В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером

Типы фосфорных боеприпасов

Испытательный взрыв фосфорной авиабомбы над кораблём USS Alabama в 1921 году Существуют различные виды фосфорных боеприпасов, в том числе:

  • авиабомбы;
  • авиабаки
  • артиллерийские снаряды;
  • ракеты и реактивные снаряды;
  • миномётные мины;
  • ручные гранаты.

Кроме того, известны случаи применения минно-взрывных устройств, снаряженных твёрдыми зажигательными веществами (в том числе, фосфором) или их смесью с горючим, однако такие конструкции являлись самодельными и на вооружение в качестве штатных образцов не принимались.

Помимо самодельных фугасов, которые изготавливали непосредственно в войсках, в США был создан предназначенный для серийного производства зажигательный фугас XM-54

, снаряженный пластифицированным белым фосфором.

В ФРГ были разработаны зажигательно-дымовые патроны DM-24 и DM-34, снаряженные красным фосфором с добавлением порошкообразного магния.

Во второй половине XX века основным типом фосфорных боеприпасов становятся боеприпасы, снаряженные пластифицированным белым фосфором (с добавлением синтетического каучука), которые со временем вытесняют боеприпасы, снаряженные белым фосфором.

Кроме того, белый фосфор может использоваться в качестве воспламенителя или усилителя зажигательного действия в боеприпасах с комбинированным зарядом из фосфора и других зажигательных веществ или горючего (в качестве примера можно привести напалмовые зажигательные авиабомбы США, применявшиеся в ходе войны во Вьетнаме, отдельные типы авиабомб содержали до 30 % белого фосфора).

Белый фосфор метастабилен, однако вследствие малой скорости превращения может сохраняться практически неограниченное время при нормальных условиях.

Белый фосфор самовоспламеняется при температурах 34 — 40 , поэтому фосфорные боеприпасы требовательны к условиям хранения.

Варианты

Корабли в классе

Корабли строились не на одной верфи; секции были построены в разных местах в одно и то же время, а затем соединились вместе. В таблице указан двор, где проходила церемония закладки киля. В связи с выводом из эксплуатации класса « Гепард» в 2019–23 годах планируется построить еще пять.

Вымпел номер Имя Верфь Положил Запущен Введен в эксплуатацию Статус
Партия 1
F260 Брауншвейг Blohm + Voss 3 декабря 2004 г. 19 апреля 2006 г. 16 апреля 2008 г. В действующей службе
F261 Магдебург Lürssen-Werft 19 мая 2005 г. 6 сентября 2006 г. 22 сентября 2008 г. В действующей службе
F262 Эрфурт Nordseewerke 22 сентября 2005 г. 29 марта 2007 г. 28 февраля 2013 г. В действующей службе
F263 Ольденбург Blohm + Voss 19 января 2006 г. 28 июня 2007 г. 21 января 2013 г. В действующей службе
F264 Людвигсхафен-на-Рейне Lürssen-Werft 14 апреля 2006 г. 26 сентября 2007 г. 21 марта 2013 г. В действующей службе
Партия 2
F265 Кёльн Lürssen-Werft 25 апреля 2019 г. 30 октября 2020 г. 2023 (Планируется) Отделка
F266 Эмден 30 января 2020 г. В разработке
F267 Карлсруэ 6 октября 2020 г. В разработке
F268 Аугсбург Заказал
F269 Любек Декабрь 2020 г. 2025 (Планируется) В разработке

Где применяется

Тесак – это универсальное оружие, им можно резать, рубить, колоть. Поэтому он подходит для туристических и военных походов, охоты, рыбалки, сельского хозяйства. Зачастую его используют вместо топора, им можно нарубить ветки, расчистить заросли на тропе (например, в джунглях). Идеален для разделывания туши животного. Благодаря широкому лезвию может использоваться вместо лопаты.

Тесак широко распространен в кулинарии, входит в десятку обязательных ножей для кухни. Им удобно рубить мясо, кости, коренья. Универсален в использовании, многофункционален. Ни один другой кухонный нож не предназначен для рубки костей.

Для приобретения боевого, (охотничьего, саперного) тесака нужна лицензия. На лезвии выбивается индикационный номер, который записывают в сертификат. Чтобы получить разрешение на это оружие, следует пройти медицинскую комиссию, включая таких специалистов, как нарколог, психиатр.

Для приобретения кухонного тесака лицензия не нужна. Такой нож не подлежит регистрации, но сертифицируется. В документе стоит отметка об использовании в домашних целях.

Подкалиберные пули

За кулисами

Основная статья:

Повстанческие корветы CR90 сопровождают фрегат «Небулон-Б»

Дизайн корвета CR90 изначально предполагался для Тысячелетнего сокола. Когда этот проект был отклонён по причине слишком заметной схожести с «Транспортом Орёл» из «Space:_1999», данный дизайн адаптировали к CR90. Самым значительным изменением было добавить к корвету молотообразный мостик. Кроме того, спасательные капсулы переселились под нижний корпус вместе с лазерными пушками

Это было важно, потому что Тантив IV запускал спасательную капсулу, находясь в ангаре разрушителя Опустошитель.

Корветы данного типа имеют широко известное в кругу геймеров «слепое пятно», не позволяющее стрелять в цель, находящуюся прямо позади корвета. Казалось, это противоречит с первой сценой четвёртого эпизода — ведь Тантив IV стрелял по Опустошителю, когда разрушитель находился позади корвета. Но это объясняется тем, что Опустошитель находился выше, и был слишком велик, чтобы «слепое пятно» захватило его целиком.

Создание макета корвета

Ранние RPG от West End Games вооружали корвет шестью двойными турболазерами, несмотря на то, что в четвёртом и шестом эпизодах были видны только два орудия. Этот момент был отретконен с описанием тяжёлого вооружения. В Star Wars: Empire at War корвет CR90 имеет только 8 лазерных пушек, хотя это могло являться всего лишь игровой механикой, так же как и звёздный разрушитель типа «Имперский» имеет всего четыре турболазерные батареи вместо 60.

Ранние схемы корвета изображали его как слишком маленького в продольном направлении, чем в фильме. Причина неясна, но тенденция к изображению корабля как слишком короткого продолжалась в каждом появлении корабля, от ролевых настольных игр до компьютерных моделей к симулятору X-wing. Ошибка появилась даже в третьем эпизоде, наделившая Тантив IV слишком маленькой длиной. Это было отретконено в Книге чертежей Альянса повстанцев, определив короткие корабли как CR70, а длинный Тантив IV из четвёртого эпизода был признан как CR90.

В игре Star Wars: Galactic Battlegrounds: Clone Campaigns, введя чит-код, можно было управлять корветом CR90 (под названием «Блокадный прорыватель повстанцев». Название чит-кода было ссылкой на Тантив IV.

Иллюстрированная энциклопедия военного дела упоминает, что корветы серии CR использовались в Имперском флоте поддержки, но не уточняет, какая именно модель корвета использовалась. Говорится, что CR70 и CR90 были двумя наиболее распространёнными моделями.

Модификации и преемники

Разбитое сердце

Дизайн CR90, являвшегося потомком целой серии CR-корветов, стал основой для ряда модификаций:

Разбитое сердце

Основная статья: Разбитое сердце

Хорошо известным примером является изменённый CR90, Разбитое сердце, модификация, имеющая большую скорость, чем стандартная версия, при помощи дополнительных субсветовых двигателей. Используя ускорение, Разбитое сердце могло развить скорость, в четыре раза превышающую скорость стандартного CR90.

Корвет CR92a типа «Убийца»

Корвет CR92a типа «Убийца»

Незадолго до битвы при Хоте эти корветы нашли широкое распространение. Известные как модификации CR90, «Убийцы» были разработаны специально для боя. Стандартные модели этого корвета имели шесть двойных турболазеров и одну ракетную установку. Как известно, Имперский флот использовал эти корветы в больших количествах.

Далёкая звезда

Важный регион

На Тихоокеанском флоте сложилась непростая ситуация с обновлением корабельного состава, отметил военный эксперт Василий Кашин.

— Особенно это касается надводных кораблей. При этом ТОФ вовлечен в многочисленные мероприятия по обеспечению внешней политики России — совместные учения, визиты, патрулирование у побережья Сомали, Сирии и многие другие, — рассказал специалист. — И не всегда для этого в наличии оказывается достаточное количество кораблей. Один раз даже не состоялись в назначенное время совместные учения с китайцами, потому что не было кораблей, которые можно было отправить. Так что флот там работает с полным напряжением сил. Для обеспечения всей этой активности, помимо выполнения собственно боевых задач, нужны новые корабли во Владивостоке.

Василий Кашин считает, что Азиатско-Тихоокеанский регион становится всё более важным и обстановка там довольно напряженная.

— Мы всё больше начинаем взаимодействовать с КНР. Возросло количество совместных учений, было совместное патрулирование бомбардировщиков. Сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион становится главной ареной современной мировой политики, — заявил эксперт. — Не все это пока осознают, а Атлантика всё больше превращается в периферию. Поэтому флот там нужен. ТОФ активно задействован в обеспечении российской внешней политики, и обновление надводных сил на Тихом океане давно назрело.

История

На службе у Республики

В последние десятилетия существования Галактической Республики был введён данный тип корвета, и более старые его версии, такие как CR70, были переоборудованы под этот тип. CR90 служил в Судебных силах, позже в Республиканском флоте, когда начались Войны клонов. Незадолго до начала военных действий класс корабля был определён как средний корвет.

На службе у Империи

Корвет в космосе

Карлик среди огромных звёздных разрушителей типа «Имперский», корветы CR90 исполняли роль дипломатических и конвойных кораблей в Империи. В бою корветы исполняли роль транспорта для истребителей или важных данных, переданных с другого корабля. Как правило, после передачи данных корветы покидали поле боя. До распада Имперского Сената корветы использовались сенаторами и дипломатическими курьерами.

CR90 прорывает имперскую блокаду.

19 век

С появлением паровых машин в середине XIX века классические типовые обозначения утратили свое значение, так что типовые обозначения «фрегат» и «корвет» стали использоваться без разбора для кораблей с разными двигателями и размерами. Остались такелаж в виде полного корабля и три мачты. В прусском флоте и позднее в германском императорском флоте термин «корвет» стал официальным названием типа военного корабля, который различался между меньшими « гладкопалубными корветами » с открытой аккумуляторной палубой и более крупными « крытыми корветами » с закрытый аккумуляторный отсек. В это время также существовал так называемый «Emergency Corvette» (также « Panzerkorvette »), меньший бронированный военный корабль с мелкой осадкой, который был разработан для прорыва блокады (например, порта).

В 1884 году Императорский флот изменил эти типовые обозначения. «Гладкопалубные корветы» были реклассифицированы как «крейсерские корветы», а «крытые корветы» — как «крейсерские фрегаты». В 1893 году эти классификации снова изменились, и оставшиеся «крейсерские корветы» и «крейсерские фрегаты» были переименованы в «Крейцер III». Classe »(для более старых, меньших кораблей) или« Kreuzer II. Classe »(для более молодых и больших кораблей).

Основная статья : Крейсер (тип корабля)

При этом термины «корвет» и «фрегат» изначально исчезли из типовых обозначений ВМС Германии.

Примеры паровых корветов

Колесный корвет Великого князя Ольденбургского Императорского флота около 1850 г.

  • Великий герцог Ольденбургский (1849)
  • Алабама (1862 г.)
  • СМС Августа (1864)
  • HMS Modeste (1873)

Отличительные особенности проекта 20386

После долгих и мучительных поисков оптимального варианта конструкторы приняли единственно правильное решение: строить новые корветы по принципиально новой схеме. Судно должно иметь небольшое водоизмещение и сбалансированный комплекс вооружений. На кораблях используется интегрированный в общую систему надстроек и корпуса комплекс малозаметной архитектуры. Корпус корабля и надстройки созданы на основе композиционных материалов. Роботизированные комплексы и новое радиолокационное оборудование существенно сокращают экипаж.

Компоновка корабля основана на принципе модульности, позволяющем компоновать на борту любой другой вид вооружения. Отличительной чертой корвета является наличие в трюме корабля вместительных ангаров с лацпортами в бортах надводной части. По сравнению с базовым проектом, на практике корабли должны иметь контрактное водоизмещение не более 2500 тонн. Для сравнения, первоначально было заявлено, что новые корветы будут иметь водоизмещение 3-3,5 тыс. тонн.

Макет корвета «Дерзкий»

Двигательная установка на судне является комбинированной, в ее состав входят газотурбинные двигатели М90ФР и электрогенераторы. Суммарная мощность основных двигателей составляет 54-55 тыс. л.с. Электродвигатели имеют мощность 4400 кВт. Двигатели на корвете отечественной сборки, что делает корабли полностью независимыми от поставки оборудования из-за рубежа. Корабль с газотурбинной установкой должен иметь максимальную скорость хода до 30 узлов и дальность плавания экономичным ходом в 5000 км.

«Стерегущие» и «Гремящие»

— Корветы модернизированного проекта 20380 «Стерегущий» являются самыми современными кораблями в тихоокеанской группировке, — рассказал «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков. — Они хорошо вооружены, эффективны, маневренны и уже зарекомендовали себя как надежные и эффективные. Теперь их оснащают и мощным радиолокационным комплексом большого радиуса действия, характеристики которого позволяют засекать даже летящие артиллерийские снаряды. В прошлом году два представителя серии — «Совершенный» и «Громкий» — совершили дальний поход, обошли полсвета — это наглядный показатель их ходовых характеристик.

Полное водоизмещение кораблей составляет 2,2 тыс. т. Для своих небольших размеров корвет хорошо вооружен. Его главная ударная сила — восемь противокорабельных крылатых ракет Х-35У «Уран» с дальностью стрельбы до 260 км.

Противовоздушную оборону на «Цыденжапове» и «Резком» обеспечивает ЗРК «Полимент-Редут», пришедший на смену ракетно-артиллерийскому комплексу «Кортик». Его новейший радар с активной фазированной решеткой и 12 ячеек для ракет позволили поднять дальность поражения целей с 10 до 150 км. В перспективе возможно использование и малогабаритных ЗУР 9М100. У них понижена до 15 км дальность, зато боекомплект можно увеличить до 48 штук.

Кроме ракет корабль защищают две скорострельные 30-миллиметровые артустановки АК-630 и пушка А-190 калибра 100 мм. Для борьбы с подводными лодками на корвете установлены два малогабаритных торпедных аппарата комплекса «Пакет».

Два отечественных дизельных двигателя мощностью по 12 тыс. лошадиных сил обеспечивают кораблю максимальную скорость в 27 узлов. Дальность плавания достигает 4 тыс. морских миль.

На базе «Стерегущего» разработан модернизированный проект 20385 «Гремящий». Его главное отличие — установленные пусковые для крылатых ракет «Калибр-НК» вместо противокорабельных Х-35 «Уран». В таком виде корветы превращаются в многофункциональные единицы, способные наносить удар не только по морским целям, но и по суше. Оба заложенных корабля такого типа предназначены для ТОФ.

20 век

The Intensity , корвет типа American Flower

Незадолго до Второй мировой войны , то королевский флот начал учитывая , как защитить торговые пути от подводных лодок в случае войны . Одним из результатов стала разработка небольшого военного корабля на основе конструкции китобойного судна . Эти корабли были дешевыми и могли быть изготовлены небольшими верфями, не имеющими опыта строительства военных кораблей. Недостатками этой конструкции были очень низкая скорость, которая при 16  узлах была на 1-2 узла ниже, чем у немецкой подводной лодки при движении по воде, а также слабое вооружение, устаревшая поршневая паровая машина и плохое море. Характеристики (по словам экипажа, « они уже шатались по мокрому лугу » («катались по мокрой траве»).

Традиционный Королевский флот выбрал старое название «Корвет» для этого нового класса. Отдельные корабли первой серии были названы в честь типов цветов, что привело к таким названиям кораблей, как HMS Petunia , HMS Pimpernel или HMS Crocus . Эти корветы были известны как класс «Цветок» . Позже последовала строительная серия, корабли которой z. Б. были названы в честь замков ( замковый класс ). Собственно корветы предназначались больше для охраны конвоев у побережья, но их использовали в любое время года и при любых погодных условиях в Северной Атлантике. Условия проживания экипажа были крайне плохими. Тем не менее, корвет зарекомендовал себя как охотник за подводными лодками , но был полезен только в районах, где не было риска воздушных атак. Если корвет затонул, выживших обычно не было.

Почти триста, включая несколько минорных версий, были построены в Великобритании , Канаде и Франции. Лодки, построенные во Франции, попали в руки немцев и служили в качестве эскортных катеров во флоте , так что корвет воевал с обеих сторон. Королевский флот отдал союзникам много кораблей. Военно-морские силы Норвегии и Польши в изгнании, а также Королевский канадский флот сохранили английские названия, в то время как Free France дала кораблям названия того же завода на французском языке. ВМС США также получили некоторые цветки корветов , построенные на канадских верфях и именовал их как соблазнительница класс.

После войны корабли обычно списывались относительно быстро, потому что они не были рассчитаны на длительный срок эксплуатации, изношены войной, а также устарели. Сегодня от Второй мировой войны остался только один корвет, канадский HMCS Sackville , который после войны использовался в качестве исследовательского корабля и уцелел.

Серийные, но разные по своей неповторимости корветы

Как часто это случается со всеми новыми проектами, корабли повстречали на своих путях множество критических замечаний. В основном, подвергалась критике недостаточная дальность плавания. Однако это все же вызвано тем, что ранее вообще отсутствовал сам класс корветов на вооружении российских Военно-Морских Сил. Скептики должны понять, что и сам перечень задач, стоящий перед ВМС, значительно изменился. На сегодняшний день иметь в своем распоряжении десятки корветов куда актуальнее, чем обладать в небольшом количестве океанскими эсминцами.

Дискуссии часто завязывались из-за корабельных вооружений, сомнения вызывала защищенность и живучесть

Тем не менее, этим качествам тоже непросто уделять внимание, если не иметь хотя бы общего представления о тех тактических схемах, которыми характеризуются собственно классы корветов. Хотя сам проект и перспективный, но пока еще не совершенный

https://youtube.com/watch?v=ck9Gd16zd90

Также корвет «Бойкий» не смог сразу же войти в строй, когда обнаружились неполадки в сто миллиметровой артустановке. «Универсал» отказался функционировать в условиях штатного режима, причем не только на самом проекте 20380. Эта же участь постигла индийский фрегат от российского производителя.

Как бы там ни было, главным преимуществом всех кораблей типа корвет является их гибкость. Дизельные установки имеют потенциал доработок, артиллерийские установки могут быть заменены, однако сами корабли не будут оставаться на стапелях, и не станут превращаться в «недострои». По словам разработчиков корветов ни один из кораблей не будет повторять предыдущего. Собственно из-за гибкости, доступности, серийности и в перспективе массовости корветов российского производства проект 20380 ожидает большой успех, впрочем, как и все российские Военно-Морские Силы.

Автор статьи:
Богуславский Сергей

Я бывший военнослужащий, офицер, и военная тематика мне близка, я в ней легко ориентируюсь.

Боевой тесак или Меч XXI века

Незаметные, обтекаемые – «невидимки»

По сравнению с предыдущими, проект 20380 уже в наши дни называют удачным. Некоторым журналистам даже повезло подняться на «Бойкий», который стоял у заводского причала завода «Северной верфи», когда была завершающая стадия заводского испытания. Другие, «Стерегущий» вместе с «Сообразительным», уже находятся на вооружении российских ВМС. Еще несколько корветов, включая «Стойкий» заложила «Северная верфь» и Амурский судостроительный завод.

Главными составляющими успеха проекта 20380 были со всей тщательностью проработанные конструкции в корпусе, а также единый электронный комплекс автоматизации. Это в основном выразилось и в боевых качествах, и составе вооружений, и комфортности для экипажа, а также надежности, ремонтопригодности и возможности модернизирования машин.

Обводами в стальном корпусе корабля занимались, не имея опыта их разработок. Однако все прошло так успешно, что справились с уменьшением гидродинамического сопротивления на 25%. Благодаря этому использовалась не такая мощная, а легкая главная энергетическая установка. Это повлекло за собой высвобождение более 15% водоизмещения и увеличило боевую нагрузку, а также солидный для 1500-ти тонного корабля перечень разнообразных вооружений, включая вертолетную площадку. Более того нашлось место противолодочному вертолету «Ка-27», место для ангара и двадцать тонн запаса горючего для вертолета.

https://youtube.com/watch?v=ODgSpCGdLXE

Главная энергетическая установка состоит из двух дизель-дизельных агрегатов, которые специально разрабатывали на «Коломенском заводе», взяв за основу проверенный дизель Д49 на микропроцессорном управлении. Мощность главной энергетической установки может достигать до 24 000 лошадиных сил. При четырех дизель-генераторах по 630 кВт, от каждого из них обеспечивается бортовая сеть.

«Стерегущий» не просто так стали называть – невидимка. При строительстве были применены принципы стелс-технологий, которые являются непременным атрибутом в современных кораблях таких классов. Широкую корабельную надстройку сделали из трудногорючего радиопоглощающего стекло-углепластика. Посты антенн с ракетным вооружением убрали внутрь корпуса. С «Пакетом-НК», четырехтрубными 330-мм торпедными аппаратами ПТЗ поступили грамотно: скрыли в лацпортах. В общей сложности среднюю круговую эффективную поверхность рассеяния в корабле уменьшили втрое, если сравнивать с предшественниками. Благодаря этому вероятность наведения и попадания в него противокорабельными крылатыми ракетами снизилась с 0,5 до 0,1.

Шаг вперед

Проект 20386 – клубок технических и тактических противоречий

Российская оборонная промышленность в течение последних 10-15 лет работает в усиленном режиме. Дело не в том, что со стапелей и с заводских конвейеров сходят в больших количествах новые военные суда и военная техника. По сути одновременно реализуются несколько проектов, каждый из которых представляет собой очередную пробную версию. В судостроительной отрасли сохраняется тенденция строить небольшие военные корабли, которые впоследствии оснащают системами вооружений невиданной мощности. Идея хорошая, и российским конструкторам в этом плане сегодня никто не может составить конкуренцию.

Но уже на стадии реализации проекта возникает очередная попытка улучшить или усовершенствовать проектные данные. Это приводит к замедлению серийного строительства кораблей, столь необходимых современному флоту. В Министерстве Обороны и в высоких кабинетах Генерального Штаба ВМФ продолжается борьба точек зрения: отдать предпочтение корветам или строить в больших количествах малые ракетные корабли.

Сравнение корветов проекта 20380 и 20386

Так и получилось с кораблями проекта 20380, предшественниками корветов проекта 20386. Это были новые боевые суда, на которых планировалось установить мощнейший комплекс ПВО — систему «Редут», оснащенную дальнобойными ракетами 9М96М и морской версией ПЗРК С-400. Уже построенные корабли серии входят в состав Балтийского флота как корабли с самой мощной системой ПВО. Это уже не обычные сторожевики, такие суда больше напоминает крейсера ПВО, выделенные в отдельный класс в иностранных флотах. Следующая версия — корветы проекта 20385 — получили уже вооружение, сравнимое по мощности и типу с вооружением фрегатов проекта 11356.

Поэтому конструкторы в новом проекте 20386, ставшем улучшенной версией корветов проекта 20380, решили уменьшить количество вооружения, снизить боевую нагрузку на конструкцию корабля. Возобладало мнение, что корвет является судном, выполняющим несколько другие задачи. Кораблям этого класса более присущи эскортные и патрульные задачи, и ударные функции им несвойственны. Строить корвет по стоимости, сравнимой с ценой фрегата, нецелесообразно. К тому же корветы как класс кораблей остро нужны флотам для действий на Балтике, на Черном море и на Тихоокеанском морском театре.

Строительство

В новом проекте было сделано все возможное, чтобы избежать катастрофического затягивания сроков строительства. К примеру, четыре корвета проекта 20380 строили почти 8 лет! За это время морально устарело навигационное и радиолокационное оборудование, ушли вперед системы вооружения и способы борьбы на море. Строить заведомо старый корабль — вверх расточительства. Корветы являются промежуточным классом военных судов, тем более что основной «фишкой» этого класса является их невысокая стоимость и массовое строительство. Делать корабль мощной ударной боевой единицей — нецелесообразно, и превращать такой корабль в специализированный комплекс ПВО тоже не имеет резона. Для этих целей необходимо строить корабли других классов и в другом количестве.

https://youtube.com/watch?v=38sVZcGq6To

Не до сторожевиков

Со сторожевыми кораблями русские моряки познакомились еще в годы Первой мировой войны — сравнительно небольшие по размерам, они стали универсальными боевыми единицами, выполняющими необходимый объем работы. За рубежом их классифицировали как фрегаты и корветы, а в российском флоте создали отдельный класс — сторожевые корабли. Их появление было вызвано прежде всего необходимостью. Выполнять функции охраны побережья, морских конвоев и противостоять небольшим силами флота противника могли также эсминцы, однако они были немногочисленны, а строить новые было дорого. Постройка сторожевика обходилась примерно в два раза дешевле.

В предвоенное время и в Великую Отечественную войну эти корабли стали самыми массовыми на флоте. В послевоенные годы этот класс получил новое развитие. В отличие от первых подобных корветов, советские стали на порядок мощнее, сильнее и больше в размерах. И по вооружению практически ни в чем не уступали эсминцам.

В результате замораживания большинства кораблестроительных программ в 1990-е годы флот перестал получать не только ракетные крейсера, эсминцы и подводные стратегические ракетоносцы, но и корабли 2-го и 3-го рангов — сторожевики, малые противолодочные корабли, тральщики. Попытка строительства нового поколения проекта 12441 оказалась неудачной — заложенный в 1997 году головной корабль серии “Новик” так и не был достроен. Ситуация усугублялась тем, что официальным приоритетом флота считалось сохранение и развитие морских стратегических ядерных сил и именно они имели приоритет в финансировании.

В итоге к началу 2008-го в составе ВМФ было лишь шесть сторожевых кораблей (СКР) — столько же, сколько ракетных крейсеров, и в 2,5 раза меньше, чем подводных ракетоносцев стратегического назначения. Тихоокеанский и Северный флоты вообще не имели в своем составе сторожевиков — хотя именно СКР должны обеспечивать развертывание и боевую устойчивость подводных ракетоносцев в прибрежных районах. При этом шесть имевшихся в наличии СКР относились к пяти разным модификациям, а их средний возраст составлял 28 лет. Флоту требовалась новая серия кораблей.

Вооружение проекта 20386

Новые российские корветы будут значительно усилены стационарными видами морского вооружения. Оценивая проектные характеристики корвета 20386, уже можно сейчас говорить о том, что корабль стал на порядок мощнее, чем однотипные суда, строящиеся для иностранных флотов.

В носовой части корвета 20386 стоит пакетная установка зенитно-ракетного комплекса «Редут». Следом за ней на верхней палубе имеется мощная автоматическая 100 мм установка, причем ее башня также выполнена по технологии «Стелс».

Корвет проекта 20386 в разрезе

В основной надстройке спрятаны пусковые установки основного вооружения корабля — ПРК «Уран». На верхней части надстройки по обоим бортам установлены две артустановки АК-306, обеспечивающие ближнее прикрытие корабля. Во внутренних ангарах корпуса размещены две пусковые установки противолодочного комплекса «Пакет-НК». С таким набором вооружений новый российский корвет способен эффективно решать разнообразные боевые задачи. Он может действовать как самостоятельно в качестве патрульного, так и в составе соединения кораблей.

Корвет оснащен также разведывательной и спасательной техникой. В кормовой части имеется ангар и взлетная площадка для вертолета. Помимо этого, на судне предполагается наличие беспилотных летательных аппаратов. Новейшие средства радиоэлектронной борьбы значительно усилят боевые возможности корабля. Отечественные разработки в этом направлении позволяют создавать эффективные средства подавления навигационного оборудования иностранных кораблей. По качеству технического оснащения, внедрению новых технологий в конструкцию корабля и использование инновационных методик российские боевые суда можно сравнить с новым американским и британскими кораблями типа «Zumwalt» и «Daring».

Американский и британский корабли типа «Zumwalt» и «Daring»

Окончательный вариант вооружения корветов проекта 20386 до сих пор не утвержден. В частности, нельзя сбрасывать со счетов идею оснащать боевые суда крылатыми ракетами «Калибр».

Под широкий круг задач

По словам Сивкова, корабли проекта 20380 являются носителями 16 ракет X-35, корветы усовершенствованного проекта 20385 будут вооружены восемью «Уранами» и восемью «Калибрами». Дальность стрельбы детища ОКБ «Новатор» по морским целям составляет 375 км, по наземным — 1,4—2,7 тыс. км.

«Корветы проекта 20380 заточены под выполнение тактических задач в ближней морской зоне. Однако функционал сторожевых кораблей проекта 20385 будет шире. «Калибры» позволяют им стать грозной военно-морской силой, способной выполнять более широкий круг задач», — сказал Сивков.

Помимо «Калибров» корабли проекта 20385 получат модификацию зенитного комплекса «Редут» с 16 ячейками (против 12 единиц у корветов проекта 20380), где могут размещаться несколько ракет различной дальности.

Строительство сторожевых кораблей проекта 20385 развёрнуто на ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург). До конца года в состав ТОФ может войти корвет «Гремящий». В сентябре после проверки специальной комиссией на корабль заселился экипаж для последующего проведения ходовых испытаний. 7 июня на сайте госзакупок появилась информация о том, что на «Гремящем» будут проводиться пуски сверхзвуковой ракеты 3М55 «Оникс».

30 июня 2017 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников рассказал журналистам, что серийное производство кораблей проекта 20385 ограничится четырьмя единицами. Командование военно-морского флота намерено вложить средства в создание корветов проекта 20386, которые будут более «современными и мощными».

«Можно констатировать, что в первую очередь он (корабль проекта 20386. — RT) отличается энергетическим комплексом… Это импортозамещение, это новая энергетическая установка, которая даст этому кораблю большие мореходные качества, большую скорость», — отметил Тряпичников.

Также, как добавил контр-адмирал, новейший сторожевой корабль получит многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон».

28 октября 2016 года на «Северной верфи» был заложен головной корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий». Водоизмещение корвета составит 3,4 тыс. т, длина — 109 м, ширина — 13 м, скорость — 30 узлов (55 км/ч), дальность плавания — 5 тыс. миль (8 тыс. км), экипаж — 80 человек.

«Главными особенностями перспективного корвета являются сбалансированный состав вооружения, включающий временно устанавливаемые образцы модульного исполнения, интегрированную информационно-управляющую систему открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы», — сообщил в августе в интервью ТАСС гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко.

По его словам, корабль проекта 20386 будет отличаться от предшественников «волнопрорезывающей» формой корпуса и комбинированной газотурбинной установкой «с частичным электродвижением». Также корвет будет оснащён автономными подводными аппаратами, безэкипажными катерами и беспилотниками. ВМФ рассчитывает получить не менее десяти подобных кораблей.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев рассказал, что ещё одной особенностью корветов проекта 20386 является принцип модульности, который позволит менять типы вооружения. Основу арсенала корвета составят ракеты «Калибр», «Оникс», ЗРК «Редут», торпедный комплекс «Пакет-НК», артиллерийские установки АК-630М и А-190-01.

«Корветы проекта 20386 будут крупнее предшественников и, соответственно, будут обладать более серьёзными ударными и разведывательными возможностями. На мой взгляд, такой подход отражает стремление командования ВМФ выводить малые сторожевые корабли с закрытых морских театров для выполнения более широкого круга задач», — подчеркнул Корнев.

Путин выразил соболезнования в связи с крушением индонезийского Boeing

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector