«летающий танк»: ил-2 штурмовик

Свежие записи

Тактика боя штурмовика Ил-2

Основным преимуществом в бою такого штурмовика было то, что он работал на высотах до 1 км, а основную боевую деятельность он проводил на высоте в 20-50 метров. Из-за низкой высоты полета Илу была не страшна вражеская артиллерия, а от пехоты самолет с легкостью защищала его броня. В свою очередь, штурмовик мог эффективно уничтожать танки и живую силу противника. При работе на низких высотах плюсом была также достаточно высокая скорость самолета в 400км/час, что не могли себе позволить другие штурмовики, которые могли разгоняться, только до трехсот километров в час.

После уничтожения наземных целей Ил-2 мог с легкостью перейти к атаке на вражеские воздушные цели, которые хоть и имели большую скорость, но не имели такой брони и вооружения, как советский штурмовик. Интересным фактом является хитрость наших пилотов, которые использовали внешнюю схожесть Ила с немецким бомбардировщиком. Наши пилоты могли пристроиться к немецким самолетам, которые ничего не подозревали, и спокойно уничтожить их.

«Боливар не вынесет двоих»

Штурмовик был рекомендован к скорейшему, срочному запуску в серию. Ведь в Европе война уже бушевала! Но список недоработок, устранить которые требовалось к декабрю, был очень велик. Военные требовали улучшить обзор вперёд, увеличить дальность полёта до 800 км, установить радиостанцию, усилить вооружение, заменив два пулемёта 23-мм орудиями, установив направляющие для реактивных снарядов и повысив бомбовую нагрузку до 400 кг. Не вполне удовлетворительным было признано и бронирование. Ильюшин предусмотрел лишь защиту от обстрела снизу. А если завяжется воздушный бой? Нужно было заменить плексиглас бронестеклом и прикрыть кабину сзади 12-мм стальным листом. Общая масса бронирования в итоге повышалась с 500 до 780 кг.

Заказчик также потребовал приспособить штурмовик к нанесению бомбовых ударов с пикирования. Но этот пункт упоминался лишь для проформы. Подобные требования предъявлялись тогда к любому самолёту, не исключая и тяжёлые бомбардировщики. Для того чтобы конструкция БШ-2 смогла переносить перегрузки при выходе из пике, её пришлось бы сделать куда более прочной (а значит, и тяжёлой), пожертвовав либо бронёй, либо скоростью. Ильюшин хоть и согласился, но переделывать штурмовик в пикировщик не стал. На самом деле никто этого и не ждал.

Для улучшения обзора кабину пришлось поднять на 17 см. Вроде бы мелочь, но изящество обводов было утрачено — в дальнейшем штурмовик получил прозвище «горбатый». От предложения же вооружить штурмовик пушками Ильюшин яростно отбивался. Ставить орудия было некуда. В бронированной капсуле не нашлось места даже для пулемётов. Оставались крылья. Но их конструкция не обладала достаточной жёсткостью. Сотрясения, вызванные отдачей мощного 23-мм орудия, сделали бы кучность стрельбы неудовлетворительной.

В виртуальном небе World of Warplanes все нации, кроме советской, для ударов по наземным целям используют тяжёлые истребители

Именно «моторное» расположение оружия считалось в то время оптимальным с точки зрения удобства прицеливания и точности стрельбы: отдача приходилась точно по продольной оси самолёта, и даже при ведении огня длинными очередями прицел не сбивался. При конструировании моторов, предназначенных для истребителей, большое пространство между цилиндрами оставлялось специально — в развал авиадвигателя М-105, устанавливавшегося на «Яки» и ЛаГГ-3, вписывалась даже 37-мм пушка. Но V-образные моторы АМ-34, АМ-35, АМ-38, хоть и ставились на истребители и штурмовики, изначально разрабатывались для бомбардировщиков, и о развале никто не думал. По этой причине, кстати, МиГ-3 остался без достойного вооружения: между цилиндрами АМ-35 помещался только крупнокалиберный пулемёт. На штурмовике же и это скромное пространство оказалось занятым воздухозаборником убранного за двигатель водяного радиатора.

Да и не было ещё таких пушек! В серийном производстве на тот момент находилась 23-мм МП-6 Таубина, имеющая магазинное питание. Громоздкий автомат для смены обойм не помещался в крыло, а в воздухе — в условиях перегрузок и тряски — работал крайне ненадёжно. Более совершенная пушка ВЯ-23 конструкции Волкова-Ярцева существовала лишь в опытных экземплярах. Разработанная же для вооружения истребителей 20-мм авиапушка ШВАК (Шпитального-Владимирова авиационная крупнокалиберная) создавалась для установки в развале цилиндров V-образных двигателей водяного охлаждения.

Советские авиаторы считали огневые точки в крыльях малополезными. Трудно целиться. Плохая кучность. С импортных «Аэрокобр» и «Томагавков» крыльевые пулемёты просто снимались

Непросто складывалось и с остальными требованиями. Вносимые в конструкцию изменения увеличивали вес машины.

Тем не менее установка АМ-38 действительно позволяла повысить скорость полёта у земли до 400 км/ч (максимальная скорость, достижимая на высоте, была выше, но в случае штурмовика она представляет лишь академический интерес) и скороподъёмность до 500 м/мин. Однако новый двигатель потреблял на лошадиную силу в час уже не 0,25, а 0,28 литра горючего. Прибавлялось и самих «лошадей». В результате с прежним запасом топлива штурмовик мог пролететь только 500 километров. Для дополнительного же бензобака в бронированной капсуле просто не было места.

Решение Ильюшина оказалось неожиданным. Второй бензобак установили на место кабины стрелка-радиста. До этого дня концепция самолёта-штурмовика без оборонительной турели не рассматривалась даже гипотетически. Но поставленная перед фактом комиссия понимала: или так, или никак. А штурмовик был очень нужен.

Конструкция штурмовика

Аэродинамическая схема самолёта Ил-2 – это свободнонесущий моноплан с крылом низкого расположения, одним двигателем в носовой части и обычным хвостовым оперением.

Передняя часть корпуса штурмовика — это гнутые сварные броневые листы, защищающие двигатель и кабину пилота. Броневая оболочка весила 990 кг. Полумонокок задней части фюзеляжа и киль выполнены из дерева, клееной фанеры и шпона. Топливный бак, размещённый между кабинами пилота и стрелка, закрыт 12-мм броневым листом, кабина стрелка защищена сзади бронёй толщиной 6-мм.

Компоновочная схема Ил-2М3

Крыло изготовлено с металлическим центропланом и консолями из дерева, обшитыми фанерой, на задней части консолей установлены посадочные щитки и элероны. К крылу на консолях крепились пушки, а в центроплане имелось место для четырёх контейнеров с авиационными бомбами, закрытых створками бобомболюков.

Двенадцать цилиндров форсированного двигателя АМ-38Ф создавали мощность в 1720 л.с. Воздушный винт для этого мотора был с тремя лопастями и регулируемым шагом. В тоннельном отсеке, размещённым между кабиной пилота и двигателем, вмонтировали радиатор водяного охлаждения, в передней нижней части корпуса самолёта, обшитый бронелистами расположился масляный радиатор.

Памятник Ил-2 в Самаре

Три опоры шасси состояли из двух основных стоек и хвостового колеса. Прочная рамная конструкция основных опор выдерживала большие ударные нагрузки и прощала лётчику грубые приземления. При уборке шасси колёса выступали из металлических гондол, защищая таким образом фюзеляж в случае вынужденной посадки без выпущенного шасси.

Многопользовательская игра

В интернете существует множество серверов для игры в Ил-2 Штурмовик, но большинство из них работает с версией 4.10m. В игре по сети игрок не может выбирать сложность сам, у каждого сервера существуют свои ограничения. Бой на каждой карте обычно длится определённый промежуток времени, на разных картах могут быть доступны только определённые типы самолётов (не обязательно, зависит от сервера). На подавляющем большинстве серверов общие правила пишутся в брифинге сервера, а задания на карту — в брифинге перед вылетом, который становится доступным для прочтения после выбора игроком стороны (в большинстве случаев — «красные» или «синие», однако возможны и другие варианты — они обычно практикуются на «дуэльных» серверах). На большинстве серверов используется коммандер — система, ведущая статистический учёт происходящего на сервере: лучшие самолёты, лучшие пилоты, уничтоженные самолёты и наземная техника. Также в ней имеется индивидуальные страницы учёта достижений игроков. Она позволяет вести администрирование сервера — использовать специальные команды, вводимые в строку чата и начинающиеся с символа , для управления сервером и удаления и предупреждения игроков, нарушающих правила сервера. Команды, начинающиеся с символа , также могут использовать игроки, не являющиеся игровыми администраторами, для того, чтобы узнать время, оставшееся до конца текущей карты, следующую карту и т. п. Энтузиастами и содержателями серверов, как правило, создаются свои коммандеры, имеющие более-менее схожий функционал.

История создания штурмовика

Проблема бронирования самолетов не является новой. Конструкторы многих стран работали над увеличением боевой неуязвимости машин, решая проблему или частичным бронированием конструкции или покрытием корпуса броней сверху. Однако в первом случае оставались незащищенными отдельные части самолета, а второй подход утяжелял машину, ухудшал ее летные качества. Перед конструкторами стояла задача создания самолета, который бы совмещал в себе отличные летные свойства, мощное вооружение и защищенность всех важных компонентов машины.

Еще в довоенные дни С. В. Ильюшиным были обозначены основные цели военно-воздушных сил страны — это помощь наземным войскам и военно-морскому флоту в военных операциях. Исходя из этих целей были сформулированы основные характеристики боевых авиамашин. Для поддержки армейских частей с воздуха и поражения вражеских целей, самолет должен совершать полеты на небольшой высоте, что подвергало его опасности вражеских обстрелов. Чтобы  защитить самолет от обстрелов, его нужно сделать бронированным.

Имевшиеся на вооружении штурмовики имели большую уязвимость из-за незащищенности таких важных частей самолета как двигатель, кабины экипажа, масло- и бензосистемы, снаряды. С. В. Ильюшин обратился к правительству страны с предложением о создании бронезащищенного самолета-штурмовика, необходимость в котором требовала политическая обстановка.

К этому времени, в 1938 году, С. В. Ильюшиным было найдено решение проблемы, которое он реализовал в проекте нового самолета Ил-2. Бронированный корпус должен стать элементом конструкции. Увлеченные идеей создания принципиально новой боевой машины коллектив ОКБ сверхурочно, по собственной инициативе и за короткое время разработал предварительный проект бронированного штурмовика Ил-2.

Для осуществления этого проекта ОКБ обязалось подготовить самолет к ноябрю 1938 г. на государственные испытания. Сроки были соблюдены, машина успешно прошла госиспытания в 1939 г. Первый опытный образец «летающего танка» поднялся в небо в октябре 1939 г. В ходе испытаний подтвердились основные заявленные конструктором летно-технические параметры Ил-2. В феврале 1940 г.  Ил-2 был готов и мог запускаться в серийное производство.

Броня спасала жизнь

К главным достоинствам Ил-2, помимо ударных характеристик, относится простота в изготовлении и эксплуатации. Эти качества позволили советской промышленности в кратчайшие сроки наладить массовый выпуск и ремонт штурмовиков.

Своей популярностью Ил-2 обязан и высоким уровнем защищённости. Гениальность решения Илюшина состояла в том, что броня в конструкции штурмовика выполняла одновременно функцию каркаса планера, отмечают эксперты.

Бронекорпуса для Ил-2 производились на заводах в Подольске, Ленинграде, Сталинграде, в Запорожье и Нижегородской области. Незамысловатая на первый взгляд концепция ильюшинского штурмовика спасла множество жизней советских лётчиков, часто попадавших в самые разные экстремальные ситуации. В своих письмах они благодарили великого конструктора.

  • Авиаконструктор Сергей Ильюшин и лётчик-испытатель Владимир Коккинаки на фоне самолёта Ил-2
  • РИА Новости

«В годы Великой Отечественной войны, а точнее в 1942 году, мне довелось производить посадку на самолёте Ил-2 на крупный еловый лес, т. к. самолёт был над целью подбит противником. Описывать, как производил посадку, не буду. Но на высоте половины деревьев отвалился по заднюю бронеплиту фюзеляж, деревьями обрезало крылья, после чего самолёт носом ударился в землю. Броня так же, как и в бою, спасла мне жизнь», — благодарил Ильюшина в своём письме бывший лётчик Фёдор Борисов.

Кроме того, пилоты отмечали хороший обзор, удобство наводки на цель при стрельбе и бомбометании с бреющего полёта. Данные качества были достигнуты благодаря тому, что Ильюшин опустил двигатель ниже кабины.

Между тем Ил-2, естественно, не был идеальной боевой машиной. В беседе с RT военный обозреватель Дмитрий Дрозденко уточнил, что в самолёте «плохо слушались органы управления». Также, несмотря на все усилия Ильюшина, из-за необходимости постоянного совершенствования уровня защиты Ил-2 оказался перетяжелённой машиной.

Также по теме

«Призыв о помощи»: как Пражская операция советских войск спасла столицу Чехословакии

75 лет назад завершилась Пражская стратегическая наступательная операция Красной армии. Она стала последним крупным наступлением…

«Идеальной техники вообще не бывает. С одной стороны, лётчики достаточно быстро осваивали штурмовики, но органы управления нередко подводили по причине перетяжелённости машины. Убрать броню было тоже нельзя. Если бы это сделали, то Ил-2 оказался бы лёгкой добычей зенитной артиллерии и других вооружений неприятеля», — сказал Дрозденко.

Эксперт пояснил, что специфика применения штурмовой авиации в годы ВОВ заключалась в нанесении ударов в условиях непосредственной близости к противнику. Действуя на предельно малых высотах, Ил-2 практически всегда находился в зоне поражения средств ПВО и стрелкового оружия вермахта.

«Да, Ил-2 был хорошо бронирован, но летать на нём из-за особенностей боевого применения было гораздо опаснее, чем на истребителях или бомбардировщиках. Штурмовики работали очень близко к земле, и огонь по ним вёлся из всего, что стреляло. Ребята, которые пилотировали Ил-2, — настоящие герои», — подчеркнул Дрозденко.

Эксперт считает, что отдельные недостатки Ил-2 нивелировались высокой надёжностью, простотой в серийном производстве, выучкой и находчивостью лётного состава. По его мнению, Ильюшин смог найти наиболее оптимальный баланс между требованиями к уровню защиты, объёму полезной нагрузки, набору вооружения, скоростью, манёвренностью и массой других важных качеств.

По словам эксперта, Ильюшин предвидел жестокие условия, в которых предстоит применять его детище. По этой причине он воплотил в Ил-2 не только качества штурмовика, но и универсальной боевой машины. Так, в условиях дефицита авиатехники Красная армия использовала Ил-2 в разведывательных целях, а двухместные модификации самолёта Ильюшина могли отправляться на боевые задания без прикрытия истребителей.

«Ил-2 — это действительно потрясающая для своего времени машина. Немцы неслучайно прозвали наш штурмовик «чёрной смертью». Лётчики выполняли опаснейшую работу, но умудрялись неплохо справляться даже с зенитными подразделениями немцев. Отработанная тактика ведения боевых действий позволяла экипажам Ил-2 огненным мечом проходить по позициям противника. Их сокрушительные удары сильно облегчили работу нашей пехоте на всех этапах войны», — резюмировал Попов.

Вооружение штурмового самолета

Ил-2 нес до 400 килограммов бомб различного калибра. Допускался даже полёт с перегрузом до 600 кг. Крупные авиабомбы калибром от 100 кг и более размещались на внешних узлах подвески, мелкие загружались в бомболюки, размещенные в центроплане.

Крыльевые бомболюки штурмовика Ил-2КСС

Кроме того, самолет мог использовать выливные авиационные приборы, поражая наземные цели при помощи специального зажигательного состава.

В 1943 году в состав боекомплекта Ил-2 включили контейнеры с кумулятивными противотанковыми бомбами (ПТАБ). Благодаря этому штурмовик стал по-настоящему опасным для любых мобильных бронированных целей.

Под крылом самолета, начиная с весны 1941 года, размещались 8 направляющих для реактивных снарядов РС-82 или 4 для РС-132. Применялись они в подавляющем большинстве случаев по наземным целям, хотя случались и исключения.

Стрелковое вооружение состояло из двух пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм и двух пушек. На ранних самолетах устанавливались двадцатимиллиметровые орудия ШВАК, затем штурмовик получил более мощные пушки — ВЯ-23 (калибр – 23 мм, масса снаряда – 200 грамм). Боекомплект состоял из полутора тысяч патронов и трёхсот снарядов. Около тысячи серийных Ил-2 были оснащены двумя пушками НС-37 с боекомплектом по 50 или 60 снарядов на каждую.

В качестве оборонительного оружия использовался пулемёт Березина УБТ калибра 12,7 мм. Боекомплект состоял из 150 патронов.  Кроме того, стрелок мог применять против вражеских истребителей авиационные гранаты.

Авиационная пушка ВЯ-23. Входила в состав вооружения большинства штурмовиков Ил-2

Миссии и кампании

ВВС’46

Период: июнь – сентябрь 1946 года.
Сторона: СССР.
Место действия: 2-й Украинский фронт
Доступные самолеты: Як-15, МиГ-9ФС.
Продолжительность: 20 миссий.

Бунтарь

Период: июль 1944 – июнь 1946
Сторона: Германия
Место действия: Берлин; Курляндия
Доступные самолеты: Ар-234B
Продолжительность: 9 миссий.

Вы — гауптман Шламмер, командир эскадрильи новейших реактивных бомбардировщиков «Арадо Блиц». Ваша эскадрилья еще не успела переучиться на новые самолеты, когда была погружена на поезд и отправлена в Берлин. Там вы, в тайне от большинства летчиков эскадрильи, собираетесь поддержать восстание против руководства нацисткой Германии. Покушение на Гитлера назначено на 20 июля. Заговорщики ожидают активного сопротивления, по крайней мере, от частей SS и Гестапо. Германия стоит на краю гражданской войны.

Огненный След

Период: 1943 – август 1946
Сторона: Германия
Место действия: Курск; Львов; Берлин
Доступные самолеты: FW-190; МиГ-13; He-162C; Та-183
Продолжительность: 11 миссий.

Вы уже много лет на войне. Боевые вылеты слились в тусклую головную боль. Вы уже не замечаете трассеров, взрывов, предсмертных криков в наушниках. Вылетая на очередную рутинную миссию, вы даже не могли предположить, что вступите на путь, который приведет вас за штурвал новейших реактивных истребителей, и сделает вас одним из самых знаменитых героев Германии.

Внимание!

Во всех кампаниях настоятельно рекомендуется начинать карьеру в звании, указанном в информации к кампании (появляется при выборе новой карьеры), чтобы Вы имели возможность управлять группой/звеном/парой. Хотя по сюжету Ваши персонажи будут иметь различные воинские звания, задания построены так, что именно Вы поведете группу самолетов.
Необходимым условием успешного выполнения миссий является посадка на аэродром, с которого производился взлет, или посадка на указанный в брифинге аэродром. Рекомендуется отключить в настройках сложности опцию «Выполнение задания», чтобы в случае вынужденной посадки на своей территории или покидания подбитого самолета с парашютом миссия считалась засчитанной.

Модификации Ил-2

На протяжении всей своей «биографии» бронированный штурмовик неоднократно модернизировался и перевооружался.

Ил-2 с пушками НС-37. Предполагалось, что такой самолет сможет эффективно уничтожать танки

Известны следующие модификации этого самолета:

  1. Одноместный Ил-2 (ЦКБ-57). Первый серийный вариант штурмовика. Часть этих самолетов переделывалась в двухместные непосредственно в войсках, кустарными методами;
  2. Двухместный Ил-2. Производился, начиная с осени 1942 года. Двигатель оставался прежним – АМ-38, что обусловило существенное снижение маневренных характеристик самолета. В частности, время выполнения виража выросло до 49 секунд. Кабина стрелка и турель вызывали нарекания до конца войны, однако, усовершенствовать их, не останавливая массового производства, оказалось невозможно;
  3. Ил-2 АМ-38Ф. Серийный выпуск этой модификации начался с января 1943 года. Двухместный самолет оснащен форсированным двигателем, что позволило довести его основные характеристики до того же уровня, что и на одноместном штурмовике;
  4. Ил-2 «крыло со стрелкой», сокращенно — КСС, иногда упоминается как Ил-2 М3. Крупносерийная модификация со значительно измененной формой крыла и улучшенной благодаря этому центровкой. Кроме того, были улучшены аэродинамические характеристики самолета, а вместо прежних металлических баков устанавливались фибровые. Основным преимуществом этих емкостей стала их способность к самовосстановлению – мелкие пробоины затягивались особым составом, твердеющим при контакте с воздухом;
  5. Ил-2 НС-37. На этот вариант штурмовика вместо пушек ВЯ-23 устанавливались два орудия НС-37 калибром 37 мм. Боекомплект составлял 50 снарядов на ствол. Эти пушки были довольно громоздкими и тяжелыми, что привело к существенному снижению бомбовой нагрузки и максимальной скорости штурмовика. Построено было более тысячи таких Илов. Их старались применять против немецких танков, но практика показала, что наилучшим оружием для уничтожения бронетехники являются не пушки, а авиабомбы ПТАБ;
  6. Ил-2КР. Этот самолет снабжался фотоаппаратом, установленным в задней части фюзеляжа и специальной рацией, антенна которой монтировалась на кабине пилота. Основное предназначение Ил-2КР – корректировка артиллерийского огня и фоторазведка.

Современный рисунок, изображающий «гипотетическую» несерийную модификацию Ил-2Т

Существовало несколько несерийных модификаций штурмовика:

  1. Ил-2 НС-45. Еще одна попытка создания «противотанкового самолета». На крыле устанавливались авиационные пушки конструкции Нудельмана и Сураева калибром 45 мм. Испытания показали, что отдача этого орудия плохо воспринимается самолётом, а прицельная стрельба почти невозможна;
  2. Ил-2 ШФК-37. Результат переделки исходного одноместного штурмовика. Самолёт вооружили двумя крыльевыми пушками ШФК-37 калибра 37 мм. Штурмовик получил некоторый опыт боевого применения в декабре 1942 и январе 1943 года, но в серию не пошёл;
  3. Ил-2И. Модель создана в 1943 году под впечатлением от применения серийных Ил-2 против немецкой транспортной авиации, пытавшейся создать «воздушный мост» с окруженной группировкой немецких войск под Сталинградом. Самолет снова стал одноместным, его максимально облегчили, сняв даже крыльевые пулеметы ШКАС. Но «истребителя-бомбардировщика» не получилось – скорость машины оказалась недостаточной;
  4. Ил-2 М-82. Экспериментальный самолет, на который вместо двигателя АМ-38 установили мотор воздушного охлаждения М-82. Характеристики штурмовика в целом остались прежними, однако, серийно этот вариант не строился;
  5. Ил-2Т. Никаких документов, подтверждающих само существование этой модификации, не существует. По неподтвержденной информации, с самолета Ил-2 КСС сняли крыльевые пушки, а под фюзеляжем каким-то образом подвесили торпеду 45-36АН.

«Истребитель бомбардировщиков» Ил-2И

Пришлите книг!

«Я только спросил старшину: книг прислали? — Да, — ответил он. Не только посылку, но и письмо вскрыть не удалось. Ребят накрыло таким минометным огнем, что головы нельзя было поднять из щели. И только вечером, сойдя в глубокую лощину, сделали укрытие для светомаскировки и прочли письмо. Сколько радости и восторга! Меня все бойцы просили, чтобы я на другой день написал на коллектив вашей библиотеки…»

Это благодарственное письмо, написанное прошитой осколком рукой солдата Михаила Мельникова и отправленное из военного госпиталя, — одно из множества свидетельств неоценимой значимости книг в огневые годы Великой Отечественной. Кто-то прошел всю войну с томиком любимых стихов, кто-то — с романом Николая Островского «Как закалялась сталь», а кому-то фронтовым товарищем служил учебник астрономии.

Книги подбирали в библиотеках разбомбленных городов, находили в разрушенных жилых домах, получали фронтовой почтой из штабов дивизий, везли на фронт из краткосрочных отпусков… «Я жутко соскучилась по книгам. В одной деревне мы обнаружили «Евгения Онегина», так зачитали его до дыр. Каждую свободную минутку с упоением читали его вслух», — рассказывала в письме родным санитарный инструктор 308-й стрелковой дивизии Ариадна Добромыслова.

Переписанные от руки стихи прятали в голенищах сапог — и отважно шли в бой. В перерывах между боями устраивали коллективные читки однополчанам. Использовали книги и для обмена военной информацией — записывая собранные подпольщиками сведения между строк и переправляя за линию фронта

Использовали книги и для обмена военной информацией — записывая собранные подпольщиками сведения между строк и переправляя за линию фронта.

Из уст в уста передавали предания о книжных чудесах. Роман Алексея Толстого «Петр Первый» спас жизнь солдату Георгию Леонову: пуля застряла в спрятанном под гимнастеркой толстом томе. Старший лейтенант Петр Мишин уцелел в бою благодаря сборнику пушкинских стихов: пробив двести страниц, осколок снаряда остановился аккурат… перед стихотворением «Талисман»!

Имена писателей присваивали воинским подразделениям и боевой технике: отряд имени Горького, имени Лермонтова; танк «Владимир Маяковский», «самолет Дмитрий Фурманов»… В состав экипажа одного из сторожевых кораблей Северного флота ввели Пушкина. В одной из дивизий Максим Горький служил «почетным красноармейцем», его имя ежедневно выкликалось на поверке.

Командир одной из частей Украинского фронта вручал в качестве переходящей премии отличившимся бойцам поэтический сборник «Кобзарь» Тараса Шевченко. Назначенный командиром одного из орудий на Ленинградском фронте молодой писатель Иван Дмитроченко наказывал своим бойцам: «За Ивана Сергеевича Тургенева — огонь! За «Войну и мир» — Огонь! За великую русскую литературу — огонь!..»

В архивах хранятся многочисленные письма-просьбы с передовой прислать книги. «Среди боев выпадает время, когда хочется хоть немного почитать… Если можно, вышлите что-либо из книг художественной литературы. Старые, потрепанные, лучше если без переплета, чтобы можно было хранить в вещевом мешке или полевой сумке», — писал библиотекарям красноармеец А. П. Стройнин.

На фронт направлялись дублетные экземпляры из библиотек. Проводились регулярные сборы книг от гражданского населения. Мастерились книжки-самоделки из газетных вырезок. В первый год войны даже печатались стихи на пакетиках с пищевыми концентратами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector