Чернобыльская авария

Содержание:

Чернобыльская зона: наши дни

В 1995 году между правительством Украины и «большой семеркой» было подписано соглашение о полном закрытии ЧАЭС. В 2004 году был объявлен международный тендер на постройку нового саркофага над уничтоженным четвертым блоком. Его выиграла французская компания NOVARKA. Строительство объекта началось в 2012 году, и было успешно завершено в 2020 году. Новый саркофаг представляет собой огромную стометровую металлическую арку, надежно защищающую реактор от ветра, дождя и снега. Теперь перед специалистами стоит еще более сложная задача: демонтировать разрушенный энергоблок и захоронить то, что от него осталось.

Объект «Укрытие-2». Введен в эксплуатацию в 2020 году

Чернобыльская трагедия получила широчайшее отображение в массовой культуре. О катастрофе сняты десятки документальных и художественных фильмов, написано множество книг и даже песен. Авария и последующие за ней события – к счастью, полностью вымышленные – в зоне отчуждения стали основой для серии культовых компьютерных игр S.T.A.L.K.E.R. А покинутая Припять превратилась в настоящую туристическую Мекку, только в 2017 году ее, например, посетили более 30 тыс. человек. Они приезжают смотреть на развалины этого некогда цветущего советского города, что можно назвать весьма сомнительным удовольствием.

Слово «Чернобыль» уже давно стало нарицательным. Остальному миру события 1986 года дали четкое понимание опасности ядерной энергетики, до тех пор казавшейся надежной и очень передовой. Мы должны помнить уроки Чернобыля, чтобы понимать, что технический прогресс не только открывает новые возможности, но и несет серьезнейшие риски и вызовы.

Автор статьи:
Булатецкий Дмитрий

Линейный корабль «Бисмарк»

«Китти-Хок»

Гигант, похоронивший город. Характеристики ЧАЭС

Чернобыль, авария в котором повлекла за собой печальную мировую известность, расположен на территории Украины в трех километрах от города Припять, в 16 километрах от Беларуси, в 110 километрах от столицы Украины города Киев.

Ко времени, когда произошла авария, Чернобыль задействовал на ЧАЭС четыре энергоблока на базе реакторов РБМК-1000. Совокупная мощность станции уже на тот момент была одной из самых высоких в Европе: ЧАЭС производила одну десятую долю электроэнергии по всему СССР. В дальнейшем мощность ЧАЭС планировалось увеличить еще. Два дополнительных энергоблока достроить попросту не успели.

Навсегда ЧАЕС остановилась 15 декабря 2000 года. Эта дата словно бы подтвердила то, что некоторые вещи невозможно восстановить, они теперь похоронены из-за обстоятельств и, возможно, человеческого упущения.

Авария, Чернобыль – эти два слова способны внушать ужас до сих пор. Для нас, нынешнего поколения невозможно представить, чтобы такая страшная вещь повторилась. И все что мы можем, это сделать правильные выводы и поступать так, чтобы уберечь себя и тех, кто рядом.

Чехословацкий пулемет ZB26 7,92-мм

Принят на вооружение: 1924 год

Начальная скорость пули: 744 метров в секунду

Прицельная дальность: 1000 метров

Скорость стрельбы: до 500 выстрелов в минуту

Это оружие было разработано в 1924 году чехословацкой оружейной компанией, которая принадлежала чешскому конструктору-оружейнику Вацлаву Холеку. Пулемет был разработан с учетом принципов конструкции французского пулемета Haqi Kais и американского пулемета Browning. Оружейник Вацлав Холек для создания своего пулемета использовал преимущества этих двух типов оружия, что делает пулемет ZB26 одним из самых известных в мире. Пулемет был разработан под немецкий патрон 7,92×57 мм. В 1926 году пулемет был принят на вооружение армией Чехословакии, а также продавался в 24 страны мира. 

Люди

Ликвидаторы – так называли тех, кто пытался минимизировать последствия аварии на ЧАЭС. Около 600 000 людей со всего СССР могут называть себя ликвидаторами. Самыми первыми на устранении последствий взрыва работали сотрудники станции, пожарные и милиционеры. Все они были обречены. Двое погибли сразу при взрыве, ещё несколько десятков человек умерли в течение нескольких недель после аварии.

Со всех уголков страны к ЧАЭС съезжались тысячи людей: специалисты-химики и физики, военные из войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ), солдаты-срочники, строители, бульдозеристы, водители, крановщики, сварщики… тысячи и тысячи людей.

2014

История создания и развития

Специалисты Горьковского предприятия во второй половине 60-го года начали работы по замене грузового транспорта ГАЗ-53А: инженеры планировали серьёзно модернизировать существующую машину. В 1972 году появился транспорт с индексом 53-11, который во многом отличался от предшественника. После успешных испытаний нового транспорта руководство завода решило, что дальше необходимо создавать технику с нуля. В это же время основной конкурент компании – ЗИЛ – готовился к выпуску автомобилей нового поколения.

В начале февраля 1978 года конструкторы подготовили первый технический проект прототипа автомобиля ГАЗ-3309, который успешно прошёл проверку в Минавтопроме. В 1979 году из цеха выехали первые опытные образцы. Через два года инженеры подготовили демонстрационную серию. Главной отличительной особенностью от предыдущего поколения стала двухместная кабина, внутри которой было много свободного пространства. Салон оснастили эффективным отопительным оборудованием и вентиляционной системой. Гидроусилитель ГАЗ-3309 стал первым в истории советского машиностроения.

В 1986 году опытные образцы удачно прошли испытания, серийная модель получила индекс 3307. Массовое производство транспорта запустили в 1989 году. Под капотом находился мотор ЗМЗ-511, работающий вкупе с карбюратором. Он развивал до 125 лошадиных сил. В 1992 году на конвейер поставили первую модификацию, которая отличалась от стандартной грузоподъёмностью (повысили до 5 тысяч кг). Ей присвоили название 4301. Выпуск продолжался до 1995 года. За 3 года с конвейера сошло чуть больше 28 тысяч экземпляров.

Фургон ГАЗ-3309 появился только в 1994 году, когда конструкторы закончили работать с дизельной установкой 5441. Она развивала 115 лошадиных сил и состояла из четырёх цилиндров. Ходовую часть и кабину взяли с 3307, внеся небольшие изменения. Новая версия вытеснила с рынка своего предшественника в 1996 году за счёт экономичности и экологичности. Через год закончили производство и этой модели, так как сочли её нерентабельной. В 2001 году серийный выпуск возобновили. Специалисты отказались от немецкого двигателя, сделав выбор в пользу минского ММЗ Д-245.7. В 1999 году появились полноприводные разновидности для армии (грузоподъёмность – 2 тонны) и народного хозяйства (2,3 тонны).

ГАЗ-3309 Евро-2 появился в 2006 году. В 2008 году конструкторы довели технику до стандарта Евро-3. Бензиновые автомобили выпускали до 2009 года. После этого в течение нескольких лет их выпускали по спецзаказам государственных структур с надстройками специального назначения. В 2013 году минские инженеры довели свою разработку до стандарта Евро-4. Так же потребителям с 2012 года доступна модификация с дизельным мотором CumminsISF 3,8L. В начале 2013 года на рынок выпустили версию 33098. Её главным отличием является мотор ЯМЗ-5344.10, отвечающий экологическим стандартам четвёртого класса.

Когда закрыли станцию и как сейчас выглядит ЧАЭС

После разрушения четвертого энергоблока посредством мощного взрыва и нарушения работы реактора, работниками станции был разработан план дальнейшей эксплуатации ЧАЭС. Первоочередной задачей выступила дезактивация населенных пунктов, а также помещений станции.

А далее требовалось поработать и над ключевыми объектами. После временной консервации три энергоблока со временем вновь вошли в рабочую колею. Однако в связи с масштабами поражения радиацией ЧАЭС нужно было вывести из эксплуатации. До 2000 года атомная станция вырабатывала электроэнергию для Украины. Чернобыльская АЭС сейчас – это специализированное предприятие, которое выполняет особые функции.

Новый Саркофаг ЧАЭС на этапе строительства

Чернобыльская АЭС сегодня работает в режиме контроля радиации и организации мер безопасности для персонала и всего населения. Обслуживание объектов, расположенных на территории также является ключевым вопросом. Не менее приоритетной задачей является и усовершенствование технологий по работе с отходами радиации.

Изучая перечень населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному заражению, понимаешь, насколько опасным и неуловимым является невидимый враг.

Новая арка и новая вентиляционная труба ЧАЭС

Решение, принятое в пользу закрытия атомной станции, оказалось стратегически верным. Ведь, несмотря на все меры по устранению высокого облучения, Чернобыльская атомная станция представляла огромную угрозу для населения, находясь в активной фазе.

Как специализированное предприятие ЧАЭС начала работать с 2001 года, согласно указу президента. Благодаря слаженной работе коллектива станцию удалось вывести на новый уровень становления. Руководство специализированного предприятия даже получило от государства награду – грамоту за заслуги перед украинским народом.

Строительство первого Саркофага

1980 год

Кто имеет право замещать руководителя контрактной службы в его отсутствие

Радиационный катаклизм

Эта авария была бедой для СССР. Но радиоактивный шлейф не признавал границ, да и расстояния его не очень-то пугали.

Все силы — на ликвидацию последствий

Персонал станции был поднят по тревоге, и эти люди стали первыми, кто боролся за сохранение остальных энергоблоков. Несмотря на высокий уровень радиоактивности, они сумели изолировать станцию от аварийного четвёртого.

Пожарные, военные срочной службы и мобилизованные, водители, строители, шахтёры — задачи, поставленные перед каждым из них, были подчинены единственной цели: остановить выброс радиоактивных веществ. И люди это сделали — даже в немыслимо сложных условиях, когда счётчик не умолкал или даже зашкаливал, а можно было работать всего несколько минут.

Высокий уровень подготовки и дисциплины тогда, в первые дни после взрыва сработали: на ЧАЭС люди выполнили всё, что смогли. Ценой собственного здоровья и даже жизни.

33 года спустя, когда учёные уже знают о «мирном» атоме гораздо больше, некоторые действия ликвидаторов вызывают критику. Например, теперь говорят, что забрасывать взорвавшийся реактор песком и свинцом было неправильно:

  • каждый мешок, приземляясь, поднимал в воздух клубы радиоактивной пыли;
  • тяжёлые кули, падая с борта вертолёта, причиняли дополнительные разрушения;
  • свинец под влиянием радиации и неимоверно высокой температуры даже не долетал до цели и испарялся, дополняя радиоактивное заражение химическим.

Но тогда, 26 апреля 1886 года, когда уровень радиоактивного загрязнения вокруг четвёртого блока был запредельным, это было воспринято как единственно возможное решение. Для того чтобы прекратить горение графита в реакторе, использовались смеси с доломитом, карбидом бора, впоследствии применили латекс, каучук и другие средства для поглощения пыли.

Теперь, после 33 лет изучения той ситуации, специалисты утверждают, что заливать реактор водой было совершенно не нужно и даже опасно. Но люди действовали, руководствуясь инструкциями и знаниями, доступными им в то время Многие особенности поведения атомного реактора тогда были попросту неизвестны. А его нужно было укротить.

После дезактивации территории и постройки защитных конструкций и сооружений, железобетонного саркофага в ноябре, казалось, можно было выдохнуть. Но это временное укрытие оказалось недолговечным, в нём появились большие трещины (их площадь равнялась тысяче квадратных метров!), и угроза радиоактивного заражения вернулась.

Зона поражения

После аварии в Чернобыле смертоносное радиоактивное облако «накрыло» огромную территорию, её площадь превышала 200 тысяч квадратных километров. В УССР больше всех пострадали Киевская и Житомирская области (особенно на севере). Много осадков выпало в Гомельской (БССР) и Брянской (РСФСР) областях.

Вся информация о случавшихся ранее авариях на атомных объектах была засекречена. А ведь они были, даже на этой же ЧАЭС, пусть и не такие крупные. И доступ к этим документам имело ограниченное число специалистов. Возможно, по этой причине приказ об экстренной эвакуации людей был отдан лишь ночью, в 23 часа, а ещё и потому что дожидались решения руководства страны. Население Припяти узнало об этом только на следующий день, 27 апреля в 13 часов 10 минут.

Из-за высоких уровней загрязнения территории радиоактивными изотопами только из Припяти 27 апреля за два с половиной часа были эвакуированы 47 тыс. людей. Потом, когда зона отчуждения 4 мая расширилась до 30 километров, эвакуированных стало почти в три раза больше. Опустели 179 населённых пунктов.

Открытость в работе

Техногенная авария на ЧАЭС оказала непоправимое влияние на здоровье человека

Вникая в суть этого мифа о Чернобыльской АЭС, нужно сказать, что развеять его можно частично. Ведь после того, как произошел значительный выброс радиации в окружающую среду, произошло радиоактивное облучение людей.

В большей степени пострадали дети и подростки. Ведь детский организм, преимущественно — щитовидная железа, особенно уязвим для радиационного излучения. Поэтому после случившегося 26 апреля 1986 года увеличилось количество случаев выявления рака щитовидной железы.

Разбор завалов в 4 реакторе после взрыва

Стоит отметить, что в сравнении с общими показателями государства, случаев появления подобного заболевания не по причине аварии было больше. Однако то, что радиация оказала пагубное влияние, также очевидно.

Кроме этого, влиянию радиации подвергались легочная, кроветворная система, желудочно-кишечный тракт.

Таким образом, Чернобыльская АЭС, ее мифы и реальность, на самом деле, проходят между собой тонкой гранью. Так или иначе после масштабного взрыва радиация сделала свое дело, кто бы что ни говорил.

Находки в Припяти

Чернобыльская АЭС: последствия

  • В результате юго-восточного ветра, поднявшиеся на высоту в 1,5 км, выбросы радиоактивных веществ начали постепенно распространяться над территориями Скандинавии, Польши, Чехословакии, Австрии. Альпийские горы несколько очистили облако, но его след, по данным специалистов-радиологов, остался практически по всему миру. Наиболее пострадали территории Белоруссии и Украины.
  • Обладающий коротким периодом полураспада имеющий радиоактивные свойства йод признали безопасным уже после непродолжительного времени после катастрофы. А вот говоря о цезии и стронции, следует отметить, что для этих веществ существует тридцатилетний период полураспада, что привело к долговременному загрязнению территорий.
  • И тысячами лет измеряется этот показатель для америция и изотопа плутония, так что они и сегодня, и еще многие века останутся на участках, которые были поражены. Утешает то, что их радиация незначительна и воздействие на организм человека не столь существенно.

Опасные испарения долго отравляли жителей многих стран Европы

Что касается жителей Припяти, то их начали эвакуировать только 27 апреля. Таким образом, люди значительное время оставались без элементарных средств защиты на загрязненной в тысячи раз свыше нормы территории. Эвакуацию проводили в спешке, вывозя людей на автобусах, поездах, водным транспортом. Правды людям при этом так и не сказали, более того – уверяли, что через три дня они вернутся в свои дома.

Чернобыль сегодня

  • На долгие годы территория вокруг Чернобыльской АЭС стала практически зоной отчуждения – жителей (включая близлежащие села) переселили. Большинство сел было практически сровнено с землей с помощью экскаваторов. Несмотря на милицейскую охрану и многочисленные патрули, на опасность радиации, брошенное жилье и предприятия были безжалостно разграблены.
  • «Жизнь» в Припяти все эти годы теплилась в 3 точках: прачечная, гаражи для тяжелой грузовой техники, а также насосная станция рядом с глубинной скважиной. Все эти объекты работают для обеспечения жизнедеятельности электростанции.
  • Радиус вышеназванной зоны отчуждения составляет 30 км, центром этой «мертвой» окружности является сама электростанция. И сегодня посещение этой местности находится под запретом. Пропустить могут лишь бывших жителей, у которых остались там могилы родных, или же экскурсионную группу, имеющую разрешение.
  • И, безусловно, доступ имеют рабочие, которые непосредственно обслуживают строительство саркофага и сам саркофаг, призванный наконец-то закрыть радиационную угрозу. На Чернобыльской АЭС, на которой, начиная с 2000-го года полностью прекращен режим эксплуатации, работает порядка 3000 человек.
  • Саркофаг, возведенный над реактором, надежно будет защищать окружающую среду в течение как минимум века. За это время планируется произвести все необходимые работы по демонтажу и очистке старого саркофага, как и остатков четвертого реактора. Чернобыльская 30-тикилометровая зона может стать хранилищем для использованного ядерного топлива из европейских стран. Есть также планы строительства на территории Чернобыля солнечной электростанции, чему способствует имеющаяся структура линий электропередач.

Надежный саркофаг

Что касается людей, то после аварии был построен еще один город Славутич, в котором живут работники, работники, обслуживающие станцию.

Авария на ЧАЭС

Реактор в принципе не должен был работать в ту ночь. Но его отключение перенесли на 9 часов позже,в связи с предстоящим празднованием 1 Мая. Тогда в электричестве нуждались для завершения производственного плана. Остановить реактор стало задачей другой смены,которая была к этому не подготовлена.

Взрывы прогремели в 1:24 по местному времени. Их было два. Исследования показали,что системы безопасности были попросту отключены или выведены из строя — еще до первого взрыва.

Радиоактивный пар вместе с водородом разрушили крышку реактора весом в 1200 тонн,а затем крышу станции. И если первый взрыв некоторые исследователи относят к химическому,то второй точно был ядерным,с выходом 0,3 килотонн. Сразу после аварии другие реакторы отключили,а управление электростанцией перешло в аварийный режим из подземного бункера.

Очевидцы сходятся в показаниях: за первым взрывом последовало красное пламя,за вторым — голубое. После над реактором поднялся «гриб».

Суть аварии

Взорвавшийся 26 апреля четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС на планово-предупредительном ремонте — подвергался . В утвержденной схеме каждого такого ремонта для реакторов типа РБМК (реакторов большой мощности канальных, именно такие стояли на ЧАЭС) есть испытания нештатных режимов работы — как раз чтобы предупредить аварии. На таких испытаниях автоматическую защиту по той простой причине, что иначе многих нештатных режимов работы не добиться. То есть первый отчет INSAG-1 назвал «экспериментом» одну из стандартных проверок, обязательных при планово-предупредительном ремонте.

И снова простая аналогия. При техосмотре из автомобиля сливают моторное масло, для чего нужно выкрутить сливную пробку. Четвертый энергоблок ЧАЭС был автомобилем, на котором персонал по инструкции «скрутил пробку» — остановил защиту реактора. Но если автомобиль при открытой пробке и сливающемся масле вдруг взорвется и убьет немало человек, то никто и никогда не будет обвинять автомеханика. Вопросы возникнут к тому, кто автомобиль делал. Попробуем понять, почему плановое испытательное мероприятие — а вовсе не выдуманный «эксперимент» — привело к аварии.

Wikipedia

Из показаний академика Легасова: «Из жерла реактора постоянно истекал такой белый, на несколько сот метров столб продуктов горения, видимо, графита. Внутри реакторного пространства было видно отдельными крупными пятнами мощное малиновое свечение».

В сердце взорвавшегося чернобыльского реактора цилиндр из двух тысяч тонн графита, пронизанный ~1700 каналами (на фото ниже).

По каналам течет вода, замедляющая нейтроны от ядерного топлива до необходимой «рабочей» скорости, потому что на слишком быстрых, незамедленных нейтронах реактор начинает «тормозиться» автоматически. Если же случается авария и реактор начинает перегреваться, по плану вода из каналов испаряется. Водяной пар хуже воды замедляет нейтроны — то есть при перегреве реактор должен сам себя «тормозить», защищаясь от последующего взрыва.

Увы, проектировщики схему рассчитали неточно. Графита в реакторе они заложили слишком много. Поэтому даже без воды графит замедлял нейтроны достаточно — когда вода в каналах закипала от перегрева, разгон реактора продолжался. Продолжим автомобильную аналогию: это как если бы конструкторы автомобиля напутали так, что педаль тормоза на большой скорости работала бы как педаль газа. Это первая и очень большая ошибка создателей РБМК.

Пространство между каналами заполняет две тысячи тонн графита — чистого углерода, который загорелся после взрыва реактора. Использование горючего материала для создания реактора — еще одна, хотя и менее фатальная ошибка проектировщиков.

Но, к сожалению, была еще и вторая ошибка — она-то и привела к катастрофе Чернобыля. При перегреве реактора в него вдвигаются стержни аварийной защиты — из материала, отлично поглощающего нейтроны и за счет этого мгновенно останавливающего цепную реакцию. В РБМК конструкцию стержней продумали плохо. Они вводились в каналы с водой, замедляющей нейтроны, — и вытесняли воду, ускоряя цепную реакцию расщепления урана. Представим, что в вашей машине есть аварийный тормоз, который нажимают, только когда все совсем плохо и речь идет о жизни и смерти. Чернобыльская АЭС была машиной, в которой и аварийный тормоз мог лишь дополнительно поддать газу.

Cхема стержней взорвавшегося реактора из отчета INSAG-7

Во втором часу ночи 26 апреля персонал ЧАЭС не знал о том, что реактор является саморазгоняющимся, а не самозаглушающимся, — никто не поставил их об этом в известность. Но они умели читать показания приборов. И поэтому увидели, что при снижении количества воды в каналах мощность реактора вдруг начала расти, а не падать. Заметив это, персонал подал команду на ввод аварийных стержней. И первых нескольких секунд их ввода — когда воду уже вытеснило, а «глушащие» части стержней еще не успели войти — хватило, чтобы мощность реактора дополнительно резко подскочила. Возник перегрев, от которого часть каналов реактора деформировалась и заблокировала дальнейшее вдвигание аварийных стержней. Реактор продолжил нагреваться, произошел взрыв, а затем еще один.

Их мощность составляла несколько тонн в тротиловом эквиваленте — значительная часть реактора была разрушена, продукты деления урана взрывом выбросило в атмосферу. Катастрофа свершилась, и главную роль в этом сыграли просчеты тех, кто создавал реактор.

Чернобыль после аварии:

Фото. Чернобыль после аварии

После чернобыльской катастрофы все радикально изменилось.

Сейчас город Припять (являющийся столицей Чернобыля) напоминает экшн-сцену из фильма апокалипсис: пустые заброшенные дома, бывшие молочно-продуктовые магазины наглухо заколочены, заросший лес (известный как “рыжий лес“), проезжает патруль  МВД Украины, который контролирует порядок.

Люди бросали все и их эвакуировали в экстренном порядке, правда позже разрешили вернуться на три дня, дабы собрать вещи.

Фото дома в Чернобыле, брошенного в спешке людьми

Бегают мутанты и зомби по лесам (ну по крайней мере так говорят). Хотя на самом деле Чернобыль сейчас представляет большое количество диких зверей, буйную флору и наличие больших сомов, живущих в канале.

Чернобыль сейчас

В современном кинематографе хорошо раскрыл всю пустошь города и поселений сериал «Чернобыль. Зона отчуждения». В нем можно увидеть последствия того, когда быстро покидают свой дом.

В нем также молодые люди (которые родились после распада СССР) могут увидеть остатки “совка”, то есть то, как все было при коммунизме.

Если посмотреть фото после катастрофы, можно увидеть, что осталось:

Фото дома в Чернобыле, брошенного людьми

Какова роль лжи в Чернобыльской катастрофе?

К чести разработчиков, они раньше других осознали проблему и даже пробовали о ней предупредить.

Как видно из писем (), уже за три года до аварии руководство Чернобыльской АЭС было предупреждено о проблемах со стержнями — и о путях их решения. Однако на письмо никто и никак не отреагировал, так велика была вера в «безаварийность» атомной энергетики.

Однако приведенные выше письма — на последней странице видно, что среди их адресатов был и глава Чернобыльской АЭС, — никакого эффекта не имели. Ни один свидетель аварии не помнит, чтобы его знакомили с этим письмом. Такое игнорирование случилось по очень простой причине: в СССР до Чернобыля практически никто ничего не знал о серии аварий в атомной отрасли — например, 1957 года на «Маяке» или 1975 года на Ленинградской АЭС, однотипной с Чернобыльской. Привычка заметать мусор под ковер привела к формированию в стране и мире идеи о том, что атомные реакторы безопасны, что с ними ни делай. Смысл письма конструкторов просто не дошел до директора ЧАЭС: он был уверен, что ничего суперстрашного от описанных в письме проблем быть не может.

Проблема была свойственна не только для СССР: в первой половине 1980-х в международный научный журнал не приняли статью ученых с хорошей репутацией только потому, что она говорила о возможной аварии на АЭС.

Legion Media

Показателен в этом отношении секретный протокол заседания ЦК КПСС от 3.07.1986 года, случайно попавший в открытой доступ из-за перестроечной неразберихи. В нем Горбачев лично недоумение тотальной самоуспокоенностью, царившей в атомной энергетике до Чернобыля:

«Помню и другое: статью в «Правде» к 30-летию первой АЭС. Там: «атомная энергетика может служить эталоном безопасности». И акад. Легасов это подписал. А что на поверку? Грянул Чернобыль, и никто не готов… Директор станции Брюханов был уверен, что ничего не могло произойти… А между тем за 11-ую пятилетку, 104 аварии было на  АЭС, за последние годы было много аварий на Чернобыльской АЭС. Это вас не насторожило…

Мы 30 лет слышим от вас , что все тут надежно. И вы рассчитываете, что мы будем смотреть на вас, как на богов. От этого все и пошло. Потому что министерства и все научные центры оказались вне контроля. А кончилось провалом. И сейчас я не вижу, чтобы вы задумывались над выводами. Больше все констатируете факты, а то и стремитесь замазать кое-какие… Во всей системе царил дух угодничества, подхалимажа, групповщины, гонения на инакомыслящих , показуха, личные связи и разные кланы вокруг разных руководителей».

Legion Media

Можно по‑разному относиться к М. С. Горбачеву, но здесь его выводы очень близки к тому, что говорили и специалисты в области «мирного атома». В  (кстати, одного из персонажей сериала НВО) излагается множество неприятных деталей того, как именно борьба кланов и личные связи негативно влияли на безопасность советских реакторов.

Если бы не традиционная советская культура замалчивания неудач и выпячивания достижений, письмо главного конструктора про дефекты в РБМК (и пути их исправления) не прошло бы мимо сознания директора ЧАЭС Брюханова. И катастрофы бы не произошло. Чернобыль случился из-за дефектности не только реактора, но и всей системы втирания очков, замалчивания и искажения реальности, укоренившейся в позднем Советском Союзе.

Как живет Чернобыль 35 лет спустя

И сейчас в Чернобыле действует зона отчуждения, где люди массово не селятся. Радиация не распространяется равномерно вокруг ЧАЭС, а оседает островками. Некоторые участки в 10-километровой зоне в десятки раз опаснее, чем территория, прилегающая к АЭС.  Близ «зоны» проживают люди — работники электростанции, охрана ЧАЭС, около 140 человек – самопоселенцев.

Природа тоже начала оживать. Лишенная влияния человека в течение 35 лет она возродилась с новой силой. Здесь процветает популяция волков, оленей, орлов, бобров, лисиц и других животных. А также здесь опять появились уникальные для Украины бурые медведи. В чернобыльской зоне ученые зафиксировали рысей, диких кабанов, лосей, зайцев, речных выдр, косуль, сов, журавлей и других животных. Есть и несколько видов летучих мышей, которые занесены в международную «Красную книгу».

С недавних пор чернобыльская зона стала модным туристическим объектом. Первые туристы появились в Зоне отчуждения ещё в середине 90-х годов. После этого их количество ежегодно растет — каждый год там бывает больше 50 000 человек. Маршрут посещения согласовывается и утверждается заранее, отклоняться от него недопустимо. На выезде из Зоны все туристы проходят дозиметрический контроль. Обувь, одежда и личные вещи, которые контроль не прошли, подлежат дезактивации. Если уровень загрязнения слишком высок, их изымают.

ЗИЛ-432720 Фото Характеристики Грузоподъемность Вес

ЗИЛ-432720, полноприводный бортовой грузовой автомобиль повышенной проходимости. Первый экземпляр сошел с конвейера ЗИЛа в декабре 1996. По конструкции и техническим характеристикам автомобиль близок немецкому внедорожнику «Унимог» (Unimog). Небольшой автомобиль с передними и задними ведущими колесами предназначен для перевозки различных грузов и оборудования по дорогам и в условиях бездорожья, а также идеально подходит для снегоуборочных и иных работ в городских условиях.

Внешний облик автомобиля напоминает ЗИЛ-5301, однако в отличие знаменитого «Бычка» имеет более высокие колеса и посадку. В конструкции ЗИЛ 432720 объединены элементы вездехода и дорожного грузовика. Автомобиль получил ходовую часть и трансмиссию от полноприводного грузовика ЗИЛ-433420. Машина имеет грузоподъемность 2400-2300 кг, колесную формулу 4х4, оснащается пятиступенчатой коробкой передач и четырехцилиндровым дизельным двигателем ММЗ Д-245.12 рабочим объемом 4,75 л и мощностью 105 л. с. По заказу на автомобиль устанавливается дизель Д-245.9 мощностью 136 л. с. Максимальная скорость грузовика 70 км/ч, на 100 км пути при скорости 60 км/ч расходуется 19 л топлива. Для привода разнообразных по функциональному назначению навесных устройств предусмотрен отбор мощности. Имеется возможность регулировки воздуха в шинах.

Что такое пулемёт

Negev NG7 с сошками для устойчивой прицельной стрельбы

Пулемет — это персональное или групповое оружие поддержки. Относится к категории стрелкового. Автоматическая стрельба пулями обеспечивается энергией выхлопа пороховых газов или отдачей ствола.

Принципиальным отличием от другого стрелкового оружия является большая прицельная дальность и превосходная скорострельность — до 500-1200 выстрелов в минуту. Для стрельбы часто используются сошки (опоры) или специально оборудованный станок.

В зависимости от модификации оружия и практической необходимости, стрельба может вестись по-разному:

  • одиночные выстрелы — подобный вариант не всегда доступен и в принципе не сочетается с назначением пулемета, однако, используется по необходимости;
  • короткие очереди до 10 выстрелов — применяются против одиночных целей;
  • длинные очереди до 30 выстрелов — могут использоваться против небольших групп;
  • непрерывная стрельба — огонь на подавление противника.

«Очистили только 10 %, остальное — в могильник»

Так как я был только что из училища, на меня сразу «повесили» дозиметрическую службу. Я и сам ходил с проверками, и учил других, как правильно все делать. В обязанности также входило делать карты с замерами радиационных доз. Они менялись часто, нужно было постоянно актуализировать.

А вообще, сначала, когда мы только заехали, контроль заезда в зону был намного мягче. Потом только начали ужесточать. Выезжаешь куда-нибудь, дозу побольше получил, отбирали все вещи. Технику, которая заражена, тоже не выпускали.

А техники ведь пригнали очень много, на бортах надписи, города изучать можно было. Мне кажется, это очень безответственно было, так как очень много лишнего было. Мы машин 30 оставили в резерве в Чернобыле, при штабе, а остальное теперь в могильнике. Очистить хорошо, если процентов 10 получилось.

Когда приехали, молодые все были, горячие. Никто не воспринимал, насколько это серьезно. Наверное, сейчас бы я иначе все воспринимал. А так, была возможность уехать еще до Нового года, в 1986 году. Но мы сработались и остался на год. Уехал оттуда только в конце сентября 1987 года. Ну и почти сразу начались проблемы со здоровьем. Попал в радиологический центр, потом 10 лет приступы были. Нашли причину только в Красноярске, когда уже здесь работал.

Оба офицера за свою работу на Чернобыльской АЭС удостоены Орденов Мужества. После этого они служили во многих городах, но связали свою жизнь с Красноярским краем. Подполковник Вадим Кикоть продолжал работать в пожарной охране и вышел на пенсию с должности начальника пожарной части Дивногорска. Юрий Усольцев закончил свою службу в Главном управлении МЧС России по Красноярскому в звании полковника с должности заместителя начальника управления гражданской защиты. Сейчас он продолжает работать в краевом учреждении «Спасатель».

Примечания

  1. Годовой отчёт АМО-ЗИЛ.

Чернобыль после взрыва

Ликвидаторы аварии

  • Вода, которой заливали разрушенный взрывом реактор, привела к еще нескольким взрывам, менее масштабным, но сопровождавшихся выбросами вредных веществ. Понимая, что радиация таким образом распространяется все дальше, было принято решение засыпать смесью, в состав которой входили доломит, бор, глина с песком, а также свинцовые составляющие – всего в количестве 5 тонн.
  • Эта смесь сбрасывалась с вертолета, кружившего над реактором. Это помогло прекратить тление графита и продолжение выбросов. А еще через 2 недели четвертый энергоблок был накрыт саркофагом из железобетона, в который была вмонтирована охлаждающая система. Позже в почти 2-х тысячах населенных пунктах были проведены мероприятия, направленные на обеззараживание территории.
  • Признав несоблюдение правил необходимой безопасности официальной причиной катастрофы, расследование прекратили. Руководство АЭС было отдано под суд и получило различные сроки тюремного заключения.

Жуткая статистика

Данные о погибших

Сколько погибло в чернобыльской катастрофе людей, точно неизвестно даже сегодня. Известно, что сразу после взрыва в больницах от лучевой болезни умерли около 56 пожарных, а в первые после аварии годы — около 200 тысяч ликвидаторов, занимавшихся дезактивацией территорий.

Кроме того, статистические данные по г. Чернобыль и хроника катастрофы неумолимо твердят о 116 тысячах эвакуированных с зараженной территории жителей, которые потеряли свое здоровье или жизнь из-за ошибки в роковую апрельскую ночь.

Интересные факты о чернобыльской катастрофе указывают на то, что в целом погибло около 600 000 человек. Среди этого количества только 4 000 человек умерли от онкологических заболеваний. Общее количество пострадавших вообще доходит до 2 миллионов.

Радиоактивные железные кровати

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector