Линкоры типа «бисмарк»

Содержание

Содержание

Содержание

Ссылки

на английском:

Строительство

Спуск на воду линкора «Бисмарк»

Бисмарк в 1940 году

Тип «Бисмарк» (позднее был построен ещё один корабль этого типа — линкор «Тирпиц») первоначально создавался как наследник «карманных линкоров» и в основном предназначался для ведения рейдерских операций против торговых кораблей. Так, объём топливного резерва «Бисмарка» скорее характерен для тихоокеанских линкоров, а показанная на испытаниях в Балтийском море скорость в 30,1 узлов была одним из лучших в мире значений для таких кораблей.
После спуска на воду второго французского линкора типа «Дюнкерк» проект был изменён в сторону дальнейшего увеличения размеров. «Бисмарк» был первым после Первой мировой войны полноценным линкором германского флота: вооружение, включавшее восемь 380-мм пушек SKC-34 в четырёх башнях, позволяло ему на равных противостоять любому линейному кораблю. «Бисмарк» во время своей службы был крупнейшим линкором в мире.
Киль «Бисмарка» был заложен на верфи фирмы Blohm & Voss в Гамбурге 1 июля 1936 года.
Корабль сошёл со стапелей 14 февраля 1939 года, в день святого Валентина. При спуске на воду присутствовали фюрер Адольф Гитлер и внучка князя Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского.
24 августа 1940 года линкор был сдан под командование капитану первого ранга Эрнсту Линдеману. Установка оборудования и испытания продолжались до весны 1941 года.

Нормотворчество

Видеообзор пистолета Оса ПБ-4-1Мл

Технические характеристики

Боевая история

Почему белые проиграли в гражданской войне кратко?

Модификации

За 12 лет выпуска ружья, оно имело большое количество модификаций, для разных условий применения:

  • Охотничьи модификации — самое большое количество вариантов исполнения: могут быть с патронником 76 или 89 мм, приклад может быть из дерева или пластмассы, длина ствола может быть: 610, 660, 710, 750 мм, дульные сужения могут быть как сменные, так и постоянные.
  • МР-153С — служебная модель, выпускалась в 2005-2006 годах и предназначалась для использования в частных охранных предприятиях. МР-153С имеет укороченный ствол длиной 510 мм, дульное сужение постоянное, типа цилиндр. Патронник под патрон 12/76. Приклад данной модели складной, рамка мс плечевым упором, приклад снимается. Модель имеет пистолетную рукоять из черной пластмассы. Особенностью этой модели является возможность выстрела со снятым прикладом.
  • Remington Spartan 453 — ружье МР-153 под этой маркой выпускалось на Ижевском механическом заводе в 2006-2008 годах для экспорта в США.
    МР-153 для практической стрельбы — модификация ружья МР-153, производимая в соответствии с правилами IPSC и предназначенное для спортивного применения. Имеет магазин на 9 патронов 12/70, на ствольной коробке имеется планка Пикатинни, предназначенная для установки прицела, большие кнопки предохранителя и перехватывателя, приклад и цевье выполнены из ударопрочной пластмассы.
  • 18,5 КС-П модификация МР-153, состоящая на вооружении МВД РФ с 2006 года. Входит в состав ССК-18,5 — Специальный Стрелковый Комплекс калибра 18,5 мм. Карабин имеет магазин на 6 патронов, складной приклад, пластмассовые цевье и пистолетная рукоятка. На ствольной коробке имеется планка Пикатинни, предназначенная для установки прицелов, различных типов. Карабин позволяет вести стрельбу как пулями различного типа (свинцовыми, бронебойными, резиновыми), так и специальных гранат (светошумовых, со слезоточивым газом). Не предназначен для свободной продажи.

Литература

  • B. B. Schofield. Der Untergang der BISMARK. 2. Aufgabe. Motorbuch Verlag Stuttgart. 1978 ISBN 3-87943-418-2
  • Чернер Юрген. Охота за флагманами Гитлера. — М.: «Вече», 2002.
  • Gerhard Koop and Klaus-Peter Shmolke. Battleships of the Bismarck class. — Seaforth Publishing, 2014. — ISBN 978 1 84832 197 7.
  • Ангелов С. Линейные корабли и авианосцы. — М.: АСТ, 2003. — Энцикл. военной техники. — ISBN 5-17-001122-9
  • Бунич И. Л. Линкоры фюрера: историческая хроника. — М.: Яуза;Эксмо, 2004. — ISBN 5-699-16221-6
  • Дуршмидт Эрик. Акула на воле // Победы, которых могло не быть: как слепой случай и глупость меняли историю. — М.: АСТ, 2002. — Военно-ист. б-ка. — ISBN 5-17-016312-6
  • Малов А. А., Патянин С. В. Линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». — М.: Эксмо, 2006. — ISBN 5-699-16242-9

См. также

Рождение «Бисмарка»

Как известно, Версальский мир оставил поверженную Германию без настоящей армии, тяжёлой артиллерии, «крыльев» и «брони». В том числе и на море – длительное время её морские силы были представлены парой броненосцев, несколькими лёгкими крейсерами и десятками меньших кораблей. Восстановление линейных сил началось, разумеется, при Гитлере, когда были построены три «карманных линкора», затем вступил в действие план «Z», предполагавший введение в строй к 1948 году восьми «настоящих» линейных единиц, первым из этой серии и стал «Бисмарк».

Он был «зачат» в 1936 году в Гамбурге, три года спустя «крещён» и спущен на воду, в течение двух лет продолжались достройка и разного рода испытания, и, наконец, к весне 1941 года Гитлер получил полностью готового к дуэлям с линкорами Гранд Флита «монстра». Судите сами: сей «кошмарик» Королевского флота был ровно в четверть километра длинной и в 48 тысяч тонн водоизмещением, мог развивать и длительное время держать скорость свыше 30 узлов, диктуя условия боя противнику, а также «кидаться» 800-килограммовыми снарядами, весьма эффективными против британских дредноутов на дистанции до 20 километров.

Спуск на воду линкора «Бисмарк»

Здесь уместно будет заметить, что значительно возросшие в 20-30-е годы скорость и дальность хода линкоров неслабо расширили их боевые возможности, определив и такую, как использование в качестве рейдеров на коммуникациях противника. Этой теории придерживался один из адмиралов Кригсмарине – Редер, инспирировавший операцию «Рейнские учения», предполагавшую вывод «Бисмарка» на оперативный простор британских коммуникаций под командованием адмирала Лютьенса.

Кроме него в операции предполагалось задействовать и крейсер «Принц Ойген», вместе они были переброшены в норвежский Берген, где были выполнены последние приготовления к походу. По плану Редера сей тандем, обойдя Альбион, должен был начать крейсерство к западу от него, при этом в случае обнаружения конвоев противника линкору надлежало связывать боем корабли сопровождения, а крейсеру уничтожать транспорты конвоя.

Однако дело «не пошло» с самого начала, германские рейдеры засекли шведы, которые и передали информацию англичанам, система прикрытия проливов которых и так уже была наэлектризована нервными приказами адмиралтейства.

Эрих Редер, Главнокомандующий ВМС Германии

Первый контакт состоялся 23 мая, когда британские дозоры засекли вышедших в море немцев, были ими обстреляны и, поспешно ретировавшись, продолжили «вести» их по радару. В результате на следующее утро они были перехвачены ударной группой, представленной дредноутами «Худ» и «Принц Уэльский» в Датском проливе. «Бисмарк» первым понёс урон, с шестого залпа британский линкор добился попадания, разворотившего на нём мазутные ёмкости.

В 5:57 «Худ» «поймал» первые «болванки» от обоих противников, вызвавшие неслабые пожары. Сам «канцлер» в это время получил ещё два «чемодана» от «Принца Уэльского», которые стали причиной локального затопления, обусловившего лёгкий правый крен корабля.

«Принц Уэльский» на якоре

К 6:00 дистанция между противниками сократилась до 8-9 морских миль, в это время «Худ» и был накрыт ставшим для него фатальным пятым залпом с «Бисмарка». В результате взрыва в центральной части корпуса он был разорван надвое: кормовая часть ушла сразу, носовая – продержалась ещё некоторое время, одна из башен успела даже дать последний залп. Всего на «Худе» погибло 1412 членов экипажа, выжили трое.

Британский линкор был вынужден обогнуть место гибели напарника, сбив пристрелку, это дало его противникам определённую фору в артиллерийском поединке – в считанные секунды он поймал семь «болванок» и был вынужден отвернуть под прикрытием дымзавесы.

Читателю стоит иметь в виду, что несмотря на впечатляющий успех общая тактическая ситуация для «Бисмарка» сложилась непростая – он, ввиду полученных повреждений, потерял скорость, его продолжал «вести» по радару дозорный крейсер «Саффолк», что потенциально было чревато новым перехватом тяжёлыми кораблями Гранд Флита.

Тем не менее, было решено попытаться выполнить приказ идти во французские порты, что представляется весьма трудноосуществимой задачей – британцы шокированные потерей Худа, бросили против рейдера всю мощь флота метрополии.

«Бисмарк» до морского боя, 24 мая 1941 года

Примечания

Строительство

Спуск на воду линкора «Бисмарк»

Бисмарк в 1940 году

Тип «Бисмарк» (позднее был построен ещё один корабль этого типа — линкор «Тирпиц») первоначально создавался как наследник «карманных линкоров» и в основном предназначался для ведения рейдерских операций против торговых кораблей. Так, объём топливного резерва «Бисмарка» скорее характерен для тихоокеанских линкоров, а показанная на испытаниях в Балтийском море скорость в 30,1 узлов была одним из лучших в мире значений для таких кораблей.
После спуска на воду второго французского линкора типа «Дюнкерк» проект был изменён в сторону дальнейшего увеличения размеров. «Бисмарк» был первым после Первой мировой войны полноценным линкором германского флота: вооружение, включавшее восемь 380-мм пушек SKC-34 в четырёх башнях, позволяло ему на равных противостоять любому линейному кораблю. «Бисмарк» во время своей службы был крупнейшим линкором в мире.
Киль «Бисмарка» был заложен на верфи фирмы Blohm & Voss в Гамбурге 1 июля 1936 года.
Корабль сошёл со стапелей 14 февраля 1939 года, в день святого Валентина. При спуске на воду присутствовали фюрер Адольф Гитлер и внучка князя Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского.
24 августа 1940 года линкор был сдан под командование капитану первого ранга Эрнсту Линдеману. Установка оборудования и испытания продолжались до весны 1941 года.

Сообщить об опечатке

Buy[edit][add listing]

Bismarck offers two major shopping malls, newly remodeled Gateway Fashion Mall in north Bismarck, and Kirkwood Mall in south Bismarck. Kirkwood Mall is the city’s largest mall. It is anchored by Target, JCPenney, Herberger’s, Scheel’s Sports, and I. Keating Furniture World.
Besides the mall Bismarck has Wal-Mart, Kmart, Staples, Office Depot, and Menards. Bismarck added about 1.5 million square feet of retail during the past 12 months including two Super Walmarts, Sams Club, Lowes, Kohls, and many other shops. The majority of the newer retail centers are in the northern part of the city.

Великая Отечественная война

Командование армии России

Строительство

Литература

Это заготовка статьи об исламе. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Деятельность ВОЗ

В 2004 г. Ассамблея здравоохранения приняла «Глобальную стратегию ВОЗ по питанию, физической активности и здоровью» (14). Стратегия призвала правительства, ВОЗ, международных партнеров, частный сектор и гражданское общество к принятию мер на глобальном, региональном и местном уровнях для содействия здоровому питанию и физической активности. 

В 2010 г. Ассамблея здравоохранения одобрила ряд рекомендаций в отношении ориентированного на детей маркетинга пищевых продуктов и безалкогольных напитков (15). С помощью этих рекомендаций страны разрабатывают новые и улучшают существующие стратегии по уменьшению воздействия маркетинга нездоровых пищевых продуктов на детей. ВОЗ также разработала инструменты для регионов (такие как региональные типовые перечни питательных веществ), которыми страны могут пользоваться при осуществлении рекомендаций по маркетингу.

В 2012 г. Ассамблея здравоохранения приняла «Всеобъемлющий план осуществления деятельности в области питания матерей и детей грудного и раннего возраста» и шесть глобальных целей в области питания, которые должны быть достигнуты к 2025 г., включая сокращение числа детей, страдающих от задержки роста, истощения и избыточного веса, улучшение грудного вскармливания и сокращение числа детей с анемией и низкой массой тела при рождении (9).

В 2013 г. Ассамблея здравоохранения согласовала девять глобальных добровольных целей по профилактике НИЗ и борьбе с ними. Эти цели включают прекращение увеличения числа случаев диабета и ожирения и относительное снижение на 30% потребления соли к 2025 году. «Глобальный план действий по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними на 2013-2020 гг.» (10) содержит руководство и варианты политики для содействия государствам-членам, ВОЗ и другим учреждениям Организации Объединенных Наций в достижении этих целей. 

В мае 2014 г., принимая во внимание быстрый рост числа детей грудного возраста и других возрастных групп с ожирением во многих странах, ВОЗ учредила  Комиссию по ликвидации детского ожирения. В 2016 г

Комиссия предложила ряд рекомендаций для успешной борьбы с ожирением среди детей и подростков в условиях разных стран мира (16).   

В ноябре 2014 г. ВОЗ вместе с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) организовала вторую Международную конференцию по вопросам питания (ICN2). ICN2 приняла Римскую декларацию по вопросам питания (17) и Рамочную программу действий (18), которые содержат рекомендации в отношении ряда вариантов политики и стратегий для содействия разнообразному, безопасному и здоровому питанию на всех этапах жизни. ВОЗ помогает странам в выполнении обязательств, принятых на ICN2.    

В мае 2018 г. Ассамблея здравоохранения приняла тринадцатую Общую программу работы (ОПР13), которой ВОЗ будет руководствоваться в своей работе в 2019—2023 гг. (19). Сокращение потребления соли/натрия и исключение трансжиров промышленного производства из состава пищевой продукции определены в ОПР13 в качестве приоритетных действий ВОЗ для достижения целей по обеспечению здорового образа жизни и содействию благополучию для всех в любом возрасте. Для оказания содействия государствам-членам в принятии необходимых мер для исключения трансжиров промышленного производства из состава пищевой продукции ВОЗ разработала дорожную карту для стран (пакет мер REPLACE) в целях ускорения действий (6).   

Источники

(1) Hooper L, Abdelhamid A, Bunn D, Brown T, Summerbell CD, Skeaff CM. Effects of total fat intake on body weight. Cochrane Database Syst Rev. 2015; (8):CD011834.

(2) Diet, nutrition and the prevention of chronic diseases: report of a Joint WHO/FAO Expert Consultation. WHO Technical Report Series, No. 916. Geneva: World Health Organization; 2003.

(3) Fats and fatty acids in human nutrition: report of an expert consultation. FAO Food and Nutrition Paper 91. Rome: Food and Agriculture Organization of the United Nations; 2010.

(4) Nishida C, Uauy R. WHO scientific update on health consequences of trans fatty acids: introduction. Eur J Clin Nutr. 2009; 63 Suppl 2:S1–4.

(5) Guidelines: Saturated fatty acid and trans-fatty acid intake for adults and children. Geneva: World Health Organization; 2018 (Draft issued for public consultation in May 2018).

(6) REPLACE: An action package to eliminate industrially-produced trans-fatty acids. WHO/NMH/NHD/18.4. Geneva: World Health Organization; 2018.

(7) Guideline: Sugars intake for adults and children. Geneva: World Health Organization; 2015.

(8) Guideline: Sodium intake for adults and children. Geneva: World Health Organization; 2012.

(9) Comprehensive implementation plan on maternal, infant and young child nutrition. Geneva: World Health Organization; 2014.

(10) Global action plan for the prevention and control of NCDs 2013–2020. Geneva: World Health Organization; 2013.

(11) Guideline: Potassium intake for adults and children. Geneva: World Health Organization; 2012.

(12) Mozaffarian D, Fahimi S, Singh GM, Micha R, Khatibzadeh S, Engell RE et al. Global sodium consumption and death from cardiovascular causes. N Engl J Med. 2014; 371(7):624–34.

(13) Te Morenga LA, Howatson A, Jones RM, Mann J. Dietary sugars and cardiometabolic risk: systematic review and meta-analyses of randomized controlled trials of the effects on blood pressure and lipids. AJCN. 2014; 100(1): 65–79.

(14) Global strategy on diet, physical activity and health. Geneva: World Health Organization; 2004.

(15) Set of recommendations on the marketing of foods and non-alcoholic beverages to children. Geneva: World Health Organization; 2010.

(16) Report of the Commission on Ending Childhood Obesity. Geneva: World Health Organization; 2016.

(17) Rome Declaration on Nutrition. Second International Conference on Nutrition. Rome: Food and Agriculture Organization of the United Nations/World Health Organization; 2014.

(18) Framework for Action. Second International Conference on Nutrition. Rome: Food and Agriculture Organization of the United Nations/World Health Organization; 2014.

(19) Thirteenth general programme of work, 2019–2023. Geneva: World Health Organization; 2018.

Позиции мировых держав в период войны

Войсковая часть 75384 – 1-й отдельный стрелковый Семеновский полк

Примечания

  1. Christian Zentner. Chronik Zweiter Weltkrieg. St. Gallen: Otus-Verlag, 2007. S. 344—345. ISBN 978-3-907200-56-8
  2. Как показали подводные съёмки много позже, башни главного калибра выпали из своих гнёзд, но на дне корабль оказался стоящим на ровном киле.
  3. Piekałkiewicz, Janusz (1987), Sea War, 1939-1945 (translated by Peter Spurgeon), Historical Times, с. 142, ISBN 978-0-713-71665-8
  4. Маслов М. С. Германский флот. От Версаля до Нюрнберга. — М: Вече, 2004. — С. 337. — 416 с. — 5000 экз.
  5. Во время атаки на остров Шпицберген в 1943 году (операция «Сицилия») «Тирпиц», обстреливая побережье, единственный раз вёл огонь из главного калибра при малых углах возвышения.

СВД – снайперская «плетка»

Мы не нуждаемся в войне

Германия превратилась в империю, переиграв на военных и дипломатических полях Данию, Австрию и Францию, однако Бисмарк понимал, что его страна все еще не имеет возможности доминировать Европе. Идея объединения всех немцев в одном государстве так и не была воплощена в жизнь, этому серьезно противилась империя Габсбургов. Опасался «железный канцлер» и реванша со стороны Франции.

Учитывая центральное положение Германии в Европе и, как следствие, реальную угрозу вовлечения в войну на два фронта, Бисмарк выработал правило, которому следовал в течение всей своей политической карьеры: «Сильная Германия стремится жить мирно и мирно развиваться».

See[edit][add listing]

Bismarck has the state’s tallest building, the capitol.

  • Bismarck Art and Galleries Association, 422 East Front Ave., Bismarck, ND. Art, photography and sculptures exhibits by local, regional and national artists. Open year round, Tuesday-Friday 10 a.m.-5 p.m.; Saturday 1-3 p.m. Free admission. Tel: (701) 223-5986. Fax: 701-223-8960. Email:
  • Buckstop Junction Missouri Valley Fairgrounds. Reconstructed village with buildings from the late 1800s to the early 1930s. Turn-of-the-century atmosphere. By appointment. Tel: (701) 226-1217 or (701) 223-4838. Admission fee is $2.
  • Camp Hancock state historic site, 101 West Main, Bismarck, ND. Open May 16 to September 15, Wednesday-Sunday 1:00-5:00 PM. Originally established in 1872 as a military post, Camp Creeley, then renamed Camp Hancock in 1973. Its mission was to provide protection for work gangs building the Northern Pacific Railroad. The camp headquarters, a log building, is still standing on the site. Tel: (701) 328-2666. Fax: (701) 328-3710. Email:
  • Chief Looking’s Village, Burnt Boat Drive NW, Bismarck, ND. Native American village site with self-guided tour of the grounds, contains earthlodge depressions and a fortification ditch. Tel: (701) 328-2666.
  • Dakota Zoo, in Sertoma Park, Bismarck. Variety of animal exhibits, including endangered monkeys, moose, and brown bears, some in natural habitats. Open late April to end of September from 10:00 AM to 8:00 PM daily. In the winter (October to late April), open Friday to Sunday, 1:00 to 5:00 PM. Admission fee is $5.50 for adults and $2.50 for children. Tel: (701) 223-7543. Fax: (701) 258-8350. Email:
  • Double Ditch Indian Village, 7 miles north of Bismarck on Highway 1804. Remains of a large Mandan Indian earthlodge village that is believed to have been inhabited for almost 300 years until 1781. Eight interactive signs provide information on the site. Tel: (701) 328-2666. Fax: (701) 328-3710.
  • Former Governor’s Mansion State Historic Site , 320 East Avenue B, Bismarck. Restored Victorian mansion and carriage house. Originally constructed in 1884, it housed 21 ND governors from 1893 to 1960. Exhibits explain the restoration process, architectural style changes, and furniture used by several governors. Open May 15 to September 15, 10 a.m — 5 p.m, Mon. — Fri. Noon — 4:00 pm, Sat. & Sun. October — May 1 p.m. — 5 p.m., Second combined Friday and Saturday of each month. Tel: (701) 328-2666. Fax: (701) 328-3710.
  • North Dakota Heritage Center and State Museum and Sakakawea Statue, 612 East Boulevard Ave., Bismarck. This is North Dakota’s largest museum. It displays a collection of Plains Indian artifacts, as well as exhibits of North Dakota’s military, agricultural, and natural history. Includes a special children’s historical area. Sakakawea was the guide for the Lewis and Clark expedition of 1804-1806. Her statue is displayed near the center’s entrance. Open year round, from 8:00 AM to 5:00 PM daily. Tel: (701) 328-2666
  • North Dakota State Capitol, this art deco 19-story building is located at 600 East Boulevard Ave., Bismarck. After a fire destroyed the original bldg., the present structure was built on the same site in 1933, one of only 3 ‘skyscraper’ style state capitol buildings in the United States. Open Monday to Friday from 8:00 AM to 5:00 PM, with hourly tours, from Memorial Day to Labor Day. Tel: (701) 328-2471 or (701) 328-2480. Email:
  • Theodore Roosevelt Rough Rider Hall of Fame in the State Capitol, 600 East Boulevard Ave., Bismarck. Displays portraits of recipients of the Theodore Roosevelt Rough Rider Award, the stat’s highest, given to North Dakotans who have brought honor to the state. Open Year-round, Monday-Friday 8:00 AM to 5:00 PM and during Memorial Day to Labor day, also open on Saturday from 9:00 AM to 4:00 PM and on Sunday from 1:00 to 4:00 PM. Tel: 701-328-2480

Гордость нации, стальной зверь

К моменту ввода корабля в строй 24 августа 1940 года, война уже перевернула ситуацию в Европе, и главными врагами Германии на море стали британцы, а не французы.

Захват немцами Норвегии лишил королевский флот стратегических позиций в Северном море, и если бы немецким линкорамШарнхорст» иГнейзенау» удалось объединиться сБисмарком» иТирпицем», получился бы грозный отряд для противостояния англичанам. В воздухе бушевалаБитва за Британию», немецкие подлодки охотились на транспорты островитян в Атлантике. Если бы такой отряд присоединился к блокаде морских путей снабжения, Англию удалось бы уморить голодом.

С питанием населения уже и так возникали перебои, поскольку немецкие подлодки, действуя из французских портов, потопили более 260 тысяч тонн транспортов только за август.

ОрудияБисмарка»

РейдШарнхорста» иГнейзенау» в начале 1941 года в ходе операцииБерлин» показал, что германские линкоры-рейдеры вполне могут истреблять союзные конвои, каждый раз исчезая перед носом у королевского флота. Рейдом, отправившим на дно более 115 тысяч тонн грузов, лично руководил адмирал Гюнтер Лютьенс — командующий надводными силами кригсмарине. В мае 1941 года он и возглавит следующую операцию на новейшемБисмарке».

Именно на скорую блокаду Британии и рассчитывал немецкий адмирал Эрих Редер, когда отдал командованиеБисмарком» адмиралу Гюнтеру Лютьенсу. Старшим помощником был Эрнст Линдеман. Команда, состоявшая более чем из 2000 человек, была подобрана из добровольцев со всей Германии, обладавших наивысшей квалификацией. В Балтийском мореБисмарк» провёл первые учения, отрепетировав поединок с линейным крейсеромХуд». Построенный в конце Великой войныХуд» долгое время был флагманом королевских ВМС и олицетворял британскую морскую мощь.

Первые испытания прошли успешно.Бисмарк» развил скорость в 30,8 узла, что позволяло ему уйти от любой угрозы.

Эрнст Линдеман и командаБисмарка»

Было лишь два недостатка. Во-первых, отдача главного калибра была слишком велика, возникли опасения, что в реальном бою она может повредить оборудование корабля. Во-вторых, учения, имитирующие повреждение руля, провалились. Без руля корабль практически не мог маневрировать. Впрочем, рули и винты были слабым местом любого корабля. Так что адмиралтейство проигнорировало вторую проблему, решив, что вероятность выхода руля из строя очень мала.

К апрелю 1941 годаБисмарк» достиг боевой готовности. Ему предстояло вернуться в Северное море, встретиться там с тяжёлым крейсеромПринц Ойген» и отправиться на соединение сГнейзенау» в Атлантику. Редер получил приказ потопить за три месяца как можно больше транспортов. МощьБисмарка» позволила бы отряду нападать даже на охраняемые конвои. Правда, на тот момент иГнейзенау», иПринц Ойген» были повреждены и ожидали ремонта.

Бисмарк» ждал их. Пятого мая корабль посетил Адольф Гитлер. Фюрер любил боевые корабли, но не имел ни малейшего понятия о морской тактике и стратегии. К флотским операциям он относился с опаской. С одной стороны — хотелось поддержать раздуваемый пропагандой имидж мощи кригсмарине, с другой — не хотелось нервировать нейтральных американцев и их флот. Так что командование флота не стало посвящать Гитлера в свои планы.

Восемнадцатого августаБисмарк» иПринц Ойген» тайно направились в Атлантику. Эти два корабля были достаточно сильны, чтобы нанести серьёзный ущерб британским коммуникациям. Англичане скорее всего знали, чтоБисмарк» готов к бою, но немцы всё равно пытались соблюдать секретность. До выхода в океанБисмарк» мог попасть в ловушку, где его задавили бы превосходящими силами. Однако как именно кригсмарине собирались держать в тайне перемещения крупнейшего линкора в мире — совершенно непонятно.

Вид наБисмарк» с борта тяжёлого крейсераПринц Ойген»

Двадцатого августаБисмарк» был обнаружен, а на следующий день члены норвежского сопротивления заметили немецкие корабли, прячущиеся во фьордах. Они дали знать англичанам.

Обсуждение

Последний бой «Бисмарка» показал, насколько трудно линейному кораблю потопить другой линейный корабль, даже при численном превосходстве. С другой стороны, решающее попадание в «Бисмарк» было произведено одной торпедой с небольшого самолёта. Точно неизвестно, что послужило причиной гибели линкора. По словам выживших и после экспедиции к останкам корабля, возможной причиной затопления стал подрыв корабля командой, а не английская торпеда. В зоне попадания торпеды отчетливо видно, что на противоторпедной переборке нет повреждений. Попадание торпеды не потопило корабль, а сломало руль, что дало время для подхода к месту сражения главных сил английского флота. Гибель «Бисмарка» явилась яркой иллюстрацией утраты линкорами главенствующего положения во флоте. Эта роль перешла к авианосцам.

Немецкое военно-морское командование вскоре отказалось от рейдерских действий надводного флота и сделало основную ставку на неограниченную подводную войну. Второй корабль типа «Бисмарк», линкор «Тирпиц», повреждённый британскими мини-подлодками и несколько лет простоявший под защитой бонового заграждения и намытого мола в норвежском фьорде Тромсё (норв. Tromsö), за всю войну не произвёл ни одного залпа по неприятельским кораблям. Он был потоплен 12 ноября 1944 года в результате массированного налёта британской авиации с участием торпедоносцев «Барракуда» и бомбардировщиков «Ланкастер», использовавших специально изготовленные для этого случая авиабомбы весом 5,4 т. При этом погибли 28 офицеров и 874 человека команды. Однако британцы были вынуждены сохранять значительные морские и воздушные силы, на случай, если стоявший в Тромсё-фьорде линкор выйдет в море.

В 1960 году режиссёр Льюис Гильберт снял фильм «Потопить „Бисмарк“!» (англ. Sink the Bismarck!).

«Бисмарк» и «Тирпиц» часто сравнивают с лайнерами «Титаник» и «Олимпик». «Бисмарк», как и «Титаник», погиб в своём первом дальнем плавании и приобрёл легендарную известность, в то время как «Тирпиц» и «Олимпик» гораздо менее известны, хотя и прослужили намного дольше.

Итог «Бисмарка»

Подводя итоги «похода в Вальхаллу» могу констатировать, что гибель «Бисмарка» имела множество самых разных причин. Это: и сама авантюрность тактики использования линкора в качестве рейдера, к тому же без надлежащего эскорта, и неспособность крупных кораблей эффективно отбиваться от атак с воздуха, и количественное превосходство британцев, и, наконец, простое невезение – фатальным стало маловероятное попадание торпеды в корму, повредившее рули. Ну а всё вместе, это привело к тому, что трагический финал «канцлера» лишний раз подчеркнул известную истину – бывают очень живучие корабли, но не бывает непотопляемых!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector