Шкас

Пулемёт ДШК

ДШК (Индекс ГРАУ — 56-П-542) — станковый крупнокалиберный пулемёт под патрон 12,7×108 мм. Разработан на основе конструкции крупнокалиберного станкового пулемёта ДК.

В феврале 1939 года ДШК был принят на вооружение РККА под обозначением «12,7 мм крупнокалиберный пулемёт Дегтярёва — Шпагина образца 1938 года».

История создания и производства

Задание на создание первого советского крупнокалиберного пулемёта, предназначенного в первую очередь для борьбы с самолётами на высотах до 1500 метров, было выдано к тому моменту уже весьма опытному и хорошо известному оружейнику Дегтярёву в 1929 году. Менее чем через год Дегтярёв представил на испытания свой пулемёт калибра 12,7 мм, и с 1932 года началось мелкосерийное производство пулемёта под обозначением ДК (Дегтярев, Крупнокалиберный). В целом ДК повторял по конструкции ручной пулемёт ДП-27, и имел питание из отъемных барабанных магазинов на 30 патронов, устанавливавшихся на пулемёт сверху. Недостатки такой схемы питания (громоздкость и большой вес магазинов, низкая практическая скорострельность) вынудили прекратить выпуск ДК в 1935 году и заняться его усовершенствованием. К 1938 году конструктор Шпагин разработал модуль ленточного питания для ДК.

26 февраля 1939 года усовершенствованный пулемёт был принят на вооружение РККА под обозначением «12,7 мм крупнокалиберный пулемёт Дегтярёва — Шпагина образца 1938 года — ДШК».

Массовый выпуск ДШК был начат в 1940—41 годах.

ДШК использовались в качестве зенитных, в качестве оружия поддержки пехоты, устанавливались на бронетехнику (Т-40) и малые корабли (в том числе торпедные катера). В соответствии со штатом стрелковой дивизии РККА № 04/400-416 от 5 апреля 1941 г., штатное количество зенитных пулемётов ДШК в дивизии составляло 9 шт.

К началу Великой Отечественной войны Ковровским механическим заводом было выпущено около 2 тыс. пулемётов ДШК.

9 ноября 1941 года было принято постановление ГКО № 874 «Об усилении и укреплении противовоздушной обороны Советского Союза», которое предусматривало перераспределение пулемётов ДШК для вооружения создаваемых подразделений войск ПВО.

К началу 1944 года было выпущено свыше 8400 пулемётов ДШК.

До конца Великой Отечественной войны было выпущено 9 тысяч пулемётов ДШК, в послевоенное время выпуск пулемётов продолжался.

Конструкция

Крупнокалиберный пулемёт ДШК представляет собой автоматическое оружие, построенное на газоотводном принципе. Запирание ствола осуществляется двумя боевыми личинками, шарнирно укрепленными на затворе, за выемки в боковых стенках ствольной коробки. Режим огня — только автоматический, ствол несъёмный, оребренный для лучшего охлаждения, оснащён дульным тормозом.

Питание осуществляется из нерассыпной металлической ленты, подача ленты — с левой стороны пулемёта. У ДШК устройство подачи ленты было выполнено в виде барабана с шестью открытыми каморами. Барабан при своем вращении подавал ленту и одновременно извлекал из нее патроны (лента имела разомкнутые звенья). После прихода каморы барабана с патроном в нижнее положение патрон подавался в патронник затвором. Привод устройства подачи ленты осуществлялся при помощи расположенного с правой стороны рычага, качавшегося в вертикальной плоскости когда на его нижнюю часть воздействовала рукоятка заряжания, жестко связанная с затворной рамой.

В затыльнике ствольной коробки смонтированы пружинные буфера затвора и затворной рамы. Огонь вёлся с заднего шептала (с открытого затвора), для управления огнём использовались две рукоятки на затыльнике и спаренный спусковые крючки. Прицел рамочный, на станке также имелись крепления для зенитного ракурсного прицела.

Пулемёт использовался с универсального станка системы Колесникова. Станок оснащался съёмными колесами и стальным щитом, а при использовании пулемёта в качестве зенитного колеса и щит снимались, а задняя опора разводилась, образуя треногу. Кроме того, пулемёт в роли зенитного комплектовался специальными плечевыми упорами. Основным недостатком этого станка был его большой вес, ограничивавший мобильность пулемёта. Кроме станка, пулемёт применялся в башенных установках, на дистанционно управляемых зенитных установках, на корабельных тумбовых установках.

Боевое применение

Пулемёт применялся СССР с самого начала на всех направлениях и прошел всю войну. Использовался в качестве станкового и зенитного пулемёта. Крупный калибр позволял пулемёту эффективно бороться со многими целями, вплоть до средних бронеавтомобилей. В конце войны ДШК массово ставился как зенитный на башни советских танков и САУ для самообороны машин в случае атак с воздуха и с верхних этажей в городских боях.

Пулемет Ю. Ф. Юрченко Ю-7,62

На рубеже 3 и 4 десятилетия 20-го века на Ковровском пулеметном заводе родился один из самых экзотических проектов авиационного стрелкового оружия, разработанный Юрием Федоровичем Юрченко. Пулемет, имевший в основе автоматики оружия кривошипно-шатунный механизм.

Изучая задачи повышения скорострельности оружия, Юрченко заметил, что основной проблемой, которая существенно сказывается на скорострельности, является то, что в классических схемах работы скорость теряется в крайних точках хода затвора. Кроме того, увеличение скорострельности при таких схемах ведет к существенному снижению ресурса оружия.

Юрий Юрченко подметил, что фактически эту проблему решили уже до него, осталось только реализовать то, что было сделано под новые задачи

Так, Юрченко обратил внимание, что первый в мире пулемет Хайрема Максима уже несет в себе элементы скорострельного оружия. Затвор пулемета Максима кривошипно-шатунного типа, и потому скорость его движения изменяется синусоидально

При таком роде движении затвора даже при увеличении скорости его движения его скорость в начале и конце движения сравнительно невелика, а значит можно рассчитывать на меньшие инерционные силовые нагрузки на патрон, позволяющие исключить его разрушение или распатронивание.

В отличие от пулемета Максима, у которого части кривошипа поворачиваются на угол менее 180º, Юрченко устроил кривошип, поворачивающийся, как пишут, на угол целых 350º. Это исключало удар подвижных частей в крайнем заднем положении. Т.е. цикл автоматики был практически безударный. При каждом повороте такого кривошипа совершался полный цикл работы автоматики. Патрон разгонялся плавно, и инерционные нагрузки на пулю не превосходили усилия ее запрессовки в гильзу, а значит, не происходило распатронивания. Подобно пулемету ШКАС, патрон в пулемете Юрченко не извлекался из ленты назад перед досыланием в патронник, а досылался непосредственно вперед.

В 1938 году Юрченко представил на испытания версию своего пулемета Ю-7,62 под патрон 7,62×54R, в которой помимо очень простой конструкции добился громадной скорострельности. Темп стрельбы пулемета Юрченко составлял 5000 выстр./мин.

Правда, в ходе испытаний на Ногинском Научно-исследовательском полигоне авиационного вооружения ВВС РККА пулемет Ю-7,62 не выдержал столь интенсивной стрельбы и был возвращен на доработку, был доработан, прошел испытания и поставлен в план на 1941 год по изготовлению первой опытной партии.

Но с началом войны и переориентацией завода на выпуск противотанковых ружей тема была отложена, а после войны уже более не поднималась.

Крупнокалиберная версия пулемета Юрченко – Ю-12,7 была представлена на испытание в 1939 году. Темп стрельбы составил 2000 выстр/мин, вес 24 кг (для сравнения – серийный авиационный пулемет с газовым двигателем УБ-12,7 весил 21 кг при темпе стрельбы 1000 выстрелов в минуту). Но и этот вариант не был принят на вооружение по причине поперечного габарита. Профиль пулемета напоминал гитару (гриф – ствол, первое утолщение – приемник патронов, второе утолщение – кривошип).

К сожалению, несмотря на все достоинства пулемета Юрченко, он страдал одним недостатком, который «зарывал» полностью разработку конструктора на два метра в землю. Дело в том, что в то время еще не было технологии изготовления стволов, которые бы могли выдержать такой высокий темп стрельбы.

Сейчас единственный уцелевший экземпляр пулемета Ю-7,62 находится в Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации.

Модификация

СН

ЦКВСВ-19

УльтраШКАС

КБ-П-65

Ю-7,62

Калибр, мм

7,62

7,62

7,62

7,62

7,62

Тип автоматики

Газоотвод с откатом ствола вперед

—//—

—//—

—//—

Кривошипно-шатунный

Масса, кг

6.5

Длина, мм

675

Длина ствола, мм

610

Темп стрельбы, выстр/мин

3000

3500

2400-3000

1300-1950

До 5000

Начальная скорость пули, м/с

775—825

775—825

775—825

775—825

775—825

Емкость магазина

лента

лента

лента

лента

лента

Масса пули, г.

9.0–10.4

9.0–10.4

9.0–10.4

9.0–10.4

9.0–10.4

Тип боеприпаса

7,62×54R ШКАС

7,62×54R ШКАС

7,62×54R ШКАС

7,62×54R

7,62×54R

Укрупнение калибра

Работа над крупнокалиберными авиационными пулеметами началась еще до принятия ШКАСа на вооружение. В 1931 году в Коврове на основе пулемета ДК изготовили опытный 12,7-мм пулемет с увеличенным темпом стрельбы, а ПКБ Тульского оружейного завода получило задание на разработку 12,7-мм авиапулемета по образцу пулемета Шпитального. К 28 мая 1932 года в тульском ПКБ изготовили 12,7-мм пулемет, созданный на основе ШКАСа Семеном Владимировичем Владимировым (1895–1956). Пулемет не был механически «увеличенным» ШКАСом – при разработке перекомпонована система автоматики (газовая камера и шток поршня переместились под ствол), усовершенствованы механизм вращения зубчатки и затвор с автоматическим спуском ударника.

В 1934 году принят на вооружение «12,7-мм авиационный пулемет системы Шпитального и Владимирова, ШВАК» (Шпитальный – Владимиров – авиационный – крупнокалиберный). Система питания, аналогичная ШКАСу, потребовала выпуска специально для ШВАКа 12,7-мм патрона с теми же пулями и пороховым зарядом, что и у патрона «наземного» пулемета ДК, но с выступающей закраиной гильзы. В связи с организацией производства ШВАКов на заводе № 2 Владимиров переехал в Ковров. Здесь заменой ствола он создал 20-мм автоматическую пушку ШВАК – так появился один из первых серийных образцов бикалиберного авиационного оружия.

Тип пулемета Турельный ШКАС Крыльевой ШКАС Синхронный ШКАС
Масса тела пулемета (кг) 10,6 9,8 11,1
Темп стрельбы (выстр/мин) 1800 1800 до 1650
На каких самолетах ставился ТБ-3, Ил-4, Пе-8, Ер-2, СБ, ДБ-3, Су-2, По-2, Ли-2, МБР-2, Бе-2 И-16, Р5-ССС, Ил-2, Бе-2 И-16, И-153, ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, Як-7

В 1935 году на заводе № 2 изготовили 92 пулемета ШВАК и 7 опытных пушек ШВАК, а в 1936-м, когда 20-мм пушка ШВАК запущена в серийное производство – 159 пулеметов ШВАК и 300 пушек. 12,7-мм ШВАК вскоре с производства сняли.

Выстрелы к пушке ШВАК были созданы на основе той же гильзы, но поскольку гильза стала цилиндрической, небольшой пороховой заряд ограничил мощность патрона. Правда, для авиационной пушки она была достаточной. Масса ШВАК составляла: в крыльевом варианте – 40 кг, в турельном – 42 кг, а в варианте мотор-пушки – 44,5 кг. ШВАК ставились на истребители И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, бомбардировщики Ту-2 и Пе-8, патрульный самолет-бомбардировщик МТБ-2. На бомбардировщике Пе-8, например, устанавливали два ШКАСа на носовой турели НЭБ-42, пушки ШВАК на кормовой турели КЭБ-42 и верхней турели ТУМ-5 – причем все эти турели имели электрический привод. Синхронная установка ШВАК для истребителя И-16 разработана под руководством А. Г. Ротенберга. На И-16 (И-16П) ШВАК и получили первое боевое крещение над Халхин-Голом в 1939 году. К началу Великой Отечественной войны 20-мм ШВАК и 7,62-мм ШКАС были основным и самым массовым вооружением самолетов ВВС РККА. Кроме того, ШКАС и ШВАК ставили на торпедные катера Г-5 и Д-3.

Что касается крупнокалиберного авиационного пулемета, то в 1939 году к производству приняли 12,7-мм синхронный пулемет БС системы М. Е. Березина, а уже 22 апреля 1941 года – его же универсальный 12,7-мм УБ.

Появление системы Гатлинга

Вторым этапом стало появление совершенно новых образцов орудий с механическим способом приведения их в боевое состояние. Простейшим, первым видом улучшений, имевшим место почти пятьсот лет назад, было увеличение количества стволов. Результаты не сильно порадовали тогда оружейников, так как в общей сложности, на рост интенсивности, данная модификация сильно не повлияла. Еще одной причиной отсутствия прогресса было то, что на тот момент, основным способом заряжания был – дульный, требовавший слишком много времени. И сколько бы стволов не ставили на орудие, все равно перезарядка была долгой.

Многоствольная артиллерийская установка Кристофа-Монтини

Немного истории

История предприятия началась 10 октября 1951 года, когда в Туле Постановлением Совета министров СССР из автомастерских был создан по производству радиолокационных станций наземной артиллерийской разведки. В 1954 году при заводе организовали Особое конструкторское бюро по сопровождению производства и разработке новой техники. В 1979 году ОКБ было преобразовано в «НИИ «Стрела». С 1979 по 2010 год «Арсенал» и «НИИ «Стрела» (с 2001-го — ОАО «НИИ «Стрела») работали как самостоятельные предприятия, тесно взаимодействуя между собой. В 2002 году началась совершенно новая страница истории — ОАО «НИИ «Стрела» и ОАО «Тульский вошли в состав крупнейшего в России оборонно-промышленного холдинга «Алмаз — Антей». Через четыре года «Стрела» стала головной организацией по координации деятельности предприятий ОПК России в области разработки, производства, модернизации и ремонта систем и средств разведки ракетных войск и артиллерии ВС РФ.

В 2010 году произошло присоединение ОАО «Тульский к ОАО «Научно-производственное объединение «Стрела». В этот момент родилось «НПО «Стрела» — единый высокопрофессиональный коллектив.

Увлечение скорости стрельбы за счёт электричества

К концу 19 века были даже предприняты попытки замещения механического привода на новаторский – электрический. Однако, учитывая, что на то время подобные двигатели еще только начинали использоваться, они имели внушительные размеры, и так не смогли вытеснить привычный ручной привод.

Кроме того, знаменитый Х. С. Максим к тому времени уже выпустил в мир свое изобретение: станковый пулемет. Который не только обладал мобильным размером, но также имел автоматический механизм, и не уступал оружию Гатлинга в скорострельности. Так на некоторое время многоствольное оружие было вытеснено, постепенно снято с вооружения и забыто на долгие годы.

M61 Vulcan

Пулемет Гатлинга

В это же время, американский врач, и по совместительству изобретатель Р. Дж. Гатлинг, приняв за основу идею использования нескольких стволов одновременно, доработал ее, изменив общую концепцию. По его задумке, в отличие от Монтини, стволы орудия должны не одновременно, а по очереди выполнять заряжание, выстрел и выбрасывание гильзы.

Первый пулемет Гатлинга

Первая экспериментальная модель имела 6 стволов. Патроны, которые помещались в стальной подаватель, под собственным весом спускались к патроннику. Потом досылались до боевого положения. Но, чтобы вся система начала работать, ее необходимо было постоянно вращать. Делалось это за счет мышечной силы стрелка, который рукой крутил специальную ручку. Таким образом, за один полный цикл, каждый из стволов успевал зарядиться, выстрелить и выбросить гильзу, тем самым подготовиться к следующему заходу. Темп стрельбы начальных моделей не превышал 200 выстрелов в минуту. Но позже, после доработки механизма вращения, стал достигать даже 1000.

Было бы ошибочно присвоить доктору Гатлингу идею вращающегося блока. Так как на то время уже были известны револьверы «Pepper Box». Более того, активно применялись. Но он ее существенно усовершенствовал, добавив собственную систему циклической подачи, а также экстракции отработанных гильз. После получения патента в 1862 году, указанное изобретение Гатлинга поступило на вооружение армии США.

Основные сложности и слабые стороны пулемета были частые осечки и перекосы. И опять потребовались десятки лет, чтобы появилось изобретение механического привода вращения.

Картечница Р. Гатлинга принцип работы

К основным узлам и составным частям указанного пулемета относили:

  1. Канал ствола;
  2. Поворотный магазин;
  3. Патронник;
  4. Ось, вокруг которой, поворачиваются стволы.

Управление коммуникациями

Примечания

Комментарии

  1. 1800 выстрелов в минуту, то есть ресурс оружия вырабатывался примерно за минуту.
  2. ↑ Демонтаж или распатронирование — нарушение целостности боеприпаса до выстрела.
  3. «Цинк» — цинковая герметичная коробка для упаковки боеприпасов.
  4. Выпуски с первого, имевшего №7, по №9.

Источники

  1. , с. 333.
  2. , с. 542.
  3. , с. 310.
  4. , с. 566.
  5. ↑ .
  6. ↑ .
  7. ↑ , с. 228.
  8. ↑ . Самолеты Второй Мировой войны. Дата обращения: 1 марта 2016.
  9. ↑ .
  10. ↑ , с. 16.
  11. ↑ , p. 72.
  12. ↑ , с. 71.
  13. ↑ , с. 230.
  14. ↑ , с. 231.
  15. , p. 74.
  16. , с. 228—229.
  17. ↑ , p. 79.
  18. ↑ .
  19. ↑ , p. 80.
  20. , p. 81.
  21. , с. 228.
  22. , p. 73.
  23. , с. 9.
  24. ↑ .
  25. ↑ , с. 229—230.
  26. , с. 3.
  27. , с. 99.
  28. ↑ .
  29. , с. 161—162.
  30. ↑ , с. 72.
  31. ↑ , с. 73.
  32. Антонов В. . warspot.ru (2015). Дата обращения: 19 декабря 2016.
  33. . aviarmor.net. Дата обращения: 1 марта 2016.
  34. . Малый флот. Дата обращения: 1 апреля 2016.
  35. .
  36. . Малый флот. Дата обращения: 21 февраля 2016.
  37. ↑ .
  38. ↑ , с. 74.
  39. , с. 76.
  40. , с. 75.
  41. . Finnish army 1918—1945. Дата обращения: 12 октября 2016.
  42. , p. 94, 284, 305.
  43. , с. 179.
  44. , с. 230.
  45. , с. 178.
  46. .
  47. , с. 113.
  48. , с. 125.
  49. , p. 75.
  50. , с. 153.
  51. , p. 126.
  52. .
  53. , с. 71—72.

Боеприпасы

Клеймо «Ш» на патроне завода № 529 (Новая Ляля).

Боепитание производится из металлической разъёмно-звеньевой ленты через приёмник барабанного типа на десять гнёзд посредством движения затворной рамы, причём каждый патрон извлекается за десять циклов работы автоматики, что предотвращает демонтаж патрона при столь высоких скоростях стрельбы. Лента подаётся из короба на 250, в более поздних версиях — на 750 и 1000 патронов. К некоторым пулемётам устанавливались патронные коробы на 1500 патронов.

Для пулемёта ШКАС на базе штатного винтовочного патрона 7,62×54 мм R разработаны патроны калибра 7,62 мм с трассирующими (Т-30 и позже Т-46), зажигательными (Аз, ЗП и ПЗ), бронебойными (Б-30) и комбинированного действия бронебойно-зажигательными (Б-32), бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ) пулями, способные воспламенять бронированные бензобаки. В патронах ШКАС для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы от 30 до 50 выстрелов в секунду утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, увеличено усилие извлечения пули. Для патронов с обыкновенными пулями Л и Д введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы, сама пуля посажена в гильзу глубже. На донце гильзы патронов, предназначенных для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, в конце 30-х годов ставилась буква «Ш». Капсюль таких патронов окрашивался в красный цвет. В остальном окраска была стандартной для соответствующих типов пуль. Боеприпасы, предназначенные для пехотного оружия, в пулемётах ШКАС применяться не могли из-за недостаточной надёжности. Боеприпасы к пулемёту ШКАС стали первым в мире случаем разработки и производства патронов специально для авиации.

Укладка пулемётной ленты для ШКАС в короб. Фото С. Кафафьяна

На ящиках и «цинках», куда упаковывались патроны для пулемёта ШКАС, наносились надпись «ШКАС» и условное обозначение в виде изображения пропеллера красного или чёрного цвета. Красный пропеллер означал, что патроны разрешены для использования в синхронизированных пулемётах ШКАС (ведущих огонь через вращающийся винт самолёта). Чтобы аттестовать патроны для синхронизированной стрельбы, проводились проверки на время воспламенения капсюля (что оказывает главное влияние на время, в течение которого пуля покинет ствол), герметичность патронов, строже допуски на баллистические характеристики. Патроны, не прошедшие испытания, не допускались для стрельбы из ШКАСа через винт самолёта, поэтому на упаковках рисовался чёрный пропеллер, означающий допуск только стрельбы из синхронизированных пулемётов ПВ-1.

Необычные осечки

В начале 1940-х неожиданно в процессе эксплуатации пулемёта стали происходить систематические осечки. Для выяснения причин по поручению Народного комиссара обороны С. К. Тимошенко создана специальная комиссия под управлением Н. Н. Воронова. Комиссия организовала опытные стрельбы. Они показали, что патроны, дающие осечки в ШКАС, нормально работают в винтовках и пулемётах сухопутных войск

Маршал Воронов обратил внимание комиссии на то, что «рабочие» и «нерабочие» патроны различаются цветом лака в месте крепления капсюля: патроны с использованием чёрного отечественного лака дают осечки, а те, где фольга на соединении покрыта красным импортным — нет. В результате расследования выяснилось, что причина осечки — недоработка советских химиков, чей лак взаимодействовал с фольгой капсюля, чем выводил последний из строя.

Особенности конструкции

Схема автоматики пулемёта ШКАС. Справа вверху подробнее изображён принцип работы подающего барабана.

В системе применён сравнительно новый на тот момент принцип автоматики, основанный на отводе пороховых газов. Газы через отверстие в стволе попадают в камеру закрытого типа и действуют на газовый поршень, непосредственно связанный со штоком, приводящим в движение всю систему. Запирание канала ствола производится перекосом затвора вниз. Ударно-спусковой механизм действует от возвратно-боевой пружины и обеспечивает ведение непрерывного огня. Шептало запирается предохранителем флажкового типа. Предохранитель двухпозиционный, имеет положения «автоматический огонь» и «нет огня». Затвор и затворная рама снабжены пружинными буферами для смягчения ударов подвижных частей о шептало при посадке и после окончания очереди.

ШКАС обладает высоким темпом стрельбы благодаря короткому ходу подвижных частей и сокращению времени, занимаемого операциями по перезарядке, путём их совмещения. На неподвижном кожухе барабана расположен винтовой паз. Патрон зацепляется за него закраиной гильзы, извлекается из ленты и подаётся к патроннику. Стреляная гильза экстрагируется в два такта лапками затвора в подвижный отражатель, связанный со штоком затворной рамы.

Принцип работы

Для зарядки необходимо вставить снаряжённую ленту в лентоприёмник, после чего поднимать и опускать ручку перезарядки до упора для прокрутки барабана. Движение ручки перемещает газовый поршень, а тот в свою очередь посредством штифта на поршне и паза на барабане поворачивает сам барабан. Патроны продвигаются внутри барабана, последние пол-оборота которого, происходящие при возвращении штока газового поршня в изначальное положение, выдвигают патрон для досылания в патронник. По окончании прокрутки барабана пулемёт заряжен.

При ведении огня движение газового поршня вращает барабан. Выстрел производится путём нажатия на спусковой крючок. Стрельба одиночными выстрелами невозможна. Когда затвор при нажатии спускового крючка возвращается в изначальное положение, он досылает патрон в патронник и запирается специальным выступом, а шток газового поршня, продолжая движение вперёд, продвигает плавающий боёк, и тот ударяет в капсюль заряженного патрона.

После выстрела, проходя мимо отверстия в стенке ствола, пуля открывает проход пороховым газам в газовую камеру, где они толкают газовый поршень. Первые полтора сантиметра движения поршня и штока затвор остаётся неподвижным, после затвор отпирается и движется назад. После того, как затвор отодвигается назад на расстояние, превышающее длину патрона, экстрактор подбрасывает патрон, который, ударяясь об отражатель, покидает ствольную коробку через специальное отверстие. В это время барабан выдвигает следующий патрон, который обратным ходом затвора досылается в патронник, и цикл автоматики продолжается.

Электроспуск

Приказом НКОП № 00112 от 23 июля 1937 года Особому техническому бюро (ОТБ) поручено разработать систему автоматической перезарядки и электроспуска пулемета ШКАС на самолёте И-16. Для этого на заводе № 81 НКАП выделялись помещения для опытных и конструкторских работ. Результаты проведенных работ неизвестны.

История создания

Предыстория

В 1920 году, будучи работником Мытищинского вагоностроительного завода, Б. Г. Шпитальный заинтересовался устройством автоматического оружия. На волне этого интереса он задался целью изготовить пулемёт, по скорострельности превышающий существовавшие образцы (главным образом, пулемёт «Максим»). Но на тот момент он не обладал необходимыми для такого дела опытом и знаниями. Тем не менее, как человек целеустремлённый, Шпитальный не забыл о своём желании, поэтому в 1926 году во время обучения в Московском механическом институте он вновь вернулся к этому проекту. К 1928 году, работая в Научном автомоторном институте, он завершил проектирование пулемёта и отправил чертежи на рассмотрение комиссии Оружейно-пулемётного треста.

В то время в авиационной промышленности СССР остро стоял вопрос модернизации авиационного вооружения, поэтому проект был принят к рассмотрению. Комиссия отметила смелость подхода к проектированию некоторых элементов конструкции автоматического оружия и назначила Оружейно-пулемётному тресту прикомандировать к проекту опытного оружейного конструктора и производственника И. А. Комарицкого. В задачи ему ставилось оказание помощи в доработке проекта, находившегося на завершающей стадии подготовки, и приспособлении производства к выпуску принципиально нового оружия.

Принятие на вооружение

Коллектив ПКБ стрелкового оружия — создатели пулемёта ШКАС. В заднем ряду второй слева — Ф. В. Токарев, третий слева — П. П. Третьяков.

В 1930 году на Тульском оружейном заводе (ТОЗ) для проведения испытаний изготовлен первый образец скорострельного пулемёта под наименованием П-426. В начале 1932 года коллектив разработчиков завершил окончательную отладку конструкции, и 13 февраля артиллерийское управление заказало изготовить на Тульском заводе пробную партию из 7 пулемётов для дальнейших испытаний. В июне 1932 года пулемёт был предъявлен К. Е. Ворошилову. 14 июля пулемёт одобрен правительством, разработчики решили ускорить доводку образца и предъявить его государственной комиссии к осени того же года. 7 октября 1932 года Реввоенсовет одобрил результаты полигонных испытаний пулемёта и 11 октября постановил принять его на вооружение под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемёт системы Шпитального — Комарицкого образца 1932 года» или ШКАС.

При наличии неоспоримых достоинств первые партии пулемётов новой системы имели ресурс около 1500—2000 выстрелов, что при таком темпе стрельбы сочли недостаточным. Поэтому в марте 1933 года при заказе первой крупной партии пулемётов конструкторам предложили повысить их живучесть, доведя её до 5000 выстрелов. В апреле Б. Г. Шпитальный и И. А. Комарицкий представили комиссии образец, отличавшийся от опытного варианта не только живучестью, но и некоторыми конструкционными изменениями. В новом варианте существенно изменена коробка, снижено количество отдельных деталей. Выпуск модернизированных пулемётов начат в июле того же года. К концу года ТОЗ перешёл от полукустарного к серийному выпуску пулемёта ШКАС.

Оставалась ещё одна проблема: возвратно-боевая пружина пулемёта выходила из строя после примерно 2500—2800 выстрелов. Попытки использовать различные сорта стали, смены диаметра пружин и толщины проволоки успеха не принесли, и после определённого количества выстрелов пружину всё равно приходилось менять. Решение нашёл Шпитальный: он предложил делать пружину витой из трёх жил. Испытания показали, что живучесть витой трёхжильной возвратно-боевой пружины достигает 14 000 выстрелов. 24 декабря 1934 года завершились испытания пулемёта ШКАС с новой пружиной.

В 1941 году проведены незначительные доработки конструкции пулемёта для упрощения и удешевления выпуска в условиях военного времени.

Танковые войска

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector