Ракета «шквал»

История

Происхождение термина

Русским языком, как и другие европейскими языками, слово «торпедо» заимствовано из английского языка (англ. torpedo ) [] .

По поводу первого употребления этого термина в английском языке единого мнения нет. Некоторые авторитетные источники утверждают, что первая запись этого термина относится к 1776 году и в оборот его ввёл Дэвид Бушнелл , изобретатель одного из первых прототипов подводных лодок – «Черепахи ». По другой, более распространённой версии первенство употребления этого слова в английском языке принадлежит Роберту Фултону и относится к началу XIX века (не позднее 1810 года )

И в том и в другом случае термин «torpedo» обозначал не самодвижущийся сигарообразный снаряд, а подводную контактную мину яйцеобразной или бочонкообразной формы , которые имели мало общего с торпедами Уайтхеда и Александровского.

Изначально в английском языке слово «torpedo» обозначает электрических скатов , и существует с XVI века и заимствовано из латинского языка (лат. torpedo ), которое в свою очередь первоначально обозначало «оцепенение», «окоченение», «неподвижность». Термин связывают с эффектом от «удара» электрического ската .

Ссылки

Устройство торпедного аппарата

Как можно понять из названия, торпедный аппарат – это механизм, предназначенный для выстрела торпедами, а также для их перевозки и хранения в походном режиме. Этот механизм имеет форму трубы, идентичной размеру и калибру самой торпеды. Существует два способа стрельбы: пневматический (с использованием сжатого воздуха) и гидропневматический (с использованием воды, которая вытесняется сжатым воздухом из предназначенного для этого резервуара). Установленный на подводной лодке, торпедный аппарат представляет собой неподвижную систему, в то время как на надводных судах, аппарат возможно поворачивать.

Для пневматического торпедного аппарата ученые создали механизм, способный замаскировать место выстрела торпеды под водой – беспузырной механизм. Принцип его действия заключался в следующем: во время выстрела, когда торпеда прошла две трети своего пути по торпедному аппарату и приобретала необходимую скорость, открывался клапан, через который сжатый воздух уходил в прочный корпус подводной лодки, а вместо этого воздуха, за счет разности внутреннего и внешнего давления, аппарат заполнялся водой, до того момента, пока давление не уравновесится. Таким образом, воздуха в камере практически не оставалось, и выстрел проходил незамеченным.

Необходимость в гидропневматическом торпедном аппарате возникла, когда подводные лодки стали погружаться на глубину более 60 метров. Для выстрела было необходимо большое количество сжатого воздуха, а он на такой глубине был слишком тяжелый. В гидропневматическом аппарате выстрел совершается за счет водного насоса, импульс от которого и толкает торпеду.

Достоинства и недостатки

Как и у любого вида вооружения у данной торпеды есть ряд достоинств и недостатков. К положительным чертам относится:

  • огромная скорость перемещения позволяет практически гарантированно пройти через любую систему защиты противника и поразить цель;
  • большой заряд боевой части позволяет поражать и наносить тотальные повреждения даже крупным кораблям класса авианосец. Заряд с ядерной боевой частью может одним залпом уничтожить целую авианесущую группу;
  • универсальность платформы, которая позволяет устанавливать торпеду, как в надводные корабли, так и на подводные лодки.

Запуск торпеды Шквал Однако торпеда имеет и ряд недостатков, некоторые из которых выходят из ее достоинств:

  • высокая стоимость торпеды, которая равна 6 миллионам долларов США;
  • вибрации и шум, издаваемые торпедой о время движения из-за своей высокой скорости моментально демаскируют носитель, с которого был произведен запуск;
  • небольшая дальность действия торпеды также уменьшает живучесть корабля или подводной лодки, с которой произведен запуск, особенно это касается случая с нанесением удара по противнику торпедой с ядерной боеголовкой.

Сохранившиеся экземпляры

История разработки реактивной торпеды «Шквал»

Первую в мире торпеду, относительно пригодную для боевого применения по неподвижным кораблям, еще в 1865 году спроектировал и даже смастерил в кустарных условиях русский изобретатель И.Ф. Александровский. Его «самодвижущаяся мина» была впервые в истории оснащена пневмодвигателем и гидростатом (регулятор глубины хода).

Но поначалу глава профильного ведомства адмирал Н.К. Краббе посчитал разработку «преждевременной», а позднее от массового производства и принятия на вооружение отечественного «торпедо» отказались, отдав предпочтение торпеде Уайтхеда.

С тех пор торпеды и пусковые аппараты всё больше распространялись и модернизировались. Со временем возникли особые военные корабли — миноносцы, для которых торпедное оружие было основным.

Первые торпеды оснащались пневматическими либо парогазовыми двигателями, развивали относительно небольшую скорость, и на марше оставляли за собой отчетливый след, заметив который военные моряки успевали сделать маневр — увернуться. Создать подводную ракету на электродвигателе удалось только германским конструкторам перед Второй мировой.

Преимущества торпед перед противокорабельными ракетами:

более массивная / мощная боевая часть;
более разрушительная для плавучей цели энергия взрыва;
невосприимчивость к погодным условиям — торпедам не помеха никакие шторма и волны;
торпеду сложнее уничтожить или сбить с курса помехами.

Необходимость совершенствования подводных лодок и торпедного оружия Советскому Союзу диктовали США с их отличной системой ПВО, делавшей американский морфлот почти неуязвимым для бомбардировочной авиации.

Проектирование торпеды, превосходящей существующие отечественные и зарубежные образцы скоростью благодаря уникальному принципу действия, стартовало в 1960-е годы. Конструкторскими работами занимались специалисты московского НИИ № 24, впоследствии (после СССР) реорганизованного в небезызвестное ГНПП «Регион». Руководил разработкой, давно и надолго откомандированный в Москву с Украины Г.В. Логвинович — с 1967 г. академик АН УССР. По другим данным, группу конструкторов возглавлял И.Л. Меркулов.

В 1965 новое оружие было впервые испытано на озере Иссык-Куль в Киргизии, после чего система «Шквал» более десяти лет дорабатывалась. Перед конструкторами была поставлена задача сделать ракету-торпеду универсальной, то есть рассчитанной на вооружение как подлодок, так и надводных кораблей. Также требовалось довести до максимума скорость движения.

Модификация торпеды — «Шквал-Э»

Изначально подводная ракета была лишена системы самонаведения, оснащалась ядерной боеголовкой в 150 килотонн, способной нанести противнику урон вплоть до ликвидации авианосца со всем вооружением и кораблями сопровождения. Вскоре появились вариации с обычным боезарядом.

Состав комплекса

Ракето-торпеда

В состав комплекса УРК-5 входят:

  • — крылатые ракеты 85РУ с самонаводящимися противолодочными торпедами УМГТ-1 в качестве боевых частей;
  • — пусковые установки;
  • — корабельная аппаратура пусковой автоматики;
  • — средства наземного обслуживания.

Крылатая ракета 85РУ комплекса УРК-5 несет на пилоне боевую часть — малогабаритную (калибр 400 мм) противолодочную самонаводящуюся торпеду УМГТ-1. Применение в комплексе управляемой крылатой ракеты позволяет достичь высокую эффективность комплекса в сравнении с использованием баллистической ракеты аналогичного назначения. Для поражения надводных кораблей в ракете встроена тепловая головка самонаведения с дополнительным зарядом взрывчатки (вес 185 кг), который был расположен в гондоле ракеты.
Стартовый двигатель ракеты — твердотопливный 85РСД, маршевый — также твердотопливный 85РМД. Маршевый полёт ракеты использовался только на постоянной высоте. Планер изготовлен цельнометаллическим и нёс на себе моноплан со среднерасположенным крылом. На конце фюзеляжа располагался руль направления. Боевая часть в виде торпеды размещалась под корпусом ракеты, что позволяло уменьшить общую длину ракеты.
Для изготовления применялись в основном следующие материалы: АЛ-19, АМГ-6, АЛ-19Т, сталь 30ХГСА.

Устройство ракето-торпеды

Пусковая установка КТ-106 была взята с системы УРПК-3 «Метель». Она представляла собой 4 контейнера с возможностью горизонтального наведения. Наличие горизонтального наведения позволяло исключить дополнительные маневрирования корабля при атаке и захвате цели. Углы горизонтальной наводки были ограниченными. В основном корабли оснащались только двумя такими пусковыми установками с четырьмя ракетами на каждой. Стрельба с установки производиться залпами по 2 ракеты или одиночными ракето-торпедами по данным собственных ГАС и внешних источников целеуказания — кораблей, вертолетов или гидроакустических буев на дальностях от 6 до 55 км.

Принцип действия комплекса был следующий. По команде системы управления на корабле торпеда в определённой расчетной точке отсоединяется от ракеты и спускается на парашюте. Следующим шагом является её постепенно заглубление. На протяжении которого она проводит циркуляционный поиск системой самонаведения, находит цель в поражаемом радиусе и атакует её.
Скорость торпеды УМГТ-1 (разработчик — НИИ «Гидроприбор») — 41 узел, дальность хода 8 км, глубина хода 500 м, радиус реагирования системы самонаведения 1,5 км.

Предыстория разработки комплекса

Для ускорения темпов развития уровня подводного оружия 4 мая 1976 г. вышло постановление СМ № 302-116 о развитии работ по созданию подводного оружия. Которое предусматривало создание новых комплексов противолодочного оружия, а так же увеличение объёмов исследовательских работ в данном направлении.

В 1984 году на вооружение противолодочных надводных кораблей был принят универсальный ракетный комплекс УРК-5 «Раструб-Б». Который стал результатом работ по модернизации ракетных комплексов УРПК-3 и УРПК-4.
Как и предполагает любая модернизация старого, новый комплекс улучшил все показатели своих предшественников. УРК-5 стал более универсальным и мог применяться для поражения надводных кораблей и подводных лодок противника.
Комплекс УРК-5 разработан дубнинским МКБ «Радуга» МАП.

Торпеды Bliss-Leavitt

Сдвоенный торпедный аппарат на эсминце USS Whipple (D-15) 1918 год.

Bliss-Leavitt Mk 1 — Mk 5

В 1904 году Фрэнк Макдауэлл Ливитт (англ. Frank McDowell Leavitt), инженер компании Bliss, разработал новую торпеду Bliss-Leavitt Mk 1 калибром 533 мм. В целом конструкция торпеды не была оригинальной, как предыдущие американские разработки, а основывалась на решениях, примененных в торпедах Whitehead. Торпеда приводилась в движение двигателем, работавшем на сжатом до 105 атмосфер воздухе. Чтобы избежать обмерзания системы подачи воздуха, использовался спиртовой подогреватель. Торпеда развивала скорость в 35 узлов на дистанции 1100 метров, 29,5 узла на 1800 метрах или 24,5 узла на 2750 метрах. В ходе модернизации удалось добиться увеличения дальности хода до 3650 метров при скорости в 27 узлов и общем весе 680 кг, из которых пороховой заряд составлял 91 кг. По своим характеристикам торпеда не уступала английским, состоящим на вооружении практически всех флотов мира того времени, но из за использования одновинтовой схемы привода имела склонность к уклонению от начального курса. Позже Bliss-Leavitt Мк 1 была модернизирована и на нее была установлена двухступенчатая турбина Грегори Дэвисона (англ. Gregory Davison) с двумя винтами противоположного вращения, эти торпеды получили обозначение Mk 2 и Mk 3 (с увеличенной дальностью). Турбина Дэвисона позже стала стандартным двигателем для всех турбинных американских торпед вплоть до окончания Второй мировой войны. Ранние торпеды Bliss-Leavitt оснащались контактной головной частью производства компании Whitehead с взводом взрывателя свободно вращающимся винтом. При движении торпеды в воде винт раскручивался встречным потоком и переводил взрыватель в боевое положение примерно через 50-60 метров хода. Торпеды ранних выпусков обладали крайне опасным дефектом — в случае сбоя работы рулевой машинки они могли лечь в циркуляцию, и, описав полный круг, попасть в собственный корабль. Для исключения риска попадания в корабль, совершивший пуск торпеды, их оборудовали системой антициркуляции ACR, которая блокировала взрыватель, если курс менялся более чем на 110 градусов от первоначального по показаниям гироскопа. Тем не менее, полностью исключить риск циркуляции не удалось, в частности, подводные лодки Tang (SS-306) и Tullibee (SS-284) были уничтожены в годы Второй мировой войны собственными циркулирующими торпедами.

Торпедный отсек подводной лодки H-5 (SS-148) 1919 год

В 1908 году был налажен выпуск торпед Bliss-Leavitt Mk 4, предназначенных для вооружения подводных лодок и торпедных катеров. Bliss-Leavitt Mk 5 стала первой торпедой, выпуск которой был налажен благодаря сотрудничеству компаний Bliss и Whitehead. Изначально торпеды производились в английском Веймуте, а затем — и в американском Ньюпорте. Mk 5 отличалась универсальностью и могла устанавливаться в торпедные аппараты надводных кораблей и подводных лодок. Головная часть Mk 5 была модернизирована таким образом, что взрыватель срабатывал даже при попадании торпеды под острым углом к курсу движения.

Bliss-Leavitt Mk 6 — Mk 10

Вскоре после начала производства торпед Mk 5 отношения между компаниями Whitehead & Co и E. W. Bliss Co обострились, так как англичане потребовали перевести производство на заводы Vickers Ltd. Американцы в ответ на это требование отказались от сотрудничества и в 1911 году начали выпускать торпеды для надводного пуска собственной разработки Bliss-Leavitt Mk 6, оснащенные горизонтальными турбинами, расположенными под углом 90 градусов к продольной оси. Скорость новых торпед удалось увеличить до 35 узлов, но дальность хода упала до 1800 метров. Следующая самостоятельная разработка, Mk 7, получила паровой турбинный двигатель, а ее конструкция была настолько удачной, что торпеда находилась на вооружении эсминцев на протяжении 33 лет, с 1912 по 1945 год. Особенностью Mk 7 стала конструкция двигателя, в котором помимо сгорания топлива, образовывался водяной пар и далее смесь подавалась в двухконтурную турбину. Такой принцип работы позволял увеличить мощность двигателя без увеличения запаса топлива, что в конечном итоге положительно сказывалось на скорости и дальности хода. Для подводного флота в качестве стандарта были приняты торпеды диаметром 533 мм. Первая тяжелая торпеда Mk 8 во многом была экспериментальной и вскоре была заменена на более совершенные разработки. Mk 9 представляла собой адаптированную для подводных лодок Mk 3, а Mk 10 стала самой тяжелой американской торпедой и появилась в результате сотрудничества USNTS и Е. В. Bliss Co.

Предпосылки к созданию

В годы Первой мировой войны подводные лодки стали принципиально новым классом кораблей, внёсших революционные изменения в тактику и стратегию войны на море. При этом в тот период времени практически не существовало эффективных способов обнаружения и борьбы с подводными лодками в погружённом состоянии. В межвоенный период широкое распространение получили гидрофоны, позволявшие обнаружить шумовой след лодок и глубинные бомбы для их уничтожения. Во время Второй мировой войны стали широко применяться радары, противолодочная авиация, радиоэлектронная разведка, что в комплексе повысило эффективность обнаружения подводных лодок, а для их уничтожения применялись как глубоководные бомбы, так и самонаводящиеся торпеды.

После окончания войны задачи по обнаружению подводных лодок выполнялись самыми различными средствами, от пассивных гидроакустических стационарных систем SOSUS до специальных противолодочных подводных лодок типа Barracuda. Однако для уничтожения лодок продолжали применяться устаревшие типы вооружения, имеющие ограниченную дальность поражения. С появлением атомных подводных лодок с атомным оружием на борту их уничтожение с помощью обычных противолодочных торпед значительно усложнилось из-за роста скоростей субмарин.

Для повышения эффективности противолодочного вооружения его стали оснащать ядерными боевыми частями. Это позволило снизить требования к точности, так как ядерный взрыв имеет значительный радиус поражения. Для доставки ядерных зарядов использовались как обычные торпеды, так и ракеты, имевшие более высокую скорость и дальность полёта. Противолодочные ракеты запускались с надводного корабля или подводной лодки, находящейся в погружённом положении и по баллистической траектории достигали местоположения цели. В заданной точке от ракеты отделялась головная часть, которая погружалась в воду и на заданной глубине производился подрыв ядерного заряда. Фактически противолодочные ракеты представляли собой доставляемые по воздуху глубоководные мины. Высокая скорость полёта и относительная скрытность пуска снижали вероятность совершения маневра уклонения целью.

Со временем для повышения эффективности противолодочные ракеты стали оснащаться маневрирующей головной частью, которая фактически представляла собой малогабаритную торпеду. Возможность применения маневрирования после погружения в воду позволяло поражать подводную лодку даже в случае её уклонения или нахождения на большой глубине. После отделения от ракеты и погружения в воду торпеда осуществляет самостоятельный поиск цели, двигаясь по кругу с постепенным погружением. При обнаружении цели происходит её захват системой наведения, сближение и подрыв боевой части, в которой может использоваться обычное взрывчатое вещество. Таким образом сочетание ракеты и торпеды на текущий момент времени является одним из наиболее эффективных способов уничтожения подводных лодок.

Ракета «Шквал» — одна из лучших подводных ракет в мире

«Шквал» (ВА-111)

— советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5. Предназначена для поражения надводных и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле, подводной лодке или стационарной установке.

Торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» / Фото: ru.wikipedia.orgИстория29 ноября 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» был принят на вооружение ВМФ СССР. Изначально несла ядерную боеголовку в 150 кт, впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой с автономным управлением, не имеющей самонаведения.

Высокая скорость движения (до 500 км/ч, в зависимости от плотности водной среды) торпеды была получена за счёт применения подводного реактивного двигателя, работающего на гидрореагирующем твёрдом топливе, которое обеспечивает большую тягу, и движение ракеты в кавитационной полости (воздушном пузыре), что снижает сопротивление воды.

В 1992 году создан экспортный вариант — «Шквал-Э». В данной модификации ракета может поражать только надводные цели и несёт обычный боезаряд. Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом.

Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости, но в середине 2005 года Германия заявила, что она обладает торпедой «Барракуда», использующей тот же принцип кавитации и имеющей аналогичную скорость. А в мае 2014 года командующий ВМС Ирана заявил, что Иран также имеет на вооружении подводные ракеты, достигающие скорости 320 км/ч.

Управляемая носовая часть подводной ракеты «Шквал-Э» / Фото: ru.wikipedia.org

Подводная ракета «Шквал-Э» (вид сзади) / Фото: ru.wikipedia.orgТТХ

Калибр мм 533,4
Длина, м 8
Вес торпеды, кг 2700
Мощность боеголовки: 150 кт — в ядерном варианте; 210 кг — обычного ВВ
Маршевая скорость, км/ч 375
Радиус действия, км: около 7 , до 13 — новая версия; 2- старая версия
Двигатель прямоточный гидрореактивный двигатель

ТТХ «Шквал-Э»

Калибр, мм 533,4
Длина, мм 8200
Масса, кг 2700
Дальность хода, км до 10
Скорость на марше, м/с 90-100
Угол после залпового разворота, град ± 20
Глубина хода на марше, м 6
Тип боевой части фугасный
Масса БЧ (ТНТ эквивалент), кг не менее 210
Вид старта: надводный или подводный
Глубина подводного старта, м до 30
Двигатель прямоточный гидрореактивный

Недостатки

  • Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.
  • Малая дальность пуска (всего до 13 км) демаскирует подлодку, что негативно сказывается на живучести.
  • Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать подлодки на больших глубинах.
  • Удельный импульс прямоточного гидрореактивного двигателя в 2,5-3 раза выше, чем у известных ракетных двигателей, что может вызвать поломку сонара подлодки, кроме того носовая часть торпеды не позволяет установить на нее головку самонаведения — через носовую часть поступает забортная вода.
  • Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ и без ГСН.

Титан — второй по величине спутник в Солнечной системе

Опасности от шквального ветра[править | править код]

Вся опасность заключается в силе этого, пускай и кратковременного, но хорошо действующего ветра. Если это просто сильные порывы ветра, то ничего страшного. Но если сила ветра большая как у урагана, то… сами всё понимаете.

Погода

Небо:

Облачность: Ясно · Миниоблачно · Малооблачно · Переменная облачность · Облачно · Пасмурно · Частично · Преимущественно · СплошнаяВиды облаков по форме: Слоистые облака · Кучевые облака · Перистые облакаВиды облаков по осадкам: Дождевое облако · Грозовое облако · Снежное облакоОстальное: Туча · Тёмная туча · Дымка · Облачное разнообразие

Явления:

Дождь · Гроза (молния · гром) · Ветер · Град · Снег · ТуманУсиленные версии: Ливень · Шторм · Буря · Ураган · Мгла · МетельСмешанные версии: Снежная гроза · Мокрый снег · Непогода · ВьюгаПобочные эффекты: Зарница · Шквал · Снегопад · Наводнение · Иней · Поземка · Разнообразие погодыОсобое: Лавина · Однообразие погодыСолнце и путь света: Восход Солнца · Полдень · Закат Солнца · ПолночьЗенитДругое: Салют · Трясина · Штиль · Куриный дождь

Погодные сайты:

Конструкция и принцип работы

Конструкция торпеды М-5 на фото:

Торпеда движется в толще воды под действием тяги гидрореактивного прямоточного двигателя. Двигатель с гидрореагирующим топливом, стартовый и маршевый. Стартовый РДТТ за 4 секунды разгоняет торпеду до крейсерской скорости, а затем отстреливается. Далее продолжает работу маршевый двигатель, импульс данного двигателя достигается путем применением заборной воды в качестве рабочего материала и окислителя, а топливом использовали гидрореагирующие металлы (алюминий, магний, литий).

Кавитатор торпеды.

Из-за огромного сопротивления воды торпеда не могла обеспечить высокую скорость, даже посредством ракетного двигателя. Прорывом в военных технологиях стал эффект кавитации в газовом пузыре, окружающем корпус в торпеде «Шквал». Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды. Кавитатор представляет собой пластинку с заточенными краями немного наклоненную к оси торпеды (во фронтальном сечении он круглый) для создания подъемной силы на носу (на корме подъемная сила создается рулями). При достижении скорости порядка 80 м/с вблизи края пластины жидкость начинает бурлить, образуя множество газовых пузырьков, обволакивающих торпеду сплошной завесой. Чтобы получить газовый пузырь нужный размеров, в «Шквале» используется дополнительный наддув. Сразу за кавитатором в носу торпеды расположен ряд отверстий, через которые специальный газогенератор выдает дополнительные порции газов. Это и позволяет пузырю охватить весь корпус торпеды от носа до кормы.

Система управления и наведение – носитель (корабль, береговая ПУ) при обнаружении подводного или надводного объекта отрабатывает характеристики скорости, дистанции, направление движения, после чего отправляют полученную информацию в автономную систему наведения, ГСН у ракеты отсутствует. Торпеду невозможно отвлечь от цели различными помехами и объектами, она просто выполняет программу, которую задал ей автопилот.

Условия

Эксплуатационные параметры грузовика КамАЗ

Эксплуатационные параметры автомобиля КамАЗ-43101 выгодно отличают его от всех предшествующих моделей:

Грузоподъемность 6 т
Снаряженный вес 8,745 кг
Нагрузка, приходящаяся на переднюю ось 4,315 кг
Нагрузка на тележку 4,43 кг
Полный вес автомобиля с учетом всего дополнительного оборудования и оснащения 15,2 т
Максимальный вес прицепа по дорогам с асфальтовым покрытием 10 т
Максимально допустимый вес прицепа по всем видам дорог 7 т
Максимально возможная скорость транспортного средства 85 км/ч
Возможная скорость в составе автопоезда 80 км/ч
Время, которое потребуется автомобилю для разгона до 60 км/ч 35 с
Угол подъема, который способен преодолеть грузовой внедорожник (в составе автопоезда) 31 (20) градуса
Выбег транспортного средства с 50 км/ч 600 м
Расстояние, необходимое для остановки автомобиля во время передвижения 17,2 м
Расход топлива при средней скорости 30 л/100 км
Минимальный расход топлива 155 г/(л. с.×ч)
Глубина брода, который способен преодолеть автомобиль 0,8 м
Скорость вращения вала 2600 мин-1
Радиус поворота по внешнему колесу 10,5 м
Вес кабины в сборе 0,533 т
Масса грузовой платформы 925 кг
Вес силового агрегата 0,72 т

Габаритные размеры серийного КАМАЗ-43101 (1989 — 1995)

Интересные факты

В конце семидесятых годов прошлого столетия ученые Пентагона расчетным путем доказали, что под водой по техническим причинам невыполнимо развивать значительные скорости.

Поэтому военное ведомство в Соединенных Штатах скептически относилось к информации о ведущихся разработках самой быстрой торпеды в мире в Советском Союзе. Эти сообщения считались спланированной дезинформацией. А ученые СССР спокойно заканчивали испытания высокоскоростной самодвижущейся подводной мины. Торпеда «Шквал» всеми военными экспертами признана оружием, которое не имеет аналогов в мире. Она уже много лет стоит на вооружении ВМФ.

Общая информация

Торпеда является специфическим оружием, применяющимся исключительно в морских условиях. Главными причинами высокой эффективности торпед является мощность переносимого заряда и свойственная торпеде способность наносить удары по наиболее уязвимой части корабля-ниже ватерлинии, а так же возможность приспособить практически любое судно для использования торпед. Кучный, а главное точный торпедный залп практически гарантированно пускал ко дну любой вражеский корабль.

Во Вторую Мировую войну флот Германии вступил, имея на вооружении два основных типа торпед – парогазовые G7a и электрические G7e.Обе торпеды имели свои преимущества и недостатки. У парогазовой торпеды был один очень большой недостаток, благодаря тому, что торпеда имела четырехцилиндровый двигатель внутреннего сгорания, после пуска на поверхности воды можно было наблюдать хорошо заметный шлейф, состоящий из пузырьков, что в некоторых случаях мешало успешному поражению вражеских целей. Существовала и другая торпеда G7e, лишенная этого недостатка, но имевшая свой относительно G7a, он заключался в скромной дальности хода торпеды – около 3000 метров вместо 7500. К тому же,она заметно уступала парогазовой торпеде по скорости хода – 30 узлов против 45.Поэтому стандартный комплект подводных лодок Военно-морских сил Германии в 1939-1943 году состоял как из парогазвовых, так и электрических торпед.

Гироскоп торпеды G7a

Доставлял много неприятностей в начале войны контактно-неконтактный взрыватель pi1, и тогда было зафиксировано много случаев отказа этого взрывателя. Очень часто торпеды с неконтактным взрывателем детонировали преждевременно, что как минимум демаскировало субмарину, что часто приводило к её обнаружению и последующему уничтожению или вовсе не взрывались при прохождении под целью, срывая планы и заставляя выгадывать другой удачный момент для повторного пуска. Контактный взрыватель тоже не был идеален – при углах соприкосновения с целью, значительно отличающихся от 90 градусов, торпеда просто рикошетировала от борта корабля. Все эти недостатки были довольно быстро устранены,уже после Датско-норвежской операции торпедное оружие Германских военно-морских сил достигло удовлетворительного уровня.

Начиная с осени 1942 года, Германским подводникам становилось всё сложнее атаковать конвои, это было связанно с тем, что союзники добились более высокой эффективности в противолодочной защите. Немцы нашли выход из сложившейся ситуации, этим выходом стала установка на торпеды курсовых систем наведения (системы FaT и LuT) по замыслу, в случае, если торпеда не поразит цель на первом прямом участке траектории, то после прохождения этого прямого участка торпеда начинала совершать манёвры по заданным программам, как правило, “змейкой”. Эта система была впервые установлена на торпеду G7a и имела весьма высокую эффективность. Появившаяся позже система FaT II имела два независимых гироскопа, что теоретически позволяло производить пуск торпеды по цели, находясь на любой позиции относительно курса цели. Сначала торпеда обгоняла цель, затем поворачивала на его носовые углы и только после этого начинала движение “змейкой” поперек курса движения цели. Необходимость в изменении и переоснащении пусковых систем сделали непригодными множество судов, количество судов, способных на пуск торпед оборудованных системой LuT, ограничивалось 5-ю десятками. Всего за период войны было выпущено около 70 торпед с системой LuT.

Контактный детонатор торпеды G7a

Необходимость внесения изменений в конструкцию торпедных аппаратов и счетно-решающего прибора ограничили количество лодок, подготовленных к использованию системы наведения LuT, всего пятью десятками. По оценкам историков, в ходе войны немецкие подводники выпустили около 70 торпед с LuT.

Чем опасен шквал

Микрошквал представляет угрозу для воздушных судов во время взлета или посадки. Он может привести к стремительной потере высоты и столкновению с земной поверхностью.

Сильный шквалистый ветер приводит к разрушениям: ломаются деревья, обрываются линии электропередач, рекламные щиты, крыши зданий. Продолжительность явления – от пары минут до нескольких часов.

В отдельных случаях скорость ветра превышает 50 метров в секунду. Устоять при таком ветре невозможно. Разрушения становятся серьезными: перевернутые автомобили, вывороченные с корнем деревья, полностью разрушенные здания. Это напоминает результат действия смерча, с тем отличием, что смерч движется по кругу, а шквал дует в одну сторону и сопровождается дождем. Дождевые капли испаряются, не успев коснуться земли. Такое явление называется сухой грозой.

Примечания

  1. аналог .
  2. аналог .
  3. разработка Royal Gun Factory.
  4. При расширении сжатого воздуха узлы двигателя торпед были подвержены замерзанию. Для устранения этого эффекта клапана, редукторы и цилиндры двигателя торпед оснащались системой подогрева.
  5. Обозначение было использовано только в годы Первой мировой войны.
  6. Обозначение использовалось в 1920-х годах для засекречивания работ над торпедой G7a
  7. так же обозначалась как C/03
  8. так же обозначалась как C/03D
  9. так же обозначалась как C/06
  10. так же обозначалась как C/06D
  11. так же обозначалась как C/07
  12. так же обозначалась как C/07
  13. 50 % TNT, 24 % гексила, 15 % алюминиевой пудры
  14. 67 % TNT, 8 % гексила, 25 % алюминиевой пудры
  15. ↑ 45 % TNT, 5 % гексила, 30 % аммиачной селитры, 20 % алюминиевой пудры
  16. итальянская лицензионная авиационная торпеда Fiume F200/450 x 5,46
  17. Торпеды, поставляемые в Германию, в отдельных случаях имели отличающиеся от оригинальных итальянских тактико-технические характеристики.

Примечания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector