Ту-154. фото. видео. схема салона. характеристики. отзывы
Содержание:
Совместимое снаряжение
Важные исторические моменты
Основная цель, которую преследовали конструкторы при разработке авиалайнера, была связана с необходимостью замены таких моделей, как Ан-10, Ту-104 и Ил-18. ОКБ тщательно занималось этим вопросом, ведь стране нужен был новый, модернизированный лайнер по своим параметрам, не уступающий американскому прототипу Боинг-727. Хотелось бы отметить следующие знаковые события из истории Ту-154:
- в 1966 году создан первый экземпляр самолета опытного характера;
- первый полет пришелся на 3 октября 1968 года, а в следующем году он был представлен на всемирно известной выставке авиасалона Лэ-Буржэ;
- изначальное использование было связано с перевозкой почты из столицы в разные города, а начиная с 1972 года был переведен в состав известного авиаперевозчика «Аэрофлота» и использовался для пассажироперевозок местного значения. Немного позже переведен на рейсы международного уровня;
- начиная с 1975 по 1984 год включительно был неоднократно модифицирован. Например, была замена двигателя на более мощный, увеличена взлетная масса;
- в этом же 1984 году определенное количество «Тушек» было переделано. Одни в количестве 9 штук — в грузовые воздушные судна, другие (5 штук) — в лаборатории в связи с проводимыми испытаниями космического челнока, третьи (2 единицы) — в авиасудна, ведущие всесторонний контроль за деятельность стран СНГ и НАТО.
Салон Ту-154
История создания
Работа началась в 1963-ем году. Поручили ее конструкторскому бюро Туполева. Параллельно ему трудиться начали и в бюро Ильюшина, но его проект в итоге не приняли. Будущий Ту-154 рассматривали как прямого конкурента американского “Боинга-747”. И тут не обошлось без политики и желания утереть носу идеологическому противнику.
После многочисленных предложений, как принятых, так и откинутых, различных технических решений и конструкторских инноваций к 65-ому году сформировалось примерное видение того, как будет выглядеть самолет. В августе 65-го бюро Туполева окончательно утвердило в качестве разработчиков замены нынешнему поколению авиалайнеров постановление Совета Министров СССР. Были согласованы технические характеристики самолета, его размеры, грузоподъемность и так далее. В декабре того же года экспертная комиссия посетила макетную презентацию Ту-154, и осталась довольной. Первый образец для испытаний должен был сойти с конвейера весной 67-го года. Также самолет от прошлых моделей авиалайнеров отличало то, что это была первая модель самолетов подобного класса, в основе которой не лежал переделанное военное воздушное судно.
Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Несмотря на первоначальные планы, первые Ту-154 появились только в 68-ом году, в количестве двух экземпляров. Первый предназначался для летных испытаний, второй проходил статистические проверки в закрытой лаборатории.
Впервые в воздух самолет поднялся 3-го октября того же 68-го. Полет прошел нормально, и его продолжили тестировать дальше, на ходу дорабатывая и исправляя недочеты. Базовые испытания закончились в январе 71-го. Спустя полгода, в июне, стартовали Государственные испытания, которые длились семь месяцев.
Также, как бы между прочим, Ту-154 успели продемонстрировать в Ле Бурже, во время выставки авиационных достижений
Там он привлек внимание прессы своими высокими летными характеристиками, которые по многим параметрам превосходили лидера пассажирских перевозок тех времен “Боинг-747”. Имея за плечами подобный успех, не удивительно, что и по окончанию Государственных испытаний комиссия осталась довольна
Модификации Ту-154
Какие модификации есть еще у салона Ту-154? Фото наглядно показывают разницу между улучшенной версией Ту-154А и Ту-154Б, хотя основные изменения произошли все же в техническом оснащении бортов. Например, последний получил дополнительный топливный бак и аварийные выходы в хвосте. А указанная выше вместимость в 180 человек в условии одноклассовой компоновки коснулась модификации Ту-154Б-2.
Самой популярной модификацией стал Ту-154М. Это улучшенная версия Ту-154Б-2. На него установили реактивные двигатели и улучшили авионику, благодаря чему повысилась эффективность экономии топлива и увеличилась дальность полета.
Кабина Ту-154
Похожее
Ан-24 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История
Ту-154 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. Расход топлива. История
Як-40 Двигатель. Размеры. Вместимость. Дальность полета. Практический потолок. История
Ил-96 Скорость. Размеры. Вместимость. История. Грузоподъемность
Ту-144 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История
Ан-2 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Ил-62 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История
Ил-18 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История
Ил-14 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Ан-14 Пчёлка Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность
Ан-148 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Вместимость. Расход топлива
Як-42 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета
Ту-114 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность
Ан-3 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок
Ил-114 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок
Як-12 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность
Як-52 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок
Ту-334 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета
Ту-134 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета
Ту-204 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. Расход топлива. Цена
Ту-104 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Ил-86 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок
Су-29 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История
Су-31 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Грузоподъемность
Ту-124 Скорость. Размеры. Вместимость. Вес. История. Дальность полета
Ан-10 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность
Бе-30 / Бе-32К Двигатель. Скорость. Размеры. Дальность полета. Практический потолок
Ан-140 Скорость. Стоимость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История
Ан-38 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета
Бe-103 Скорость. Стоимость. Размеры. Вес. История. Вместимость
Су-26 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок
Ил-103 Двигатель. Размеры. Вместимость. Грузоподъемность. Дальность полета. Практический потолок
ЛК-1 (НИАИ-1 Фанера-2) История. Размеры. Двигатель. Дальность полета
АНТ-20 Максим Горький Скорость. История. Двигатель. Размеры. Дальность полета
Як-58 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
МиГ-8 Утка Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Ту-110 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История
Авиатика-МАИ-890 Двигатель. Размеры. Скорость. Дальность полета. Практический потолок
Як-50 Скорость. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Як-55 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
Ил-12 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
АНТ-35 (ПС-35) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Самолет К-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
ХАИ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Як-53 Размеры. Дальность полета. Вес. Практический потолок
МАИ-223 Китенок Фото. Видео. Характеристики. Двигатель
АИР-6 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
ПС-89 (ЗИГ-1) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
САМ-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Самолет Сталь-3 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Самолет АНТ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Самолет У-8 Конек-Горбунок История. Размеры. Двигатель
Самолет К-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Варианты компоновок салона
В последние годы эксплуатировались как одноклассные варианты, так и двуклассные:
- 166 мест, рассчитанные только на эконом-класс.
- 134 кресла, из которых первые 12 относятся к бизнес-классу, следующие 18 — комфорт-класс и 104 места отданы под экономический класс.
- Самой популярной компоновкой стал салон на 131 кресло, где первые четыре ряда занимал бизнес-класс по схеме 2+2, а остальные — экономический по схеме 3+3.
По фото салона самолета Ту-154 и по отзывам пассажиров, можно понять, что это воздушное судно также имеет свои худшие и лучшие места. Разберем их на примере двуклассной компоновки.
Безусловно, самыми лучшими местами являются кресла бизнес-класса. Они более мягкие и у них большой шаг. Люльки здесь не устанавливаются, то есть плач младенца не мешает перелету. Менее комфортными в «бизнесе» считаются места, расположенные в четвертом ряду, так как рядом с ними у большинства моделей ВС находятся туалетные комнаты и перегородка, отделяющая «бизнес» от «эконома». Но на некоторых бортах туалет в этой части отсутствует.
В эконом-классе крепежная система для люлек находится сразу за «бизнесом» на пятом ряду, поэтому в этой зоне, помимо туалета, комфортный перелет может быть потревожен детьми, шумом от очереди в туалет и неприятными запахами. Однако сам пятый ряд обладает рядом преимуществ: перед ним нет кресел, а значит, никто не сможет откинуть спинку сидения на колени пассажиру.
Самыми комфортными местами, согласно отзывам, были отмечены кресла в 11 и 19 рядах. Они находятся около аварийных люков и места для ног здесь намного больше. Самые некомфортные места расположены в 28 ряду, так как рядом с ними находятся туалетные комнаты, плюс спинки кресел здесь не откидываются, так как позади расположена стена туалета. К тому же, так как двигатели лайнера расположены в хвостовой части, то и шума здесь от них намного больше.
Наиболее известными катастрофами с участием Ту-154
Сверх надежный самолет выдерживал сложные климатические условия. Приспособлен для эксплуатации на различных территориях страны, шасси позволяло посадку на ВПП 2 класса. Авиалайнер был не требователен к качеству топлива. Выдерживал перегрузки и прощал летчикам ошибки управления. Только в экстраординарных случаях самолет не долетал до конечного аэропорта. Вспомним самые известные катастрофы Ту-154:
- 10 июля 1985 года недалеко от Учкудука случилась самая масштабная катастрофа. Авиакатастрофа была вызвана перегрузкой самолета. Погибли все пассажиры — 200 человек.
- Катастрофа над Смоленском в 2010 году с президентом Польши Львом Качинским
- В сложных метеорологических условиях пилоты совершили ошибку и проигнорировали сигнал об опасном сближении с землей
- Ошибками пилотов закончились катастрофы в Донецке (авиакомпания Пулково), в Норвегии ( авиакомпания Внуковские авиалинии), в Шардже и многих других местах
- 4 декабря 2010 года при вынужденной посадке в аэропорту Домодедово лайнер Ту-154М выкатился за посадочную линию и разрушился.
- 1984 год был омрачен катастрофой Ту-154 в городе Омск.
- Из-за ошибки диспетчера погибло 174 человека. Осуществляя посадку самолет столкнулся с обслуживающей аэродром техникой. Причиной трагедии послужило не включенное табло о том, что ВВП занята. Диспетчер банально уснул на рабочем месте.
- В 2002 году швейцарский диспетчер позволил столкнуться грузовому Boeing Ту-154М в воздушном пространстве. По этой катастрофе был снят фильм с участием Арнольда Шварцнейгера. Причина: сон диспетчера.
- При учениях вооруженных сил Украины в 2011 году над Черным морем был сбит Ту-154
История создания
Самолёт Ту 154
К проекту нового самолёта ОКБ А.Н .Туполева приступило в 1963 году. Эта машина считалась продолжением реактивных лайнеров Туполева, но с лучшей энерговооружённостью и способной вмещать не менее 120 пассажиров, с дальностью полёта до 6 тыс. км.
Самолёту требовалась длина взлётной полосы не менее 2 тыс. м, но при этом самолёт должен эксплуатироваться с грунта, в жарком и высокогорном климате и по параметрам не слишком отличаться от Boeing 727.
Получивший сначала индекс Ту-104Д, в 1964 году новый самолёт обозначили как Ту-154. Размер поперечного сечения фюзеляжа получился 3,8 м, как у Ту-114 с расчётной пассажировместимостью 141 человек. После долгого обсуждения решили остановиться на трёхдвигательном варианте с размещением силовых установок в хвосте машины, выбрав двигатель ОКБ Кузнецова – НК-8. Постепенно у разработчиков сложился облик нового среднемагистрального самолёта.
Первую опытную машину изготовили в 1966 году, а в начале октября 1968 года лётчик-испытатель Ю.В. Сухов оторвал машину от земли и дал ей путёвку в небо. В 1969 году на авиационной выставке во Франции Ту-154 был продемонстрирован широкой публике. Предсерийные машины Аэрофлот в 1971 году использовал только для почтовых перевозок. Лишь в феврале 1972 года новый лайнер выполнил свой первый рейс, перелетев из Москвы в Минеральные воды и уже в августе 1972 года новая машина совершила международный перелёт в Прагу – столицу тогдашней Чехословакии.
С 1975 по 1981 год машина прошла модернизацию, ряд усовершенствований позволил увеличить максимальный взлётный вес до 98 тонн, этому самолёту присвоили индекс Ту-154Б-2. В 1984 году самолёт оснастили новыми экономичными двигателями и увеличили взлётный вес до 100-104 тонн. В серию эти машины пошли под обозначением Ту-154М.
Описание самолёта Ту 154
Аэродинамическая компоновка Ту-154 – это планер с низкорасположенным крылом постоянной стреловидности, на Т-образном оперении сверху установлен переставной стабилизатор, в хвосте размещены три двигателя – на пилонах по бокам корпуса два, третий с форкилевым воздухозаборником в концевой части.
Конструкция крыла – трёхлонжеронный кессон с центропланом большой крутки и две отъёмные части (ОЧК). Расположение передней кромки выше задней создаёт видимость отрицательного поперечного V центроплана. Крыло оснащено богатой механизацией, по передней кромке расположены предкрылки, сзади размещены трёхщелевые закрылки и элероны, на центроплане и средней части крыла находятся интерцепторы.
Высокая степень механизации крыла создала условия для получения нужных скоростей взлётно-посадочных режимов и позволила на эшелонах 11-12 км снизить средний расход топлива.
Шасси Ту-154 выполнено по трёхопорной схеме, главные стойки – это тележки с восьмью колёсами, убирающимися в специальные крыльевые гондолы. Двухколёсная опора в носовой части управляется от педалей пилотов, а на машинах начиная с модификации Ту-154Б-2 от рукоятки на левой консоли командира экипажа.
Управляются стабилизатор и предкрылки с помощью электрических приводов, интерцепторы и закрылки выпускаются и убираются посредством гидравлики. Бустеры (гидроусилители) задействованы в управление рулём высоты, рулём направления и элеронами.
Кабина самолёта Ту 154
Из семейства Туполевых Ту-154 первым получил ВСУ, от которой на стоянке работают система кондиционирования и противообледенения, после запуска главных силовых установок эти системы переходят на работу от двигателей.
Пассажирский салон разделён на два отсека, между ними вестибюль и буфет-кухня. В двух салонах размещались 158 пассажиров, но конструкторы представили возможность устанавливать и снимать дополнительные кресла, установив их на рельсы. Минимальное количество мест можно сделать 128, а максимально на маршрутах малой продолжительности имелась возможность установки ряда дополнительных кресел, доведя количество пассажиров до 164 человек.
Салон самолёта Ту 154
Тактико-технические данные самолёта Ту 154
- Площадь крыла – 202 м2.
- Длина самолёта – 47,9 м.
- Высота самолёта – 11,4 м.
- Размах крыла – 37,55 м.
- Вес неснаряженного самолёта – 54800 кг.
- Максимальный взлётный вес – 100 т.
- Двигатели – 3 ТРДД Д-30КУ-154.
- Тяговооруженность – 3 х 11000 кгс.
- Общая ёмкость топлива – 39750 кг.
- Крейсерская скорость – 850-900 км/час.
- Практический потолок – 12100 м.
- Дальность полёта – в зависимости от количества пассажиров от 3500 до 3900 км.
- Требуемая длина ВПП – 2500 м.
- Экипаж – 3 чел.
Подобнее о самолете
Свой первый взлет выполнил в начале октября 1968 года. В период с 1970 по 1998 год осуществлялся серийный выпуск модели, в течение которого произошло несколько этапов модернизации. В истории отмечен наиболее короткий рейс, составлявший около 190 км от Ташкента до Намангана, и один из самых длинных — более 5 тыс. км от Москвы до Якутии (Нерюнгри). Самолету были присущи индивидуальные особенности:
- сложность с точки зрения массовых пассажирских перевозок;
- обслуживание требовало высококвалифицированного персонала как летного, так и наземного;
- заднее расположение двигателей создает условия для снижения шума в салоне и дает возможность разворота в случае их отказа. При этом появляются проблемы, связанные с работой стабилизаторов и самих двигателей, когда возникает большой угол атаки и задняя центровка, что в целом приводит к развитию помпажа и полному отказу двигателей бокового и среднего расположения, потом к потере эффективности рулевого регулирования высоты. Все эти сбои не раз создавали условия для катастроф, которые сопровождались плоским штопором и отсутствием возможности выхода из данного положения.
Кабина самолета Ту-154
История создания и эксплуатации Ту-154
В начале 60-х годов XX века в качестве пассажирских самолётов в СССР использовались Ту-104, Ил-18 и Ан-10, которые плотно заняли данную нишу. Однако в это время уже становилось ясным их устаревание и отставание по скорости, надёжности, пассажировместимости, грузоподъёмности и экономичности от пассажирских лайнеров, производившихся на западе. Именно этот факт и обусловил идею создания нового пассажирского самолёта который смог бы составить достойную конкуренцию западному Boeing 727 и обеспечить заказы на новую машину среди стран социалистического лагеря.
Изначально в конкурсе на создание нового пассажирского лайнера принимали участие две модели: туполевский Ту-154 и ильюшинский Ил-72. Однако вскоре проект опытно-конструкторского бюро Ильюшина был признан нецелесообразным, и Ту-154 лишился своего главного на тот момент конкурента.
В 1971 году началась эксплуатация предсерийных моделей самолёта. В основном первые Ту-154 возили почту и другие грузы в различные районы страны. А уже в феврале 1972 года лайнер вышел на регулярные рейсы «Аэрофлота». Спустя два месяца Ту-154 совершил и первый свой международный рейс, начав полёты в Берлин.
Ещё в ходе испытаний лайнера был выявлен его большой потенциал для модификаций вплоть до полной переделки. В 1975 году начались работы по усовершенствованию Ту-154, увеличению его грузоподъёмности, пассажировместимости и установке более мощных двигателей НК-8-2У вместо НК-8-2. Итогом работ по усовершенствованию стала новая модель — Ту-154Б, впоследствии принятая за основную модель вместо обычного Ту-154. Также в начале 1980-х разрабатывалась и другая модификация лайнера, имевшая название Ту-164. Лишь после завершения разработки она получила наименование Ту-154М и обладала более экономичными и мощными двигателями а также увеличенную взлётную массу.
Дополнительно велись работы по переоснащению пассажирских Ту-154 в грузовые. Эти самолёты впоследствии получили обозначение Ту-154Т или Ту-154C (литера C означает Cargo — грузовой).
Серийное производство Ту-154 как вполне уже устаревшего самолёта завершилось в 1998 году, через 30 лет после начала. С 1998 года мелким производством лайнера занимался завод «Авиакор», находящийся в Самаре. Однако и там, спустя 15 лет, производство Ту-154 было завершено.
Заключение
Ту-154 является самым массовым советским и затем российским пассажирским самолётом. Звёздный час самолёта объясняется не только тем, что он создавался в СССР и практически не имел конкурентов на рынке стран социалистического лагеря. Ту-154 был создан на уровне мировых стандартов и мог составить достойную конкуренцию самолётам компаний Boieng и Airbus. Тем не менее, сегодня Ту-154, даже несмотря на все модификации и варианты, безнадёжно устарел, что означает его закат на рынке авиаперевозок.
https://youtube.com/watch?v=1HiKRwS8u7o
https://youtube.com/watch?v=7zyinSE-Ou4
https://youtube.com/watch?v=WnZONf-V76E
https://youtube.com/watch?v=xOO8H0JpP_A
Автор статьи:
Тихонов Евгений
Увлекаюсь авиацией.