Зрк «стрела-10»: характеристики
Содержание:
- История создания
- Принцип действия и назначение
- Модификации
- Описание
- Модификации
- История создания[править | править код]
- Тактико-технические характеристики ЗРК Стрела-10
- Грузовые автомобили 1:43
- История создания
- «Армата» и «Антей» дебютируют на Ближнем Востоке
- Ссылки
- Характеристики
- ЗЕНИТНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОМПЛЕКСЕ
- Сверхзвуковые
- Зенитно-ракетный комплекс 9К35 «Стрела-10СВ»
- ТТХ
История создания
Работы по созданию самоходного зенитного ракетного комплекса «Стрела-10СВ» (9К35) проводились по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 24 июля 1969 года. Несмотря на то, что в тот же период велась разработка зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска», создание относительно простого зенитного комплекса в порядке дальнейшего совершенствования ЗРК типа «Стрела-1м» было признано целесообразным по экономическим соображениям. При этом исходили из тактического назначения такого комплекса как дополнения к комплексу «Тунгуска», способного обеспечить уничтожение внезапно появляющихся низколетящих целей в условиях сложной воздушной и радиоэлектронной обстановки.
Как и при разработке ЗРК «Стрела-1», организацией — головным разработчиком комплекса ЗРК 9К35 в целом, а также ракеты 9М37, аппаратуры пуска ЗУР и контрольно-проверочной машины было определено Конструкторское бюро точного машиностроения (КБТМ), а головной организацией по разработке ГСН и неконтактного взрывателя ЗУР — ЦКБ «Геофизика».
В соответствии с заданием комплекс «Стрела-10СВ» должен был обеспечивать:
- поражение целей, летящих на встречных курсах со скоростью до 415 м/с (до 310 м/с — на догонных курсах) на высоте от 25 м до 3500 м, на дальности от 800 до 5000м при параметре до 3000м;
- вероятность поражения одной ЗУР одиночной цели, маневрирующей с перегрузками до 3…5ед., не менее 0,5…0,6 при наличии целеуказания от средств управления ПВО полка и при отсутствии организованных помех и ловушек:
- возможность ведения борьбы с целями как автономно (с визуальным обнаружением целей), так и в системе централизованного управления при приеме целеуказаний по речевому радиоканалу от пункта управления ПУ-12 (ПУ-12М);
- авиатранспортабельность (на Ан-12Б и Ми-6) и возможность преодолевать водные преграды вплавь.
К началу 1973 года ЗРК «Стрела-10СВ» был предъявлен для проведения совместных испытаний. Испытания проводились на Донгузском полигоне с января 1973 г. по май 1974 г. После устранения выявленных в процессе испытаний недостатков комплекс 9К35 был принят на вооружение по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 16 марта 1976 г.
На западе комплекс получил обозначение SA-13 «Gopher».
Принцип действия и назначение
ЗРК «Стрела-10» 9К35 способен работать в автоматизированном режиме. При этом прием и обработка целеуказаний происходит по ручному управлению операторов. Обнаружение вражеских объектов производится при помощи радиопеленгатора в автономном режиме. Атака осуществляется только по целям, находящимся в визуальном видении комплекса. ЗРК «Стрела-10» предназначен для защиты подразделений танковых и мотострелковых полков, а также пеших войск и стратегически важных пунктов от воздушной угрозы на малых высотах. Боевая деятельность может вестись во время марша и даже в момент смены дислокации.
Модификации
9К35М «Стрела-10М»
Основным отличием комплекса от базового варианта являлось наличие новых головок самонаведения ракет 9К37М. Новая ГСН выбирала цели по траекторным признакам, что заметно снижало эффективность помех-ловушек.
9К35М2 «Стрела-10М2»
Комплекс создан по решению ГРАУ и МОП. Причиной стала необходимость повышения степени автоматизации боевой работы комплекса. Основным отличием являлось наличие аппаратуры автоматизированного приёма и реализации целеуказания от батарейного командирского пункта ПУ-12М, от пункта управления начальника ПВО полка и от РЛС обнаружения. На боевую машину по бокам были установлены поплавки из пенополиуретана для возможности преодоления водных преград с полным комплектом ЗУР и пулемётом. Комплекс был принят на вооружение в 1981 году.
9К35М3 «Стрела-10М3»
Боевая машина 9А35М3-К «Стрела-10М3-К». Колёсный вариант на базе БТР-60.
По решению Совета министров СССР от 1 апреля 1983 года была начата разработка дальнейшей модернизации ЗРК «Стрела-10». Новый комплекс должен был более эффективно вести борьбу с визуально видимыми низколетящими самолётами, вертолётами, с места и при коротких остановках в обстановке интенсивных оптических помех. В 1989 году, после испытаний, комплекс был принят на вооружение, так как удовлетворял всем предъявленным требованиям.
9К35М4 «Стрела-10М4»
В составе комплекса тепловизионная система, . Спектральный диапазон тепловизионного канала составляет 3—5 мкм. ЗРК позволяет вести огонь по принципу «выстрелил-забыл». Вооружение состоит из 8 ЗУР 9М333 (9М37М, 9М37МД). Скорость поражаемых целей до 420 м /с.
«Стрела-10МН»
Российская модификация, разработанная АО «КБ точного машиностроения имени А. Э. Нудельмана» для модернизации комплексов «Стрела-10М», «Стрела-10М2» и «Стрела-10М3». На комплекс установлена тепловизионная система, автомат захвата и сопровождения цели и блок сканирования. Поставляется в ВПВО СВ и в ВДВ с 2015 г.
«Стрела-10Т»
Белорусская модификация, разработанная НПО «Тетраэдр» на базе «Стрела-10М2». На комплекс установлена оптико-электронная система ОЭС-1ТМ, цифровая вычислительная система и аппаратура навигации GPS. Комплекс может быть размещён на колёсном шасси.
ЗУР 9М333
Новая ЗУР для комплексов «Стрела-10», также как и 9М37 выполнена по аэродинамической схеме «утка». Ракета оснащена двигателем повышенной эффективности и транспортно-пусковым контейнером. Также ракета имеет новую головку самонаведения, автопилот и боевую часть. Новая ГСН имеет три режима работы, помимо инфракрасного и фото контрастного, имеется помеховый режим. Автопилот обеспечивает более устойчивую работу ГСН и контура управления ракетой. Новая боевая часть имеет массу 5 кг (вместо 3 кг на ЗУР 9М37). Повышена вероятность поражения целей за счёт увеличения разрывного заряда, длины и сечения поражающих элементов. Длина ракеты увеличена до 2,23 м. Как и ракеты 9М37, ракета 9М333 может использоваться всеми модификациями комплекса «Стрела-10».
Описание
Твердотопливный двигатель ракеты комплекса 9К333 позволяет поражать воздушные цели на дальности свыше 6 км и на высоте больше 4,4 км. Ракета 9М336 оснащена инфракрасной трёхдиапазонной оптической головкой самонаведения (ОГС), она будет защищена от тех лазерных помеховых комплексов, которые только ещё поступают на вооружение передовых стран мира.
В комплекс входит автоматизированная система управления (АСУ), производящая обнаружение воздушных целей, в том числе групповых, определение параметров их полёта, а также распределение найденных целей между зенитчиками с учётом их расположения. Комплекс разработан КБ машиностроения.
Если обычные солдаты, применяющие ПЗРК, пытаются визуально обнаружить цели и не всегда готовы вовремя среагировать и занять позицию для стрельбы по быстролетящему объекту, то комплекс АСУ за счёт малогабаритной помехозащищённой обзорной РЛС 1Л122 способен обнаружить за 40 км (модификация 1Е) или даже за 80 км (модификация 2Е) приближающуюся цель, своевременно отдать звуковые команды операторам ПЗРК для занятия позиции для стрельбы, вычислить по ГЛОНАСС позицию стрелка и с помощью встроенных гироскопов и надеваемого на второй глаз стрелка видеоретранслятора данных с радара, указать ему азимут для стрельбы.
Портативная обзорная РЛС 1Л122 может также использоваться с расчётами вооружёнными ПЗРК «Игла»
Фактически компоненты управления и обнаружения комплекса «Верба» (9В861, 9С931, 9С935 и др) относятся к компонентам управления тактического звена ПВО «Барнаул-Т» и интегрированы в общевойсковую систему управления ПВО с получением данных от более старших систем обнаружения целей.
Модификации
9К35М «Стрела-10М»
Основным отличием комплекса от базового варианта являлось наличие новых головок самонаведения ракет 9К37М. Новая ГСН выбирала цели по траекторным признакам, что заметно снижало эффективность помех-ловушек.
9К35М2 «Стрела-10М2»
Комплекс создан по решению ГРАУ и МОП. Причиной стала необходимость повышения степени автоматизации боевой работы комплекса. Основным отличием являлось наличие аппаратуры автоматизированного приёма и реализации целеуказания от батарейного командирского пункта ПУ-12М, от пункта управления начальника ПВО полка и от РЛС обнаружения. На боевую машину по бокам были установлены поплавки из пенополиуретана для возможности преодоления водных преград с полным комплектом ЗУР и пулемётом. Комплекс был принят на вооружение в 1981 году.
9К35М3 «Стрела-10М3»
Боевая машина 9А35М3-К «Стрела-10М3-К». Колёсный вариант на базе БТР-60.
По решению Совета министров СССР от 1 апреля 1983 года была начата разработка дальнейшей модернизации ЗРК «Стрела-10». Новый комплекс должен был более эффективно вести борьбу с визуально видимыми низколетящими самолётами, вертолётами, с места и при коротких остановках в обстановке интенсивных оптических помех. В 1989 году, после испытаний, комплекс был принят на вооружение, так как удовлетворял всем предъявленным требованиям.
9К35М4 «Стрела-10М4»
В составе комплекса тепловизионная система, . Спектральный диапазон тепловизионного канала составляет 3—5 мкм. ЗРК позволяет вести огонь по принципу «выстрелил-забыл». Вооружение состоит из 8 ЗУР 9М333 (9М37М, 9М37МД). Скорость поражаемых целей до 420 м /с.
«Стрела-10МН»
Российская модификация, разработанная АО «КБ точного машиностроения имени А. Э. Нудельмана» для модернизации комплексов «Стрела-10М», «Стрела-10М2» и «Стрела-10М3». На комплекс установлена тепловизионная система, автомат захвата и сопровождения цели и блок сканирования. Поставляется в ВПВО СВ и в ВДВ с 2015 г.
«Стрела-10Т»
Белорусская модификация, разработанная НПО «Тетраэдр» на базе «Стрела-10М2». На комплекс установлена оптико-электронная система ОЭС-1ТМ, цифровая вычислительная система и аппаратура навигации GPS. Комплекс может быть размещён на колёсном шасси.
ЗУР 9М333
Новая ЗУР для комплексов «Стрела-10», также как и 9М37 выполнена по аэродинамической схеме «утка». Ракета оснащена двигателем повышенной эффективности и транспортно-пусковым контейнером. Также ракета имеет новую головку самонаведения, автопилот и боевую часть. Новая ГСН имеет три режима работы, помимо инфракрасного и фото контрастного, имеется помеховый режим. Автопилот обеспечивает более устойчивую работу ГСН и контура управления ракетой. Новая боевая часть имеет массу 5 кг (вместо 3 кг на ЗУР 9М37). Повышена вероятность поражения целей за счёт увеличения разрывного заряда, длины и сечения поражающих элементов. Длина ракеты увеличена до 2,23 м. Как и ракеты 9М37, ракета 9М333 может использоваться всеми модификациями комплекса «Стрела-10».
История создания[править | править код]
24 июля 1969 года, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР, была начата разработка комплекса 9К35 «Стрела-10СВ». Комплекс создавался в Конструкторском бюро точного машиностроения путём последовательной модернизации и модификации ЗРК 9К31 «Стрела-1».
С января 1973 года по май 1974 года ЗРК «Стрела-10СВ» прошёл совместные испытания на полигоне. По результатам испытаний встал вопрос о целесообразности принятия на вооружение этого комплекса. По мнению представителей ГРАУ и разработчиков ЗРК соответствовал всем предъявленным требованиям. Однако, по мнению председателя комиссии и представителей полигона, комплекс не отвечал всем предъявляемым требованиям. Претензии предъявлялись к ЗУР в части вероятности поражения цели одной ракетой при использовании инфракрасного (во всей зоне поражения) и фотоконтрастного (на встречных курсах, вдогон на высотах до 100 м и более 2000 м) каналов. Была подвергнута сомнению надёжность функционирования боевой машины и ракеты 9М37. Были замечания по размещению аппаратуры и удобству ведения работы боевым расчётом. В результате, было принято компромиссное решение, ЗРК 9К35 был рекомендован к принятию на вооружение после устранения замечаний. К 1976 году замечания были устранены и комплекс прошёл повторные испытания на полигоне, после чего был принят на вооружение.
Тактико-технические характеристики ЗРК Стрела-10
— Годы производства: с 1973- Годы эксплуатации: с 1976
— Экипаж, чел.: 3
Вес ЗРК Стрела-10
— Боевая масса, т: 12,3
Габаритные размеры ЗРК Стрела-10
— Длина корпуса, мм: 6450- Ширина, мм: 2850- Высота, мм: 2220 (в походном положении)- Клиренс, мм: 395—415
Бронирование ЗРК Стрела-10
— Тип брони: противопульная- Лоб корпуса, мм/град.: 14
Вооружение ЗРК Стрела-10
— 8 х ЗУР 9М37 или 9М333- Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ- Углы ВН, град.: −5..+80- Углы ГН, град.: 360
Дальность поражения ЗРК Стрела-10
— Дальность стрельбы, км: 5 (макс.), 0,8 (мин.)- Высота поражаемых целей: 3900 км (макс.)
— Скорость полёта цели, км/ч: 415 м/с навстречу, 310 м/с вдогонку- Скорость полёта, М: 1,56
Двигатель ЗРК Стрела-10
— Тип двигателя: V-образный 8-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения- Мощность двигателя, л. с.: 240
Скорость ЗРК Стрела-10
— Скорость по шоссе, км/ч: 60- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 5-6 на плаву
— Запас хода по шоссе, км: 500- Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами
— Преодолеваемый подъём, град.: 35- Преодолеваемая стенка, м: 1,1- Преодолеваемый ров, м: 2,8- Преодолеваемый брод, м: плавает
Грузовые автомобили 1:43
Здесь представлены модели грузовых автомобилей масштаба 1:43 (1/43)
Масштабные модели фирмы ЛОМО-АВМ
ОАО «Минский автомобильный завод» — крупнейшее государственное предприятие Белоруссии по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.
Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ хорошо зарекомендовали себя в работе в районах Крайнего Севера, пустынях Каракумов и Сахары, в тропиках Африки, Юго-Восточной Азии и Америки, на Ближнем и Среднем Востоке, горах Латинской Америки. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990х, сегодня МАЗ смог вернуться на большинство из этих рынков.
Ура́льский автомоби́льный заво́д (УралАЗ) — одно из крупнейших российских предприятий по выпуску грузовых автомобилей. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Автомобильный завод „Урал“». Расположен в Миассе (Челябинская область)
Завод имени Лихачёва (ЗиЛ) — российская автомобилестроительная компания. Полное наименование — Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачёва».
АМО ЗИЛ специализируется на производстве грузовых автомобилей полной массой от 6,95 т до 14,5 т, автобусов малого класса длиной 6,6—7,9 м (производство под заказ) и легковых автомобилей высшего класса (производство под заказ).
Хо́лдинговая компа́ния «АвтоКрА́З» (до 1999 года — Кременчу́гский автомоби́льный заво́д (укр. Кременчуцький автомобільний завод)) — украинский производитель и поставщик тяжелых грузовых автомобилей и автомобилей специального назначения. Компания была создана на базе Кременчугского автомобильного завода и в настоящее время является индустриальным крылом финансово-производственной группы «Финансы и Кредит»
История создания
24 июля 1969 года, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР, была начата разработка комплекса 9К35 «Стрела-10СВ». Комплекс создавался в Конструкторском бюро точного машиностроения путём последовательной модернизации и модификации ЗРК 9К31 «Стрела-1».
С января 1973 года по май 1974 года ЗРК «Стрела-10СВ» прошёл совместные испытания на полигоне. По результатам испытаний встал вопрос о целесообразности принятия на вооружение этого комплекса. По мнению представителей ГРАУ и разработчиков ЗРК соответствовал всем предъявленным требованиям. Однако, по мнению председателя комиссии и представителей полигона, комплекс не отвечал всем предъявляемым требованиям. Претензии предъявлялись к ЗУР в части вероятности поражения цели одной ракетой при использовании инфракрасного (во всей зоне поражения) и фотоконтрастного (на встречных курсах, вдогон на высотах до 100 м и более 2000 м) каналов. Была подвергнута сомнению надёжность функционирования боевой машины и ракеты 9М37. Были замечания по размещению аппаратуры и удобству ведения работы боевым расчётом. В результате, было принято компромиссное решение, ЗРК 9К35 был рекомендован к принятию на вооружение после устранения замечаний. К 1976 году замечания были устранены и комплекс прошёл повторные испытания на полигоне, после чего был принят на вооружение.
«Армата» и «Антей» дебютируют на Ближнем Востоке
Ссылки
Характеристики
ЗЕНИТНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОМПЛЕКСЕ
Общее устройство ракеты 9М37
Зенитная управляемая ракета 9М37 предназначена для поражения самолетов с реактивными, газотурбинными и поршневыми двигателями, самолетов-снарядов и вертолетов на высотах от 25 до 3500 м при скорости полета до 417 м/с (1500 км/ч) на встречных курсах и до 306 м/с (1100 км/ч) на догонных курсах и маневрирующих с перегрузками 3 – 5 единиц, в любое время года.
Компоновка ЗУР 9М37: 1 – головка самонаведения; 2 – автопилот; 3 – боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом и блоком питания; 4 – неконтактный датчик цели; 5 – двигательная установка |
Поражение целей ракетой 9М37 обеспечивается при стрельбе по визуально видимым целям днем на встречных и догонных курсах, а ночью — только на догонных курсах.
Ракета 9М37 представляет собой одноступенчатую, малогабаритную твердотопливную ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка». Рули ракеты расположены в передней части, а крылья размещены в хвостовой части. Рули и крылья расположены на ракете по Х-образной схеме и лежат в одной плоскости.
Ракета 9М37 наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорциональной навигации.
Ракета имеет двухканальную систему управления, аэродинамическое ограничение скорости крена, контактно-неконтактное взрывательное устройство, осколочно-фугасную боевую часть и бортовой источник питания.
Собранная ракета помещается в металлический контейнер.
Конструктивно ракета выполнена в виде пяти отсеков и контейнера:
- отсек №1 — головка самонаведения;
- отсек №2 — автопилот и контактный датчик цели взрыватель-ного устройства;
- отсек №3 — боевая часть с размещенными в ней предохранительно-исполнительным механизмом (ПИМ) и блоком питания;
- отсек №4 — неконтактный датчик цели;
- отсек №5 — двигательная установка с размещенными на ней крыльями и блоком крена.
Тактико-технические характеристики ракеты 9М37:
- калибр — 120 мм;
- длина — 2190 мм;
- масса — 39,2 кг;
- масса контейнера с ракетой — 70 кг;
- масса боевой части — 3 кг;
- масса укупорки с ракетой— ПО кг;
- дальность (наклонная) поражения — от 800 до 5000 м;
- диапазон параметров — от 0 до 3000 м;
- максимальная скорость полета — 700 м/с;
- средняя скорость полета — 550 м/с;
- зона ограничения стрельбы в направлении солнца — 20°;
- дальность взведения взрывательного устройства — 250 м от БМ;
- время боеготовности — 5 с;
- условия эксплуатации — в любое время года днем и ночью при температуре от –50 до +50° С.
В войсках ракеты 9М37 размещаются в контейнерах и при эксплуатации из них не извлекаются.
Контейнеры с ракетами хранятся или в деревянной укупорке (на складах, базах), или на боевой машине (на пусковой установке или внутри БМ).
Особенности ракеты 9М37M
Основным отличием ракеты 9М37М от ракеты 9М37 является наличие в автопилоте блока, отвечающего за отвечающего за помехозащиту. В условиях сброса помех оператор ЗРК включает схему помехозащиты, которая автоматически обеспечивает отстройку ГСН от помех. Схема помехозащиты обеспечивает отстройку от помех как зависших на парашюте, так и свободно падающих.
Зенитная управляемая ракета 9М31М
Зенитная управляемая ракета 9М31М предназначена для поражения низколетящих воздушных целей на высотах от 30 до 3500 м при скоростях полета до 310 м/с на встречных курсах и до 220 м/с на догонных курсах и маневрирующих с перегрузкой до 3 единиц.
Поражение целей ракетой 9М31М при стрельбе обеспечивается днем на догонных и встречных курсах, а ночью — только на догонных курсах.
ЗУР 9М31М представляет собой одноступенчатую малогабаритную твердотопливную ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка».
Ракета наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорциональной навигации.
Ракета содержится в герметизированном контейнере 9Я23. При хранении контейнер помещается в деревянную парковую укупорку.
Ракета состоит из пяти отсеков:
- отсек № 1—головка самонаведения (ГСН);
- отсек № 2 — автопилот, в котором конструктивно размещены блок питания и контактный датчик цели взрывательного устройства;
- отсек № 3 — боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом;
- отсек № 4 — неконтактный датчик цели;
- отсек № 5 — двигательная1 установка, на которой размещены крылья с роллеронами.
Тактико-технические характеристики ракеты 9М31М:
- калибр — 120 мм;
- длина— 1803 мм;
- размах крыльев — 360 мм;
- масса —30,5 кг;
- масса ракеты с контейнером — 55 кг;
- масса ракеты с контейнером в укупорке — 95 кг;
- масса боевой части — 2,75 кг;
- масса ВВ — 1 кг;
- дальность поражения целей — до 4200 м;
- средняя скорость полета — 500 м/с;
- максимальная скорость полета — 536 м/с.
(По учебнику МО РФ «Зенитный ракетный комплекс ближнего действия «Стрела-10» под ред. И.И. Богдан)
Сверхзвуковые
Зенитно-ракетный комплекс 9К35 «Стрела-10СВ»
ЗРК 9К35 “Стрела-10СВ”
В конце 60-х гг. руководством СССР была признана необходимость создания не только самоходных всепогодных ЗРК с радио-локационными системами, но и относительно недорогого всепогодного ЗРК с оптикоэлектронной системой наведения ракет для оснащения им зенитных батарей мотострелковых (танковых) полков Советской Армии. Работы над созданием нового комплекса, который стал результатом глубокой модернизации самоходного ЗРК «Стрела-1», были начаты в 1969 году, и уже в 1973 году он поступил на испытания.
В состав нового ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» вошли боевые средства (боевые машины 9К35 и 9К34, зенитная управляемая ракета 9КЛ37) и технические средства (контрольно-проверочная машина 9В839, машина технического обслуживания 9В915, система внешнего электропитания 9Э111). В 1976 году после испытаний и доработок комплекс был принят на вооружение. Боевая машина 9А35 представляет собой гусеничный бронированный тягач МТ-ЛБ, в корпусе которого размещены радиоэлектронное оборудование и места механика-водителя и командира. В задней части машины установлена башня с пусковой установкой, на которой расположена рама с четырьмя транспортно-пусковыми контейнерами ЗУР 9М37 (еще четыре запасных контейнера хранятся в грузовом отделении машины). Перезаряжение установки четырьмя ЗУР производится вручную за время до 3 минут. Внутри башни имеются место оператора и оптический визир 9Ш-127.
Передняя стенка башни «Стрела-10СВ» выполнена из бронестекла и обеспечивает оператору сектор обзора в 60°. Наведение пусковой установки по азимуту на 360° и по углу места от -5° до +80° обеспечивается электроприводом. ПУ оснащена аппаратурой оценки зоны (АОЗ) 9С86 в составе когерентно-импульсного радиолокационного дальномера (антенна его расположена между парами контейнеров с ракетами) и аналого-вычисли-тельного устройства. АОЗ имеет дальность действия до 10 км и предназначена для автоматического определения дальности и скорости цели, вычисления углов упреждения при пуске ракеты, наведения пусковой установки и определения момента пуска ракеты. Кроме того, боевая машина имеет аппаратуру опознавания «свой-чужой», навигационную систему, радиостанцию Р-123М и внутреннее переговорное устройство. В походном положении ПУ складывается на крышу самохода. Время развертывания комплекса в боевое положение – 20 секунд. Электропитание машины осуществляется от генератора, работающего от ходового двигателя или от внешнего источника энергии. В отличие от БМ 9К34 на БМ 9К35 (командирская машина) установлен пассивный радиопеленгатор 9С16, предназначенный для обнаружения и пеленгования целей, летящих с включенной радио-локационной аппаратурой.
БМ 9К35М2 и 9К34М2 ЗРК «Стрела-10М2» оснащены дополнительной радио-станцией и аппаратурой приема целеуказания, позволяющей осуществлять автоматический прием координат цели от пунктов управления ПУ-12М (9С482М) или «Ранжир» 9С737 и автоматически разворачивать ПУ в направлении на цель. В этом ЗРК реализуется принцип: «выстрелил и забыл». Твердотопливная ЗУР 9М37 имеет неконтактный взрыватель на основе лазерных излучателей, боевую часть со стержневыми элементами и оснащена пассивной головкой самонаведения (ГСН), работающей в двух режимах: фото контрастном, позволяющем сопровождать контрастную на фоне неба цель и в инфракрасном (по тепловому излучению цели). На ЗУР 9М37М установлена усовершенствованная ГСН, способная производить селекцию цели по ее траекторным признакам на фоне тепловых ловушек. В ЗРК «Стрела-10МЗ» (9К35МЗ) применена новая ЗУР 9МЗЗЗ с улучшенными характеристиками.
Преимуществами ЗРК «Стрела-10» является его низкая стоимость, невосприимчивость к радиопомехам и неуязвимость от противорадиолокационных ракет. Недостатки – невозможность стрельбы в плохих метеоусловиях по целям, заходящим со стороны солнца, а также чувствительность к инфракрасным и оптическим помехам. Боевые машины «Стрела-10» эффективно использовались в конфликтах в Анголе, на Ближнем Востоке и в Югославии. Результаты боевых стрельб на полигонах, производимых расчетами практически всегда были очень высокими. Тактико-технические характеристики ЗРК “Стрела-10СВ”
Боевая масса, т – 10,9 Экипаж, чел. – 3 Толщина брони, мм – до 7 Время реакции ЗРК – до 7 сек Вероятность поражения цели одной ракетой – 0,6-0,6 Дальность стрельбы, км – 5 (макс.), 0,8 (мин.) Высота поражаемых целей – 3900 км (макс.) Максимальная скорость полета ЗУР, м/с – 415 Боекомплект – 4 ЗУР 9М37 (9МЗЗЗ, 9М31) Двигатель машины – ЯМЗ-238В, дизельный, мощностью 260 л. с. Максимальная скорость движения, км/ч – 60 (по шоссе), до 6 (на плаву)
ТТХ
Тактико-технические характеристики | 9К35 «Стрела-10СВ» |
Зона поражения по дальности, км | 0,8..5 |
Зона поражения по высоте, км | 0,025..3,5 |
Зона поражения по параметру, км | до 3 |
Вероятность поражения истребителя одной ЗУР | 0,1..0,5 |
Максимальная скорость поражаемых целей(навстречу), м/с | 415 |
Максимальная скорость поражаемых целей(навстречу), м/с | 310 |
Время реакции, с | 6,5 |
Скорость полета ЗУР, м/с | 517 |
Масса ЗУР, кг | 40 |
Масса боевой части, кг | 3 |
Число ЗУР на боевой машине | 8 |
База 9А35 | МТЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированый) |
Скорость движения, км/ч | до 60 |
Скорость на плаву, км/ч | до 5 |
Запас хода без дозаправки, км | 450 |
Бронирование | противопульное |