Атомный ракетный крейсер «адмирал лазарев»: история создания

Содержание

Состояние, в котором пребывает корабль сегодня

Корабль, который простаивает долгие годы у причальной стенки, сегодня представляет печальное зрелище. Новости, просачивающиеся в прессу о состоянии ракетного крейсера, крайне противоречивы. ТАРКР «Адмирал Лазарев» на данный момент утратил свою боеспособность. Все основные системы жизнеобеспечения и вооружения на судне приведены в негодность или разворованы. На фоне общего хаоса во внутренних помещениях хорошо видны следы пожара, который вспыхнул на корабле 6 декабря 2002 года. Огонь полыхал четыре часа, затронув не только жилые палубы, но и пробрался в командирский пост. Тушили огонь на протяжении четырех часов.

Сразу после пожара было принято решение удалить с корабля остатки ядерного топлива, сохранившееся в активной зоне реактора. Практические работы по выгрузке ядерного топлива были начаты на Судоремонтном только в 2004 году. Процесс растянулся на целый год, после чего на судне было демонтировано оставшееся вооружение. Последующие десять лет о корабле практически ничего не было слышно. В 2014 году пришли новости о том, что бывший ракетный крейсер собираются доковать. Вместе с доковым осмотром корабль в эти же сроки прошел и доковый ремонт, в ходе которого было установлено состояние корпуса корабля. Наконец-то было принято решение модернизировать корабль с последующим его введением в строй.

Судостроительных мощностей на Дальнем Востоке было явно не достаточно для того, что бы полностью провести комплексную модернизацию боевого корабля такого класса, каким является ТАРКР «Адмирал Лазарев». Чтобы начать ремонт сейчас, крейсер нужно перевести на Северный флот по Северному морскому пути. Самостоятельно выдержать такой длительный и трудный переход старый и потрепанный крейсер не в состоянии. Принято решение дождаться ситуации, когда на судостроительном будут введены в строй два крупнейших сухих дока.

Система обнаружения.

Цифровой блок управления огнем SEOSS, предоставляет расширенные возможности наблюдения. Стабилизированный в двух плоскостях, он оснащен дневной камерой, тепловизором «Сапфир» и безопасным для глаз лазерным дальномером. Данные, необходимые для оценки ситуации, — включая положение цели, состояние системы, дальность и тип снаряда – выводятся на монитор в боевом отделении. SEOSSобеспечивает дневное и ночное обнаружение цели, даже в условиях ограниченной видимости и в движении. Пользователь может выбирать между круговым обзором поля боя и видом в сторону орудия (не смог подобрать русский эквивалент — пер.). SEOSS также оснащен встроенным баллистическим вычислителем для 6 типов снарядов. Кроме того, встроенная система ситуационной осведомленности – SAS — обеспечивает панорамный вид непосредственно возле танка, автоматическое обнаружение и отслеживание потенциальных целей, помогает ослабить нагрузку на экипаж. SAS включает в себя от 2 до 4 модулей, каждый из которых перекрывает 3 сектора по 60гр., дополненные цветной видеокамерой высокого разрешения и компонентами ночного видения

Интерфейс блока управления огнем позволяет провести мгновенную передачу данных о цели, провести поражение обнаруженной угрозы, в основном с новым модулем вооружения Qimek.

Дистанционный модуль вооружения.
Новый модуль Qimek является важной частью системы самообороны танка. Модульное исполнение и высокая гибкость Оборудованный универсальным гнездом, модуль может оснащаться различным вооружением, включая 40-мм автоматический гранатомет

Имея вес всего 200 кг, Qimek является идеальной системой для ближней самообороны танка.

Строительство крейсеров с атомной энергетической установкой

Головной корабль серии, получивший название «Киров», был заложен весной 1973 года. Строительство атомохода длилось неполных четыре года. Только в 1977 году корабль был спущен на воду. Второй корабль серии атомный крейсер «Фрунзе» был заложен в 1978 году, в период, когда головной корабль еще только оснащался машинами и механизмами. Первый корабль ТАРКР «Киров» вошел в строй Северного флота в 1980 году. Второй атомный крейсер строился для Тихоокеанского флота. Торжественный спуск на воду состоялся 26 мая 1981 года. До лета 1983 на корабль были установлена головная энергетическая установка, основные узлы и агрегаты жизнеобеспечения корабля. Новый атомоход был готов к приему экипажа, который заранее формировался на базе 10-й эскадры ТОФ. После ввода в строй летом 1985 года корабль совершил переход из Североморска во Владивосток протяженностью 2692 мили, обогнув Европу, Африку и Азию. Во время длительного перехода на корабле были опробованы двигательная установка во всех режимах и проведены стрельбы из всех видов корабельного вооружения.

Еще в процессе достройки корабль получил ряд усовершенствований по сравнению с конструкцией первенца серии ТАРКР «Киров». Новый боевой корабль Тихоокеанского флота, появившись на Дальнем Востоке, сразу изменил соотношение сил. Имея высокую автономность и мореходные качества, мощный корабль смог взять под контроль обширные акватории Тихого океана, от Камчатки и до Южно-Китайского моря.

Особенности конструкции ТАРКР «Адмирал Лазарев»

В целом конструкция второго корабля серии была идентична конструкции головного крейсера, однако когда головной корабль еще находился на стапеле, проект был дополнен, получив новый индекс 11442. Главным образом изменения коснулись оборонительного комплекса. Старые боевые комплексы и системы были заменены на новые образцы. Крейсер получил новейший зенитно-ракетный комплекс «Кинжал». Вместо башенных установок шестиствольных автоматов на судне были установлены орудия ЗАК «Кортик».

Противолодочное вооружение ТАРКР «Адмирал Лазарев» привели в более совершенный вид, вместо противолодочного комплекса «Метель» на судне установили новый комплекс «Водопад». Противолодочную оборону усилили реактивными бомбометами РБУ-6000. Атомоход получил усиленное артиллерийское вооружение корабля. Вместо двух башенных орудий АК-100 на крейсере установили спаренную артиллерийскую установку АК-130.

Второй и третий корабль серии, атомный крейсер «Калинин», ныне «Адмирал Нахимов», имели промежуточный состав вооружения, в сравнении с первым кораблем серии и с последним ТАРКР «Петр Великий».

На крейсере «Адмирал Лазарев» кормовые батареи 30-мм автоматов были убраны в район надстройки. На их месте установили вертолетную площадку, по периметру которой установили ЗРК «Кинжал». Поскольку крейсер прослужил меньше всего из своих собратьев, модернизация его не коснулась. Новейшие зенитно-ракетные комплексы «Кинжал» на нем так и не проявились. Изменения с основной и с зенитной артиллерией затронули кормовую часть корабля и надстройку, однако и носовая часть корабля претерпела некоторые изменения. Вместо пусковых установок комплекса «Метель» на корабль установили компактные стандартные торпедные аппараты комплекса «Водопад», рассчитанного под ракето-торпеды.

https://youtube.com/watch?v=b0nGG-VCmho

Радиолокационное оборудование на крейсере так же претерпело изменения по сравнению с головным кораблем. На оснащении ТАРКР «Адмирал Лазарев» установили ЛПК МР-800 «Флаг», которая состояла из двух радиолокационных станций МР-600 и МР-700, «Восход» и «Фрегат» соответственно. Крейсер был вооружен БИУС «Лесоруб-44» и МКРЦ «Коралл-БН».

Корабли проекта 1144

ТАРК «Киров», заложенный в 1977 году весной, вступил в строй в последние дни 1980 года. В 1992 году был включен в состав Северного флота ВМФ Российской Федерации под новым именем «Адмирал Ушаков» и был списан в 2004 году. Сейчас ожидает утилизации.

Следующим был «Фрунзе», заложенный летом 1978 года и вступивший в строй осенью 1984 года. Новое имя корабля – «Адмирал Лазарев». Атомный крейсер единственный из кораблей проекта «Орлан» проходил службу на Тихоокеанском флоте.

ТАРК «Калинин» заложили с некоторым отставанием, весной 1983 года, в строй он вошел в конце 1988 года. Позднее стал называться «Адмирал Нахимов». Сейчас находится в Северодвинске на ремонте и будет в 2020 году передан Северному флоту.

«Адмирал Лазарев», атомный крейсер, модернизация которого может начаться только после того, как в Северодвинске либо будет утилизирован первый корабль серии, либо завершит реконструкцию и уйдет к месту службы «Адмирал Нахимов», ждет решения своей судьбы у причальной стенки ремзавода на Тихом океане.

Строительство четвертого корабля, завершение первого этапа которого пришлось на распад СССР и в связи с этим резкое сокращение финансирования, растянулось на долгие годы. Заложенный в 1986 году, он вступил в строй только в 1998 году. Но сейчас флагман Северного флота «Петр Великий» единственный несет службу.

На вооружении

Видео

Алгоритм получения разрешения

Процедуру получения разрешения на владение газовым оружием регламентирует закон N 210-ФЗ от 27 апреля 2012. Обращаться с заявлением на его получение можно лично или посредством Интернет на сайте Госуслуг:

Лично подают заявление на получение разрешения в Лицензионно-разрешительные отдел ВД по месту прописки в рабочие дни. Служащие присваивают поданной заявке порядковый номер и предлагают ожидать решения вопроса. На оформление лицензии отводится время в течение 1 месяца

Внимание! Если заявление подают в территориальное отделение ОЛРР по месту жительства, а не прописки, то количество документов может увеличиться за счёт согласия и удостоверений личности людей, проживающих совместно.
На сайте «Госуслуги».

C 2018 г. по инициативе Росгвардии, с целью оптимизации качества государственных услуг гражданам РФ предлагают проходить онлайн регистрацию оружия придерживаясь следующего алгоритма:

  • Для получения разрешения регистрируются по адресу https://www.gosuslugi.ru (если нет учётной записи) и входят в аккаунт.
  • Далее, выбирают опцию тип услуг: – Электронные услуги, раздел — «Безопасность и порядок»,
  • вкладка – «Разрешение на владение и ношение оружия».
  • В появившейся в окне форме заполняют поля: Заявления, отвечая на вопросы.
  • Выбирают безналичный способ оплаты пошлины (электронные деньги, мобильный телефон или карта). Получают счёт с 30% скидкой в размере 350 руб. дожидаются, пока в окне появится опция «Оплатить» и подтверждают транзакцию.
  • После проверки и подтверждения данных на сайт в «Личный кабинет» пользователя приходит уведомление о необходимости предоставления оригиналов документов и фотографий в дни, предусмотренные для посещения ведомства.
  • Сверив оригиналы со сканами, Сотрудник ОЛРР назначает дату получения разрешения на газовый пистолет.

Вся процедура занимает не более 30 дней со дня регистрации заявления на сайте.

Сколько платят нашим солдатам?

В принципе, у работы в военной сфере немало преимуществ. Одна из них – материальная стабильность.

Зарплата военнослужащих зависит от должности, звания и дополнительных выплат. Главным образом на размер зарплаты влияет стаж службы и особенности условий ее прохождения.

Служба по контракту – это не только всевозможные дотации. После заключения второго (последующего) контракта военнослужащий приобретает право участия в накопительно-ипотечной программе. В народе ее называют военной ипотекой. Она сильно отличается от обычного гражданского жилищного кредитования и обладает целым рядом особенностей.

Будущее атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан»

На сегодняшний день приняли масштабную государственную программу по модернизации и восстановлению атомных крейсеров проекта 11442 типа «Орлан». В настоящее время в боевом строю пребывает последний из четырех введенных в строй кораблей этого проекта, ТАРКР «Петр Великий».

На повестке дня восстановление и модернизация атомных крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев». По мнению экспертов, технологический ресурс конструкции кораблей до конца не исчерпал себя. В планах Высшего военно-морского руководства не предусмотрено строить новые суда подобного класса. Однако восстановить старые атомоходы и вдохнуть в них новую жизнь, задача вполне осуществимая. Планируется иметь в составе флота три корабля подобного класса: два крейсера на Северном флоте и один на Тихом океане. Все работы по модернизации кораблей планируется провести в течение 5 лет. Ввод модернизированных атомных крейсеров запланирован на 2020 год. Одно дело проекты, другое дело реализация задуманного.

С его старшим братом, с крейсером «Адмирал Лазарев» ситуация в лучшую сторону не меняется. Ремонтные работы на корабле до сих пор не начаты. Вероятно, корабль пойдет в утилизацию. Два действующих крейсера после модернизации составят костяк надводных сил Объединенного стратегического командования в Арктическом регионе.

Проект «Орлан»

В основу проекта была положена предпосылка создания океанского корабля неограниченной автономности, который должен был на просторах Мирового океана искать, а затем и уничтожать атомные подводные ракетоносцы.

Ленинградское Северное ПКБ получило ТЗ на разработку нового проекта, который получил название «Орлан» и номер 1144. Проект предусматривал локальную схему защиты наиболее важных видов вооружения от воздействия ракетного удара. Поэтому большую часть вооружения спрятали под палубу.

Главным врагом нового корабля предполагалась мощная авиация противника. И для борьбы с ней в состав вооружения вводились средства ПВО разного принципа действия и калибров. Противокорабельные ракеты были предназначены для борьбы с авианосцами.

Проект 1144 был очень растянут во времени, дополнялся и перерабатывался. Все четче вырисовывался облик многоцелевого боевого корабля. На одном из этапов будущий корабль получил окончательную классификацию, он стал тяжелым атомным ракетным крейсером.

Аналогов за рубежом корабли проекта «Орлан» (за рубежом он получил обозначение Kirov-class battlecruiser по имени первого ТАРК) не имеют. Полное водоизмещение крейсера составляет почти 26 тысяч тонн, тогда как даже несерийный ракетный крейсер с ядерной силовой установкой «Лонг Бич» ВМФ США в полтора раза меньше.

Правительством Советского Союза было принято решение о строительстве четырех боевых кораблей этого класса.

После закладки первого крейсера проект был доработан, и следующие три крейсера строились по проекту 11442. Все корабли отличаются по видам и количеству вооружения. Предполагалось, что все корабли будут оснащаться по новому проекту, но не все виды вооружения были запущены в серийное производство и добавлялись по мере готовности. Поэтому только последний крейсер соответствует проекту практически полностью.

Обучение трюкам ножа-бабочки

Иногда в магазинах приходится встречать ножи, которые не похожи на обычные. У них две части рукояти, между которыми прячется лезвие. А называются они «бабочкой». Такое странное название для режущего инструмента они получили потому, что при вращении оставляют след, напоминающий полет этого красивого насекомого. Иногда его покупают, потому что он легко раскрывается, иногда потому, что он оригинальный. А некоторые приобретают его, чтобы демонстрировать различные трюки. Обучение трюкам ножа-бабочки заключается в открывании и закрывании обеих частей рукояти, при вращении в воздухе — флиппинге (с англ. «переворачивание»). Самые простые приемы — вертикальное открывание и закрывание ножа.

Ракетное вооружение

ТАРК «Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, вооружение которого ракетное, зенитное, артиллерийское, торпедно-минное дополняется авиацией.

Главная ударная сила корабля – двадцать противокорабельных ракетных комплексов (ПКР) «Гранит» — сверхзвуковых крылатых ракет стартовой массой 7 т, низко летящих у цели, с дальностью полета более 600 км. Они располагаются в пусковых установках под палубой в носовой части. Угол возвышения составляет 47°.

Ракеты в полете автономны, одна из них в залпе летит выше других и управляет ими, распределяет цели, перед целью все они выполняют противозенитный сложный маневр.

Для ближней обороны на крейсере установлены по обоим бортам от носовой надстройки ЗРК «Оса-МА» с выдвижными двухбалочными ПУ на 40 ракет.

Основное средство противовоздушной обороны дальней зоны на крейсере – это два зенитно-ракетных комплекса С-300Ф «Форт», с шестью пусковыми установками вертикального старта каждый.

Одна ПУ предназначена для пуска восьми ракет, то есть всего корабль может выпустить 96 ракет одновременно. Цели, скорость полета которых достигает 1,3 км/сек, «Форт» в состоянии поразить на расстоянии до 75 км, на высоте от 25 до 25 тысяч метров.

Последняя битва

Война продолжалась с 1828 по 1829 год. Лазарев командовал российской эскадрой, которая блокировала пролив Дарданеллы. После подписания мирного договора 1829 года эскадра вернулась Кронштадт, не заходя в иностранные порты.

Выше представлен портрет М.П. Лазарева работы Карла Брюллова.

В 1832 году Лазарев возглавил штаб Черноморского флота, а через год вынужден был воевать на той же стороне, что и турки. Оккупированный Египет восстал против Турции, и Николай I решил поддержать своего бывшего врага. Конечно, не безвозмездно, а в обмен на некоторые уступки с турецкой стороны С помощью Черноморской эскадры под командованием вице-адмирала Лазарева египетское восстание было подавлено. Российская империя получила двадцать лет мира с Турцией, открытие проливов Босфор и Дарданеллы для прохода российских военно-морских судов, запрет на проход в Черное море военным кораблям иностранных государств и контроль над кавказским регионом. Российская империя контролировала турецкие проливы вплоть до 1841 года.

После возвращения Михаилу Петровичу Лазареву присвоили звание адмирала и назначили главнокомандующим Черноморского флота. В этой должности он прослужил восемнадцать лет, исполняя также обязанности военного губернатора Севастополя и Николаева.

Хозяин Черного моря

Получив после возвращения из своего третьего кругосветного плавания под командование линейный корабль «Азов» и приведя его с архангельских верфей на Балтику, капитан I ранга Михаил Лазарев вскоре отправился в качестве начальника штаба русской эскадры в Средиземное море. Оно и стало местом сражения, которое принесло Лазареву самую громкую славу флотского командира: в Наваринском бою 8 октября 1827 года «Азов» уничтожил пять турецких кораблей, за что был удостоен высшей корабельной награды — кормового Георгиевского флага, а его командир был произведен в контр-адмиралы и награжден сразу тремя высокими иностранными орденами: греческим «Командорским крестом ордена Спасителя», английским – Бани и французским – Святого Людовика. После этого до 1832 года контр-адмирал Лазарев служил на Балтике, а затем был переведен на Черноморский флот, который и стал главным делом его жизни.

Линейный корабль «Азов» во время Наваринского сражения. Фрагмент картины Ивана Айвазовского «Сражение при Наварине», 1848 год

Прослужив год начальником штаба флота, Михаил Лазарев назначается его командующим (и останется на этом посту до самой смерти в 1851 году). За это время он успел не только добиться того, чтобы Черноморский флот был полностью укомплектован кораблями, офицерами и матросами, но и был перевооружен на новые артиллерийские системы. Кроме того, именно Михаил Лазарев сумел перестроить систему обучения черноморских офицеров, настояв на том, чтобы оно проходило в условиях, максимально приближенных к боевым. Для этого флот по настоянию командующего обзавелся большим числом маломерных кораблей, которые основное время проводили в крейсерских походах к берегам Северного Кавказа, где шла война с войсками имама Шамиля. Это были не просто учебные плавания: черноморские корабли фактически блокировали побережье, не позволяя доставлять военные грузы сторонникам Шамиля, которых активно поддерживали Турция и Англия. А чтобы блокада была эффективной, Михаил Лазарев отдал приказ заложить несколько береговых баз для кораблей Черноморского флота, в том числе новый город — Новороссийск.

Стараниями Михаила Лазарева была организована двухлетняя гидрографическая экспедиция фрегата «Скорый» и тендера «Поспешный», итогом которой стала первая черноморская лоция. Он же добился начала строительства первых пароходофрегатов для флота — «Херсонес», «Бессарабия», «Крым», «Громоносец» и «Одесса», а также выделения средств на строительство в Англии четырех пароходов — «Владимир», «Эльбрус», «Еникале» и «Тамань», надзирать за постройкой которых Лазарев в 1846 году отправил в Великобританию своего ближайшего помощника — капитана I ранга Владимира Корнилова. Наконец, именно контр-адмирал Михаил Лазарев инициировал постройку двух первых каменных батарей на южной и северной оконечностях Севастопольской бухты, добился постройки отдельного здания для Севастопольской морской библиотеки и благоустроил Графскую пристань, сделав ее такой, какой она остается и сегодня.

Портрет командующего Черноморским флотом адмирала Михаила Лазарева работы художника Роберта Шведе, 1844 год

Постройка и испытания

Крейсер «Фрунзе» во время достройки на плаву, 1982 год

27 июля 1978 года на Балтийском заводе в городе Ленинграде был заложен второй корабль проекта 1144 — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе». Во время строительства кораблю был присвоен заводской №801.

Спуск «Фрунзе» на воду состоялся 26 мая 1981 года.

17 июня 1983 года на корабль заселился экипаж, сформированный на базе 10-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота.

30 сентября 1983 года законченный постройкой крейсер «Фрунзе» вышел с завода, приступая к ходовым испытаниям.

С 26 августа по 2 сентября 1984 года «Фрунзе» совершил переход из Кронштадта в Североморск для завершения испытаний со стрельбой бортовым оружием. На переходе было пройдено 2692 мили.

В октябре 1984 года проводились испытания главного ударного комплекса боевой стрельбой: 3 октября выполнили один пуск КР «Гранит» из ПУ №6 и 5 октября два пуска крылатых ракет из пусковой установки №7.

31 октября 1984 года был подписан приёмный акт, которым Балтийский завод передал флоту новый тяжёлый атомный ракетный крейсер, а 7 декабря 1984 года его официально зачислили в боевой состав приказом Главкома ВМФ.

Семья

В один из своих редких визитов в Петербург Михаил Петрович случайно встретил молодую дочь другого отставного лейтенанта — Екатерину фон дер Флитт. Знакомство сильно его поразило, и на следующий день Лазарев отправился к отцу девушки просить ее руки. Через несколько дней все было улажено и двое счастливо связали себя узами брака. У Екатерины Тимофеевны и Михаила Петровича было пятеро детей.

Умер Михаил Петрович Лазарев 23 (11) апреля 1851 г. в Вене. Прах адмирала доставлен на Родину и похоронен в Севастополе, в крипте Владимирского Морского собора.

Там же похоронены и его ученики: П. С. Нахимов, В. А. Корнилов и В. И. Истомин.

Достоинства

Недостатки

История службы

Броненосный фрегат «Адмирал Грейг», 1890-е

В первое плавание корабли вышли в 1872 году, по итогам компании пришлось выполнить ряд переделок для улучшения мореходности и живучести, в частности по предложению адмирала Г. И. Бутакова перераспределить некоторые грузы. После этого мореходность кораблей была признана адмиралом А. А. Поповым превосходной. До 1890-х годов корабли оставались вторыми после броненосца «Петр Великий» в русском флоте по весу бортового залпа, в связи с чем рассматривались как ценные боевые единицы. В 1892 году были переклассифицированы в броненосцы береговой обороны. В 1893 году корпус «Адмирала Лазарева» обследовала специальная комиссия, нашедшая его в хорошем состоянии и способным прослужить еще не менее 20 лет. Тем не менее, в связи с быстрым прогрессом в военно-морской технике корабли стремительно теряли боевую ценность и с 1900 года использовались в качестве учебных судов. Последнее их использование как боевых кораблей относится к периоду русско-японской войны, когда «Адмирал Лазарев» был назначен в оборону Либавы. В 1907 году корабли были разоружены, исключены из списков флота и сданы к Кронштадтскому порту для хранения и последующей реализации. В 1912 году «Адмирал Грейг» был разделан в Санкт-Петербурге на металл, а «Адмирал Лазарев» был продан на металл в Германию и в октябре того же года при буксировке затонул в Балтийском море во время шторма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector