Танк т-34 изнутри и снаружи

Танки 1945–1965 гг.

После войны развитие боевой техники определялось противостоянием стран Североатлантического альянса (НАТО) во главе с США и стран Варшавского договора во главе с СССР в «холодной войне». Обе стороны имели ядерное оружие. Учения в США и в СССР показали, что в зонах ядерного поражения лучше всего действуют танки. Их броня, герметизированные корпуса и фильтровентиляционные системы частично защищали экипажи от радиации и других последствий ядерного взрыва. Это окончательно утвердило танки как главное оружие сухопутных войск.

Последние представители семейства тяжелых танков ИС («Иосиф Сталин») повоевать не успели. ИС-4 почти сразу отправили в резерв, а потом и вовсе сняли с вооружения. А вот средний танк Т-54 (1946 г.) оказался удачливее, его модификации служат и сегодня. Также удержались в строю британский  «Центурион» A41, разработка которого началась в 1943 г., и американский М-48 «Паттон». А вот французы, которые после освобождения от немецкой оккупации продолжили «доводить до ума» разработки конца 1930-х гг., успеха не добились.

Тяжелый танк ИС-4. СССР. 1947–1951 гг

В 1953 г. на вооружение Советской армии был принят тяжелый танк Т-10, а еще через пять лет – средний танк Т-55, созданный на основе Т-54. Эти два танка стали последними в своих классах. После этого танкостроители и военные пришли к концепции основного или основного боевого танка (ОБТ), который заменил и средние, и тяжелые машины.

В Советской армии первым основным танком стал Т-62, разработанный на базе Т-55. «Шестьдесят второй» также стал первым в мире серийным гладкоствольным танком – его вооружили 115-мм пушкой 2А20. Несмотря на то что Т-62 считался не слишком удачным, его «тираж» только в СССР составил 20 000 штук, а еще его выпускали в Чехословакии и Северной Корее.

Основной танк Т-62. СССР. 1961–1975 гг.

Танки периода Второй мировой войны не умели стрелять с хода – вероятность попадания при этом была всего 3%. Чтобы выстрелить, танку нужно было остановиться, а это превращало его в неподвижную мишень. Еще в военное время появились первые образцы стабилизированных танковых пушек, но они были несовершенны, и смогли научиться «воевать по-настоящему» только в 1950-е гг. Действие стабилизатора основано на свойстве гироскопа сохранять положение своей оси в пространстве неизменным. Два таких гироскопа подают сигналы на приводы поворота танковой башни и возвышения пушки. Танк может двигаться, поворачивать, раскачиваться на ухабах – но пушка при этом постоянно смотрит на цель и посылает снаряд точно в нее.

Средний танк М-48 «Паттон». США. 1952–1959 гг.

Средний танк Т-55. СССР. 1958–1979 гг.

Тяжелый танк Т-10. СССР. 1954–1966 гг.

Средний танк А41 «Центурион». Великобритания. 1945–1962 гг.

Современные танки

К середине 1980-х гг. политики и военные убедились, что «большой войны» не будет. Боевую технику стали разрабатывать и модернизировать для локальных конфликтов, где противником были «партизаны»

В частности, конструируя танки, стали больше внимание уделять защите экипажа. При этом требовалось «удерживать в рамках» вес танков, чтобы они сохранили подвижность

Вышедший на испытания в 1989 г. танк, позже получивший обозначение Т-90, стал последним танком, созданным в СССР. Он разрабатывался как глубокая модернизация популярного Т-72 и сохранил его классическую компоновку. От предшественника Т-90 отличался новой башней с клиновидной навесной активной броней, усовершенствованной системой управления огнем (СУО) и комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс защищал танк от ПТУР с лазерным наведением и ставил помехи лазерным дальномерам противника, отстреливая гранаты, «специальный» дым которых не пропускал лучи лазеров.

Основной боевой танк Т-90. Россия, 1992 г.

С 1920-х гг. оставалась неизменной компоновка танков, при которой впереди находился механик-водитель, в средней части – боевое отделение с остальными членами экипажа, башня с пушкой и боекомплект, а сзади – двигатель. Эту традицию нарушили израильские конструкторы, которые заботились о сохранности каждого бойца немногочисленной армии Израиля. В танке «Меркава Мк.IV», который на данный момент считается самым защищенным, они разместили экипаж в центре корпуса, отделив его броневой перегородкой от передней части с двигателем. Снаряд, попав «в лоб» танка, прежде чем нанести вред экипажу, должен пробить не только лобовую броню, но и двигатель, и бронеперегородку. Кроме того, такая компоновка позволяет экипажу эвакуироваться через люки в корме, под защитой корпуса.

Танк «Меркава Мк.IV». Израиль. 2002 г.

Долгое время боекомплект и автомат заряжания (АЗ) пушки размещали в корпусе танка, однако потом появилось другое решение: кормовая ниша башни. Она представляет собой сравнительно слабо бронированный отсек, пристыкованный к башне «с затылка». Там размещается АЗ и большая часть боекомплекта. Например, в АЗ французского танка AMX-56 «Леклерк» находятся 22 снаряда, еще 18 остались в корпусе. Такая компоновка упрощает конструкцию автомата заряжания, а снаряды в него можно закладывать через люк в задней стенке кормовой ниши. Чтобы при взрыве боекомплекта не пострадал экипаж, кормовая ниша имеет верхние панели, которые вышибаются давлением пороховых газов: газы и осколки уходят вверх, а не в сторону башни.

AMX-56 «Леклерк». Франция. 1992 г.

Проекты танков с необитаемой башней появились еще в 1950-е гг. – это делало танк легче и менее уязвимым. Однако технологии того времени не позволили реализовать эти проекты. В 1990-е гг. в Омске был создан опытный танк «объект 640» (неофициальное название – «Черный орел»), у которого экипаж размещался в корпусе, а не в башне. Первым принятым на вооружение танком с необитаемой башней стал российский танк М-14 «Армата». Его экипаж сидит в корпусе, внутри сильно бронированной капсулы. Командир танка наблюдает за полем боя, а наводчик наводит пушку через оптико – электронные системы, «объективы» которых вынесены на башню, чтобы улучшить обзор. В автомате заряжания помещается почти весь боекомплект пушки. Западные проекты танков с «безлюдной» башней пока остаются на бумаге.

Новейший основной боевой танк Т-14 «Армата». Россия. 2013 г.

Поделиться ссылкой

Фото и видео

Видео-экскурсий по внутреннему устройству Т-34 существует довольно много.

Некоторые из них:

Боекомплект, ремонтный комплект, огнетушители

Схема размещения боекомплекта Т-34

Штатный боекомплект танка Т-34 составлял от 56 до 60 снарядов, в зависимости от их типов. Снаряды размещались в креплениях на стенах кабины, в стеллажной укладке башни и в ящиках над днищем. Под 7,62-мм патроны имелось 30 магазинов, гнёзда для которых также рассредоточены в нескольких местах.

Стеллажные полки под снаряды в башне музейного Т-34-85 пусты. Но в реальном танке они были заполнены целиком, а остальное пространство башни занимали части ремкомплекта

Один из ящиков разнообразного ЗИПа Т-34

4 диска с патронами к спаренному пулемёту и смотровая щель у места заряжающего

Основная часть 7,62 мм патронов размещалась возле носового стрелка-пулемётчика

На этом Т-34 фото показывает один из двух огнетушителей, размещённых по бортам корпуса танка. Ручные огнетушители тех времён были крайне неэффективны, с 1944 года в Т-34 их сменила автоматическая противопожарная система на основе стационарных углекислотных огнетушителей.

Автор статьи:
Роев Олег

Луна

Что рассказать:

Луна – это спутник нашей планеты, она находится всего в трех днях пути. Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки.

Мы видим луну только ночью. Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы. Есть следующие фазы: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.

Если серп в небе похож на букву С, то луна “старая”, убывающая. Если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.

Эти фазы можно изобразить для ребенка на бумаге или вырезав их из цветного картона.

Наглядный материал:

Чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Проведите вместе опыт, создав в домашних условиях луну. Покажите ребенку, что мы видим лишь освещенную часть шара.

Strv 103B (высота — 1,94 м)

Как ехал

То, что заставляло танк работать, находилось в силовой части – сзади. Двигатель, трансмиссия, радиаторы, топливные баки, фрикционы с вентилятором и все-все, без чего «тридцатьчетверка» просто не поедет. Не совсем обычным для тех времен был двигатель Т-34 – полностью дизельный бескомпрессорный В-2(подробнее об этом в статье «Первый в своём роде: дизельный двигатель В-2». – Ред.).Дался он советским разработчикам и инженерам через пот и слезы – история двигателя, как и самого танка – сплошные неурядицы и проблемы. Топливо заливалось в баки на 90 л по бокам машины, а подавалось насосами НК-1 (насос консольный). Почти круглогодично применяли дизельное топливо «ДТ зимнее», но если температура поднималась до +5 °С, могли использовать «ДТ летнее». Чтобы двигатель не перегрелся, в танк встроили жидкостную систему охлаждения суммарным объемом 95 л – с принудительной циркуляцией и двумя трубчатыми радиаторами по обе стороны от двигателя. Чтобы очистить цилиндры двигателя от воздуха, сначала использовали один воздухоочиститель «Помпон», но его мощности не хватало, поэтому после 42-го года его заменили на два воздухоочистителя «Мультициклон». Трансмиссия 1940 года состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятискоростной четырехступенчатой коробки передач (в 43-м стала пятискоростной), бортовых фрикционов и тормозов, тормозов и бортовых передач.

Ходовая часть танка – по пять опорных катков с обоих бортов, каждый диаметром 830 мм, и два колеса – направляющее спереди и ведущее сзади. Конструкция опорных катков могла существенно различаться: в разное время использовались штампованные или литые катки, обрезиненные или с внутренней амортизацией, или вовсе без нее. Гусеницы Т-34 отливали из стали – это был ряд траков, чередующихся и соединяющихся. Танковые траки – как части «Лего», из которых собиралась гусеница. В ширину она достигала 500 мм, а один трак делал «шаг» длиной 172 мм. В первые годы производства у гусеницы было 74 трака, а позднее стало 72. Иногда, чтобы Т-34 быстрее и эффективнее пробирался по пересеченной местности, на каждый четвертый или шестой трак с помощью болтов устанавливали грунтозацепы.

Вся ходовая часть крепилась к корпусу танка с помощью пружинной подвески, известной как подвеска Кристи – катки соединялись с пружинами. По сравнению с классической рессорной, эта подвеска позволяла танку ехать быстрее и быть чуть меньше в высоту.

Внутри Т-34-85. Фото: Роман Кривов, www.topwar.ru

Особенная страница в биографии

Есть одна запутанная история 1948 года, когда состоялся «Суд чести» над адмиралами. Заслуженные высокопоставленные военные судили таких же заслуженных офицеров. Ими оказались Н.Г. Кузнецов и его подчинённые Л.М. Галлер, В.А. Алафузов и Г.А. Степанов. Военная коллегия, признавшая всех виновными, сама же и ходатайствовала о снижении наказания Кузнецову. Отправился на службу на Дальнем Востоке (1948-м замом по военно-морским делам, а с 1950 г. – командующий Тихоокеанским Флотом). В результате он при той же власти вновь возглавил ВМФ страны с 1951 г. по 1953 г.

При Хрущёве продолжил занимать должность командующего флотом до 1955 г. в новом качестве – первый заместитель Министра обороны СССР. А 03.03.1955. продолжая быть в заместителях Министра обороны СССР его должность была переименована в «Адмирал Флота Советского Союза». Ни одна политическая группировка не могла им управлять, а фигура была слишком заметной и ответственной в политическом плане. Поэтому 17.02.1956. в очередной раз понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку с припиской «Без права работать на флоте». Получил прозвище «Опальный адмирал».

Элементы меча ниндзя

Как любой другой меч, ниндзя-то состоит из трёх элементов (плюс ножны):

  1. Клинок;
  2. Гарда;
  3. Рукоять.

Гарда меча (или цуба) была квадратной формы, с длинной стороны около восьми сантиметров и обладала немалой прочностью. Использовалась как ступенька, как крюк, чтобы зацепиться за выступ, иногда под гардой крепились метательные звёзды.

Рукоять по форме напоминала самурайские аналоги, но выполняла иные функции. Гасира (металлическая шляпка на конце рукояти) скрывала тайник в полой ручке, а сама шляпка часто имела нож с обратной стороны. В полости рукояти хранились секретные документы, ослепляющие смеси или даже порох.

Ножны меча ниндзя представляли собой многофункциональное приспособление. Они были на 10-15 сантиметров длиннее меча и заканчивались тайником, в котором можно было хранить документы или дополнительное оружие. Кроме того, наконечник ножен часто заканчивался съёмным пеналом, имеющим на конце метательный нож. Вставив этот пенал в ножны ножом наружу, получали короткий аналог копья.

Кроме этого ножны использовали как дыхательную трубку под водой, как духовое ружьё и даже как люльку-насест, на которой ниндзя мог висеть целыми днями, выслеживая свою жертву.

Шнур на ножнах был в несколько раз длиннее, чем на самурайских, и использовался в различных ситуациях.  От связывания врага и изготовления ловушек, до изготовления кодовых узловых шифров, которые ниндзя оставлял в тайниках.

ТТХ M4 Sherman

Как обычно, начинать анализ параметров танка мы будет с того, что наш американец является обладателем стандартного по меркам сверстников запаса прочности, но в то же время у M4 Sherman обзор изначально равен 370 метрам, что значительно лучше, чем у большинства СТ-5.

Ситуация с живучесть у нашего американца спорная. В первую очередь хочется отметить тот факт, что машина имеет большие и высокие габариты, то есть попасть по M4 Sherman WoT не такая уж сложная задача, да и светимся мы на весьма приличных расстояниях.

Если говорить о броне, она есть, но только когда мы вверху списка. Номинально у данного аппарата бронирование слабое, однако, во лбу корпуса весь ВЛД имеет неплохой наклон, что позволяет 50-миллиметровой бронеплите достигать даже 120 миллиметров в самом толстом месте. Если вы еще довернете корпус, что у M4 Sherman характеристики бронирования еще немного возрастут, что позволит отбивать некоторые снаряды одноклассников, но от техники 6-7 уровней не защитит.

Башня в лобовой проекции тоже способна удивлять. Тут есть большая 90-миллиметровая маска орудия, да и щеки у M4 Sherman World of Tanks за счет приятных скосов достегают около 120 миллиметров приведенки. Все это тоже не дает гарантированных рикошетов или непробитий, но иногда может спасать.

А вот о боковой проекции ничего хорошего сказать не получится. С бортов M4 Sherman танк защищен крайне слабо, поворачиваться к врагу нельзя, как и слишком сильно доворачивать корпус.

Что же касается подвижности, она у нас неплохая и нехорошая – средняя. Тут следует отметить, что M4 Sherman WoT имеет достойную максимальную скорость, динамику и маневренность, но сильно динамичным или резвым его не назовешь.

Американский танк Шерман в боях на восточном фронте

По условиям ленд-лиза американские танки “Шерман” поступали на вооружение советской армии, которая противостояла сильнейшему противнику союзников – гитлеровской Германии на главном фронте Второй Мировой, в то время как англо-американские союзники до 1944 года воевали со странами гитлеровского блока лишь на второстепенных фронтах. Поставка “Шерманов” конечно была существенной помощью сражающейся советской армии, однако это был не решающий фактор, так как критический момент на восточном фронте уже миновал и к тому времени, как американские танки в больших количествах появились в танковых войсках СССР, перелом в пользу антигитлеровской коалиции на главном фронте Второй Мировой уже произошёл. Тем не менее “Шерманы” внесли свой посильный вклад в разгром гитлеровской армии на Востоке.

СССР впервые получил американские танки “Шерман” осенью 1942 года. Это были модификации “Шермана” с короткоствольной 75мм пушкой M3, которая примерно соответствовала орудию 76мм Ф-34 или Л-11, которыми тогда были оснащены основные советские танки “Т-34”. Собственно, никаких особых преимуществ перед советскими танками у “Шермана” не было, это было скорее количественное, а не качественное усиление советских частей. У “Шермана” было некоторое превосходство, которое касалось не тактико-технических характеристик, а условий работы экипажа – американский танк в плане удобства работы и комфорта для сидящих в нём танкистов был лучше “Т-34”. Также воюющие на “Шерманах” экипажи отмечали хорошее качество приборов наблюдения и внутреннего оборудования, меньший шум по сравнению с отечественными танками, однако на этом все преимущества “Шермана” над советскими боевыми машинами заканчиваются. (Один из главных недостатков “Т-34” – теснота боевого отделения и связанное с ним неудобство работы экипажа, будет устранен с появлением “Т-34-85” и в плане удобства советский танк практически сравняется с американским “Шерманом”)

“Шерман” не очень соответствовал условиям, в которых приходилось воевать на Восточном фронте. В зимний период резиновые протекторы на гусеницах “Шермана” затрудяли движение танка по заледенелым дорогам, ремонт “Шермана” в части было осуществить непросто, в то время как легко съемное внутреннее оборудование “Т-34” позволяло отремонтировать его даже в случаях, когда американские танки уже приходилось отправлять в тыл для ремонта в заводских условиях. И, наконец, в эксплуатации советские боевые машины, такие как “Т-34”, были намного проще, а “Шерманы” требовали чуть более высокой квалификации танкистов и не прощали то, что могли простить советские танки с их приспособленностью к русским условиям. Применялись “Шерманы” советскими войсками точно также как и “тридцатьчетверки” – то есть танк на поле боя действовал как универсальное средство: либо оказывал огневую поддержку пехоте, либо использовался для развития успеха при прорыве фронта противника или же боролся с его танками. “Шерманы” с их 75мм орудиями, достаточной подвижностью и бронированием, в 1942 – 1943 годах могли решать все эти задачи наравне с “Т-34”.

Когда количество поступающих из США “Шерманов” в конце 1943 года стало действительно большим, советское командование стало создавать целые танковые корпуса, которые были вооружены только этим танком. Это было необходимо прежде всего для того, чтобы облегчить снабжение и ремонт иностранной техники. В целом, американские танки “Шерман” действовали на советско-германском фронте неплохо, но во второй половине войны с появлением у немцев “Тигров” и “Пантер”, боевая ценность американского танка снизилась, даже несмотря на то, что США уже выпускали “Шерманы” с длинноствольной 76мм пушкой M1, которая всё же была лучше, чем стоявшее до этого на “Шерманах” короткоствольное орудие M3(75мм). Совесткие войска применяли “Шерманы” до самого конца войны, а после разгрома гитлеровской Германии эти танки также принимали участие в ликвидации частей японской армии на Дальнем Востоке.

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ===>

К СПИСКУ

Т-28

Битва при Сомме и дебют английских танков

Марк I

Что же представлял из себя Большой Вилли? Это был тридцатитонный стальной ящик на ромбовидных гусеницах, длинной в восемь и высотой в два с половиной метра. Он не имел привычной нам вращающейся башни, так как считалось, что она сделает танк слишком заметным, поэтому вооружение было установлено в спонсонах по бортам машины.

Первые английские танки разделялись на «самцов» и «самок». «Самцы» имели две 57-мм пушки, «самки» же — только пулеметы. Броня была противопульной, доходила до десяти миллиметров. Ну, а скорость танк развивал просто «гоночную» — 6,4 км в час по шоссе.

Но и неповоротливость, и малая броня не помешали танкам до смерти напугать немецких солдат в битве при Сомме 15 сентября 1916 года, когда 32 боевые машины атаковали вражеские укрепления, разрывая колючую проволоку, ужасно грохоча, и расстреливая солдат противника из пушек и пулеметов.

Хотя тут же выяснились и минусы быстрого введения танков в эксплуатацию — ведь изначально их было 49, но 17 сломалось еще до начала битвы. А из 32, ушедших в атаку, 5 застряло в болоте, а 9 просто сломалось без участия противника. Тем не менее, дебют посчитали отличным, и всего за время войны было создано 3177 танков Mark различных модификаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector