Харакири и сеппуку (разница): безумие или верность традициями?

Тайный смысл

Харакири и сеппуку: разница существует и в тайном смысле действия. Исторический интерес представляет тот факт, что обряд сеппуку выполняется при помощи вскрытия именно живота. По мнению ученых-исследователей, такой жест символизирует обнаженность души (а живот традиционно воспринимается как вместилище жизненной энергии, которая улетучивается при вскрытии). Иногда самураи могли быть не согласны с предъявленными обвинениями и оглашенным приговором. Таким образом, вспарывая живот, человек показывал чистоту своих помыслов, открытость души, а соответственно и свою невиновность.

Бомбардировка Нагасаки

Был издан приказ о составлении листовок на японском языке с фотографиями разрушенной Хиросимы и полным описанием эффекта ядерного взрыва, для последующего распространения их над территорией Японии. В случае отказа от капитуляции, в листовках содержались угрозы продолжить атомные бомбардировки японских городов.

Однако американское правительство не собиралось дожидаться реакции японцев, поскольку изначально не планировало обойтись лишь одной бомбой. Следующая атака, запланированная на 12 августа, в связи с предполагаемым ухудшением погоды была перенесена на 9 число.

Мишенью назначена Кокура, в качестве запасного варианта – Нагасаки. Кокуре крупно повезло – облачность вместе с дымовой завесой от горящего сталелитейного завода, подвергшегося накануне авианалету, сделали невозможным визуальное бомбометание. Самолет направился в сторону Нагасаки, и в 11 часов 02 минуты сбросил на город свой смертоносный груз.

В радиусе 1,2км от эпицентра взрыва все живое погибло практически мгновенно, обратившись в пепел под воздействием теплового излучения. Ударная волна превратила в обломки жилые дома и разрушила сталелитейный завод. Тепловое излучение было настолько мощным, что не прикрытая одеждой кожа людей, находящихся в 5км от взрыва, обгорела и сморщилась. 73 тысячи человек погибли мгновенно, 35 тысяч умерли в ужасных страданиях чуть позже.

В этот же день, президент США обратился по радио к соотечественникам, поблагодарив в своей речи высшие силы за то, что американцы первыми получили ядерное оружие. Трумэн просил у бога указаний и наставлений, как наиболее эффективно использовать атомные бомбы во имя высших целей.

На тот момент в бомбардировке Нагасаки не было насущной необходимости, но, по всей видимости, сыграл роль исследовательский интерес, как бы страшно и цинично это не звучало. Дело в том, что бомбы отличались конструкцией и действующим веществом. Разрушившая Хиросиму «Little Boy» была ствольного типа с урановой начинкой, в то время как Нагасаки уничтожила «Fat Man» — бомба взрывного типа, на основе плутония-239.

Существуют архивные документы, доказывающие намерение США сбросить на Японию еще одну атомную бомбу. В телеграмме от 10 августа, направленной на имя начальника штаба генерала Маршалла, докладывалось, что при соответствующих метеорологических условиях следующую бомбардировку можно произвести 17-18 августа.

Литература

  • Гаракири // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Харакири // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Jack Seward, Hara-Kiri: Japanese Ritual Suicide (Charles E. Tuttle, 1968)
  • Christopher Ross, Mishima’s Sword: Travels in Search of a Samurai Legend (Fourth Estate, 2006; Da Capo Press 2006)

Даниэль Браун, Итске Крамер. Как управлять корпоративным племенем: Прикладная антропология для топ-менеджера = Danielle Braun, (Jitske Kramer). Building Tribes — Travel Guide for Organizations. — М.: Альпина Паблишер, 2020. — 406 p. — ISBN 978-5-9614-2640-3..

Не ударить, не ударить…

Последовательность званий и соответствующие им звезды

В рядовом составе армии звезды на сегодняшний день не применяются. Самое младшее звание солдата, который только заступает на военную службу – рядовой, он ходит с погонами, не имеющими четких знаков отличия. Если же это солдат, который относится к силовым службам, то к званию приписывается дополнительное слово. Например, если это прокурор, то приписывается рядовой юстиции.

Далее идут, так называемые лычки, имеющие собственное значение армейской последовательности.

  • Если это младший сержант, то на его погонах находятся две поперечные полосы.
  • Если это просто сержант, то он имеет три полосы.
  • Спустя несколько лет сержант получает звание старшего, и тогда на его наплечных знаках отличия появляется одна полоска, которая вдвое шире.

Звезды на погонах, звания идут по четкой закономерности, так как в каждом составе они отличаются между собой только количеством и размером. Две звезды носят прапорщики, а старшие прапорщики – по три на каждом погоне.

После того, как военный миновал старшего прапорщика, он переходит в разряд офицеров.

  • Младший лейтенант располагает одной звездой на погонах. На наплечных знаках отличия имеется маленькая звездочка, которая значит начальный шаг среди младших офицеров. На их погонах имеется один просвет, который представляет собой красную полосу, на которой располагаются все звезды.
  • Нередко люди, которые еще не очень хорошо ориентируются в такой иерархии, задаются вопросом, две звезды на погонах – какое звание? В младшем составе это лейтенант, у него звезды располагаются на равном расстоянии друг от друга по обе стороны от центральной полоски.
  • Три звезды на погонах – это старший лейтенант, где третья звезда находится чуть выше двух первых. Поэтому, чтобы определить название ранга, к которому в данный момент принадлежит военнослужащий, необходимо расшифровать значение звезд на его погонах. Сделать это можно очень легко, поскольку достаточно знать количество, которое имеет то или иное звание, а также принцип их расположения на наплечных знаках отличия. Поэтому при вопросе, три звезды на погонах – какое звание, военнослужащий точно знает, что это старший по званию военный.
  • 4 звезды на погонах имеет капитан. При этом он совмещает в себе положение звезд всех предыдущих званий, а четвертая находится чуть выше трех предыдущих.

Старший офицерский состав имеет следующую иерархию званий:

  • О том, сколько звезд имеет первая ступень, каждый военнослужащий знает назубок. Начинается иерархия с майора, который располагает одной звездой на погонах и двумя просветами, которые представляются как две параллельные красные полосы. Звезда, что размерами чуть больше звезд в младшем составе, располагается точно между двумя просветами.
  • Второй ступенью является подполковник, у которого звезды располагаются на двух параллельно идущих просветах, причем на одинаковом расстоянии между собой и от края погон.
  • 3 звезды на погонах имеют полковники, у которых первые две звезды на погонах расположены так же, как и у подполковника, а третья находится чуть выше.

После того, как военнослужащий прошел все этапы в старшем офицерском составе, он переходит в, так называемую, элиту, то есть в высший офицерский состав. На погонах данного состава отсутствуют красные параллельно идущие полосы, однако имеется окантовка определенного цвета. Если это сухопутные войска, то окантовка имеет красный цвет.

Здесь имеет место следующая иерархия:

  • Первая ступень элиты военнослужащих – это генерал-майор, которому в корабельных войсках соответствует звание контр-адмирала. У военнослужащего, который носит это звание, имеется одна звезда, по размерам больше используемой в старшем составе.
  • Далее идет генерал-лейтенант с двумя звездами, которые располагаются в ряд, в чем и состоит отличие от особенностей расположения в старшем офицерском составе. Звезды выстраиваются в ряд, однако на строго определенном расстоянии по отношению друг к другу.
  • Если 3 звезды на погонах, то это звание генерал-подполковника. Военнослужащий, который находится в этом звании, имеет на одну звезду больше, чем предыдущий генерал, которая располагается чуть выше двух уже имеющихся на погонах.
  • Четырьмя звездами обладает генерал армии. Это звание продолжительное время считалось высшим в военной иерархии. Однако спустя несколько десятилетий было введено звание маршала. У генерала армии звезды располагаются в ряд и занимают большую часть погона.

Маршал, в настоящее время считающийся высшим званием у военнослужащих, имеет одну большую звезду, диаметр которой равен 4 см, и повыше находится герб Российской Федерации. Окантовка у звезды и герба золотистая.

Литература

  • Алексушин Г. В. Партикулярная Россия. Самара: Изд-во Самарского юридического института, 2001.
  • Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. — Т. II. — СПб., 1862. С. 564—568.
  • Придворные чины и придворное ведомство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Шепелёв Л. Е. Чиновный мир России: XVIII — начало XX вв. — СПб.: Искусство—СПб., 1999. — 479 с. — ISBN 5-210-01518-1.
  • Троицкий С. М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке. Формирование бюрократии. М.,1974.

Ссылки

Разведка и контрразведка

Поливать грязью советскую контрразведку стало привычным делом. Методы работы НКВД во время проведения спецопераций нельзя было назвать гуманными. Однако уровень разведчиков НКВД был очень высок. Сотрудники ведомства «охотились» за дезертирами и морально слабыми людьми в армии, вели работу по устранению негативных настроений.

Статистика НКВД насчитывает 650 тыс. красноармейцев и командиров, задержанных разведкой по состоянию на октябрь 1941 года. Спустя годы ситуация изменилась. Всех, кто подвергся аресту, автоматически причисляли к мученикам, расстрелянным без суда и следствия.

Было арестовано минимум 25 тыс. человек, расстреляно – 10 тыс. Остальные оказались на передовой. Среди расстрелянных лиц 1,5 тыс. были признаны шпионами, еще 300 человек оказались диверсантами. Реально таковыми были не больше половины граждан. Однако начальство требовало результатов. На тщательное расследование не хватало времени. Расстрелы в НКВД были привычной практикой.

Работа чекистов также заключалась в подготовке диверсантов, забрасывании разведгрупп на занятые силами противника территории. Агенты НКВД распространяли заведомо ложную информацию о планах советского командования. Однажды чекисты даже проникли в архив немецкой разведки в Риге и захватили секретные бумаги.

После окончания войны ведомство занималось расследованием военных преступлений. На родину вернулось 4,2 млн. советских граждан. Из них свыше 75 тыс. человек попали в распоряжение народного комиссариата. Среди военнопленных показатель был выше – 15%.

В ГУЛАГЕ оказались и военнопленные, уличенные в серьезных преступлениях против народа. Сюда относятся власовцы, гестаповцы и красноармейцы, которые добровольно перешли на сторону немцев. Также в тюрьмы попали участники расстрелов мирных жителей, бургомистры.

Тюрьма была и в здании НКВД. Оно выделяется среди других символов советской эпохи. Лубянка многие годы была штаб-квартирой сильнейшей спецслужбы мира.

Ссылки

Сообщить об опечатке

История возникновения

Цукиока Ёситоси (1890). Генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только что написал свой предсмертный стих, который также можно видеть в верхнем правом углу картины.

В древности сэппуку не было распространено в Японии; чаще встречались другие способы самоубийства — самосожжение и повешение. Первое сэппуку было совершено даймё из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра в 1156 году при Хэгэн. Минамото но-Тамэтомо, побеждённый в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Сэппуку быстро прививается среди военного сословия и становится почётным для самурая способом свести счёты с жизнью.

Сэппуку состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка. Впоследствии, когда сэппуку распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, один из важных моментов которого состоял в том, что помощник (кайсяку) самоубийцы, обычно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, так что сэппуку по смыслу сводилось к ритуальному обезглавливанию. Обезглавливание производилось тогда, когда тело самоубийцы начинало клониться вперёд. Самурай стоически терпел мучения, показывая силу своего духа (хара), и как только тело качнётся — взмах меча обрывал его жизнь.

Между обезглавливанием по сэппуку и обыкновенным обезглавливанием установилась юридическая разница, и для привилегированных лиц, начиная с самураев, смертная казнь заменялась в виде снисхождения смертью через сэппуку, то есть смертной же казнью, но только в виде ритуального обезглавливания. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной казни. Такова была идеология, но в какой мере она осуществлялась на практике, сказать трудно. Фактом остаётся только то, что сэппуку в виде казни применялось только к привилегированному сословию самураев и так далее, но никоим образом не к классам населения, считавшимся ниже самураев.

Это официальное применение сэппуку относится к более позднему времени, а именно к токугавскому периоду сёгуната, но независимо от него этот способ самоубийства в частном его применении получил очень широкое распространение во всей массе населения, почти став манией, и поводами для сэппуку стали служить самые ничтожные причины. После реставрации Мэйдзи с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сэппуку в конце концов было отменено, а вместе с тем и частное его применение стало выводиться, но не исчезло. Показательно, что дипломат Тосиакира Кавадзи (известен тем, что им был подписан с японской стороны Симодский трактат) после реставрации Мэйдзи покончил с собой из верности сёгуну, но в знак своей приверженности прогрессу не стал делать «старорежимное» сэппуку, а застрелился из револьвера[источник не указан 1045 дней].

Случаи сэппуку нередко встречались и в XX веке (например, самоубийство одного из наиболее значительных японских писателей второй половины XX века Юкио Мисимы в 1970 году), и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации, создавая по отношению к некоторым применившим сэппуку лицам более видного положения ореол славы и величия.

История и описание кусунгобу

Кусунгобу берет свое начало от малого танто, у которого нет гарды (с японского «цубы») и который обладал меньшими размерами. Длина составляет около 297 см (9,5 сун). Острие сделали более тонким, так как оно играло самую главную роль – быстрый, сильный и резкий удар для взрезания живота. Заточка клинка односторонняя, а самое лезвие имеет небольшой изгиб.

Рукоять ножа и футляр выполнялись из дерева светлых тонов, так как белый цвет является символом смерти в Японии. Но известные и признанные мастера могли отходить от этого канона, выполняя «токонома» (футляр для ножа) из темных пород деревьев. Сама рукоять прямая и имеет прямое крепление к хвостовику с помощью всадного метода и дополнительной заклепки.

Япония являлась канонической страной, в которой для каждой сферы жизни создавались свои законы и обычаи, регламентирующие правила поведения человека. Так, танто, прародитель кусунгобу, боевой нож самураев, использовался для ритуального самоубийства на поле боя.

Большой популярностью пользуется японское слово харакири, которое также символизировало японскую традицию ухода из жизни через ритуальное самоубийство. В чем же главное отличия сэуппуку и харакири?

История сеппуку

В Древней Японии ритуал сеппуку распространен не был. Он стал популярен в средние века. В 1156 году дайме из Минамото совершил первое харакири в истории. Он сделал это, чтобы избежать плена, так как попадание в плен считалось позором. С тех пор многие военные стали использовать данный обряд в критических ситуациях.

Затем, с течением времени, сеппуку стало массово использоваться по любым поводам. Но с приходом реформ в период Мэйдзи такие самоубийства официально стали порицаться, а в 1968 году обряд был запрещен на законодательном уровне

Но в культуре японцев сеппуку по-прежнему занимает важное место

Ритуальные самоубийства в современной Японии

Культура Японии подразумевает – всегда важно сохранить свое лицо, доброе имя, честь, достоинство. Потому японцы воспринимают сепуку, ритуальное харакири как спасение от бед, способ сохранить свое доброе имя

Но религиозные догмы не осуждают самоубийство как способ лишения жизни. Данный такой способ уйти из земной жизни считают самым обдуманным, взвешенным, с достоинством смыть позор и отбелить свое имя. Иные мировые религии, православие, буддизм, такой способ уйти из жизни наоборот осуждается – это бегство от проблем. Но только не в культуре Японии

Для сепуку так важно не просто воткнуть в себя нож, меч, но проявить силу воли и достоинство. Это способ признать собственные ошибки

Ранее ритуальный способ самоубийства был привилегией знати, но постепенно популярность харакири и сепуку росла, их практиковали все, как военная знать, так и простые люди. Практикуют ли ритуальное самоубийство сегодня? Да, даже в день современных технологий, новаций встречаются случаи харакири, сепуку. Не так редко, как в средневековье, сегодня ритуал боле обоснован сегодняшними реалиями скоротечной жизни, традициями, дошедшими до современности в неизменном своем виде.

Говоря проще, харакири и сепуку разнятся только звучанием самих китайских иероглифов. Ну и способом организации и проведения, во всем остальном – человека ждала смерть, долгая и неотвратимая. Насколько такое положение и традиция покончить жизнь самоубийством оправдана – стоит японцам, культура которых уникальна. Жизнь каждого устроена по-своему, для одних — это самоубийство, других – способ показать, отстоять свое доброе имя, честь. Точки над «И» расставит время, история.

Примечания

Травматическое оружие в Казахстане

Разрешения на приобретение травматического оружия предоставляются с 1 января 2008 года. По состоянию на февраль 2013 года, когда представители МВД Казахстана выступили за ограничение продаж травматического оружия, в Казахстане насчитывалось 36 тысяч граждан, в распоряжении которых было более 40 тысяч единиц травматического оружия. В марте 2013 года пресс-служба МВД РК сообщила, что за прошедшие 5 лет применения травматического оружия в Казахстане были зафиксированы 794 случая использования травматического оружия при совершении преступлений. 2 апреля 2014 года парламент Казахстана установил запрет на владение и использование травматического оружия гражданскими лицами, но оно по-прежнему разрешено в качестве служебного оружия частных охранных структур.

В связи с запретом травматического оружия (огнестрельного бесствольного и газового с возможностью стрельбы патронами травматического действия) в гражданском обороте, с 1 января 2015 года органами внутренних дел страны проводится работа по выкупу травматического оружия у физических лиц, имеющих разрешения органов внутренних дел на его хранение и ношение.

Прием добровольно травматического оружия будет осуществляться органами внутренних дел до 1 января 2016 года.
Сдавшим оружие гражданам предусматривается вознаграждение. За оружие, отнесенное к первой категории, оплата производится из расчета 90% от стоимости; за оружие 2 категории — 70% от стоимости; за оружие, 3 категории — 50%.
Акция по выкупу травматического оружия продлится до 1 января 2016 года.

С 1 января 2016 года в соответствии с частью 2 статьи 287 УК РК наступает уголовная ответственность граждан за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение травматического оружия (штраф в размере до двух тысяч МРП (4 242 000 тенге в 2016 году) либо исправительные работы в том же размере, либо ограничение свободы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок).

Применение[править | править код]

Художественные фильмы

Совершение ритуального самоубийства

Среди самураев было принято носить два меча: длинным мечом, «катаной», сражались, а коротким, «вакидзаси», обезглавливали жертв. Именно коротким клинком и совершается харакири, хотя на рисунках можно встретить самураев, вспарывающих себе живот длинным мечом. Такие изображения датируются ранним периодом, когда правила совершения сэппуку не были детально прописаны. Существует вариант использования клинка без рукоятки. В этом случае лезвие для удобства оборачивалось несколькими слоями бумаги.

Традиционно место совершения харакири застилалось белой тканью. Белое кимоно одевал и сам будущий самоубийца. Данный цвет выражает траур и скорбь у японцев. Если сэппуку совершалось на природе, то небольшой участок земли засыпался песком и разравнивался. По краю устанавливались колышки-ограждения.

В обрядовом действии принимали участие двое: самурай, решившийся на харакири, и кайсаку, обезглавливающий жертву. Последнего выбирали из числа близких друзей. Только человек испытывающий искренние чувства к самоубийце способен одним взмахом длинного меча отсечь голову и избавить умирающего от мучений. Особым искусством было перерезать шею так, чтобы спереди оставалась тонкая полоска кожи. В этом случае голова совершившего сэппуку склонялась на грудь, а вытекающая кровь не обагряла зрителей.

Патроны для Сайги

Распространённость[править]

Для японцев ежедневное харакири является таким же естественным занятием, как умывание, чистка зубов, посещение туалета, перекур и т. п.

  • В рамках национальной кампании против курения японские корпорации переоборудуют курительные комнаты в комнаты для осуществления харакири. Для японских служащих считается нормальным совершить за день несколько быстрых харакири в перерывах между делами.
  • Для укрепления корпоративного духа и создания единства руководства и подчинённых начальники каждое утро совершают короткое пятиминутное харакири вместе с подчинёнными, попутно обсуждая текущие задачи и проблемы.
  • Обдумывая свои проблемы или планы, японские служащие нередко задумчиво и неспешно проделывают небольшие харакири прямо на рабочем месте.
  • Нередко в японской прессе проскакивают сообщения об очередном случае совместного харакири, произведённого крупным начальником из числа сотрудников какой-либо корпорации и его секретаршей.
  • Во всех государственных учреждениях Японии для служащих, помимо возможности произвести несколько коротких харакири за день в специально отведённой комнате, существует обязательный часовой перерыв на харакири.
  • Олимпийский комитет Японии внес в МОК предложение о внесении фигурного харакири в программу олимпийских игр. С этой целью делегация МОК была приглашена в Японию на показательные выступления сильнейших харакиристов. Вердикт МОК был короток и суров: «Нет уж, нахер такое». Тогда японцы предприняли попытку увлечь этим видом спорта жителей Северной Кореи, но Ким Чен Ын сказал примерно то же самое, что и представители МОК, да еще и пригрозил атомной бомбой. В результате этот красивый и мужественный вид спорта так и не вышел за границы Японии.
  • После работы японцы нередко посещают близлежащие бары, где имеются все возможности для комфортного и неспешного харакири в компании коллег под распитие сакэ, уже подогретого первыми посетителями этих заведений.
  • В школах уже в младших классах проводятся специальные уроки, на которых учеников обучают правильному (т. н. каллиграфическому) искусству харакири.
  • Общественный транспорт и автомобили в Японии оборудованы встроенными средствами для харакири, чтобы уставшие за день работники имели возможность снять стресс уже в дороге.
  • Публичные места также оборудованы небольшими кабинками, где каждый желающий может уединиться и спокойно совершить харакири.
  • Аналогичные кабинки распространены и на улицах крупных городов, например, Токио-3, где они зачастую совмещены с туалетными и телефонными кабинками с доступом в Инфернет и возможностью приёма и отправки факсов.
  • Хорошим тоном считается дарить знакомым наборы для харакири на ежегодный праздник цветущей сакуры и Новый Год.
  • Подарить низкокачественный, дешёвый набор, которым можно сделать только некрасивое, неаккуратное и болезненное харакири, в Японии считается большим оскорблением и лишним поводом к харакири.

Различия ритуалов харакири и сэппуку

Для понимания отличий разберем буквальный перевод каждого слово. «Харакири» переводится как «резать живот» и состоит из двух иероглифов. Иероглиф «хара» в переводе «душа, смысл» и означает намерение. Сэппуку пишется такими же иероглифами, но в другой последовательности. По своей сути слова являются синонимами и обозначают одно и то же.

Некоторыми непосвященными людьми считается, что «харакири» является бытовым разговорными и уничижительным выражением. Поэтому возникло такое мнение, что «сэппуку» – это ритуал, проведенный по всем правилам, а харакири – это просто самоубийство путем вспарывания живота мечом.

Однако, суть в том, что «суппуку» используется в официальных источниках и речи, а «харакири» в разговорной речи. Сами японцы никакого иного смысла в оба слова не вкладывают и оба понятия обозначают одно и то же.

Еще одно отличие в том, кто проводил эти ритуалы. Харакири прижилось в разговорной речи именно потому, что его проводили простолюдины, тогда как сэппуку – это ритуал для высшего сословия.

Поэтому представлялся ритуал сеппуку с большим официозом и торжественностью. А харакири проводилось без особой помпезности, а сэппуку часто окрашивалось в поэтические тона и преподносилось, как героический акт.

Ритуальное самоубийство сэппуку проводилось в соответствии с четкими правилами. Использовалось личное оружие самурая, которые он получил при вхождении в члены военного сословия самураев.


Японский нож для харакири.

Основные моменты проведения ритуала:

в торжественной обстановке, специальных одеяниях воин находится в определенной позе;
ему подают любимое блюдо, ритуальное оружие при этом уже готово;
одеяния снимает так, чтобы оголить живот;
очень важно, чтобы самурай при проведении ритуала оставался спокойным и достойно выполнял весь ритуал, чтобы сделать его как можно более красивым. Если он терял самообладание, это считалось большим позором

Чтобы сделать смерть как можно более красивой и достойной, с развитием ритуала ввели роль кайсякунина – помощника самурая, который отрубал самураю голову, и этим помогал избежать позора;
живот разрезался крестом в два движения: слева направо от одного бока к другому, а затем от груди до пупка. Также, практиковалось разрезание крест-накрест;
затем, ударом меча, кайсякунин отрубал голову подсудимому. Чтобы избежать неэстетичной картины, когда голова катится по полу, помощник должен был проявить высшее мастерство, оставив голову висеть на полоске кожи;
кайсяку, полоской белой кожи, протирал меч и убирал его в ножны. Голову показывали собравшимся, а тело накрывали куском белой ткани.

Этическая аспект ритуалов

Уход из жизни считался крайне важным процессом, так как японцы верили в многократное переселение души

Поэтому важно было достойно уйти из жизни. При этом, ритуал являлся возможностью спасти свою душу, если самурай провинился в чем-то, нарушив кодекс бусидо, распоряжение господина или императора, допустил недостойное поведение

Основными причинами проведения ритуала становились:

  • следование за господином – если умирал сюзерен, самурай следовал за ним;
  • осознание ответственности за наступившие последствия после его действий/бездействий;
  • добровольный уход из жизни в силу противоречия чего-то собственным убеждениям;
  • невозможность передать своему врагу всю свою ярость;
  • из-за финансовых проблем или социальной несостоятельности;
  • совместный уход из жизни парой из-за невозможности быть вместе;
  • в тяжелой обстановке во времена военных действий, голода и т.д.

Современное отношение

Постепенно закрытая от других стран Япония начала меняться. Поменялись и взгляды на смерть. В обществе остались очень сильные традиции самураев. Люди их сильно почитали. При этом харакири и сэппуку стали проводиться только представителями высшей знати.


Современный японский нож.

Кодекс чести бусидо теперь был принят только среди высших офицеров японской армии. Еще в период Второй мировой войны, ритуалы сэппуку были нередки. Японцы не сдавались в плен и делали себе сэппуку, чтобы избежать позора.

На государственном уровне этот ритуал был запрещен в 1968 году, но и по сей день, истинные потомки самураев следуют кодексу бусидо и оканчивают жизнь с помощью сэппуку.

Ритуальные самоубийства в современной Японии

Культура Японии подразумевает – всегда важно сохранить свое лицо, доброе имя, честь, достоинство. Потому японцы воспринимают сепуку, ритуальное харакири как спасение от бед, способ сохранить свое доброе имя

Но религиозные догмы не осуждают самоубийство как способ лишения жизни. Данный такой способ уйти из земной жизни считают самым обдуманным, взвешенным, с достоинством смыть позор и отбелить свое имя. Иные мировые религии, православие, буддизм, такой способ уйти из жизни наоборот осуждается – это бегство от проблем. Но только не в культуре Японии

Для сепуку так важно не просто воткнуть в себя нож, меч, но проявить силу воли и достоинство. Это способ признать собственные ошибки

Ранее ритуальный способ самоубийства был привилегией знати, но постепенно популярность харакири и сепуку росла, их практиковали все, как военная знать, так и простые люди. Практикуют ли ритуальное самоубийство сегодня? Да, даже в день современных технологий, новаций встречаются случаи харакири, сепуку. Не так редко, как в средневековье, сегодня ритуал боле обоснован сегодняшними реалиями скоротечной жизни, традициями, дошедшими до современности в неизменном своем виде.

Говоря проще, харакири и сепуку разнятся только звучанием самих китайских иероглифов. Ну и способом организации и проведения, во всем остальном – человека ждала смерть, долгая и неотвратимая. Насколько такое положение и традиция покончить жизнь самоубийством оправдана – стоит японцам, культура которых уникальна. Жизнь каждого устроена по-своему, для одних — это самоубийство, других – способ показать, отстоять свое доброе имя, честь. Точки над «И» расставит время, история.

Как проводят

Основной задачей харакири является разрезание живота. Для этого готовили односторонний короткий ритуальный меч – кусунгобу. Его длина составляла примерно 30 см. Это было вспомогательное в бою оружие для добивание врага или отрезания голов.

Человек садился на пятки, касаясь коленями пола, и оголял верхнюю часть туловища. Одежду подкладывали под колени, чтобы самурай не упал вперед. Упасть на спину было позором.

Вспороть живот можно было сделать несколькими способами:

  1. Как отличить ретуал сеппуку и харакириодной раной горизонтально с левого бока к правому;
  2. двумя ранами: горизонтальной слева направо, затем вертикально от диафрагмы до пупка;
  3. накрест буквой «Х»;
  4. вонзив клинок в живот, навалиться на него телом. Этот метод применяли в более поздние времена, так как вариант был менее болезненным, чем остальные.

Первые века харакири проводились только самураем, который должен был терпеливо ждать смерти, не крича, не падая и ничем не выражая боли. Если самурай терял контроль над собой, это считалось позором для него и семьи. После ритуал усложнили и одновременно сделали более «простым»: как только самурай начинал терять сознание или падать, его помощник (кайсякунин) одним взмахом отрубал ему голову.

Отрубать голову тоже было непросто: требовалось, чтобы голова оставалась висеть на тонком лоскуте кожи. Полностью отлетевшая голова, покатившаяся по полу, считалась неэстетичным зрелищем. После окончательного падения тела помощник вытирал клинок белой бумагой, саму голову поднимали и показывали присутствующим (если такие были), только затем тело накрывали белой тканью и начинали готовиться к погребению.

Некоторые особенности

Далеко не все могли спокойно пережить такую болезненную процедуру молча и с честью, а потому правила были дополнены:

  1. Что такое харакириесли самурай выглядел «ненадежным», трусливым или вовсе не желал умирать, его ритуальный кинжал заменяли веером. Самурай символически касался веером живота, «вспарывая» его, а помощник в это время обезглавливал его;
  2. женщина могла перерезать горло или вонзить нож в сердце. Для этого использовался кайкен – короткий кинжал, которые женщины самурайского сословия всегда носили для самообороны. Женщины могли совершить самоубийство с мужем или семьей, если это было дело чести, но правила все же гласили, что она должна умереть в одиночестве, без зрителей. При этом женщина должна была наклонить голову на бок в момент смерти – это был символ увядшего цветка;
  3. в редких случаях сеппуку могли проводить бамбуковым мечом. Разрезать кожу и органы им было намного сложнее, и от самурая требовалась огромная выдержка и самообладание. На такое обычно шли только самые преданные и мужественные люди либо те, кого решили помучить перед смертью;
  4. при желании самурай мог умереть стоя – «татабара» или «в естественном положении».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector