Авария на чернобыльской аэс. досье

Страницы

«Очистили только 10 %, остальное — в могильник»

Так как я был только что из училища, на меня сразу «повесили» дозиметрическую службу. Я и сам ходил с проверками, и учил других, как правильно все делать. В обязанности также входило делать карты с замерами радиационных доз. Они менялись часто, нужно было постоянно актуализировать.

А вообще, сначала, когда мы только заехали, контроль заезда в зону был намного мягче. Потом только начали ужесточать. Выезжаешь куда-нибудь, дозу побольше получил, отбирали все вещи. Технику, которая заражена, тоже не выпускали.

А техники ведь пригнали очень много, на бортах надписи, города изучать можно было. Мне кажется, это очень безответственно было, так как очень много лишнего было. Мы машин 30 оставили в резерве в Чернобыле, при штабе, а остальное теперь в могильнике. Очистить хорошо, если процентов 10 получилось.

Когда приехали, молодые все были, горячие. Никто не воспринимал, насколько это серьезно. Наверное, сейчас бы я иначе все воспринимал. А так, была возможность уехать еще до Нового года, в 1986 году. Но мы сработались и остался на год. Уехал оттуда только в конце сентября 1987 года. Ну и почти сразу начались проблемы со здоровьем. Попал в радиологический центр, потом 10 лет приступы были. Нашли причину только в Красноярске, когда уже здесь работал.

Оба офицера за свою работу на Чернобыльской АЭС удостоены Орденов Мужества. После этого они служили во многих городах, но связали свою жизнь с Красноярским краем. Подполковник Вадим Кикоть продолжал работать в пожарной охране и вышел на пенсию с должности начальника пожарной части Дивногорска. Юрий Усольцев закончил свою службу в Главном управлении МЧС России по Красноярскому в звании полковника с должности заместителя начальника управления гражданской защиты. Сейчас он продолжает работать в краевом учреждении «Спасатель».

В чем была причина аварии?

До сегодняшнего дня не прекращаются споры на предмет того, по причине чего произошла катастрофа и как можно было ее избежать. Существует несколько основных теорий произошедшего:

  • Неправильно спроектированный и построенный четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС. Защитные стержни, по словам многих современных инженеров, были спроектированы таким образом, что при запуске экстренного выключения они напротив начинали разгонять блок и увеличивать его мощность. Именно это и произошло 26 апреля.
  • Вина персонала. После происшествий на ЧАЭС правительство СССР винило в основном персонал, который работал в ту ночь на станции. Государство пыталось скрыть масштабы трагедии и не выказывать своей вины в произошедшем. Единственным разумным выходом было обвинить сотрудников в профессиональной некомпетентности. Вина бригады, которая занималась тестированием четвертого энергоблока, и правда была. Однако не только по этой причине произошел взрыв.

Точные причины, из-за которых взорвалась Чернобыльская АЭС, в настоящее время неизвестны. Возможно, они не станут известными никогда.

Подробнее о причинах и последствиях взрыва на ЧАЭС читайте тут: https://chernobylguide.com/ru/vzryv_na_chernobylskoy_aes.html

Кто имеет право замещать руководителя контрактной службы в его отсутствие

Фельдшер

Самый дальнобойный

Новая технология помогает оценить ситуацию

Все эти годы, с момента самой аварии 1986 года, реактор Чернобыльской АЭС был сильно загрязнен радиоактивными отходами. В итоге было решено использовать современные технологии, чтобы выяснить, остался ли там опасный «мусор». Впервые после катастрофы удалось установить, что в реакторе не было радиоактивных отходов. Вся миссия прошла успешно, хотя маневрировать беспилотником Elios 2 производства швейцарской компании Flyability, было нелегко.

Вся миссия была опасной, потому что операторам приходилось спускаться вместе с дроном очень глубоко, на 70 метров вглубь. Они рисковали внезапным завершением миссии, поскольку потеря сигнала означала бы также потерю беспилотника.

Невероятные впечатления

Деревня Оревичи. Дозиметр показывает 112 микрорентген, что говорит о том, что эта территория подверглась сильному радиоактивному загрязнению. Местная школа – настоящая находка для тех, кому по душе эстетика брошенных радиоактивных пространств. В классах и коридорах школы лежат противогазы, старые пожелтевшие учебники и плакаты с пионерской тематикой. Стены кабинетов покрыты мхом – сырость постепенно съедает здание.

Фото: Никита ПЕТРОВСКИЙ

К концу экспедиции мы заезжаем в поселок Красноселье. Забравшись на местный холм, мы можем насладиться невероятно живописным видом на реку Припять. На берегу стоят уставшие от времени баржи.

Кстати, отсюда в хорошую погоду можно увидеть 4-й энергоблок реактора Чернобыльской АЭС. Нам с погодой не повезло.

Река Припять. Фото: Никита ПЕТРОВСКИЙ

Впечатления от поездки невероятные, и в то же время их трудно описать: тут и радость, что мечта сбылась, и грусть от увиденного. Мертвая зона. И когда она станет пригодной для жизни, неизвестно.

Фото: Никита ПЕТРОВСКИЙ

Фото: Никита ПЕТРОВСКИЙ

Фото: Никита ПЕТРОВСКИЙ

Фото: Никита ПЕТРОВСКИЙ

Фото: Никита ПЕТРОВСКИЙ

Фото: Никита ПЕТРОВСКИЙ

Фото: личный архив Петра ФИЛОНА

1975 год

Пять лет спустя в семье родился маленький брат. 10 июля 1975 года первый Boeing 747SP совершил свой первый полет и был сфотографирован над своей естественной средой обитания на северо-западе Тихого океана.

Этот SP означал «особые характеристики» (анг. special performance): самолет был построен, чтобы лететь дальше, чем любой другой коммерческий самолет, без дозаправки. Меньше обычного 747-го, но почти с такой же топливной емкостью и, следовательно, большей дальностью перелета.

Он стал единственным реактивным самолетом, способным к неслыханным на то время подвигам — регулярным беспосадочным рейсам из Калифорнии в Австралию. Только 15 лет спустя он уступил титул самого дальнего в мире — Боингу 747-400.

Работа Чернобыльской АЭС сегодня

После выведения из стадии активности всех уцелевших энергоблоков, согласно решению президента, принятому 25 сентября 2000 года, на базе Чернобыльской АЭС было образовано государственное специализированное предприятие. Во главе руководства встал Грамоткин И.И. Этот же человек в период с 1988 по 1995 год работал на ЧАЭС оператором и инженером.

Основными направлениями работы новообразованного предприятия стали:

  • осуществление безопасного использования ядерных установок ЧАЭС;
  • реорганизация объекта «Укрытие» в чистую и безопасную систему;
  • переподготовка работников станции и повышение уровня их профессионализма;
  • участие в социальных и научных проектах, предоставляющих помощь в реорганизации ЧАЭС;
  • изобретение новых технологий по работе с ядерными объектами и ядерным топливом;
  • организация безопасного обслуживания инфраструктуры на территории ЧАЭС.

ЧАЭС в 2017 году

Бизнес на радиации

Причина умышленных поджогов Чернобыльской зоны на Украине обычно скрывается от обывателя. Однако на фоне повторяющихся инцидентов глава экологического комитета Верховной Рады Николай Томенко заявил, что пожары в районе Чернобыля — это метод сокрытия незаконной деятельности в зоне отчуждения. Эколог рассказал, что на закрытой территории вокруг ЧАЭС процветает незаконный бизнес по вырубке зараженного леса и его вывозу за пределы зоны.

При этом нелегальное предпринимательство «на радиации» имеет поддержку в высших эшелонах власти.

Инциденты с вывозом радиоактивных материалов, добытых различными способами в Чернобыльской зоне, так же как и сообщения о поимке групп «сталкеров» — частые гости на страницах украинских медиаресурсов. При этом масштабы вывоза сильно разнятся — от небольших свертков с радиоактивным ураном до грузовиков с вырубленным лесом и украденным зараженным металлом.

Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям &nbsp/&nbsp

В частности, в 2019 году, как предполагают украинские следователи, радиоактивная древесина была продана на объекты Иванковской теплоэлектростанции в Киевской области. На фоне участившихся пожаров в зоне отчуждения все чаще стали замечать грузовики, которые вывозят радиоактивную древесину в неизвестном направлении.

Такая же ситуация и с металлом из зоны отчуждения.

С 2005 по 2007 год по инициативе президента Украины Виктора Ющенко начался нелегальный экспорт радиоактивного железа из Чернобыля в Россию. Тогда российская таможня, согласно статистике, пресекла более 1600 попыток ввоза источников радиации. После разбирательства на межправительственном уровне Киев прекратил подобные попытки в адрес России — но весь радиоактивный металлолом был направлен на рынки Евросоюза.

wikipedia.org &nbsp/&nbspTasnim News Agency / CC BY 4.0

В частности, на металлургическом комбинате «Запорожсталь», который поставлял свою продукцию в страны Западной Европы, были обнаружены вагоны с радиоактивным металлоломом, чей радиационный фон в 25 раз превышал норму. А в марте 2016 года на КПП «Ягодин» на границе Польшей была задержана фура с «фонившими» медно-никелевыми трубами. Тогда выяснилось, что украинская фирма «Стандарт плюс» из Гостомеля отравила более 60 тонн радиоактивного металла в Германию и Польшу.

В большинстве случаев «концы» предприятий с радиоактивным металлом уходили в Чернобыль, а конкретно — в кабинет генерального директора Государственного специализированного предприятия «Чернобыльская АЭС», вне зависимости от его владельца.

Так, в 2012 году директор ЧАЭС Игорь Грамоткин заключил договоры с тремя частными предприятиями на общую сумму 112,5 миллионов гривен, по которым они должны были демонтировать металлические конструкции общим весом 12 тысяч тонн, очистить их от радиационного загрязнения и передать АЭС. В ходе проверки полиция обнаружила на складах АЭС только 5 тысяч тонн металлолома, а оставшиеся, по словам директора, были «закопаны в земле».

Со сменой гендиректора ситуация с торговлей зараженными материалами не меняется. В 2021 году Киевская областная прокуратура обвинила экс-директора Чернобыльской АЭС (судя по всему, подследственным является Сергей Калашник, занимавший должность в 2019–2020 гг.) в проведении незаконного аукциона на продажу более 500 тонн радиоактивного металла, предварительно оцененного в грошовую стоимость до 1 тыс. гривен ($35) за тонну.

Работает ли сейчас Чернобыльская АЭС

Для многих будет неожиданностью, но Чернобыльская АЭС после аварии в 1986 году в той или иной мере работала еще до 2000 года. Все из-за того, что нельзя просто так остановить реакторы и, грубо говоря, выключить станцию.

Даже сейчас Чернобыльскую АЭС условно можно считать действующей. По техническим причинам она до сих пор не до конца законсервирована и работы в этом направлении продолжают вестись.

О жизни в этом городе не стоит говорить еще 24 000 лет.

До сих пор над четвертым энергоблоком, где и произошел взрыв, строится второй саркофаг, так как построенный сразу после аварии уже начал разрушаться. Кроме этого, консервируются реакторы и наиболее зараженное оборудование. Для захоронения ядерного топлива строятся специальные бассейны. Все эти работы ведутся с участием международных фондов.

Из-за того, что использование территорий по прямому назначение (для работы и жизни) невозможно, логично было бы подумать, как можно их использовать. В итоге было решено развернуть в Чернобыле солнечную электростанцию. Еще в 2016 году всего в паре сотен метров от саркофага на площади около 1,6 гектара были установлены 3800 фотоэлектрических панелей, суммарной мощностью 1 мегаватт. Это сравнимо с небольшой гидроэлектростанцией и способно обеспечивать энергией небольшой поселок или примерно 2 000 квартир.

Так добывают солнечную энергию в Чернобыле.

На этом строительство панелей не заканчивается и мощности будут наращиваться. Так Украина должна стать страной номер один в Европе по энергии, вырабатываемой на солнечных электростанциях.

Самый большой танкер в России

То, что перевернуло человеческую судьбу

Наконец, когда все уже было готово и энергоблоки были введены в работу, началась обычная жизнь среднестатистических людей. ЧАЭС вырабатывала энергию и ежедневно принимала смену. Тем временем в недавно построенном городе-спутнике Припять текла своя размеренная жизнь. День за днем припятчане строили свое счастье, радуясь простым вещам и удивительному спокойствию, которое дарила им цветущая и перспективная Припять.

Ночь с 25 на 26 апреля 1986 года навсегда нарушила идиллию, царящую по всей округе чернобыльского края. В ту судьбоносную ночь на атомной станции произошел масштабный взрыв, который стал следствием экспериментальных работ некомпетентных в этом деле специалистов.

Пульт управления 4 реактором

Что произошло? Какой реактор взорвался на Чернобыльской АЭС? Эти волнующие вопросы были заданы диспетчерами во время тревожного звонка уже в первые минуты после аварии.

В 1 час и 23 минуты произошел взрыв 4 реактора Чернобыльской АЭС. Затем последовал еще один, при котором обломки от 4 реактора ЧАЭС перекинулись на крышу машинного зала.

Пожар, который охватил разрушенный реактор ЧАЭС и помещение машинного зала, стал не просто чрезвычайной ситуацией. Это была катастрофа мирового масштаба. Ведь содержимое реактора – это 190 тонн ядерного топлива. И большая часть этого опасного неконтролируемого вещества вырвалась наружу. Теперь территория ЧАЭС и прилегающие к ней населенные пункты на долгое время останутся зараженными опасными веществами.

Отважные и смелые пожарные тушили очаги поражения до самого утра, пропуская через себя значительную дозу облучения. Полностью потушить радиоактивное пламя, охватившее четвертый ядерный реактор Чернобыльской АЭС, удалось только в 6 часов 35 минут.

Рабочие ЧАЭС над 4 реактором

Sign up to our e-Newsletter here

Видео

ЧАЭС как туристический объект

Несмотря на статус специализированного предприятия, ЧАЭС в наши дни является местом проведения экскурсий. Чернобыльская АЭС сегодня, ее фото и видео можно увидеть без особого труда – это, несомненно, привлекает туристов, которые не против ознакомиться с историческим наследием государства.

Работает ли Чернобыльская АЭС сейчас и что сейчас происходит на Чернобыльской АЭС?

Эти вопросы задают туристические группы, которые оказываются на экскурсии в историческом месте. Прихватив с собою личные дозиметры, туристы направляются по уже хорошо проложенному маршруту вместе с гидом и работниками станции. Настораживающей, но одновременно захватывающей оказывается информация и факты, изложенные специалистами.

Вид под Саркофагом ЧАЭС

Возможно, для многих гостей ЧАЭС сейчас не представляет опасности, однако специальные костюмы, респираторы, дозиметры и повышенный уровень радиации в некоторых участках не перестают напоминать об этом.

Особенно интересным для туристов остается пруд-охладитель ЧАЭС. Ведь там обитают европейские сомы, характеризующиеся немаленькими размерами. То и дело туристы подкармливают местных обитателей, отправляя в пруд кусочки хлеба. Однако не стоит быть настолько беспечными, ведь как ни крути, это место является пораженным радиацией и представляет опасность для здоровья.

Хотя Чернобыльская АЭС и работает сейчас в другом ракурсе и с другими задачами, она не перестает оставаться частью воспоминаний 1986 года. Укрывая себя теплым пледом, припятчанин нередко в своих снах отправляется домой — туда, где ему было хорошо, туда, где прошло его детство. Однако радиация, которая вырвалась из ЧАЭС, уже никогда не позволит ему вернуться в отчий дом. Не будем забывать об этом дне и постараемся не совершить больше непоправимой ошибки.

Диаграмма пребывания в должности[править | править код]

Видео: Судьбы 10 первых ликвидаторов Чернобыля

Что изменили в реакторах РБМК после чернобыльской катастрофы?

Катастрофа в Чернобыле стала настоящим ударом для Советского Союза, говорит Джонатан Куперсмит, историк технологий из Техасского университета A&M, бывший в Москве в 1986 году. О реальном масштабе случившегося из-за медлительности властей и также халатности на местах общество узнало далеко не сразу.

Советские СМИ не сразу сообщили о катастрофе. Первая информация о последствиях взрыва появилась в шведских СМИ после того, как над страной появилось радиоактивное облако. В отсутствии достоверной информации и внятных комментариев со стороны властей зарубежные издания стали распространять непроверенные данные, основанные на слухах. Советские газеты в ответ обвинили «определенные круги» за рубежом в попытках нагнетать обстановку.

Михаил Горбачёв обратился к советским гражданам только 14 мая, спустя почти три недели после катастрофы.

Кроме того, это положило начало новой эре международной кооперации по вопросам ядерной безопасности. В августе 1986 года Международное агентство по атомной энергии провело конференцию в Венне, где советские ученые проявили беспрецедентный для того времени уровень открытости, сообщив подробности инцидента, говорит Де Геер, который также присутствовал на той конференции.

После жуткой аварии в конструкцию работающих РБМК-1000 были внесены изменения: стало использоваться более обогащенное топливо, было увеличено количество управляющих стержней, введены дополнительные ингибиторы для избежания потери контроля над реактором при низких мощностях.

Три оставшихся реактора Чернобыльской АЭС находились в эксплуатации до 2000 года. 15 декабря 2000 года был навсегда остановлен реактор последнего, 3-го энергоблока. В Литве также оставались два РБМК, которые впоследствии были закрыты по требованию после того, как страна стала членом Европейского союза. К настоящему моменту четыре эксплуатирующихся РБМК находится в Курске, три в Смоленске и еще три в Санкт-Петербурге (четвертый был закрыт в декабре 2018 года).

В дополнение к этому Де Геер отмечает, что эти реакторы не предусматривают наличие защитных систем полной локализации, которая имеется у реакторов западного образца. Эти системы представляют собой щиты из свинца и стали и предназначены для удержания радиоактивного газа или пара от выбросов в атмосферу в случае аварии.

«Китти-Хок»

История создания и развития

Специалисты Горьковского предприятия во второй половине 60-го года начали работы по замене грузового транспорта ГАЗ-53А: инженеры планировали серьёзно модернизировать существующую машину. В 1972 году появился транспорт с индексом 53-11, который во многом отличался от предшественника. После успешных испытаний нового транспорта руководство завода решило, что дальше необходимо создавать технику с нуля. В это же время основной конкурент компании – ЗИЛ – готовился к выпуску автомобилей нового поколения.

В начале февраля 1978 года конструкторы подготовили первый технический проект прототипа автомобиля ГАЗ-3309, который успешно прошёл проверку в Минавтопроме. В 1979 году из цеха выехали первые опытные образцы. Через два года инженеры подготовили демонстрационную серию. Главной отличительной особенностью от предыдущего поколения стала двухместная кабина, внутри которой было много свободного пространства. Салон оснастили эффективным отопительным оборудованием и вентиляционной системой. Гидроусилитель ГАЗ-3309 стал первым в истории советского машиностроения.

В 1986 году опытные образцы удачно прошли испытания, серийная модель получила индекс 3307. Массовое производство транспорта запустили в 1989 году. Под капотом находился мотор ЗМЗ-511, работающий вкупе с карбюратором. Он развивал до 125 лошадиных сил. В 1992 году на конвейер поставили первую модификацию, которая отличалась от стандартной грузоподъёмностью (повысили до 5 тысяч кг). Ей присвоили название 4301. Выпуск продолжался до 1995 года. За 3 года с конвейера сошло чуть больше 28 тысяч экземпляров.

Фургон ГАЗ-3309 появился только в 1994 году, когда конструкторы закончили работать с дизельной установкой 5441. Она развивала 115 лошадиных сил и состояла из четырёх цилиндров. Ходовую часть и кабину взяли с 3307, внеся небольшие изменения. Новая версия вытеснила с рынка своего предшественника в 1996 году за счёт экономичности и экологичности. Через год закончили производство и этой модели, так как сочли её нерентабельной. В 2001 году серийный выпуск возобновили. Специалисты отказались от немецкого двигателя, сделав выбор в пользу минского ММЗ Д-245.7. В 1999 году появились полноприводные разновидности для армии (грузоподъёмность – 2 тонны) и народного хозяйства (2,3 тонны).

ГАЗ-3309 Евро-2 появился в 2006 году. В 2008 году конструкторы довели технику до стандарта Евро-3. Бензиновые автомобили выпускали до 2009 года. После этого в течение нескольких лет их выпускали по спецзаказам государственных структур с надстройками специального назначения. В 2013 году минские инженеры довели свою разработку до стандарта Евро-4. Так же потребителям с 2012 года доступна модификация с дизельным мотором CumminsISF 3,8L. В начале 2013 года на рынок выпустили версию 33098. Её главным отличием является мотор ЯМЗ-5344.10, отвечающий экологическим стандартам четвёртого класса.

Разбираемся в терминологии

В общем, здесь все не так сложно, как может показаться. Общим у этих материалов является наличие узора, но технологии их изготовления различаются радикально. Легендарный индийский булат – это, к сожалению, утраченная технология: когда-то она передавалась изустно и так тщательно скрывалась, что полностью утерялась несколько веков назад. Производство булата было недешевым, а уже в XVII веке начали появляться доступные и достаточно качественные промышленные стали, поэтому спрос на булат упал, а затем и вовсе сошел на нет. Все, что мы знаем о нем (частично благодаря истории, частично благодаря экспериментам русского металлурга Павла Петровича Аносова), укладывается в пару фраз – булат был исключительно прочным, резучим и, конечно, легендарно красивым. На Руси булат часто назывался харалугом (хоролугом), или харалужной (хоролужной)* сталью, хотя в сказках мы частенько встречаем и сам термин «булат».

* Можно встретить как одно, так и другое написание. Возможно, правильнее будет вариант, вынесенный за скобки, так как, во-первых, именно он встречается в древних источниках, в том же «Слове о полку Игореве», во-вторых, он сохраняет букву «а» в общетюркском корне «хара»/«кара» («черный»).

Кстати, о сказках и былинах. Булатным клинкам в них приписываются чуть ли не магические свойства, но думать, что это какой-то несуществующий, сказочный металл – неправильно. На самом деле булат был просто лучшим вариантом для своего времени. Практические тесты даже лучших образцов, доживших до наших дней, показывают свойства, близкие к обычным недорогим углеродистым сталям современного изготовления. Однако в Средние века основную массу клинков делали из столь низкокачественного сырья, что даже такие свойства казались современникам мистическими и волшебными.

В свое время Аносову в первой половине XIX века удалось создать сплав, полностью отвечающий всем характеристикам булата. Хотя, конечно, достоверно мы не можем знать о том, насколько технология и состав, открытые нашим металлургом, сходны с «оригиналом». Дело в том, что технологий производства булата и в древности существовало несколько: воссоздал ли Аносов одну из них или придумал собственную, доподлинно неизвестно.

Булат клинка турецкой сабли – то, что мы и называем историческим булатом

И вот теперь мы подходим собственно к разъяснению. Исторически существовало две главных технологии получения узорчатой стали. Одна из них подразумевала литье, другая – сварку и проковку нескольких видов сталей между собой; первая оставила за собой название булата, а вторая стала называться дамаском.

  • Литой булат – это узорчатая сталь в привычном нам историческом понимании, полученная литейными и кузнечными методами.
  • Сварной булат (или дамаск) – это узорчатая сталь, полученная преимущественно кузнечными методами.

Высококачественное оружие изготавливалось из специальных «булатных» слитков, называемых вутц. Именно красоту булатного узора связывали с его великолепными свойствами. Но вутц был дорог и сложен в производстве, что подстегнуло поиски технологий создания узорчатых клинков альтернативными средствами. То, что ныне называется дамаском, начали производить специально, складывая и проковывая несколько слоев заготовок из разных видов стали. Новый материал по прочности не уступал булату, а внешне получался куда красивее, чем литой булат.

Теперь чуть подробнее о типах булата и видах дамаска – такое деление мы сделаем из-за того, что классифицируем материалы по разным принципам: касательно булата расскажем про легирующие элементы в его составе, а касательно дамаска – еще и про несколько технологий.

«Царь-бомба» на парашютах

Бомбу было решено сбрасывать с самолёта на нескольких парашютах, чтобы максимально замедлить её падение, и самолёт успел уйти как можно дальше от места взрыва. Масса бомбы составляла 26,5 тонн.

Для её доставки и сброса пришлось радикально переоборудовать турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 (самый грузоподъёмный на тот момент советский самолёт).

17 октября 1961 года Хрущёв заявил на XXII съезде КПСС о том, что скоро СССР произведёт испытание водородной бомбы мощностью 50 мегатонн. Собравшаяся в те дни Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призывавшую СССР отказаться от опасного испытания. Хрущёв не внял этой просьбе.

«Царь-бомба» была сброшена с высоты 10 500 метров над участком полигона в районе мыса Сухой Нос. Сразу после сброса самолёт сделал резкий разворот. Взрыв произошёл на расстоянии 38-39 км от самолёта, ударная волна нагнала его на расстоянии 115 км и бросила в пике, из которого лётчикам удалось выйти, потеряв 800 метров высоты.

Светоотражающая краска, которой был покрыт самолёт, в некоторых местах выгорела, а отдельные детали его корпуса оплавилась.

Кто участвовал в ликвидации

Ликвидация последствий аварии на чернобыльской АЭС – важный вопрос, поскольку в этих мероприятиях было задействовано боле 0,5 миллиона человек, которые работали в очень опасных для здоровья условиях. Всего за 1986-1987 годы для ликвидации аварии было задействовано 240 тысяч человек. С учетом же последующих лет – 600 тысяч. Для ликвидации использовались:

  • Специалисты. Прежде всего специалисты в области физики и устранения последствий.
  • Персонал. Эти люди использовались для работ на объекте, поскольку отлично знали его устройство.
  • Военнослужащие. Регулярные части были приставлены наиболее широко, и именно на долю военнослужащих пришелся основной удар (в том числе и по воздействию радиацией) и основная нагрузка.
  • Мобилизованный состав. Буквально через несколько дней после чернобыльской аварии была проведена мобилизация и гражданское население приняло участие в ликвидации последствий.

Ликвидаторы работали по круговой схеме. Как только люди набирали предельно допустимую норму радиации – группу высылали из Чернобыля, а на ее место приезжала новая группа. И так до тех пор, пока последствия не были локализованы. Сегодня говорится что предельное значение радиации а человека было установлено в 500 мЗв, а средняя доза облучения – 100 мЗв.

Ликвидаторы последствий чернобыльской аварии
Группа Численность Средняя доза облучения в мЗв
1986 1987 1986 1987
Персонал чернобыльской АЭС 2358 4498 87 15
Строители «Укрытия» 21500 5376 82 25
Мобилизационный персонал 31021 32518 6,5 27
Военнослужащие 61762 63751 110 63

Это данные, которые сегодня предоставляет статистика, но тут важно отметить, что это усредненные показатели! Они не могут отражать истинную картину дела, поскольку для этого нужны данные по каждому человеку в отдельности. Например, 1 человек работал над ликвидацией не жалея себя и получил дозу 500 мЗв, а другой сидел в штабе и получил дозу 5мЗв – среднее значение у них будет 252,5, но реально ведь картина другая…

Последствия для людей

Одна из самых страшных история чернобыльской катастрофы это последствия для здоровья людей. Сегодня говорится, что 2 человека погибло при взрыве на ЧАЭС, у 134 человек диагностировали лучевую болезнь, у 170 ликвидаторов – лейкоз или рак крови. Среди ликвидаторов по сравнению с другими людьми чаще регистрируются заболевания:

  • Эндокринной системы — в 4 раза
  • Сердечно сосудистой системы – в 3,5 раза
  • Психиатрические отклонения и болезни нервной системы – в 2 раза.
  • Болезни костно-мышечной системы – в 2 раза.

Если вдуматься в эти цифры, то становится понятным, что практически каждый человек, кто принял участие в ликвидациях последствий аварии на чернобыльской АЭС, болеет той или иной болезнью.  Также пострадали и люди, которые в ликвидации не принимали участия. Например, с 1992 по 2000 год в России, Белоруссии и Украине было выявлено 4 тысяч заболевания раком щитовидной железы. Считается, что 99% этих случаев связано именно с аварией на чернобыльской атомной электростанции.

2014

Примечания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector