Швак (пушка)

Hispano Mk.II. Великобритания

Да, странно, но основной пушкой Королевских ВВС Великобритании была французская пушка, все та же «Hispano-Suiza Birkigt тип 404». Пушка успешно провоевала во многих армиях, кроме родной, надолго задержалась на вооружении и после войны. Но о британской версии пушки нельзя не сказать отдельно. 

Вообще, когда все министерства обороны бросились за пушками, выбор хоть и был невелик, но был. «Мадсен», «Эрликон», «Испано-Сюиза»… 

Французская пушка была хороша. HS.404 превосходила «Эрликон» по основным боевым параметрам: темпу стрельбы, начальной скорости, однако была сложнее технически. Англичане предпочли французскую разработку.

Пушка английского производства получила официальное обозначение «Hispano-Suiza тип 404», или «Hispano Mk.I», вариант, производимый во Франции, назывался «Hispano-Suiza Birkigt Mod.404» или HS.404.

Первым британским самолетом, получившими на вооружение пушки HS.404 был двухмоторный перехватчики Westland «Whirlwind», спроектированным целенаправленно под установку 4-пушечной батареи в носу.

Надежность пушек первых серий выпуска повергала в уныние, но англичане прилагали все усилия для того, чтобы пушка наконец заработала по-человечески. И это толкнуло их на беспрецедентный шаг: на сотрудничество с Биркигтом, автором разработки

Но это отдельная детективная история в стиле Джеймса Бонда и мы уделим ей внимание в самом ближайшем будущем

И случилось чудо: пушка заработала. Да, ценой снижения скорострельности с 750 выстр/мин у базового варианта до 600-650 выстр/мин. Но надежность выросла до уровня 1 отказа на 1500 выстрелов.

Одним из существенных недостатков пушки HS.404 была ее система питания боеприпасами. Это был исключительно громоздкий барабанный механизм на 60 выстрелов, который, к тому же весил 25,4 кг. Плюс эта штука сильно ограничивала монтаж пушки в крыльях и была предметом мучений вплоть до того момента, как был придуман ленточный способ питания пушки. 

С лентой пушка стала называться «Hispano Mk.II». Пушка не просто понравилась, а прописалась на всех самолетах, от «Харрикейна» и «Спитфайра» до «Бофайтера» и «Темпеста». Выпуск перестал поспевать за потребностями. Была даже предпринята попытка поставок пушек по ленд-лизу из США, но качество американской версии не выдерживало никакой критики.

Подводя итог истории применения пушки «Hispano» в британской авиации военных лет, следует сказать, что это было культовое орудие. Выпуск пушек «Hispano» продолжался в разных модификациях еще долгие годы после окончания войны, пока она окончательно не устарела. Точных данных по количеству произведенных пушек нет, но по грубой оценке за годы войны только в Великобритании было произведено около 200 тысяч пушек, что делает ее самой массовой авиапушкой всех времен.

Достоинства: хороший снаряд с хорошей баллистикойНедостатки: требовала смазки снарядов перед заряжанием.

Модификации[ | ]

Пулемёт ШВАК изготавливался в четырёх вариантах: крыльевом, турельном, синхронном (для стрельбы через винт самолёта) и моторном (устанавливался внутри оси винта одномоторных самолётов).

Пушка ШВАК

Основная статья: ШВАК (пушка)

В 1935—1936 годах при проведении испытаний было установлено, что существует техническая возможность увеличить калибр пулемёта до 20 мм, не меняя габариты подвижных деталей. Поэтому на базе 12,7-мм пулемёта ШВАК была создана 20-мм пушка ШВАК, запущенная в серийное производство в 1936 году. Практически сразу после этого 12,7-мм пулемёт ШВАК был снят с производства.

Применение

20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулемёт) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,7-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. На первых моделях штурмовиков Ил-2 с лета 1941 года в крыльях устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 200 снарядов на ствол.

Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в — гг. устанавливалась на танках Т-30 (модификация Т-40) вместо 12,7-мм пулемёта ДШК, что позволило существенно увеличить мощность их огня и дало возможность эффективно поражать легко- и среднебронированные цели (до 35 мм подкалиберным снарядом), пулемётные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Вариант пушки ШВАК-20 под названием ШВАК-танковая, ТНШ-20 или просто ТНШ (танковая Нудельмана — Шпитального) серийно устанавливался на лёгких танках Т-60 и в порядке эксперимента на плавающем танке Т-38 (пушка, установленная на опытный образец Т-38Ш, вышла из строя, и испытания на нём прекратились). Для пушки ТНШ с длиной ствола 82,4 калибра максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 2 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 года во время битвы за Москву.
Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

Применение

20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулемёт) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,7-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. На первых моделях штурмовиков Ил-2 с лета 1941 года в крыльях устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 200 снарядов на ствол.

Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в — гг. устанавливалась на танках Т-30 (модификация Т-40) вместо 12,7-мм пулемёта ДШК, что позволило существенно увеличить мощность их огня и дало возможность эффективно поражать легко- и среднебронированные цели (до 35 мм подкалиберным снарядом), пулемётные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Вариант пушки ШВАК-20 под названием ШВАК-танковая, ТНШ-20 или просто ТНШ (танковая Нудельмана — Шпитального) серийно устанавливался на лёгких танках Т-60 и в порядке эксперимента на плавающем танке Т-38 (пушка, установленная на опытный образец Т-38Ш, вышла из строя, и испытания на нём прекратились). Для пушки ТНШ с длиной ствола 82,4 калибра максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 2 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 года во время битвы за Москву.
Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

MG-151. Германия

Первый опытный образец этого орудия появился в 1935 году, но только в 1940 году пушка MG 151 была запущена в производство. Так долго копались не потому, что были какие-то сложности, а потому, что немецкое командование не могло определиться с приоритетами. Но когда до деятелей Люфтваффе дошло, что со стремительно устаревающей MG-FF надо что-то делать, все пошло как полагается у немцев, то есть быстро.

Так получилась MG-151/20, в двух ипостасях: крупнокалиберный пулемет 15-мм и пушка 20-мм.

Некоторые «эксперты» расценивают 15-мм и 20-мм версии как некое бикалиберное оружие, всерьез рассказывая, что «легким движением руки» 15-мм пулемет превращался в 20-мм пушку простой заменой ствола. 

Конечно, это не так, но простим неспециалистам. Пулемет в пушку не превращался, поскольку для этого приходилось бы не только изменять ствол, но и камору патронника, приемник патронов, корпус буфера и сам задний буфер, шептало.

Но унификация действительно была весьма высока, надо отдать должное немецким инженерам. И действительно, на стадии сборки можно было в одном цеху собрать и пулемет, и пушку.

Патрон, кстати, остался все тот же маломощный 20х82 мм, снаряд которого был унифицирован со снарядом MG-FF. Гильза была другой.

Унификация на благо не пошла. Получилось, что 15-мм пулемет имел более роскошную баллистику, чем 20-мм пушка. 15-мм MG-151 был, пожалуй, одним из лучших представителей в своем классе, а вот MG-151/20 оказалась весьма средненькой именно благодаря слабому патрону.

Выручал фугасный снаряд, который был очень мощным, возможно, самым мощным в классе и с неплохой баллистикой. Бронебойный был совершенно слаб по всем показателям.

Однако, немцев это совершенно не напрягало, поскольку в мире существовала только одна пушка, которая была реально сильнее MG-151/20. Обладавшая более хорошими боевыми характеристиками советская ШВАК, с лучшей баллистикой и темпом стрельбы. Единственное, где 151-я имела преимущество, повторюсь, это были снаряды. 

20-мм MG-151/20 c конца 1941 года стала основным вооружением самолетов Люфтваффе. По сути, в немецкой истребительной авиации не было самолета на котором бы не стояло это оружие хотя бы в какой-то из субмодификаций. На истребителях Bf-109 она ставилась в моторном и крыльевом исполнении. На FW-190 пара MG 151/20 устанавливалась в синхронном исполнении в корне крыла. Сильной стороной 151-й было то, что синхронные варианты теряли в скорострельности совсем не много. Темп стрельбы снижался с 700-750 до 550-680 выстр/мин.

А в бомбардировочной и транспортной авиации на самолетах стояли турельные варианты пушки MG 151/20, которые комплектовались двумя ручками с гашеткой и вынесенным на кронштейне рамочным прицелом. 

Такие пушки устанавливались в стрелковых точках бомбардировщиков FW-200 и He-177, в носовой турели Ju-188 и предполагались к использованию не столько для обороны от истребителей, сколько для обстрела наземных и надводных целей. В башенных турелях HDL.151 нескольких модификаций пушка MG-151/20 стояла на летающих лодках Do-24, BV-138 и BV-222 и некоторых версиях бомбардировщиков FW-200 и He-177 в верхней установке.

В целом, можно сказать, что ВСЕ немецкие самолеты, на вооружении которых стояли авиапушки, так или иначе были связаны с MG-151/20.

Авиационные пушки MG-151 выпускались в Германии с 1940 года до самого конца войны, на семи предприятиях. Общее количество выпущенных пушек всех модификаций оценивается в 40-50 тысяч штук. Этого количества хватило не только на нужды Люфтваффе. Итальянцы получили около 2 тысяч пушек MG-151/20, которыми вооружали истребители Macchi C.205, Fiat G.55 и Reggiane Re.2005.

Несколько сотен получили румыны — ими вооружали истребители IAR 81C. В сентябре 1942 года в Японию были доставлены 800 пушек MG-151/20 и 400 тысяч патронов к ним. Вооружались истребители Ki-61-Iс. 

В общем, MG-151/20 можно назвать основной авиапушкой Оси.

Достоинства: надежность, скорострельность.Недостатки: слабый патрон с плохой баллистикой снаряда.

ВЯ-23. СССР

Вот то самое исключение. Несколько другой калибр, но мимо не пойдем. Тем более что японская Но-5 если и была слабее, то не очень сильно.

Когда стало понятно, что ШВАК откровенно слабоват, было принято решение о разработке пушки под более мощный патрон.

Вообще, в предвоенном мире тенденция к увеличению калибров наблюдалась, но как бы это сказать, не очень активно. 

Датчане из «Мадсена» переделали свой 20-мм автомат под калибр 23-мм. «Испано-Сюиза» разрабатывала 23-мм варианты HS-406 и HS-407

Фирмы знаменитые и уважаемые, наверное, потому и советские конструкторы обратили внимание на калибр 23-мм. Был даже небольшой скандал насчет якобы продажи техдокументации по 23-мм мотор-пушке HS-407 сотрудниками «Испано-Сюизы»

Сложно сказать, было это правдой, или нет, документальных подтверждений найти не удалось. Но эти обвинения в адрес Биркье странным образом совпадают по времени с выдачей задания Наркоматом вооружений в СССР на проектирование новой 23-мм авиапушки летом 1937 года. 

А разведка в Советском Союзе могла многое…

В этот же период была начата разработка нового 23-мм патрона для пушки. И здесь есть интересный нюанс. Все иностранные фирмы почему-то отдали предпочтение патронам с умеренной мощностью. «Мадсен» — 23х106, «Испано» — 23×122, а тульские мастера решили иначе, создав патрон 23х152, который превосходил все мыслимые аналоги.

Причина создания такого боеприпаса немного непонятна. Однозначно, мощность была избыточной, причем, избыточной необоснованно. Кроме того, применение такого патрона порождало отдачу, с которой справилась бы не всякая конструкция.

Возможно планировалось унифицировать в перспективе этот патрон для применения в зенитных автоматах. Но вышло так, что патрон 23х152B оказался весьма удачным, ему суждена была долгая жизнь в самых разных системах артиллерийского вооружения.

Однако по первому времени наибольшей проблемой стала именно высокая отдача новых пушек. С. В. Ильюшин, который всячески пытался отказаться от установки ВЯ на свой штурмовик БШ-2, мотивировал свое нежелание именно высокой силой отдачи. 

Действительно, в марте 1941 года были организованы эксперименты по замерам величин отдачи конкурирующих пушек. Выяснилось, что сила отдачи у пушки конкурентов МП-6 составляет 2800 — 2900 кгс, а у пушки ТКБ-201 (в будущем как раз ВЯ) — 3600-3700 кгс. 

Правда, следует отметить, что отдача в 3,5 тонны у пушек ВЯ не помешала ей пройти всю войну на штурмовиках Ил-2. Однако, только этот самолет с бронированным каркасом и усиленным центропланом и смог нести на себе эти пушки. Зато с какой эффективностью…

В настоящем материале мы не станем рассматривать использование ВЯ-23 как противотанкового оружия, но то, что Ил-2 был весьма эффективным штурмовиком, никому в голову не придет оспаривать.

Достоинства: мощнейший снаряд с хорошей баллистикой, хорошая скорострельность.

Недостатки: отдача, не позволившая использовать пушку кроме Ил-2. 

Подытоживая некоторым образом все написанное, заметим, что на фоне своих иностранных одноклассниц, советские пушки выглядят вполне себе, несмотря на то, что советская конструкторская школа временем существования весьма сильно уступала всем.

Тем не менее, у нас было свое (и весьма хорошее) оружие.

//

Боекомплект

Боеприпасы

Питание 12,7-мм пулемёта ШВАК производилось специально разработанными патронами 12,7×108R, отличавшимися от патронов к пулемёту ДК наличием на гильзе выступающей закраины, что было необходимо из-за особой системы извлечения патронов из ленты: с помощью винтового паза на ствольной коробке, в который входили фланцы гильз. Номенклатура и виды пуль у патронов к ШВАК совпадали с таковой у патронов к ДК. Обычные пули пробивали броню толщиной 20 мм на дальности до 350 м, а бронебойно-зажигательно-трассирующие — на дальности до 300 м и имели дальность горения трассера до 1500 м.

Эскиз гильзы 12,7-мм патрона к пулемёту ШВАК.

История создания

С момента принятия на вооружение самолетов возник вопрос и об их вооружении. Изначально на истребители ставили обычные пулеметы, только адаптированные под нужды авиаторов, таким был, например ПВ-1, созданный на базе обычного Максима авиационный пулемет, а также турельные ДА, на основе пехотного ДП-27.

Но скорость росла, кроме того менялись и материалы используемые для фюзеляжа и крыла самолета. Война в воздухе предъявляла свои требования. Для того чтобы повредить или сбить мелькнувший в прицеле самолет противника требовалось всадить в него как можно больше пуль и разрушить его конструкцию.

Но в тоже время авиационное вооружение должно было соответствовать следующим требованиям:

  • надёжная автоматика, перезарядка вручную или с помощью пневмосистемы;
  • увеличенная скорострельность авиационного вооружения, чем больше пуль выпущено в секунду, тем больше вероятность попадания;
  • усиленная эффективность попадания, использовать для этого специальные пули с зарядом зажигательной смеси или ВВ, что в свою очередь требует увеличения калибра, винтовочные пули обладают слишком малым разрушительным действием;
  • ленточное боепитание, в идеале, магазин имеет ограниченную ёмкость, к тому же его надёжность зависит от ряда трущихся частей, что затруднит его использования на высоте, при отрицательной температуре;
  • компактность, низкий вес и минимальная отдача, вооружение не должно было разрушать конструкцию самолёта, к тому же место для размещения оружия очень ограничено.

На основании этих требований советские инженеры приступили к разработке авиационного вооружения, так был создан рекордный пулемет ШКАС, конструкции Шпитального и Комарицкого. Его скорострельность достигала 1200 выстр/мин.

Отметим один из недостатков этой системы – это использование рантового патрона 7,62 мм, безрантовый патрон не мог использоваться в этой схеме, так как основой пулемета ШКАС было размещение патрона в барабане, который и подавал патроны в патронник.

В 1932 году группа Владимирова (будущего конструктора пулемета КПВТ-14,5) приступили к разработке крупнокалиберного пулемёта под патрон 12,7 мм, и тут столкнулись с проблемой, дело в том, что отечественный патрон 12,7х108 мм, принятый на вооружение, не имел ранта.

А выпускать второй патрон, но с рантом, под этот же калибр было нерационально с точки зрения экономики. По этой причине работы над 12,7 мм пулемёт ШВАК под патрон 12,7х108R были приостановлены.

Стоит отметить, что если для 20 мм авиапушки вес в 40 кг был вполне адекватен, но для крупнокалиберного пулемёта под 12,7 мм этот вес был слишком велик. А весовые характеристики оружия одни из важнейших в авиации.

Но разработанная по собственной инициативе 20 мм авиапушка пришлась кстати. Принцип действия авиапушки также основывался на 10-ти позиционном барабане. Патрон 20х99R хоть и отличался слабыми баллистическими данными и малой мощностью, но вполне отвечал требованиям ВВС.

В результате на вооружение была принята авиационная скорострельная пушка ШВАК, в двух вариантах – турельная ТП-20 и крыльевой вариант КП-20. Позже были разработаны и приняты на вооружение синхронный вариант и мотор-пушка, предназначенная для стрельбы через полый вал винта.

Так на вооружении отечественной авиации и появилась первая скорострельная пушка конструкции Шпитального и Владимирова – ШВАК.

Но-5. Япония

У японцев был свой путь. Впрочем, как всегда, на грани понимания.

В японских ВВС перед войной пушки были. Но-1 и Но-2. Сказать, что они были неудовлетворительные – ничего не сказать, их создали на базе противотанковых ружей Тип 97. 

Это были довольно громоздкие системы, с ужасно низкой скорострельностью, не превышавшей 400 выстр/мин. И уже в 1941 году японское командование начало решать задачи по разработке новых авиапушек.

Причем в Японии в 1937 году было налажено лицензионное производство швейцарских «Эрликонов». Но «Эрликоны» так и остались морскими зенитками, армия же отказалась от них под тем предлогом, что они не могут синхронизироваться с двигателем. Но если серьезно, скорее всего дело в извечном противостоянии армии и флота, которое вредило и довело японские вооруженные силы до итогового поражения.

Были поставки немецких пушек от «Маузера», которые устанавливались на японские истребители. Но «немок» нельзя было назвать удачными пушками, поэтому японцы выбрали третий путь.

Армия сделала ставку на своего гения Киджиро Намбу. Генерал-конструктор перед войной очень удачно передрал американский «Браунинг» образца 1921 года, да так, что сами американцы диву давались. Но-103 показал темп стрельбы на 30% выше, чем оригинал, ничем не уступая в надежности. 

В общем, генерал Намбу не стал заморачиваться, учитывая, что время реально поджимало. Он просто взял и пропорционально увеличил канал ствола и систему подачи патрона. Что самое интересное – помогло!

Пушка Но-5 по ТТХ превзошла все современные ей импортные образцы. И не только пушек, но и некоторых крупнокалиберных пулеметов. На момент начала 1942 года лишь одна авиационная пушка в мире не уступала Но-5 в практической скорострельности. Это была советская ШВАК, но при этом она была почти на 10 кг тяжелее ее и значительно сложнее технологически.

До самого конца войны американские самолеты получали от японских коллег «приветы», выпущенные из скопированных американских пулеметов и пушек.

Достоинства: надежность, скорострельность, практичность.Недостатки: низкая скорострельность в синхронном варианте

Регистрация

История создания

В связи с развитием военной авиации в конце 1920-х годов, с увеличением скорости полёта самолётов и веса полезной нагрузки, возникла необходимость в новом вооружении. 9 февраля 1931 года вышло постановление советского правительства о разработке авиационного пулемёта калибра 12,7 мм под патрон 12,7-мм армейского пулемёта ДК (Дегтярёв крупнокалиберный). Такой пулемёт был спроектирован С. В. Владимировым, конструктором пулемётного КБП в Туле на основе конструкции 7,62 мм пулемёта ШКАС. Пулемёт был представлен на испытания 28 мая 1932 года и успешно их прошёл. В 1934 году новый образец был принят на вооружение. Серийный выпуск был начат в 1935 году.

История создания

Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путём замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было не ясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.

История создания

В связи с развитием военной авиации в конце 1920-х годов, с увеличением скорости полёта самолётов и веса полезной нагрузки, возникла необходимость в новом вооружении. 9 февраля 1931 года вышло постановление советского правительства о разработке авиационного пулемёта калибра 12,7 мм под патрон 12,7-мм армейского пулемёта ДК (Дегтярёв крупнокалиберный). Такой пулемёт был спроектирован С. В. Владимировым, конструктором пулемётного КБП в Туле на основе конструкции 7,62 мм пулемёта ШКАС. Пулемёт был представлен на испытания 28 мая 1932 года и успешно их прошёл. В 1934 году новый образец был принят на вооружение. Серийный выпуск был начат в 1935 году.

Устройство[ | код]

По устройству 20-мм пушка ШВАК была сходна с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки — ленточное, перезаряжание — пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.

Типовые характеристики
Варианты установки Крыльевой Турельный Мотор-пушка
Длина 1679 мм 1726 мм 2122 мм
Вес 40 кг 42 кг 44,5 кг
Длина хода подвижных частей
185 мм
Темп стрельбы
700-800 выстр./мин.
Начальная скорость снаряда
815 м/c
Патрон 20×99 мм R
Тип ОЗ БЗ
Масса (г) 96 96,6
Длина снаряда (клб.) 2,4 3,1

В производстве и на службе

Уже 28 марта 1935 года К. Е. Ворошилов писал наркому тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе: «Опытное самолетное строительство и серийное производство мы переводим на пулеметы ШКАС, а в 1936 году все самолеты серийного производства будут выпускаться только с этими пулеметами». Интересный штрих: если введенный в 1936 году нагрудный знак для выпускников военной школы летчиков и летнабов содержал силуэты авиабомбы и пулемета ДА, то знак выпускников школ летнабов и штурманов 1938 года – бомбы и пулемета ШКАС. Выпуск ШКАСов непрерывно нарастал: если в 1933-м их полукустарным способом собрали 365 штук, а в 1934-м – 2476, в 1935-м – 3566, то в 1937-м – 13 005, в 1938-м – 19 687. Когда в июле 1939 года из состава Тульского оружейного завода был выделен Тульский станкостроительный завод (завод № 66 НКВ, впоследствии – Тульский машиностроительный завод), ему передали производство станкового пулемета «Максим» и авиационного ШКАС. В 1940 году выпуск ШКАСов составил 34 233 штук. ШКАС стал еще и одним из первенцев в изготовлении отечественного автоматического оружия по принципу массового, поточного производства.

Впервые ШКАСы приняли участие в воздушных боях на советских истребителях в ноябре 1936-го над Мадридом. Год спустя вооруженные ШКАСами И-16 и И-15 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в Советско-финляндской войне.

Пулемет Ю. Ф. Юрченко Ю-7,62

На рубеже 3 и 4 десятилетия 20-го века на Ковровском пулеметном заводе родился один из самых экзотических проектов авиационного стрелкового оружия, разработанный Юрием Федоровичем Юрченко. Пулемет, имевший в основе автоматики оружия кривошипно-шатунный механизм.

Изучая задачи повышения скорострельности оружия, Юрченко заметил, что основной проблемой, которая существенно сказывается на скорострельности, является то, что в классических схемах работы скорость теряется в крайних точках хода затвора. Кроме того, увеличение скорострельности при таких схемах ведет к существенному снижению ресурса оружия.

Юрий Юрченко подметил, что фактически эту проблему решили уже до него, осталось только реализовать то, что было сделано под новые задачи

Так, Юрченко обратил внимание, что первый в мире пулемет Хайрема Максима уже несет в себе элементы скорострельного оружия. Затвор пулемета Максима кривошипно-шатунного типа, и потому скорость его движения изменяется синусоидально

При таком роде движении затвора даже при увеличении скорости его движения его скорость в начале и конце движения сравнительно невелика, а значит можно рассчитывать на меньшие инерционные силовые нагрузки на патрон, позволяющие исключить его разрушение или распатронивание.

В отличие от пулемета Максима, у которого части кривошипа поворачиваются на угол менее 180º, Юрченко устроил кривошип, поворачивающийся, как пишут, на угол целых 350º. Это исключало удар подвижных частей в крайнем заднем положении. Т.е. цикл автоматики был практически безударный. При каждом повороте такого кривошипа совершался полный цикл работы автоматики. Патрон разгонялся плавно, и инерционные нагрузки на пулю не превосходили усилия ее запрессовки в гильзу, а значит, не происходило распатронивания. Подобно пулемету ШКАС, патрон в пулемете Юрченко не извлекался из ленты назад перед досыланием в патронник, а досылался непосредственно вперед.

В 1938 году Юрченко представил на испытания версию своего пулемета Ю-7,62 под патрон 7,62×54R, в которой помимо очень простой конструкции добился громадной скорострельности. Темп стрельбы пулемета Юрченко составлял 5000 выстр./мин.

Правда, в ходе испытаний на Ногинском Научно-исследовательском полигоне авиационного вооружения ВВС РККА пулемет Ю-7,62 не выдержал столь интенсивной стрельбы и был возвращен на доработку, был доработан, прошел испытания и поставлен в план на 1941 год по изготовлению первой опытной партии.

Но с началом войны и переориентацией завода на выпуск противотанковых ружей тема была отложена, а после войны уже более не поднималась.

Крупнокалиберная версия пулемета Юрченко – Ю-12,7 была представлена на испытание в 1939 году. Темп стрельбы составил 2000 выстр/мин, вес 24 кг (для сравнения – серийный авиационный пулемет с газовым двигателем УБ-12,7 весил 21 кг при темпе стрельбы 1000 выстрелов в минуту). Но и этот вариант не был принят на вооружение по причине поперечного габарита. Профиль пулемета напоминал гитару (гриф – ствол, первое утолщение – приемник патронов, второе утолщение – кривошип).

К сожалению, несмотря на все достоинства пулемета Юрченко, он страдал одним недостатком, который «зарывал» полностью разработку конструктора на два метра в землю. Дело в том, что в то время еще не было технологии изготовления стволов, которые бы могли выдержать такой высокий темп стрельбы.

Сейчас единственный уцелевший экземпляр пулемета Ю-7,62 находится в Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации.

Модификация

СН

ЦКВСВ-19

УльтраШКАС

КБ-П-65

Ю-7,62

Калибр, мм

7,62

7,62

7,62

7,62

7,62

Тип автоматики

Газоотвод с откатом ствола вперед

—//—

—//—

—//—

Кривошипно-шатунный

Масса, кг

6.5

Длина, мм

675

Длина ствола, мм

610

Темп стрельбы, выстр/мин

3000

3500

2400-3000

1300-1950

До 5000

Начальная скорость пули, м/с

775—825

775—825

775—825

775—825

775—825

Емкость магазина

лента

лента

лента

лента

лента

Масса пули, г.

9.0–10.4

9.0–10.4

9.0–10.4

9.0–10.4

9.0–10.4

Тип боеприпаса

7,62×54R ШКАС

7,62×54R ШКАС

7,62×54R ШКАС

7,62×54R

7,62×54R

Пистолет-пулемет Дегтярева (ППД): история создания, описание и характеристики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector