Тяжелый авианесущий крейсер «адмирал кузнецов»: история создания, достоинства и недостатки, боевое применение

Проект «Шторм»

На сегодня в составе ВМФ России есть только один авианосец — тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», введённый в эксплуатацию в 1991 году. Он проходит модернизацию и вернётся к активной службе в 2021 году.

При этом «Адмирал Кузнецов» превосходит американские авианосцы одного с ним возраста — корабли класса Nimitz. 

  • Авианосец ВМС США класса Nimitz
  • Reuters

Эти авианосцы практически не способны отражать вражеские нападения, за исключением очень ограниченных воздушных действий, и требуют внушительной эскадры сопровождения, состоящей из эсминцев, крейсеров и подводных лодок. «Кузнецов» же оснащён зенитными и ракетными комплексами, которые могут отражать любые нападения с воздуха.

Авиационная группа «Шторма» составит до 90 летательных аппаратов: палубных истребителей, самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и вертолётов.

Также по теме

«Ставка на универсальность»: какими возможностями будет обладать российский вертолёт нового поколения для ВМФ

Отечественные специалисты завершили эскизно-техническое проектирование перспективного морского вертолёта Ка-65 «Минога». Об этом…

Авианосец проекта «Шторм» будет предназначен для выполнения различных задач в дальней океанской зоне. Собственное вооружение и бортовая авиационная группа позволят наносить удары по наземным и морским целям противника, и, как и «Адмирал Кузнецов», он сможет самостоятельно обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО.

Подобные проекты будут введены в строй не раньше 2030 года, считает Виктор Литовкин. При этом он отметил, что для сопровождения российских авианосцев потребуются новые эскадры, эсминцы, фрегаты и крейсера.

Также, по мнению военного обозревателя Виктора Баранца, России потребуются и соответствующие береговые структуры.

«Думаю, российский авианосец, который ни в чём не будет уступать американскому, построят, когда в стране будут береговые структуры под громадный корабль», — сказал эксперт в беседе с RT.

При этом он отметил, что, в отличие от США, для которых авианосцы являются оружием агрессии, России не нужно большое количество таких кораблей, поскольку ВМФ России выполняет задачи по защите и обороне страны.

«У США сегодня в строю 12 авианосцев, пока в России есть только один авианесущий крейсер, который сейчас находится в ремонтном состоянии и не может выполнять боевые задачи. России в принципе не нужно такое количество авианосцев, поскольку она не собирается проводить операции по всему миру и влиять на какие-то страны», — отметил эксперт.

Конструкция крейсера

Вид крейсера спереди, сзади и сверху

В конструкции кораблей проекта 1143 следует отличать два ключевых типа — первые корабли с ракетно-артиллерийским вооружением в носовой части и модернизированный вариант с расширением взлетно-посадочной полосы. «Адмирал Кузнецов» относится ко второй категории, хотя большинство схем компоновки и сохраняет традиционные для серии аспекты.

Конструктивная защита

Защита крейсера «Адмирал Кузнецов» основывается на двух ключевых факторах — вооружение, способное поражать выпущенные по кораблю снаряды, и конструктивные особенности компоновки и использованных материалов.

Для противодействия ракетно-бомбовым атакам имеются зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Кинжал», установки «Кортик» и скорострельные АК-630М. Против торпедных атак предусмотрена многоуровневая защита посредством двух установок РБУ-12000. В нее входит:

  • создание ложных акустических целей;
  • формирование противоторпедных минных полей;
  • поражение торпед глубинными бомбами в непосредственной близости от корабля.

Корпус

Сварной корпус крейсера «Адмирал Кузнецов» выполнен по общим стандартам авианосцев. Остров с надстройкой смещен вправо от продольной оси корабля. Полетная палуба имеет консольный свес. Под ней располагаются ангары, от которых предусмотрено два подъемника для самолетов. Данные помещения занимают до 50% длины и 70% ширины корпуса.

По базовому проекту 1143 в носовой части судна располагалось вооружение. Адмирал Кузнецов авианосец имеет другую компоновку, на его месте размещена дополнительная взлетная палуба для самолетов стандартной схемы. Соответственно изменилась и конструкция носовой части, крейсер стал больше походить на полноценный авианосец.

Палубы

Схема крейсера и его компонентов

Общее количество палуб, включая командные — 7. Для авиации первоначальный проект крейсера подразумевал только одну угловую палубу для взлета и посадки авиации. Такие корабли ориентировались преимущественно на вертолеты и самолеты вертикального взлета. Однако подобная специализация была пересмотрена.

Самолеты Як-38 не обеспечивали нужной ударной силы и превосходства в воздухе. При этом в южных широтах, ввиду влажности и высокой температуры, они и вовсе не могли взлетать. Данный аспект ставил под сомнение и эффективность вертолетов для борьбы с подводными лодками, десантирования и прикрытия наземных войск.

Авиафинишер «Светлана-2»

Авиафинишер — устройство для усиленного торможения садящихся на палубу авианосца самолета. Для «Адмирала Кузнецов» задействована система «Светлана-2». Она состоит из нескольких поперечных тросов, связанных с гидравлической системой торможения.

Навигационная и оптическая система

Для проекта 1143 предусматривалась комплексная навигационная система, разработанная Бакинским электромеханическим институтом. В ее состав входили следующие приборы:

  • «Стрельна-1» — центральная вычислительная система, обеспечиваемая цифровой вычислительной машиной «Азов»;
  • система курсоуказания формируется двумя гирокомпасами «Маяк», двумя гироазимут-горизонтами «Минута» и системой расчета курса «Сумгаит»;
  • «Катех-С» производил замер скорости и угол дрейфа;
  • приемоиндикаторы КПФ-3К, «Пирс-1», КПИ-6Ф принимали информацию от радионавигационных систем «Маршрут», «Брас», «Декка», РСДН-3, Лоран-А и Лоран-С;
  • двухантенная система «Вайгач» определяла местоположение и движение целей.

Модернизация навигационных и оптических систем заменила большую часть оборудования. Основу составляет навигационный комплекс «Бейсур». Средства наблюдения также представлены современными радиолокационными системами.

С прицелом на будущее

Первое, что бросается в глаза — это практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба будущего авианосца. Вместо массивной, ее еще называют островной надстройки, — вышки управления. Это не только экономит место на палубе, но и по логике должно снизить радиозаметность корабля в море. Сама палуба также имеет отличия: на ней два трамплина — большой и поменьше, и, соответственно — два направления взлета.

Схема перспективного авианосца России

А еще — закрепленные на корме и в носовой части авианосца самолеты и вертолеты — как минимум, пяти разных типов. Их явно больше, чем можно увидеть на палубе единственного стоящего на вооружении нашего ВМФ авианесущего крейсера «Адмирала Кузнецова» или переоборудованного для ВМС Индии авианосца «Викрамадитья».

Даже беглый взгляд на модели самолетов дает представление, какие именно машины планируется разместить на авианосце. Это палубные истребители Т-50, Миг-29К/КУБ, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (АВАКС), предположительно, Як-44Э и противолодочные вертолеты Ка-32.

Разработанный в Крыловском научном центре концепт нового многофункционального авианосца, по словам руководителя авторской группы Валентина Белоненко, предусматривает размещение на его борту до 100 летательных аппаратов. А сам корпус корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снизилось на 20 процентов. Уже одно это — существенная экономия энергетики, возможность увеличения скорости и автономности. На таком авианосце, дал понять Валентин Белоненко, возможен взлет самолетов и вертолетов последнего поколения даже в шторм.

Для самолетов предусмотрены не только трамплины, но и катапульта. А под взлетной палубой и в оптимизированных надстройках — новейшие комбинированные энергоустановки, эффективное ракетное и радиоэлектронное вооружение.

Вооружение

Упрощенная схема крейсера с акцентом на вооружение

Вооружение крейсера «Адмирал Кузнецов» условно делят на три категории:

  • авиация, включая самолеты и вертолеты;
  • средства поражения наземных, надводных и воздушных целей;
  • противолодочные комплексы.

С учетом всех типов вооружений корабль рассчитан на участие в глобальном противостоянии, включая применение ядерного оружия. Вне подобных сценариев судно способно обеспечивать прикрытие наземных операций в локальных конфликтах.

Самолеты

Вопрос о том, сколько самолетов на авианосце «Адмирал Кузнецов», имеет неоднозначный ответ. В соответствии с проектом авиационная группа крейсера включает 50 самолетов и вертолетов:

  • 26 истребителей МиГ-29К или Су-27К;
  • 4 вертолета Ка-27РЛД;
  • 18 противолодочных вертолетов Ка-27 или Ка-29;
  • 2 вертолета Ка-27ПС.

Фактическая авиационная группа состоит из:

  • 14 истребителей Су-33;
  • двух учебных штурмовиков Су-25УТГ;
  • 10 истребителей МиГ-29К;
  • 4 истребителей МиГ-29КУБ.

ПКР «Гранит»

На авианосном крейсере установлено 12 противокорабельных комплексов (ПКРК) 4К89 «Гранит». Пусковые установки находятся под трамплином в носовой части корабля. Приведение их в боевую готовность и открытие шлюзов отменяет полеты.

Ракеты способны поражать цели на расстоянии до 700 км, забрасываемый вес составляет 750 кг. Первоначально ориентировались для уничтожения надводных целей, однако последующая модернизация сделала их эффективным оружием и против наземных объектов.

ЗРК «Кинжал»

Для противодействия воздушным налетам «Адмирал Кузнецов имеет 24 пусковых установки зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Кинжал». Боекомплект рассчитан на 192 ракеты. Предназначен для поражения воздушных объектов в ближней зоне.

ЗКБР «Кортик»

В дополнение к ЗРК «Кинжал» крейсер оборудован зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами (ЗРАК) «Кортик». Имеется 8 таких установок, ориентированных на поражение высокоточных ракет противника, воздушных целей, а также небольших объектов надводного и наземного пространства. Общий боекомплект составляет 256 ракет.

Глубинные бомбы

Для борьбы с подводными лодками и торпедными атаками имеются две реактивные бомбометательные установки РБУ-12000 «Удав». Комплексы стационарные, имеют две плоскости наведения с десятью стволами. Боекомплект — 60 глубинных бомб.

АК-630

В качестве дополнительного вооружения крейсер оснащен шестью корабельными артиллерийскими установками АК-630. Каждая имеет 6 стволов 30-ого калибра. Предназначена для самообороны, способна поражать воздушные цели по наклонной дальности в пределах 4 км и легкие надводные объекты в радиусе 5 км. Боекомплект включает 48 тыс. снарядов.

Общие сведения

К 1985 году наряду с постройкой авианосного крейсера по новому проекту для Северного флота было решено построить второй такой же корабль — для Тихоокеанского флота.

Второй крейсер строился по тому же проекту 11435, что и головной ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», с некоторой корректировкой.

Проекта 11436 вообще не существовало. «Варяг» строился по документации «Тбилиси» с вносимыми попутно изменениями. Договорная спецификация для шестого корабля была та же, что и на «Адмирале Кузнецове» — проекта 11435. Ни одного чертежа с номером 11436 не было выпущено.
В. В. Бабич, инженер-кораблестроитель, автор книг о советских авианосцах

Изменения относительно головного корабля заключались в замене радиоэлектронного комплекса (РЛК) «Марс-Пассат» на более новый «Форум», для антенн которого была переделана форма надстройки с перепланировкой части помещений.

Тактико-технические характеристики авианосца Адмирал Кузнецов

Порт приписки: Мурманск-35Введён в эксплуатацию: 20 января 1991 года

Водоизмещение авианосца Адмирал Кузнецов

— 61 390 т наибольшее; 59 100 т полное; 53 050 т нормальное; 46 540 т стандартное

Размеры авианосца Адмирал Кузнецов

— Длина: 270 м по ватерлинии; 306,45 м наибольшая- Ширина: 33,41 м по ватерлинии; 71,96 м наибольшая- Высота: 64,49 м габаритная- Высота борта (от КВЛ): 31,42 м в носу; 25,7 м на миделе; 25,7 м в корме- Осадка Средняя (от ОП): при стандартном водоизмещении 8,05 м; при нормальном водоизмещении 8,97 м; при полном водоизмещении 9,76 м- Наибольшая: 10,4 м- Бронирование: Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками». Противоторпедная трёхслойная защита шириной 4,5 м, выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.

Двигатели авианосца Адмирал Кузнецов

— Котлотурбинная, четырёхвальная- Паровые турбины: 4 ГТЗА ТВ-12-4- Количество котлов: 8 котлов КВГ-4

Мощность- Паротурбины: 4 × 50 000 л.с.- Турбогенераторы: 9 × 1500 кВт- Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт- Движитель: 4 пятилопастных винта- Скорость хода: 29 узлов (54 км/ч) наибольшая; 18 узлов (33 км/ч) боевого экономического хода; 14 узлов (26 км/ч) экономического хода

Дальность плавания

— При скорости: 29 узлов — 3850 миль; 18 узлов — 7680 миль; 14 узлов — 8417 миль- Автономность плавания: 45 суток

Экипаж авианосца Адмирал Кузнецов

— 1980 человек, в том числе: 520 офицеров; 322 мичмана; 1138 матросов.

1970 год

В январе правительство СССР Постановлением «О первоочередных мероприятиях по строительству Камского автомобильного завода» разрешило по опыту ВАЗа строить объекты, не дожидаясь разработки и утверждения технического проекта и смет.

В феврале-марте развернулось строительство теплоэлектроцентрали КАМАЗа, проложены первые рельсы железнодорожного пути ст. Круглое Поле — ст. Автозаводская. Приступили к работе первые группы специалистов ПромУКСа и ЖилУКСа.

В апреле создано управление главного конструктора КАМАЗа под руководством В. Баруна.

13 апреля начаты работы по строительству предприятия — первенца КАМАЗа — ремонтно-строительного завода (РИЗ).

В мае строители приступили к выемке грунта на площадке РИЗа.

В июне механизаторы Камгэсэнергостроя приступили к вертикальной планировке автосборочного завода.

В августе-сентябре в основание главного корпуса РИЗа уложены первые кубометры бетона. Начались земляные работы на площадке корпуса серого и ковкого чугуна (КСКЧ) литейного завода.

Боеприпасы для карабина Сайга 9 9*19

При стрельбе используются патроны 9х19. Они используются во всё мире и их знают также под другими названиями: «9 мм Люгер», «9 мм Парабеллум» или «9 мм НАТО». Начальная скорость пули в этих боеприпасах составляет 410 м/сек. Существует несколько разновидностей таких патронов. У этих боеприпасов имеются следующие характеристики:

  • калибр пули 9,03 мм;
  • гильза имеет длину 19,15 мм;
  • патрон — 29,69;
  • вес применяемого порохового заряда составляет 0,46-0,48 г.

Гильзы могут быть стальными (покрытыми медью), латунными. Пуля является оболочечной со свинцовым сердечником. Оболочка обычно является металлической или стальной, которая была плакирована томпаком. На протяжении Второй Мировой войны эти патроны подтвердили свою высокую репутацию и стали стандартным боеприпасом в большинстве стран мира.

Грани головоломки

Советник генерального директора Крыловского центра доктор технических наук Валерий Половинкин считает, что концептуальное проектирование кораблей — не просто способ избежать лишних трат из-за неверного выбора, организационных и технических ошибок при создании дорогостоящих систем. Это самый надежный путь к избранной цели и гарантия, что в какой-то момент разработчики не окажутся в тупике или на обочине. Отработка корабля будущего, даже в макете, дает возможность без существенных инвестиций в проект точно следовать общемировым тенденциям при создании аналогичных кораблей в мире. Оперативно вносить в проект пожелание военных.

Например, сейчас перспективный авианосец рассматривается в двух версиях: с атомной энергетической установкой и неатомной. Если у него будет атомная энергетическая установка, тогда водоизмещение корабля составит 80-85 тыс. тонн. Если он будет неатомный, то 55-65 тысяч тонн. От этого фактора зависит количество самолетов, которые можно разместить на корабле.

По проектировочным нормам, на одну тысячу тонн водоизмещения может быть размещен один летательный аппарат. Исходя из этого, если водоизмещение составит 65 тысяч тонн, то на корабле сможет базироваться 50-55 самолетов, если 85 тысяч — порядка 70 разных летательных аппаратов. Из этого можно сделать еще один вывод — в неатомном исполнении корабль, скорее всего, будет предназначен для экспорта. В атомном — для российского флота. Судить об этом можно по той программе обновления Военно-морского флота, которая реализуется в рамках госпрограммы вооружения.

Например, было принято решение о ремонте и глубокой модернизации тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 типа «Орлан». Таких кораблей у нас четыре: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» «Адмирал Ушаков» и «Петр Великий». В свое время эти корабли специально создавались под задачи охраны и сопровождения авианесущих крейсеров. Набор стоящего на них вооружения позволяет им вести боевые действия как против надводных, подводных, так и воздушных целей. А атомная энергетическая установка существенно расширяет возможности крейсеров по выполнению автономных походов.

Для этих кораблей в СССР специально строился атомный авианосец «Ульяновск», к сожалению, закончить его строительство до развала государства не успели, и гигант был порезан на «иголки» прямо на судостроительной верфи в Николаеве на Украине. Впрочем, решение о необходимости ремонта и модернизации «Орланов» говорит о том, что идея атомного авианосного флота в России не забыта.

Головной крейсер 1144 проекта «Адмирал Нахимов» уже стоит в судоремонтном заводе в Северодвинске в ожидании начала работ. По планам, в 2018 году там же окажется и самый молодой из «Орланов» — крейсер «Петр Великий». Вполне возможно, что к этому моменту будет принято решение и о начале строительства нового авианосца.

В Северодвинске возводится плавучий док, способный обеспечить постройку кораблей водоизмещением более 100 тысяч тонн: танкеров, сухогрузов и собственно авианосцев. На док планируется потратить около $500 млн. бюджетных средств.

«В этом году планируется доукомплектовать морскую авиацию самолетами МиГ-29К, — говорит начальник Морской авиации ВМФ Герой России генерал-майор Игорь Кожин. — В итоге мы получим более 20 самолетов МиГ-29К, которые станут основой формирования новой авиационной воинской части в составе Северного флота. В полном объеме начнет функционировать полигон «НИТКА» в Ейске». Все это говорит, что флот готов к приходу новых авианосцев.

Вооружение

Учитывая тот факт, что этот корабль является боевым, у него на борту имеется большой набор разнообразного вооружения, именно о нем сейчас и пойдет речь. «Адмирал Кузнецов» может похвастаться навигационной системой «Бейсур», которая позволяет вести максимально прицельный огонь. Прежде чем рассматривать непосредственно орудия, стоит взглянуть также и на радиолокационные приспособления – их на корабле достаточно. На борту имеется семь различных РЛС общего обнаружения, а также две станции управления авиацией

Также стоит обратить внимание на радиоэлектронику – на борту имеется боевая информационно-управляющая система «Лесоруб», комплекс связи «Буран-2» и многое другое

Что ж, теперь уже можно обратить внимание именно на вооружение – в первую очередь стоит отметить шесть зенитных артиллерийских установок, рассчитанных на 48 тысяч снарядов. Из ракетного вооружения на борту корабля имеются 12 пусковых установок «Гранит», 4 зенитно-ракетных комплекса «Кортик» и четыре пусковые установки «Кинжал»

Есть у корабля и способ атаки или защиты против подводных лодок – это два реактивных комплекса, рассчитанных на шестьдесят бомб.

Сколько вещества во Вселенной?

На службе государынь

Новую жизнь в ведомство, переименованное в Канцелярию тайных и розыскных дел, вдохнула императрица Анна Иоанновна. Назначенный ею руководителем Андрей Ушаков прославился тем, что был готов находиться в пыточных камерах «для пользы дела» почти круглосуточно. Согласно составленным инструкциям, главной задачей Канцелярии стало выявление тех, «кто каким измышлениям учнет мыслить на императорское здоровье злое дело или персону и честь злыми и вредительными словами поносить». Борьба с потенциальными бунтами и изменами должна была вестись лишь во вторую очередь.

За десять лет правления Анны Иоанновны было арестовано и пытано более четырёх тысяч человек.

Сотрудники Канцелярии не остались без дела и при Елизавете Петровне, которая при восшествии на престол поклялась никогда никого не казнить. Однако это обещание не помешало дочери Петра I активно использовать ведомство для борьбы с потенциальной оппозицией и опальными вельможами. Были введены должности соглядатаев, которым предписывалось подслушивать все крамольные разговоры. Новым главой политического сыска стал Александр Шувалов.

Под его руководством штат Канцелярии значительно вырос. Ведь надлежало тайно вскрывать и читать сотни писем на разных языках.

Тайную канцелярию упразднил Пётр III, а пытки запретил. И всего через полгода оказался свергнут собственной супругой, которая стала править единолично под именем Екатерины II. Новая императрица, не желая повторять участь своего мужа, возродила столь полезное ведомство под названием Тайной экспедиции.

Более двадцати лет политическим сыском заведовал Степан Шешковский. Ему пришлось заниматься не только расследованием таких важных дел, как Пугачёвский бунт, но и поиском тех, кто рисовал карикатуры на императрицу. Несмотря на задекларированную Екатериной II эпоху просвещения, в Тайной экспедиции не гнушались прибегать к пыткам. Через допросы с пристрастием прошли фрейлина Эльмпт и графиня Бутурлина.

Упразднил Тайную экспедицию Александр I. Хотя на самом деле функции политического сыска просто были переданы в специальные сенатские департаменты.

Неатомные особенности

В разговоре с RT научный руководитель центра Павел Половинкин отметил, что на сегодня идёт поиск оригинальных решений, которые при минимальном объёме и водоизмещении позволяют получить полноценный авианесущий корабль. Добиться этого удалось с помощью конструкции корпуса по типу полукатамарана.

  • Сренд ФГУП «Крыловский государственный научный центр» на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге

«С помощью оригинальных решений, испытаний корпуса, расчётов оценки боевой эффективности мы добьёмся того, что это будет полноценный авианосец. Основной характеристикой авианосца является состав летательных аппаратов. Там будут представлены все типы летательных аппаратов — от разведки и РЭБ до бомбардировщиков и штурмовиков», — рассказал Половинкин.

Согласно проекту, это позволит авианосцу нести до 24 тяжёлых истребителей Су-33 или лёгких истребителей МиГ-29К, четыре самолёта РЛДН и 12 многоцелевых вертолётов Ка-27. Новые решения в плане конструкции обводов корпуса, а также увеличения площади палубы позволят выполнить параллельное размещение стартовых позиций для самолётов.

Другой отличительной особенностью этого авианосца стала газотурбинная энергетическая установка мощностью 80 МВт. Это обеспечит кораблю полное электродвижение, по аналогии со строящимися авианосцами ВМС Великобритании класса Queen Elizabeth. Длительность автономного плавания российского многоцелевого авианосца составит 45 суток.

По словам Павла Половинкина, авианосец с газотурбинной установкой в этом плане ничем не уступает атомным аналогам. Кроме того, использование ГЭУ позволит минимизировать возможный риск при разрушении атомной установки.

Также по теме

На замену «Мистралям»: к 2030 году Россия получит три авианесущих корабля

ВМФ России получит отечественную замену французским «Мистралям». К 2025 году планируется закончить строительство двух универсальных…

«Во всём мире появляется высокоточное оружие с высокой пробивной способностью, которое может поразить любую цель и пройти любую преграду. По мере распространения гиперзвукового оружия безопасность авианосцев с атомными установками будет под большим вопросом», — отметил научный руководитель центра.

При этом Половинкин подчеркнул, что на данный момент атомная энергетика является лучшим способом обеспечить автономность тяжёлых боевых кораблей.

«Но надо идти в ногу со временем. Раз появилось такое оружие, мы должны оценить, можем ли мы ему противодействовать и защищаться от него. Нужно разработать альтернативные варианты», — отметил он.

Атомная силовая установка позволяет авианосцам не заходить в порты и повышает автономность, напомнил в беседе с RT Виктор Литовкин.

«Она может работать несколько лет без дополнительного обслуживания, а газотурбинная требует всё время пополнения топливом. Кроме того, атомная установка мощнее, чем газотурбинная», — подчеркнул эксперт.

Примечания

  1. Приведена проектная численность экипажа без учёта авиагруппы (насчитывающей около 500 человек).
  2. «Авианосными» эти крейсера называли на флоте — в том числе и на закладных досках, привинченных к килевым блокам советских ТАКР при закладке, и на бронзовых памятных табличках, закреплённых в кают-компаниях этих кораблей. По документам Минсудпрома они проходили как «авианесущие», и эта расшифровка больше известна в популярной литературе.
  3. В честь советского города Рига, столицы Латвийской Советской Социалистической Республики. Это же название носил при закладке головной крейсер, пока в ноябре 1982 года его не переименовали в «Леонида Брежнева».
  4. В честь легендарного крейсера «Варяг», блокированного в корейском порту Чемульпо японской эскадрой и принявшего неравный бой в феврале 1904 года. Это же название носил гвардейский ракетный крейсер проекта 58 вплоть до своего списания в апреле 1990 года. Ныне в ВМФ России название «Варяг» носит ракетный крейсер проекта 1164 (бывший «Червона Украина»).
  5. В декабре 2009 года в новостях даже сообщалось об успешном испытании палубной версии J-10 на недостроенном тогда «Варяге» — но, скорее всего, это сообщение было дезинформацией, хотя из общих соображений тяжёлые J-15 было бы полезно дополнить на палубе авианосца лёгкими J-10. Распространённый аргумент о том, что последний из-за однодвигательной схемы малопригоден для палубы, представляется надуманным, поскольку история палубной авиации включает в себя ряд массовых однодвигательных машин (в том числе и реактивных), много лет успешно эксплуатировавшихся с авианосцев — например, американский A-7 «Корсар» или французский «Супер Этандар».
  6. На всех советских ТАКР, начиная с «Баку», задержник представляет собой убираемую гребнеобразную конструкцию, зубцы которой утапливаются под палубу при начале движения самолёта. Колёса шасси при этом прокатываются по решётке, постоянно закрывающей отверстие задержника в палубе — в рабочем состоянии зубцы задержника проходят между прутьями решётки. У китайцев же задержник выполнен в виде сплошного башмака, который при утапливании под палубу сам служит заглушкой своего отверстия.
  7. В ВМС США руководитель визуальной посадки называется landing signaling officer (LSO).
  8. В дальнейшем дослужившийся до звания адмирала В. С. Высоцкий возглавлял ВМФ России с 2007 по 2012 год.
  9. «Конвейер» — упражнение лётной подготовки, при котором выполняется касание полосы (палубы) колёсами шасси без попыток затормозить пробег, с последующим взлётом и уходом на второй круг.

Петра, Иордания

Глава страны в 2020

14 декабря 2016 года он легитимно вступает в должность и исполняет, возложенные на него функции по управлению республикой и по сей день, второй президент Узбекистана Шавкат Мир-омонович Мирзиёев. Он же с вышеуказанной даты является и главнокомандующим государства.

Резиденция предыдущего президента в центре Ташкента будет организована в музей. Пока строится персональная резиденция для действующего главы, он проживает в своём доме.

Рекомендации

«Адмирал Кузнецов»

Но все ли это атомные авианосцы России? Обзор на этом не заканчивается, потому что необходимо еще взглянуть на один экземпляр, который единственный остается сейчас на плаву и в составе ВМФ. Что это за корабль? Это атомный авианосец России «Адмирал Кузнецов» — единственный корабль в ВМФ России, который можно классифицировать как авианесущий. Однако при этом атомным авианосцем его можно назвать только условно, так как он, как и предыдущие модели, является ТАВКРом, то есть тяжелым авианесущим крейсером. Как и все другие авианесущие корабли, он был построен на советском Черниговском судостроительном заводе. Заложен этот корабль был в 1985 году, а в 1988 году был уже спущен на воду – с тех пор он функционирует и успел послужить как Советскому Союзу, так и Российской Федерации. Свое название он получил только после распада СССР, до этого он имел несколько различных имен. Изначально ему было дано название «Рига», затем он был переименован в «Леонида Брежнева», после этого стал «Тбилиси», и только потом появился на свет атомный авианосец России «Адмирал Кузнецов». Что же это за корабль, который на сегодняшний день является единственным во всем Военно-Морском Флоте России?

Ссылки

  • В.Ф. Крамаренко. Токсикологическая химия. — Глава V., § 45 Стрихнин. — ISBN 978-5-458-37049-3.
  • [www.xumuk.ru/encyklopedia/2/4233.html XuMuK.ru — СТРИХНИН]

История обслуживания

Основа фюзеляжа

В отличие от многих других конструктивных частей, крыло «Белый лебедь» получил от Ту-22М. Практически все детали абсолютно схожи конструктивно, разница лишь в более мощных приводах. Рассмотрим частные случаи, которыми отличается самолет ТУ-160. Технические характеристики лонжеронов уникальны тем, что они собирались сразу из семи монолитных панелей, которые затем навешивались на узлы центропланной балки. Собственно, вокруг всей этой конструкции и «наращивали» весь оставшийся фюзеляж.

Где Солнце светит сильнее всего?

Когда возникла

Следующий парадокс возникает при попытке определения времени, когда появилась дедовщина в армии. По рассказам реальных свидетелей еще до 50-х годов о таком понятии даже речь не заводилась. Зарождение иерархии пришлось на период оттепели, когда были амнистированы многие заключенные, для которых предусматривалась воинская обязанность.

И в этом вопросе не обошлось без вездесущего «НО». Некоторые документы, в том числе и художественные произведения, указывают на своеобразное отношение старослужащих к новобранцам еще в царские времена. И это неудивительно, так как воинская повинность исчислялась десятками лет, поэтому опытные служивые не могла не претендовать на определенные поблажки со всеми вытекающими.

Эксплуатация ТАКР «Адмирал Кузнецов»

«Адмирал Кузнецов» на ремонте

Эксплуатация авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» изначально осуществлялась в сложных экономических условиях. Первый период характеризуется продолжительными испытаниями и затяжными ремонтами. Позднее акцент смещен на участие в учениях и боевых дежурствах. Восстановительные работы проводятся после каждого крупного перехода.

Участие в учениях и боевых условиях

Первый этап эксплуатации корабля проходил с 1992 до 1994 года, в конце 1995 судно вышло на боевую службу в Средиземное море, почти два года затем провело в ремонте.

В 1998 крейсер принимал участие в масштабных учениях, в 1999 дважды выходил на боевую подготовку. Участвовал в учениях 2000 года, в которых затонул К-141 «Курск», принимал участие в поисковых и спасательных операциях.

В 2001-04 корабль находился на плановом ремонте. Затем участвовал в месячном походе в Северную Атлантику в составе нескольких других судов. В 2005-07 продолжил нести боевую службу, после чего до 2008 вновь возглавил поход группы кораблей в Атлантический океан и Средиземное море.

В конце 2016 и начале 2017 «Адмирал Кузнецов» выполнял боевые задачи у берегов Сирии. С борта корабля совершено около 420 боевых вылетов с ударами по позициям террористов. В феврале 2017 корабль вернулся на место постоянной дислокации в Североморске. 23 февраля 2020 крейсер получил Орден Ушакова.

В 2017-20 году корабль проходит модернизацию и замену ряда оборудования. Ожидается, что после окончания работ срок службы судна будет увеличен на 10 лет. Возврат в состав флота ориентирован на 2021 год. Сколько эти работы продлятся на практике — неизвестно.

Автор статьи:
Парпурин Вадим

Состояния воды – жидкое, твердое, газообразное:

Вода, кроме жидкого состояния может находиться и в других агрегатных состояниях. В твердом состоянии вода представлена в виде льда, инея и снежных крупинок. В газообразном состоянии – в виде пара.

При обычном атмосферном давлении вода превращается в водяной пар при 100°С, и трансформируется в лед при 0°С. При росте давления, температура кипения водной среды возрастает и наоборот, при падении давления, температура кипения падает.

Вода может одновременно пребывать в разных совмещенных состояниях, например: морская вода и айсберг, реки и ледники на земной поверхности, водяной пар и облака.

Развитие идеи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector