Бм-31-12

Аналогичные прозвища

«Андрюша» — боевая машина БМ-31-12

«Ванюша» — реактивный миномёт Nebelwerfer

Помимо получившего широчайшую известность во всём мире народного прозвища «Катюша», в отношении советских боевых машин реактивной артиллерии в период Великой Отечественной войны существовал также ряд его аналогов, менее известных.

Существует мнение, изложенное в англоязычных источниках, что боевая машина БМ-31-12, по аналогии с «Катюшей», получила у советских солдат прозвище «Андрюша», хотя, возможно, «Андрюшей» назывался М-30. Также весьма популярное, оно, однако, не получило столь значительных распространения и известности, как «Катюша», и не распространилась на другие модели пусковых установок; даже сами БМ-31-12 чаще называли «Катюшами», нежели собственным прозвищем. Вслед за «Катюшей» русским именем советские бойцы окрестили также немецкое оружие аналогичного типа — буксируемый реактивный миномёт 15 cm Nb.W 41 (Nebelwerfer), получивший прозвище «Ванюша». Кроме того, фугасный реактивный снаряд М-30, применявшийся с простейших переносных пусковых установок залпового огня рамного типа, впоследствии также получил несколько шутливых прозвищ аналогичного вида: «Иван Долбай», связанное с высокой разрушительной силой снаряда, и «Лука» — от имени персонажа Луки Мудищева из порнографической поэмы XIX века, в связи с характерной формой головной части снаряда; из-за явного непристойного подтекста шутки прозвище «Лука», имевшее определённую популярность у солдат, практически не получило отражения в советских прессе и литературе и осталось малоизвестным в целом.

Миномётные установки назывались «Маруся» (производное от МАРС — миномётная артиллерия реактивных снарядов), а на Волховском фронте назывались «гитарой».

Тогда как в советских войсках боевые машины БМ-13 и аналоги получили устойчивое прозвище «Катюша», в немецких войсках эти машины были прозваны «сталинскими орга́нами» (нем. Stalinorgel) — из-за ассоциации внешнего вида пакета направляющих реактивной установки с системой труб этого музыкального инструмента и из-за характерного звука, издававшегося при запуске реактивных снарядов. Советские установки данного типа получили известность под этим прозвищем, помимо Германии, также в ряде других стран — Дании (дат. Stalinorgel), Финляндии (фин. Stalinin urut), Франции (фр. Orgues de Staline), Норвегии (норв. Stalinorgel), Нидерландах (нидерл. Stalinorgel), Венгрии (венг. Sztálinorgona) и Швеции (швед. Stalins orgel).

Среди немецких солдат также распространилось и советское прозвище «Катюша» — Katjuscha. Из воспоминаний разведчика Н. П. Русанова известно о неадекватной реакции некоторых немецких солдат на это слово:

Когда подводили его (фельдфебеля) к своим, у штаба стояла «катюша». Только немец услышал это слово «катюша», сразу весь затрясся, кинулся в сторону, так что еле удержали. Сколько было смеху у нас, мальчишек ещё!.

По стопам «Буратино»

«Тосочка» представляет собой новое поколение российских огнемётных систем семейства ТОС. Первым комплексом в линейке этих боевых машин стала ТОС-1 «Буратино». Её созданием занималось омское Конструкторское бюро транспортного машиностроения совместно с зеленоградским Научно-исследовательским институтом физических проблем (НИИФП), который разрабатывал бортовую аппаратуру.

  • Тяжёлая огнемётная система (ТОС) залпового огня ТОС-1А «Солнцепёк»
  • РИА Новости

«Буратино» представляет собой пусковую установку из 30 направляющих труб со снарядами, размещённую на шасси советского основного боевого танка Т-72. Выбор в пользу гусеничной платформы объяснялся большой массой пакета направляющих труб. Немаловажную роль сыграла и относительно небольшая дальность стрельбы (до 4 км). Такое расстояние подразумевало близость позиций противника, что требовало повышенного уровня защиты машины, а значит, и увеличения веса. 

Наведение и установку на цель экипаж «Буратино» может осуществлять с помощью прицела и силовых следящих приводов, не покидая при этом ТОС-1. 

Кроме того, в комплекс входит транспортно-заряжающая машина на шасси КрАЗ-255Б. Первые опытные образцы ТОС-1 были изготовлены в Омске в 1978—1979 годах. 

В 1980 году «Буратино» завершила государственные испытания и была рекомендована для принятия на вооружение. Боевое крещение система получила во время войны в Афганистане.

В 2001 году была разработана обновлённая версия данного комплекса, которая получила название ТОС-1А «Солнцепёк». По сравнению с оригинальной версией, количество снарядов в ней было сокращено до 24, а транспортно-заряжающая машина была переведена на шасси танка Т-72.

ТОС-1А «Солнцепёк», помимо России, стоит также на вооружении ряда иностранных государств, в том числе Сирии. Правительственные войска САР неоднократно успешно задействовали ТОС-1А в боях с террористическими группировками.

По данным Министерства обороны РФ, «Солнцепёк» может вести огонь реактивными снарядами в термобарическом и дымозажигательном снаряжении. Данная установка предназначена для «поджога и разрушения сооружений и зданий, вывода из строя легкобронированной и автомобильной техники противника».

Принцип действия термобарических снарядов заключается в распылении горючего вещества и последующем подрыве полученного газового облака.

По словам военного эксперта Юрия Кнутова, системы ТОС отличаются точностью поражения и огневой мощью, а наличие термобарических боеприпасов позволяет газу попадать в труднодоступные места.

«Благодаря системам ТОС сирийским войскам удавалось уничтожать подземные туннели, пещеры, где скрывались боевики, поэтому такая техника очень востребована», — заявил Кнутов в разговоре с RT.

Также по теме

«Для защиты интересов и рубежей»: какая военная техника впервые примет участие в параде Победы

24 июня на параде Победы по Красной площади впервые пройдут несколько абсолютно новых видов отечественной военной техники, сообщают в…

Последние годы НПО «Сплав» им. А.Н. Ганичева (Тула), известное, в частности, созданием реактивных систем залпового огня «Ураган» и «Смерч», вело разработку новой машины серии ТОС.

Новинка, получившая название ТОС-2 «Тосочка», была впервые продемонстрирована широкой публике на параде Победы в Москве в июне 2020 года.  

В отличие от предыдущих модификаций, новая «Тосочка» выполнена не на гусеничной платформе, а на колёсной базе автомобиля «Урал» повышенной проходимости.

Кроме того, ТОС-2 не нуждается в отдельной транспортно-заряжающей машине.

«Загрузка снарядов в пусковую установку происходит при помощи крана-манипулятора, расположенного на боевой машине. Это добавляет системе универсальности и автономности действий», — рассказал генеральный директор НПО «Сплав» Александр Смирнов.

Помимо этого, для ТОС-2 были разработаны боеприпасы с повышенной точностью и дальностью стрельбы, сообщается на сайте НПО «Сплав». Однако «Тосочка» может использовать и старые боеприпасы от ТОС-1А. Известно также, что на ТОС-2 была установлена система радиоэлектронной защиты от высокоточного оружия. 

Тактика и участие в боевых действиях

Преимуществом «Катюши» была высокая маневренность. Зная, что ответный удар противника последует немедленно, «Катюши» делали залп и за две минуты снимались с места, меняя дислокацию.

Обычно они уходили поглубже в тыл, чтобы иметь возможность без помех перезарядиться и вновь выступить навстречу врагу. При этом полную перезарядку орудия опытный экипаж производил за 8 минут. Расчет снова менял позицию и производил залп по цели, координаты которой давали наводчики разведки.

Экипаж (расчёт) БМ-13 (ЗИС-6) состоял из 5—7 человек:

  • Командир орудия — 1.
  • Наводчик — 1.
  • Водитель — 1.
  • Заряжающий — 2—4.

Это было самое эффективное средство остановить вражескую атаку. Это оружие не предназначалось для поражения единичных целей, но было очень действенно при уничтожении крупных группировок противника.

Переломной точкой в войне стала битва за Сталинград. Здесь сражался 4-й гвардейский минометный полк «Катюш», который напрямую подчинялся командарму В. И. Чуйкову. Реактивным минометам принадлежала решающая роль в победе в Сталинградской битве.

За минуту на врага было выпущено около 5−6 тысяч снарядов. Этот огонь велся почти полтора часа и явился началом контрнаступления Красной Армии под Сталинградом.

Гвардейцы нанесли ощутимый урон фашистам. Так, 32-й отдельный гвардейский минометный дивизион в ходе боев под Сталинградом уничтожил за три месяца более 3000 фашистов, 50 танков и подавил 6 минометных батарей фашистов.

В ходе сражений минометные расчеты стреляли лишь только снарядами М-8, имевших термитную модификацию «КАТ». Температура в месте взрыва в одно мгновение возрастала до 4000 градусов по Цельсию. Возможно применение именно этих реактивных снарядов послужило одной из причин почему установку назвали «Катюша».

Вы здесь

4.5. Ходовая часть

Павел НН

Устройство БМ-13 «Катюша»

Основное достоинство реактивной установки БМ-13 – ее предельная простота как в производстве, так и в применении. Артиллерийская часть установки состоит из восьми направляющих, рамы, на которой они находятся, поворотного и подъемного механизмов, прицельных приспособлений и электрооборудования.

Направляющие представляли собой пятиметровый двутавр со специальными накладками. В казенной части каждого из направляющих было установлено стопорное устройство и электрозапал, с помощью которого производился выстрел.

Направляющие были закреплены на поворотной раме, которая с помощью простейших подъемных и поворотных механизмов обеспечивала вертикальную и горизонтальную наводку.

Каждая «Катюша» была оборудована артиллерийским прицелом.

Экипаж машины (БМ-13) состоял из 5-7 человек.

Реактивный снаряд М-13 состоял из двух частей: боевой и реактивного порохового двигателя. Боевая часть, в которой находилось взрывчатое вещество и контактный взрыватель, весьма напоминает БЧ обычного артиллерийского осколочно-фугасного снаряда.

Пороховой двигатель снаряда М-13 состоял из камеры с пороховым зарядом, сопла, специальной решетки, стабилизаторов и запала.

Основной проблемой, с которой столкнулись разработчики ракетных систем (и не только в СССР), стала низкая точность кучность реактивных снарядов. Для стабилизации их полета конструкторы пошли двумя путями. Немецкие реактивные снаряды шестиствольных минометов вращались в полёте за счет косо расположенных сопел, а на советских РСах были установлены плоские стабилизаторы. Для придания снаряду большей точности нужно было увеличить его начальную скорость, для этого направляющие на БМ-13 получили большую длину.

Немецкий способ стабилизации позволял уменьшить габариты как самого снаряда, так и оружия, из которого его выпускали. Однако при этом значительно уменьшалась дальность стрельбы. Хотя, следует сказать, что немецкие шестиствольные минометы были точнее «Катюш».

Советская система была более простой и позволяла вести стрельбу на значительные дистанции. Позже на установках стали использовать спиральные направляющие, которые еще более увеличивали кучность.

Об истории создания ракетных установок

Разработки реактивных снарядов начались у нас еще в 20-е годы XX века и проводились сотрудниками Газодинамического института. В 30-х исследования продолжились в Ракетном научно-исследовательском институте, возглавляемом Георгием Лангемаком. Впоследствии он был арестован, подвергся репрессиям.

В 1939–1941 годах происходило усовершенствование реактивных систем, проводились испытания. В марте — июне 1941 года был показ систем. Решение о создании батарей, включавших в себя новое оружие, было принято буквально за несколько часов до начала войны: 21 июня 1941 года. Вооружение первой батареи составили машины БМ-13 со снарядом 130 мм. Одновременно шла разработка машин БМ-8, а в 1943 году появились БМ-31.

Помимо машин, был разработан еще и специальный порох. Немцы охотились не только за нашими установками, но и за составом пороха. Его секрет им так и не удалось разгадать. Отличие в действии этого пороха было в том, что немецкие орудия оставляли длинный дымный шлейф, который составлял более 200 метров, — сразу можно было понять, откуда стреляют. У нас такого дыма не было.

Готовились эти реактивные системы залпового огня на заводе «Компрессор» (в мирное время это был завод холодильного оборудования, что с хорошей стороны характеризует взаимозаменяемость в сфере тяжелой промышленности) и на воронежском заводе «Коммунар». И конечно, кроме первой батареи капитана Флёрова в начале войны создавались и другие батареи, на вооружении которых находились реактивные системы. Как представляется современным исследователям, в самом начале войны они посылались для охраны штабов. Большинство из них были посланы на Западный фронт для того, чтобы немцы не могли внезапно захватить штаб, чтобы ошеломить противника огнем и остановить его наступление.

См. также

Уцелели немногие

Об эффективности боевого применения «катюш» в ходе наступления на укреплённый узел противника может послужить пример разгрома Толкачёвского оборонительного узла в ходе нашего контрнаступления под Курском в июле 1943 года. Деревня Толкачёво была превращена немцами в сильно укреплённый узел сопротивления с большим количеством блиндажей и дзотов в 5-12 накатов, с развитой сетью траншей и ходов сообщений. Подходы к деревне были плотно минированы и прикрыты проволочными заграждениями. Залпами реактивной артиллерии значительная часть дзотов была разрушена, траншеи вместе с находившейся в них вражеской пехотой засыпаны, огневая система полностью подавлена. Из всего гарнизона узла, насчитывавшего 450-500 человек, уцелели только 28. Толкачёвский узел был взят нашими частями без какого-либо сопротивления.

Подготовка серийного производства

В феврале 1941 года наркомат общего машиностроения издает приказ об организации на воронежском заводе им. Коминтерна (сейчас – ОАО «ВЭКС») производство машин БМ-13. Опытный образец должен был быть изготовлен к 1 июля, еще 40 штук – до конца 1941 года.

Директор завода Ф.Н. Муратов был срочно вызван в Москву. Вернувшись на предприятие, он ознакомил с приказом наркомата начальника отдела П.С. Гаврилова, которому поручил подобрать группу конструкторов для проработки чертежей. В нее вошли ведущий конструктор Н.А. Пучеров, главный технолог С.С. Сильченко, конструкторы  М.И. Павлов, А.Н. Яковлев, Н.Н. Авдеев. На завод из Реактивного НИИ прибыли чертежи БМ-13-16.

Первоначально планировалось лишь ознакомление конструкторов завода  с присланными чертежами, которые должны были технологически  адаптировать их к условиям, необходимым для организации серийного производства. Но вскоре стало ясно, что отдельные узлы пусковой установки следует серьезно доработать. В частности, вызывала сомнение надежность винтовых креплений направляющих планок в полевых условиях. Для того чтобы ускорить согласование необходимых конструктивных изменений, на завод срочно приезжают сотрудники РНИИ: начальник отдела И.И.Гвай, ведущий конструктор В.Н.Гвалковский, технолог С.И.Калашников.

Вся работа с чертежами проходила в строжайшей тайне. После детального обсуждения сложные фигурные направляющие решили упростить, заменив двутавровой балкой. Еще одной «ахиллесовой пятой» установки был выносной пульт управления огнем, с 25-метровым кабелем. Чтобы произвести выстрел, из кабины машины следовало взять катушку с кабелем и пробежать с ней 25 метров до ближайшего укрытия, откуда поворотом ключа замкнуть контакты.  А после залпа, быстро смотав кабель, вновь положить катушку в кабину. Это не могло не сказаться на маневренности установки. Инженеры-электрики завода Я.М.Тупицын и Е.Я.Низовцев предложили сократить время залпа, установив пульт управления огнем рядом с панелью управления машины. Чтобы обезопасить командира и водителя, над самой кабиной сделали броневой щит.

Были внесены серьезные изменения и в другие узлы: переделали контакторы для зажигания пиропатронов в реактивном снаряде, изменили замковую часть, поворотную раму и конструкцию несущей фермы, механизмы наводки и др.

15-17 июня 1941 года пять машин, изготовленные в опытных мастерских РНИИ, были представлены на смотре новых образцов вооружения Красной Армии. Новую необычную технику оценивало высшее командование РКК – нарком обороны, маршал С.К. Тимошенко, начальник Генерального штаба Г.К. Жуков, нарком вооружения Д.Ф. Устинов. Залпы из БМ-13  произвели сильнейшее впечатление даже на видавших виды военачальников. Окутанные дымом и пламенем боевые машины зa несколько секунд выпускали по шестнадцать реактивных 132-мм снарядов, а там, где только что были мишени, крутились огненные смерчи.

По итогам смотра, 21 июня, за несколько часов до начала войны, было подписано постановление о серийном производстве реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13.

Примечания

Что означает TT в тексте

Военно — воздушные силы

Навигация

Производство

БМ-14 серийно производилась и поступала на вооружение стрелковых дивизий Советской Армии , а также в значительных количествах поставлялась на экспорт. Помимо базовой БМ-14, производившейся в нескольких вариантах, выпускалась версия БМ-14-17

с иным шасси и несколько отличающейся конструкцией пусковой установки, а 140-мм реактивные снаряды использовались также в буксируемой пусковой установке РПУ-14 . Хотя с середины 1960-х годов в Советской Армии началась замена БМ-14 более современной РСЗО БМ-21 «Град» , в ряде стран она всё ещё, по состоянию на 2010 год , остаётся на вооружении .

Типы пусковых установок

Установки М-8-24 — БМ-8-24 на шасси грузовиков ГАЗ-ММ, ГАЗ-АА/ААА, на шасси танков Т-40 и танка Т-60 (Постановление ГКО (Государственного комитета обороны) № 726сс от 30 сентября 1941 года); М-8-24 на бронеплощадках бронепоездов 31-го ООДБП — БП № 659 «Козьма Минин» и БП № 702 «Илья Муромец», 39-го ООДБП — БП № 669/850 и БП№ 715, 62-го ООДБП — БП № 653 «Мичуринец» и БП № 701 «Советская Армения» (Постановление ГКО № 924сс от 20 ноября 1941) и на малых бронекатерах (БКА): проект 1125 (Приказ от 19 сентября 1944).

Аналогичные с другим количеством направляющих

Реплика БМ-8-48 на Шевроле Г7117 в музее воен. тех. УГМК

  • М-8-8 (с 10.1942) — установка на конной тяге, на шасси Bantam BRC-40 (США), на шасси Willis MA / MB (США), на шасси Ford GPW (США), на шасси ГАЗ-67Б, на малых и больших бронекатерах (М-8-М): (проект 1125, бронекатера проекта 1124, «С-40»), миномётных катерах (тип «Я-5», «Я-6», «Г-5»), артиллериских катерах — торпедных катерах без торпед с пусковой установкой реактивных снарядов (Приказ наркома ВМФ от 29 ноября 1942 года);
  • М-8-36 (с 6.08.1941) — установка на шасси грузовика ГАЗ-ААА (ок. 50 шт), на шасси грузовика ЗИС-6 (до 15 ноября 1941, Постановление ГКО № 907сс от 17 ноября 1941), на шасси Bedford MW (Великобритания), на шасси Chevrolet G 7107/G7117 (США), на шасси Ford-Marmon-Неrrington HH6-COE4 (США), на шасси Studebaker US6 U-3/U-7 (США);
  • М-8-48 (с 6.1942) — установка из двух пакетов направляющих установки М-8-24 на шасси Chevrolet G 7117 (США), на шасси Ford-Marmon-Herrigton HH6-COE4 (США) и на шасси Studebaker US6 (США)(с 4.1943 только на шасси Studebaker US6)
  • М-8-72 (с 1945) — установка на шасси Studebaker US6 (США);.

Немного истории БМ-13 «Катюша»

После окончания Первой мировой войны заметно повысился интерес к твердотопливным пороховым ракетам, и разработками в этом направлении занимались конструкторы сразу в нескольких странах. Сами по себе реактивные ракеты нельзя назвать чем-то инновацией, скорее это — возвращение к «хорошо забытому старому». Дело в том, что пороховые ракеты не так уж редко применялись вплоть до середины XIX столетия, но по мере развития нарезной артиллерии они до поры сдали свои позиции.

Возрождению интереса к ракетному оружию способствовали несколько причин: во-первых, были изобретены более совершенные виды пороха, что позволило значительно увеличить дальность полета реактивных снарядов; во-вторых, ракеты прекрасно подходили в качестве оружия для боевых аэропланов; а в-третьих, ракеты можно было использовать для доставки отравляющих веществ.

Последняя причина была наиболее важной: исходя из опыта Первой мировой войны, военные практически не сомневались, что следующий конфликт без боевых газов точно не обойдется. В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова

В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации

В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова. В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации.

В 1933 году появились экспериментальные образцы авиационных реактивных снарядов двух калибров: РС-82 и РС-132. Основным недостатком нового оружия, который абсолютно не устраивал военных, была их малая точность. Снаряды имели небольшое оперение, которое не выходило за его калибр, а в качестве направляющих использовалась труба, что было весьма удобно. Однако для повышения точность ракет их оперение пришлось увеличить и заняться разработкой новых направляющих.

Кроме того, пироксилино-тротиловый порох не слишком хорошо подходил для массового производства этого вида оружия, поэтому решено было использовать трубчатый нитроглицериновый порох.

В 1937 году испытали новые ракеты с увеличенным оперением и новые отрытые направляющие рельсового типа. Нововведения значительно улучшили кучность стрельбы и увеличили дальность полета ракеты. В 1938 году реактивные снаряды РС-82 и РС-132 были приняты на вооружение и начали выпускаться серийно.

В том же году перед конструкторами была поставлена новая задача: создать реактивную систему для сухопутных войск, взяв за основу реактивный снаряд калибра 132 мм.

В 1939 году был готов 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13, он имел более мощную боевую часть и увеличенную дальность полета. Добиться таких результатов удалось за счет удлинения боеприпаса.

В этом же году была изготовлена и первая реактивная установка МУ-1. Восемь коротких направляющих устанавливались поперек грузового автомобиля, шестнадцать реактивных снарядов крепились к ним попарно. Эта конструкция получилась весьма неудачной, во время залпа машина сильно раскачивалась, что приводило к значительному снижению кучности боя.

В сентябре 1939 года начались испытания новой реактивной установки – МУ-2. Основой для нее служил трёхосный грузовик ЗиС-6, эта машина обеспечивала боевому комплексу высокую проходимость, позволяло быстро менять позиции после каждого залпа. Теперь направляющие для ракет располагали вдоль автомобиля. За один залп (примерно 10 секунд) МУ-2 выстреливала шестнадцать снарядов, вес установки с боекомплектом составлял 8,33 тонны, дальность стрельбы превышала восемь километров.

При такой конструкции направляющих раскачивание машины во время залпа стало минимальным, кроме того, в задней части автомобиля были установлены два домкрата.

В 1940 году были проведены государственные испытания МУ-2, и ее приняли на вооружение под обозначением «реактивный миномет БМ-13».

За день до начала войны (21 июня 1941 года) правительство СССР приняло решение о серийном производстве боевых комплексов БМ-13, боеприпасов к ним и формировании специальных частей для их использования.

Первый же опыт применения БМ-13 на фронте показал их высокую эффективность и способствовал активному производству этого вида оружия. Во время войны «Катюша» выпускалась несколькими заводами, был налажен массовый выпуск боеприпасов для них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector