Реактивная установка бм-13 «катюша» история и характеристики преимущества и недостатки

Тактика и участие в боевых действиях

Преимуществом «Катюши» была высокая маневренность. Зная, что ответный удар противника последует немедленно, «Катюши» делали залп и за две минуты снимались с места, меняя дислокацию.

Обычно они уходили поглубже в тыл, чтобы иметь возможность без помех перезарядиться и вновь выступить навстречу врагу. При этом полную перезарядку орудия опытный экипаж производил за 8 минут. Расчет снова менял позицию и производил залп по цели, координаты которой давали наводчики разведки.

Экипаж (расчёт) БМ-13 (ЗИС-6) состоял из 5—7 человек:

  • Командир орудия — 1.
  • Наводчик — 1.
  • Водитель — 1.
  • Заряжающий — 2—4.

Это было самое эффективное средство остановить вражескую атаку. Это оружие не предназначалось для поражения единичных целей, но было очень действенно при уничтожении крупных группировок противника.

Переломной точкой в войне стала битва за Сталинград. Здесь сражался 4-й гвардейский минометный полк «Катюш», который напрямую подчинялся командарму В. И. Чуйкову. Реактивным минометам принадлежала решающая роль в победе в Сталинградской битве.

За минуту на врага было выпущено около 5−6 тысяч снарядов. Этот огонь велся почти полтора часа и явился началом контрнаступления Красной Армии под Сталинградом.

Гвардейцы нанесли ощутимый урон фашистам. Так, 32-й отдельный гвардейский минометный дивизион в ходе боев под Сталинградом уничтожил за три месяца более 3000 фашистов, 50 танков и подавил 6 минометных батарей фашистов.

В ходе сражений минометные расчеты стреляли лишь только снарядами М-8, имевших термитную модификацию «КАТ». Температура в месте взрыва в одно мгновение возрастала до 4000 градусов по Цельсию. Возможно применение именно этих реактивных снарядов послужило одной из причин почему установку назвали «Катюша».

Происхождение и значение

Существует несколько вариантов происхождения имени Венера. По первой версии, данное имя принадлежало римской богине цветочных садов, весны и плодородия, поэтому приобрело значение при переводе как «милость Богов». В последующем Венеру стали связывать с греческой богиней любви и красоты – Афродитой. Вторая версия утверждает, что имя имеет латинское происхождение и переводится как «любовь», «красота», «прелесть». Еще один вариант – образование от латинского слова «venero», что означает «украшать» либо от «veneror» — «чтить», «молить», «умолять», «вымаливать». Согласно испанской версии происхождения (от Venera), имя переводится как «раковина (моллюска)». Оно получило широкое распространение среди татар.

На службе государынь

Новую жизнь в ведомство, переименованное в Канцелярию тайных и розыскных дел, вдохнула императрица Анна Иоанновна. Назначенный ею руководителем Андрей Ушаков прославился тем, что был готов находиться в пыточных камерах «для пользы дела» почти круглосуточно. Согласно составленным инструкциям, главной задачей Канцелярии стало выявление тех, «кто каким измышлениям учнет мыслить на императорское здоровье злое дело или персону и честь злыми и вредительными словами поносить». Борьба с потенциальными бунтами и изменами должна была вестись лишь во вторую очередь.

За десять лет правления Анны Иоанновны было арестовано и пытано более четырёх тысяч человек.

Сотрудники Канцелярии не остались без дела и при Елизавете Петровне, которая при восшествии на престол поклялась никогда никого не казнить. Однако это обещание не помешало дочери Петра I активно использовать ведомство для борьбы с потенциальной оппозицией и опальными вельможами. Были введены должности соглядатаев, которым предписывалось подслушивать все крамольные разговоры. Новым главой политического сыска стал Александр Шувалов.

Под его руководством штат Канцелярии значительно вырос. Ведь надлежало тайно вскрывать и читать сотни писем на разных языках.

Тайную канцелярию упразднил Пётр III, а пытки запретил. И всего через полгода оказался свергнут собственной супругой, которая стала править единолично под именем Екатерины II. Новая императрица, не желая повторять участь своего мужа, возродила столь полезное ведомство под названием Тайной экспедиции.

Более двадцати лет политическим сыском заведовал Степан Шешковский. Ему пришлось заниматься не только расследованием таких важных дел, как Пугачёвский бунт, но и поиском тех, кто рисовал карикатуры на императрицу. Несмотря на задекларированную Екатериной II эпоху просвещения, в Тайной экспедиции не гнушались прибегать к пыткам. Через допросы с пристрастием прошли фрейлина Эльмпт и графиня Бутурлина.

Упразднил Тайную экспедицию Александр I. Хотя на самом деле функции политического сыска просто были переданы в специальные сенатские департаменты.

Устройство БМ-13 «Катюша»

Основное достоинство реактивной установки БМ-13 – ее предельная простота как в производстве, так и в применении. Артиллерийская часть установки состоит из восьми направляющих, рамы, на которой они находятся, поворотного и подъемного механизмов, прицельных приспособлений и электрооборудования.

Направляющие представляли собой пятиметровый двутавр со специальными накладками. В казенной части каждого из направляющих было установлено стопорное устройство и электрозапал, с помощью которого производился выстрел.

Направляющие были закреплены на поворотной раме, которая с помощью простейших подъемных и поворотных механизмов обеспечивала вертикальную и горизонтальную наводку.

Каждая «Катюша» была оборудована артиллерийским прицелом.

Экипаж машины (БМ-13) состоял из 5-7 человек.

Реактивный снаряд М-13 состоял из двух частей: боевой и реактивного порохового двигателя. Боевая часть, в которой находилось взрывчатое вещество и контактный взрыватель, весьма напоминает БЧ обычного артиллерийского осколочно-фугасного снаряда.

Пороховой двигатель снаряда М-13 состоял из камеры с пороховым зарядом, сопла, специальной решетки, стабилизаторов и запала.

Основной проблемой, с которой столкнулись разработчики ракетных систем (и не только в СССР), стала низкая точность кучность реактивных снарядов. Для стабилизации их полета конструкторы пошли двумя путями. Немецкие реактивные снаряды шестиствольных минометов вращались в полёте за счет косо расположенных сопел, а на советских РСах были установлены плоские стабилизаторы. Для придания снаряду большей точности нужно было увеличить его начальную скорость, для этого направляющие на БМ-13 получили большую длину.

Немецкий способ стабилизации позволял уменьшить габариты как самого снаряда, так и оружия, из которого его выпускали. Однако при этом значительно уменьшалась дальность стрельбы. Хотя, следует сказать, что немецкие шестиствольные минометы были точнее «Катюш».

Советская система была более простой и позволяла вести стрельбу на значительные дистанции. Позже на установках стали использовать спиральные направляющие, которые еще более увеличивали кучность.

Секрет в пороховом заряде

Но чем больше «Катюш» уходило на фронт, тем больше возможностей появлялось у фашистов завладеть секретным оружием.

За время войны армия получила в распоряжение 12 миллионов реактивных снарядов и около 10 тысяч установок БМ-13.

Личный состав настолько отчаянно защищал свою любимицу, что родилась легенда, будто бы ни одной установки в руки немцев так и не попало. Правда это или нет неизвестно, однако фашистам все-таки не покорился секрет загадочной русской души. Они не смогли повторить это оружие, так как не знали рецептуру пороха.

Именно в пороховом заряде заключался секрет «Катюши». Снаряд разгонялся до скорости 350 метров в секунду и летел почти на восемь с половиной километров.

Если дивизион состоял из трех батарей по четыре машины, то полк состоял из 36 установок. За один залп минометы выпускали пятьсот семьдесят шесть снарядов калибра 132 миллиметра. Огненное облако не оставляло ничего живого на территории одного квадратного километра.

Немцы пытались повторить успех советских конструкторов. Вермахт все-таки получил в распоряжение мобильные установки реактивного огня. Но сравниться по мощности, а главное, по точности, с советским аналогом было просто невозможно. До самого конца войны фашисты не оставляли попыток заполучить вожделенное оружие.

В битве за Берлин советские войска задействовали 219 дивизионов реактивных минометов. Солдаты знали, что «Катюша» — это оружие победы.

Уцелели немногие

Об эффективности боевого применения «катюш» в ходе наступления на укреплённый узел противника может послужить пример разгрома Толкачёвского оборонительного узла в ходе нашего контрнаступления под Курском в июле 1943 года.Деревня Толкачёво была превращена немцами в сильно укреплённый узел сопротивления с большим количеством блиндажей и дзотов в 5-12 накатов, с развитой сетью траншей и ходов сообщений. Подходы к деревне были плотно минированы и прикрыты проволочными заграждениями.Залпами реактивной артиллерии значительная часть дзотов была разрушена, траншеи вместе с находившейся в них вражеской пехотой засыпаны, огневая система полностью подавлена. Из всего гарнизона узла, насчитывавшего 450-500 человек, уцелели только 28. Толкачёвский узел был взят нашими частями без какого-либо сопротивления.

Происхождение названия

Нет единой уверенной версии почему реактивные миномёты БМ-13 стали именоваться «катюшами», существует несколько предположений:

По названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша». Версия не очень убедительная, поскольку с ходу не прослеживается прямой взаимосвязи (почему бы тогда не назвать «катюшей» сорокапятку или полуторку?!), но, тем не менее, песня, вероятно, стала катализатором названия под влиянием других причин.

По сокращению «КАТ» — есть версия, что полигонщики именно так называли БМ-13 — «Костиковские автоматические термические» (по другому источнику — «… артиллерийские термические»), по имени руководителя проекта, Андрея Костикова.

Ещё один вариант, что название связано с индексом «К» на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени Калинина (по другому источнику — заводом имени Коминтерна). А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелькой». Да и БМ-13 поначалу иногда именовали «Раисой Сергеевной», таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд).

Четвертая версия предполагает, что именно так окрестили эти машины девушки с московского , работавшие на сборке.

Ещё одна, экзотичная версия. Направляющие, на которые устанавливались снаряды, назывались скатами. Сорокадвухкилограммовый снаряд поднимали два бойца, впрягшиеся в лямки, а третий обычно помогал им, подталкивая снаряд, чтобы он точно лёг на направляющие, он же сообщал державшим, что снаряд встал-закатился-накатился на направляющие. Его то, якобы, и называли «катюшей» (роль державших снаряд и закатывающего постоянно менялась, так как расчёт БМ-13, в отличие от ствольной артиллерии, не был в явном виде разделён на заряжающего, наводящего и др.)

Следует также отметить, что установки были настолько засекречены, что даже запрещалось использовать команды «пли», «огонь», «залп», вместо них звучали «пой» или «играй», что, возможно тоже было связано с песней «Катюша». Да и для пехоты залп «катюш» был самой приятной музыкой.

И ещё интересные факты о названиях БМ-13:

На Северо-Западном фронте установку поначалу называли «Раиса Сергеевна», таким образом расшифровывая аббревиатуру РС (реактивный снаряд).

В немецких войсках эти машины получили название «сталинские орга?ны» из-за внешнего сходства реактивной установки с системой труб этого музыкального инструмента и мощного ошеломляющего рёва, который производился при запуске ракет.

Что означает TT в тексте

Создание боевой машины

Работа над созданием Катюши началась в начале 1938 года, когда Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) в Ленинграде получил разрешение на разработку собственной БМРА. Изначально масштабные испытания оружия начались в конце 1938 года, но огромное количество недостатков в машине не впечатлило Советскую армию, однако, после доработки системы, в 1940 году, Катюшу все же выпустили небольшой партией.

Вы, наверняка, гадаете, откуда артиллерийская машина получила своё особенное название – история «Катюши» довольно уникальна. Существование данного оружия было секретом до самого окончания войны, во время которой боевую машину, с целью скрыть её истинную природу, помечали буквами «КАТ», что расшифровывалось «Костикова автоматический термитный», из-за чего солдаты и окрестили её Катюшей, в честь патриотической песни Михаила Исаковского.

Также Катюша издавала громкий воющий звук во время выстрела, а расстановка ракет на орудии напоминала церковный орган, из-за чего немецкие солдаты называли машину «Орган Сталина», за звук и страх, который он порождал в рядах неприятеля. Само же оружие было настолько секретным, что исключительно оперативники НКВД и наиболее доверенные люди были обучены им управлять, и имели на то разрешение, но когда Катюша вышла в массовое производство, ограничения были сняты, и машина поступила в распоряжение Советских войск.

Немного истории БМ-13 «Катюша»

После окончания Первой мировой войны заметно повысился интерес к твердотопливным пороховым ракетам, и разработками в этом направлении занимались конструкторы сразу в нескольких странах. Сами по себе реактивные ракеты нельзя назвать чем-то инновацией, скорее это — возвращение к «хорошо забытому старому». Дело в том, что пороховые ракеты не так уж редко применялись вплоть до середины XIX столетия, но по мере развития нарезной артиллерии они до поры сдали свои позиции.

Возрождению интереса к ракетному оружию способствовали несколько причин: во-первых, были изобретены более совершенные виды пороха, что позволило значительно увеличить дальность полета реактивных снарядов; во-вторых, ракеты прекрасно подходили в качестве оружия для боевых аэропланов; а в-третьих, ракеты можно было использовать для доставки отравляющих веществ.

Последняя причина была наиболее важной: исходя из опыта Первой мировой войны, военные практически не сомневались, что следующий конфликт без боевых газов точно не обойдется. В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова

В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации

В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова. В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации.

В 1933 году появились экспериментальные образцы авиационных реактивных снарядов двух калибров: РС-82 и РС-132. Основным недостатком нового оружия, который абсолютно не устраивал военных, была их малая точность. Снаряды имели небольшое оперение, которое не выходило за его калибр, а в качестве направляющих использовалась труба, что было весьма удобно. Однако для повышения точность ракет их оперение пришлось увеличить и заняться разработкой новых направляющих.

Кроме того, пироксилино-тротиловый порох не слишком хорошо подходил для массового производства этого вида оружия, поэтому решено было использовать трубчатый нитроглицериновый порох.

В 1937 году испытали новые ракеты с увеличенным оперением и новые отрытые направляющие рельсового типа. Нововведения значительно улучшили кучность стрельбы и увеличили дальность полета ракеты. В 1938 году реактивные снаряды РС-82 и РС-132 были приняты на вооружение и начали выпускаться серийно.

В том же году перед конструкторами была поставлена новая задача: создать реактивную систему для сухопутных войск, взяв за основу реактивный снаряд калибра 132 мм.

В 1939 году был готов 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13, он имел более мощную боевую часть и увеличенную дальность полета. Добиться таких результатов удалось за счет удлинения боеприпаса.

В этом же году была изготовлена и первая реактивная установка МУ-1. Восемь коротких направляющих устанавливались поперек грузового автомобиля, шестнадцать реактивных снарядов крепились к ним попарно. Эта конструкция получилась весьма неудачной, во время залпа машина сильно раскачивалась, что приводило к значительному снижению кучности боя.

В сентябре 1939 года начались испытания новой реактивной установки – МУ-2. Основой для нее служил трёхосный грузовик ЗиС-6, эта машина обеспечивала боевому комплексу высокую проходимость, позволяло быстро менять позиции после каждого залпа. Теперь направляющие для ракет располагали вдоль автомобиля. За один залп (примерно 10 секунд) МУ-2 выстреливала шестнадцать снарядов, вес установки с боекомплектом составлял 8,33 тонны, дальность стрельбы превышала восемь километров.

При такой конструкции направляющих раскачивание машины во время залпа стало минимальным, кроме того, в задней части автомобиля были установлены два домкрата.

В 1940 году были проведены государственные испытания МУ-2, и ее приняли на вооружение под обозначением «реактивный миномет БМ-13».

За день до начала войны (21 июня 1941 года) правительство СССР приняло решение о серийном производстве боевых комплексов БМ-13, боеприпасов к ним и формировании специальных частей для их использования.

Первый же опыт применения БМ-13 на фронте показал их высокую эффективность и способствовал активному производству этого вида оружия. Во время войны «Катюша» выпускалась несколькими заводами, был налажен массовый выпуск боеприпасов для них.

15,6-дюймовый тачскрин, кожа, цифровая «приборка» и мощный мотор в базе — новый BYD Han EV 2021 года

Операция “Катюши”

Во время первого применения было ясно, что даже маленькое количество машин могут давать ошеломительные результаты от боевого применения. Снаряды могут разрушать железную дорогу, уничтожать пехоту, военные ресурсы, здания и технику. И первый запуск показал все эти “способности” БМ-13. Взрывная сила от нового оружия СССР была настолько сильной, что генеральный начальник Рейха Ф.Гальдер написал, что на месте взрывов плавилась даже земля. 

Операция Катюши стала первой возле Орши, ведь именно там скорее всего базировались немцы и сохраняли большое количество военных ресурсов, а также скорее всего находились запасы и русских, которые не успели вывезти до захвата немцами.

Мнение эксперта
Гречко Петр Олексеевич
Социолог, исследователь истории СССР, эксперт в области социализма, изучал марксизм, ленинизм и период Второй мировой.

Батарею сопровождала целая танковая дивизия и это была очень рисковая миссия, в которой отдали приказ уничтожить БМ-13, чтобы ее ни в коем случае не получили противники. Именно этот приказ войска и выполнят, но гораздо позже, когда немцы окружат их в районе Вязьмы.

Главнокомандующий Флёров погиб в этой операции вместе с Катюшей, а ему присвоили звание Героя. 

ЗИС-6 и другая техника

БМ-13 представляет собой металлическую раму из восьми направляющих рельсов, связанных между собой с помощью сварных лонжеронов. Шестнадцать реактивных мин, каждая из которых весила 42,5 килограмм, размещались на таком основании.

Изначально эта артиллерийская система должна была иметь высокую мобильность, быстро перемещаться по разбитым фронтовым дорогам, нанося сокрушительные удары по противнику в самый неожиданный момент. При этом место атаки должно быть всегда секретным.

Специально для этих целей на базе легендарной довоенной полуторки ЗИС-5 советскими конструкторами был создан автомобиль ЗИС-6:

  1. Повышенную проходимость обеспечивали 6 колес с формулой 6х4. Именно за счет двух задних ведущих мостов машина уверенно преодолевала самое страшное бездорожье, снежные сугробы.
  2. Грузоподъемность составляла 4 тонны.
  3. Этот грузовик получил усиленную раму, увеличенный объем радиатора и вместительный топливный бак емкостью 105 литров.
  4. Машина оснащалась тормозами с вакуумным усилителем. Кроме того, в штатную комплектацию входил компрессор для быстрой подкачки шин.

К сожалению, мощность силового агрегата осталась на уровне все тех же 73 «лошадок». По трассе ЗИС-6 разгонялся до 55 км/час, в то время, как бездорожье преодолевалось со скоростью 10 км/час. При этом в первом случае на 100 километров пути тратилось около 40 литров, а по разбитым проселочным колеям – до 70 литров топлива.

Общая масса автомобиля с полным боекомплектом составляла около восьми тонн. Его обслуживали 5-7 человек.

ЗИС-6 отличался повышенной проходимостью и вполне выдерживал интенсивную стрельбу реактивной системы. Эта версия выпускалась на отечественных заводах тыла до октября 1941 года. За этот промежуток времени было выпущено более 20000 единиц смертоносной техники.

С самого начала военных действий и после прекращения выпуска ЗИС-6 реактивная система «Катюша» устанавливалась на гусеницы, бронепоезда. Однако такие шасси тоже отошли на задний план после появления более мощного американского транспорта.

Боевая машина БМ-13 на шасси трёхосного автомобиля

Калибр снаряда — 132 мм.Масса снаряда — 42,5 кг.Масса боевой части — 21,3 кг.Максимальная скорость полёта снаряда — 355 м/с.Количество направляющих — 16.Максимальная дальность стрельбы — 8470 м.Время заряжания установки — 3-5 минут.Продолжительность полного залпа — 7-10 секунд.

Гвардейский миномёт БМ-13 Катюша

1. Пусковая установка2. Реактивные снаряды3. Автомобиль, на котором монтировалась установкаПакет направляющихБронещиты кабиныПоходная опораПодъёмная рамаАккумулятор пусковой установкиКронштейн прицелаПоворотная рамаРукоятка подъёмного механизмаПусковые установки крепились на шасси автомобилей ЗИС-6, «Форд-Мармон», «Интернационал Джиемси», «Остин» и на гусеничных тягачах СТЗ-5 Наибольшее число «Катюш» было смонтировано на полноприводных трёхосных автомобилях «Студебеккер».

Снаряд М-13

01. Стопорное кольцо взрывателя02. Взрыватель ГВМЗ03. Шашка детонатора04. Разрывной заряд05. Головная часть06. Воспламенитель07. Дно камеры08. Направляющий штифт09. Пороховой ракетный заряд10. Ракетная часть11. Колосниковая решётка12. Критическое сечение сопла13. Сопло14. Стабилизатор

Млечный Путь

На территории Российской Империи было зафиксировано 37 различных наименований для Млечного Пути, но ключевой, так или иначе, остается именно идея дороги — вокруг нее построены все остальные названия. Еще Владимир Даль (Читать 12 интересных фактов биографии В.Даля ) записал такие русские народные названия Млечного Пути как ПУТИ и ДОРОГИ. Отмечал он также и название УЛИЦА, идентичное по смыслу кельтскому Arianrod «серебряная улица». К этой же группе относятся названия ТРОПА (Арханг.), ДОРОЖНЫЕ ЗВЕЗДЫ (Горно-Алт.), НЕБЕСНАЯ ДОРОГА (Вят.), МЫШИНЫЕ ТРОПКИ (Нижегород.).

Млечный путь = Гусиная дорога 

В разных регионах земли Млечный Путь по-разному расположен на плоскости неба — меняется и его направление в зависимости от сезона (например, в наших широтах зимними вечерами зимой Млечный путь пересекает небосвод с севера-запада на юго-восток, а весенними вечерами — с севера на юго-запад), что, с одной стороны, позволяет использовать его для ориентирования, а с другой — ведет к тому, что люди, населяющие ту или иную местность, зачастую дают ему название как-то связанное с указанием на определенную сторону света и какие-то присущие ей тропы, дороги, пути миграций.

Так, например, в северных, западных и центральных регионах России наибольшее распространение получили названия обыгрывающие тему «птичьей дороги»: ГУСИНАЯ ДОРОГА (ДОРОЖКА) (Амурск., Вологодск., Вят., Калуж., Перм., Тул., Сиб.), ДИКИХ ГУСЕЙ ДОРОГА (Смол.), ПТИЧИЙ ПУТЬ, ЖУРАВЛИНАЯ ДОРОГА, ДОРОГА У (В)ЫРИЙ — они как раз отражают подмеченную связь между весенним направлением Млечного Пути и возращением птиц в северные широты с юго-запада. Кстати, именно такие названия являются самыми популярными для обозначения Млечного Пути в том числе у финно-угорских и тюркских народов, то есть характерны для всех без исключения этносов от Балтийского моря до Тянь-Шаня. А вот в Западной Европе — где птицы возвращаются с юга, а не с юго-запада — подобные «птичьи» названия Млечного пути практически не используются.

Млечный путь

В южных регионах России нередко встречаются названия связанные с именами Батыя и Мамая: БАТЫЕВА ДОРОГА (Тамб., Тул.), МАМЕВА ДОРОГА (Сарат., Семипалат.), СТАНОВИЩЕ (Тул.), ДОРОГА ТАТАРСКАЯ, которые также отражают соответствие сезонной направленности Млечного пути и движения Орды.

Названия из серии ДОРОГА В ИЕРУСАЛИМ (Перм.), МОИСЕЕВА ДОРОГА, СВЯТАЯ ДОРОГА (Кур.), ИЕРУСАЛИМСКИЙ ПУТЬ, БОЖЬЯ ДОРОГА отражают уже направление движения паломников на святые земли и соответствуют более позднему христианскому культурному пласту.

Из ориентационных названий Млечного Пути интересен и характерен пример с названием ЧУМАЦКИЙ ШЛЯХ, которое было распространено на украинских землях. Чумаками там называли торговцев ездивших в Причерноморье за солью. Поездки эти чаще всего совершались зимой (так как в межсезонье были плохо проходимы) и имели направленность на юг или юго-восток. Именно так зимними вечерами расположен на небосводе и Млечный путь, который как бы указывает чумакам направление.

Из мультфильма «Чумацкий шлях»

Среди других названий Млечного Пути можно выделить те, что связаны с хозяйственной деятельностью человека — такие образы очень часто присутствуют и в названиях других ключевых созвездий северного неба. КОРОМЫСЛА (Владим.), КИЧИГИ (Урал).

Есть и другие более редкие названия, характерные для определенных народов — ПОЯС (русск.), СТОЛБ (белорус.), ЗМЕЯ (укр.), НИТКА (хакас.), НЕБЕСНЫЙ КАНАТ (якут.), ТРЕЩИНА (тувин.), ЛЫЖНЫЙ СЛЕД (хант. и манс.), ДОРОГА ИНЕЯ (хакс.)

Как это было

В конце сентября 1980 года на просторы Белого моря вышла «Акула». Неизвестен художник, который покрыл носовой отдел судна красивой росписью, изображавшей акулу и трезубец. Разумеется, после спуска на воду картину уже не было видно, но в народе название «Акула» уже прочно вошло в обиход.

Все суда этого класса официально стали называть этим именем, а для их экипажей даже был введен шеврон с изображением оскалившейся пасти акулы. На Западе эти подлодки стали именоваться Typhoon. Вскоре самая большая подводная лодка «Тайфун» стала официальным соперником американской «Огайо».

Да, в те годы наши бывшие союзники интенсивно пополняли свой подводный флот новыми судами..

Но «Акула» должна была стать не просто очередной лодкой, а частью огромной и очень важной программы «Тайфун». Техническое задание на ее проектировку отечественная наука и промышленность получили еще в 1972 году, а куратором проекта был назначен С

Н. Ковалёв.

Но самая большая в мире подводная лодка все же известна во всем мире именно своими размерами. Отчего же все специалисты бывают шокированы ими? Быть может, корабль не так уж и велик?

Возможности БМРА «Катюша»

Катюша использовала улучшенный авиационный реактивный снаряд РС-132, адаптированный для наземной установки — М-13.

  • Снаряд содержал в себе пять килограмм взрывчатого вещества.
  • Машина, на которой перемещалась артиллерийская установка – БМ-13 – была создана специально для реактивной полевой артиллерии.
  • Дальность полета ракеты достигала 8,5 километров.
  • Разброс снаряда после выстрела с осколочным действием достигал десяти метров.
  • Установка вмещала в себя 16 реактивных снарядов.

Новая, улучшенная и увеличенная версия снаряда М-13 – трехсотмиллиметровый М-30/31 – была разработана в 1942 году. Данный снаряд также запускался с машины специализированного назначения, названной БМ-31.

  •  Луковичной формы боеголовка содержала в себе больше взрывчатого вещества и запускалась, в отличие от М-13, не с рельсовой установки, а с рамы.
  • Раме на БМ-31 не хватало мобильности по сравнению с БМ-13, поскольку изначальные версии подобной пусковой установки не были предназначены для передвижных платформ.
  • Содержание взрывчатки в М-31 повысилось до 29 килограмм, но ценой сокращения дальности до 4,3 км.
  • Каждая рама вмещала в себя 12 боеголовок.

Также использовался и меньший снаряд, М-8, калибром 82 миллиметра, прикрепленный к установке на БМ-8.

  • Дальность М-8 достигала почти шесть километров, а сам снаряд содержал в себе полкило взрывчатого вещества.
  • Для запуска данной боеголовки использовалась рельсовая установка, на которой, благодаря меньшему размеру снарядов, помещалось куда больше ракет.
  • Машина, вмещающая тридцать шесть ракет, называлась БМ-8-36, вмещающая сорок восемь – БМ-8-48 и так далее.

Изначально, М-13 оснащались только взрывчатыми боеголовками и использовались против скоплений вражеских войск, но доказавшая свою функциональность в ходе войны Катюша, стала снабжаться и бронебойными ракетами для противостояния танковым войскам. Дымовые, освещающие и прочие ракеты также были разработаны, дабы дополнять взрывчатые и бронебойные боеголовки. Однако, М-31 по-прежнему оснащалась исключительно взрывчатыми снарядами. Залпом, превышающим сотню ракет, они наносили не только максимальные физические разрушения, но и психологический урон противнику.

Но все подобные ракеты имели один недостаток – они не отличались точностью и были эффективны только в больших количествах и в атаках на крупные и растянутые по территории цели.

Изначально, пусковые установки Катюши монтировались на грузовик ЗИС-5, но дальше, по ходу войны, установки монтировали на разнообразные транспортные средства, включая поезда и лодки, равно как и на тысячи американских грузовиков, полученных в ходе ленд-лиза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector