

  • установки банковских терминалов.

За дело берется «Алмаз»

Не секрет, что процесс обновления корабельного состава ВМФ России сталкивается с заметными проблемами. До сих пор ядро Флота составляют вымпелы, построенные во времена СССР. Очевидное устаревание, а также физический износ этих кораблей в совокупности с трудностями модернизации и ремонта вполне способны поставить боеспособность ВМФ под вопрос. Если, конечно, на смену советским «ветеранам» моряки своевременно не получат новые боевые корабли в достаточном количестве. Желательно, к тому же, более современные и мощные, такие как корветы проекта 20386.

Проблематикой постройки новых многоцелевых боевых надводных кораблей, предназначенных для использования в ближней морской зоне, отечественные Флот и ОПК озаботились еще в начале 1990-х годов. Но заложенный в 1997-м головной сторожевой корабль проекта 12441 «Новик» настолько соответствовал поговорке «первый блин комом», что достроен не был.

«Обжегшись» на проекте 12441, ВМФ и Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» решили сделать ставку на более простой и дешевый корабль. Последствием этого решения стала разработка достаточно компактного (стандартное водоизмещение 1800 тонн) и многофункционального корвета проекта 20380. Головной корабль нового проекта «Стерегущий» был заложен в 2001 году, а в 2008-м вошел в строй.

К концу 2017 года в боевом составе ВМФ России находились уже пять корветов проекта 20380: четыре — на Балтийском флоте и один — «Совершенный» — в составе Тихоокеанского флота. Причем «Совершенный», строившийся на АСЗ, стал среди корветов своего проекта настоящим чемпионом по долгострою. Заложенный в 2006-м он был сдан флоту лишь в 2017-м. За это время стоимость корабля успела взлететь с 6,5 млрд до 13 млрд рублей.

Запомним это и двинемся дальше.

Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbspАндрей Союстов

С мощным «Заслоном»

Корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» войдет в состав 165-й бригады кораблей, базирующейся во Владивостоке, сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. Тем самым было решено усилить юго-восточные рубежи страны и военно-морское присутствие на Тихом океане.

«Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» — седьмой представитель серии корветов проекта 20380 «Стерегущий». Он получил свое название в честь матроса Тихоокеанского флота, который в 2009 году ценой своей жизни предотвратил катастрофу на эсминце «Быстрый» и спас корабль и 300 человек экипажа.

Многоцелевой корвет проекта 22380 стал самым массовым крупным боевым кораблем, разработанным в постсоветское время. До сегодняшнего дня в составе ВМФ России их было шесть. «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий» несут службу на Балтийском флоте, «Совершенный» и «Громкий» — на Тихоокеанском. «Ретивый» и «Строгий» достраивают в Санкт-Петербурге: по плану они должны войти в состав Балтийского или Черноморского флотов.

Для отправки на Тихоокеанский флот запланировали два корвета, построенных по обновленному проекту. «Алдар Цыденжапов» был передан флоту в конце прошлого года, «Резкий» должен быть готов до конца этого года. Оба корабля строились на Амурском судостроительном заводе.

Одно из главных преимуществ новых кораблей серии — интегрированные РЛС «Заслон». Они способны эффективно обнаруживать выполненные по стелс-технологии аппараты на расстоянии 75 км, а более простые цели — не менее чем за 300 км. Антенный блок закреплен в основании мачты и внешне напоминает пирамиду с большим количество граней. За каждой гранью скрыты стационарные приемо-передающие устройства, которые отслеживают перемещения различных объектов. Операторы РЛС могут получать на экранах точную и непрерывную картинку о воздушной, надводной и наземной обстановке в режиме реального времени. На традиционных установках она прерывается из-за вращения приемо-передающего блока. В состав комплекса входят аппаратная, командный пункт, посты высокочастотных и радиотехнических приборов.

— Радар этого корвета настолько мощный, что может даже следить за снарядами, которыми стреляют из пушки, — пояснил «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков. — В 165-й бригаде он будет самым крупным кораблем. У него отличные ходовые качества и мощное вооружение. А радиолокационное оборудование будут использовать в интересах всей группировки в Приморье и прилегающей акватории.

Быстроходные и манёвренные

По словам экспертов, проект 20380 является уникальной разработкой, создававшейся специально под требования ВМФ России.

«У стран НАТО есть некоторые похожие проекты, которые можно отнести к этому же классу, но по количеству вооружений и функциональным задачам они сильно отличаются. Проект 20380 создавался под наши задачи. С точки же зрения технологий корабли этой серии не уступают аналогам, а в чём-то даже их превосходят», — рассказал Леонков.

Также по теме

На 50 лет вперёд: ВМФ получит более 180 новых кораблей до 2027 года

Военно-морской флот России до 2027 года получит более 180 новых кораблей и судов в рамках государственной программы вооружения на…

По его словам, подобные суда необходимы прежде всего для оборонительных действий.

«Такие корабли предназначены для того, чтобы сдерживать на дальних рубежах корабельно-ударные или несущие ударные группировки вероятного противника. Для этого у них есть соответствующий арсенал», — пояснил аналитик.

В целом опрошенные RT эксперты высоко оценили проект 20380 и его последующие версии.

«Мы получаем универсальные корабли, способные выполнять боевую работу как у берегов России, так и в составе корабельных ударных групп, выполняющих боевые задачи в ближней морской зоне», — рассказал Леонков.

Аналогичной точки зрения придерживается и Виктор Литовкин.

Аналитики также отметили, что серия кораблей 20380 хорошо себя зарекомендовала в ВМФ. По их словам, это позволяет предположить, что данный проект будет развиваться и дальше.

АЕК-971, или Основной конкурент АК-12

Сегодня у нового образца автомата Калашникова появился серьезный конкурент. Конструкторы из Коврова использовали принципиально новую схему, которая значительно уменьшает отдачу от оружия. Стрельба, благородя меньшей отдаче, более плавная, однако вес несколько больше, нежели у АК-12. Но если сравнивать в целом, то кучность стрельбы двух моделей практически одинакова. Хотя мощность АК несколько большая. Нельзя не заметить, что АЕК-971 имеет такое существенное преимущество, как новый режим стрельбы – короткими очередями. Но и у АК-12 такая возможность присутствует, тем не менее есть некоторые отличия. Однако как с одной стороны, так и с другой говорится о том, что хорошо бы было принять на вооружение оба образца и опытным путем определить, какой лучше в реальных боевых условиях. В любом случае новейшее военное оружие России будет поставлено на вооружение в 2020 году наряду с комплектом «Ратник».

Не до сторожевиков

Со сторожевыми кораблями русские моряки познакомились еще в годы Первой мировой войны — сравнительно небольшие по размерам, они стали универсальными боевыми единицами, выполняющими необходимый объем работы. За рубежом их классифицировали как фрегаты и корветы, а в российском флоте создали отдельный класс — сторожевые корабли. Их появление было вызвано прежде всего необходимостью. Выполнять функции охраны побережья, морских конвоев и противостоять небольшим силами флота противника могли также эсминцы, однако они были немногочисленны, а строить новые было дорого. Постройка сторожевика обходилась примерно в два раза дешевле.

В предвоенное время и в Великую Отечественную войну эти корабли стали самыми массовыми на флоте. В послевоенные годы этот класс получил новое развитие. В отличие от первых подобных корветов, советские стали на порядок мощнее, сильнее и больше в размерах. И по вооружению практически ни в чем не уступали эсминцам.

В результате замораживания большинства кораблестроительных программ в 1990-е годы флот перестал получать не только ракетные крейсера, эсминцы и подводные стратегические ракетоносцы, но и корабли 2-го и 3-го рангов — сторожевики, малые противолодочные корабли, тральщики. Попытка строительства нового поколения проекта 12441 оказалась неудачной — заложенный в 1997 году головной корабль серии “Новик” так и не был достроен. Ситуация усугублялась тем, что официальным приоритетом флота считалось сохранение и развитие морских стратегических ядерных сил и именно они имели приоритет в финансировании.

В итоге к началу 2008-го в составе ВМФ было лишь шесть сторожевых кораблей (СКР) — столько же, сколько ракетных крейсеров, и в 2,5 раза меньше, чем подводных ракетоносцев стратегического назначения. Тихоокеанский и Северный флоты вообще не имели в своем составе сторожевиков — хотя именно СКР должны обеспечивать развертывание и боевую устойчивость подводных ракетоносцев в прибрежных районах. При этом шесть имевшихся в наличии СКР относились к пяти разным модификациям, а их средний возраст составлял 28 лет. Флоту требовалась новая серия кораблей.

А как же стандартизация?

А затем в начале 2018 года появляется информация о сокращении числа строящихся корветов проекта 20380 в пользу начала более активного строительства корветов проекта 20386. На первый взгляд, это более чем логично. Но в том-то и дело, что только на первый.

Давайте вспомним, что новые корабли Флоту нужны как можно быстрее. Вспомним, что проект 20380 уже хорошо отработан. Примем к сведению, что планируемые к установке на «20386-й» газотурбинные установки до сих пор остаются «узким местом» российского ОПК. Вспомним, что первый «20386-й» планируется ввести в строй лишь в 2021–22 годах. Прикинем и то, что близкий к головному корвету проекта 20386 «Дерзкий» по количеству новаторских решений головной фрегат проекта 22350 был заложен еще в 2006 году, но до сих пор не вошел в состав ВМФ. Не забудем о том, как выросла за годы постройки стоимость того же «Совершенного» и примерим этот момент к «Дерзкому». Освежим в памяти сообщения, что в ближайшие два года пик гособоронзаказа в России будет пройден, и это повлечет за собой соответствующее снижение финансирования отрасли…

Вот теперь самое время задуматься: стоит ли именно сейчас отказываться от «20380-х» в пользу «20386-х»? Не будет ли правильным сначала дождаться окончания испытаний «Дерзкого», а уже после этого приступать к корректировке кораблестроительных программ? Кстати, а почему ради корветов проекта 20386 следует отказываться именно от «20380-х»?

Ну и, под занавес, еще один вопрос. Когда хоть кто-нибудь вспомнит о необходимости стандартизации?

Оценка проекта

Критика проекта 20380 в основном концентрируется вокруг его слабого противовоздушного (речь идёт исключительно о головном корабле 20380, у последующих ПВО сильнейшая в классе) и противоракетного вооружения, недостаточной дальности плавания и ненадёжности двигателей. Так, отдельными авторами отмечалось, что один боевой модуль ЗРАК «Кортик» и два автомата АК-630М, установленные на головном корабле серии, не могут обеспечить эффективную защиту от современных средств воздушного нападения. Это во многом объяснялось задержками при разработке перспективного ЗРК «Редут». Также ранее отмечалось, что за недолгое время службы головного корабля проекта «Стерегущего», на нём дважды ломались оба среднеоборотных дизельных двигателя главной энергетической установки, что являлось признаком их недоработанности. В целом, по мнению Ю. В. Апалькова, анализ боевых возможностей проекта пока произвести затруднительно.[источник не указан 35 дней]

Возможности и использование

20385 – проект корвета нового поколения, предназначенного для многоцелевого использования. Основная его задача – обнаружение и уничтожение надводных вражеских судов или подводных лодок. Также боевое судно служит для высадки десанта, охраны прибрежной зоны, сопровождения других кораблей.

Кроме артиллерийского и ракетного оружия на борту имеются радиолокационные и гидроакустические системы. Расширяет возможность боевого корабля установка ангара для вертолета Ка-27. Это существенно повышает боеспособность судна, позволяя своевременно обнаруживать объекты противника. Дополнительная защита от выявления корвета проекта 20385 – это использование в конструкции специальных технологий, сводящих к минимуму их радиолокационное обнаружение. Надежность и маневренность в любых условиях гарантируют композиционные компоненты от ФГУП «Прометей», доказавшие свою значимость еще в предыдущих аналогичных разработках.

Закрыть воздух

Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, в настоящее время утвержден график работ по достройке, проведению испытаний и передаче флоту новейшего корвета проекта 20380 «Резкий». Строящийся для ТОФ корабль выйдет в море из дока Амурского судостроительного завода (АСЗ) этим летом. Осенью на нем начнут полный цикл испытаний, в ходе которых на корвете будет опробовано всё вооружение практическими стрельбами по морским, наземным и воздушным целям. Протестируют работу двигателей, всех узлов и агрегатов, аппаратуру связи. Будет проверена возможность посадки на палубу вертолета Ка-27ПС. Лишь после этого корабль примут в состав флота.

Поставлена задача сдать корабль до конца 2021 года, рассказали «Известиям» собеседники. Место базирования для него пока не определено.

«Резкий» строится по обновленному проекту 20380, с улучшенными возможностями по обнаружению и уничтожению воздушных целей. Он станет четвертым на Дальнем Востоке корветом данного проекта. Но, в отличие от предыдущих кораблей, он получил мощный радар «Заслон», который способен обнаруживать не только самолеты и вертолеты, но и крылатые ракеты, беспилотники и даже артиллерийские снаряды. Пока «Заслон» есть только у предшественника «Резкого» — корвета «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и на фрегатах проекта 22350.

— Если корабль будет базироваться во Владивостоке, ему предстоит нести службу в Японском море, охранять подходы к российским берегам и время от времени участвовать в международных учениях, — сказал «Известиям» военный эксперт Василий Кашин. — А в случае, если корвет припишут к Камчатке, он будет решать важнейшую задачу: обеспечивать выход базирующихся на полуострове стратегических подводных ракетоносцев в море.

На полуострове нужны корабли с мощными системами обнаружения, потому что без них мы можем обесценить расположенный там компонент наших стратегических ядерных сил, считает эксперт. Важнейшая задача в регионе — следить, чтобы в районы базирования и на маршруты выдвижения отечественных АПЛ не проникали американские субмарины. При необходимости корабли проекта 20380 могут патрулировать и возле Курильских островов.

Итог

Корвет проекта 20385, характеристики которого приведены выше, обладает самым современным вооружением и многофункциональной направленностью. В рамках этого мероприятия продолжается возведение только одного из представителей («Гремящего»). Остальные суда разрабатываются по обновленному проекту. Связано это с удорожанием корабля, не всегда обоснованным наличием тяжелого вооружения разного вида. Разработчики, несмотря на задержку со сменой зарубежных силовых установок на отечественные аналоги, заявляют, что все запланированные работы ведутся согласно запланированному графику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector