Советские «невидимки»: был ли «стелс» в советском союзе
Содержание:
- Юрий Пашолок. Самый массовый немецкий танк, родившийся из башни
- [править] По аналогии с F-117… F-16
- [править] Примечания
- «Стелс» должен быть плазменным
- Описание конструкции
- Снятие с вооружения
- Звуковой и видимый диапазон
- Рекомендации
- Яловичная кожа, что это такое. Яловые и юфтевые сапоги. Есть ли разница?
- «Стелс» придумал советский учёный
- Метки
- См. также
- Характеристики
- операторы
- «Стелс» — это выдумка американцев
- Экспонаты музеев
- Что мешает скрытности
- Самолет Boeing 707 — краткий обзор и технические характеристики
- Merkava Mk.4, Израиль
- производство
- Куда пропал «стелс»?
- Прозвища
- Выжившие автомобили
- Литература
- Изображения
- Характеристики F-22 Raptor
Юрий Пашолок. Самый массовый немецкий танк, родившийся из башни
[править] По аналогии с F-117… F-16
Для супернавороченного F-16C тоже «нашлось дело» на Балканах. Два пиндосских самолета мирно патрулировали территорию, на которой насаждалась демократия. В это же время, недалеко от них, боснийские сербы устраивали гонки на православном мобильном ЗРК 2К12Е «Куб» (SA-6). У поцанов в «кубике» созрел хитрый план по сдаче летающих пиндосских утюгов в металлолом, который, с успехом, был претворен IRL: к ебени матери, двумя залпами был сбит один F-16C (это притом, что сбитого лошка крышевал самолет ДРЛО). К счастью, пилот сбитого самолета успел катапультироваться и шесть дней пробирался к своим, при этом высирая по дороге туеву кучу кирпичей и вспоминая «теплыми словами» фирму-производителя утюга — General Dynamics. По сюжету даже была снята доставляющая клюква «В тылу врага», где расовый итальянец Машков изображал урку по имени Sasha, который был выпилен тем самым ползающем по земле летчиком.
[править] Примечания
- Босния и Герцеговина
F-117 Nighthawk — залог победы! |
||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
F-117 — гордость авиастроения. | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
«Стелс» должен быть плазменным
Миф о плазменномстелс» родился, судя по всему, в начале 90-х годов. Его сторонники говорят, что якобы можно создать вокруг самолёта облако плазмы, и оно поглотит все радиоволны. Такие генераторы плазмы были созданы в СССР и вот-вот должны были встать на вооружение, сделав всю нашу авиацию абсолютно невидимой для радаров.
Во-первых, создать облако плазмы вокруг самолёта невозможно в принципе. Речь идёт об ограниченной ионизации воздуха, а не о настоящей плазме. Во-вторых, плазма, как и ионизированный воздух, поглощать радиоволны не будет — наоборот, будет их отражать. Просто создав облако из ионизированного воздуха, мы лишь увеличим ЭПР самолёта.
На ту же тему Стелс-уродцы в воздухе: как нагреть американцев
При этом работы над тем, что с натяжкой можно назватьплазменным»стелс» велись и, возможно, ведутся сейчас. Правда, нам известно лишь о самых ранних испытаниях, которые рассекречены очень поверхностно. Отношения к мифу они почти не имеют.
Так, для разведчика А-12 разрабатывали возможность создания экранов из ионизированного воздуха перед воздухозаборниками — одними из самых заметных элементов самолёта. Другой проект — специальная добавка к топливу, создающая в выхлопе ионизированный газ, близкий к плазме. Благодаря этому выхлоп А-12 становился менее заметным для радара(схоже работает ионосфера земли — для некоторых частот она непрозрачна, и так работает радио, а для других частот помех нет, что позволяет спокойно связываться со спутниками).
Существует ещё множество мифов, связанных состелс». Если какой-то из интересных вам не упомянут в этой статье — давайте обсудим его в комментариях.
Описание конструкции
Ударный самолет F-117 построен по схеме «летающее крыло». Он имеет V-образное хвостовое оперение. Конструкция машины выполнена с использованием технологий «стелс», это касается и формы самолета, и материалов, использованных в его конструкции.
Крыло имеет большую стреловидность (67,5°), фюзеляж выполнен в виде плоских гладких панелей, угол которых вычислен так, чтобы отражать сигнал РЛС в различные стороны. Такая форма фюзеляжа называется фасеточной, и именно она снижает заметность самолета на 90%. По такому же принципу сделан и фонарь кабины пилота. Он покрыт особым материалом, содержащим золото. Подобное покрытие устраняет опасность облучения внутрикабинного оборудования и экипировки пилота (его шлем может фонить на экране радара сильнее, чем весь самолет).
Шасси – трехопорное. Передняя стойка имеет одно управляемое колесо, также одноколесными являются и основные стойки. Самолет оснащен посадочным крюком и тормозным парашютом.
Над крыльями с обеих сторон фюзеляжа находятся воздухозаборники. Все контуры щелей и соединений имеют пилообразные кромки, что также рассеивает электромагнитные волны. Внешней подвески нет, все оружие размещено во внутренних отсеках. Плоские сопла экранированы особыми теплопоглощающими плитами, которые значительно снижают заметность самолета в ИК-диапазоне.
Все антенны и другие передающие устройства, расположенные на поверхности самолета, могут убираться внутрь корпуса. В конструкции F-117 были активно применены композитные радиопоглощающие материалы и покрытия. Весь корпус покрыт несколькими видами подобных материалов, которые наклеивались на него, как обои на стену. Самолет покрашен черной ферромагнитной краской, которая не только поглощает радиоволны, но и отлично рассеивает тепло.
Благодаря вышеперечисленным особенностям конструкции, F-117 имеет гораздо меньшую эффективную площадь рассеивания (ЭПР), которая составляет 0,1-0,01 м2. Это в несколько сот раз меньше, чем ЭПР у обычного самолета сходного размера. Таким образом, обнаружить самолет с помощью наземной РЛС или радара истребителя весьма непросто.
Хотя, если вражеский истребитель все-таки обнаружит F-117, то шансов у последнего не будет практически никаких.
У «Ночного ястреба» нет собственной РЛС, для уменьшения риска обнаружения все системы навигации и прицеливания самолета являются пассивными. Также нет активных систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Для навигации используется спутниковая и инерциальная система. Прицельные приспособления представлены инфракрасными камерами и лазерной подсветкой цели, которая включается на крайне непродолжительное время.
Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей General Electric F-404-GE-F1D2, каждый из которых развивает тягу 4 900 кг.
F-117 несет ракетно-бомбовое вооружение, может использовать и ядерные боеприпасы. Типичным оружием для самолета являются бомбы GBU-10 или GBU-27, может брать на борт ракеты AGM-88 HARM, AGM-65 «Maverick».
«Ночной ястреб» — очень узкоспециализированный самолет, он предназначен для ударов в ночное время по важным объектам противника. Все вооружение, которое он может брать на борт является управляемым. Оно отличается весьма высокой точностью (±0,1 м).
Ударный самолет F-117 очень неустойчив по рысканию и тангажу, поэтому в систему его управления введена специальная программа, которая не позволяет пилоту совершать опасные маневры.
Снятие с вооружения
ВВС США собирались эксплуатировать F-117 по крайней мере до 2018 года, однако нехватка денег на закупку новых многоцелевых истребителей F-22 заставила их начать процесс снятия «Найт Хока» с вооружения гораздо раньше. Официально об этом было объявлено осенью 2006 года. В том же году была закрыта школа подготовки пилотов F-117, её последний выпуск состоялся 13 октября 2006 года.
Первые десять F-117 были сняты с вооружения в декабре 2006 года. К марту 2008 года ВВС США продолжали эксплуатировать 15 самолётов этого типа. Формально процедура снятия с вооружения завершилась 22 апреля того же года, когда четыре F-117 в последний раз поднялись в воздух, совершив перелёт на авиабазу Тонопа.
Снятые с вооружения самолёты по состоянию на 2014 год находятся на хранении в специальном «хранилище 1000» и поддерживаются в полётопригодном состоянии. В 2016 году Конгресс США принял решение отправить имеющиеся F-117 на авиабазу Девис-Монтен в штате Аризона для хранения на открытой площадке. В феврале 2019 года в соседнем штате Невада наблюдались полёты четырёх самолётов этой модели.
Звуковой и видимый диапазон
На заре авиации летчики мало «заморачивались» скрытностью своих боевых машин. Более того, нередко они старались сделать их ярче и заметнее – история «Красного барона» Рихтгофена тому подтверждение. Но повышение могущества противовоздушной обороны убрало лишнюю спесь, и внешний вид самолетов стал гораздо скромнее. Сегодня вертолеты и штурмовики, работающие на малых высотах, обычно имеют светлое «брюшко» и темную «спинку». Для более высотных летательных аппаратов это не имеет особого смысла, поэтому они, как правило, серые или серо-голубые.
Самолеты Первой мировой войны нередко раскрашивали в яркие, вызывающие цвета
Можно ли сделать объект невидимым для человеческого глаза? Определенные подвижки в этом направлении есть. Связаны они с успехами в создании метаматериалов – сложных молекулярных структур, обладающих очень интересными свойствами. Некоторые из них имеют отрицательный показатель преломления света – он как бы обтекает трехмерный объект, покрытый таким материалом, и заставляет наблюдателя видеть то, что находится позади него. Плащ из подобной ткани сможет сделать человека невидимым не только оптической, но и в инфракрасной части спектра. Причем для его «работы» не нужны источники питания, зеркала, лампы или сложные электронные устройства.
Акустический пеленгатор. Их эпоха кончилась с появлением реактивной авиации
Долгое время, примерно до середины Второй мировой войны, главным способом обнаружения самолетов была акустическая пеленгация. Шум работы авиадвигателя засекали с помощью специальных звуковых локаторов разной величины и конструкции. Некоторые из них имели циклопические размеры. Акустическая пеленгация канула в Лету после появления реактивных самолетов. Они не были тише предшественников – просто значительно выросла их скорость. Сверхзвуковой самолет вы быстрее увидите, чем услышите, но даже если он движется на дозвуковой скорости, времени на реакцию остается совсем мало.
Рекомендации
Список используемой литературы
- Дональд, Дэвид (ред.). Черные Jets: Разработка и эксплуатация Америки самых секретных Warplanes . Norwalk, CT: Airtime Publishing Inc., 2003. ISBN 978-1-880588-67-3 .
- Идеи, Пол ( под ред.). Энциклопедия современных боевых самолетов . Лондон, Великобритания: Amber Books, 2004. ISBN 978-1-904687-84-9 .
- Гудолл, Джеймс С. (1992). “Локхид F-117A Stealth Fighter”. Америка Stealth Fighters и Бомбардировщики: B-2, F-117, YF-22 и YF-23 . Сент – Пол, Миннесота: Motorbooks International, 1992. ISBN 978-0-87938-609-2 .
- Миллер, Джей (1990). Lockheed F-117 Stealth Fighter . Arlington, TX: Aerofax Extra, 1990. ISBN 978-0-942548-48-8 .
- Богатые, Бен. Skunk Works . Нью – Йорк, Нью – Йорк: Back Bay Books, 1994. ISBN 978-0-316-74330-3 .
- Ричардсон, Дуга (2001). Stealth Самолеты . Нью – Йорк, Нью – Йорк: Salamander Books Ltd, 2001. ISBN 978-0-7603-1051-9 .
дальнейшее чтение
- Aronstein, Дэвид С. и Альберт С. Piccirillo (1997). Голубые и F-117A . Рестон, Вирджиния: АИАА , 1997. ISBN 978-1-56347-245-9 .
- Crickmore, Пол Ф. и Alison J (2003). Nighthawk F-117 Stealth Fighter . Сент – Пол, Миннесота: Motorbooks, 2003. ISBN 978-0-7603-1512-5 .
- Крокер, HW III (2006). Не Протектор на меня . Нью – Йорк, Нью – Йорк: Crown Forum, 2006. ISBN 978-1-4000-5363-6 .
- Фиск, Роберт (2005). Великая война для Цивилизации: Завоевание Ближнего Востока . Нью – Йорк: Альфред Кнопф, 2006. ISBN 978-1-84115-007-9 .
- Грант, RG и Джон Р. Дэйли. Полет: 100 лет авиации . Harlow, Essex: DK взрослых, 2007. ISBN 978-0-7566-1902-2 .
- Дженкинс, Деннис Р. и Тони Р. Лэндис (2008-04-30). Экспериментальные и прототип ВВС США реактивных истребителей . North Branch, штат Миннесота: Специализация Press, 2008. ISBN 978-1-58007-111-6 .
- Логан, Дон (2009-01-28). Lockheed F-117 Nighthawks: стелс истребитель Roll Call . Atglen, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 2009. ISBN 978-0-7643-3242-5 .
- Вс, ANDT. F-117A Stealth Fighter . Гонконг: Concord Publications Co., 1990. ISBN 978-962-361-017-9 .
- Винчестер, Джим (ред.). “Lockheed F-117”. Современный военный самолет (Aviation о центре), Рочестер, графство Кент, Великобритания: Grange Books плс, 2004. ISBN 978-1-84013-640-1 .
- В мире Большой Stealth и разведывательный самолет . Нью – Йорк: Smithmark Publishing, 1991. 1991. ISBN 978-0-8317-9558-0 .
Яловичная кожа, что это такое. Яловые и юфтевые сапоги. Есть ли разница?
Улучшить качество, удобство и срок носки сапог позволило применение юфти (яловой кожи). Последняя изготавливалась из шкур крупного рогатого скота, конских и свиных. Несмотря на грубую выделку, она было уже натуральным материалом, обладающим всеми присущими ему качествами: гигроскопичностью, способностью сохранять тепло, высокой прочностью, гипоаллергенностью. Применение юфти сказалось на удобстве носки, кожа лучше принимала естественную форму ноги, чего нельзя было сказать об искусственном материале.
Другое название юфти – «русская кожа». Она проходит несколько стадий дубления и вырабатывается из шкур ялового (не старше 1-1,5 лет) крупного рогатого скота, конских и свиных. Технология ее выделки менялась со временем, внедрялись новые способы дубления (применялись соли хрома), но качество всегда позволяло использовать для производства прочной обуви. Яловая кожа, применявшаяся при их изготовлении, считалась оптимальной для условий вредных производств, где сапогам, на тот момент, не было равных.
Неоднократно разрабатывались ГОСТы, регулирующие качество обуви из юфти. Из-за названия кожи, использующейся при изготовлении, сапоги из юфти называли яловыми. Различий практически нет, если не считать толщину материала, которая могла незначительно отличаться.
Сапоги из яловой кожи входили в состав вещевого обмундирования, выдаваемого в Вооруженных силах, были востребованы в сельской местности, работниками вредных производств. Они прекрасно сохраняли ноги охотников, тружеников села от холода, влаги и ударных нагрузок. Сталевары использовали их в условиях высоких температур, где кожа проявляла свои лучшие качества, эффективно отводя лишнюю влагу и защищая от попадания искр. Сварщики ценили их за эффективную защиту от окалины и диэлектрические свойства.
«Стелс» придумал советский учёный
Как ни удивительно, но источник этого мифа — мемуары Бена Рича, главы Skunk Works времён создания там F-117 и F-22. Американец пишет, что в начале 70-х им в руки попался перевод книги советского профессора Петра Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции» 1962 года. И якобы именно благодаря этой находке удалось запустить программу ECHO-1, которую впоследствии использовали для создания F-117.
Отсюда пошли разговоры и о наших глупых генералах, что проглядели передовую концепцию, и, наоборот, о том, что это была специальная операция КГБ, чтобы американцы занялись «выдуманным» «стелсом».
Пётр Яковлевич Уфимцев
Подтверждается эта история и тем, что Уфимцева сразу после развала СССР пригласили работать в США — именно над технологиями «стелс».
Так что же, «стелс» — русское изобретение?
Во-первых, мемуары — плохой исторический источник. Особенно мемуары такого человека, как Бен Рич. А во-вторых, новые документы, рассекреченные в последнее время, а также воспоминания других участников работ над F-117 позволили пролить свет на эту историю. Работа Уфимцева и правда была использована, но не как основа, а лишь в процессе доведения программы до ума. Американцам просто не пришлось тратить пару месяцев на расчёты, уже сделанные советским профессором.
Почему Рич так переиначил эту историю? Возможно, просто забыл. А может, были на то какие-то неизвестные причины.
Самое обидное, что работа Уфимцева и правда могла стать основой для советского «стелса», если бы ей уделили больше внимания. Да и сам Уфимцев после иммиграции в США достиг на этом поприще серьёзных успехов, а значит, вероятно, мог развить технологию и в СССР, будь на неё запрос.
Метки
См. также
Характеристики
операторы
22 F-117A самолет с 37 – го тактического истребительного крыла в Лэнгли AFB , штат Вирджиния, до развертывается в Саудовскую Аравию для операции Щит пустыни
Соединенные Штаты
- Air Command Tactical
- 4450th тактической группы – Tonopah Test Range , Невада
- 4450th Тактический Эскадрон (1981-1989)
- 4451st Tactical Squadron (1981-1989)
- Тест 4453rd и оценка Squadron (1985-1989)
- Тридцать седьмого Tactical Fighter Wing / Fighter Wing – Tonopah Range Test
- Tactical четыреста пятнадцатый истребительная эскадрилья (1989-1992)
- Tactical четыреста шестнадцатого истребительная эскадрилья (1989-1992)
- Тактический истребитель четыреста семнадцатом Training Squadron (1989-1992)
- 4450th тактической группы – Tonopah Test Range , Невада
- Air Combat Command
- Сорок девятый истребительный авиаполк – Holloman AFB , Нью – Мексико
- 7 – я истребительная эскадрилья (1992-2006)
- Восьмая истребительная эскадрилья (1992-2008)
- Девятая истребительная эскадрилья (1993-2008)
- Сорок девятый истребительный авиаполк – Holloman AFB , Нью – Мексико
- ВВС Центр летных испытаний
«Стелс» — это выдумка американцев
Самый патриотичный» миф из представленных. Якобыстелс» — это глобальный обман со стороны американцев с целью заставить СССР тратить деньги на гонку вооружений. Как утверждают адепты этого мифа, правда зашифрована в самом названии: stealth с английского можно перевести какхитрость».
Доказать, чтостелс» работоспособен, обычному обывателю почти невозможно. Для этого надо или знать физику минимум на университетском уровне, или иметь доступ к секретным данным испытаний. Экспериментально также не проверить — ни у кого из нас радара истелс»-самолёта в распоряжении нет.
Зато есть пара интересных моментов, которые рушат этот миф на корню.
Если стелс» — это обман, почему на него продолжили тратить деньги и после развала СССР? Почему технологии начали применять по всему миру, в том числе и у нас в стране? Из объяснений остаётся разве что мировой заговор. А с этим уже не к нам, а в специализированные учреждения.
Толькостелс»-истребителей, успешно летающих, уже пять. Свои проекты таких машин есть у Южной Кореи, Японии, Индии, Турции. А если мы начнём говорить о беспилотниках…
Экспонаты музеев
Что мешает скрытности
«Главными врагами» скрытности летательных аппаратов являются:
- плоские поверхности, расположенные поперек луча радара;
- выпуклые поверхности;
- кромки, швы и стыки;
- замкнутые элементы конструкции, способные отражать сигнал к его источнику.
Типичным решением этой проблемы является использование S-образных воздуховодов. Их изогнутая форма закрывает двигатель и существенно снижает общую заметность самолета. Правда, при этом падает эффективность работы силовой установки. Сложнее уменьшить радиолокационную заметность самолетов сзади: кривое или очень длинное сопло вообще не сочетается с нормальной работой двигателя. Ситуацию спасает только тот факт, что у большинства боевых самолетов лопатки турбины прикрыты сзади форсажной камерой, которая несколько уменьшает их радиозаметность.
S-образный воздуховод прикрывает лопатки турбины от облучения радаром
Выпуклые поверхности прекрасно отражают луч радара, причем, в отличие от плоскостей, делают это с любых направлений. Типичным примером такой поверхности является передняя кромка крыла. Решение данной проблемы – это использование прямых угловатых конструкций со скошенными краями и законцовками. Они уменьшают заметность самолета или вертолета, правда, при этом страдают аэродинамические качества.
Скрытность летательного аппарата в радиолокационном диапазоне нарушают кромки, стыки и швы. Поэтому их количество пытаются максимально уменьшить: для повышения скрытности создатели бомбардировщика В-2 вовсе отказались от килей и стабилизаторов. Кроме того, кромки «невидимок» делают параллельными друг другу, чтобы уменьшить количество ракурсов, с которых самолет будет максимально заметен. Например, у российского истребителя Су-57 передняя кромка крыла параллельна передней кромке стабилизатора. Аналогичные решения можно увидеть на американских самолетах F-22 и F-35.
Пилообразные кромки отсека вооружения на F-22
Стыки обшивки и крышки делают пилообразными, причем размеры зубцов специально подбирают под длину волны РЛС и делают их параллельными кромкам крыла или стабилизатора.
В конструкции самолетов присутствуют элементы, способные свести на нет все усилия по снижению его заметности. К ним, например, относится кабина пилота или часть, образуемая стыком крыла и фюзеляжа. Они работают по принципу ретрорефлектора или уголкового отражателя. Попав в кабину пилота, луч радара несколько раз отражается от ее стенок и уходит в обратном направлении, значительно демаскируя аппарат. Для устранения этого эффекта фонарь кабины современных самолетов покрывают тонким слоем металла, из-за чего он имеет золотистый или зеленоватый оттенок.
Еще одной проблемой на пути к уменьшению заметности является собственный радар самолета. Он располагается в носовой части машины под головным обтекателем, прозрачным для радиоволн. Даже в выключенном состоянии БРЛС способна полностью демаскировать самолет, потому что ее антенна по понятным причинам имеет прекрасные отражающие свойства. Поэтому в неработающем состоянии тарелку поворачивают вверх, это касается и суперсовременных радаров с фазированной решеткой.
Самолет Boeing 707 — краткий обзор и технические характеристики
Merkava Mk.4, Израиль
производство
Куда пропал «стелс»?
История «стелс» в СССР — сама по себе штука очень сложная и требующая долгого и внятного разбора. С одной стороны, работа «Метод краевых волн в физической теории дифракции» была опубликована в 1962 году — и на её основе вполне могла сложиться советская школа «незаметности» (многие даже уверены, что она легла в основу американских работ над «стелс», но это не так). С другой — никакие работы до середины 70-х годов так и не начались.
Активизироваться наших заставила лишь информация разведчиков о старте американской программы XST (которая в итоге приведёт к появлению F-117).
Испытания модели F-117 уже на российско-советском радиолокационном стенде
Исследования радионезаметности в СССР велись с конца 70-х годов и приносили значительные плоды. Меры по снижению заметности применялись ко всем советским проектам с начала 80-х годов. Одним из первых стал бомбардировщик Ту‑160.
Но вот настоящих стелс-самолётов — чтобы выглядели, как шедевры кубизма, — от Союза так и не последовало. Почему же?
К сожалению, пока бо́льшая часть документов позднесоветского периода глубоко секретна, точного ответа дать не выйдет. Но попробовать погадать можно.
Снижение ЭПР, которого удалось достичь на ряде советских и российских проектов
Существует непроверенное утверждение, будто бы советские инженеры считали, что уменьшить ЭПР истребителя (эффективную площадь рассеяния, или, если простым языком, — размер, которому будет соответствовать самолёт для радара) ниже 0,3 метра нельзя. Кто-то сразу скажет, что так они раскрыли американский обман и никакого «стелс» в реальности нет. Вот только прошло время, и весь мир (не исключая нас) начал проектировать «невидимые» для радаров самолёты, в том числе и с ЭПР меньше 0,3 метра.
По некоторым западным оценкам, ЭПР новейшего российского беспилотника «Охотник-Б» составляет менее 0,1 метра. А размеры у него вполне как у пилотируемого самолёта
Вполне возможно, что за такой уверенностью лежала банальная нехватка времени. Как показывает американская история работ над «стелс», при относительной простоте теории добиться реального результата очень сложно. Особенно, если проектировать самолёты по старинке, не с помощью компьютеров. Американцы впервые попробовали сделать «стелс» ещё в 50-е — и ничего не вышло. Попробовали в 60-е — и результат снова никакой. Лишь в середине 70-х, потратив кучу времени на создание специального ПО, удалось достичь успеха. Может быть, со схожими проблемами столкнулись и в СССР, попробовав спроектировать «стелс» на глаз. Но в отличие от американцев, не бросивших попыток даже после двух десятилетий провалов, наши могли и успокоиться на мысли, что «стелс» не так страшен, как его малюют.
Некоторые американские стелс-проекты 60-х и не отличить от современных. Но радионезаметность у них была очень так себе
Прозвища
Официальное название самолета является «Night Hawk», однако альтернативная форма «Nighthawk» часто используется.
Как приоритет скрытности над аэродинамикой, он получил прозвище «Wobblin’ Гоблин» из – за его предполагаемую нестабильность на низких скоростях. Тем не менее, F-117 пилоты заявили прозвище незаслуженно. «Wobblin’ (или ИРМ) Гоблин», скорее всего , пережиток раннего голубые / Старший Trend (ФСД) дней проекта , когда нестабильность была проблема. В USAF, «Леший» (без шаткого) сохраняется в качестве псевдонима из – за появлением самолета. Во время операции Буря в пустыне , саудовцы назвали самолет «Шаба», которое в переводе с арабского «Призрак». Некоторые пилоты также называют самолетом «Stinkbug».
Выжившие автомобили
Литература
Изображения
Характеристики F-22 Raptor
Истребитель «Раптор» является многоцелевым воздушным объектом пятого поколения. Его разработками занимались компании Boeing, Lockheed и GD. Это самый новый и усовершенствованный истребитель-невидимка в мире.
F-22 основывается на принципе молниеносного поражения цели. Стоит отметить, что все вооружение «Раптора» находится в специальных внутренних отсеках для понижения заметности. Боевое крещение истребители прошли в Сирии осенью 2014 года. Экипаж F-22 может состояться только из одного человека. Чистая масса – около 20 т. Грузоподъемность колеблется в пределах 10 тонн. В комплектации два двигателя с мощностью по 7400 кгс. При полете истребитель развивает скорость до 2410 км/ч.