Сражение в датском проливе

Последствия

После затопления адмирал Джон Тови сказал: « Бисмарк провел самую храбрую борьбу с невозможными препятствиями, достойными былых времен Императорского германского флота , и он упал с развевающимися знаменами».

Совет Адмиралтейства выразил благодарность всем участникам:

Не зная о судьбе корабля, немецкая командная база Group West продолжала передавать сигналы Бисмарку в течение нескольких часов, пока Рейтер не сообщил новости из Великобритании о потоплении корабля. В Великобритании Палата общин была проинформирована о затоплении в тот же день.

После битвы британские военные корабли вернулись в Соединенное Королевство со 111 выжившими « Бисмарком» . Один скончался позже от ран. После периода допросов и обработки оставшиеся в живых провели остаток войны в плену . Ни один британский корабль не был потоплен во время этой операции, но эсминец HMS  Mashona был потоплен Люфтваффе во время отхода на следующий день.

Несколько выживших в Бисмарке рассказали впоследствии о моряке в Дорсетшире , мичмане Джо Бруксе, который прыгнул в воду в неудачной попытке спасти немецкого моряка, потерявшего обе руки. В 1989 году в документальном фильме National Geographic о Бисмарке один из выживших сказал: «Имя Джо Брукс что-то значило для нас; наше правительство должно было вручить этому человеку медаль за гуманность».

Похожие статьи

2. Ход битвы. (The tide of battle)

В 05:35 24 может патрулировать с «Принца Уэльского» заметил, что немецкая эскадра на расстоянии 17 миль 28 км. немцы знали о присутствии противника из показаний гидрофонов, и вскоре заметили на горизонте мачты британских кораблей. Холланд был выбор: либо продолжать поддерживать «Бисмарка», ожидая прибытия кораблей из эскадры адмирала Тови, или атаковать самостоятельно. Холланд решил атаковать и в 05:37 отдал приказ на сближение с противником. в 05:52 «Худ» открыли огонь с расстояния примерно 13 миль 24 км. «Худ» продолжил сближение с противником, стремясь сократить время пребывания под обстрелом половины. между тем, немецкие корабли замечены в крейсер линии: первая 203-мм снаряд «Принца Ойгена» был в средней части «Худа» рядом с комбикормовым 102-мм установка и вызвал большой пожар боеприпасов и ракет. В 05:55 тогда Голландии приказал повернуть на 20 градусов влево, к корме башни могли вести огонь по «Бисмарку».

О 06:00 еще не завершил поворот, крейсер был накрыт залпом «Бисмарка» расстояние от 8 до 9.5 миль 15 — 18 км. практически немедленно в районе грот-мачты, там был огромный фонтан огня и мощный взрыв разорвал крейсер пополам. кормить «Худа» быстро затонул. передняя часть поднялась и некоторое время раскачивался в воздухе, а затем опустилась и она. В последний момент от обреченного экипажа носовая башня сделала еще один залп. «Принц Уэльский», расположенном на расстоянии полумили, был покрыт обломками «Худа».

Последние автобусы АМО ЗИЛ (семейство ЗИЛ-3250)

ЗИЛ-3250АО (ранее 325000) в качестве передвижного штаба «Мосводоканала»

В – гг. на базе серии малотоннажных грузовиков ЗИЛ-5301 «Бычок» выпускалось семейство автобусов малого класса ЗИЛ-3250, в которое входили две унифицированные модели: ЗИЛ-3250ВО (до 2005 года — 325010) со стандартной колесной базой 3650 мм и ЗИЛ-3250АО (325000) с удлинённой до 4505 мм базой, рассчитанные на перевозку, соответственно, 14/22 и 19 пассажиров. Обе модели базировались на рамном шасси ЗИЛ-5301 с 4-цилиндровым дизельным двигателем ММЗ Д-245.9Е2 рабочим объёмом 4,75 л с турбонаддувом, развивающим мощность 130,2 л.с., соответствующем нормам Евро-2. По заказу для автобусов в исполнении «Люкс» (ЗИЛ-325000-13 и ЗИЛ-32500R) предлагались импортные дизели Caterpillar-3054 и Renault серии MIDR мощностью 135—136 л.с. уровня Евро-2. С 2008 года автобусы АМО ЗИЛ получили дизель ММЗ Д-245.9Е3, соответствующий нормам Евро-3. Максимальная скорость ЗИЛ-3250 составляла 95 км/ч. Оснащение автобусов в базовой комплектации с боковой поворотной или автоматической дверью включало: перегородку между кабиной водителя и салоном с окном и переговорным устройством, боковые стёкла тонированные со шторами, верхние багажные полки. Пассажирские сиденья могли быть сдвоенными или индивидуальными с высокими спинками и подлокотниками и улучшенной обивкой. Салон также мог быть отделан более качественными материалами, пол покрыт мягким синтетическим ковром. В заказных автобусах серии «Люкс» предусматривались индивидуальные сиденья с высокой регулируемой по углу наклона спинкой, откидными подлокотниками и столиком, сетками для мелких вещей. Автобус оснащался одной пассажирской одностворчатой дверью с большой площадью остекления, увеличенными лобовым и боковыми стёклами, вклеенными в свои рамы, а также системой громкой трансляции и видеомагнитофоном с одним или двумя мониторами.

Производство

Пик выпуска автобусов АМО ЗИЛ достиг в 2000 году, составив 779 ед., суммарный выпуск автобусов семейства ЗИЛ-3250 по 2012 год включительно составил 1916 ед. Кроме того, за те же годы выпущено свыше 4600 ед. цельнометаллических фургонов серии 5301СС (с 2005 года — 5301Р1).

За г. АМО ЗИЛ произвёл только 6 автобусов (200% к 2011 году) и отгрузил 6 ед.

Низкий спрос на автобусы серии ЗИЛ-3250, прежде всего, объяснялся завышенной ценой из-за малых объёмов выпуска, низким уровнем качества сборки, малым ресурсом ходовой части, неприспособленностью силовой установки из модифицированного тракторного дизеля в блоке с коробкой передач от среднетоннажного грузовика для эксплуатации на городских и пригородных маршрутах как из-за низкой мощности, так и надёжности навесных агрегатов, включая наддувочную турбину. Кузов отличался слабой антикоррозионной стойкостью, в целом, машина была перетяжелена для заявленной пассажировместимости в 15 человек, а удлинённая 22-местная версия отличалась плохой манёвренностью. Соответственно, в условиях насыщения рынка современными автобусами аналогичного назначения иностранных марок спрос на автобусы ЗИЛ так и не вышел на уровень массового. С середины 2000-х автобусы ЗИЛ выпускались преимущественно под заказ и в специализированном исполнении (автолаборатории, мобильные штабы и проч.).

На берегу Средиземного моря женщины гуляют с открытыми спинами, загорают со своими мужьями, семьями. Будто ты в фантастический мир попала

Видео

Бой

Адмирал Холланд решил атаковать противника имеющимися силами и отдал приказ на сближение с немецкой эскадрой. Бой между противниками начался в 5:52 с первым залпом носовых орудий ГК Hood с дистанции в 13 миль. Bismarck и Prinz Eugen ответили пристрелочными залпами по британским кораблям. После пристрелочных залпов огонь вёлся на поражение. Один из снарядов крейсера Prinz Eugen калибром 203-мм достиг прямого попадания в кормовую надстройку у башен УК. Возникший пожар и детонация боезапаса снарядов и ракет нанесли крейсеру значительные, но не критичные повреждения. Через несколько минут боя в 6:00 380-мм снаряд Bismarck попал в средину корпуса крейсера и взорвался внутри корабля. Возникшее возгорание погребов с последующей детонацией разорвала крейсер на пополам. Буквально через три минуты останки крейсера, носовая и кормовая части быстро затонули. Позднее на месте крушения эсминец Electra подобрал троих выживших из экипажа крейсера, остальной экипаж погиб вместе с кораблём.

Крейсер Suffolk преследующий Bismarck.

В результате скоротечного боя был потоплен крейсер Hood в точке с координатами  (). Погибли 1415 членов экипажа, флагман соединения вице-адмирал Ланселот Эрнест Холланд и командир крейсера капитан 1-го ранга Ральф Керр. Линкор Prince of Wales в перестрелке с кораблями кринсмарине получил многочисленные серьёзные повреждения в результате которых линкору пришлось выйти из боя.

III

«Худ» взорвался, ибо взорвался порох в его погребах от проникновения туда снаряда или снарядов, т. е. произошло нечто подобное тому, что произошло с «Ройял Ок». Между тем в бою 31 мая 1916 года на «Зейдлице» снаряд проник в пороховой погреб, немецкий порох сгорел без взрыва, сгорел так быстро, что из 180 человек, бывших в двух смежных башнях, все сгорели, но корабль остался на воде и дошел до порта.


Схема палубной бронировки

Как мог снаряд проникнуть в пороховой погреб, несмотря на его добавочную защиту после боя 31 мая 1916 г.? Обратим внимание на палубное бронирование «Худа». В носу оно таково

При дистанции 20 000 м угол падения снаряда составляет около 60°; очевидно, что 15-дюймовый снаряд все эти палубы пробьет как картон, и при такой дальности палубное бронирование «Худа» не соответствует его бортовому бронированию, особенно при косвенных курсовых углах.

Отсюда ясно, что для «Худа» бой на дальней дистанции не выгоден. Ему следовало пустить дымовую завесу и подойти до дистанции 10 000-8 000 м, где угол падения около 10° и снаряды отскакивали бы от 2-дюймовой палубы.

Имея таблицы стрельбы, командиру следовало заранее изучить, с какой дистанции 15-дюймовый снаряд пробивает броневые палубы его корабля, и вести бой на меньшей дистанции. Приняв же бой на большой дистанции, он обрек свой корабль на поражение.

(1) Об отважном нападении советской подводной лодки под командой Героя Советского Союза капитана 2-го ранга Лунина см. в книге адмирала флота И

С. Исакова «Военно-морской флот СССР в Отечественной войне» (М.;Л., 1944, с. 59; там же и дальше — о последующей судьбе «Тирпица»).

(2) В феврале 1940 г. А. Н. Крылов сделал в Академии наук СССР и в Военно-морской академии доклад на тему «Теория непотопляемости и некоторые выводы из гибели линкора «Ройял-Ок»; напечатан в газете «Правда» от 6 и 7 марта 1940 г.; включен в книгу «Некоторые случаи аварий и гибели судов» (М.;Л., 1942).

ВпередНазад

Предыстория

Фото немецких кораблей, сделанное в период с 21 по 22 мая 1941 года с самолёта-разведчика.

Операция «Рейнские учения» предусматривала выход линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» в Атлантический океан через Датский пролив. Главной целью операции был выход на морские коммуникации британского торгового флота. Предполагалось, что «Бисмарк» будет связывать боем эскорт конвоев, в то время как «Принц Ойген» будет топить торговые суда. Командиром операции был назначен адмирал Гюнтер Лютьенс, который просил командование отложить начало похода, для того чтобы к нему смог присоединиться проходящий испытания «Тирпиц» или ремонтирующийся в порту Бреста «карманный линкор» Шарнхорст. Однако главнокомандующий кригсмарине адмирал Эрих Редер не поддержал Лютьенса и 18 мая 1941 года «Принц Ойген» и «Бисмарк» вышли в море.

20 мая немецкие корабли были замечены с нейтрального шведского крейсера «Готланд», в этот же день об эскадре из двух крупных боевых кораблей сообщили представители норвежского сопротивления. 21 мая Великобритания получила от своего военного атташе при посольстве Швеции сообщение об обнаружении в проливе Каттегат двух больших немецких судов. С 21 по 22 мая корабли встали на стоянку во фьордах недалеко от норвежского Бергена, где были перекрашены, а «Принц Ойген» был дозаправлен. «Бисмарк» по неизвестным причинам не заправлялся. Пока корабли были на стоянке, их удалось сфотографировать самолету-разведчику ВВС Англии. Теперь английские адмиралы точно идентифицировали «Бисмарк».

Командующий английским флотом Метрополии адмирал Джон Тови практически сразу отправил линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ» в сопровождении эсминцев «Электра», «Ахатес», «Энтелоп», «Энтони», «Эхо» и «Икарус» к юго-западному побережью Исландии. Крейсер «Саффолк» должен был пойти на соединение с находящимся в Датском проливе крейсером «Норфолк». Легкие крейсера «Бирмингем», «Манчестер» и «Аретуза» должны были патрулировать в проливе между Фарерскими островами и Исландией. В ночь на 22 мая сам адмирал Тови во главе флотилии из линкора «Кинг Джордж V» и авианосца «Викториес» с эскортом вышел из базы флота Скапа-Флоу. Эта флотилия должна была поджидать немецкие корабли к северо-западу от Шотландии, где должна была встретиться с линейным крейсером «Рипалс».

Вечером 23 мая британские крейсеры «Норфолк» и «Саффолк» обнаружили группу «Бисмарка», шедшую со скоростью 27 узлов в Датском проливе. Погода ухудшалась и вице-адмирал Холланд, командующий эскадрой, сообщил эсминцам: «Если вы не можете сохранять эту скорость, мне придётся идти без вас. Вы должны следовать со своей лучшей скоростью». С помощью недавно установленного радара, «Саффолк» отслеживал движение «Бисмарка» в течение ночи и передавал его координаты основным силам. План британцев заключался в том, чтобы сблизиться с «Бисмарком» с темной (южной) стороны, при том, что силуэт немецких кораблей был бы виден на светлом фоне северной части неба. Однако в 00-28 «Саффолк» потерял контакт с «Бисмарком» и план не сработал: опасаясь потерять «Бисмарк», Холланд приказал прекратить движение в оптимальную точку встречи и повернуть на юго-юго-запад, отправив при этом эсминцы на север. В это время германские корабли, стремясь обойти паковый лед, в 00-41 изменили курс, в результате чего группа эсминцев прошла мимо на расстоянии всего 10 миль, не заметив противника. В 2:15 24 мая эсминцам приказали разделиться по интервалам в 15 миль, чтобы пробраться к северу. Незадолго до 03-00 «Саффолк» вновь обнаружил «Бисмарк» на радаре и передал его координаты. «Худ» и «Принц Уэльский» находились в этот момент на расстоянии 35 миль (65 км), немного впереди по курсу немцев. Холланд приказал довернуть в сторону противника и увеличить скорость до 28-и узлов. Британские корабли оказались в невыгодном положении: встреча под тупым углом означала бой на длинной дистанции, при котором тонкая палубная броня «Худа» попадала под навесной огонь. Ситуация ещё более ухудшилась в 03-20, когда «Бисмарк» сделал ещё один доворот к западу: теперь эскадры шли практически параллельным курсом.


Линейный крейсер «Худ»

Линкор «Принц Уэльский»


Линкор «Бисмарк»


Тяжелый крейсер «Принц Ойген»

ГАЗ-51

Массовый советский грузовой автомобиль грузоподъемностью до 2,5 тонн, который выпускался на Горьковском автозаводе в период с 1946 по 1975 год. Он был создан по переднемоторной заднеприводной схеме компоновки. Конструкторам удалось создать простой и надёжный универсальный грузовик, скомпонованный из лучших проверенных мировой практикой агрегатов, к тому же унифицированный (до 80%) с полноприводным вариантом грузовика ГАЗ-63, а по двигателю — с 4-цилинндровым мотором «Победы».

ГАЗ-51 при достаточно высокой прочности, выносливости и экономичности обладал приличной быстроходностью — свыше 70 км/ч, удобством и легкостью управления, которые были обеспечены мягкой подвеской с эффективными амортизаторами. По производительности (из расчета расхода топлива на тонно-километр) ГАЗ-51 был эффективнее ГАЗ-АА на 28-36%.

Двигатель ГАЗ-51 представлял собой дальнейшее развитие силового агрегата ГАЗ-11, но с некоторыми изменениями. Например, износостойкие из гильзы цилиндров, сделанные из специального чугуна, хромированные поршневые кольца, алюминиевая головка блока, вставные сёдла клапанов, регулируемый подогрев смеси, двойная фильтрация масла, замкнутая вентиляция картера.

Основными модификациями ГАЗ-51 считают: ГАЗ-63 — полноприводный двухосный грузовик, ГАЗ-93 — строительный самосвал, ГЗА-651 — капотный автобус малого класса с трёхдверным деревометаллическим кузовом на 19 сидячих мест, а также санитарный автомобиль на его базе. Выпускалось также более 10 экспортных версий, седельный тягач и грузовик с газобалонным оборудованием на сжиженном нефтяном газе и серия пожарных машин.

Целеуказание

Крейсер Hood.

Крейсера Северного патруля держались от противника на расстоянии до 24 километров. Координаты, курс движения кораблей как своих так и противника постоянно фиксировались. Флагман патруля контр-адмирал Уэйк-Уокер передавал разведданные командующему соединением кораблей вице-адмиралу Холланду. рус. Ланселот Эрнест Холланд (англ. Lancelot Ernest Holland) был флагманом соединения кораблей — линкора Prince of Wales и крейсера Hood шедших на перехват немецких кораблей. Под командованием капитанов 1-го ранга рус. Лич Джона Каттерола (англ. John Catterall Leach) и рус. Ральфа Керра (англ. Ralph Kerr)соответственно. Вступив в бой с Prinz Eugen и Bismarck утром 24 мая британские корабли не воспользовались стратегическим положением. Превосходя противника количественно (три крейсера, линкор и несколько эсминцев) против крейсера и линкора не организовали согласованную атаку. В результате в бой с кораблями кригсмарине вступили только крейсер Hood, линкор Prince of Wales.

Операция Рейнские учения

Крейсер Prinz Eugen

Линкор Bismarck

Начало сражения и состав сил германского флота в Датском проливе был предопределен до 18 мая 1941 года. Кригсмарине разработало операцию «Рейнские учения» нем. Rheinübung предполагавшую выход сил германского флота в Атлантику с севера. Основной целью операции ВМС Германии было разрушение инфраструктуры снабжения. Великобритания в значительной степени зависела от поставок ресурсов двойного и военного назначения. Для противодействие слаженной работе британских торговых конвоев на севере Атлантики туда и были направлены Bismarck и Prinz Eugen. Планировалось что линкор Bismarck будет связывать боем силы охранения конвоев. Крейсеру Prinz Eugen приоритетно предписывалось непосредственное уничтожение торговых судов.

Назначенный командующим соединения германских кораблей адмирал Гюнтер Лютьенс просил отсрочить дату начала операции. Обосновывая это необходимостью подключить к операции линкоры Tirpitz, Gneisenau или Scharnhorst. Но в просьбе адмиралу было отказано. На основании не-боеспособности двух линкоров, так как Tirpitz проходил ходовые испытания, а Gneisenau стоял на ремонте. Третий же линкор не выделили адмиралу из опасения оголить Атлантическое побережье оккупированной Франции. Так как Scharnhorst находился в Бресте как единственная серьёзная сила кригсмарине во Франции. 18 мая линкор Bismarck под командованием капитана 1-го ранга Эрнста Линдемана и крейсер Prinz Eugen под командованием капитана 1-го ранга Гельмута Бринкманна вышли в море в направлении норвежского Бергена. Находясь во фьордах у Бергена до 22 мая линкоры были гарантированно идентифицированы самолётом разведчиком Британских ВВС как Bismarck и Prinz Eugen.

См. также

Хороший понт дороже денег

Хорошо было бы не выделяться, но что делать, если в душе ты эксцентрик?

Ещё в военно-морском училище к курсанту Герберту Вольфарту прилипло прозвище Сэр Персиваль. Герберт был жутким привередой и прославился своей щепетильностью. Но это была лишь одна сторона его натуры.

За маской разборчивости скрывалась тяга к хулиганству и проказам. И даже суровые уставы германского флота не могли удержать его в рамках. Вольфарт смог прославиться тем, что подружил линкор и подводную лодку.

Это произошло в январе 1941-го. Тогда в Гамбурге верфьБлом унд Фосс» должна была сдать новую субмарину VII серии — U 556. И Герберт как раз готовился принять командованиесемёркой».

U 556

Церемония вступления подводной лодки в строй — так себе событие. Командир поднимает на ней флаг и произносит речь перед экипажем. Скучно!

Вольфарт хотел устроить настоящее шоу. Чтобы с размахом, с духовым оркестром! Но где его взять? Ведь подводная лодка — не линкор и не крейсер. Поднятие флага на ней обычно происходило без помпезности, присущей такому событию на больших надводных кораблях. Субмарине такая честь не полагалась. Тогда Сэр Персиваль задумал авантюру.

Неподалёку от U 556 стоял флагман флота — линкорБисмарк». И уБисмарка» был свой оркестр — флагман как-никак. Вольфарт решил попросить своего соседа по пирсу одолжить музыку на денёк.

Надо ли платить штраф за просроченную лицензию?

Правила продления разрешения пользования оружием

Конец «Бисмарка»

И одному из «старичков» очень, очень повезло. Большая часть торпед, сброшенная «Суордфишами», в цель не попала — но одна все же ударила в нужное место.

У линкора заклинило рули. Теряющий скорость корабль теперь не мог нормально управляться — одинокого врага можно было догонять и уничтожать («Принц Ойген» давно ушел другим курсом).

«Арк Ройял» и «Суордфиши» над ним. Фото: wikipedia.org

Первыми огонь по линкору открыл вечером 26 мая крейсер «Шеффилд» — в бою он потерял 12 человек, но не добился никакого успеха. Затем поразить «Бисмарк» попыталась «мелюзга» — английские эсминцы «Казак», «Зулус», «Маори» и «Сикх» вместе с польским «Громом». И только утром 27 мая за линкором пришли настоящие враги.

К 8 утра «Бисмарк» догнали два линкора — «Король Георг V» (однотипный с «Принцем Уэльским») и «Родни». Последний имел смехотворную скорость, догнать «Бисмарк» в обычных условиях ему никогда бы не удалось — зато корабль нес мощнейшие в британском флоте 406-мм орудия.

А малая скорость перестала быть помехой: «Бисмарк» давал ничтожные 8 узлов (около 15 км/ч), так что догнать его мог кто угодно. Соотношение сил по главному калибру было почти такое же, как в Датском проливе — восемь пушек «Бисмарка» против 19 британских (плюс более мелкие орудия крейсеров). Но потерявший управление немецкий линкор превратился, по сути, в мишень.

В 8.47 стороны открыли огонь. Англичане пристреливались как в тире, противник же был почти неподвижен. 15 минут спустя один из британских кораблей уничтожил попаданием главный дальномерный пост «Бисмарка», после чего качество прицеливания орудий гиганта стало примерно нулевым. Через пять минут снаряды обездвижили одну из башен главного калибра немца. Через четыре минуты — еще одну. Последующие семнадцать минут оставили «Бисмарк» вообще без 380-мм артиллерии — ему оставалось «огрызаться» малыми пушками и погибать с честью.

Англичане добивали линкор долго, его броня оказалась все-таки весьма хорошей (впрочем, при неудовлетворительной защите орудий большого значения это не имело). Десятки снарядов попадали в горящий от носа до кормы корабль, но он не собирался сдаваться.

Погиб капитан корабля, погиб адмирал Лютьенс, а британцы все убивали и убивали «Бисмарк». Добить так и не смогли, искореженная громадина упорно держалась на воде, и «Родни» с «Георгом V» ушли, оставив «немца» крейсерам. Позже выяснилось, что и их торпедные залпы не достигли успеха — «Бисмарк» затопили свои же моряки. В 10.39 утра главный линкор Гитлера пошел ко дну.

Последствия единственного похода «Бисмарка» были колоссальными. Тактика охоты на коммуникациях с использованием линкоров была забыта, однотипный «Тирпиц» почти всю войну простоял в портах. Кригсмарине переориентировалось на подлодки.

С «Бисмарка» спасли всего 116 человек из экипажа в 2220 матросов и офицеров. И корабельного кота Оскара.

Пережив гибель корабля, Сэм (так переименовали котика) осенью того же года стал свидетелем гибели и «Казака», потопленного подлодкой. Сэма, уже получившего к имени приставку «Непотопляемый» перенесли на эсминец «Легион», а потом на авианосец «Арк Ройял» (тот самый, с которого вылетел «Суордфиш», заклинивший торпедой рули «Бисмарка»).

Увы, 14 ноября 1941 года торпеда досталась и этому кораблю — «Арк Ройял» затонул. Сэма спасли моряки того же эсминца «Легион», но больше передавать на корабль не стали — «списали» на берег. Кот счастливо пережил войну и дожил до 1955 года. А «Легион» погиб в 1942 году.

Лежащий на дне Атлантики «Бисмарк» океанографы нашли только в 1989 году.

Задний план

Карта операции Rheinübung и операций Королевского флота против линкора Bismarck

Bismarck » второй морской бой с неизбежным было сделано решениями командующего флотом ( Лютьенс ), принятых задолго до встречи с Худа и принца Уэльского .

Еще до прорыва в Северную Атлантику Лютьенс решил не проводить дозаправку в Гренландском море с одним из заранее размещенных немецких танкеров Weissenburg до того, как его корабли войдут в Датский пролив . И когда, в результате битвы с Худа и принца Уэльского , Bismarck потеряли доступ к несколько тысяч тонн топлива в ней кубрике из — за попадание снаряда от принца Уэльского (кормовой кубрик, в ее шкафчике якорной), Лютьенс вынужден был приказать своим кораблям замедлиться, чтобы сэкономить топливо. Уменьшение скорости сделало неизбежными воздушные торпедные атаки Force H , и эти атаки привели непосредственно к финальному столкновению с флотом метрополии.

Будучи преисполнены решимости отомстить за гибель HMS  Hood «Pride of the Navy» в битве за Датский пролив , британцы направили все возможные подразделения на охоту за Бисмарком . Старого Revenge -класса линкора HMS  Ramillies был отделен от конвоя службы юго — Гренландии и приказал , чтобы установить курс на перехват Бисмарка если она попытается совершить набег на морские пути прочь Северной Америки.

Принц Уэльский и крейсеры « Норфолк» и « Саффолк» все еще находились в море в этом районе и преследовали немецкие корабли. Британские войска, линкор « Король Георг V» , авианосец « Победоносец» и их эскорт, вышли из Скапа-Флоу перед потерей « Гуда» . Линкор « Родни» был отстранен от эскортных обязанностей 24 мая.

Пять членов экипажа HMS Ark Royal , награжденные за участие в атаке Bismarck , сфотографированы перед бомбардировщиком Swordfish.

Ранним вечером 24 мая небольшая группа бипланов- торпедоносцев Swordfish из 825-й морской эскадрильи под командованием Юджина Эсмонда с авианосца HMS  Victorious совершила атаку . Один удар был забит, но вызывало лишь поверхностное повреждение Bismarck s бронированного пояса .

Некоторое время Бисмарк оставался под дальним наблюдением англичан. Примерно в 03:00 25 мая она воспользовалась зигзагообразным зигзагом своих оппонентов, чтобы отступить на своем собственном кильватере; «Бисмарк» развернулся почти на 270 ° вправо, в результате чего преследователи потеряли линкор из виду, что позволило ему незамеченным направиться к немецким военно-морским базам во Франции. Контакт был потерян на четыре часа, но немцы этого не знали. По причинам, которые до сих пор неясны, адмирал Гюнтер Лютьенс передал 30-минутное радиосообщение в штаб-квартиру , которое было перехвачено, что дало британцам время приблизительно определить, куда он направлялся. Однако ошибка построения сделал на борту короля Георга V , в настоящее время в погоне за немцев, неправильно рассчитывается Bismarck » положение s и вызвал погоня травить слишком далеко на север. Таким образом, « Бисмарк» смог 25/26 мая хорошо провести время в своем беспрепятственном переходе к Франции, прикрываясь с воздуха и сопровождая эсминец. К настоящему времени, однако, топливо стало серьезной проблемой для обеих сторон.

26 мая британцам повезло. В середине утра разведывательный самолет прибрежного командования Catalina из 209-й эскадрильи RAF пролетел над Атлантикой со своей базы на Лох-Эрне в Северной Ирландии через Донеголский коридор . Его пилотировал британский летный офицер Деннис Бриггс, а вторым пилотировал наблюдатель ВМС США энсин Леонард Б. Смит , USNR . Смит находился за штурвалом, когда заметил Бисмарк (через нефтяное пятно из поврежденного топливного бака корабля) и сообщил о ее местонахождении в Адмиралтейство . С тех пор позиция немецкого корабля была известна британцам, хотя врагу пришлось бы значительно замедлить, если тяжелые части надеялись вступить в бой за пределами досягаемости немецкой авиации наземного базирования. Все надежды британцев теперь возлагались на Force H, основными подразделениями которого были авианосец HMS Ark Royal , линейный крейсер HMS  Renown и легкий крейсер HMS  Sheffield . Эта боевая группа под командованием адмирала Джеймса Сомервилля была отведена на север от Гибралтара .

Контакт противников

Линкор Bismarck и крейсер Prinz Eugen в кильватерном строю.

На рассвете дозорные с Prince of Wales визуально обнаружили и идентифицировали цель как германскую эскадру. Эскадра двигалась на расстоянии 17 миль от британских кораблей. Но противнику уже было известно о приближении британских кораблей из показаний гидрофонов. Вскоре Bismarck и Prinz Eugen также визуально определили силуэты на горизонте как британские корабли. К моменту визуального контакта Bismarck и Prinz Eugen находились в более выгодной позиции по отношению к британским крейсеру Hood и линкору Prince of Wales. Немецкие корабли могли вести огонь всем бортовым залпом, чем невыгодно отличались своей позицией Hood и Prince of Wales. Курс движения британских кораблей позволял вести огонь только с носовых орудий, что уменьшало мощность залпа более чем вдвое.

Начало сопровождеиия

Линкор Prince of Wales.

К 18 мая Датский пролив патрулировался крейсером Suffolk составляющем основу соединения — рус. Северный патруль (англ. North patrol). 23 мая к нему присоединился Norfolk с флагманом контр-адмиралом рус. Фредериком Уэйк-Уокером (англ. Frederic Wake-Walker) на борту.

Вечером в 19:22 соединение немецких кораблей было визуально обнаружено с крейсера Suffolk. Командир крейсера Suffolk рус. Роберт Мейрик Эллис (англ. Robert Meyrick Ellis) доложил об обнаружении противника на головной корабль патруля Norfolk. Но из-за ошибок в вычислениях курса и координат Norfolk на полном ходу выйдя из тумана оказался в 6 милях от линкора Bismarck.

Линкор произвёл по крейсеру несколько залпов 15-дюймовыми снарядами. Но ни одного попадания Bismarck не добился. Что позволило крейсеру без каких либо повреждений легко скрыться в тумане от визуального контакта.

Так себе тайна

Строго говоря, в поход должна была пойти вообще вся линейная мощь кригсмарине — и «Бисмарк», и «Шарнхорст», и «Гнейзенау», и даже спешно доделываемый «Тирпиц». Четыре быстроходных современных линкора, пусть даже два из них с недостаточно мощной артиллерией — такое соединение могло создать Гранд флиту очень много проблем.

Но «Тирпиц» к весне 1941 года был явно не готов, на «Шарнхорсте» чинили котлы, а «Гнейзенау» не вовремя получил торпеду под ватерлинию и чинился — ввода всех троих в строй нужно было ждать. Поэтому взамен германское командование отправило «Бисмарка». Вместе с ним пошел и тяжелый крейсер «Принц Ойген» — но он был далеко не ровня линкору.

Выход двух кораблей в море в Готенхафене (сегодня Гдыня в Польше) состоялся 18 мая 1941 года и был окутан глубокой тайной. Секрет продержался пару дней, по дороге «Бисмарк» заметили наблюдатели норвежского Сопротивления, и к 22 мая британское Адмиралтейство точно знало, что главный линкор Гитлера вышел на охоту.

Британскому флоту предстояло быстро найти и потопить гиганта. Однако адмирал Гюнтер Лютьенс на борту «Бисмарка» собирался этому помешать — и нанести англичанам побольше урона. Насколько страшным будет этот урон, он явно не рассчитывал.

Ловить «Бисмарк» командующий британским флотом метрополии адмирал Джон Тови отправил уйму кораблей — около Исландии патрулировали флагман флота линейный крейсер «Худ» и новейший линкор «Принц Уэльский», в районе Шотландии оказался однотипный «Принцу» корабль «Король Георг V» и авианосец «Викториес», поддержку собирался оказать линейный крейсер «Рипалс».

Фото: wikipedia.org

Два линкора, два линейных крейсера и авианосец — этого, по идее, хватало, чтобы потопить любой одиночный линейный корабль. Оставалось лишь его засечь, и для этого пять крейсеров с радарами отправились патрулировать акваторию в самых вероятных районах — включая Датский пролив между Гренландией и Исландией.

Двум из них — «Норфолку» и «Суффолку» — повезло. 23 мая корабли локаторами обнаружили «Бисмарк» и «Принц Ойген», и завязался первый бой.

Ничего серьезного не произошло, у британцев не было шансов на победу, и после первых залпов крейсеры просто ушли. Но теперь благодаря радиосвязи британцы знали, где «Бисмарк».

Возможно, имело смысл собрать силы — но за это время германский линкор мог уйти. Поблизости были «Худ» и «Принц Уэльский» с несколькими эсминцами. Адмирал Ланселот Холланд на борту «Худа» рассудил, что два первоклассных корабля имеют больше шансов победить один, чем наоборот, после чего соединение отправилось топить врага.

Две катаны (Dual Katana Swords) и Катана (Katana Sword)

Покупки[править]

Потери и итоги

Ударное соединение союзников не смогло прорваться к японским транспортам и помешать высадке десанта.

В ходе ночного боя получил тяжелые повреждения HMS Exeter, и командующий Ударным соединением контр-адмирал Доорман решил выйти из боя, для чего был произведен правый разворот от противника. Именно в этот момент получили попадания японскими торпедами и потоплены крейсера HNLMS De Ruyter и HNLMS Java. Достоверно установлено, что торпедный залп произвели японские крейсера. При этом IJN Haguro потопил HNLMS Java .Кроме того, союзники потеряли эсминцы HNLMS Kortenaer, HMS Jupiter и HMS Electra. Командующий Ударным соединением контр-адмирал Доорман погиб.

Японский флот при этом не понес значительных потерь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector