Лучшие из лучших во второй мировой

Junkers Ju 87 «Штука».

На восьмом месте топ-10 находится одномоторный пикирующий немецкий бомбардировщик Ю-87 – один из самых известных боевых самолетов Второй мировой войны. Он стал символом немецкого блицкрига в Западной Европе и на Восточном фронте.

Этот самолет имел неубирающиеся шасси (советские солдаты называли его «лаптежником»), что существенно ухудшало его аэродинамику и уменьшало скорость, но по точности бомбометания Ju 87 не имел себе равных. В конструкции «Штуки» были использованы несколько инновационных идей (воздушные тормоза, сирена) благодаря которым самолет и стал настолько эффективным. Однако после потери немецкой авиацией господства в воздухе Ю-87 стал легкой мишенью для истребителей противника.

МиГ-15

Первый отечественный истребитель, став самым массовым реактивным самолётом. Разработка ОКБ Микояна, истребитель стал «иконой» для наших пилотов на многие годы вперед, именно на МиГ-15 УТИ (учебно-тренировочный истребитель) было поднято в небо не одно поколение будущих пилотов. Именно с МиГ-15 началась настоящая реактивная эра авиации в России. МиГи приняли участия в Корейском и Арабо-Израильском конфликтах выступая как основной истребитель. МиГ-15 предусматривался как фронтовой истребитель для ведения боя против вражеских истребителей и бомбардировщиков противника, ведения разведки и удары по наземным целям. «Красная пятерка» первая пилотажная группа СССР, летала и на МиГ-15.

Истребитель Микояна появился в стране после ужасной войны, миллионы погибших, разрушенная войной страна, предприятия, заводы, фабрики. В этих условиях и в условиях начала Холодной войны Микоян создал МиГ-15, который в книге рекорда Гиннесса является самой массовой реактивной машиной в истории человечества и авиации. Состоявшей на вооружении многих стран и принимавший участия в войнах по всему миру, он по праву завоевал называться, лучшим истребителем реактивной авиации начального периода.

Mitsubishi A6M Zero

На почётном третьем месте в рейтинге лучших самолётов Второй мировой войны находится японский палубный истребитель Mitsubishi A6M Zero. Это самый известный самолёт войны на Тихом океане. История этого самолёта очень показательна. В начале войны он был, чуть ли не самым продвинутым самолётом — лёгким, манёвренным, высокотехнологичным, с невероятной дальностью полёта. Для американцев Zero стал крайне неприятным сюрпризом, он на голову превосходил все, что у них было на тот момент.

Однако японское мировоззрение сыграло с Zero злую шутку, никто не подумал о его защите в воздушном бою — бензобаки легко горели, пилотов не прикрывала броня, да и о парашютах никто не подумал. При попадании Mitsubishi A6M Zero вспыхивали как спички, и у японских лётчиков не было шансов спастись. Американцы, в конце концов, научились бороться с Zero, они летали парами и атаковали с высоты, уходя от боя на виражах. Они выпустили новые истребители Chance Vought F4U Corsair, Lockheed P-38 Lightning и Grumman F6F Hellcat. Американцы признали свои ошибки и приспособились, а гордые японцы — нет. Устаревший к концу войны Zero стал самолётом-камикадзе, символом бессмысленного сопротивления.

2

«Илья Муромец»

На девятом месте топ-10 находится легендарный многомоторный самолет, созданный в России в канун Первой мировой войны. После ее начала «Илья Муромец» стал первым в мире тяжелым бомбардировщиком. На этом самолете установлены несколько рекордов дальности полета и грузоподъемности. «Илья Муромец» стал первым успешным проектом гениального киевлянина Игоря Сикорского.

Остальные страны-участницы Первой мировой войны быстро оценили успешный опыт России – вскоре тяжелые многомоторные бомбардировщики появились на вооружении Франции, Германии, Великобритании.

Игорь Сикорский не принял революцию и эмигрировал из России в США.

Як-9

На пятом месте нашего рейтинга лучших самолётов Второй мировой войны расположился главный охотник на немецкие самолёты «Як-9». Если «Ла-5» был рабочей лошадкой вынесший тяжесть боёв переломного периода войны, то Як-9» это самолёт победы. Создан он был на основе предыдущих моделей истребителей «Як», но в конструкции вместо тяжёлого дерева использовался дюралюминий. Это сделало самолёт легче и оставило место для модификаций. Что только не делали с «Як-9». Фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, перехватчик, эскорт, разведчик и даже курьерский самолёт.
На «Як-9» советские пилоты на равных сражались с немецкими асами, которых сильно пугали его мощные пушки. Достаточно лишь сказать, что лучшую модификацию «Як-9У» наши лётчики ласково прозвали «Убийцей». «Як-9» стал символом советской авиации и самым массовым советским истребителем времён Второй мировой войны. На заводах в день иногда собирали по 20 самолётов, а всего за время войны их было выпущено почти 15 000.

4

Самолеты стран ОСИ

Messerschmitt Bf 109, Третий Рейх

Мессершмитт Bf 109 был культовым немецким истребителем Второй мировой войны, который отличался исключительно прочной конструкцией. Немцы стали использовать этот самолет в военных целях в 1937 году во время гражданской войны в Испании, а в 1939 году Bf 109 был единственным истребителем, кроме Spitfire, который был использовался на фронтах.

Цели при разработке Bf 109 можно описать так: максимально компактный планер соединить с очень мощным двигателем. Конструкция имела недостатки: тесная кабина, плохой обзор сзади и узкая ходовая часть, что делало управление опасным для неопытных пилотов. Кроме того, из-за небольших размеров, были ограниченны запасы топлива, что уменьшало дальность и вызывало проблемы. Так, в Битве за Британию, Bf 109 были ограничены 15-минутными боями, после чего были вынуждены лететь домой.

Эрих Хартманн, летчик-ас и лучший пилот Второй мировой войны, одержавший 352 побед, летал на Bf 109. С почти 34 000 аппаратами, произведенных в период между 1936 и 1945 годами, Bf 109 был одним из самых востребованных истребителей в истории.

Messerschmitt Me 262, Третий Рейх

Летая со скоростью 870 км/ч и будучи вооруженным четырьмя 30-мм орудиями, Messerschmitt Ме-262 стал самым быстрым и хорошо вооруженным истребителем Второй мировой войны. Его появление ознаменовало начало эры реактивных самолетов и стало революцией в воздушных боях, но было уже слишком поздно для того, чтобы предотвратить падение нацистов.

Немецкое командование не сразу осознало значение Me-262, и даже Геринг считал, что война будет выиграна с самолетами, которыми Германия уже располагала. Так что инвестиции в такие проекты, как Me 262, долго казались излишними, и в массовое производство этот самолет поступил лишь в 1944.

Эскадрон Me 262 был сформирован в январе 1945 года, но свою мощь все же успел показать. В первой атаке 37 Me 262 сбили двенадцать бомбардировщиков и один истребитель, потеряв только 3 самолета. Конечно, весной 1945-ого это был укол булавкой, но если бы такие истребители c асами за штурвалами стали массово применяться годом ранее, это могло серьезно осложнить положение союзников.

Mitsubishi A6M Zero, Японская Империя

Легкий и проворный самолет Mitsubishi A6M Zero был первым палубным истребителем и главным бомбардировщиком Японии во Второй мировой войне. При создании A6M Zero защита была принесена в жертву скорости, маневренности и дальности полета. А6М стал шоком для пилотов союзников, когда они впервые с ним столкнулись, так как он превосходил все истребители того времени. В первые дни войны на Тихоокеанском фронте японские военно-морские авиаторы, летавшие на Zero, достигли соотношения убитых 12:1!

Несмотря на значительные преимущества в маневренности и скорости, отсутствие защиты у Zero становилось все большим недостатком, поскольку более тяжелые и прочные американские истребители могли уничтожить «японца» одной пулеметной очередью. Гибло огромное количество пилотов, и ряды японских асов становились все прозрачнее. То есть профессионалов, способных по максимум использовать достоинства Zero, просто не хватало, и истребители становились легкой мишенью.

А вот качество американских авиаторов и истребителей росло, что предопределило исход многих воздушных сражений. С момента своего расцвета в начале войны, когда он царствовал в небе Тихого океана, управляемый элитными пилотами, вылазки А6М к концу войны сократились до полетов камикадзе под управлением едва обученных новичков.

Засосет до смерти

Речь пойдет про внешнее сходство пневматики с реальным оружием. Полное внешнее сходство с оригиналами здесь не обязательно, в темноте обычный гражданский человек не будет долго думать, что у нападающего в руке – пневматический он или нет, пистолет Макарова, «тэтэшник» или западная беретта. Да и матерый хардболист не при любых условиях способен вычислить точную модель наставленного на него пневмата, хотя уже с большей вероятностью определит его истинную природу. Такой психологический эффект является главным аргументов верующих в магическую силу пневматики.

Основная мысль – «Достану пистолет, и все, пораженные его красотой, разбегутся по светлым переулкам». Конечно, может и такое случиться. Но есть большая вероятность спровоцировать лишнюю агрессию и в дальнейшем просто лишиться красивого «аргумента», если ставить все на него. Ведь в качестве должной самообороны в этом случае пистолет можно будет использовать только в качестве тяжелого ударного средства. Или все-таки будем стрелять?

«Мессершмит» Bf 109

Ещё один долгожитель и символ Второй мировой.Мессершмит» был становым хребтом люфтваффе на протяжении всей долгой Второй мировой, воюя с первого до последнего дня.

Мессер», как иСпитфайр» пережил множество модернизаций и модификаций, но к концу его жизненного цикла они уже перестали идти на пользу. Самолёт погрузнел, потерял часть своей манёвренности, а перегруженное шасси привело к огромной аварийности при посадке. Но в свои лучшие днихудой» был крепким орешком и опаснейшим противником от Заполярья до африканских пустынь. Количество произведённых машин тоже впечатляет: с заводов поднялись в небо более 34 000 Bf 109. 

Мессершмит» Bf 109

Мрачная ирониясто девятого» заключается в том, что машины послевоенной чешской сборки стали одними из первых боевых самолётов новорожденных ВВС Израиля в 1948 году.

Mitsubishi A6M Reisen

Было чем похвастать и японцем. Вот только в отличие от других стран — участниц войны, у них самым массовым истребителем стал палубный. А назывался он Mitsubishi A6M Reisen, по прозвищу «Zero». На момент окончания Второй Мировой японцы успели выпустить около 11 тысяч «ноликов».

Массовость палубного истребителя объясняется просто — у Японии был впечатляющий авиационный флот. Есть и вторая причина. Именно «Zero» стал использоваться в качестве самолета камикадзе. Естественно, их «популяции» постоянно сокращалась.

Mitsubishi A6M Reisen мог разгоняться до 500 км/ч на высоте 4000 метров. Продолжительность его полета приближалась к отметке в 8 часов, а разбег — 70 метров.

Кстати, именно «Zero» 7 декабря 1941 года участвовали в атаке на американскую базу Пёрл-Харбор.

Петляков Пе-3. СССР

Наверное, не стоит напоминать, что «сотка», прототип Пе-2 и Пе-3 проектировался именно как высотный истребитель. Так распорядилась ситуация, что истребитель временно отложили в сторону, и в серию пошел переделанный из него пикирующий бомбардировщик. 

С целью максимальной унификации с серийно строившимся Пе-2 было принято решение изменить лишь самый минимум узлов и агрегатов. Заново пришлось спроектировать только гермокабину и мотогондолы для моторов М-105Р с турбокомпрессорами. И высотный истребитель был готов. 

Наступательное вооружение разместили на месте прежнего бомбоотсека: две пушки ШВАК и два пулемета ШКАС в единой батарее. Оборонительное вооружение полностью взяли от Пе-2, то есть, 12,7-мм пулемет БТ для верхней полусферы и ШКАС для нижней.

Кроме того, многие машины выпускались в качестве ночного истребителя, с двумя прожекторами в подкрыльевых каплевидных контейнерах. Подтверждений эффективных действий Пе-2, оснащенных прожекторами, в немецких документах найти не удалось. Однако по свидетельствам наших летчиков, зачастую немцы предпочитали не искать приключений, попадая в лучи прожекторов на самолетах и уходили, сбрасывая бомбы куда попало.

Свою основную роль Пе-3, пожалуй, сыграл при обороне Москвы как ночной истребитель. Немецкие бомбардировщики шли к Москве без истребительного прикрытия. В этих условиях очень полезен был истребитель с большой продолжительностью полета, сильным залпом и хороший обзором, позволяющим засекать вражеские самолеты.

Стоит напомнить, что с радарами у нас все было очень печально.

Однако, если сравнивать технические данные Пе-3 с характеристиками близкого по конструкции и назначению немецкого истребителя Bf.110C с моторами DB601A, то как бы все становится не так радужно. 

При практически одинаковой дальности, скорости полета у земли (445 км/ч) и времени набора высоты 5000 м (8,5-9 мин), «Мессершмитт» был на 1350 кг легче и обладал лучшей маневренностью в горизонтальной плоскости (он выполнял вираж на высоте 1000 м за 30 с, а Пе-3 — за 34-35 с). 

Вооружение у 110-го тоже было посильнее: четыре пулемета 7,92-мм и две 20-мм пушки MG/FF против одной пушки 20-мм и двух пулеметов 12,7-мм у нашего самолета. Такая комплектация обеспечивала «Мессершмитту» массу секундного залпа примерно в полтора раза большую, чем у Пе-3. 

Пе-3 был несколько быстрее, но только до того момента, как на вооружение люфтваффе начал поступать Bf.110E с более мощными моторами DB601E, и тут уже немец начал иметь превосходство.

Многие Пе-3 воевали в качестве воздушных разведчиков. Самолеты вооружались аэрофотоаппаратами АФА-1 или АФА-Б и находились в составе полков дальней разведки (ДРАП). Таких полков в ВВС РККА было пять.

Кроме работы ночным истребителем и разведчиком, Пе-3 в составе различных полков занимались поисками и атаками подводных лодок противника, нанесением штурмовых ударов, лидированием самолетов, поступающих по ленд-лизу через Аляску

Под Сталинградом действовала отдельная эскадрилья перехватчиков Пе-3 с установленными на них радиолокаторами «Гнейс-2». Экипажи самолетов осуществляли обнаружение и наводку на транспортные самолеты противника основных истребительных сил.

Многие Пе-3 закончили свою службу в составе ВВС Северного флота, где прикрывали действия топмачтовиков и торпедоносцев.

К концу лета 1944 года во всех частях ВВС РККА осталось на ходу не более 30 экземпляров Пе-3 разных вариантов. В основном самолёты применялись для визуальной и фотографической разведки.

Достоинства: простота в производстве, надежность, дальность действия

Недостатки: слабые моторы, скорость, маневренность.

Что можно сказать в итоге? Несмотря на то, что двухмоторный истребитель как таковой не состоялся как класс, тем не менее, машины стали основателями другого класса: многоцелевых универсальных ударных самолетов. И несмотря на то, что после окончания Второй мировой войны двухмоторные истребители сошли с арены, их воплощения работают в небе и по сей день.

Кстати, кого-то может удивить отсутствие здесь японских истребителей. Все в порядке, пользу этих самолетов японцы поняли позже всех, и они стали появляться ближе к концу войны. Но это были весьма достойные машины, так что к ним, так же, как и к другим двухмоторным истребителям второй половины той войны, мы обязательно вернемся.

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

Mitsubishi A6M Zero

На почётном третьем месте в рейтинге лучших самолётов Второй мировой войны находится японский палубный истребитель Mitsubishi A6M Zero. Это самый известный самолёт войны на Тихом океане. История этого самолёта очень показательна. В начале войны он был, чуть ли не самым продвинутым самолётом — лёгким, манёвренным, высокотехнологичным, с невероятной дальностью полёта. Для американцев Zero стал крайне неприятным сюрпризом, он на голову превосходил все, что у них было на тот момент.
Однако японское мировоззрение сыграло с Zero злую шутку, никто не подумал о его защите в воздушном бою — бензобаки легко горели, пилотов не прикрывала броня, да и о парашютах никто не подумал. При попадании Mitsubishi A6M Zero вспыхивали как спички, и у японских лётчиков не было шансов спастись. Американцы, в конце концов, научились бороться с Zero, они летали парами и атаковали с высоты, уходя от боя на виражах. Они выпустили новые истребители Chance Vought F4U Corsair, Lockheed P-38 Lightning и Grumman F6F Hellcat. Американцы признали свои ошибки и приспособились, а гордые японцы — нет. Устаревший к концу войны Zero стал самолётом-камикадзе, символом бессмысленного сопротивления.

2

Ла-5

В начале Великой Отечественной войны немецкая авиация делала в небе СССР что хотела. Только в 1942 году появился советский истребитель, который мог вести с «Мессершмиттами» и «Фокке-Вульфами» бой на равных. Это был «Ла-5» разработанный в конструкторском бюро Лавочкина. Создавался он в огромной спешке. Самолёт устроен настолько просто, что в кабине нет даже самых элементарных приборов вроде авиагоризонта. Но лётчикам «Ла-5» сразу понравился. В первых же пробных полётах на нём сбили 16 вражеских самолётов.

«Ла-5» вынес на себе основную тяжесть сражений в небе над Сталинградом и Курской дугой. На нём сражался ас Иван Кожедуб, именно на нём летал с протезами знаменитый Алексей Маресьев. Единственная проблема «Ла-5» помешавшая ему подняться в нашем рейтинге выше — внешний вид. Он совершенно безликий и невыразительный. Когда немцы впервые увидели этот истребитель, то сразу дали ему прозвище «новая крыса». А все, потому что он сильно походил на прозванный «крысой» легендарный самолёт «И-16».

7

Ла-5

Легендарный самолет, созданный в ОКБ Лавочкина, один из символов победы, во время Великой отечественной войны. Появившийся в 1942 году, самый трудный год для России. Одна из главных особенностей — это использование нового двигателя М-82. Появились предкрылки на крыле, вооружение составляло 2 20-мм пушки. Машина имела хорошую управляемость, предсказуемо вводилась в штопор, так же и легко из него выходила. Молодым пилотам было не трудно освоить Ла-5. Летчики Люфтваффе по началу думали, что Ла-5 являлся модернизацией И-16, которого немецкие пилоты прозвали Ratte (крыса)

Но вскоре их вынудили внимательнее присмотреться к новой советской машине, «Внимание у тебя Ла-5 на хвосте», такие короткие фразы все чаще слышались от немецких пилотов

Ла-5 по своей схеме, компоновке, своим возможностям, новому двигателю дал достойный отпор асам вермахта. Ла-5ФН, Ла-7, Ла-9 и Ла-11, славное семейство истребителей Лавочкина не только помогло одержать великую победу, появившись в такое острое для страны время, но и могли наравне воевать еще несколько лет после Отечественной войны, показав уже в реактивную эру авиации, что поршневые истребители еще не отжили свой срок.

Heinkel He 111

Heinkel He 111 как раз тот самолёт, с которым боролись английские истребители. Это самый узнаваемый немецкий бомбардировщик. Его невозможно спутать ни с каким другим самолётом, благодаря характерной форме широких крыльев. Именно крылья обеспечили Heinkel He 111 прозвище «летающая лопата».
Создавался этот бомбардировщик задолго до войны под видом пассажирского самолёта. Он очень хорошо проявил себя ещё в 30-х годах, но к началу Второй мировой войны начал устаревать, и по скорости, и по манёвренности. Какое-то время он продержался из-за способности выдерживать большой урон, но когда небо завоевали союзники, Heinkel He 111 был «разжалован» до обычного транспортника. Этот самолёт воплощает в себе само определение бомбардировщика Люфтваффе, за что и получает девятое место нашего рейтинга.

8

Supermarine Spitfire

В летном деле преуспели, конечно, и англичане. И хоть Реджинальд Митчелл являлся конструктором-самоучкой, это не помешало ему создать достойный самолет.

Его первое детище — Supermarine Type 221 — появилось еще в 1934 году. Во время пробного полета самолет сумел разогнаться до 562 км/ч и подняться на 9145 метров всего за 17 минут. Ни одна из крылатых машин того времени не могла похвастать такими выдающими результатами. Не было конкурентов у «англичанина» и в огневой мощности.

В 1938 году в массовое производство для Британских королевских ВВС был определен еще один гениальный «ребенок» Митчелла — Supermarine Spitfire. Вот только сам конструктор до этого момента не дожил. Он умер в 1937 году от рака.

Supermarine постоянно переживал, если так можно выразиться «рестайлинги». Работу над улучшением истребителя проводили конструкторы компании.

Так, самым массовым истребителем Британии стала вариация Supermarine Spitfire MkI. В общей сложности было создано свыше 20 тысяч этих крылатых машин. Всю свою мощь этот самолет продемонстрировал в Битве за Британию.

Bristol Beaufighter I. Великобритания

Это вообще один из наиболее удачных боевых самолетов, использовавшихся кем-либо из участников Второй мировой войны. Причем, не результат планомерных разработок, а плод импровизации, причем весьма вольной. Почти джаз. 

Но эта импровизация оказалась весьма многофункциональной машиной, которая провоевала, как и Bf-109 всю войну на всех ТВД, которые можно было измыслить для британской машины, от самой Британии до островов в Тихом океане. Единственное, где не воевали «Бофайтеры», это был Восточный фронт.

Итак, я сказал слово «импровизация». На деле все обстояло так: жил-был весьма посредственный бомбардировщик «Бленхейм». 

О нем будет отдельный рассказ, этот несчастный бомбер достоин того, чтобы о нем поговорить. Но машина была так себе. Очень так себе. Что привело вполне очевидно, к попытке сделать из «так себе» хотя бы «что-то».

«Что-то» — это тяжелый истребитель. «Бофайтер» — это как раз переделка «Бленхейма» в истребитель, используя наработки по другому самолету – «Бизли». Bristol Bisley – это как раз первый шаг на пути переделки бомбардировщика в истребитель, довольно неудачный. Настолько, что «Бизли» лишили имени и назвали «Бленхейм» IV.

Откуда взялся тогда «Бофорт»? Все просто. «Бофорт» — это «Бленхейм», который собирали по лицензии в Австралии. Но так как в переделку первыми пошли самолеты австралийской сборки, то есть, «Бофорты», то отсюда и название: Beaufort-fighter, «Бофорт-истребитель». «Бофайтер».

Что сделали британцы для того, чтобы получилось «то самое» из «так себе»? Понятно, что убрали бомбы. Потом убрали топливо, которое перемещало бомбы. Потом убрали двух стрелков, ибо истребитель. Фактически – минус тонна.

Экипаж состоял из двух человек. Первый – понятно, пилот, а вот второй… Второй член экипажа должен был совмещать несколько функций, а именно радиста, штурмана, наблюдателя и заряжающего!

Основным вооружением «Бофайтера» были 4 пушки «Испано-Сюиза» с барабанным питанием! Ну не было у британцев других на тот момент!

И этот второй член экипажа в бою должен был открыв специальный люк, засунуться в носовую часть самолета и там, в дыму и пороховых газах перезаряжать пушки! Вручную!

Кстати, в том же отсеке размещались еще 4 пулемета калибром 7,7-мм, что однозначно делало задачу высшим пилотажем с примесью мазохизма. Но когда это крутых британских парней волновали такие мелочи?

Зато как можно было от души шарахнуть из восьми стволов…

Кстати, внезапно выяснилось, что «Бофайтер» летает намного лучше, чем «Бофорт» и «Бленхейм»! Он оказался намного более маневренным, что не мудрено, при такой развесовке и снижении веса.

Потом дополнительным бонусом оказалось то, что в пустой корпус в середине «Бофайтера» вполне нормально можно запихнуть радиолокатор AI Mk IV, что и было осуществлено. И «Бофайтер» стал ночным истребителем задолго до многих одноклассников. Правда, этот радар был, мягко говоря, сыроват и слабоват в плане мощности, так что основные победы «Бофайтеры» совершали без него. Но факт, Британия в 1940 году заимела ночной истребитель с радаром.

В общем, «Бофайтер» провел всю войну примерно так, как и был создан, то есть, не совсем понятно, но весело. Дрался с немецкими и японскими бомбардировщиками, мог отоварить и немецкий истребитель. Японцы брали маневренностью, но тут они вообще вне конкуренции были всю войну. Штурмовал баржи и катера, гонял японские танки и пехоту в Бирме, Таиланде, Индонезии.

В общем – как есть, воздушный рабочий войны. Многофункциональный и простой, как барабан. 

Достоинства: вооружение, дальность, маневренность

Недостатки: скорость, сложность конструкции. 

Як-9

Як-9 — вершина развития истребителей КБ Яковлева времён войны. Были выпущены наибольшим тиражом, имели множество модификаций, и к концу войны были на вооружении практически во всех частях, использовавшихЯки».

Серийное производство Як-9 продолжалось до 1948 года; самолёт в огромных количествах поставлялся в страны социалистического блока. И если в Восточной Европе и СССР его карьера оказалась довольно скучной, то в Азии истребитель успел хорошенько повоевать перед уходом на покой.

Як-9П ВВС КНДР, захваченный американскими войсками во время войны в Корее

Во второй половине 1940-х годов именно Як-9(в послевоенной модификации — Як-9П) стал основным истребителем молодых ВВС КНДР.

Поначалу корейцы добились неплохих успехов, особенно в борьбе с наземными целями, и даже сбили несколько транспортников и бомбардировщиков(включая один B-29). Но вскоре в воздушной войне сложилась неравная ситуация, когда пришлось бороться с более многочисленным, технически продвинутым и опытным противником. Ситуацию выровнял толькобольшой брат» с МиГ-15.

Ла-9/11

Великая Отечественная прошла в советской истребительной авиации под знаком противостояния двух веток развития истребителей — КБ Яковлева и Лавочкина. Конкуренция шла междуузконосыми» самолётами с двигателями жидкостного охлаждения(Яки) итолстолобиками» воздушного(Ла). Во время Великой Отечественной войны самым распространенным в ВВС Рабоче-крестьянской Красной армии стал жидкостный Як, нолавкам» досталась слава машин наиболее результативных асов ВВС РККА. Именно на самолётах этого КБ летал Иван Кожедуб, лучший ас не только СССР, но и всей Антигитлеровской коалиции.

После войны развитие и выпуск поршневых самолётов в СССР продолжались ещё некоторое время. В серии истребителей Лавочкина на базе воевавшего Ла-7 создали Ла-9 и Ла-11. Новые самолёты были достаточно близки к предшественнику, отличаясь цельнометаллической конструкцией, усиленным вооружением, более развитыми навигационным и радиооборудованием и другими усовершенствованиями, включая автоматику управления винтомоторной группы.

Корейские летчики проходят инструктаж возле Ла-11

Повоевали Ла-9/11, как и остальные участники нашего рассказа, в Азии. Самолёты поставляли в Китай, где они участвовали в боях Гражданской войны. Затем Ла-9 отдали КНДР, где их ограниченно применяли в качестве истребителей и лёгких бомбардировщиков.

О том, чтоЛи Си Цины» использовали не только МиГ-15, но и этот поршневой истребитель преимущественно в качестве ночного перехватчика и одержали на нём несколько воздушных побед, помнят немногие. Занятно, что, кроме стандартных для советского самолёта мест службы — КНР и КНДР, Ла-11 занесло аж в Индонезию. Вероятно, списанные самолёты поставили туда в учебных целях, вместе с реактивными МиГами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector