Технические характеристики ракеты «циркон»

Содержание

Содержание

Примечания

Как найти количество атомов в веществе?

Разработка

Испытания

«РИА Новости» сообщило о начале испытаний «Циркона» 17 марта 2016 года, со ссылкой на неназванного «высокопоставленного представителя военно-промышленного комплекса».

В феврале 2017 года появились сообщения о планирующихся испытаниях на морской платформе. В апреле 2017 года сообщили об успешном испытании ракеты. Серийное производство «Цирконов» планировалось начать в 2017 году, принятие на вооружение ожидается в начале 2020-х годов.

23 декабря 2018 американское военно-политическое издание The National Interest, аффилированное через А. К. Пушкова с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в аналитической статье со ссылками на CNBC, ТАСС и подтверждение российскими СМИ сообщило, что Россия успешно испытала «Циркон» 10 декабря 2018 года. Кроме того, в статье говорится о планируемых испытаниях с морских и подводных платформ. При этом американский кабельный и спутниковый телеканал новостей бизнеса CNBC, эту же новость подтвердил ссылкой на двух неназванных экспертов разведки США.

В июле 2019 года эксперт Конгресса США Kelley M.Sayler описал ракету «Циркон» и ход её испытаний на страницах своего доклада, посвящённого гиперзвуковому оружию.

В конце февраля 2020 года агентство ТАСС сообщило о первом испытании «Циркона» с борта фрегата «Адмирал Горшков» из акватории Баренцова моря по наземной цели[неавторитетный источник?]. Эта информация подтверждает заявление Главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Николая Евменова от 21 января 2020 года о том, что ракета будет размещена на одном из фрегатов[неавторитетный источник?].

Министр обороны России Сергей Шойгу на заседании коллегии военного ведомства в конце февраля 2020 года подтвердил, что на Северном флоте продолжаются испытания новейшего гиперзвукового оружия.

Ссылки

Основные загрязнители

Загрязнение водоемов бывает первичным и вторичным. Во время первичного ядовитые вещества оказывают негативное воздействие на фауну, флору, человеческий организм. Вторичным является загрязнение, которое не связано с токсичным веществом, проникшим в гидросферу. Среди основных загрязнителей можно выделить:

  1. Сельскохозяйственная индустрия. Удобрения, которые используются на полях, попадают в реки или являются причиной загрязнения грунтовых вод. Также большой вред приносят крупные животноводческие хозяйства — основной источник попадания органических веществ в водоемы.
  2. Коммунальные стоки. Под этим определением понимают жидкость, стекающую из городской канализационной системы. Это «гремучий состав» из биологических отходов, грязи, продуктов нефтяной промышленности, моющих агрессивных средств, осадков, выбросов предприятий, который сливается в водоемы. При этом в определенных случаях такие выбросы совершенно не проходят через очистительную систему.
  3. Нефть. Каждый год в реки и моря попадает примерно 15 млн тонн нефти. Кроме загрязнения поверхности водоемов, она ограничивает доступ кислорода, это часто приводит к массовой смерти рыб.
  4. Промышленность. Рассматривать нужно не только промышленные предприятия. Большой вред причиняют стоки рудников и шахт, сбросы от водного и железнодорожного транспорта.
  5. Твердые отходы. Большинство природных водоемов, расположенных в различных частях географии земного шара, превращены в свалки: сюда сбрасывают щебень, грунт, бытовые отходы. Это загрязнение изменяет состав воды, препятствует проникновению естественного освещения.

30 интересных вещей о Японии (Спойлер: особенно нас привлекло нетающее мороженое)

См. также

Краткая история создания гиперзвуковой противокорабельной ракеты

Восстановим хронологию событий, чтобы оценить, какие именно возможности дает российскому ВМФ ракета «Циркон».

Первые упоминания в открытых источниках о создании ракетного комплекса с гиперзвуковой противокорабельной ракетой оперативного назначения «Циркон» 3К22 появились в СМИ в конце 2011-го. Позже корпоративная газета НПО машиностроения «Трибуна ВПК» писала, что в 2011 году в одной из дирекций была создана группа главных конструкторов по теме 3М22.

В 2011 году Центральный институт авиационного моторостроения из подмосковного Лыткарино показал на авиасалоне МАКС гиперзвуковые аппараты. На стенде института были выставлены макеты ракет необычной формы – похожих на австралийского утконоса (у них был расплющенный лопатовидный обтекатель и коробчатый корпус).

Именно тогда прозвучало и название перспективного ракетного комплекса «Циркон», о создании впервые официально сообщили только сейчас. Кстати, индийская компания Brahmos анонсировала работы над гиперзвуковыми аппаратами, демонстрируя макет все того же «утконоса».

Интересную информацию дает годовой отчет входящего в состав Корпорации тактического ракетного вооружения уральского проектно-конструкторского бюро «Деталь» (одно из направлений его работы – разработка радиовысотомеров). В 2011 году по теме «Циркон» был одобрен и направлен заказчику (НПОмаш) проект двух изделий – «Циркон-С-АРК» и «Циркон-С-РВ». Специалисты считают, что под аббревиатурой РВ подразумевается радиовысотомер, а АРК – автоматический радиокомпас.

В том же году НПО «Гранит-Электрон», ведущий разработчик радиоэлектронных комплексов ВМФ РФ, отчитался о создании для 3М22 проекта системы автопилотирования и инерциальной навигации. В отчете за 2011 год входящего в корпорацию НПО машиностроения оренбургского ПО «Стрела» (выпускающего противокорабельные крылатые ракеты, в том числе П-800 «Оникс»), приоритетом на ближайшие годы названо создание производственной базы для серийного выпуска ракет «Циркон».

По данным отчета корпорации НПО машиностроения за 2012 год, начата разработка промышленной технологии производства лазерных и оптико-электронных систем комплекса приемо-передающих устройств и вычислительных средств для наведения гиперзвуковых ракет.

Одновременно с этим вице-премьер Дмитрий Рогозин объявил о создании на базе Корпорации тактического ракетного вооружения и НПО машиностроения суперхолдинга, которой должен заниматься гиперзвуковыми технологиями.

Позже от идеи создания гиперзвукового промышленного объединения в таком масштабе отказались в пользу объединения с реутовским НПОмаш находящегося в Дубне машиностроительного конструкторского бюро «Радуга», разрабатывающего и выпускающего ракеты воздушного базирования, включая крылатые.

Происшествия

19 октября 1995 года во время руления по полетной палубе крейсера вертолет Ми-8 был опрокинут сильным боковым ветром. Жертв не было, корабль повреждений не получил, воздушное судно потеряло несущий винт.

20 марта 1996 года пилот Мечислав Савицкий аварийно посадил на палубу “Адмирала Кузнецова” истребитель Су-33 с одним работающим двигателем. За спасение самолета и корабля летчик был награжден орденом Мужества.

В 1997 году в ходе планового ремонта в вентиляционной шахте крейсера был обнаружен мумифицированный труп рабочего судоремонтного завода, погибшего в шахте несколькими годами ранее в результате несчастного случая.

В августе 1998 года при приеме топлива был перепутан клапан, после чего 60 т мазута было залито в пост управления стрельбой. Пост вышел из строя, жертв не было. Ранее из-за прорыва трубы на корабле затапливало два ЗРАК “Кортик”.

В 2000 году прокуратура вскрыла на корабле массовые злоупотребления воинскими перевозочными документами (ВПД). По уголовному делу проходили 15 офицеров и мичманов, в т. ч. командир контр-адмирал Александр Челпанов, который незаконно использовал ВПД на сумму около 30 тыс. руб. Возместив ущерб, Челпанов уволился из армии, уголовное дело было прекращено по амнистии.

В декабре 2001 года двое матросов с целью хищения 12 тыс. руб. убили на корабле старшину машинной команды – мичмана Николая Смирнова.

18 октября 2004 года в северо-восточной Атлантике учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ (бортовой номер “07 красный”) 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (Северный флот ВМФ России) совершил жесткую посадку на палубу ТАКР, сломав правую стойку шасси. Разрушений на крейсере удалось избежать, так как аварийный самолет зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишера и остановился. Пострадавших не было, самолет впоследствии списан. Причиной аварии была ошибка пилотирования.

5 сентября 2005 года, когда корабль находился в Северной Атлантике, дважды происходили обрывы троса аэрофинишера при посадке истребителей Су-33. В результате один из садившихся самолетов (бортовой номер 82) съехал с палубы в океан и затонул на глубине 1 тыс. 117 м. Пилот подполковник Юрий Корнеев катапультировался и остался жив.

6 января 2009 года на ТАКР, находившемся на рейде военно-морской базы Турции Акзас-Карагач (Средиземное море), произошел пожар в носовом помещении. Экипаж ликвидировал возгорание своими силами, однако от отравления угарным газом погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычев 1985 г. р. Крейсер серьезных повреждений в результате пожара не получил.

14 ноября 2016 года в Средиземном море в ходе тренировочных полетов при заходе на посадку на крейсер потерпел аварию палубный истребитель МиГ-29К. Пилот катапультировался и был спасен. По информации Минобороны РФ, авария произошла из-за технической неисправности. В СМИ также приводилась версия, согласно которой на корабле ранее при посадке другого самолета оборвался трос аэрофинишера, после чего пилоту находившейся в воздухе машины было приказано ожидать устранения последствий неполадки. В результате истребитель, барражировавший в зоне ожидания, выработал все топливо, и летчик был вынужден катапультироваться.

5 декабря 2016 года Минобороны РФ объявило, что в Средиземном море российский палубный истребитель Су-33 (бортовой номер “67 красный”) 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка МА ВМФ России потерпел аварию при посадке на авианосец. Самолет возвращался на корабль после выполнения боевого задания. По сообщению военного ведомства, воздушное судно выкатилось за пределы палубы из-за обрыва троса аэрофинишера. Пилот катапультировался и остался жив, силами поисково-спасательной службы он был доставлен на борт корабля.

Описание конструкции

Гиперзвуковые проекты США и других стран

Ведущие аналитики мира признают, что России удалось практически невозможное, преодолев скорость в 7 М. Еще недавно такой разгон считался недостижимым. «Циркон» же летит на скорости 8 М.

Конкуренты «Циркона»

«Циркон», Россия AHW, США Wu-14 — DF, КНР
Скорость 8…10 М 7…7,5 М До 10 М
Дальность поражения 500 км Достоверно не известно, так как проект пока не завершен 1700-2700 км

Главным конкурентом «Циркона» считаются проект США AHW, который способен разгоняться до 7,5 Мах. Он так же, как и русская разработка, находится в секрете. Известно только, что испытания у него проходят с переменным успехом. На 2011 год из двух запусков, один закончился взрывом. В 2014 году американцы, предположительно, тоже потерпели неудачу.

Еще одно направление – ракеты Х-43А и Х-51 Wave Ryder выдают 9,65 и 5,1 М соответственно. Но первые испытания показали, что двигатель на X-43 работал не больше 11 секунд, а на X-51 – 6 минут. Серьезную конкуренцию России и США навязывает Китай. КНР разрабатывает проект DF-ZF. Считается, что скорость ракеты колеблется в диапазоне 5…10 М. Серьезное преимущество китайцев заключается в том, что они планируют разработать гиперзвуковое оружие для установки на самолеты.

Если этот суперсекретный проект и правда выдает заявленные характеристики по скорости и дальности поражения, то подобный вид оружия опередил свое время на десятилетия. Эксперты полагают, что нивелировать достоинства «Циркона» самые передовые державы смогут не раньше, чем через 30…50 лет.

Принятые на вооружение ракеты обеспечат преимущество России на море. Базируясь на борту подводных лодок, они защитят ближайшие границы нашей страны, угрожая крупным морским соединениям врага.

Что может быть связано с космосом?

«Шерман» vs Т-34

Много споров вызывает вопрос, какой из танков был лучше Т-34 или «Шерман». Эти танки неоднократно сталкивались в бою, но уже после Второй мировой войны. Во время Корейской войны основным противником «Шермана» стали советские Т-34-85, которыми управляли корейские и китайские танкисты. Чаще всего противостояния советских и американских танков заканчивались в пользу последних.

Т-34 и «Шерман» были машинами одного класса: они не уступали друг другу в бронировании, американская 76-мм пушка за счет баллистики и боеприпасов лучшего качества как минимум не была хуже советской 85-мм ЗИС-С-53, схожей была и подвижность этих танков. Однако «Шерман» имел преимущество за счет большего удобства работы экипажа, точности стрельбы и скорострельности орудия. Более высоким качеством отличались и прицельные приспособления «американца».

Учитывая состояние танковое промышленности США в начале войны и практически полное отсутствие опыта в этой сфере, следует признать, что создание «Шермана» в столь короткие сроки – это огромное достижение американцев.

Гонки на выживание

Словосочетание «гиперзвуковое оружие» порождает неудобные вопросы. Что считать таковым? Существуют ли гиперзвуковые комплексы в наше время? И могут ли они быть эффективнее обычного оружия? Вообще, к условному гиперзвуковому оружию можно отнести даже боевое оснащение межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), так как на некоторых участках полета их боеголовки способны развивать гиперзвуковую скорость, которой, как известно, считают скорость выше пяти Махов. В то же время при вхождении в тропосферу боеголовка сильно замедляется, а гиперзвуковая скорость снижается до обычной сверхзвуковой.

Иначе устроено то, что сейчас принято называть гиперзвуковым оружием. Такой боеприпас должен уметь развивать гиперзвуковую скорость и маневрировать с использованием аэродинамических сил, поддерживая гиперзвук вплоть до момента поражения цели. Среди связанных с разработкой такого оружия проблем – обеспечение управляемого полета при гиперзвуковой скорости, когда у поверхности аппарата образуется плазма, в буквальном смысле окутывающая его. При этом происходит нагревание газа до температур нескольких тысяч градусов, что делает наведение ракеты на цель крайне трудной задачей: не каждая электроника способна справиться с такими нагрузками.

Гиперзвуковая крылатая ракета Boeing X-51

Источник изображения: wikipedia

Характерный пример – знаменитая американская гиперзвуковая экспериментальная ракета Boeing X-51, которая неоднократно сталкивалась с неудачами во время испытаний. Это, например, произошло в 2011 и 2012 годах. Не стоит также исключать, что американцы скрыли часть неудачных тестов, и проблемы еще серьезнее, чем может показаться.

Однако и недооценивать США не стоит. Особенно если учесть, что, кроме опыта разработки такого оружия, они имеют самый большой в мире военный бюджет: по состоянию на 2018 год, он превышал 640 миллиардов долларов. Или, если говорить проще, был в разы больше аналогичного показателя КНР, а российского военного бюджета – примерно в десять раз, если не больше.

На кону стоит многое. Страна, получившая в распоряжение гиперзвуковое оружие, сможет не только доставить к противнику «подарки» за крайне короткий промежуток времени, но и сделает их перехват задачей практически непосильной для многих противовоздушных средств. Особенно если речь идет о массированной атаке.

Х-47М2 «Кинжал»

Источник изображения: bastion-karpenko.ru

Поэтому многие рассматривают высокоточное неядерное оружие в качестве альтернативы ядерной триаде, доставшейся еще со времен холодной войны. И правда, зачем применять разрушительные боеголовки, когда парализовать противника можно с помощью гиперзвукового «скальпеля»? К слову, Россия очень хотела бы быть лидером в разработке гиперзвукового оружия, однако пока, видимо, пытается выдать желаемое за действительное. Так, ракета воздушного базирования Х-47М2 «Кинжал» хоть и способна развивать гиперзвуковую скорость, едва ли может поддерживать ее на протяжении всей траектории. Она не имеет прямоточного воздушно-реактивного двигателя, как X-51, и является аналогом не американской разработки, а аэробаллистических ракет времен холодной войны – типа снятой с вооружения советской Х-15.

Более интересным образцом выглядит российский «Циркон», предназначенный для флота. Однако пока этой ракеты нет на вооружении, а единственное свидетельство ее материального существования – показанные в 2019 году транспортно-пусковые контейнеры, расположенные на борту новейшего фрегата «Адмирал Горшков». По мнению экспертов, они похожи на те, которые, предположительно, должны использовать для гиперзвуковых «Цирконов».

  • Гиперзвуковая ракета «Циркон» / Циркон
  • Фрегат «Адмирал Горшков» / topwar.ru

А теперь перейдем непосредственно к американским разработкам, ведь именно они могут определить развитие высокоточного оружия на много десятилетий вперед.

Основные сложности на гиперзвуковых скоростях

Гиперзвуковые и сверхзвуковые технологии так долго разрабатывались по той простой причине, что для их внедрения потребовались самые новые идеи и уникальные инженерные решения.

Сегодня повсеместно используются противокорабельные ракеты, которые развивают скорость в 3-4 тыс. км/час или 2,5-3 М. Но у такого крылатого вооружения есть свои минусы. Так, они запускаются в направлении цели, лишены возможности эффективно маневрировать. Ракеты набирают большую высоту, что практически сразу позволяет их обнаружить и вычислить траекторию движения. У атакуемого объекта появляется больше шансов успешно покинуть зону поражения.

Полеты даже в верхних слоях атмосферы (около 20 км) с более чем 3 М скорости ознаменовались возникновением теплового барьера. Из-за сопротивления воздуха основные детали подвергались серьезному нагреву. Так, воздухозаборники достигали 3000С, а другие части даже с прекрасными качествами обтекаемости разогревались до 2500.

В ходе испытаний стало понятно, что:

  • достаточно широко применяемые в авиации дюралюминиевые элементы сильно теряют в прочности уже на 2300;
  • при 5200 начинает деформироваться титан и его сплавы;
  • при 6500 начинается плавление магния и алюминия, даже жаропрочная сталь значительно теряет в своей жесткости.

Если же говорить о высоте полета меньшей, чем 20 км (что привело бы к сложностям в обнаружении и перехвате), то нагрев обшивки достигал бы10000С, чего не выдерживает ни один известный металл. Температура – основная проблема гиперзвуковых скоростей.

Решить проблему можно было с использованием водорода. Но в жидком виде он достаточно опасен и сложен в хранении. А в газообразном занимает большой объем и имеет низкий КПД. Серьезных и долгих разработок потребовала антенна, работающая на радиочастоте. Классические приемники сигнала непременно сгорали за считанные секунды полета на гиперзвуке. Отсутствие же связи с центром привело бы к неуправляемости оружия и потере очень важных преимуществ.

Описание

Принципиальным отличием данной ракеты является значительно бо́льшая (до М = 8) скорость полёта как по сравнению с другими российскими противо­корабельными ракетами, так и с противокорабельными ракетами, стоящими на вооружении других стран[нет в источнике] (как сообщил 20 февраля 2019 президент РФ В. В. Путин в своём послании Федеральному собранию, новейшая российская гиперзвуковая ракета «Циркон» способна развивать скорость 8,5 Махов, а её дальность может превышать 500 км. Кроме того он отметил, что «Циркон» может уничтожать как морские, так и наземные цели, а также сообщил, что применение новой ракеты предусмотрено с кораблей и подлодок, уже произведённых или строящихся под ракетные комплексы «Калибр»).

Основной целью «Циркона», как и других КР, являются надводные корабли противника разных классов от фрегатов до авианосцев, а также его наземные военные объекты в радиусе поражения. Скоростные характеристики «Циркона» (~10 200 км/час) делают её недоступной для существующих систем ПРО противника. От такой ракеты практически невозможно увернуться, а также своевременно обнаружить её пуск.

Ракета совершает полёт на маршевом участке на высоте 30—40 км, где сопротивление воздуха невелико; такая высота полёта позволяет значительно увеличить дальность и скорость ракеты.

Внешние изображения

«Циркон» может запускаться с тех же пусковых установок, что и новейшие российские противокорабельные ракеты П-800 «Оникс» и «Калибр» (3М54). Возможные носители:

  • ТАРКР «Адмирал Нахимов»;
  • ТАРКР «Пётр Великий» (в ходе модернизации 2019—2022 годов);
  • атомные эсминцы проекта 23560 «Лидер»;
  • АПЛ проекта 885М «Ясень-М»;
  • АПЛ 949А «Антей»;
  • АПЛ пятого поколения «Хаски» в модификации для уничтожения авианосных ударных групп;
  • Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» после модернизации получит универсальные пусковые установки 3С14, в номенклатуру вооружения которых входит крылатая ракета «Циркон».
  • Наземный.

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по темеНиколай Герасимович Кузнецов

  • .
Предшественник:Командарм I ранга Михаил Петрович Фриновский Народный комиссар ВМФ СССР,Главнокомандующий ВМС СССР Преемник:Адмирал Иван Степанович Юмашев
Предшественник:Адмирал Иван Степанович Юмашев Военно-морской министр СССР,Главнокомандующий ВМФ СССР Преемник:Адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков

Когда возникла

Следующий парадокс возникает при попытке определения времени, когда появилась дедовщина в армии. По рассказам реальных свидетелей еще до 50-х годов о таком понятии даже речь не заводилась. Зарождение иерархии пришлось на период оттепели, когда были амнистированы многие заключенные, для которых предусматривалась воинская обязанность.

И в этом вопросе не обошлось без вездесущего «НО». Некоторые документы, в том числе и художественные произведения, указывают на своеобразное отношение старослужащих к новобранцам еще в царские времена. И это неудивительно, так как воинская повинность исчислялась десятками лет, поэтому опытные служивые не могла не претендовать на определенные поблажки со всеми вытекающими.

В заключение

Последние разработки российских конструкторов поставили в тупик оборонные ведомства США, Великобритании и Китая, которые оценивают появление новейшей гиперзвуковой ракеты как потенциальную угрозу своим ВМС. На сегодняшний день техническая оснащенность российского флота оперативно-тактическим оружием находится в удовлетворенном состоянии, однако постоянный технологический прогресс приводит к быстрому устареванию боевого потенциала современного флота. Еще вчера мощные крылатые ракеты «Гранит» пугали американских адмиралов, но сегодня ракетное вооружение российских кораблей уже нуждается в усовершенствовании.

Гиперзвуковая крылатая ракета «Циркон» по своим параметрам значительно опережает время. Технологии, которые легли в конструкцию промышленного образца, на годы опережают технологический уровень вооружения и оснащенности флота. Новые подводные лодки, проектируемые в КБ «Малахит», разрабатываются в качестве боевых платформ под вооружение нового поколения.

В Китае подобные разработки также двигаются быстрыми темпами. Последняя китайская противокорабельная ракета DF-21 с дальностью полета до 3000 км, может поступить на вооружение ВМС НОАК в течение 2-3 лет. Американцы стараются не отставать от России и Китая, работая над проектом Х-51А X-51 Wave Rider. Эта гиперзвуковая ракета должна не уступать российской и китайской разработке.

До реального полета американского детища дело не дошло. Китай только планирует завершить работы к 2020 году. На оперативно-тактическом уровне российская гиперзвуковая ракета уже имеет реальные очертания в металле, прошла испытания и готовится к серийному выпуску. Какова будет дальнейшая судьба новейшего оружия, покажет время. Тем не менее, модернизации российского флота и перевооружение кораблей начнутся в ближайшее время.

Автор статьи:
Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector