Реактивный топор войны или ракета «томагавк»

Модификации «Томагавков»

Принимая во внимание активное применение «Томагавков», военное руководство США поставило перед производителем задачу существенно удешевить свое изделие и улучшить некоторые из его характеристик. Так появился RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk, принятый на вооружение в 2004 году

В этой ракете использовали более дешевый пластиковый корпус, более простой двигатель, что почти в два раза снизило ее стоимость. При этом «Топор» стал еще смертоноснее и опаснее.

На ракете использовали более совершенную электронику, она оснащена инерциальной системой наведения, системой TERCOM, а также DSMAC (с возможностью использования инфракрасной картинки местности) и GPS. Кроме того, тактический Tomahawk использует двухстороннюю спутниковую систему связи UHF, что позволяет перенацеливать оружие прямо в полете. Телекамера, установленная на КР, дает возможность оценивать состояние цели в реальном времени и принимать решения о продолжении атаки или ударе по другому объекту.

В настоящее время идет разработка «Томагавка» следующего поколения. Разработчики обещают устранить в новой ракете самый серьезный недостаток, присущий нынешним модификациям: невозможность поражать движущиеся морские и наземные цели. Кроме того, новый «Топор» будет оснащен современной РЛС миллиметрового диапазона.

Невероятно большое атмосферное давление

Авторы Гайдпарка

  • Кот Баюн конь

    Жизнь в арендованной квартире, это как?

    Читать полностью

  • Ната Нигма

    Я раскрыла схему вывода денег населения за ЖКХ, через трансграничный счёт

    Читать полностью

  • igor..s

    Расчехление. Как Кремль почувствовал себя хозяином и в итоге потерял Чехию

    Читать полностью

  • Евгений Шнуровский

    Гиркин-антиСтрелков всепропальствует не ради России, а ради своего шанса в смуте

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Вакцина Спутник V шагает по планете

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Алипий

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    История денег

    Читать полностью

  • Продавец Воздуха

    Кругом беспорядки в ЕС

    Читать полностью

  • Бедный Виктор

    Где ситуация с коронавирусом хуже?

    Читать полностью

  • Алмаз Браев

    Аристократия нужна. Профилактика низости

    Читать полностью

  • Юрий Болдырев

    Так вот кто в России главный злодей!

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Скромность Путина провоцирует хищников

    Читать полностью

Боевое применение

С момента поступления на вооружения ракеты «Томагавк» применялись США во всех значимых конфликтах.

Конфликт, когда, кем Результативность
Война в Персидском заливе; 1991 год; США было выпущено 297 ракет, 282 из которых успешно поразили установленные цели, остальные дали отказ
Операция «Решительная сила»; 1995 год; США 800 — 1,000 сербских военных убито. Капитуляция сербских войск
Операция «Удар в пустыне»; 1996 год: США Пуск 47 крылатых ракет, в том числе и «Томагавков». Ирак прекратил свои действия в курдских районах
Операция «Лиса пустыни»; 1998 год; США на долю КР «Томагавк» и CALCM пришлось 72 % от всех воздушных ударов. Всего было применено 370 КР, из которых только 13 не поразили цели
Война НАТО против Югославии; 1999 год; США. Применено более 700 КР различного базирования, 18 из которых были «Томагавками». Точечной бомбардировке подверглись военно-стратегические объекты в Нише — крупном индустриальном центре
Вторжение в Ирак; 2003 год; США Были выпущены 40 «Томагавков», в результате чего произошло нарушения работы военной инфраструктуры
Интервенция в Ливию; 2011 год; США Обстрел ракетами «Томагавк» (114 штук) по системам ПВО, в результате — уничтожение более сотни единиц средств ПВО
Война в Сирии; 2020 год; США 60 крылатых ракет «Томагавк» были направлены по самолётам и инфраструктуре. Снаряжены они были как осколочно-фугасными, так и кассетными боеприпасами. В результате — уничтожено от 6 до 20 самолётов сирийских ВВС и несколько других целей, взлётно-посадочная полоса и многие другие объекты авиабазы
Агрессия коалиции против Сирии; 2020 год; США Пуск 76 ракет по различным объектам боевиков. В результате — уничтожение нескольких баз и стратегических объектов

История создания

После принятия на вооружение системы «Град» советские РСЗО развивались, можно сказать, «по экстенсивному пути», за счёт увеличения калибра ракет и, как следствие, их дальности и мощности. При этом тяжёлые комплексы не вытесняли из войск менее мощные, а как бы дополняли их. Венцом развития советских РСЗО стал 300 мм «Смерч», принятый на вооружение в конце 80-х годов.

Работы по совершенствованию существующих образцов ракетной артиллерии начались уже в 90-е годы. По традиции, разработки получили «метеорологическое» имя – «Торнадо».

А другое отличие – в том, что на этот раз в качестве направления развития был выбран «интенсивный путь», предусматривающий глубокую модернизацию существующих комплексов и создание для них новых боеприпасов. Первые машины комплекса «Торнадо-Г» были продемонстрированы ещё в 1998 году.

История создания

В начале своей истории «Томагавки» задумывались как крылатые ракеты с подводным запуском.

1971 год — начало разработки ракет с подводным запуском. Было разработано два варианта крылатых ракет: тяжёлый и лёгкий.

1972 год — после нескольких тестов был выбран лёгкий вариант, для торпедных аппаратов. Несколько предприятий получили контракты на разработку SLCM (Submarine-Launched Cruise Missile). Именно в этот период ракеты и получили своё прозвище — «Томагавк».

1974 год — отбор наиболее перспективных проектов для демонстрации, их оказалось всего два: BGM-109A от и BGM-110A от .

1976 год — в этом году начали пробные запуски. Прототип BGM-110A провалил два пуска из двух, в то время как оба пуска прототипа BGM-109A прошли безукоризненно. Нетрудно догадаться, что победителем конкурса стал второй прототип, а работы по первому были прекращены. В этом же году руководство проекта приняло решение о расширении возможности базирования ракет. Были созданы надводные и наземные варианты «Томагавков».

1980 год — проходят испытания AGM-109 (модификация BGM-109A воздушного базирования) и AGM-86B (модификация на основе BGM-109A). Победителем в испытаниях стала AGM-86B, а разработка AGM-109 воздушного базирования была остановлена. Но морская версия AGM-109 продолжала активно развиваться.

1980 год — первое надводное лётное испытание серийной модели ракеты BGM-109A Tomahawk с борта эсминца и подводной лодки. Оба пуска прошли успешно.

1983 год — после нескольких лет дополнительных испытаний и доработок КР Tomahawk прошла контрольные испытания и была принята на вооружение США.

Появление

Честь имею!.. (2004)

«Tomahawk» – «умное» оружие

Но главная отличительная черта «Томагавков» – не эти крылья, а комплекс систем, управляющих ими. Именно «умная» начинка, позволяет ракете оставаться в воздухе и буквально кружить в радиусе поражения заданной цели, пока удаленный оператор не отправит ей команду на детонацию.

Ракета может запоминать до пятнадцати целей, с подробным указанием координат и детальных характеристик каждой. Данная особенность позволяет моментально перенаправлять «Томагавков» к другой отметке, если вдруг по каким-либо причинам первоначальная цель непригодна для атаки.

За управление этой функцией отвечает тактическая система управления или «TTWCS».

Помимо нее, на борту ракеты также имеются другие сложные системы, которые и обеспечивают филигранную точность поражения и максимально отзывчивое управление «Tomahawk».

Расскажем о каждой из этих систем более подробно.

«GPS»

Все знают, что это такое. Для «Томагавка» это главная координационная система, поскольку расположение цели в первую очередь известно ракете по GPS-координатам. Кроме того, благодаря «GPS» ракета обновляет траекторию своего полета и при необходимости изменяет ее.

«INS»

Данная система выступает в роли вспомогательной для других систем, либо же координирует наведение ракеты, если «GPS» и «TERCOM-DSMAC» по каким-либо причинам оказались заблокированными. Она включает в себя гироскоп и акселерометр, показания которых позволяют рассчитать направление и необходимую скорость для поражения цели.

«TERCOM-DSMAC»

Самая интересная система «Томагавка», состоящая из двух подсистем. «TERCOM» использует данные, поступающие с радиолокационного альтиметра, и сравнивает их с уже имеющейся информацией о ландшафте. «DSMAC» проделывает аналогичную работу, но использует при этом фотографии со спутника.

Вместе эти две системы создают крайне сильный симбиоз, позволяющий не только координировать полет ракеты, но и проводить его на максимально низкой высоте, в недоступной для радаров зоне.

Преимущества и недостатки

Преимущества

  • огромная дальность ракет «Томагавк». Охватывает почти весь земной шар, возможность нанесения ракетно-ядерного удара по любой цели;
  • точность. Благодаря системам корректировки создаётся возможность нанести удар исключительно по интересующим объектам, не создавая при этом зоны сплошного поражения, ущерба для местного гражданского населения и угрозы вовлечения в крупную региональную или мировую войну;
  • расширение боевых возможностей флота. Характеристики «Томагавка» обеспечивают ракете возможность самостоятельного решения широкого спектра боевых задач вплоть до автономного участия в ограниченных военных конфликтах без привлечения других видов вооружённых сил;
  • мобильность. Широкие возможности для базирования ракет и возможность незамедлительной смены занимаемой позиции;
  • скрытность. Полёт на сверхнизкой высоте затрудняет обнаружение и перехват;
  • неприхотливость. При эксплуатации детали ракеты находятся в герметичных металлических контейнерах и не требуют регулярного технического обслуживания и контрольных осмотров.

Недостатки

  • низкая эффективность. Снижение эффективности при стрельбе по объектам на равнинной местности, тундре и лесотундре или в береговой зоне с пологим берегом из-за недостатков системы TERCOM;
  • точные карты. Необходимость наличия точных трёхмерных цифровых топографических карт местности по всему маршруту полёта ракеты;
  • уязвимость к «глушилкам». Радиовысотомер очень уязвим к радиолокационным помехам и помехам, которые создаются искусственно.

Как изготовить рогатку (жерлицу) для ловли щуки

Выбираем подходящую древесину. Для изготовления рогатки подойдет кустарник или молодая древесина ивы, орешника, вербы. Эти породы позволяют легко снять кору, а сама древесина у них под корой гладкая, без шероховатостей, что исключает спутывание и зацепы лески.

Вырезаем рогатку с прямой развилкой, ровными рогатинами, растущими под небольшим углом. Снимем кору и высушиваем в тени, в проветриваемом месте. Скорость сушки в таких условиях – около недели при сухой погоде. Если сушить рогатку на солнце или в духовке, древесина потрескается, и инструмент станет непригодным к использованию.

Варианты

Там было несколько вариантов BGM-109 Tomahawk, использующие различные типы боеголовок.

  • BGM-109A Tomahawk Land Attack Missile – Ядерная (TLAM-N) с W80 термоядерного оружия . Ушел из службы где- то между 2010 и 2013 г. Отчеты с раннего государства в 2018 году , что ВМС США рассматривают (повторно) о введении (пока неизвестный тип) крылатую ракету ядерной боеголовкой в эксплуатацию.
  • RGM / UGM-109B Томагавк Анти корабль Ракетный (ТАС-М) – активный радар наведения анти-корабль ракетного варианта; выведены из эксплуатации в 1994 году и преобразован в Блок IV версии.
  • BGM-109C Tomahawk Land Attack Missile – Обычные (TLAM-C) с унитарной боеголовкой. Это был изначально модифицированный буллпап боеголовки.
  • BGM-109D Tomahawk Land Attack Missile – Диспенсер (TLAM-D) с кассетными боеприпасами .
  • RGM / UGM-109E Томагавк Участок Атака Ракетный (TLAM Блок IV) – улучшенный вариант TLAM-C.
  • BGM-109G Ground крылатая ракета (КРНБ) – с W84 ядерной боеголовки; выведены из эксплуатации в 1991 году , чтобы соответствовать Договору РСМД .
  • AGM-109H / L Среднесрочный воздух на поверхность Missile (MRASM) – более короткий диапазон, турбореактивный двигатель работает воздух крылатой ракеты с кассетными боеприпасами ; не введен в эксплуатацию, стоимость US $ 569000 (1999).

Наземные крылатых ракет (КРНБ) и их грузовых автомобилей типа ракет – носителей были использованы на базах в Европе; они были выведены из эксплуатации в соответствии с 1987 года Договора о ликвидации ракет средней дальности . Многие из версий ПКРА были преобразованы в TLAMs в конце холодной войны . Блок III TLAMs который вступил в строй в 1993 году , может летать на 3 процента дальше , используя свои новые турбовентиляторные двигатели и использование глобальной системы позиционирования (GPS) приемников , чтобы ударить более точно. Блок III TLAM-Cs сохранить цифровой Scene Matching Area Корреляционная система навигации (DSMAC) II, позволяя GPS только миссии, которые позволяют для быстрого планирования миссии, с некоторым снижением точности, DSMAC только миссии, которые занимают больше времени , чтобы планировать , но терминал точность несколько лучше, и GPS автоматизированных миссий , которые сочетают в себе как DSMAC II и GPS навигацию , которая обеспечивает наибольшую точность. Блок IV TLAMs имеют улучшенный турбовентиляторных двигателя позволяет для управления дроссельной, что позволяет в полете изменения скорости, а также лучшую экономию топлива и более быстрые времена запуска. Блок IV TLAMs имеют расширенные возможности задерживаться и оснащены в режиме реального времени , системы наведения для поражения бегущих целей, а также на борту электрооптических датчиков , позволяющих в режиме реального времени оценки бой повреждений. Кроме того, ракета Block IV имеют возможностей быть перенацеленными Сел и способность передавать через Satcom , изображение непосредственно до воздействия , чтобы помочь в определении , если ракета была атаковать цели и вероятный ущерб от нападения.

Технические характеристики

Кабина пилотов и обзорный вид на землю

В соответствии с руководством по летной эксплуатации от 1984 года, самолет Ан 2 обладает следующими техническими характеристиками:

  • экипаж — 2 человека;
  • вместимость пассажиров — 12 человек;
  • грузоподъемность — 1500 кг;
  • длина — 12,4 м;
  • размах крыльев — 8,425 и 5,795 м верхнее и нижнее соответственно;
  • площадь крыла — 71,52 кв. м;
  • высота — 5,35 м;
  • грузовая кабина, длина-высота-ширина — 4,1х1,8х1,6 м;
  • масса пустого самолета — 3,4-3,69 т;
  • допустимая взлетная масса — 5,25-5,5 т;
  • объем топлива — 1240 л.

Силовая установка Ан-2 представлена одним звездообразным поршневым двигателем АШ-62ИР. Воздушный винт — АВ-2, диаметр 3,6 м.

Характеристики схем управления

Наиболее простой системой является инерционная. Масса этого оборудования составляет 11 килограммов, оно работает только на начальном и среднем этапе полета. В ее состав входят: бортовой компьютер, инерциальная платформа и довольно простой высотомер, в основе которого лежит надежный барометр. Три гироскопа определяют величину отклонения корпуса ракеты от заданного курса и трех акселерометров, при помощи которых бортовая электроника с высокой точностью определяет ускорение этих ускорений. Одна только эта система позволяет корректировать курс примерно на 800 метров за каждый час полета.

Куда надежнее и точнее DSMAC, наиболее совершенную версию которой имеют крылатые ракеты «Томагавк BGM 109 A». Нужно заметить, что для работы этого оборудования в память оборудования предварительно должна быть загружена оцифрованная съемка того района, над которым будет пролетать Tomahawk. Это позволяет задать привязку не только к координатам, но и к рельефу местности. Подобную схему, к слову говоря, использует не только американская крылатая ракета «Томагавк», но и отечественный «Гранит».

«Буря в пустыне» и мощный «Рельеф»

Крылатые ракеты «Томагавк» по праву носят звание самых массовых крылатых ракет в мире. Применялись эти ракеты во время «Бури в Пустыне», этими же ракетами американские корабли помогали «обрабатывать» Югославию. «Томагавки» так же работали во время вторжения американской армии в Ирак в 2003-м, и опыт применения крылатых ракет в таких конфликтах, пожалуй, неоценим.

Крылатая ракета — эдакий бульдозер с парой сотен килограммов взрывчатки, расчищающий путь самолетам тактической, да и любой другой авиации. Уничтожение объектов противника американскими специалистам по пиару всегда подавалось, как исключительная, доступная одним лишь американцам технология. Многочисленные съемки и подтверждения пораженных объектов до сих пор можно обнаружить на видеохостингах.

При этом американская разработка подается как уникальная, не имеющая мировых аналогов технология. Однако в этом американские производители не совсем правы. Точнее, не правы вообще. Задолго до того, как «Томагавки» начали свой боевой поход по территориям стран в разных концах мира, в Советском Союзе уже существовал сухопутный комплекс с крылатыми ракетами.

Забегая чуть вперед, стоит отметить, что именно 3К12 «Рельеф», размещавшийся на базе восьмиколесного тягача, в виду мобильности комплекса и дальности ракет одним из первых попал в договор о сокращении ракет средней и малой дальности.

Данные о проходимости шасси, мощности двигателя и прочие характеристики в этом случае стоит опустить, потому как главного внимания заслуживает сама ракета. В состав самоходного пускового шасси входило шесть крылатых КС-122 с дальностью действия до 2900 (!) километров.

Без малого три тысячи километров дальности в условиях «континентальных» боевых действий и наличия ядерной боевой части могли привести к тому, что вести боевую работу комплексы «Рельеф» могли практически не покидая расположения части.

Созданный в ответ на развертывание «сухопутных» ракет «Томагавк» — GLCM в перспективе мог успешно решать боевые задачи, однако многолетней боевой службы уникальный сухопутный, и его «брат-близнец», морской ракетный комплекс не получили.

Подписанный в 1987 году договор РСМД между СССР и Соединенными Штатами поставил крест на уникальной разработке, а собранную в целях опытно-войсковой эксплуатации партию самоходных пусковых установок распилили в присутствии международной комиссии.

Вход в систему

Первые опыты

Разработка крылатых ракет для флота велась и ранее. За основу брались старые модели, именно поэтому новые варианты вооружения появлялись достаточно быстро.

  • первым шагом в этом направлении стала ракета для пусковых установок «Поларис», диаметр которой составлял 55 дюймов. Дальность такой ракеты составляла до 3000 морских миль. Руководство ВМФ США считали такой вариант наиболее выгодным, ведь в таком случае флот не пришлось бы переоснащать;
  • вторым опытным образцом стала более лёгкая крылатая ракета диаметром в 21 дюйм. Её дальность составляла 1500 морских миль. Она предназначалась для пуска из торпедных аппаратов подводных лодок.

Впоследствии именно эти два варианта были представлены в 1971 году руководству ВМС США.

«Со своими задачами справилась»

Боевое крещение Х-101 состоялось 17 ноября 2015 года в Сирии. Удары по позициям террористов нанесли стратегические бомбардировщики Ту-95МС (именно на этих машинах проходили испытания ракеты в 1990-е и 2000-е годы). Пуски были выполнены из акватории Средиземного моря. Х-101 применялась в САР несколько раз в течение 2016 и 2017 годов и в основном поражала укреплённые командные пункты боевиков.

«Конечно, в применении Х-101 не было какой-то острой военной необходимости, так как это достаточно дорогое оружие

Однако Министерству обороны было важно испытать в реальных боевых условиях нашу дальнюю авиацию и новую ракету. Со своими задачами Х-101 прекрасно справилась, подтвердив заявленные разработчиком характеристики», — пояснил Кнутов

  • Cтратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160
  • РИА Новости

В ноябре 2017 года начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов сообщил, что модернизация самолётов дальней авиации ВКС России осуществляется «под применение новой крылатой ракеты Х-101». Носителями этого боеприпаса выступают стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Некоторые эксперты полагают, что в перспективе Х-101 вооружат Ту-22М3.

Ту-95МС способен нести на внешней подвеске до восьми крылатых ракет, а Ту-160 на револьверных пусковых установках (располагаются внутри корпуса самолёта) — до 12. По словам Кнутова, Х-101/Х-102 заметно усиливают боевые возможности воздушного компонента ядерной триады РФ.

«На мой взгляд, X-101 намного превзошла все зарубежные аналоги. Её производство стало нашим ответом на создание последней модификации «Томагавка» (Tomahawk Block IV). В будущем X-101 войдёт в арсенал перспективного дальнего бомбардировщика (ПАК ДА). А учитывая модернизационный потенциал этого высокоточного оружия, можно смело утверждать, что X-101 будет служить нашей авиации несколько десятилетий», — подытожил Кнутов.

Преимущества и недостатки

Преимущества

  • огромная дальность ракет «Томагавк». Охватывает почти весь земной шар, возможность нанесения ракетно-ядерного удара по любой цели;
  • точность. Благодаря системам корректировки создаётся возможность нанести удар исключительно по интересующим объектам, не создавая при этом зоны сплошного поражения, ущерба для местного гражданского населения и угрозы вовлечения в крупную региональную или мировую войну;
  • расширение боевых возможностей флота. Характеристики «Томагавка» обеспечивают ракете возможность самостоятельного решения широкого спектра боевых задач вплоть до автономного участия в ограниченных военных конфликтах без привлечения других видов вооружённых сил;
  • мобильность. Широкие возможности для базирования ракет и возможность незамедлительной смены занимаемой позиции;
  • скрытность. Полёт на сверхнизкой высоте затрудняет обнаружение и перехват;
  • неприхотливость. При эксплуатации детали ракеты находятся в герметичных металлических контейнерах и не требуют регулярного технического обслуживания и контрольных осмотров.

Недостатки

  • низкая эффективность. Снижение эффективности при стрельбе по объектам на равнинной местности, тундре и лесотундре или в береговой зоне с пологим берегом из-за недостатков системы TERCOM;
  • точные карты. Необходимость наличия точных трёхмерных цифровых топографических карт местности по всему маршруту полёта ракеты;
  • уязвимость к «глушилкам». Радиовысотомер очень уязвим к радиолокационным помехам и помехам, которые создаются искусственно.

Сведения о способах и установках запуска

На кораблях для хранения и запуска этого типа вооружения могут быть использованы как штатные торпедные аппараты, так и специальные шахты вертикального старта (что касается подлодок). Если же говорить о надводных кораблях, то на них монтируются контейнерные пусковые установки. Нужно отметить, что корабельная крылатая ракета «Томагавк», характеристики которой мы рассматриваем, хранится в специальной стальной капсуле, будучи «законсервирована» в слое азота под высоким давлением.

Хранение в таких условиях не только позволяет гарантировать нормальную работоспособность устройства на протяжении сразу 30 месяцев, но и помещать его в обычную торпедную шахту без малейших доработок конструкции последней.

Суд продлил до 7 июля арест советника главы Роскосмоса Сафронова

В чем главная особенность КР «Томагавк»

Главное преимущество, которого удалось добиться американцам в результате создания крылатой ракеты «Томагавк» — это практически полная неуязвимость оружия для средств ПВО. Выпущенная к цели крылатая ракета летиn на низкой высоте, огибая во время полета детали рельефа. Наземные системы ПВО в такой ситуации неспособны быстро реагировать на полет снаряда, практически не видя его в полете. Скрытности ракеты в полете способствует обтекаемый корпус ракеты, оснащенный защитными материалами.

Томагавк в полете

Выявить летящий «Томагавк» можно только при условии, если заранее известен маршрут его полета. Наглядным примером неуязвимости крылатых ракет для наземных систем ПВО стал конфликт в Югославии. Из выпущенных по целям на территории Югославии 700 крылатых ракет Tomahawk Block III, созданных в начале 90-х годов, всего было сбито не более полусотни ракет. Ракеты сбивались либо на подлете к территории Югославии средствами ПВО, либо были атакованы уже на территории Югославии самолетами югославских ВВС. Добиться таких результатов югославам позволил один существенный недостаток, которыми обладают американские чудо-топоры. Крылатая ракета имеет невысокую скорость, что делает ее уязвимой для огня истребительной авиации. Пилот современного самолета при визуальном обнаружении летящего снаряда может его легко догнать и уничтожить.

Дробовик

Длинный гладкоствольный пистолет (короткое ружье), отличающийся стрельбой маленькими свинцовыми шариками, плотно забитыми в фиксированный патрон. Стрельба производится с плеча на короткое расстояние и служит, скорее, психологическим фактором, нежели для поражения точной цели. Некоторые умельцы производят дробовик как самодельное огнестрельное оружие, что несет уголовную ответственность. Калибр дробовика варьируется от 0,22 дюйма до 2 дюймов, в зависимости от модели. Бывают разные виды дробовиков. Встречаются двуствольные, самозарядные, автоматические и другие.

Конструкция и устройство

Ракета «Томагавк» выполнена по нормальной аэродинамической схеме (горизонтальное оперение, он же стабилизатор, расположено позади крыльев).

Пример нормальной аэродинамической схемы

Корпус изготовлен из прочных алюминиевых сплавов, имеет форму цилиндра с овальным обтекателем головной части. Крылья и крестообразный стабилизатор способны складываться и утапливаться в корпус. Снизу расположен воздухозаборник. Для снижения заметности на весь корпус нанесено специальное покрытие.

Схема ракеты «Tomahawk» BGM-109

  1. Инфракрасный датчик переднего обзора.
  2. Блок подсистемы DSMAC.
  3. Канал связи.
  4. Иллюминатор подсистемы DSMAC.
  5. Боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом.
  6. Топливный бак и силовые приводы развертывания крыла.
  7. Воздухозаборник ТВРД и термобатарея.
  8. Маршевый ТВРД.
  9. Блок подсистемы TERCOM.

В головной части расположены инфракрасные датчики управления, блок подсистемы DSMAC и канал связи. Датчики обеспечивают наведение на цель, а при помощи DSMAC осуществляется корректировка завершающего этапа маршрута.

Канал связи, в соответствии с ТТХ «Томагавка», необходим для получения сигналов корректировки. На некоторых моделях ракет установлена инерциальная система наведения. При использовании этой системы маршрут создаётся заранее, его формируют на основе разведданных рельефа, и человек не участвует в управлении ракетой. То есть, она следует к цели автономно.

Позади головной части расположена боевая часть.

Ещё чуть сзади неё находится иллюминатор подсистемы DSMAC, необходимый для считывания данных с рельефа.

В хвостовом отделе расположены топливный бак, приводы для развёртывания крыльев, воздухозаборник, маршевые двигатели и ещё одна подсистема корректировки.

Особенности размножения

Победители конкурса

В 1972 году (феноменальная скорость, кстати) уже был выбран окончательный вариант пусковой установки под новые крылатые ракеты. Тогда же было окончательно утверждено положение об исключительно морском их базировании. В январе государственная комиссия уже отобрала двух наиболее многообещающих кандидатов для участия в полномасштабных испытаниях. Первым претендентом была продукция широко известной компании General Dynamics.

Это была модель UBGM-109A. Второй образец выпустила мало кому известная (и плохо лоббируемая) фирма LTV: ракета UBGM-110A. В 1976 году их начали тестировать, запуская ходовые макеты с борта подлодки. В общем-то, никто из высших чинов и не скрывал, что победители заочно уже признали модель 109А.

Новые рекомендации

В начале марта Государственной комиссией принимается решение, что именно американская крылатая ракета «Томагавк» должна будет стать основным калибром всех надводных кораблей США. Через четыре года производится первый пуск опытного образца с борта американского эсминца. В июне этого же года прошли успешные летные испытания лодочного варианта ракеты. Это стало большим событием в истории всей истории флота, так как это был первый запуск с борта подводной лодки. За три последующих года новое вооружение интенсивно изучалось и тестировалось, было произведено около сотни запусков.

В 1983 году представители Пентагона заявили, что новая крылатая ракета «Томагавк» полностью протестирована и готова к началу серийного производства. Примерно в то же время полным ходом шли отечественные разработки в аналогичных областях. Думаем, что вам будет любопытно узнать о сравнительных характеристиках отечественной техники и вооружения возможного противника времен Холодной войны. Итак, крылатые ракеты «Томагавк» и «Калибр», сравнение.

Создание «Томагавка»

В 1971 году американские адмиралы инспирировали начало разработки стратегических крылатых ракет морского базирования (КРМБ) с возможностью запуска с подводных лодок.

Изначально предполагалось создать два вида КР: тяжелую ракету с дальностью полета до 5500 км и запуском из ракетных пусковых установок ПЛАРБ (диаметром 55 дюймов) и более легкий вариант, который можно было бы запускать прямо из торпедных аппаратов (21 дюйм). Легкая КР должна была иметь дальность полета 2500 километров. Обе ракеты имели дозвуковую скорость полета.

В 1972 году был выбран вариант более легкой ракеты и разработчикам дали задание создать новую ракету SLCM (Submarine-Launched Cruise Missile).

В 1974 году для демонстрационных пусков были выбраны две самые перспективные КР, ими оказались проекты компаний General Dynamics и Ling-Temco-Vought (LTV). Проектам были присвоены аббревиатуры ZBGM-109A и ZBGM-110A соответственно.

Два пуска изделия, созданного в LTV, закончились неудачами, поэтому победителем конкурса была объявлена ракета General Dynamics, и работы по ZBGM-110A были остановлены. Началась доработка КР. В этот же период руководство военно-морского ведомства США решило, что новая ракета должна иметь возможность стартовать и с надводных кораблей, поэтому значение акронима (SLCM) изменили. Теперь разрабатываемый ракетный комплекс стал называться Sea-Launched Cruise Missile, то есть, «крылатая ракета морского базирования».

Однако это было не последняя вводная, с которой столкнулись разработчики ракетного комплекса.

В 1977 году американское руководство инициировало новую программу в области ракетного оружия — JCMP (Joint Cruise Missile Project), целью которого было создание единой (для ВВС и ВМС) крылатой ракеты. В этот период активно шли разработки КР воздушного базирования, и объединение двух программ в одну стало причиной использование во всех ракетах единого двигателя ТРДД Williams F107 и идентичной навигационной системы.

В 1980 году провели первые испытание морской модификации ракеты: в начале года была запущена ракета с эсминца, а чуть позже «Томагавк» стартовал с подлодки. Оба запуска были успешными.

За три последующих года состоялось более ста запусков «Томагавков» различных модификаций, по результатам этих испытаний была выдана рекомендация о приеме ракетного комплекса на вооружение.

В культуре

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector