Тополь (ракетный комплекс)

Развёртывание

Первый ракетный полк с РК «Тополь» был поставлен на боевое дежурство 23 июля 1985 года (по другим данным — 20 июля), ещё до завершения совместных лётных испытаний в 14-й ракетной дивизии (Йошкар-Ола) (командир — полковник Дремов В. В.), а до конца 1985 года — ещё один ракетный полк.

27 мая 1988 года на БД заступил первый полк, в состав дивизионов которого входил усовершенствованный подвижный командный пункт (ПКП), оснащённый новой автоматизированной системой управления.

Развитие группировки РТ-2ПМ. Количество ПУ на боевом дежурстве
1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
РТ-2ПМ 18 72 81 99 162 234 306 333 351 369 360 360 360 360 360 360 360 360 345 333 315 291 254 243 213 180 171
Всего МБР 1398 1398 1398 1390 1398 1398 1398 1333 1305 1129 975 870 832 748 756
% от (в т. ч. РСД) 0,94 3,76 4,23 5,37 9,34 14,63 21,21 24,98 26,89 32,68 36,92 41,38 43,27 48,13 47,62

Понятие ПКМ на компьютере

После холодной войны

Ракета РТ-2ПМ «Тополь» была разработана в СССР еще в восьмидесятые годы. Ее общая концепция состояла в способности преодолевать воздействие систем ПРО вероятного противника главным образом за счет фактора неожиданности. Запускать ее можно было из различных точек, по которым совершала боевое патрулирование эта подвижная система. В отличие от стационарных пусковых установок, место дислокации которых часто для американцев не составляло тайны, «Тополь» постоянно находился в движении, и просчитать его возможную траекторию оперативно не представлялось возможным даже с учетом высокой производительности пентагоновских компьютеров. Стационарные шахтные установки, кстати, также несли угрозу для потенциального агрессора, потому что не обо всех из них было известно, к тому же их хорошо защищали и строили много.

Распад Союза, однако, привел к разрушению длительно выстраиваемой системы безопасности, основанной на неизбежности ответного удара. Ответом на новые вызовы стала принятая в 1997 году на вооружение Российской армии ракета «Тополь-М», характеристики которой существенно улучшились.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Как ранее упоминалось, ракета Тополь М трехступенчатая. Ее длина вместе с головной частью составляет 22.7 м, а диаметр равен 1.8 м. Сам комплекс готов к пуску уже через 2 минуты после постановки задачи. Другие характеристики ракеты «Тополь М» отражены в таблице.

Мощность заряда Тополь М 0,55 Мт
Точность стрельбы (КВО) 900/200* метров
Площадь района боевого патрулирования 125000 км2
Пусковая установка 7-осное шасси МАЗ-7310
Гарантийный срок хранения 15 лет

Межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж58 (РТ-2ПМ)

Дальность стрельбы 10500 км
Радиус поражения Тополь М в км 10000 кв. км
Стартовая масса 45,1 тонн
Масса головной части 1 т
Головная часть моноблочная отделяемая
Двигатель РДТТ
Скорость ракеты Тополь М 2-5 махов
Масса снаряженной первой ступени ракеты 27,8 т
Тип старта наземный из ТПК
за счет ПАД

Автономная пусковая установка (АПУ)

База – колесная МАЗ-7912, МАЗ-7917
Колесная формула 14х12
Число ракет на пусковой установке 1

Масса

пусковой установки без ТПК 52,96 т

Габаритные размеры (без ТПК/с ТПК)

ширина 3,850/4,5 м
длина 19,520/22,303 м
высота 3,0/4,5 м
Запас топлива 825 л
Мощность 710 л.с.
Двигатель дизель В-58-7 (12V)
Запас хода 400 км
Скорость 40 км/ч

Машина обеспечения боевого дежурства ( МОБД )

Масса 43500 кг

Габаритные размеры

Высота 4,415 м
Ширина 3,23 м
Длина 15,935 м
Запас хода 850 км
Мощность 525 л.с.
Скорость 40 км/ч

Сейчас наряду с комплексами ранних версий на вооружение поступает МБР «Тополь-М». В связи с международными соглашениями России, существенные изменения полетных и тактических характеристик (ТТХ Тополь М) стало вне рамок правового поля.

Поэтому в новых ракетах основной упор сделан на мощность взрыва Тополь М, непредсказуемость полета и повышение сопротивляемости узлов и агрегатов маршевого двигателя мощному электромагнитному импульсу (ЭМИ).

Время работы без загрузки, уголь или пеллеты?

Заявлено, что котел на полной загрузке может работать до 10 часов. В реальности эта цифра чуть ниже и то если полностью загрузить топку углем. Но и 6-7 часов — очень даже неплохо.

Можно ли топить пеллетами — часто можно видеть на формах и такой вопрос от новых владельцев Тополей. Ответ тут очевиден — конечно можно, это сколько денег вы потратите впустую — очень много. В разы эффективнее и дешевле топить углем, причем углем даже низкого качества.

Можно закидывать огромные куски угля (главное, чтобы в топку влезли) и котел будет топить и топить. Сравните сами — тонна высококачественного угля стоит 3500 рублей, низкокачественного — 2-2.5 тысячи за тонну. Тонна пеллетов — аж 6500 рублей. Разница аж в 2 раза!

Источники

  • https://MilitaryArms.ru/boepripasy/rakety/mbr-topol-m/
  • https://WarBook.club/boepripasy/rakety/topol-m/
  • https://kotel-zota.ru/topol-m
  • https://remont-system.ru/kotly/obzor-kotla-zota-topol-m-s-polzovatelskimi-otzyvami
  • http://fb.ru/article/156034/topol-m-harakteristiki-mejkontinentalnyiy-raketnyiy-kompleks-topol-m-foto
  • http://kotel-kontur.ru/tverdotoplivny-e-kotly/kotel-zota-topol-m20-tverdotoplivnyj-kotel-na-ugle-i-drovah-otzyvy-naroda/

Немного истории. Начало атомной гонки

Американцы атомную бомбу построили раньше всех в мире и не замедлили ее применить сразу же, в августе 1945 года, причем дважды. На тот момент ВВС США обладали не только самым мощным оружием в мире, но и самолетом, способным его нести. Это была летающая «суперкрепость» – стратегический бомбардировщик Б-29, масса боевой нагрузки которого достигала девяти тонн. На недосягаемой для средств ПВО любой страны высоте в 12 тысяч метров со скоростью 600 км/ч этот воздушный гигант мог донести свой страшный груз до цели, отдаленной почти на три с половиной тысячи километров. В пути экипажу Б-29 можно было не беспокоиться о своей безопасности. Самолет был прекрасно защищен и оборудован всем последними достижениями науки и техники: радаром, мощными скорострельными пушками заградительного огня с телеметрическим управлением (на случай, если кто-то все же приблизится) и даже неким аналогом бортового компьютера, производящего необходимые вычисления. Вот так, в спокойствии и комфорте, можно было карать любую непокорную страну. Но это быстро закончилось.

История разработки

Хронология работ

Разработка нового стратегического ракетного комплекса на базе твердотопливной МБР РТ-2П с размещением новой ракеты на самоходном автомобильном шасси была начата в Московском институте теплотехники в 1975 году под руководством главного конструктора А. Д. Надирадзе (после его смерти — Б. Н. Лагутина).

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 668-212 о разработке ракетного комплекса «Тополь» вышло 19 июля 1977 года.

Первое лётное испытание ракеты состоялось 27 октября 1982 года на полигоне «Капустин Яр» и закончилось неудачно.

Второй (по другим данным, первый) пуск был проведён 8 февраля 1983 года на полигоне Плесецк боевым расчётом 6-го и был успешным. Первые три испытательных пуска проводились из переоборудованной специально для этих работ шахтной пусковой установки ракеты РТ-2П.

10 августа 1983 года проведён четвёртый пуск ракеты РС-12М, он стал первым, осуществлённым с самоходной пусковой установки 15У128.

Всего, на этапе совместных лётных испытаний комплекса с февраля 1983 года по 23 декабря 1987 года было проведено 16 пусков ракет.

На вооружение ракетный комплекс был принят 1 декабря 1988 года.

Задействованные структуры

В разработке и производстве боевых и учебных средств комплексов «Тополь» были задействованы следующие структуры:

  • Ракета — Московский институт теплотехники, Москва (разработка);ПО «Воткинский завод», Воткинск, Удмуртская АССР (производство);
  • Система прицеливания ракеты — ЦКБ «Арсенал» (разработка) и ПО «Завод „Арсенал“», Киев, УССР (производство);
  • Система управления — Ленинградское оптико-механическое объединение, Ленинград (разработка/производство);
  • Приводы — ВНИИ «Сигнал», Ковров, Владимирская обл. (разработка); Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. А. В. Ухтомского, Люберцы, Московская обл. (производство);
  • Пусковая установка и машина обеспечения — ЦКБ «Титан» (разработка) и ПО «Баррикады», Волгоград, Волгоградская обл. (производство);
  • Базовые несущие конструкции (БНК) для ракет — НПО «Союз», Дзержинский, Московская обл. (разработка);
  • Полигонные испытания — Софринский артиллерийский полигон.

Виды котлов, работающих на твердом топливе

Все оборудование такого класса можно подразделяется на 2 группы:

  • Автоматическая подача топлива
  • Ручная загрузка

К первым относятся пеллетные котлы. В них роль топлива играют гранулы, их загружают в специальные бункеры и оттуда они поступают в топку. Такие аппараты имеют высокий КПД и могут работать в автоматическом режиме неделями, без участия в процессе человека.

Вторые же, в зависимости от конструктивных особенностей, подразделяются на 3 вида:

  • Классические
  • Пиролизные
  • Длительного горения

В них в качестве топлива могут использоваться дрова и отходы древесины.

Традиционный или котел твердотопливный на дровах выпускается уже очень давно, и конструктивно практически не изменился. В нем топочная камера располагается снизу и считается самой горячей его частью. Чаще всего она сделана из чугуна или стали. Однако такое отопление деревянного дома твердотопливным котлом применяется достаточно редко, так как требует частого обслуживания.

Пиролизные аппараты – это новый шаг в среде твердотопливного оборудования. Их работа основана на принципе разложения древесины на твердые остатки и газы и сжигания последних. К преимуществам данного аппарата относится высокий КПД, минимальное образование золы и сажи. Среди недостатков – необходимость сжигания сухих дров с влажностью не более 20%.

Длительного горения – их принцип работы разработан в России и аналогов в мире пока не имеет. Он является котлом нового поколения не только в конструктивном плане, но и по принципу работы. Главным его достоинством является простота конструкции и возможность обслуживать 1 раз в сутки при работе на топливе естественной влажности. Котел на дровах твердотопливный имеет самую точную регулировку мощности и может выдавать заданное количество тепла.

История создания

Работы над созданием новой межконтинентальной баллистической ракеты с твердотопливными двигателями начались еще в середине 80-х годов. Этим проектом занимались Московский институт теплотехники и днепропетровское КБ «Южное». Перед конструкторами была поставлена задача создать универсальную ракету для стационарного и мобильного ракетного комплекса. Единственным отличием между ними являлся двигатель ступени разведения боевого блока: на ракетах шахтного базирования конструкторы планировали установить жидкостный двигатель, а на мобильных комплексах – твердотопливный.

В 1992 году КБ «Южное» прекратило участие в данных разработках и доведение «Тополя» полностью легло на плечи российской стороны. В начале 1993 года появился президентский указ, который регламентировал дальнейшие работы над ракетным комплексом, также давались гарантии дальнейшего финансирования. Головным предприятием по этому проекту был назначен МИТ.

Конструкторам нужно было разработать универсальную ракету, пригодную для различных видов базирования, с высокой точностью, дальностью полета, способной преодолеть систему противоракетной обороны противника.

«Тополь-М» создавался как модернизация советского ракетного комплекса «Тополь». При этом Договор СВН-1 четко определял, что именно считать модернизацией и какие характеристики комплекса должны быть изменены. Новая баллистическая ракета должна была отличаться по одной из следующих характеристик:

  • количеством ступеней;
  • видом топлива хотя бы одной из ступеней;
  • длиной ракеты или длиной первой ступени;
  • диаметром первой ступени;
  • массой, которую ракета могла забрасывать;
  • стартовой массой.

Исходя из вышесказанного, становится понятно, что конструкторы ракетного комплекса были изначально сильно ограничены. Поэтому тактико-технические характеристики (ТТХ) ракеты «Тополь-М» не могли серьезно отличаться от своего предшественника. Основными отличиями стали особенности полета ракеты и ее способность к преодолению вражеской системы ПРО.

Усовершенствованные твердотопливные двигатели трех ступеней ракеты позволили значительно сократить продолжительность активного участка полета ракеты, чем была серьезно понижена вероятность ее поражения противоракетными системами противника. Система наведения ракеты гораздо более устойчива к электромагнитному излучению и другим факторам ядерного взрыва.

Государственные испытания начались в 1994 году. Был произведен запуск «Тополя-М» с космодрома Плесецк. Он был успешен. Затем были проведены еще несколько запусков, и в 1997 году началось серийное производство комплекса «Тополь-М». В 2000 году на вооружение был принят ракетный комплекс «Тополь-М» шахтного базирования, в том же году начались испытания и запуски мобильного комплекса.

Размещение «Тополя-М» шахтного базирования началось в 1997 году, в шахтах, которые ранее использовались для ракет УР-100Н. В конце 1998 года на боевое дежурство заступил первый ракетный полк. Мобильные комплексы «Тополь-М» стали массово поступать в войска в 2005 году, тогда же была принята новая государственная программа перевооружения, согласно которой до 2018 года Министерство обороны планировало закупить 69 новых МБР.

С 1994 по 2014 год было проведено шестнадцать запусков МБР «Тополь-М», из которых только один запуск был признан неудачным: ракета отклонилась от своего курса и была ликвидирована. Запуски производились и с установок шахтного базирования, и с мобильных ракетных комплексов.

В 2008 году было озвучено решение об установке на МБР «Тополь-М» разделяющихся боевых частей. Первые подобные ракеты начали поступать в войска в 2010 году. Годом раньше было объявлено об остановке производства мобильных комплексов «Тополь-М» и о начале работ над комплексом с более высокими характеристиками.

Описание и характеристики

Котлы Зота Тополь-М – это целая серия отопительного оборудования. Она представлены моделями мощностью 14, 20, 30, 42 и 60 кВт. Производителем отопительной техники является отечественное предприятие ООО ТПК «Красноярскэнергокомплект». Главным достоинством выпускаемой продукции является его ценовая доступность. Например, младшая модель стоит около 30 тыс. рублей, а старшая – около 60 тыс. рублей.

Рассмотрим прочие особенности и плюсы котлов Зота Тополь-М:

  • Высокая продолжительность горения;
  • Лёгкая очистка от сажи;
  • Возможность установки блока ТЭНов;
  • Высокая эффективность теплоотдачи за счёт трёхходового теплообменника.

Оборудование не требует подключения к электросети и способно работать в автономном режиме.

Примечания

  1. ↑ Стратегические ракетные комплексы наземного базирования / Под ред. Шевченко С. Н.. — М.: «Военный Парад», 2007. — С. 186—194. — ISBN 5-902975-12-3.
  2. ↑ . Ракетная техника. Дата обращения 17 сентября 2017.
  3. Николаев, Ю. М. Панин, С. Д.
    Соломонов, Ю. С.
    2 // Основы проектирования твердотопливных управляемых баллистических ракет. — МГТУ имени Н. Э Баумана, 1998.
  4. Самойлов Г. Е. и др. Гвардейская ордена Кутузова II-ой степени ракетная дивизия / Под общ. ред.: И. Р. Фазлетдинова. — Тейково: СТЭЛС-дизайн, 2008. — С. 41.
  5. Суворов А. В. Совершенствование метода оценки термической опасности высокоэнергетических веществ и выбор безопасных условий их производства и эксплуатации. Дис. … канд. техн. наук. — СПб. — 2018.
  6. , с. 41.
  7. , с. 61.
  8. , с. 191.
  9. , с. 163.
  10. , с. 448.
  11. , с. 42.
  12. , с. 43.
  13. , с. 465.
  14. , с. 403.
  15. , с. 57.
  16. ↑ . Информационно-новостная система «Ракетная техника» БГТУ. Дата обращения 18 января 2011.
  17. Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 68. — ISBN 5-93767-023-X.
  18. «Военно-промышленный курьер», № 16 (33), 2004 г.
  19. Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 70. — ISBN 5-93767-023-X.
  20. ↑ Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 72—73. — ISBN 5-93767-023-X.
  21. Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 77. — ISBN 5-93767-023-X.
  22. Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 84. — ISBN 5-93767-023-X.
  23.  (недоступная ссылка). Дата обращения 26 января 2008.
  24. Шишлин, Владимир . Интерфакс (10 апреля 2009). Дата обращения 21 декабря 2009.
  25. ↑ . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (16 декабря 2004). Дата обращения 6 января 2012.
  26. ↑ . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (3 апреля 2006). Дата обращения 6 января 2012.
  27. ↑ . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России». Дата обращения 6 января 2012.
  28. ↑ . Оф. сайт Минобороны России (5 января 2012). Дата обращения 6 января 2012.
  29. Андреев Д. . Газета «Красная звезда» (1 сентября 2011). Дата обращения 6 января 2012.
  30. Фролов Андрей.  (недоступная ссылка). Журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии». Дата обращения 6 января 2012.
  31. . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (12 декабря 2004). Дата обращения 6 января 2012.
  32. . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (17 декабря 2005). Дата обращения 6 января 2012.
  33.  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 сентября 2012.
  34. . ИС «Ракетная техника». Дата обращения 30 июня 2017.
  35. ↑ . Дата обращения 29 ноября 2013.
  36. Зарина Дзагоева. . Известия (30 сентября 2019). Дата обращения 1 октября 2019.
  37. . Эхо Москвы. Дата обращения 1 октября 2019.
  38. Ранее, для испытаний головных частей использовалась жидкостная ракета-носитель

Ракету «Союз-2.1а» освятят перед пуском с космодрома Восточный

Как и где можно получить лицензию на приобретение?

Акт выполняется на номерном бланке, который содержит:

  • фотографию приобретателя лицензии;
  • его ФИО;
  • место регистрации;
  • дату выдачи и окончания действия лицензии;
  • наименование ЛРО и подпись начальника отдела с расшифровкой.

Лицензия заверяется двумя гербовыми печатями Росгвардии: печать, заходящая на фотографию лицензиата и заходящая на подпись начальника отдела.

На фото показано, как выглядит лицензия на приобретение травматического оружия:

Основания

Лицензия на травматическое оружие выдается отделом лицензионно-разрешительной работы Росгвардии. В его задачи входит:

  • выдача разрешения на покупку, хранение и использование оружия;
  • взаимодействие с правоохранительными органами в раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия;
  • взаимодействие с обществом в целях профилактики правонарушений и преступлений в выше указанной области.

Основанием для получения лицензии являются предъявленные гражданином РФ в лицензионно-разрешительный отдел следующих сведений:

  • личное заявление гражданина;
  • паспорт заявителя;
  • свидетельство об успешном окончании обучения курсов по безопасному обращению с оружием;
  • медицинское заключение об отсутствии препятствий для использования оружия (по форме 002-О/у);
  • справки из ПНД и НД по форме 003-О/у;
  • квитанция об оплате государственной пошлины на приобретение лицензии;
  • справка об отсутствии судимости.

Лицензия дает гражданину право в течение полугода приобрести оружие, после чего будет аннулирована.

Как усложнить задачу ПРО

Главное изменение, которое стало революционным во всем мировом баллистическом ракетостроении, касалось неопределенности и неоднозначности траектории ракеты на ее боевом курсе. Действие всех систем ПРО, уже созданных и только перспективных (находящихся на стадии проектной разработки и доводки), основано на принципе просчета упреждения. Это означает, что при фиксации пуска МБР по нескольким косвенным параметрам, в частности по электромагнитному импульсу, тепловому следу или другим объективным данным, запускается сложный механизм перехвата. При классической траектории вычислить положение снаряда, определив его скорость и место запуска, нетрудно, и можно заранее принять меры по его разрушению на каком-либо участке полета. Засечь запуск «Тополь-М» можно, в этом между ним и любой другой ракетой особой разницы нет. А вот дальше дела обстоят сложнее.

Виды ракет России

Межконтинентальные баллистические ракеты

По типу размещения межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) делят на пускаемые:

  • из шахтных пусковых установок (ШПУ) — РС-18, PC-20;
  • с мобильных пусковых устройств на основе колесного шасси — «Тополь»;
  • с железнодорожных устройств — РТ-23УТТХ «Молодец»;
  • с морского / океанского дна — «Скиф»;
  • с подлодок — «Булава».

Межконтинентальная баллистическая ракета РС-20

Используемые сегодня ШПУ отлично защищают от поражающих факторов ядерного взрыва и довольно хорошо маскируют подготовку к пуску. Прочие способы размещения ракет гарантируют высокую мобильность и, соответственно, труднее обнаруживаются, но ограничивают армию и ВМФ в габаритах и массе МБР.

Крылатые ракеты высокой точности

Пять наигрознейших крылатых ракет отечественного производства:

  1. Семейство «Калибр». Преимущественно ими наносятся удары по живой силе и инфраструктуре боевиков «оппозиции» и откровенных террористов в Сирии. Разработка, стартовавшая в 1980-х годах на основе стратегической ядерной 3М10 и противокорабельной «Альфа», завершена в 1993 году. В НАТО кодифицируются как Sizzler. Дальность удара по морским объектам — до 350 км, по береговым — до 2600;
  2. Стратегическая ракета класса воздух-земля Х-101 (вариация с ядерной боеголовкой — Х-102). Спроектирована в КБ «Радуга» к 2013 году. Тоже применялась в Сирии по вышеуказанным целям. В основном входит в комплект вооружения бомбардировщиков Ту-22 и Ту-160. Точные параметры Х-101 скрыты от публики, но по неофициальным сведениям ее максимальная дальность — около 9 тыс. км;
  3. Противокорабельная П-270 «Москит» (в НАТО кодифицируется как SS-N-22 Sunburn). Создана в 1970-х в СССР. Может топить любые корабли водоизмещением до 20 тыс. тонн. Дальность — до 120 км по маловысотной и 250 км по высотной траектории. Для преодоления системы ПВО (ПРО) делает маневр «змейка»;
  4. Стратегическая авиационная Х-55, класса воздух-земля — для бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160. Движется на дозвуковой скорости, огибая находящийся внизу ландшафт, чем сильно усложняет перехват. Мощность взрыва более чем в 20 раз превосходит показатель пресловутой Little Boy, сброшенной американцами в 1945-м на Хиросиму;
  5. П-700 «Гранит» — противокорабельная ракета большой дальности, для разгрома крупных корабельных и корабельно-авиационных группировок противника. Поражает объекты на дистанции до 550 км. Устройствами П-700 вооружен, среди прочих, тяжелый крейсер-авианосец «Адмирал Кузнецов».

Пуск противокорабельной ракеты П-700 «Гранит»

Противокорабельные ракеты

Помимо вышеупомянутых крылатых ПКР, нужно отметить ракету Х-35 вместе с РК «Уран», созданную в 1995 году госкомпанией «Звезда-стрела».

Х-35 способна топить корабли водоизмещением до 5 тыс. т. Благодаря компактным габаритам и небольшой массе используется в качестве вооружения кораблей любого класса, включая корветы и катера, а также вооружения различных летательных аппаратов, включая вертолеты и легкие истребители. Для пусков Х-35 созданы береговые РК «Бал».

Авиационные ракеты России

Особо грозное достояние российских ВВС — модернизированная вариация Р-37М «Стрела». Эта управляемая ракета типа воздух-воздух является № 1 в мире по дальности.

В НАТО она кодифицируется как AA-13 «Arrow».

Применяется в качестве вооружения:

  • тяжелых истребителей Су-27;
  • сверхманевренных истребителей Су-35;
  • истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ.

Уникальными свойствами Р-37М являются динамическая неустойчивость и высочайшая маневренность. Они и позволяют ей, обойдя все вражеские противоракетные средства, поразить летучую цель, которая приблизилась к истребителю на 300 и менее километров.

По оценкам ряда военных экспертов, Р-37М и аналогичная китайская PL-15 способны с легкостью сбивать американские воздушные топливозаправщики, служащие для обеспечения беспосадочных полетов их стратегических бомбардировщиков, а также самолеты разведки, управления и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Победы в сегодняшних войнах просто невозможны без перечисленных подсобных ЛА, при этом эффективность новейших ракет воздух-воздух России и КНР лишает США преимущества в воздухе.

Суперновое отечественное оружие класса воздух-поверхность — гиперзвуковая ракета Х-47М2 «Кинжал», предназначенная для разрушения наземных и наводных объектов. По информации авторитетных СМИ, РК «Кинжал» является авиационной модификацией семейства «Искандер». Дальность устройства с 500-кг боевой частью определяется свойствами бомбардировщика и составляет от 2 тыс. до 3 тыс. километров.

Самолет МиГ-31 с ракетой Х-47М2 «Кинжал»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector