Бронированные, гусеничные армейские легковушки ссср 30-х годов
Содержание:
- Содержание:
- Исторические бронеавтомобили[ | ]
- Аэросани
- Самоходная артиллерийская установка
- Особенности БТР “Бумеранг”
- БА-6 жд
- История вопроса
- Бронеавтомобили на шасси ГАЗ М-1
- Примечания
- 1938 год – БА-10А
- Бронемашина БА-64: создание
- Бронеавтомобили
- Примечания
- Читайте так же
- Средние танки
- Бронеавтомобили-дрезины БА-27жд
- На фронтах войны: служба и боевое применение БА-64
- Экспонаты музеев
- ГАЗ М-1 (1936–1943 гг.)
- Международная обеспокоенность по поводу участия Китая
Содержание:
- Первый русский бронеавтомобиль Накашидзе
- Русские броневики на отечественных шасси
- Русские бронеавтомобили на иностранных шасси
- Трехколесные бронемашины Филатова
- Бронеавтомобили Былинского
- Бронемашина Улятовского
- Бронеавтомобили Мгеброва
- Ижорский ФИАТ
- Бронемашины Поплавко
- Бронемашины «Гарфорд»
- Полугусеничная бронемашина Гулькевича
- Иностранные бронемашины в Царской армии
- Первые бронеавтомобили Austin
- Бронемашины Armstrong-Whitworth
Почти все они базировались на шасси обычных легковушек и не всегда соответствовали своему предназначению, поэтому в Русской императорской армии спонтанно сложилась разветвленная «индустрия исправления чужих ошибок» — доработка импортных и создание собственных бронированных корпусов. Их собирали петербургские Путиловский завод и Обуховский сталелитейный, бронепрокатная мастерская № 2 Ижорского завода в Колпино, а также офицерские учебные заведения, фронтовые мастерские и небольшие частные предприятия.
До октября 1917 года в царскую армию из-за границы поступили 496 броневиков, из которых около 200 машин были переделаны в России. Большинство бронеавтомобилей, носивших собственные броские имена, участвовали в боях Первой мировой и Гражданской войн, а также в событиях Февральской и Октябрьской революций.
Исторические бронеавтомобили[ | ]
- Реплика «Руссо-Балта» октября 1914 г. 2014
- Бельгийский бронеавтомобиль Минерва. Осень 1914
- Германский автомобиль с 75-мм орудием Круппа (САУ). 1915
- Атака бронированных автомобилей Рено. Май-июнь 1915
- «Руссо-Балт» на Кавказском фронте. 1916
- «Остины» русской армии. Начало 1916
- «Остины» русской армии на реке Двина. 1916
- Блиндированный французский пушка-автомобиль. 1916 года
- Красный «Фиат Ижорский» у Смольного. 1917
- Реплика Остин-Путиловца 1917 года в музее в Кубинке
- Армстронг-Уитворт-Фиат. 1918 год
- Белый Остин «Атаман Богаевский». 1919
- Немецкий броневик с эмблемой «Адамова голова». 1919
- Пирс-Арроу. Немецкий броневик фрайкора «Титаник» в Риге. 1919
- Бронеавтомобиль Rolls-Royce в Северной Ирландии. 1920
- Польский броневик Korfanty
. 1920
- Польский бронеавтомобиль Kubus, 1944
- датского сопротивления в 1945 году
- Британский эрзац-броневик «Бизон» с бетонной бронёй
- Бронеавтомобиль 21 века. Французская карточка 1910 года
Аэросани
Тип | Изображение | Принят на вооружение | Количество выпущенных, шт. | Примечания |
---|---|---|---|---|
НКЛ-16 | 1937 | ? | Аэросани НКЛ-16 широко использовались на фронтах Великой Отечественной войны, особенно в зиму 1941/42 года. Они применялись для оперативной связи, доставки военных грузов, на них осуществлялись патрульные, десантные и боевые операции. При переброске десантов аэросани не только принимали бойцов с полным вооружением на борт, но и буксировали на специальных тросах 18—20 лыжников. | |
НКЛ-26 | 1941 | ? | Сани НКЛ-26 имели бронированный корпус, обеспечивающий противопульную и противоосколочную защиту, и были вооружены одним пулемётом ДТ (Дегтярев танковый) калибра 7,62 мм на турели, обеспечивающей круговой сектор обстрела. В движение сани приводились двигателем М-11, аналогичным устанавливаемому на самолёте По-2. | |
РФ-8-ГАЗ-98 | 1941 | ? | Аэросани были приняты к серийному производству на филиале автомобильного завода ГАЗ |
Самоходная артиллерийская установка
- Франция
- на грузовике De Dion-Bouton
- Самоходка Renault FT †
- Самоходка Renault FT STA †
- Самоходка Renault FT STAV †
- Самоходная пушка Saint Chamond 120 мм L †
- 155-мм самоходная пушка Saint Chamond GPF †
- 194-мм самоходная пушка Saint Chamond GPF ‡ — 50 постройки с апреля 2018 г.
- † — 1 построен и испытан в июле 1918 г.
- Самоходный миномет Saint Chamond 280 мм TR ‡
- † — 1 построено
- Германия
- Зенитный танк A7V †
- Leichte Kraftwagengeschutze 7,7-см зенитная артиллерийская установка L-27
- Италия
- Россия
76-мм зенитная пушка Руссо Балт Т
Gun Carrier Mark I мог перевозить британскую полевую пушку над трудной землей , но на практике использовался больше для подавателей
- Великобритания
- Огневой эсминец № 1, 1А, 2 и 3 *
- Gun Carrier Mark I — носитель на базе танка Mark I для 6-дюймовой гаубицы или 60-фунтовой пушки.
- Бронированный грузовик ПВО Pierce-Arrow — 40-мм двухфунтовое орудие QF на шасси грузового автомобиля
- Соединенные Штаты
- 3-дюймовая зенитная пушка Holt 55-1 † — поставлена в 1917 г.
- Holt Mark I ( 8-дюймовая гаубица ) † — 3 построены и испытаны в 1918 году.
- Holt Mark II ( 155-мм орудие M1918 ) †
- Holt Mark III ( 240-мм гаубица ) †
- Holt Mark IV (240-мм гаубица) †
- 3-дюймовая зенитная пушка Christie †
- 8-дюймовая самоходная гаубица Christie †
Особенности БТР “Бумеранг”
Одним из основных преимуществ, и в то же время недостатком машины, является ее броня. Конструкторы уменьшили количество стальных листов в корпусе БТР, заменив их керамическими плитами. Керамика значительно легче стали, такая подмена обеспечила “Бумерангу” большую мобильность. Машина с относительно меньшим весом значительно прибавила в скорости и маневренности.
Скептики в свою очередь настаивают, что использование керамических блоков исключает возможность полевого ремонта машины: при попадании снаряда в керамическую плиту, она гасит инерцию выстрела всей своей площадью. Такая встряска приводит к усталости материала и выходу его из строя. Заменить керамические щиты в полевых условиях нет возможности. Выбирая между надежностью и маневренностью, больше голосов за надежность. Впрочем, недовольство керамикой чисто условное. Конструкторы предусмотрительно сделали броню съемной. При желании листы керамики можно заменить на классическую сталь.
Фото с https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B3_(%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0)
БА-6 жд
Интересно, что чуть ли не одновременно с появлением в войсках средних бронеавтомобилей стартовали проекты их перевода на железнодорожный ход. И в середине 30-х советская промышленность наладила серийный выпуск таких комплектов.
Фокус заключался в следующем. При необходимости экипаж приподнимал машину на специальном домкрате, обувал передние и внутренние задние колеса в специальные стальные бандажи с ребордами (средняя ось при этом вывешивалась), фиксировал руль в нейтральном положении, опускал на рельсы. И все – бронедрезина готова! Кстати, организационно такие БА с индексом «жд» включали в состав бронепоездных частей.
Когда требовалось покинуть железную дорогу, бандажи укладывали на борта и корму корпуса, а порой и на крышу башни, поэтому даже на шоссе модификации «жд» сохраняли характерный узнаваемый облик.
История вопроса
Как ни странно, самый большой интерес к таким автомобилям был проявлен в России. Причиной интереса российского военного ведомства к бронированным машинам стал горький опыт русско-японской войны. Уже тогда стало ясно, что без наличия в формированиях защищенной от пуль противника самоходной машины, способной при этом осуществлять поддержку пехоты пулеметным огнем, в будущей войне не избежать огромных людских потерь. И бронеавтомобили могли применяться для ведения разведки, огневой поддержки своих войск в наступлении и преследовании отступающего врага, отражении атак его кавалерии, для связи и других видов боевого обеспечения.
Первые автомобилиЗаинтересованность российского военного министерства вызвал проект подъесаула М.А. Накашидзе, но ввиду сложности его реализации на отечественных промышленных мощностях постройку машин заказали во Франции фирме Charron. В 1906 г. несколько таких бронеавтомобилей были поставлены в Россию. Машины имели пулеметное вооружение во вращающейся башне с круговым обстрелом, полное бронирование и удовлетворительную по тем временам проходимость. Так Россия стала первой в мире страной, принявшей на вооружение своей армии бронеавтомобили.
Создание 29 мая 1910 г. в С.-Петербурге первой учебной автороты заложило основы всего автомобильного дела в русской армии.
С началом Первой мировой войны в России сразу же были организованы работы по оснащению русской армии бронеавтомобилями. В качестве базового шасси русских броневиков использовались шасси грузовых автомобилей «Руссо-Балт» М и Т (грузоподъемностью 2 и 4,1 т соответственно), которые производились на одноименном заводе в Риге; бронирование и вооружение машин осуществлялось на Ижорском заводе.
Кроме автомобилей «Руссо-Балт» в период Первой мировой войны на вооружение армии России поступали бронеавтомобили Austin (1915 г.), Packard (1916 г.) и др. При этом серийно выпускаемые за границей бронеавтомобили не отвечали тем требованиям, которые к ним предъявляли русские военные. Например, английские бронеавтомобили Austin не имели горизонтального бронирования и вооружались одним пулеметом. Однако, учитывая размер заказа, руководство фирмы Austin в короткое время организовало для России производство машин, удовлетворявших всем требованиям.
Советские бронеавтомобилиПосле окончания Гражданской войны с развитием отечественного автомобилестроения в СССР начали разрабатываться бронеавтомобили собственной конструкции. Так, перед войной в СССР на базе автомобилей М-1, ГАЗ-ААА, ЗиС-6 и др. были разработаны бронеавтомобили различных типов, которые делились по своей массе на три категории: легкие (до 4 т), средние (4-8 т) и тяжелые (более 8 т).
Машины имели противопульное или противоосколочное бронирование, пулеметное (на легких) или пушечно-пулеметное (на средних и тяжелых) вооружение во вращающейся башне. Шасси бронеавтомобилей были 2- или 3-осные с неполным приводом на все колеса. Некоторые бронеавтомобили были оборудованы специальными движителями для перемещения по железнодорожным рельсам. Многие из таких автомобилей приняли участие в первый период Великой Отечественной войны. Однако в связи с большой их уязвимостью от огня артиллерии и ударов авиации производство бронеавтомобилей довоенных образцов было прекращено, а их использование резко сокращено.
В производстве остался лишь легкий бронеавтомобиль БА-64 с колесной формулой 4×4 (с 1943 г. БА-64Б), который широко применялся для разведки и связи.
После окончания Великой Отечественной бронеавтомобили были выведены из системы вооружений Красной Армии. Функции, которые они до этого выполняли, были переданы легким плавающим танкам, бронетранспортерам и специальным разведывательным машинам.
Тем не менее первые отечественные колесные бронетранспортеры, такие как БТР-40 и БТР-152, по сути, оставались бронеавтомобилями, поскольку создавались на шасси грузовых автомобилей ГАЗ или ЗиС. Так продолжалось до тех пор, пока не был создан колесный бронетранспортер БТР-60П.
Бронеавтомобили на шасси ГАЗ М-1
Единственным серьезным военным предназначением «эмок» были легкие броневики двух серий. Первый — ФАИ-М
являлся модернизацией моделиФАИ, которая сводилась к перестановке старого бронекорпуса на новое удлиненное шасси ГАЗ М-1.
Пулеметная бронемашина ФАИ-М с задней площадкой для запасного колеса
При этом на освободившемся заднем свесе установили топливный бак с защитным бронелистом и уложили запасное колесо. По решению военной комиссии машина обладала «неполноценным бронированием» и применялась как вспомогательная боевая единица.
Самый распространенный в РККА бронеавтомобиль БА-20 на базе ГАЗ М-1
Летом 1936 года Выксунский завод ДРО приступил к сборке нового бронеавтомобиля БА-20
с более вместительным корпусом из наклонных листов катаной стали Ижорского завода. На нем применяли старую башню от модели ФАИ или новую коническую с пулеметом ДТ, пулестойкие шины с упругим резиновым наполнителем и радиостанцию с поручневой антенной, смонтированной на кронштейнах вокруг корпуса.
БА-20 в охране переговоров представителей РККА и Вермахта о передаче советской стороне города Брест-Литовска. 21 сентября 1939 года
Железнодорожный броневик снабжался четырьмя съемными металлическими колесами с ребордами, для установки которых служил подъемный домкрат. При движении по рельсам рулевой механизм блокировался в нейтральном положении.
Железнодорожный вариант БА-20 с металлическими колесами. 1938 год
В 1939-м в производство поступил модернизированный вариант БА-20М
на специальном усиленном шасси ГАЗ-МС. Он отличался измененной формой корпуса, более высокой расширявшейся книзу башней конической формы, усиленным бронированием и новыми радиосредствами. В этой серии также существовал железнодорожный вариант со сменными колесами.
Колонна бронемашин БА-20М перед парадом на Красной площади. 1939 год
Броневики серии БА-20 участвовали в советско-японских столкновениях, финляндской войне и на первом этапе Великой Отечественной практически все были уничтожены или захвачены противником. Они применялись в немецких полицейских, горнострелковых частях и подразделениях СС. В Финляндии трофейные машины были модернизированы и оставались на воинской службе до начала 1950-х.
Перекрашенный трофейный БА-20 в финском поселке Вяртсиля (из архива Esa Muikku)
В область военизированных легковых машин Московский автозавод имени И. В. Сталина тоже внес свою посильную лепту, создав малоизвестные специальные версии своей представительской модели ЗИС-101, служившие личными машинами руководства СССР и командования Красной армии.
Примечания
- , с. 2.
- ↑ Бронедрезина // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Бронедрезина // А — Бюро военных комиссаров / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1976. — С. 598. — (Советская военная энциклопедия : ; 1976—1980, т. 1).
- , с. 3 и 44.
- ↑ Бронедрезина // Советский энциклопедический словарь / гл. ред. Прохоров А. М.. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1984. — С. 170. — 1600 с. — 1 000 000 экз.
- , с. 6.
- ↑
- ↑ , с. 235.
- , с. 3—10.
- , с. 191—204, 378.
- , с. 24 и 58.
- , с. Глава 4. В сражениях Великой Отечественной войны.
- , с. 20—24 и 34-52.
- , с. 174 и 378.
- , с. 236—237.
- ↑ БА-20 // Л. Д. Гоголев. Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. М., ДОСААФ, 1986. стр.24-26
- ↑ Е. Д. Кочнев. Автомобили Великой Отечественной. М., ЭКСМО, 2010. стр.102-105
- , с. 237.
- ↑ , с. 238, 378.
- , с. 238.
- , с. 424.
- , с. 425.
1938 год – БА-10А
Накануне Второй мировой Красная армия получила самый массовый (и самый удачный) пушечный бронеавтомобиль. БА-10 разных модификаций выпустили тиражом свыше 3,3 тысячи экземпляров. Для сравнения, Германия перед нападением на СССР 22 июня 1941 года имела меньше танков всех типов.
Базовый БА-10А представлял собой дальнейшее развитие БА-6, причем модернизация началась еще на «шестерке» (опытная версия 1936-1937 годов с индексом М) и по разным направлениям. С одной стороны, подтянули защиту – башня получила коническую форму, толщину брони в критичных местах увеличили до 10 мм. С другой – постарались устранить слабые места в конструкции. К примеру, снова усилили подвеску, на передней оси появились амортизаторы, сам корпус стал компактнее за счет перехода на еще сильнее укороченное шасси (минус 200 мм в пределах базы), люки получили внутренние петли и защиту от проникания внутрь свинцовых брызг.
Четырехцилиндровый газовский двигатель М-1 развивал уже полсотни сил вместо 40 л.с. агрегата ГАЗ-АА на прежних вариантах. Объем топливных баков вырос в 1,5 раза, причем заливные горловины прикрыли бронекрышками. Получила дополнительную защиту и экранированная электропроводка.
Бронемашина БА-64: создание
Во второй половине 1930-х годов Красная Армия активно применяла бронеавтомобили различных типов. В ходе Великой Отечественной войны боевые возможности бронеавтомобилей в силу относительно слабой броневой защиты и вооружения значительно сокращаются. Единственным бронеавтомобилем, который был принят на вооружение РККА за время войны, стал БА-64. Этот легкий бронеавтомобиль был создан в качестве замены своему предшественнику БА-20.
Разработка проекта новой бронемашины начались в конструкторском бюро Горьковского автозавода поздней осенью 1941 г., а 3 марта 1942 г. опытный образец уже демонстрировался в Кремле. Бронеавтомобиль был создан на базе легковой машины ГАЗ-64. Масса броневика превысила 2,3 тонны. На бронеавтомобиле был установлен двигатель мощностью 50 л., Максимальная скорость по шоссе 80 км./ч. Шины бронеавтомобиля пулестойкие. Экипаж состоял из двух человек — командира и водителя. Корпус броневика из сварных броневых листов толщиной от восьми до тринадцати миллиметров. В восьмигранной башне был установлен 7,62-мм пулемет ДТ.
БА-64 на площадке военной техники. ЦМВС, Москва. (yablor.ru)
Боекомплект состоял из 20 дисков (1260 патронов). Высокий угол возвышения позволял вести огонь из пулемета не только по наземным, но в некоторых случаях и по воздушным целям. В силу сложных военных условий план выпуска БА-64 постоянно срывался и только с июня 1942 г. новый бронеавтомобиль в значительных количествах начал поступать в действующую армию. БА-64 должен был использоваться в качестве разведывательной и связной машины, предназначался для охраны колонн на марше и стратегически важных объектов.
Бронеавтомобили
Тип | Изображение | Принят на вооружение | Количество выпущенных, шт. | Примечания |
---|---|---|---|---|
БА-27М | 1928 | 215 | Большая часть машин, находившаяся в приграничных частях, была потеряна в первые недели войны. | |
ФАИ | 1933 | более 1 000 | Бронеавтомобиль выполнен на шасси легкового автомобиля «Форд-А» (ФАИ) или ГАЗ-М1 (ФАИ-М). | |
БА-20 | 1936 | 2 114 | Создан в 1936 году на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1. | |
БА-3, БА-6 | 1936 | 386 | БА-3 и БА-6 встречались в войсках, как минимум, до середины 1942 года. | |
БА-30 | 1937 | — | Произведена небольшая серия. | |
БА-10 | 1938 | 3 413 | Использовался советскими войсками в боях на Халхин-Голе, Советско-финской войне и на всём протяжении Великой Отечественной войны | |
БА-64 | 1942 | 9 110 | БА-64 был создан на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64. Бронеавтомобиль активно использовались советскими войсками с лета 1942 года и вплоть до конца войны, преимущественно в роли разведывательных машин, но также и для непосредственной поддержки пехоты. |
Примечания
- , с. 2.
- ↑ Бронедрезина // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Бронедрезина // А — Бюро военных комиссаров / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1976. — С. 598. — (Советская военная энциклопедия : ; 1976—1980, т. 1).
- , с. 3 и 44.
- ↑ Бронедрезина // Советский энциклопедический словарь / гл. ред. Прохоров А. М.. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1984. — С. 170. — 1600 с. — 1 000 000 экз.
- , с. 6.
- ↑
- ↑ , с. 235.
- , с. 3—10.
- , с. 191—204, 378.
- , с. 24 и 58.
- , с. Глава 4. В сражениях Великой Отечественной войны.
- , с. 20—24 и 34-52.
- , с. 174 и 378.
- , с. 236—237.
- ↑ БА-20 // Л. Д. Гоголев. Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. М., ДОСААФ, 1986. стр.24-26
- ↑ Е. Д. Кочнев. Автомобили Великой Отечественной. М., ЭКСМО, 2010. стр.102-105
- , с. 237.
- ↑ , с. 238, 378.
- , с. 238.
- , с. 424.
- , с. 425.
Читайте так же
Средние танки
Тип | Изображение | Принят на вооружение | Количество выпущенных, шт. | Примечания |
---|---|---|---|---|
Т-28 | 1933 | 503 | Первый в СССР средний танк, запущенный в массовое производство. Использовался в Польском походе РККА и Зимней войне, где показали весьма высокие боевые качества. | |
Т-34-76 | 1940 | 33 929 | Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан рядом специалистов лучшим средним танком Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и технологическими характеристиками. Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. | |
Т-44 | 1944 | 1 823 | Серийное производство Т-44 началось в 1944 году, однако в ходе Великой Отечественной войны оно велось в ограниченных масштабах с целью не допустить сокращения выпуска Т-34-85 в период осуществления масштабных наступательных операций. | |
Т-34-57 | 1941 | 50 |
Танк — истребитель. Установленное на нём 57 мм орудие ЗИС-4 (ЗИС-4М) могло пробивать броню до 98 мм на расстоянии 1000 м. Серийное производство Т-34-57 велось в 1941 и 1943 годах в ограниченных масштабах. |
|
Т-34-85 | 1944 | более 35 000 | Являлся одним из основных советских танков Второй мировой войны, а после её окончания составлял основу танковых войск Советской армии вплоть до середины 1950-х годов. |
Бронеавтомобили-дрезины БА-27жд
Основная статья: БА-27
БА-27. Такие переделывали в БА-27жд К середине 30-х годов броневики БА-27 очень износились и почти все требовали капитального ремонта. Например, командир и военный комиссар 45-го механизированного корпуса Борисенко в докладе об укомплектовании корпуса от 8 января 1937 года писал: «11 БАИ и 21 БА-27 корпусу не положены. Учитывая отсутствие запасных частей и ремонтных баз, а также то, что все машины БА-27 в течение ряда лет требуют капитального ремонта, прошу об изъятии».
Учитывая большой износ БА-27, и то, что к этому времени запасные части для них и АМО уже не производили, автобронетанковое управление РККА решило приспособить бронеавтомобили БА-27 для движения по железной дороге.
В середине 1934 года на паровозовагонном ремонтном заводе Никольск-Уссурийске один БА-27 переделали в бронеавомобиль-дрезину
В 1936 году 2 БА-27 поступили в мастерские военсклада (военного склада) № 60 в городе Брянске. Здесь БА-27 оснастили железнодорожными бандажами и домкратом с поворотным устройством которым броневик вывешивался при переходе на рельсы. Дополнительно на машине установили буферное и прицепное устройства, позволявшие ставить броневик в хвосте железнодорожного состава или соединять два бронеавтомобиля между собой. Буферное и прицепное устройства сделаны в одном корпусе шарнирно на кронштейне, приваренном в корме корпуса. При движении броневика на железнодорожном ходу с помощью хомутами производили блокировку передних и задних рессор. Испытания бронемашин, обозначенных БА-27жд (железнодорожный) проходили в 1937 году во 2-м полку бронепоездов и дали хорошие результаты. Скорость БА-27жд
на железнодорожном ходу 50 км/ч. Исходя из этого, подобно предполагалось переоборудовать все БА-27, превратив их в бронеавтомобили-дрезины для поддержки бронепоездов. К этой программе планировали приступить с 1938 года, но летом 1937 года на бронерембазе № 2 (станция Митьково Ленинской железной дороги), которая помимо прочего ремонтировала и БА-27, под руководством конструктора Ашихмина разработан проект перестановки корпуса БА-27 на шасси ГАЗ-ААА с тремя осями. В июле такой броневик, называвшийся в документах БА-27 ГАЗ, сделан и испытан. О результатах испытаний доложено в АБТУ РККА, и после рассмотрения там решено модернизировать по этому типу все БА-27.
Внешние изображения |
Внешние изображения |
Внешние изображения |
На фронтах войны: служба и боевое применение БА-64
БА-64 находились в составе танковых корпусов (по 31 единице), мотоциклетных полков (по 10 единиц) и разведывательных батальонов, которые получали по 12 машин соответственно. В ходе боевых действий БА-64 активно использовался для разведки и связи, охраны колонн во время движения. Но бывали и исключения.
Так, в марте 1945 г. в Венгрии командир БА-64 гвардии сержант А. М. Старков, ворвавшись на вражеские позиции, из пулемета уничтожил 7 солдат противника, обеспечив успешную атаку пехоты и пленение нескольких десятков немецких солдат. Хотя бронеавтомобили с легким бронированием и пулеметным вооружением не часто применялись для атаки вражеских позиций, потери легких бронеавтомобилей все же оказались весьма значительными — более половины выпущенных машин. При этом к концу войны подавляющую часть советских бронеавтомобилей составляли именно БА-64. Так, на середину мая 1945 г. в Красной Армии находилось 3314 бронеавтомобилей, из которых около 3 тыс. были как раз легкие БА-64.
БА-64 на Параде Победы 24 июня 1945 года. (bronetehnika.narod.ru)
В августе 1945 г. БА-64 применялись и в ходе стремительной кампании Красной Армии на Дальнем Востоке против Японии. После завершения Второй мировой войны БА-64 до начала 1950-х годов оставались на вооружении Советской Армии. Помимо советских частей БА-64 были на вооружении иностранных соединений, сформированных на территории Советского Союза. Так, 10 бронеавтомобилей находилось в чехословацких частях, а 81 машина была передана в состав Войска Польского. В послевоенный период БА-64 в качестве полицейских машин использовались в ГДР. В послевоенный период БА-64 поставлялись в Китай, Корею и целый ряд других стран. До нашего времени сохранилось достаточно много БА-64 в качестве музейных экспонатов.
Экспонаты музеев
ГАЗ М-1 (1936–1943 гг.)
Легендарный ГАЗ М-1 (Молотовец первый), лучше известный как «эмка», применялся в Красной армии в своем обычном обличье прочного и удобного пятиместного седана с 50-сильным мотором, служившего разъездной и штабной машиной офицеров всех уровней до высшего командного состава. Ее серийный выпуск прекратился через два месяца после начала Великой Отечественной.
Легковой автомобиль ГАЗ М-1 раннего выпуска на службе госбезопасности
В первые годы войны из оставшихся деталей удалось собрать небольшую партию «эмок» упрощенной комплектации. Они лишились одной штатной фары, молдингов, указателей поворотов, гнутых бамперов и колесных колпаков, снабжались светомаскировкой, звуковыми спецсигналами и поисковой фарой.
Гражданский ГАЗ М-1 в «военной форме» с маскировочными козырьками на фарах
Взвод машины боевой: «эмка» в разгар войны с одной фарой и прямым бампером
Простой цельнометаллический пикап ГАЗ-415
(М-415) с двухместной кабиной и кузовом с продольными скамьями в стандартном исполнении служил в РККА для перевозки шести человек личного состава, установки радиостанций и на парадах часто возглавлял колонны автобронетехники.
Знаменосцы на пикапе ГАЗ-415 возглавляют военный парад в Ленинграде
В конце 1930-х из нескольких перспективных более мощных производных версий «эмки» ни одна машина не получила широкого признания в армии. Исключением можно считать автомобили ГАЗ-11-73
с американским 76-сильным двигателем Dodge Six (ГАЗ-М) и измененной облицовкой передка: накануне войны все они поступили в Красную армию как командирские и штабные версии. В разгар войны собрали еще несколько экземпляров, а пик их производства пришелся на первый мирный 1946 год.
Серийный седан ГАЗ-11-73 — модернизированная более мощная «эмка»
Еще в 1940-м на этом шасси собрали опытные пикапы ГАЗ-11-415
с двумя откидными скамейками на шесть человек, но организацию их выпуска прервала война.