Бронированные, гусеничные армейские легковушки ссср 30-х годов

Содержание:

  • Первый русский бронеавтомобиль Накашидзе
  • Русские броневики на отечественных шасси
  • Русские бронеавтомобили на иностранных шасси
  • Трехколесные бронемашины Филатова
  • Бронеавтомобили Былинского
  • Бронемашина Улятовского
  • Бронеавтомобили Мгеброва
  • Ижорский ФИАТ
  • Бронемашины Поплавко
  • Бронемашины «Гарфорд»
  • Полугусеничная бронемашина Гулькевича
  • Иностранные бронемашины в Царской армии
  • Первые бронеавтомобили Austin
  • Бронемашины Armstrong-Whitworth

Почти все они базировались на шасси обычных легковушек и не всегда соответствовали своему предназначению, поэтому в Русской императорской армии спонтанно сложилась разветвленная «индустрия исправления чужих ошибок» — доработка импортных и создание собственных бронированных корпусов. Их собирали петербургские Путиловский завод и Обуховский сталелитейный, бронепрокатная мастерская № 2 Ижорского завода в Колпино, а также офицерские учебные заведения, фронтовые мастерские и небольшие частные предприятия.

До октября 1917 года в царскую армию из-за границы поступили 496 броневиков, из которых около 200 машин были переделаны в России. Большинство бронеавтомобилей, носивших собственные броские имена, участвовали в боях Первой мировой и Гражданской войн, а также в событиях Февральской и Октябрьской революций.

Исторические бронеавтомобили[ | ]

  • Реплика «Руссо-Балта» октября 1914 г. 2014
  • Бельгийский бронеавтомобиль Минерва. Осень 1914
  • Германский автомобиль с 75-мм орудием Круппа (САУ). 1915
  • Атака бронированных автомобилей Рено. Май-июнь 1915
  • «Руссо-Балт» на Кавказском фронте. 1916
  • «Остины» русской армии. Начало 1916
  • «Остины» русской армии на реке Двина. 1916
  • Блиндированный французский пушка-автомобиль. 1916 года
  • Красный «Фиат Ижорский» у Смольного. 1917
  • Реплика Остин-Путиловца 1917 года в музее в Кубинке
  • Армстронг-Уитворт-Фиат. 1918 год
  • Белый Остин «Атаман Богаевский». 1919
  • Немецкий броневик с эмблемой «Адамова голова». 1919
  • Пирс-Арроу. Немецкий броневик фрайкора «Титаник» в Риге. 1919
  • Бронеавтомобиль Rolls-Royce в Северной Ирландии. 1920
  • Польский броневик Korfanty

    . 1920

  • Польский бронеавтомобиль Kubus, 1944
  • датского сопротивления в 1945 году
  • Британский эрзац-броневик «Бизон» с бетонной бронёй
  • Бронеавтомобиль 21 века. Французская карточка 1910 года

Аэросани

Тип Изображение Принят на вооружение Количество выпущенных, шт. Примечания
НКЛ-16 1937 ? Аэросани НКЛ-16 широко использовались на фронтах Великой Отечественной войны, особенно в зиму 1941/42 года. Они применялись для оперативной связи, доставки военных грузов, на них осуществлялись патрульные, десантные и боевые операции. При переброске десантов аэросани не только принимали бойцов с полным вооружением на борт, но и буксировали на специальных тросах 18—20 лыжников.
НКЛ-26 1941 ? Сани НКЛ-26 имели бронированный корпус, обеспечивающий противопульную и противоосколочную защиту, и были вооружены одним пулемётом ДТ (Дегтярев танковый) калибра 7,62 мм на турели, обеспечивающей круговой сектор обстрела. В движение сани приводились двигателем М-11, аналогичным устанавливаемому на самолёте По-2.
РФ-8-ГАЗ-98 1941 ? Аэросани были приняты к серийному производству на филиале автомобильного завода ГАЗ

Самоходная артиллерийская установка

Франция
  • на грузовике De Dion-Bouton
  • Самоходка Renault FT †
  • Самоходка Renault FT STA †
  • Самоходка Renault FT STAV †
  • Самоходная пушка Saint Chamond 120 мм L †
  • 155-мм самоходная пушка Saint Chamond GPF †
  • 194-мм самоходная пушка Saint Chamond GPF ‡ — 50 постройки с апреля 2018 г.
  • † — 1 построен и испытан в июле 1918 г.
  • Самоходный миномет Saint Chamond 280 мм TR ‡
  • † — 1 построено
Германия
  • Зенитный танк A7V †
  • Leichte Kraftwagengeschutze 7,7-см зенитная артиллерийская установка L-27
Италия
Россия

76-мм зенитная пушка Руссо Балт Т

Gun Carrier Mark I мог перевозить британскую полевую пушку над трудной землей , но на практике использовался больше для подавателей

Великобритания
  • Огневой эсминец № 1, 1А, 2 и 3 *
  • Gun Carrier Mark I — носитель на базе танка Mark I для 6-дюймовой гаубицы или 60-фунтовой пушки.
  • Бронированный грузовик ПВО Pierce-Arrow — 40-мм двухфунтовое орудие QF на шасси грузового автомобиля
Соединенные Штаты
  • 3-дюймовая зенитная пушка Holt 55-1 † — поставлена ​​в 1917 г.
  • Holt Mark I ( 8-дюймовая гаубица ) † — 3 построены и испытаны в 1918 году.
  • Holt Mark II ( 155-мм орудие M1918 ) †
  • Holt Mark III ( 240-мм гаубица ) †
  • Holt Mark IV (240-мм гаубица) †
  • 3-дюймовая зенитная пушка Christie †
  • 8-дюймовая самоходная гаубица Christie †

Особенности БТР “Бумеранг”

Одним из основных преимуществ, и в то же время недостатком машины, является ее броня. Конструкторы уменьшили количество стальных листов в корпусе БТР, заменив их керамическими плитами. Керамика значительно легче стали, такая подмена обеспечила “Бумерангу” большую мобильность. Машина с относительно меньшим весом значительно прибавила в скорости и маневренности.

Скептики в свою очередь настаивают, что использование керамических блоков исключает возможность полевого ремонта машины: при попадании снаряда в керамическую плиту, она гасит инерцию выстрела всей своей площадью. Такая встряска приводит к усталости материала и выходу его из строя. Заменить керамические щиты в полевых условиях нет возможности. Выбирая между надежностью и маневренностью, больше голосов за надежность. Впрочем, недовольство керамикой чисто условное. Конструкторы предусмотрительно сделали броню съемной. При желании листы керамики можно заменить на классическую сталь.

Фото с https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B3_(%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0)

БА-6 жд

Интересно, что чуть ли не одновременно с появлением в войсках средних бронеавтомобилей стартовали проекты их перевода на железнодорожный ход. И в середине 30-х советская промышленность наладила серийный выпуск таких комплектов.

Фокус заключался в следующем. При необходимости экипаж приподнимал машину на специальном домкрате, обувал передние и внутренние задние колеса в специальные стальные бандажи с ребордами (средняя ось при этом вывешивалась), фиксировал руль в нейтральном положении, опускал на рельсы. И все – бронедрезина готова! Кстати, организационно такие БА с индексом «жд» включали в состав бронепоездных частей.

Когда требовалось покинуть железную дорогу, бандажи укладывали на борта и корму корпуса, а порой и на крышу башни, поэтому даже на шоссе модификации «жд» сохраняли характерный узнаваемый облик.

История вопроса

Как ни странно, самый большой интерес к таким автомобилям был проявлен в России. Причиной интереса российского военного ведомства к бронированным машинам стал горький опыт русско-японской войны. Уже тогда стало ясно, что без наличия в формированиях защищенной от пуль противника самоходной машины, способной при этом осуществлять поддержку пехоты пулеметным огнем, в будущей войне не избежать огромных людских потерь. И бронеавтомобили могли применяться для ведения разведки, огневой поддержки своих войск в наступлении и преследовании отступающего врага, отражении атак его кавалерии, для связи и других видов боевого обеспечения.

Первые автомобилиЗаинтересованность российского военного министерства вызвал проект подъесаула М.А. Накашидзе, но ввиду сложности его реализации на отечественных промышленных мощностях постройку машин заказали во Франции фирме Charron. В 1906 г. несколько таких бронеавтомобилей были поставлены в Россию. Машины имели пулеметное вооружение во вращающейся башне с круговым обстрелом, полное бронирование и удовлетворительную по тем временам проходимость. Так Россия стала первой в мире страной, принявшей на вооружение своей армии бронеавтомобили.

Создание 29 мая 1910 г. в С.-Петербурге первой учебной автороты заложило основы всего автомобильного дела в русской армии.

С началом Первой мировой войны в России сразу же были организованы работы по оснащению русской армии бронеавтомобилями. В качестве базового шасси русских броневиков использовались шасси грузовых автомобилей «Руссо-Балт» М и Т (грузоподъемностью 2 и 4,1 т соответственно), которые производились на одноименном заводе в Риге; бронирование и вооружение машин осуществлялось на Ижорском заводе.

Кроме автомобилей «Руссо-Балт» в период Первой мировой войны на вооружение армии России поступали бронеавтомобили Austin (1915 г.), Packard (1916 г.) и др. При этом серийно выпускаемые за границей бронеавтомобили не отвечали тем требованиям, которые к ним предъявляли русские военные. Например, английские бронеавтомобили Austin не имели горизонтального бронирования и вооружались одним пулеметом. Однако, учитывая размер заказа, руководство фирмы Austin в короткое время организовало для России производство машин, удовлетворявших всем требованиям.

Советские бронеавтомобилиПосле окончания Гражданской войны с развитием отечественного автомобилестроения в СССР начали разрабатываться бронеавтомобили собственной конструкции. Так, перед войной в СССР на базе автомобилей М-1, ГАЗ-ААА, ЗиС-6 и др. были разработаны бронеавтомобили различных типов, которые делились по своей массе на три категории: легкие (до 4 т), средние (4-8 т) и тяжелые (более 8 т).

Машины имели противопульное или противоосколочное бронирование, пулеметное (на легких) или пушечно-пулеметное (на средних и тяжелых) вооружение во вращающейся башне. Шасси бронеавтомобилей были 2- или 3-осные с неполным приводом на все колеса. Некоторые бронеавтомобили были оборудованы специальными движителями для перемещения по железнодорожным рельсам. Многие из таких автомобилей приняли участие в первый период Великой Отечественной войны. Однако в связи с большой их уязвимостью от огня артиллерии и ударов авиации производство бронеавтомобилей довоенных образцов было прекращено, а их использование резко сокращено.

В производстве остался лишь легкий бронеавтомобиль БА-64 с колесной формулой 4×4 (с 1943 г. БА-64Б), который широко применялся для разведки и связи.

После окончания Великой Отечественной бронеавтомобили были выведены из системы вооружений Красной Армии. Функции, которые они до этого выполняли, были переданы легким плавающим танкам, бронетранспортерам и специальным разведывательным машинам.

Тем не менее первые отечественные колесные бронетранспортеры, такие как БТР-40 и БТР-152, по сути, оставались бронеавтомобилями, поскольку создавались на шасси грузовых автомобилей ГАЗ или ЗиС. Так продолжалось до тех пор, пока не был создан колесный бронетранспортер БТР-60П.

Бронеавтомобили на шасси ГАЗ М-1

Единственным серьезным военным предназначением «эмок» были легкие броневики двух серий. Первый — ФАИ-М

являлся модернизацией моделиФАИ, которая сводилась к перестановке старого бронекорпуса на новое удлиненное шасси ГАЗ М-1.

Пулеметная бронемашина ФАИ-М с задней площадкой для запасного колеса

При этом на освободившемся заднем свесе установили топливный бак с защитным бронелистом и уложили запасное колесо. По решению военной комиссии машина обладала «неполноценным бронированием» и применялась как вспомогательная боевая единица.

Самый распространенный в РККА бронеавтомобиль БА-20 на базе ГАЗ М-1

Летом 1936 года Выксунский завод ДРО приступил к сборке нового бронеавтомобиля БА-20

с более вместительным корпусом из наклонных листов катаной стали Ижорского завода. На нем применяли старую башню от модели ФАИ или новую коническую с пулеметом ДТ, пулестойкие шины с упругим резиновым наполнителем и радиостанцию с поручневой антенной, смонтированной на кронштейнах вокруг корпуса.

БА-20 в охране переговоров представителей РККА и Вермахта о передаче советской стороне города Брест-Литовска. 21 сентября 1939 года

Железнодорожный броневик снабжался четырьмя съемными металлическими колесами с ребордами, для установки которых служил подъемный домкрат. При движении по рельсам рулевой механизм блокировался в нейтральном положении.

Железнодорожный вариант БА-20 с металлическими колесами. 1938 год

В 1939-м в производство поступил модернизированный вариант БА-20М

на специальном усиленном шасси ГАЗ-МС. Он отличался измененной формой корпуса, более высокой расширявшейся книзу башней конической формы, усиленным бронированием и новыми радиосредствами. В этой серии также существовал железнодорожный вариант со сменными колесами.

Колонна бронемашин БА-20М перед парадом на Красной площади. 1939 год

Броневики серии БА-20 участвовали в советско-японских столкновениях, финляндской войне и на первом этапе Великой Отечественной практически все были уничтожены или захвачены против­ником. Они применялись в немецких полицейских, горнострелковых частях и подразделениях СС. В Финляндии трофейные машины были модернизированы и оставались на воинской службе до начала 1950-х.

Перекрашенный трофейный БА-20 в финском поселке Вяртсиля (из архива Esa Muikku)

В область военизированных легковых машин Московский автозавод имени И. В. Сталина тоже внес свою посильную лепту, создав малоизвестные специальные версии своей представительской модели ЗИС-101, служившие личными машинами руководства СССР и командования Красной армии.

Примечания

  1. , с. 2.
  2. ↑ Бронедрезина //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. ↑ Бронедрезина // А — Бюро военных комиссаров / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1976. — С. 598. — (Советская военная энциклопедия :  ; 1976—1980, т. 1).
  4. , с. 3 и 44.
  5. ↑ Бронедрезина // Советский энциклопедический словарь / гл. ред. Прохоров А. М.. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1984. — С. 170. — 1600 с. — 1 000 000 экз.
  6. , с. 6.
  7. ↑ , с. 235.
  8. , с. 3—10.
  9. , с. 191—204, 378.
  10. , с. 24 и 58.
  11. , с. Глава 4. В сражениях Великой Отечественной войны.
  12. , с. 20—24 и 34-52.
  13. , с. 174 и 378.
  14. , с. 236—237.
  15. ↑ БА-20 // Л. Д. Гоголев. Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. М., ДОСААФ, 1986. стр.24-26
  16. ↑ Е. Д. Кочнев. Автомобили Великой Отечественной. М., ЭКСМО, 2010. стр.102-105
  17. , с. 237.
  18. ↑ , с. 238, 378.
  19. , с. 238.
  20. , с. 424.
  21. , с. 425.

1938 год – БА-10А

Накануне Второй мировой Красная армия получила самый массовый (и самый удачный) пушечный бронеавтомобиль. БА-10 разных модификаций выпустили тиражом свыше 3,3 тысячи экземпляров. Для сравнения, Германия перед нападением на СССР 22 июня 1941 года имела меньше танков всех типов.

Базовый БА-10А представлял собой дальнейшее развитие БА-6, причем модернизация началась еще на «шестерке» (опытная версия 1936-1937 годов с индексом М) и по разным направлениям. С одной стороны, подтянули защиту – башня получила коническую форму, толщину брони в критичных местах увеличили до 10 мм. С другой – постарались устранить слабые места в конструкции. К примеру, снова усилили подвеску, на передней оси появились амортизаторы, сам корпус стал компактнее за счет перехода на еще сильнее укороченное шасси (минус 200 мм в пределах базы), люки получили внутренние петли и защиту от проникания внутрь свинцовых брызг.

Четырехцилиндровый газовский двигатель М-1 развивал уже полсотни сил вместо 40 л.с. агрегата ГАЗ-АА на прежних вариантах. Объем топливных баков вырос в 1,5 раза, причем заливные горловины прикрыли бронекрышками. Получила дополнительную защиту и экранированная электропроводка.

Бронемашина БА-64: создание

Во второй половине 1930-х годов Красная Армия активно применяла бронеавтомобили различных типов. В ходе Великой Отечественной войны боевые возможности бронеавтомобилей в силу относительно слабой броневой защиты и вооружения значительно сокращаются. Единственным бронеавтомобилем, который был принят на вооружение РККА за время войны, стал БА-64. Этот легкий бронеавтомобиль был создан в качестве замены своему предшественнику БА-20.

Разработка проекта новой бронемашины начались в конструкторском бюро Горьковского автозавода поздней осенью 1941 г., а 3 марта 1942 г. опытный образец уже демонстрировался в Кремле. Бронеавтомобиль был создан на базе легковой машины ГАЗ-64. Масса броневика превысила 2,3 тонны. На бронеавтомобиле был установлен двигатель мощностью 50 л., Максимальная скорость по шоссе 80 км./ч. Шины бронеавтомобиля пулестойкие. Экипаж состоял из двух человек — командира и водителя. Корпус броневика из сварных броневых листов толщиной от восьми до тринадцати миллиметров. В восьмигранной башне был установлен 7,62-мм пулемет ДТ.

БА-64 на площадке военной техники. ЦМВС, Москва. (yablor.ru)

Боекомплект состоял из 20 дисков (1260 патронов). Высокий угол возвышения позволял вести огонь из пулемета не только по наземным, но в некоторых случаях и по воздушным целям. В силу сложных военных условий план выпуска БА-64 постоянно срывался и только с июня 1942 г. новый бронеавтомобиль в значительных количествах начал поступать в действующую армию. БА-64 должен был использоваться в качестве разведывательной и связной машины, предназначался для охраны колонн на марше и стратегически важных объектов.

Бронеавтомобили

Тип Изображение Принят на вооружение Количество выпущенных, шт. Примечания
БА-27М 1928 215 Большая часть машин, находившаяся в приграничных частях, была потеряна в первые недели войны.
ФАИ 1933 более 1 000 Бронеавтомобиль выполнен на шасси легкового автомобиля «Форд-А» (ФАИ) или ГАЗ-М1 (ФАИ-М).
БА-20 1936 2 114 Создан в 1936 году на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1.
БА-3, БА-6 1936 386 БА-3 и БА-6 встречались в войсках, как минимум, до середины 1942 года.
БА-30 1937 Произведена небольшая серия.
БА-10 1938 3 413 Использовался советскими войсками в боях на Халхин-Голе, Советско-финской войне и на всём протяжении Великой Отечественной войны
БА-64 1942 9 110 БА-64 был создан на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64. Бронеавтомобиль активно использовались советскими войсками с лета 1942 года и вплоть до конца войны, преимущественно в роли разведывательных машин, но также и для непосредственной поддержки пехоты.

Примечания

  1. , с. 2.
  2. ↑ Бронедрезина //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. ↑ Бронедрезина // А — Бюро военных комиссаров / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1976. — С. 598. — (Советская военная энциклопедия :  ; 1976—1980, т. 1).
  4. , с. 3 и 44.
  5. ↑ Бронедрезина // Советский энциклопедический словарь / гл. ред. Прохоров А. М.. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1984. — С. 170. — 1600 с. — 1 000 000 экз.
  6. , с. 6.
  7. ↑ , с. 235.
  8. , с. 3—10.
  9. , с. 191—204, 378.
  10. , с. 24 и 58.
  11. , с. Глава 4. В сражениях Великой Отечественной войны.
  12. , с. 20—24 и 34-52.
  13. , с. 174 и 378.
  14. , с. 236—237.
  15. ↑ БА-20 // Л. Д. Гоголев. Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. М., ДОСААФ, 1986. стр.24-26
  16. ↑ Е. Д. Кочнев. Автомобили Великой Отечественной. М., ЭКСМО, 2010. стр.102-105
  17. , с. 237.
  18. ↑ , с. 238, 378.
  19. , с. 238.
  20. , с. 424.
  21. , с. 425.

Читайте так же

Средние танки

Тип Изображение Принят на вооружение Количество выпущенных, шт. Примечания
Т-28 1933 503 Первый в СССР средний танк, запущенный в массовое производство. Использовался в Польском походе РККА и Зимней войне, где показали весьма высокие боевые качества.
Т-34-76 1940 33 929 Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан рядом специалистов лучшим средним танком Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и технологическими характеристиками. Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны.
Т-44 1944 1 823 Серийное производство Т-44 началось в 1944 году, однако в ходе Великой Отечественной войны оно велось в ограниченных масштабах с целью не допустить сокращения выпуска Т-34-85 в период осуществления масштабных наступательных операций.
Т-34-57 1941 50

Танк — истребитель. Установленное на нём 57 мм орудие ЗИС-4 (ЗИС-4М) могло пробивать броню до 98 мм на расстоянии 1000 м. Серийное производство Т-34-57 велось в 1941 и 1943 годах в ограниченных масштабах.

Т-34-85 1944 более 35 000 Являлся одним из основных советских танков Второй мировой войны, а после её окончания составлял основу танковых войск Советской армии вплоть до середины 1950-х годов.

Бронеавтомобили-дрезины БА-27жд

Основная статья: БА-27


БА-27. Такие переделывали в БА-27жд К середине 30-х годов броневики БА-27 очень износились и почти все требовали капитального ремонта. Например, командир и военный комиссар 45-го механизированного корпуса Борисенко в докладе об укомплектовании корпуса от 8 января 1937 года писал: «11 БАИ и 21 БА-27 корпусу не положены. Учитывая отсутствие запасных частей и ремонтных баз, а также то, что все машины БА-27 в течение ряда лет требуют капитального ремонта, прошу об изъятии».

Учитывая большой износ БА-27, и то, что к этому времени запасные части для них и АМО уже не производили, автобронетанковое управление РККА решило приспособить бронеавтомобили БА-27 для движения по железной дороге.

В середине 1934 года на паровозовагонном ремонтном заводе Никольск-Уссурийске один БА-27 переделали в бронеавомобиль-дрезину

В 1936 году 2 БА-27 поступили в мастерские военсклада (военного склада) № 60 в городе Брянске. Здесь БА-27 оснастили железнодорожными бандажами и домкратом с поворотным устройством которым броневик вывешивался при переходе на рельсы. Дополнительно на машине установили буферное и прицепное устройства, позволявшие ставить броневик в хвосте железнодорожного состава или соединять два бронеавтомобиля между собой. Буферное и прицепное устройства сделаны в одном корпусе шарнирно на кронштейне, приваренном в корме корпуса. При движении броневика на железнодорожном ходу с помощью хомутами производили блокировку передних и задних рессор. Испытания бронемашин, обозначенных БА-27жд (железнодорожный) проходили в 1937 году во 2-м полку бронепоездов и дали хорошие результаты. Скорость БА-27жд

на железнодорожном ходу 50 км/ч. Исходя из этого, подобно предполагалось переоборудовать все БА-27, превратив их в бронеавтомобили-дрезины для поддержки бронепоездов. К этой программе планировали приступить с 1938 года, но летом 1937 года на бронерембазе № 2 (станция Митьково Ленинской железной дороги), которая помимо прочего ремонтировала и БА-27, под руководством конструктора Ашихмина разработан проект перестановки корпуса БА-27 на шасси ГАЗ-ААА с тремя осями. В июле такой броневик, называвшийся в документах БА-27 ГАЗ, сделан и испытан. О результатах испытаний доложено в АБТУ РККА, и после рассмотрения там решено модернизировать по этому типу все БА-27.

Внешние изображения

Внешние изображения

Внешние изображения

На фронтах войны: служба и боевое применение БА-64

БА-64 находились в составе танковых корпусов (по 31 единице), мотоциклетных полков (по 10 единиц) и разведывательных батальонов, которые получали по 12 машин соответственно. В ходе боевых действий БА-64 активно использовался для разведки и связи, охраны колонн во время движения. Но бывали и исключения.

Так, в марте 1945 г. в Венгрии командир БА-64 гвардии сержант А. М. Старков, ворвавшись на вражеские позиции, из пулемета уничтожил 7 солдат противника, обеспечив успешную атаку пехоты и пленение нескольких десятков немецких солдат. Хотя бронеавтомобили с легким бронированием и пулеметным вооружением не часто применялись для атаки вражеских позиций, потери легких бронеавтомобилей все же оказались весьма значительными — более половины выпущенных машин. При этом к концу войны подавляющую часть советских бронеавтомобилей составляли именно БА-64. Так, на середину мая 1945 г. в Красной Армии находилось 3314 бронеавтомобилей, из которых около 3 тыс. были как раз легкие БА-64.

БА-64 на Параде Победы 24 июня 1945 года. (bronetehnika.narod.ru)

В августе 1945 г. БА-64 применялись и в ходе стремительной кампании Красной Армии на Дальнем Востоке против Японии. После завершения Второй мировой войны БА-64 до начала 1950-х годов оставались на вооружении Советской Армии. Помимо советских частей БА-64 были на вооружении иностранных соединений, сформированных на территории Советского Союза. Так, 10 бронеавтомобилей находилось в чехословацких частях, а 81 машина была передана в состав Войска Польского. В послевоенный период БА-64 в качестве полицейских машин использовались в ГДР. В послевоенный период БА-64 поставлялись в Китай, Корею и целый ряд других стран. До нашего времени сохранилось достаточно много БА-64 в качестве музейных экспонатов.

Экспонаты музеев

ГАЗ М-1 (1936–1943 гг.)

Легендарный ГАЗ М-1 (Молотовец первый), лучше известный как «эмка», применялся в Красной армии в своем обычном обличье прочного и удобного пятиместного седана с 50-сильным мотором, служившего разъездной и штабной машиной офицеров всех уровней до высшего командного состава. Ее серийный выпуск прекратился через два месяца после начала Великой Отечественной.

Легковой автомобиль ГАЗ М-1 раннего выпуска на службе госбезопасности

В первые годы войны из оставшихся деталей удалось собрать небольшую партию «эмок» упрощен­ной комплектации. Они лишились одной штатной фары, молдингов, указателей поворотов, гнутых бамперов и колесных колпаков, снабжались светомаскировкой, звуковыми спецсигналами и поисковой фарой.

Гражданский ГАЗ М-1 в «военной форме» с маскировочными козырьками на фарах

Взвод машины боевой: «эмка» в разгар войны с одной фарой и прямым бампером

Простой цельнометаллический пикап ГАЗ-415

(М-415) с двухместной кабиной и кузовом с продоль­ными скамьями в стандартном исполнении служил в РККА для перевозки шести человек личного состава, установки радиостанций и на парадах часто возглавлял колонны автобронетехники.

Знаменосцы на пикапе ГАЗ-415 возглавляют военный парад в Ленинграде

В конце 1930-х из нескольких перспективных более мощных производных версий «эмки» ни одна машина не получила широкого признания в армии. Исключением можно считать автомобили ГАЗ-11-73

с американским 76-сильным двигателем Dodge Six (ГАЗ-М) и измененной облицовкой передка: накануне войны все они поступили в Красную армию как командирские и штабные версии. В разгар войны собрали еще несколько экземпляров, а пик их производства пришелся на первый мирный 1946 год.

Серийный седан ГАЗ-11-73 — модернизированная более мощная «эмка»

Еще в 1940-м на этом шасси собрали опытные пикапы ГАЗ-11-415

с двумя откидными скамейками на шесть человек, но организацию их выпуска прервала война.

Международная обеспокоенность по поводу участия Китая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector