Как в первую мировую боролись с танками

Содержание

Содержание:

  • Первый русский бронеавтомобиль Накашидзе
  • Русские броневики на отечественных шасси
  • Русские бронеавтомобили на иностранных шасси
  • Трехколесные бронемашины Филатова
  • Бронеавтомобили Былинского
  • Бронемашина Улятовского
  • Бронеавтомобили Мгеброва
  • Ижорский ФИАТ
  • Бронемашины Поплавко
  • Бронемашины «Гарфорд»
  • Полугусеничная бронемашина Гулькевича
  • Иностранные бронемашины в Царской армии
  • Первые бронеавтомобили Austin
  • Бронемашины Armstrong-Whitworth

Почти все они базировались на шасси обычных легковушек и не всегда соответствовали своему предназначению, поэтому в Русской императорской армии спонтанно сложилась разветвленная «индустрия исправления чужих ошибок» — доработка импортных и создание собственных бронированных корпусов. Их собирали петербургские Путиловский завод и Обуховский сталелитейный, бронепрокатная мастерская № 2 Ижорского завода в Колпино, а также офицерские учебные заведения, фронтовые мастерские и небольшие частные предприятия.

До октября 1917 года в царскую армию из-за границы поступили 496 броневиков, из которых около 200 машин были переделаны в России. Большинство бронеавтомобилей, носивших собственные броские имена, участвовали в боях Первой мировой и Гражданской войн, а также в событиях Февральской и Октябрьской революций.

Танки 1965–1985 гг.

К 1960-м гг. стало ясно, что массовое применение ядерного оружия приведет человечество к гибели. США и СССР стали рассматривать ядерное оружие как средство взаимного «сдерживания», не исключая и возможности применения точечных ядерных ударов в локальных военных конфликтах. Война во Вьетнаме (1965–1975) и другие локальные войны показали, что надо уделять больше внимания «обычным» вооружениям. Основные боевые танки (ОБТ) оставались главным оружием сухопутных войск, и в их развитие вкладывали много сил и средств.

Калибр танковых пушек рос, снаряды становились все тяжелее, и работа заряжающего (член танкового экипажа, который закладывает снаряд в казенник пушки) становилась непосильной. Человек быстро уставал, и скорострельность танковой пушки падала. Кроме того, рабочее место заряжающего требовало объема 2 м3 , и, сократив этот объем, танк можно было сделать компактнее и легче. Попытки автоматизировать заряжание танковой пушки начались сразу после Второй мировой войны. Но первый серийный танк с автоматом заряжания (АЗ) – советский Т-64 – появился лишь в 1969 г., за ним последовал Т-72. А вот за границей к АЗ отнеслись скептически, и даже сейчас пушки большинства западных танков заряжаются вручную. Одна из причин – автоматика сложна, дорога и может отказать. Кроме того, без заряжающего членам экипажа втроем (командир танка, наводчик пушки и механик-водитель) трудно справиться с техобслуживанием боевой машины.

Т-64. 1969 г.

Т-72. 1973 г.

С ростом мощности традиционного для танков дизеля проявлялся общий недостаток поршневых двигателей – непропорционально большой рост массы. Поэтому в 1976 г. в СССР был создан танк Т-80 с газотурбинным двигателем (ГТД), подобный тем, которые использовались на вертолетах. При небольшой массе он имел высокую мощность, а также легко запускался в мороз, а его ресурс (время работы двигателя до ремонта) был в 2–3 раза больше, чем у танковых дизелей. Но у ГТД есть недостаток – большой расход топлива, поэтому, кроме Т-80 и американского М1 «Абрамс», современные танки все же имеют дизельные двигатели.

«Чифтен». Великобритания. 1965 г

Главным средством поражения танков были кумулятивные и бронебойные снаряды. Пушки становились мощнее, броню приходилось делать все толще, в результате танки становились все тяжелее. Выход был найден в замене монолитной брони на броню комбинированную (многослойную). В пространстве между двумя слоями брони размещался наполнитель – стеклотекстолит (стекловолокно, залитое пластиком), резина, бетон, стекло, керамика. Первым серийным танком с комбинированной броней стал все тот же Т-64. Западные конструкторы ответили появлением брони «Чобхэм» с наполнителем из керамики и нейлона. Первым новую защиту получил британский танк «Чифтен». А вот немецкий «Леопард-1» (1965 г.), один из самых удачных танков второй половины XX в., имел традиционную литую броню. «Обычную» броню могли дополнять комплексы активной защиты (КАЗ). Первым серийным КАЗ стал советский «Дрозд» (1963 г.). Он состоял из радиолокатора, вычислителя и пусковых установок неуправляемых ракет с осколочными боевыми частями (БЧ).

«Леопард-1». Германия. 1965 г.

М1 «Абрамс» – единственный современный зарубежный танк с ГТД. США, 1980 г.

Успехи противотанковых управляемых ракет (ПТУР) побудили конструкторов оснастить ими танки. Однако попытка замены снаряда на ракету не удалась – стрельба традиционной пушки была намного дешевле. Ракетный танк ИТ-1 (истребитель танков), созданный на базе Т-62 и не имевший пушки, оказался единственным в мире и продержался на вооружении недолго.

Выходом стало создание управляемого снаряда для гладкоствольной танковой пушки. В 1976 г. в СССР был принят на вооружение танковый снаряд 9М112 «Кобра» (не путать с ПТУР того же имени). Он был активно-реактивным (выбрасывался из пушки пороховым зарядом, затем запускался твердотопливный ракетный двигатель) и наводился по радиокомандам. Пушка все того же танка Т-64 могла стрелять и обычными, и управляемыми снарядами, используя дорогой управляемый боеприпас только по важным целям.

Т-80. СССР. 1976 г.

Причины

Одной из причин войны стало повсеместное усиление националистических настроений. Формулируя свои интересы, правящие круги каждой из европейских стран стремились представить их как народные чаяния.

Намереваясь начать войну против Сербии, Австро-Венгрия заручилась поддержкой Германии. Последняя считала, что война примет локальный характер, если Россия не станет защищать Сербию. Но если та окажет помощь Сербии, то и Германия будет готова выполнить свои договорные обязательства и поддержать Австро-Венгрию. В ультиматуме, предъявленном Сербии 23 июля, Австро-Венгрия потребовала допустить на территорию Сербии свои военные формирования, чтобы совместно с сербскими силами пресекать враждебные акции. Ответ на ультиматум был дан в оговоренный 48-часовой срок, но он не удовлетворил Австро-Венгрию, и 28 июля она объявила Сербии войну. 30 июля Россия объявила о всеобщей мобилизации; Германия использовала этот повод, чтобы 1 августа объявить войну России, а 3 августа – Франции. После вторжения немцев 4 августа в Бельгию Великобритания объявила войну Германии. Теперь все великие державы Европы были втянуты в войну. Вместе с ними в войну были вовлечены их доминионы и колонии.

Современные танки

К середине 1980-х гг. политики и военные убедились, что «большой войны» не будет. Боевую технику стали разрабатывать и модернизировать для локальных конфликтов, где противником были «партизаны»

В частности, конструируя танки, стали больше внимание уделять защите экипажа. При этом требовалось «удерживать в рамках» вес танков, чтобы они сохранили подвижность

Вышедший на испытания в 1989 г. танк, позже получивший обозначение Т-90, стал последним танком, созданным в СССР. Он разрабатывался как глубокая модернизация популярного Т-72 и сохранил его классическую компоновку. От предшественника Т-90 отличался новой башней с клиновидной навесной активной броней, усовершенствованной системой управления огнем (СУО) и комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс защищал танк от ПТУР с лазерным наведением и ставил помехи лазерным дальномерам противника, отстреливая гранаты, «специальный» дым которых не пропускал лучи лазеров.

Основной боевой танк Т-90. Россия, 1992 г.

С 1920-х гг. оставалась неизменной компоновка танков, при которой впереди находился механик-водитель, в средней части – боевое отделение с остальными членами экипажа, башня с пушкой и боекомплект, а сзади – двигатель. Эту традицию нарушили израильские конструкторы, которые заботились о сохранности каждого бойца немногочисленной армии Израиля. В танке «Меркава Мк.IV», который на данный момент считается самым защищенным, они разместили экипаж в центре корпуса, отделив его броневой перегородкой от передней части с двигателем. Снаряд, попав «в лоб» танка, прежде чем нанести вред экипажу, должен пробить не только лобовую броню, но и двигатель, и бронеперегородку. Кроме того, такая компоновка позволяет экипажу эвакуироваться через люки в корме, под защитой корпуса.

Танк «Меркава Мк.IV». Израиль. 2002 г.

Долгое время боекомплект и автомат заряжания (АЗ) пушки размещали в корпусе танка, однако потом появилось другое решение: кормовая ниша башни. Она представляет собой сравнительно слабо бронированный отсек, пристыкованный к башне «с затылка». Там размещается АЗ и большая часть боекомплекта. Например, в АЗ французского танка AMX-56 «Леклерк» находятся 22 снаряда, еще 18 остались в корпусе. Такая компоновка упрощает конструкцию автомата заряжания, а снаряды в него можно закладывать через люк в задней стенке кормовой ниши. Чтобы при взрыве боекомплекта не пострадал экипаж, кормовая ниша имеет верхние панели, которые вышибаются давлением пороховых газов: газы и осколки уходят вверх, а не в сторону башни.

AMX-56 «Леклерк». Франция. 1992 г.

Проекты танков с необитаемой башней появились еще в 1950-е гг. – это делало танк легче и менее уязвимым. Однако технологии того времени не позволили реализовать эти проекты. В 1990-е гг. в Омске был создан опытный танк «объект 640» (неофициальное название – «Черный орел»), у которого экипаж размещался в корпусе, а не в башне. Первым принятым на вооружение танком с необитаемой башней стал российский танк М-14 «Армата». Его экипаж сидит в корпусе, внутри сильно бронированной капсулы. Командир танка наблюдает за полем боя, а наводчик наводит пушку через оптико – электронные системы, «объективы» которых вынесены на башню, чтобы улучшить обзор. В автомате заряжания помещается почти весь боекомплект пушки. Западные проекты танков с «безлюдной» башней пока остаются на бумаге.

Новейший основной боевой танк Т-14 «Армата». Россия. 2013 г.

Поделиться ссылкой

Оружие, создаваемое под патрон

Патрон под Парабеллум (германский пистолет начала XX века) был выпущен одним из первых и принят по указу Вильгельма II. Большинство оружия в то время делали под калибр 7,62 мм, поэтому новый пистолет легко обошел своих конкурентов в конкурсе на лучший военный самозарядный пистолет кайзеровской армии.

Высокая надежность и боевые качества пистолета благодаря новому патрону быстро превратили его в лучшее короткоствольное оружие как для оборонительных действий, так и для нападения.

Количество задержек при использовании было минимальным. Пистолет принципиально отличался от других своей компоновкой. Тем не менее, разработка данного образца не обошлась без минусов: немалая степень загрязнения из-за открытого ударно-спускового механизма и сложность в изготовлении, приведшей к высокой себестоимости. Позднее в 1942 г. появилась новая разработка – Р.38, однако старый образец по прежнему еще долгое время оставался актуальным. Р.38 стал по-настоящему легендарным оружием, выделявшимся удобным хватом, прицеливанием и подгонкой деталей.

В наши дни на рынке пистолетов с пулями калибра 9 мм фигурируют марки: CZ 75 SP-01 (Чехия), EAA Witness Elite Match (Италия), Walther PPQ (Германия), Springfield XD m 4.5″ (Хорватия), Walther P99 AS (Германия), Baby Eagle II BE9915R (Израиль), Beretta 92FS (Италия) и другие менее известные модели стран Западной Европы.

Примечания

  1. Унаследовала почётное наименование от БС-411 «Оренбург»

Самцы и самкиПочему танки стали называть «танками»

Первая мировая стала настоящим торжеством инженерии и подарила миру новые устрашающие орудия убийства, самым известным из которых стали танки — бронированные машины, плюющиеся во все стороны огнем из пушек и пулеметов. Первый работоспособный прототип танка под названием «Малыш Вилли» был создан в Великобритании в 1915 году: он был тихоходен (всего 4,8 км/ч), слабо вооружен и постоянно ломался. Но уже к концу войны усилиями сотен изобретателей и инженеров танки превратились в достаточно мощное оружие.

Танки во время войны делились на «самцов» и «самок». Первые были вооружены пушками и пулеметами, вторые — исключительно пулеметами. При отправке на фронт первой партии танков англичане пытались ввести в заблуждение разведку противника, и во всех официальных документах они проходили под видом цистерн для воды и горючего — «tank», отсюда и произошло их название.

Военная мощь держав

Карта военных действий в 1914 – 1915 годах (кликабельно)

Давайте посмотрим на соотношение сил и военного вооружения ключевых стран в Первой мировой войне:

Страна Кол-во общих орудий Из них тяжелых орудий
Российская империя 7088 240
Австро-Венгрия 4088 1000
Германия 9388 3260
Франция 4300 198

У Германии и Австро-Венгрии оказалось ощутимо больше тяжелых орудий, но при этом Германия еще активнее развивала свою военную промышленность. Для сравнения, Англия производила до 10 тысяч снарядов в месяц, а Германия только в день выпускала больше 250 тысяч.

Теперь давайте сравним вооружение и наличие техники у ведущих держав Первой мировой:

Сторона в войне Страна Стрелковое оружие Артиллерия Танки
Антанта Россия 3328 11,7
Антанта Франция 2812 23,2 5,3
Антанта Англия 4093 26,4 2,8
Тройственный союз Германия 8827 64 0,1
Тройственный союз Австро-Венгрия 3540 15,9

Очевидно, что военная мощь Российский империи сильно уступала не только Германии, но и Франции, и Англии. Это не могло не сказаться на ходе военных действий и потерях в результате войны.

Осталось проанализировать численность воюющей пехоты в начале и в конце войны, а также потери каждой из сторон:

Сторона в войне Страна Начало войны Конец войны Потери
Антанта Россия 5,3 млн. 7,0 млн. 2,3 млн.
Антанта Франция 3,7 млн. 4,4 млн. 1,4 млн.
Антанта Англия 1 млн. 3,9 млн. 0,7 млн.
Тройственный союз Германия 3,8 млн. 7,6 млн. 2 млн.
Тройственный союз Австро-Венгрия 2,3 млн. 4,4 млн. 1,4 млн.

Какой вывод мы можем сделать из этой сводки? Наименьшие человеческие потери понесла Англия, что не было сюрпризом, ведь эта страна почти не принимала участия в крупных сражениях.

По итогам войны вышло, что именно те страны, которые больше всех вложили в эту войну, больше всех и потеряли. Пока Россия и Германия теряли на двоих 4,3 млн. человек, Франция, Австро-Венгрия и Англия вместе потеряли 3,5 млн. Фактически война велась между Россией и Германией и именно эти две державы остались ни с чем: Россия потеряла земли и подписала позорный Брестский мир, а Германия утратила самостоятельность по итогу подписания Версальского мира.

Стриж: описание

Разработка

Mark I был развитием Little Willie , экспериментального танка, построенного для Комитета по сухопутным кораблям лейтенантом Уолтером Уилсоном из Королевской военно-морской авиации и Уильямом Триттоном из William Foster Co. в период с июля по сентябрь 1915 года. Он был разработан Уилсоном в ответ. к проблемам с гусеницами и способностью преодолевать траншеи, обнаруженным во время разработки Little Willie. Орудийная башня над корпусом могла бы сделать центр тяжести слишком высоким при подъеме на немецкий траншейный парапет (который обычно был четырех футов высотой), поэтому гусеницы были расположены в ромбовидной форме вокруг корпуса, а орудия были помещены в спонсоны на борта танка. Переработанная конструкция также соответствовала требованиям армии по возможности пересекать траншею шириной 8 футов (2,4 м).

Макет идеи Уилсона был показан Комитету по наземным кораблям, когда они смотрели демонстрацию Маленького Вилли. Примерно в это же время генеральный штаб армии был убежден принять участие и предоставил представителей в Комитет. Благодаря этим контактам в конструкцию вошли требования армии к броне и вооружению. Прототип Mark I, готовый в декабре 1915 года, назывался « Мать » (предыдущие названия были «Машина Вильсона», «Большой Вилли» и «Наземный корабль Его Величества Сороконожка »). Мать была успешно продемонстрирована Комитету по наземным кораблям в начале 1916 года; он проходил вокруг трассы, имитирующей фронт, включая траншеи, парапеты, кратеры и препятствия из колючей проволоки. Демонстрация повторилась 2 февраля перед членами кабинета министров и высшими военными. Китченер, государственный секретарь по вопросам войны , был настроен скептически, но остальные были впечатлены. Ллойд Джордж, в то время министр боеприпасов, поручил своему министерству отвечать за производство танков.

Комитет по сухопутным кораблям был преобразован в «Комитет по снабжению цистернами» под председательством Альберта Стерна; Эрнест Суинтон, который продвигал идею танка с армейской точки зрения, также был членом. Генерал Хейг послал штабного офицера Хью Эллеса в качестве связного с Комитетом по снабжению. Суинтон станет главой нового подразделения, а Элльз — командиром танков во Франции.

Первый заказ на танки был размещен 12 февраля 1916 года, второй — 21 апреля. Фостерс построил 37 автомобилей (все «мужские»), а Metropolitan Carriage, Wagon и Finance Company из Бирмингема — 113 (38 «мужчин» и 75 «женщин»), всего 150.

Когда стало известно о первом применении танков, Ллойд Джордж прокомментировал это так:

Авторы и участники проекта

История строительства[править | править код]

Разработку проекта было поручено вести коллективу Северного проектно-конструкторского бюро в Ленинграде, главным конструктором и руководителем коллектива проектировщиков был назначен Б. И. Купенский, до этого являвшийся главным конструктором первых отечественных газотурбинных ЭМ (БПК). От ВМФ главным наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной передачи флоту был капитан 1 ранга А. А. Савин.

С 1977 по 1996 годы по проекту 1144 на Балтийском заводе были построены четыре тяжёлых атомных ракетных крейсера из семи запланированных. Эти корабли имели на вооружении практически все виды боевых и технических средств, созданных для военных надводных кораблей.

26 марта 1973 года на Балтийском заводе было начато строительство первого головного корабля проекта 1144 — тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Киров» (с 1992 года по 2004 год — «Адмирал Ушаков»). Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 года, а 30 декабря 1980 года крейсер был передан флоту.

31 октября 1984 года вступил в строй второй корабль серии — ТАРКР «Фрунзе» (с 1992 года — «Адмирал Лазарев»).

30 декабря 1988 года Балтийский Завод передал флоту ТАРКР «Калинин» (с 1992 года — «Адмирал Нахимов»).

В 1986 году завод приступил к строительству последнего корабля серии — ТАРКР «Куйбышев» (впоследствии переименован в «Юрий Андропов», потом — «Пётр Великий»). Передача флоту планировалась на 1992 год, однако его строительство завершилось только в 1996 году, после чего крейсер ушёл на ходовые испытания, которые в соответствии с планом проводились в суровых условиях Заполярья. В апреле 1998 года атомный крейсер был передан флоту. На данный момент ТАРКР «Пётр Великий» является, по оценкам некоторых военных экспертов, одним из самых мощных ударных кораблей в мире.

Всего программа строительства атомных крейсеров предполагала 7 единиц. Из планируемых крейсеров 30 декабря 1988 г. в списки ВМФ зачислили пятый корпус «Дзержинский», затем по ходатайству моряков переименованный в «Адмирал Кузнецов». 9 мая 1989 года он был заложен под заводским номером 804, но 4 октября 1990 года вместе с другими был снят со строительства. Шестой предполагалось назвать «Россия» (зачислен в списки 30 декабря 1988), седьмой «Варяг», о других кораблях проекта 1144.2 сведений никаких нет, хотя западные источники уверяют, что есть документы на строительство девяти крейсеров этого типа, называются даже имена – «Жданов», «Свердлов», «Железняков».

Литература

Самоходная артиллерийская установка

Франция
  • на грузовике De Dion-Bouton
  • Самоходка Renault FT †
  • Самоходка Renault FT STA †
  • Самоходка Renault FT STAV †
  • Самоходная пушка Saint Chamond 120 мм L †
  • 155-мм самоходная пушка Saint Chamond GPF †
  • 194-мм самоходная пушка Saint Chamond GPF ‡ — 50 постройки с апреля 2018 г.
  • † — 1 построен и испытан в июле 1918 г.
  • Самоходный миномет Saint Chamond 280 мм TR ‡
  • † — 1 построено
Германия
  • Зенитный танк A7V †
  • Leichte Kraftwagengeschutze 7,7-см зенитная артиллерийская установка L-27
Италия
Россия

76-мм зенитная пушка Руссо Балт Т

Gun Carrier Mark I мог перевозить британскую полевую пушку над трудной землей , но на практике использовался больше для подавателей

Великобритания
  • Огневой эсминец № 1, 1А, 2 и 3 *
  • Gun Carrier Mark I — носитель на базе танка Mark I для 6-дюймовой гаубицы или 60-фунтовой пушки.
  • Бронированный грузовик ПВО Pierce-Arrow — 40-мм двухфунтовое орудие QF на шасси грузового автомобиля
Соединенные Штаты
  • 3-дюймовая зенитная пушка Holt 55-1 † — поставлена ​​в 1917 г.
  • Holt Mark I ( 8-дюймовая гаубица ) † — 3 построены и испытаны в 1918 году.
  • Holt Mark II ( 155-мм орудие M1918 ) †
  • Holt Mark III ( 240-мм гаубица ) †
  • Holt Mark IV (240-мм гаубица) †
  • 3-дюймовая зенитная пушка Christie †
  • 8-дюймовая самоходная гаубица Christie †

Средний танк «Schneider» СА 1 (Франция)

Танк «Schneider»

В декабре 1915 г. по поручению Военного министерства Франции специалистами компании «Schneider», крупнейшего производителя оружия и военной техники этой страны, на базе американского трактора фирмы «Holt» была создана боевая бронированная машина

Ее представили высокопоставленной комиссии, и та сочла образец вполне надежным и полезным, но обратила при этом внимание на недостаточную проходимость. После внесения в конструкцию ряда изменений, призванных устранить данный изъян, 25 февраля 1916 г

компания «Schneider» получила заказ на постройку 400 танков, обозначенных СА 1, но более известных под названием фирмы-производителя.

В отличие от английского французский танк имел подрессоренную подвеску, что позволило несколько увеличить скорость и облегчить тяжелые условия работы экипажа. Передняя часть корпуса танка «Schneider» напоминала нос корабля и оснащалась приспособлением для резки колючей проволоки, заодно облегчавшим преодоление широких рвов. Расположенные наклонно лобовые броневые листы несколько повышали бронестойкость танка за счет возможного рикошета.

Вот, пожалуй, и все достоинства французской машины. Что же касается недостатков, то главный из них заключался в том, что конструкторы установили коробку бронекорпуса на шасси, позаимствованное у американского трактора и совершенно не подходящее для движения по пересеченной местности.

Еще одна ошибка была допущена при установке вооружения. Решение разместить орудие у правого борта в срезе корпуса, подобно тому, как это делается на кораблях, выглядит более чем сомнительным, хотя и объяснимым — ведь слева располагался двигатель. Такой вариант установки пушки привел к тому, что сектор ее наведения в горизонтальной плоскости составлял лишь 20°, а все цели слева по ходу движения вообще становились недосягаемыми. Кроме того, «Schneider» имел еще один большой недостаток: из-за размещения топливных баков вдоль бортов достаточно было одной бронебойной пуле прошить броню, как танк тут же вспыхивал как факел.

«Апогеем» карьеры танка «Schneider» СА1 стало сражение при Суассоне, когда французы выставили рекордное для того времени количество танков—216 единиц

Первое боевое подразделение из танков СА 1 было сформировано 1 декабря 1916 г., а в марте следующего года в армии насчитывалось уже 208 танков этого типа. 16 апреля танки «Schneider» пошли в атаку на позиции немецких войск в районе Жювенкура, но она оказалась неудачной. Французы понесли большие потери (76 танков из 132 принимавших участие в наступлении) от огня размещенной на передовой артиллерии противника, да и пехота еще просто не знала, как организовать эффективное взаимодействие с новой техникой. После неудачного первого опыта бронирование бортов танка и днища было несколько усилено, но это, конечно же, не могло изменить ситуацию кардинально.

Попытки конструкторов создать на базе танка СА 1 более совершенные модификации СА 2 и СА 3 в силу разных причин не увенчались успехом, и после появления на поле боя гораздо более эффективных легких танков «Renault» FT-17 с начала 1918 г. танки типа «Schneider» постепенно стали выводиться с передовой и переделываться в артиллерийские тягачи и транспортеры для перевозки орудий и танков. К окончанию войны в войсках оставалось всего 97 танков этого типа.

Позже часть из них переделали в ремонтные машины, а 6 продали Испании — им довелось принять участие в боевых действиях в Марокко и в сражениях гражданской войны 1936—1939 гг.

Тяжелый танк MK. I (Великобритания)

Танк Mk. I

Огромные потери, которые несли сухопутные армии союзников на полях сражений Первой мировой войны, заставили английских военных вплотную заняться вопросом строительства самоходных «блиндированных фортов» — боевых гусеничных машин, способных передвигаться по пересеченной местности и преодолевать окопы, эскарпы, рвы, проволочные заграждения.

Итогом напряженной работы стали прошедшие 12 февраля 1916 г. официальные испытания машины, получившей название «Большой Вилли» и принятой на вооружение под маркой Mk. I. Первые в мире танки выпускались в двух вариантах — с пушечным и пулеметным вооружением. Пушечные назывались «самцами» и вооружались двумя устанавливаемыми в боковых спонсонах пушками и четырьмя пулеметами. Чисто пулеметные танки, или «самки», были вооружены шестью пулеметами. Всего было изготовлено 150 машин: по 75 «самцов» и «самок». Позднее, после сражения под Виллер-Бретонне, состоявшегося 24 апреля 1918 г. и выявившего полную беспомощность «самок» в бою с танками противника, на этих машинах один пулеметный спонсон стали заменять на пушечный.

Толщина брони танка Mk. I не могла защитить экипаж не только от артиллерийского огня, но и от бронебойных пуль. Еще одним очень существенным недостатком было то, что горючее к бензиновому двигателю поступало самотеком, поэтому нередко в самый ответственный момент, когда боевая машина, преодолевая препятствие, задирала носовую часть вверх, мотор глох из-за прекращения подачи топлива. Скорость танка на бездорожье не превышала 2 км/ч, и это зачастую одерживало продвижение пехоты От четырех человек, управлявших танком, — механика-водителя, командира и двух трансмиссионщиков — требовались слаженные действия и немалые физические усилия. Для преодоления широких рвов и траншей на крыше Mk, I приходилось возить фашины, которые сбрасывались в ров перед танком.

Пара колес, крепившихся позади танка, служила для корректировки курса и поворотов с большим радиусом. Считалось, что они способствуют преодолению широких рвов, но из-за громоздкости и уязвимости от них вскоре отказались

Условия работы экипажа были очень тяжелыми из-за высокой температуры, тряски и загазованности, поскольку вентиляция просто отсутствовала

Неважно обстояло дело и со связью: дальняя связь с использованием почтовых голубей была крайне ненадежной, а ближняя осуществлялась с помощью сигналов флажками или семафором, но в дыму сражения увидеть ведущий танк сквозь узкие щели удавалось далеко не всегда

Короче говоря, танки Mk. I были далеко не совершенны даже по меркам своего времени. Их многочисленные недостатки проявились уже в первом бою на Сомме 15 сентября 1916 г., когда из 49 танков, которыми располагали англичане, на исходные позиции сумели выйти только 32. Остальные застряли в грязи или вышли из строя из-за поломок. Но и это не все — из оставшихся машин только 18 смогли поучаствовать в бою: 5 увязли в болоте, а еще у 9 отказали различные механизмы.

Однако, даже несмотря на малое число танков, их техническое несовершенство, труднопроходимую местность и плохое взаимодействие с пехотой, англичане продвинулись в сражении на Сомме на 5 км, причем потери в живой силе оказались в 20 раз меньше обычного. И хотя возлагавшиеся на танки надежды не оправдались — фронт прорвать не удалось — достигнутый успех позволял оценить немалые перспективы новой боевой техники.

Дебют танков на поле боя — британские танки Mk. I в предрассветной мгле идут в атаку при Сомме 24 июня 1916 г.

Несмотря на серьезные недостатки первого английского танка Mk I, английские танкостроители не отказались от заложенных в нем технических решений. За весь период войны они внесли в конструкцию танка лишь весьма незначительные усовершенствования.

Остальные новинки в вооружении

За годы Первой Мировой войны появилось огромное количество пистолетов и различного стрелкового вооружения. Хотя это и были не новинки, а модификации уже имевшихся образцов Маузера, Парабеллума, револьверов и прочих марок.

На море впервые были использованы в боях подводные лодки. Они имелись на вооружении не только у Англии и Германии, но также и в России, входя в составы Черноморского и Балтийского флотов.

На реке Ипр в ходе сражения была осуществлена первая газовая атака в Первой Мировой войне, откуда впоследствии и было получено название газа – иприт. Его пускали по ветру на позиции противника.

Особо известно использование хлора во время штурма германскими войсками русской крепости Осовец в 1916 году. Надышавшись хлором и кашляя кровью, малочисленный русский гарнизон пошел в штыковую атаку и отбросил превосходящие силы противника, так и не сдав крепость.

Рис. 3. Бой за крепость Осовец.

Что мы узнали?

Первая Мировая война дала миру много новых орудий убийства человека, куда вошли танки, подводные лодки, тяжелые дальнобойные орудия, бомбардировка и, конечно, химическое оружие.

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Бронированные автомобили и грузовики

Группа бельгийских бронеавтомобилей Minerva

Большинство бронеавтомобилей войны производилось путем строительства бронированных кузовов на базе коммерческих шасси больших легковых и грузовых автомобилей.

Австро-Венгрия
  • Бронеавтомобиль Austro-Daimler
  • Бронеавтомобиль Гонсиор-Опп-Франк *
  • Бронеавтомобиль Юнович
  • Бронеавтомобиль Romfell
Бельгия
  • Бронеавтомобиль Минерва
  • Бронеавтомобиль SAVA
Канада
  • Бронированный Автоавтомобиль
  • Броневик Джеффри-Рассела
Дания

Бронеавтомобиль HtK46 †

Франция

Бронеавтомобиль Peugeot

Белый броневик AM

  • Бронеавтомобиль лучник
  • Бронеавтомобиль Charron
  • Броневик Дион-Бутон 1914 †
  • Бронеавтомобиль Dion-Bouton 1916 года †
  • Бронеавтомобиль Gasnier †
  • Бронеавтомобиль Hotchkiss
  • Бронеавтомобиль латил
  • Бронеавтомобиль Panhard
  • Бронеавтомобиль Peugeot
  • Бронеавтомобиль Renault
  • Renault 47мм автоканон
  • Бронеавтомобиль Vinot Deguinguand †
  • Белый броневик AM
Германия

Эрхардт EV / 4

  • Бюссинг A5P
  • Daimler 15
  • Эрхардт EV / 4
  • Бронированный грузовик Mannesmann MULAG
  • Бронированный полугусеничный шасси Marienwagen II †
Италия
  • Бронеавтомобиль Bianchi
  • Бронеавтомобиль Fiat-Terni
  • Lancia 1Z
  • Lancia 1ZM
  • Бронеавтомобиль Павеси 35 ПС
Польша

Броневик Пилсудский

Россия
  • Бронеавтомобиль Армстронг Уитворт
  • Бронеавтомобиль Fiat-Izorski
  • Броневик Фиат-Омский
  • Бронированный грузовик Гарфорд-Путилов
  • Бронеавтомобиль Isotta-Fraschini-Mgebrov
  • Бронированный грузовик Джеффри-Поплавко
  • Броневик Рено-Мгебров
  • Броневик Бело-Мгебров
Великобритания

Бронеавтомобиль Rolls-Royce

Бронеавтомобиль Lanchester

  • Бронеавтомобиль переменного тока
  • Бронеавтомобиль Остин
  • Бронеавтомобиль Делоне-Бельвиль
  • Бронеавтомобиль Ford Model T
  • Бронеавтомобиль Isotta-Fraschini
  • Бронеавтомобиль Lanchester
  • Бронированный грузовик Leyland
  • Бесподобный броневик
  • Бесподобный бронированный грузовик
  • Бронированный грузовик Pierce-Arrow
  • Бронеавтомобиль Rolls-Royce
  • Бронированный грузовик Сибрук
  • Бронеавтомобиль Sheffield-Simplex
  • Ветровоз Sizaire-Berwick †
  • Бронеавтомобиль Talbot
  • Бронеавтомобиль Wolseley
  • Бронеавтомобиль Wolseley CP
Соединенные Штаты
  • Бронеавтомобиль Davidson-Cadillac
  • Король броневик
  • Бронеавтомобиль Mack †
  • Белый броневик
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector