Северный флот рф
Содержание:
- Основные части
- Война за выход к Балтийскому морю
- Силы сторон перед битвой
- Автомат HK416 A5
- Флот Советской России
- Featured Products
- Флот Советской России
- 1240 г.
- «Дедушка русского флота»
- Современное состояние Балтийского флота
- Интересные факты
- Для Козерога лучшие цвета
- Меры по модернизации российского флота
- ДАТСКИЙ ГОСТЬ
- Без мирного атома никак
- Навигация
- Российский военно-морской флот сегодня
- Атмосфера и климат
- Морским судам быть
- Меры по модернизации российского флота
- Примечания
- Процедура принятия смены
- Хронология гербов России
- Флот России в годы Первой мировой войны
- Развитие ВМФ СССР после Второй мировой войны
- Трагедия русско-японской войны
- От цистерны до миноносца
- Итоги деятельности Петра I по созданию флота
Основные части
Война за выход к Балтийскому морю
Мощным стимулом для создания отечественных военных судов стало участие России в Северной войне (1700-1721) со Швецией. В этот период стал активно развиваться Балтийский флот. В начале войны суда строились главным образом на верфях, созданных в устьях рек Луги, Олонки и Сяси. Но затем центр российского судостроения переместился в Санкт-Петербург. Там же была создана главная военно-морская база Балтийского флота. Несколько позже суда стали размещать у причалов Кронштадта, Выборга, Гельсинфорса, Або и Ревеля.
В годы Северной войны история российского морского флота связана с созданием парусных кораблей различного типа. Предназначались они как для защиты отвоёванных у шведов побережий, так и для совершения длительных плаваний, связанных с атаками на морские пути сообщения противника.
Однако для выполнения столь широкого спектра боевых задач судов отечественного производства не хватало, и их приходилось покупать за рубежом. Для решения проблемы государевым указом были созданы новые верфи, работа на которых производилась под руководством иностранных специалистов, специально выписанных для этого в Россию.
Силы сторон перед битвой
Несмотря на то, что разные источники сообщают о разном количестве людей в армиях, а также разном количестве вооружения, все историки склоняются к тому, что советские военные части значительно превышали сторону противника как в количестве личного состава, так и в количестве орудий, танков, а также самолетов.
Картина с изображением боев
Источник Министерства обороны Российской Федерации сообщает, что перед началом Курской битвы СССР имел личный состав в количестве 13 млн. человек, в то время как Германия имела только 9 млн. человек на всех фронтах.
Мнение эксперта
Федор Андреевич Брянский
Российский историк-источниковед, приват-доцент многих университетов, писатель, кандидат исторических наук.
Также сообщается, что СССР обладали количеством танков, количество которых превышало 3,3 тыс. штук, в то время когда у Германии было только 2,7 тыс. танков на Курской дуге. Практически равными силами обладали стороны если говорить об авиации. СССР имел приблизительно 2,1 тыс. боевых самолетов, а Германия 2,05 тыс.
Автомат HK416 A5
Флот Советской России
Период Гражданской войны был отмечен легендарным Ледовым походом кораблей Балтийского флота из Финляндии, где они оказались блокированы после подписания позорного для России Брестского мира, в Кронштадт. Осуществлён он был в марте ─ апреле 1918 года, когда ещё Финский залив был покрыт льдом, и позволил сохранить для страны 235 кораблей, а также большое количество военной техники.
История великих побед российской армии и флота в годы Великой Отечественной войны была широко освещена в советской печати и является предметом пристального внимания общественности в наши дни. И это не случайно. Достаточно сказать, что только среди моряков Балтийского флота свыше 100 тыс. человек были награждены орденами и медалями, а 138 удостоены звания Героя Советского Союза, многие из которых ─ посмертно. Именно поэтому одним из наиболее массовых праздников является сегодня День флота российского. История военно-морских сил страны продолжается и с наступлением в ней эпохи демократических преобразований и выходит на новый уровень.
Featured Products
Флот Советской России
Период Гражданской войны был отмечен легендарным Ледовым походом кораблей Балтийского флота из Финляндии, где они оказались блокированы после подписания позорного для России Брестского мира, в Кронштадт. Осуществлён он был в марте ─ апреле 1918 года, когда ещё Финский залив был покрыт льдом, и позволил сохранить для страны 235 кораблей, а также большое количество военной техники.
История великих побед российской армии и флота в годы Великой Отечественной войны была широко освещена в советской печати и является предметом пристального внимания общественности в наши дни. И это не случайно. Достаточно сказать, что только среди моряков Балтийского флота свыше 100 тыс. человек были награждены орденами и медалями, а 138 удостоены звания Героя Советского Союза, многие из которых ─ посмертно. Именно поэтому одним из наиболее массовых праздников является сегодня День флота российского. История военно-морских сил страны продолжается и с наступлением в ней эпохи демократических преобразований и выходит на новый уровень.
1240 г.
Невская БитваВоспользовавшись тем, что силы Руси были отвлечены на борьбу с монголо-татарским нашествием, шведские и немецкие крестоносцы вторглись во владения Новгорода и Пскова. В июле 1240 шведский флот (около 100 судов с 5-тыс. десантом шведов и их союзников — норвежцев и финнов) под начальством ярля (правителя) Швеции Биргера вошел в Неву и остановился у устья Ижоры. Шведские рыцари высадились на левый берег Невы. Остальные войска остались на судах. Захватив устье Невы и г. Ладога (Старая Ладога), шведы намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю и установить контроль над северным участком торгового пути «из варяг в греки».
Старшина Ижорской земли Пельгусии, несший «стражу морскую» на о. Котлин, сообщил в Новгород о появлении неприятеля. Не ожидая подхода всех сил, молодой новгородский князь Александр Ярославич с конной дружиной и горожанами выступил к Ладоге. В пути присоединились ладожане и ижорцы. Воспользовавшись туманом и скрытно подойдя к лагерю шведов, русское войско в боевом порядке (пешее ополчение — в центре, конница — на флангах) обрушилось на врагов. Героически сражались Гаврила Олексич, Сбыслав Якунович, Яков Полочанин, Савва, Ратмир и другие. В жестокой рукопашной схватке враг был разбит. Лишь небольшая часть войска спаслась на судах. Враг был разгромлен благодаря решительным и мужественным действиям русских воинов и их талантливого полководца, которого за эту победу народ нарек Невским.
Победа в Невской битве сохранила для Руси побережье Финского зал. и выход в Балтийское море. На месте, где Александр Невский разбил шведов, Петр I в 1710 основал монастырь (ныне музей городской скульптуры «Александро-Невская лавра» в Ленинграде), куда в 1724 были перевезены останки полководца. В память о нем был учрежден один из первых высших орденов России. Многие корабли отечественного флота по традиции носили это имя. В составе Советского ВМФ имеется крейсер «Александр Невский». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.7 1942 был учрежден орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве операциями и достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину.
«Дедушка русского флота»
Россия вступала в XVIII век в сложной внешнеполитической ситуации. Вражда с западным соседом – Польшей, с северо-запада – Швецией, Турцией на юге отнимала у государства много сил и средств. Экономика была не в лучшем состоянии. В целом России требовались реформы и модернизация. Требовалось получить и выход к Черному и Балтийскому морям для упрощения торговли, потому что на тот момент единственным надежным торговым портом был северный Архангельск, до которого добраться было несоизмеримо сложнее. Все эти задачи предстояло решить молодому царю Петру I, возглавившему страну в 1689 году.
Пристрастие к флоту было у Петра с детства. В детстве его очень привлекали разнообразные технические новинки, к примеру, астролябия. А знаменитый ботик, найденный царем в сарае Н. И. Романова, стал знаменитым «дедушкой русского флота», на котором Петр I лично постиг все азы мореходства. Сам царь описывал свои эмоции от найденного ботика так: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей из дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (прим. Тиммермана – голландского учителя Петра), что это за судно? Он сказал, что это бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях – для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».
Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым. Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.
Современное состояние Балтийского флота
Остались в истории разрушительные для Вооруженных сил России девяностые и нулевые годы, когда своими руками уничтожался флот, принижались подвиги, и уменьшалось значение вклада Балтийского флота в становлении России, как великой морской державы. С середины две тысячи десятых годов начался постепенный подъем военной мощи страны. Военно-Морской флот вернулся на просторы Мирового океана и завоевал свои позиции по защите военно-стратегических и экономических интересов страны. Надводные и подводные ракетно-ядерные силы дежурят во всех уголках земного шара, а штаб Балтийского флота ведет постоянную работу над повышением мастерства и боевой выучки экипажей. Сегодняшний флот России это грозная сила, с которой считаются все морские державы, а Соединенные Штаты вынуждены признавать равенство и уважать наших моряков. Командующие Балтийским флотом, адмиралы, офицеры и матросы внесли огромный вклад в победное развитие ВМФ России со времен Петра Великого и по сегодняшний день. Уже больше 300 лет моряки-балтийцы служат примером всем другим российским флотам, поэтому День Балтийского флота ВМФ России отмечается, как важнейший всенародный праздник.
Интересные факты
На протяжении нескольких лет россияне не могли определиться с датой основания ВМФ России. Некоторые выдвигали мысль, что это день, когда Петр I в амбаре двоюродного деда нашел башмак, который назвал «дедушкой русского флота». Другие придерживались даты появления флота на Плещеевом озере. Третьи вспоминали его выход в Белое море. Но одно было неизменно – это связь флота с государем Петром I.
Первый корабль в России был создан в 1667 году на реке Ока. Двухпалубный «Орел» имел 3 мачты и был построен при помощи голландских мастеров.
Когда на корабле поднимается белый флаг, это не говорит о том, что команда сдается. Это всего лишь означает, что капитан хочет вести переговоры. А вот если на корабле опускают все флаги (знамена), то это говорит о капитуляции капитана и его команды.
Средний возраст кораблей ВМФ России — более 25 лет.
Для Козерога лучшие цвета
Тёмные (от коричневого до черного), темно-зеленый, синий, пепельно-серый, бледно-желтый, белый, лиловый.
- Коричневый цвет символизирует дружелюбие и стабильность, это те свойства личности, которые характерны для Козерога. Коричневый цвет поможет почувствовать твердую уверенность, наполнит оптимизмом, позитивной энергией. Коричневый придает сил, снимает усталость, поднимает настроение.
- Темно-синий цвет учит ответственности, содействуют принятию взвешенных решений, способствуют развитию интеллекта. Синие цвета очень развивают стрессоустойчивость, помогают знаку Зодиака обрести настоящее равновесие. Они убирают лишние эмоции, что позволяет сконцентрироваться только на полезном деле.
- Красный цвет поможет в периоды нехватки энергии. Он незаменим в моменты, когда женщине Козерогу необходимо совершить важный прорыв. Красные цвета усиливают ее природную целеустремленность, такое мощное воздействие необходимо в критических ситуациях, когда нужна настоящая борьба.
- Чёрный цвет защищает от недоброжелательных взглядов, которые идущий напролом Козерог часто навлекает на себя. Черный цвет добавляет уверенности, но немного закрывает его эмоциональность. Он будет удачен для карьеры, на деловой встрече Козерог сможет избежать психологического давления на себя, не поддаться на эмоциональные уловки.
- Для отдыха и расслабления Козерогу лучше обратиться к более жизнерадостным и открытым цветам Стрельца и Овна, они отвлекут его от чрезмерной погруженности в дела. Красный, вишневый и синий цвета для Козерога являются универсальными.
Знак Зодиака Козерог и его вибрации не очень гармонично сочетаются с большинством светлых оттенков
С большой осторожностью следует относиться к ношению цветов блестящих или чрезмерно ярких. Они могут лишить Козерога привычной уверенности, силы, сделать чересчур раздражительным и безвольным
Меры по модернизации российского флота
Восшедший на Российский престол в 1855 году государь Александр II, сознавая всю необходимость коренной перестройки отечественного флота, приложил максимум усилий для его модернизации и приведения в соответствие с требованием времени. В истории российского военного флота его царствование отмечено созданием большого количества первоклассных боевых кораблей, не уступавших в техническом отношении лучшим зарубежным образцам.
Эта была целая серия судов, предназначенных как для выполнения задач в прибрежных акваториях, так и в отдалённых частях мирового океана. Большинство из них было оснащено толстой бронёй и мощным артиллерийским вооружением. Наиболее известным из них стал броненосец «Пётр Великий», экипаж которого покрыл себя славой во многих морских сражениях.
ДАТСКИЙ ГОСТЬ
И тут свою роль сыграл единственный русский союзник на Балтике – Дания, видевшая в развернувшейся шведско-польско-русской войне средство вернуть себе былую гегемонию на Балтике. Кроме того, Копенгаген все еще воспринимал Швецию во многом как взбунтовавшуюся провинцию – шведы вышли из состава Датского королевства лишь в 20-е гг. ХVI века. К тому же в отличие от Речи Посполитой, где заправлявшая всем католическая верхушка не теряла надежды распространить «истинную веру» дальше к востоку, датчан религиозные вопросы не волновали. И как только посольским чиновникам и купцам, торгующим за границей, было дано задание – найти подходящего человека, который согласился бы пиратствовать на Балтике в русских интересах, король Дании лично нашел и порекомендовал царю такого.
Это был уже знаменитый к тому времени балтийский капитан Карстен Роде. Фигура эта хотя и известная, но довольно загадочная. Неизвестны с точностью даты ни его рождения, ни его смерти. Также нет достоверных сведений о его биографии. По одним данным, он одно время командовал галерой у адмирала Дориа на Средиземном море. По другим – был датским «королевским корсаром», топившим корабли конкурентов Копенгагена на Балтике – не легальным капером с патентом, а обычным морским разбойником, однако оказывающим услуги государству, и за это не слишком усиленно разыскиваемым.
В пользу этого свидетельствуют сообщения, что Иоанну Грозному его порекомендовал лично король Дании Фредерик II.
Известно что Карстен Роде происходил из бюргеров Западной Ютландии. Он был высок ростом и очень силен, носил аккуратно подстриженную бороду и держал на корабле личного цирюльника. По свидетельству современников, он был весьма набожный человек, установивший на своем судне порядок, при котором человек, уличенный в богохульстве мог быть даже выброшен за борт, «дабы не навлечь гнев Божий на судно».
К моменту поступления на русскую службу Картен Роде уже был заочно приговорен за свои «подвиги» к смерти в Гамбурге и Киле.
Иван Грозный присваивает Роде звание «наказного капитана» и «морского отамана» и выдает жалованную грамоту – каперское свидетельство. В нем Роде наделялся всеми полномочиями на море, как настоящий царский воевода, и получал приказ: «Силой врагов взять, а их корабли огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять. А нашим воеводам и приказным людям тово отамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помошников, в наши пристанища на море и на земли в бережении и чести держати, запасу или что им надобно, как торг подымет, продать и не обидеть». Также грамота содержала строгое указание: «самим ни на кого не нападать и убытков никому не чинить». Но такие оговорки были обычными при составлении каперских патентов и предназначались вовсе не для того, чтобы наставить лихих мореходов на путь истинный, а скорее, чтобы снять ответственность за грабежи с нанимателя, переложив ее целиком на корсара. (Не зря на морском жаргоне каперский патент многозначительно именовался «фартовой грамотой».)
Карстен Роде обязался поставлять в Нарву для нужд России лучшие пушки с захваченных судов, десятую часть от всей захваченной добычи, и каждый третий взятый в плен корабль.
Подобными пушками был вооружен первый русский флот. Фото из книги «Ливонская история»
Без мирного атома никак
Мировая экономика немыслима без атомной энергетики. На атомных электростанциях вырабатывается одна десятая всей производимой на планете электроэнергии. Сегодня 192 атомные электростанции работают в 31 стране мира. Как правило, все они имеют по несколько энергоблоков – технологических комплексов оборудования для производства электроэнергии, имеющих в своем составе ядерный реактор. Общее количество таких энергоблоков в мире составляет 451.
На первом месте по количеству АЭС находятся США – 62, на втором Франция – 19, третье место у Японии – 17. Россия занимает пятое место по количеству атомных электростанций. Их у нас 10 с 37 энергоблоками. Общая мощность всех АЭС мира составляет около 392 ГВт.
Атомная энергетика имеет много плюсов. Ключевые – высокая рентабельность и отсутствие выбросов в атмосферу продуктов сгорания, как это происходит на тепловых электростанциях. Однако есть и серьезные минусы. В случае аварии на атомной электростанции продукты деления ядерного топлива, вырвавшиеся из реактора, могут надолго сделать непригодными для жизни большие территории, прилегающие к станции. Еще один минус – это проблема хранения и переработки отработанного ядерного топлива.
Навигация
Российский военно-морской флот сегодня
Уже трехсотлетнюю с небольшим историю насчитывает Военно-морской флот России, и в настоящий момент он состоит из следующих оперативно-стратегических объединений:
- Тихоокеанский флот ВМФ России со штабом во Владивостоке;
- Северный флот ВМФ России со штабом в Североморске;
- Каспийская флотилия ВМФ России со штабом в Астрахани;
- Балтийский флот ВМФ России со штабом в Калининграде;
- Черноморский флот ВМФ России со штабом в Севастополе.
Структура Российского ВМФ состоит из надводных и подводных сил, морской авиации (тактической, стратегической, палубной и береговой), войск береговой охраны, морской пехоты и частей центрального подчинения, а также частей и подразделений тыла.
Современные Военно-морской флот России обладает надежной боевой техникой – атомными подводными лодками, мощными ракетными крейсерами, противолодочными кораблями, самолетами морской авиации и десантными судами.
Моряки – профессия не из легких, но всегда пользуется уважением.
Атмосфера и климат
Атмосфера Сатурна схожа с юпитерианской. Верхний ее слой состоит из водорода(96,5%) и гелия(3%). Также в нем встречаются примеси инертных газов, метана, этана и аммиака в виде плотных бледно-желтых облаков. Ближе к мантии состав облаков меняется – их основными компонентами являются сернистый аммоний и водяные пары.
Для Сатурна характерно
стремительное передвижение атмосферных масс. Благодаря этому явлению его
называют планетой бурь. Это связано с
большим количеством тепловой энергии, излучаемой ядром. Скорость ветров может
достигать 1799 км/ч, при этом дуют они по направлению осевого вращения, т.е. в
восточном направлении. Наиболее мощные ураганы наблюдаются у сатурнианского
экватора.
Самым интересным
атмосферным явлением на Сатурне является Большое белое пятно. Это ураган
гигантских размеров, достигающий по площади нескольких тысяч километров.
Возникает он с периодичностью в 30 лет и последний раз наблюдался в сатурнианской атмосфере в 2010 году.
В 80-х годах 20 века
космический зонд Вояджер зарегистрировал еще одно уникальное атмосферное
явление. На северном полюсе облака формируют необычное образование – гигантский
шестиугольник практически правильной формы. Его размеры превышают размеры
Земли. Вращается шестиугольник так же быстро, как и сама планета вокруг своей
оси. Как возникло данное явление, ученые на данный момент не могут точно
установить.
Помимо ураганов, погоду портят молнии. Они в сотни раз мощнее земных и могут достигать размеров в несколько тысяч километров. Электрические бури не стабильны: они могут почти полностью исчезать, а потом внезапно наращивать мощность.
Морским судам быть
Потешная флотилия, спущенная на воду Плещеева озера в мае 1692 года, стала прообразом русского флота. Однако таких кораблей было недостаточно. Сохранившийся ботик «Фортуна» показывает, что на таких кораблях вполне можно ходить по морю, но вот для боев они совсем не подходят.
Неудачный поход на крепость Азов в 1695 году также показал необходимость иметь мощный флот. Дело в том, что турки снабжали крепость морем, пользуясь своим полным господством на Черном море. А «Священная лига» – антитурецкий союз, к которому Россия присоединилась ещё до Петра (при царевне Софье), требовала от России активных действий. Следующий поход царь продумал уже значительно внимательнее
Особенное внимание было уделено созданию военно-морского флота, чтобы не допустить турецкие корабли до крепости. Петр I велел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов
Но главной силой русской армии стали 22 галеры, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса, сделанных по голландскому образцу. Сбор войск у Воронежа занял почти год, тогда же на месте было учреждено адмиралтейство и цейхгауз.
В мае 1696 года русский флот появился у Азова во второй раз. Царь лично вёл суда на галере «Принципиум». На этот раз крепость обложили с моря и суши, были созданы штурмовые батареи орудий, войска штурмовали крепость с суши и с моря, на стругах. А русский флот надежно прикрыл лодочные десанты и воспрепятствовал турецким попыткам деблокировать крепость с моря. В ходе кровопролитного боя считавшаяся ранее неприступной крепость Азов была взята. Россия получила выход к Азовскому, а значит, и к Черному морю. Победа наглядно продемонстрировала необходимость иметь мощный и современный военно-морской флот. 20 октября боярская дума постановила: «Морским судам быть». Эту дату принято считать днем рождения русского флота.
Меры по модернизации российского флота
Восшедший на Российский престол в 1855 году государь Александр II, сознавая всю необходимость коренной перестройки отечественного флота, приложил максимум усилий для его модернизации и приведения в соответствие с требованием времени. В истории российского военного флота его царствование отмечено созданием большого количества первоклассных боевых кораблей, не уступавших в техническом отношении лучшим зарубежным образцам.
Эта была целая серия судов, предназначенных как для выполнения задач в прибрежных акваториях, так и в отдалённых частях мирового океана. Большинство из них было оснащено толстой бронёй и мощным артиллерийским вооружением. Наиболее известным из них стал броненосец «Пётр Великий», экипаж которого покрыл себя славой во многих морских сражениях.
Примечания
Процедура принятия смены
Этот процесс требует обстоятельного подхода, поэтому его регламентирует целый ряд пунктов Устава внутренней службы ВС РФ.
- П.273. За 5-6 часов до начала нового месяца штаб подразделения должен донести до командиров информацию о днях заступления в суточные наряды, а также сообщает состав нарядов.
- П.274. Командиры подразделений, которые отдают приказы о суточных нарядах, несут ответственность за выбор солдат для нарядов и подготовку их к данной роли. Также они должны следить за своевременным прибытием суточного наряда на занятие (инструктаж) к ответственным за эти процессы лица.
- П.275. В ночь, после которой следует наряд, солдаты, которым предстоит стать дневальными, полностью освобождаются от всех работ.
- П.276. Личный состав, который заступает в суточный наряд, должен получить не менее 3 часов (при заступлении в караул через сутки – не менее 4 часов) для подготовки к несению службы (сюда же входит не менее 1 час сна).
- П.277. Личный состав, которому предстоит нести службу в суточном наряде, подготавливается старшиной или другими должностными лицами роты.
- П.278. Назначенный личный состав в указанное время (со строгим соблюдением сроков) прибывает на инструктаж, который проводится замкомандующим роты или другим должностным лицом, которому доверена эта роль. Во время инструктажа солдаты изучают общие положения, а также ознакамливаются с требованиями безопасности военной службы, демонстрируют свои знания в области спецобязанностей.
Когда до заступления на вахту остается 10 минут, проводится проверка заступающих солдат. О результатах проверки уведомляется дежурный по роте. Заболевшие служащие освобождаются от обязанностей дневальных по роте.
Хронология гербов России
Даты | Изображение | Название |
---|---|---|
1917 — 1918 гг. | Эмблема Российской Республики | |
1918 — 1922 гг. | Герб Комитета освобождения народов России | |
с 1922 | Герб Российской Демократической Федеративной Республики |
Данная статья является частью Мира Российского государстваПраво редактировать её имеет только участник George Volkov. |
Мир Российского государства |
|
---|---|
Страны | Россия ( Российское государство • РСФСР • Дальний Восток) • США • Германия ( Третий Рейх) • Югославия • Китай ( Центральное правительство) • ОАР |
Личности | Лавр Корнилов • Александр Колчак • Николай Авксентьев • Владимир Вольский • Владимир Ульянов • Виктор Чернов • Петр Врангель • Борис Савинков • Константин Воскобойник • Андрей Аргунов • Виктор Пепеляев • Адольф Гитлер • Павел Милюков • Иван Ильин • Владимир Харжевский • Алексей Елизаветин • Владимир Поремский • Георгий Игнатьев • Владимир Гранитов • Виктор Черномырдин • Николай Рыжков • Николай Травкин • Александр Беллен • Виктор Христенко • Михаил Касьянов • Ирина Прохорова • Михаил Прохоров |
Войны | |
См. также Государства Европы (Мир Российского государства) |
Флот России в годы Первой мировой войны
После начала Россией активных боевых действий в составе Антанты её главным противником на Балтике стала Германия, флот которой был более мощным как по своему количеству, так и по техническому оснащению. Ввиду этого российские моряки были вынуждены ограничить свои действия обороной береговой линии и отдельными операциями по перехвату транспортных судов противника.
На Чёрном море в период Первой мировой войны Россия вновь встретилась со своим давним противником ─ флотом Османской империи. Планируя боевые операции, турецкий адмирал Сушон делал основную ставку на два своих самых совершенных крейсера немецкого производства ─ «Бреслау» и «Гебен». Однако оба они, получив в ходе столкновения с российской эскадрой серьёзные повреждения, были вынуждены отступить в Босфор. В результате к декабрю 1915 года Россия контролировала всю акваторию Чёрного моря.
Развитие ВМФ СССР после Второй мировой войны
-
Основная статья: Развитие ВМФ СССР после Второй мировой войны
ПЛ «Ленинский комсомол».
В первые же послевоенные годы Советское правительство поставило задачу ускоренного развития и обновления Военно-Морского Флота. В конце 40-х — начале 50-х годов на флот поступило значительное количество новых и современных крейсеров, эскадренных миноносцев, подводных лодок, сторожевых кораблей, тральщиков, охотников за подводными лодками, торпедных катеров, а корабли предвоенной постройки проходили модернизацию.
В то же время большое внимание уделялось совершенствованию организации и повышению уровня боевой подготовки с учётом опыта Великой Отечественной войны. Были переработаны существовавшие и разработаны новые уставы и учебные пособия, а для удовлетворения возросших кадровых потребностей флота была расширена сеть военно-морских учебных заведений.
Трагедия русско-японской войны
Трагической страницей в истории флота стала печально-памятная русско-японская война (1904-1905). Несмотря на героизм российских моряков, проявленный при обороне Порт-Артура и попытках прорыва его блокады, значительный перевес сил был на стороне противника. Крупной неудачей закончилось и Цусимское морское сражение, в котором эскадра Тихоокеанского флота под командованием адмирала Рожественского потерпела поражение и была почти полностью уничтожена морскими силами Японии.
После бесславного завершения русско-японской войны отечественный флот во многом утратил былую мощь, и в последующие годы шёл процесс его возрождения, который, несмотря на все усилия военного ведомства, не был завершён к началу Первой мировой войны.
От цистерны до миноносца
Строительство субмарин в России началось ещё в первой половине XIX века. В сентябре 1840 года в воды реки Малая Невка погрузился аппарат, спроектированный генерал-адъютантом Карлом Шильдером. Под водой субмарина пробыла три часа.
Считалось, что данное изделие может приблизиться к вражескому кораблю и уничтожить его фугасными ракетами и пороховыми минами с электровзрывателем. Однако изобретение Шильдера не получило дальнейшего развития. Всплеск интереса к подлодкам произошёл в России уже в конце 1870-х годов при царе Александре II.
Значимый вклад в развитие подводного флота внёс русский учёный польского происхождения Степан (Стефан) Джевецкий. Первый аппарат по его проекту был построен в 1877 году в Одессе. Он представлял собой небольшую по размеру одноместную цистерну со стеклянным колпаком, где располагалась голова оператора.
- Подводная лодка Степана Джевецкого
Подлодка приводилась в движение ножным приводом. Военнослужащий дышал с помощью резервуара со сжатым воздухом. Конструкция субмарины позволяла оператору прикреплять мины к кораблю противника. Они взрывались с помощью электрического провода после отплытия субмарины на достаточное расстояние.
В 1879 году в Санкт-Петербурге была построена вторая экспериментальная подлодка Джевецкого, отличавшаяся от предшественницы более крупными габаритами, двумя гребными винтами и большей вместимостью (до четырёх человек).
По чертежам Джевецкого было построено несколько десятков субмарин. В 1880-е годы база подводных лодок появилась в Карантинной бухте Севастополя (часть акватории Севастопольской бухты, расположенной вблизи заповедника «Херсонес Таврический»).
Однако по результатам эксплуатации военные признали подлодки Джевецкого непригодными к боевой службе. Морское ведомство приняло решение утилизировать почти все субмарины. Несколько единиц осталось в составе ВМФ для «осмотра подводной части судов, гидротехнических сооружений, водолазных работ и минных заграждений».
Также по теме
«Создатель советского океанского флота»: как адмирал Сергей Горшков изменил мировой баланс сил
110 лет назад родился адмирал Сергей Горшков, долгие годы возглавлявший Военно-морской флот СССР. По словам историков, в годы Великой…
Тем не менее труд Джевецкого не был напрасным. Для подлодок учёный разработал решётчатые торпедные аппараты, которые были приняты на вооружение императорского Военно-морского флота.
В 1901 году в структуре Морского ведомства Российской империи была образована Комиссия для проектирования подводных судов. От даты её образования начинает свою историю Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург) — ведущий в России разработчик подводных аппаратов.
При поддержке комиссии императорский флот получил подлодку «Дельфин» (миноносец №150). После успешных испытаний на Балтике в 1903 году было запущено серийное строительство субмарин.
Лодки отечественного производства назывались подводными миноносцами русского типа. Помимо них, Россия пополняла флот зарубежными аппаратами. В первой половине 1900-х годов Германия экспортировала в империю подлодки типа «Карп» и «Форель», а США поставили подлодки Protector (позже её переименовали в «Осётр») и Fulton (в России — «Сом»).
Длина данных аппаратов не превышала 20 метров, водоизмещение — 150—175 т. Максимальная скорость надводного хода субмарин составляла 10 узлов (18,52 км/ч), а подводная была ещё скромнее.
Боевое крещение подлодки получили в Русско-японскую войну (1904—1905 годы). Впервые в истории субмарины были переброшены на тысячи километров железнодорожным транспортом: с Балтики на Дальний Восток.
В январе 1905 года из семи переброшенных аппаратов был сформирован Отдельный отряд миноносцев Владивостокского порта, ставший первым в мире тактическим соединением боевых подлодок. Субмарины занимались несением дозорной службы, ближней разведкой и охраной побережья.
Итоги деятельности Петра I по созданию флота
В последний год царствования Петра I (1725) российский флот уже представлял собой грозную силу. Достаточно сказать, что в его состав входили 130 боевых парусных кораблей различного типа, а также 77 вспомогательных судов. Такой мощный потенциал ставил Россию в один ряд с ведущими морскими державами мира.
В этот же период был создан и окончательно оформился новый и во многом передовой слой российских дворян, ставших морскими офицерами. Это были весьма грамотные люди, многие из которых проходили обучение за границей, откуда возвращались квалифицированными специалистами. В число изучаемых ими дисциплин входили: навигация, судовождение, математика, физика, астрономия, а также теория и практика ведения морских сражений.