Тор (зенитный ракетный комплекс)

Модификации

Фото РПК-74

Литература

История создания 9К330 «Тор»

После принятия постановления Совмина, оборонная промышленность СССР срочно приступила к работам по созданию ЗРК. За разработку мобильного зенитно-ракетного комплекса «Тор» отвечал НИЭМИ Минрадиопрома. Ответственными за различные части комплекса были назначены следующие советские конструкторы и предприятия:

  • Главным конструктором, отвечающим за разработку комплекса, был назначен В.П. Ефремов;
  • За разработку боевой машины отвечал И.М. Дризе (Ижевский электромеханический завод);
  • Разработку ракеты поручили МКБ «Факел».

Так как новые глобальные войны планировались совершенно другого плана, чем предыдущие, нужен был новый зенитно-ракетный комплекс, который бы отвечал характеру предполагаемых военных конфликтов. Новое советское ПВО должно было не только выполнять традиционные задачи по борьбе с вражескими самолётами и вертолётами. Список целей, с которыми должен был бороться ЗРК «Тор» выглядел следующим образом:

  • Самолёты и вертолёты;
  • Крылатые ракеты;
  • Различные управляемые бомбы и прочее вооружение, которое могло быть у предполагаемого противника.

Для того, чтобы характеристики нового ЗРК отвечали всем предъявленным требованиям, нужно было разработать совершенно новую радиоэлектронную систему, способную отслеживать широкую линейку вражеских объектов. Так как мобильный комплекс «Тор» должен был сопровождать боевые части армии (главным образом танковые и БМП взводы), его было решено устанавливать на гусеничное шасси. Данная мера была необходима ещё и из-за большого веса ЗРК. В связи с использованием гусеничного шасси, от идеи сделать комплекс плавающим пришлось отказаться.

Хотя серийным выпуском «Торов» занимались на Ижевском электромеханическом заводе, узлы для новой техники поставлялись несколькими предприятиями:

  • Минский тракторный завод (МТЗ) поставлял гусеничные шасси или платформу;
  • Кировский машиностроительный завод занимался производством управляемых ракет;
  • Множество более мелких узлов изготавливались различными оборонными и радиоэлектронными предприятиями.

Все комплексы «Тор» были направлены в зенитные полки. В каждом полку имелись 4 батареи, каждая из которых имела по 4 машины 9К330 «Тор». В первые годы после принятия ЗРК на вооружение, «Торы» использовались вместе с пунктами управления ПУ-12М. Все комплексы «Тор» должны были защищать стратегические объекты и войска на марше, хотя ЗРК «Тор» могли управляться и с командного пункта полка.

Литература

Память

Назначение[править | править код]

Л-39 — учебно-тренировочный самолёт, предназначенный для первоначального обучения курсантов технике пилотирования в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью, обучения элементам боевого применения, связанных с перехватом воздушных целей визуально, действиям по наземным целям, а также тренировки лётного состава лётных училищ и строевых частей. С рабочего места инструктора возможна имитация некоторых отказов, также с целью обучения предусмотрена экипировка курсанта в различные типы лётного и высотного снаряжения.

В состав обучающего комплекса также входят пилотажный тренажёр TL-39 и тренажёр для отработки навыков катапультирования NKTL-29/39.

История создания

Работы по созданию дивизионного автономного самоходного ЗРК «Тор» начались в НИЭМИ в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, от 4 февраля 1975 года. Научно-исследовательская работа (НИР) по заданной тематике исследований носила кодовое название «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем от головной организации был назначен И. М. Дризе. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году — защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» — В. П. Ефремов. Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года.

Задействованные структуры

В разработке и производстве комплексов «Тор» были задействованы следующие структуры:

  • Комплекс в целом — Научно-исследовательский электромеханический институт, Москва (разработка);Машиностроительный завод имени М. И. Калинина, Свердловск, Свердловская обл. (производство),Марийский машиностроительный завод, Йошкар-Ола, Марийская АССР (производство);
  • Боевая машина — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
  • Ракета — МКБ «Факел», Химки, Московская обл. (разработка);
  • Бортовая аппаратура ракет — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
  • Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина — Государственное конструкторское бюро компрессорного машиностроения, Свердловск, Свердловская обл. (разработка);
  • Гусеничное шасси — Мытищинский машиностроительный завод, Мытищи, Московская обл. (производство);
  • Приводы — ВНИИ «Сигнал», Ковров, Владимирская обл. (разработка); Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. А. В. Ухтомского, Люберцы, Московская обл. (производство);
  • Системы ближней локации — Научно-исследовательский институт электронных приборов, Новосибирск, Новосибирская обл. (разработка);
  • Работы по монтажу, настройке, проведению испытаний и вводу в эксплуатацию стационарных объектов для полигонных испытаний комплекса — Строительно-монтажное управление № 304, Кунцево, Московская обл. (строительство).
  • Гусеничный тягач — Минский тракторный завод, Минск, Белорусская ССР (разработка/производство);

Огонь на марше

«Тор-М2» является представителем нового поколения средств ПВО малой дальности. Он предназначен для прикрытия наземных частей от ударов крылатыми, баллистическими и противорадиолокационными ракетами. Помимо этого, комплекс способен перехватывать вражеские авиабомбы, БПЛА, вертолёты, самолёты, в том числе выполненные по технологии «стелс».

«Отличается повышенной эффективностью отражения массированных налётов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия… Зенитный ракетный комплекс может работать как в ручном, с участием операторов, так и полностью автоматическом режиме, одновременно сопровождать до 24 воздушных целей», — говорится в материалах Минобороны РФ. 

  • Пуск ракеты комплекса «Тор-М2»

На полигонных боевых пусках «Тор-М2» продемонстрировал способность эффективно поражать цели на высоте от 15 м до 10 тыс. м и дальности от 3 до 12 км. ЗРК может одновременно обстреливать до четырёх объектов. На театре военных действий расчёты комплекса используются для защиты войск первого эшелона.

«Тор-М2» — единственное средство ПВО в мире, способное вести огонь на марше, что позволяет быстрее перебрасывать войска. До появления этого ЗРК колонны военной техники должны были делать кратковременную остановку.

Кроме того, расширяет боевые возможности «Тор-М2» уникальная зенитная ракета 9М338К, превосходящая по характеристикам зарубежные аналоги. Боеприпас был разработан в стенах Государственного машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел» имени И.И. Торопова (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»).

Также по теме

Радиолокационный купол и радиоэлектронный удар: как работают новейшие российские средства РЭБ

В Подмосковье российские военнослужащие применили на занятиях комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Борисоглебск-2», ‹Инфауна» и…

«Дальность её (9М338К. — RT) полёта позволяет комплексу «Тор-М2» прикрывать войска по фронту 20 км. В этом секторе мы сбиваем всё, что шевелится. В том числе малоразмерные, маневрирующие, скоростные цели. Там, где раньше надо было держать две боевые машины, теперь достаточно поставить одну», — рассказал Елецкий.

По словам разработчика, высокая точность и дальность 9М338К была достигнута в основном благодаря оригинальной аэродинамической схеме. Инженеры значительно облегчили ракету, отказавшись от больших несущих плоскостей. Кроме того, специалисты КБ «Вымпел» реализовали новый способ вывода боеприпаса из пусковой установки — 9М338К вылетает с помощью газогенераторов (ранее использовалась технология катапультного старта).

«В итоге новая ракета стала более стройной, изящной, манёвренной, а боекомплект увеличился вдвое. Кстати, никто тогда не мог даже подумать, что в машине можно разместить столько ракет (16 единиц. — RT)», — пояснил Елецкий.

По мнению конструктора, по совокупности боевых возможностей у «Тор-М2» по-прежнему нет аналогов.

В сентябре прошлого года Минобороны РФ и ИЭМЗ «Купол» заключили два долгосрочных контракта на поставку «Тор-М2» и его арктической версии «Тор-М2ДТ», выполненной на шасси двухзвенного гусеничного тягача-вездехода ДТ-30 «Витязь». Стоимость обоих соглашений в сумме составляет почти 100 млрд рублей. По их условиям российская армия будет получать ЗРК до 2027 года. 

В настоящее время «Тор-М2» в различных модификациях стоит на вооружении арктических подразделений, Балтийского флота, войск Западного и Восточного военных округов. За рубежом этот ЗРК эксплуатируется в Белоруссии и Армении. В прошлом году гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев заявил, что ведомство получило несколько новых заявок от иностранных заказчиков.

История создания

Работы по созданию дивизионного автономного самоходного ЗРК «Тор» начались в НИЭМИ в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, от 4 февраля 1975 года. Научно-исследовательская работа (НИР) по заданной тематике исследований носила кодовое название «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем от головной организации был назначен И. М. Дризе. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году — защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» — В. П. Ефремов. Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года.

===Задействованные структуры===

В разработке и производстве комплексов «Тор» были задействованы следующие структуры:

  • Комплекс в целом — Научно-исследовательский электромеханический институт, Москва (разработка); Машиностроительный завод имени М. И. Калинина, Свердловск, Свердловская обл. (производство), Марийский машиностроительный завод, Йошкар-Ола, Марийская АССР.
  • Боевая машина — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство).
  • Ракета — МКБ «Факел», Химки, Московская обл. (разработка).
  • Бортовая аппаратура ракет — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство).
  • Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина — Государственное конструкторское бюро компрессорного машиностроения, Свердловск, Свердловская обл. (разработка).
  • Гусеничное шасси — Мытищинский машиностроительный завод, Мытищи, Московская обл. (производство).
  • Приводы — ВНИИ «Сигнал», Владимирская обл. (разработка);  Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. А. В. Ухтомского, Люберцы, Московская обл. (производство).
  • Системы ближней локации — Научно-исследовательский институт электронных приборов, Новосибирск, Новосибирская обл. (разработка).
  • Работы по монтажу, настройке, проведению испытаний и вводу в эксплуатацию стационарных объектов для полигонных испытаний комплекса — Строительно-монтажное управление № 304, Кунцево, Московская обл. (строительство).
  • Гусеничный тягач — Минский тракторный завод, Минск, Белорусская ССР (разработка/производство).

Оценка проекта

Примечания

Источники
  1. ↑ , с. 220.
  2. Давыдов М. В., Годы и люди, стр. 284
  3. , с. 135.
  4. , с. 131.
  5. , с. 256.
  6. , с. 68.
  7. , с. 257.
  8. , с. 11.
  9. , с. 307.
  10. , с. 448.
  11. , с. 160.
  12. , с. 143.
  13. , с. 264.
  14. , с. 198.
  15. , с. 198-199.
  16. , с. 199-200.
  17. , с. 200.
  18. , с. 200-201.
  19. , с. 201-203.
  20. , с. 204-205.
  21. , с. 204-207, 210.
  22. , с. 206-208.
  23. ↑ , с. 211.
  24. The Military Balance 2016. — P. 190.
  25. Александр Храмчихин Армия одной войны // Военно-промышленный курьер : Газета. — 2016. — 16 марта (№ 10 (625)). — ISSN 1729-3928
  26. ↑ The Military Balance 2012. — P. 405.
  27. ↑ The Military Balance 2012. — P. 406.
  28. The Military Balance 2016. — P. 104.
  29. The Military Balance 2016. — P. 106.
  30. The Military Balance 2016. — P. 326.
  31. The Military Balance 2016. — P. 242.
  32. The Military Balance 2016. — P. 85.
  33. The Military Balance 2016. — P. 330.

Состав

  • Боевая машина 9А330. Основа ЗПРК – это боевая машина. Она оборудована станциями наведения и обнаружения целей, пусковой установкой, электронно-вычислительной машиной, системой навигации и топопривязки, стартовой автоматики, системой жизнеобеспечения и газотурбинным агрегатом. Все эти составляющие монтируются на гусеничное шасси «Объект 355». Ракеты 9М330 запускаются вертикально в целях безопасности от попадания осколков бомб и снарядов и неблагоприятной погоды.
  • Станция обнаружения целей. Когерентно-импульсная РЛС панорамного обзора ищет воздушные цели, а затем определяет их координаты. Присутствует система «свой-чужой». Функционирует в сантиметровом диапазоне с частным управлением по углу места лучом. Его обзор может производиться тремя лучами одновременно, их очередь определяется по ЭВМ.
  • Вся необходимая информация о цели появляется на индикаторе командира БМ. Если есть значительные помехи, то проблемный участок обзора может бланкироваться, и затем с применением ручных съема координат и наложения маркера в компьютер вводятся координаты. Набольшие ошибки в процессе идентификации координат не могут быть больше половины разрешающей способности станции обнаружения целей. Возможность обнаружения, к примеру, самолета F-15, пролетающего на расстоянии 25-27 км и высоте от 30 до 6000 метров равняется 80%. В целях оперативного нахождения целей действует защита от противорадиолокационных ракет.
  • Станция наведения. Когерентно-импульсная РЛС применяется в обнаружении и последующем автосопровождении цели по трем координатам посредством моноимпульсного метода, и наведения до двух ракет на цель после запуска. Функционирует в сантиметровом диапазоне. Ее конструкция – это фазированная малоэлементная антенная решетка. С помощью передатчика антенной решетки команды наведения приходят на борт и в то же время определяются координаты цели и нацеленных на нее ракет.
  • ЗУР 9М330. Зенитные управляемые ракеты 9М330 находятся в пусковом контейнере. Пусковое и антенное устройства представляют собой единую конструкцию, вращение ее происходит по вертикали. Данная модификация изготовлена по схеме «утка». Когда происходит старт, ракеты вылетают с помощью катапульты, после чего раскрываются складные крылья. С той целью, чтобы ракета была направлена на заданный угол, в машине имеется газогенератор. На дальности 250 метров срабатывает режим командного наведения. Пропорционально скорости сближения для оптимального уничтожения на ракеты передается информация о задержке взрывателя. На малой высоте возможно срабатывание взрывателя при прикосновении с целью и селекция поверхности. Ракеты оборудованы твердотопливным двигателем.

История создания ЗРК «Тор-М2У»

Создание тактического ЗРК начались в 1975 году после выхода соответствующего постановления Совмина СССР. Разработка велась в Научно-исследовательском электромеханическом институте. Именно здесь создавались такие знаменитые комплексы, как ЗРК «Оса», «Круг». В 1976 году на свет появился эскизный проект нового зенитного комплекса. Параллельно шли работы над созданием модификации для военно-морского флота (ЗРК «Кинжал»). В 1986 году комплекс был принят на вооружение, началось его серийное производство. Он получил название «Тор».

Почти сразу после принятия комплекса на вооружение началась его модернизация. Уже в 1989 году стартовали испытания машины, получившей индекс «Тор-М1». В 1991 году ее приняли на вооружение.

От базовой модели она отличалась наличием второго целевого канала и более эффективной боевой частью ракеты. Ракеты разместили в специальных алюминиевых транспортно-пусковых контейнерах. На машину была установлена новая бортовая вычислительная система, станция обнаружения «Тор-М1»стала более эффективной и более защищенной от помех. Экипаж комплекса «Тор-М1» сократили до трех человек.

Были созданы колесная, гусеничная, буксируемая и стационарная модификации комплекса «Тор-М1». Самой совершенной является модификация «Тор-М1-2У», поступившая в войска в 2012 году.

Одновременно шли работы над еще более совершенным комплексом – «Тор-2М», машиной нового поколения, особо эффективной при отражении массированных воздушных атак в условиях радиоэлектронного противодействия. В 2012 году на вооружение был принят «Тор-М2У», по некоторым своим характеристикам аналогов в мире он не имеет.

В 2020 году на Ижевском электромеханическом начали серийно выпускать два новых комплекса — ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э(К)» для поставок на экспорт. Разница между ними невелика: «Тор-М2Э(К)» имеет колесное шасси, а «Тор-М2У» — гусеничное.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» участвовал в параде на Красной площади, а в 2020 году его уже начали осваивать в частях ПВО. Планируется, что «Тор-М2У» полностью заменят давно устаревшие ЗРК «Оса». Правда, сроки этой замены неизвестны.

Сейчас ведутся работы над модульным вариантом комплекса («Тор-М2КМ»). По своим характеристикам он не будет уступать другим модификациям, но при этом его можно будет установить на любую гусеничную или колесную машину.

Сроки посадки клубней георгинов весной

Обработав и прорастив клубни георгинов, можно приступать к посадке в открытый грунт. Подходящие для этого сроки зависят от климатических особенностей региона. Желательно также согласовывать дату высадки с Лунным календарем.

В регионах

Высадку георгинов на клумбу проводят тогда, когда исчезает угроза ночных заморозков, способных повредить молодые ростки. Теплая погода в разных широтах устанавливается в различное время:

на юге России георгины можно высаживать на клумбу уже в апреле;

  • в средней полосе посадку проводят в середине мая;
  • в Ленинградской области сажать пророщенные клубнелуковицы можно в третьей декаде мая;
  • на Урале высадку георгинов откладывают до последних чисел мая;
  • в Сибири заморозки случаются даже в первые июльские дни, поэтому сажать георгины в открытый грунт лучше после 5 июня.

Обязательно учитывают погодные условия текущего сезона. Весна может приходить рано или наоборот задерживаться. На момент посадки почва должна прогреться до +10-15° C. Замерять температуру термометром нужно на глубине 10-15 см.

Когда сажать клубни георгинов по Лунному календарю в 2021 году, благоприятные дни

Поскольку давно доказано влияние фаз Луны на посадку растений, многие садоводы придерживаются рекомендаций Лунного календаря, в котором указаны благоприятные и неблагоприятные дни.

В 2021 году для высадки георгинов в грунт благоприятными будут следующие даты:

  • в мае – 1, 2, 5, 6, с 22 по 25, 27, 28, 29;
  • в июне – 2, 3, с 6 по 8, с 18 по 22, 25, 26, 29, 30.

Существуют также числа, в которые лучше не производить посадочных работ. Неблагоприятные дни для высадки георгинов на клумбу:

  • в мае – 11, 26;
  • в июне – 10, 24.

Особенно строгий запрет на посадку, а также пересадку растений накладывается во время Новолуния и Полнолуния. Посадив георгины с учетом фаз лунного цикла, можно будет получить более крепкие и обильно цветущие растения.

Обзор пассажирского самолета Boeing 717

История создания

Работы по созданию дивизионного автономного самоходного ЗРК «Тор» начались в НИЭМИ в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, от 4 февраля 1975 года. Научно-исследовательская работа (НИР) по заданной тематике исследований носила кодовое название «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем от головной организации был назначен И. М. Дризе. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году — защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» — В. П. Ефремов. Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года.

Задействованные структуры

В разработке и производстве комплексов «Тор» были задействованы следующие структуры:

  • Комплекс в целом — Научно-исследовательский электромеханический институт, Москва (разработка);Машиностроительный завод имени М. И. Калинина, Свердловск, Свердловская обл. (производство),Марийский машиностроительный завод, Йошкар-Ола, Марийская АССР (производство);
  • Боевая машина — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
  • Ракета — МКБ «Факел», Химки, Московская обл. (разработка);
  • Бортовая аппаратура ракет — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
  • Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина — Государственное конструкторское бюро компрессорного машиностроения, Свердловск, Свердловская обл. (разработка);
  • Гусеничное шасси — Мытищинский машиностроительный завод, Мытищи, Московская обл. (производство);
  • Приводы — ВНИИ «Сигнал», Ковров, Владимирская обл. (разработка); Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. А. В. Ухтомского, Люберцы, Московская обл. (производство);
  • Системы ближней локации — Научно-исследовательский институт электронных приборов, Новосибирск, Новосибирская обл. (разработка);
  • Работы по монтажу, настройке, проведению испытаний и вводу в эксплуатацию стационарных объектов для полигонных испытаний комплекса — Строительно-монтажное управление № 304, Кунцево, Московская обл. (строительство).
  • Гусеничный тягач — Минский тракторный завод, Минск, Белорусская ССР (разработка/производство);

Преимущества:

  • Большая дульная энергия
  • Высокая прочность как массивного затвора-кожуха, так и рамки благодаря ее стальному каркасу
  • Большая емкость магазина
  • Превосходная эргономика
  • Отсутствие сильно выступающих деталей
  • Простота в обращении с оружием благодаря наличию только автоматических предохранителей при отсутствии управляемых вручную
  • Высокая степень безопасности за счет сочетания двух автоматических предохранителей с указателем наличия патрона в патроннике
  • Превосходное качество изготовления и обработки поверхностей всех деталей оружия, а также качество изготовления и надежность работы оригинальных штаеровских магазинов
  • Отлично подходит для спортивной стрельбы по правилам IPSC/IPDA

История

Самолёт создавался в качестве замены фронтовому бомбардировщику Су-24, успешно применяемому в вооружённых конфликтах последних лет. Разработка самолёта велась на фоне существования у вероятного противника большого количества современных истребителей четвёртого поколения типа F-15 и F-16 и, соответственно, возникающей необходимости для разрабатываемого самолёта способности ведения оборонительного воздушного боя с равными возможностями для самолётов 4 поколения.

В качестве основы для разработки самолёта был положен опыт боевого применения всех типов самолётов, состоящих на вооружении Военно-воздушных сил СССР (России), а также зарубежный опыт применения авиации в локальных конфликтах. При разработке самолёта конструкторами была применена аэродинамическая схема «Продольный триплан», позволяющая увеличить манёвренные возможности летательного аппарата по сравнению с обычной схемой, также по сравнению с самолётом Су-27 была увеличена бомбовая нагрузка и запас топлива. Передняя часть самолёта приплюснутой формы, получившей прозвище «Утёнок», оборудована двухместной кабиной, в которой реализованы методы повышения комфортности для экипажа при длительной продолжительности полётов.

Разработка самолёта началась 19 июня 1986 года под кодовым названием Т-10В (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик»). В качестве основы для разработки самолёта была взята база проекта успешного истребителя Су-27. Первый полёт Т-10В-1 — прототипа Су-34, состоялся 13 апреля 1990 года. Первый публичный показ самолёта под обозначением Су-32ФН состоялся весной 1995 года во Франции на международном авиасалоне в Ле Бурже.

Затем были произведены опытные самолёты в количестве 2 лётных и одного образца для стенда статических испытаний. После них последовали предсерийные самолёты в количестве 6 лётных и ещё одного образца для стенда статических испытаний. В последующем, шестой предсерийный самолёт доработан до серийного образца, который теперь базируется в 929-й ГЛИЦ г. Ахтубинск.

Первый полёт серийного самолёта Су-34, построенного в рамках государственного заказа для ВВС России, состоялся 12 октября 2006 года с аэродрома OAO «НАПО им В. П. Чкалова». Самолёт пилотировали лётчики-испытатели Евгений Рудакас и Рустем Асадуллин.

Государственная программа испытаний проходила с 30 октября 2006 года по 19 сентября 2011 года в несколько этапов одновременно с производством самолёта.

Су-34 принят на вооружение ВВС РФ 20 марта 2014 года.

Тактико-технические характеристики ЗРК 9К331 Тор-М1

— Разработчик: Алмаз-Антей- Годы разработки: с 1972 по 1983- Годы производства: с 1983- Годы эксплуатации: с 1986

— Экипаж, чел.: 4 (9А330). 3 (9А331)

Вес ЗРК 9К331 Тор-М1

— Боевая масса, т: 32

Габаритные размеры ЗРК 9К331 Тор-М1

— База, мм: 5055- Клиренс, мм: 450

Вооружение ЗРК 9К331 Тор-М1

— 8 х ЗУР 9М330

Дальность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1

— Дальность стрельбы системы, км: 12 (макс.), 1,5 (мин.)- Высота поражаемых целей: 6 км (макс.), 10м (мин.)- Максимальная скорость поражаемых целей, м/с: 700- Время реакции ЗРК, сек: 9,4 (с короткой остановки), 7,4 (с позиции)

Вероятность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1

— а) истребителя — до 0,8;- б) вертолета-0,5-0,88;- в) беспилотного аппарата — 0,89-0,9

Двигатель ЗРК 9К331 Тор-М1

— Мощность двигателя, л. с.: 840

Скорость ЗРК 9К331 Тор-М1

— Скорость по шоссе, км/ч: 65- Запас хода по шоссе, км: 500

— Удельное давление на грунт, кг/см²: не более 0,8- Преодолеваемый подъём, град.: 35- Преодолеваемый ров, м: 2,0- Преодолеваемый брод, м: 1,0

Примечания

Источники
  1. ↑ , с. 220.
  2. Давыдов М. В., Годы и люди, стр. 284
  3. , с. 135.
  4. , с. 131.
  5. , с. 256.
  6. , с. 68.
  7. , с. 257.
  8. , с. 11.
  9. , с. 307.
  10. , с. 448.
  11. , с. 160.
  12. , с. 143.
  13. , с. 264.
  14. , с. 198.
  15. , с. 198-199.
  16. , с. 199-200.
  17. , с. 200.
  18. , с. 200-201.
  19. , с. 201-203.
  20. , с. 204-205.
  21. , с. 204-207, 210.
  22. , с. 206-208.
  23. ↑ , с. 211.
  24. The Military Balance 2016. — P. 190.
  25. Александр Храмчихин Армия одной войны // Военно-промышленный курьер : Газета. — 2016. — 16 марта (№ 10 (625)). — ISSN 1729-3928
  26. ↑ The Military Balance 2012. — P. 405.
  27. ↑ The Military Balance 2012. — P. 406.
  28. The Military Balance 2016. — P. 104.
  29. The Military Balance 2016. — P. 106.
  30. The Military Balance 2016. — P. 326.
  31. The Military Balance 2016. — P. 242.
  32. The Military Balance 2016. — P. 85.
  33. The Military Balance 2016. — P. 330.

Технические характеристики[править | править код]

Проекции L-39 «Альбатрос»

Данные соответствуют модификации L-39C.

  • Экипаж: 1 или 2 человека
  • Длина: 12,13 м
  • Размах крыла: 9,46 м
  • Высота: 4,47 м
  • Площадь: 18,8 м2
  • Масса пустого: 3395 кг
  • Нормальная взлётная масса: 4337 кг
  • Макс. взлётная масса: 4700 кг с бетонной ВПП (4600 кг с грунта)
  • Максимальное время перевёрнутого полёта: 20 с
  • Максимальная заправка топливом: 1014 кг (при удельной плотности 0,78 г/см3)
  • Количество двигателей: 2 (основной и вспомогательный)

    • Тип основного двигателя: двухконтурный ТРД АИ-25ТЛ
    • Тяга двигателя максимальная: 1720 кгс (16,87 кН)
    • Тяга двигателя на режиме «малый газ»: не более 135 кгс
    • Тип вспомогательного двигателя-турбостартера: «Сапфир-5»
  • Максимальная скорость горизонтального полёта: 760 км/ч (на высоте 6500 м)
  • Максимально допустимая скорость по прочности: 900 км/ч (М = 0,8)
  • Максимальная перегрузка: +8 / −4
  • Крейсерская скорость (по прибору): 390 км/ч
  • Скорость сваливания: 160 км/ч (при выпущенных закрылках и шасси)
  • Эволютивная скорость: 200 км/ч
  • Максимальная дальность полёта: 1015 км (с заправкой консольных баков)
  • Практический потолок: 11 500 м
  • Скороподъёмность (у земли): 22 м/с (1320 м/мин)
  • Минимальное время набора высоты:

    6000 м: 6,4 мин
    10 000 м: 16,9 мин
  • Тяговооружённость: 0,4
  • Длина разбега: 480—530 м
  • Длина пробега: 650—690 м

Вооружениеправить | править код

(Приведены данные по самолёту L-39С из РЛЭ за 1988 год)

  • 2 крыльевых балочных держателя (34 кг)
  • Бомбы: 2 х ОФАБ-100 (246 кг)
  • Управляемые ракеты: 2 имитатора И-318 (106 кг) + 2 АПУ-13М1 (42 кг)
  • Неуправляемые ракеты: 2 УБ-16-57У (104 кг) + 32 ракеты С-5 (124 кг)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector