Пт-76 плавающий танк: описание, характеристики и интересные факты

Устройство танка

Сначала о Т-34 76 в общих чертах:

  • Боевая масса танка была больше тридцати тонн;
  • Орудие – Л 11 и Ф 34 калибра 76,2 мм;
  • Мощность двигателя — 500 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость — 55 километров в час;
  • Экипаж — четыре человека;
  • Было выпущено около 20 000 штук.

Корпус

В 1940 году корпус Т-34 варили из катанных броневых листов. В передней части лобового листа расположен люк механика-водителя с откидывающейся крышкой. Дальше, в верхней части крышки люка, установлен центральный смотровой прибор для водителя, а слева и справа — боковые смотровые приборы, установленные под углом шестьдесят градусов к продольной оси машины. Справа находится амбразура курсового пулемета в шаровой опоре. Броневой маски у пулемета нет. Задний наклонный лист корпуса съемный и крепится к листам борта с помощью болтов. В нем имеется прямоугольный люк для доступа к трансмиссионному отделению. Сбоку люка есть два овальных отверстия с выхлопными патрубками, защищенные бронеколпаками.

Башня

Башня танка сварная, конусообразная из катаных бронелистов. У крыши башни был общий люк для членов экипажа. На люке смонтирован смотровой прибор ля кругового обзора. Перед люком с левой стороны был перископический прицел ПТ-6, а справа — люк вентиляции.

Пушки

На танке изначально была установлена пушка модели Л-11, 76,2 миллиметра со стволом длиной 30,5 калибра. Она имела ряд недостатков, потому вскоре ее заменили более удачной пушкой Ф-32. Через некоторое время в конструкторском бюро разработали модификацию этого орудия, которая серьезно превосходил предыдущий вариант.

Ходовая часть

У танка было пять пар опорных катков большого диаметра. Направляющие и опорные катки были обрезиненными, а гусеничная цепь — мелкозвенчатая из тридцати семи плоских и тридцати семи гребневых траков.

Снаружи у каждого трака имелись шпоры-грунтозацепы. В кормовой части корпуса крепились два запасных трака и два домкрата. У четырех пар катков на борту была индивидуальная пружинная подвеска, пружины размещались под наклоном и были приварены к бортам в корпусе.

Двигатель

В танке Т-34 76 был установлен дизельный двигатель В-2 — это быстроходный, бескомпрессорный двигатель на водяном охлаждении со струйным распылением топлива и эксплуатационной мощностью в 500 лошадиных сил, скоростью до сорока семи километров в час.

Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – лёгкий плавающий танк;
  • Боевая масса – 14,5 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Количество выпущенных – 3039 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6910 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 7625 мм;
  • Ширина корпуса – 3140 мм;
  • Высота – 2195 мм;
  • База – 4080 мм;
  • Колея – 2740 мм;
  • Клиренс – 370 мм.

Бронирование

  • Тип брони – стальная катаная гомогенная высокой твёрдости;
  • Лоб корпуса (верх) – 10 / 80° мм/град;
  • Лоб корпуса (середина) – 10 / 45° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) – 10 / 45-90° мм/град;
  • Борт корпуса (верх) – 10 мм;
  • Борт корпуса (низ) – 8 мм;
  • Корма корпуса (верх) – 6 мм;
  • Корма корпуса (середина) – 6 / 45° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) – 6 / 45-90° мм/град;
  • Днище – 5 мм;
  • Крыша корпуса – 6 / 85-90° мм/град;
  • Лоб и борт башни – 15 / 35° мм/град
  • Корма башни – 10 / 35° мм/град;
  • Крыша башни – 6 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 76-мм Д-56Т;
  • Тип пушки – нарезная пушка;
  • Боекомплект пушки – 40;
  • Углы ВН,: −4…+30°;
  • Углы ГН: 360°;
  • Дальность стрельбы – до 12 км;
  • Прицел – телескопический ТШК-66;
  • Пулемет – 7,62-мм СГМТ.

Подвижность

  • Тип двигателя – В-6 шестицилиндровый дизельный жидкостного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 240 л.с.;
  • Скорость по шоссе  – 44 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
  • Скорость на плаву – 10,2 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 240-260 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 180-210 км;
  • Тип подвески – индивидуальная торсионная;
  • Удельное давление на грунт – 0,5 кг/см²
  • Преодолеваемый подъём – 38°;
  • Преодолеваемая стенка – 1,1 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,8 м.

Модификации

  • ПТ-76 модель 1, с установленным орудием Д-56Т;
  • ПТ-76 модель 2, с установленным орудием Д-56ТМ и модернизированным дульным тормозом на пушке;
  • ПТ-76 модель 3, с орудием Д-56ТМ и двухкамерным дульным тормозом на пушке;
  • ПТ-76Б, глубоко модифицированная модель ПТ-76 с пушкой Д-56ТС, увеличенным водоизмещением, большим запасом топлива, стабилизатором орудия и другими усовершенствованиями. В последствии стала даже популярнее обычныхПТ-76;
  • ПТ-76М – экспериментальная машина, сделанная в единственном экземпляре;
  • В 1990-е годы в Индонезии ПТ-76 модернизировали, установив на них 90-мм пушки, а также новые трансмиссии и двигатели. В западных источниках эти машины называют ПТ-2000.

Также на базе ПТ-76 производился ряд опытных и серийных бронетранспортеров в  СССР и Китае.

Применение в бою

ПТ-76 после своего выпуска широко использовались не только СССР, но и множеством других стран, куда они были проданы или подарены.

ПТ-76 активно применяли в нескольких вооруженных конфликтах: во Вьетнамской войне, в 1967 и 1973 годах в конфликтах между Сирией, Египтом и Израилем, в индо-пакистанской войне, в войне в Югославии 1991-1995 годов. Несколько раз ПТ-76 участвовали в боевых действиях в Чечне.

3 марта 1969 года произошло первое крупное столкновение американских танков с вьетнамскими. Американский лагерь Бен-Хет был атакован 4-м батальоном 202-го танкового полка, в котором было 12 ПТ-76 и несколько БТР-50ПК. К сожалению, атака оказалась неудачной и захлебнулась после потери одного БТР и двух ПТ-76.

В 1971 году индийские ПТ-76 принимали участие в войне с Пакистаном. Они воевали в районе Восточной Бенгалии и были весьма эффективным в дельте Ганга  большим количеством водных преград.

В 1976 году ПТ-76 участвовали в войне в Египте, однако их применяли без особого успеха и не по назначению. В боях было подбито около 29 машин, причем их бросили прямо на поле боя. А несколько десятков ПТ-76 были переданы Армии обороны Израиля, где их модифицировали, установив новые радиостанции, пулеметы и двигатели.

В 1973 году ПТ-76 принимали участие в войне Судного дня, причем они были у обеих враждующих сторон.

Сегодня ПТ-76 до сих пор состоит на вооружении у некоторых стран, а в 2004 году около сотни машин даже было в армии России.

Память о танке

Поскольку ПТ-76 – это достаточно новая машина, сегодня его можно увидеть во многих городах России и мира в качестве монумента, например, в Севастополе. Также он выставлен в целом ряде музеев: В Бронетанковом музее в Кубинке, музее БТТ в Сомюре, в музее Великой Отечественной войны в Киеве и др.

ПТ-76 присутствует в еще не выпущенной многопользовательской игре про современную бронетанковую технику Armored Warfare.

Операторы


ПТ-76Б в парке «Патриот».

  • Ангола Ангола — 10 ПТ-76, по состоянию на 2016 год 68 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в 1975 году.
  • Бенин Бенин — 18 ПТ-76, боеспособность которых находится под вопросом, по состоянию на 2016 год
  • Вьетнам Вьетнам — 300 ПТ-76, по состоянию на 2016 год
  • Гана Гана — 15 ПТ-76, по состоянию на 2016 год
  • Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго — 10 ПТ-76, по состоянию на 2016 год
  • Замбия Замбия — 30 ПТ-76, по состоянию на 2016 год, 50 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в 1984 году
  • Индонезия Индонезия:

    • Национальная армия Индонезии — 15 ПТ-76, по состоянию на 2016 год
    • Морская пехота Индонезии — 55 ПТ-76, боеспособность которых находится под вопросом, по состоянию на 2016 год
  • КНДР КНДР — 560 ПТ-76, по состоянию на 2016 год
  • Куба Куба — некоторое количество ПТ-76, по состоянию на 2016 год. 60 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1973 год.
  • Лаос Лаос — 10 ПТ-76, по состоянию на 2016 год, 30 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1962 год.
  • Мадагаскар Мадагаскар — 12 ПТ-76, по состоянию на 2016 год
  • Никарагуа Никарагуа — 10 ПТ-76 на хранении, по состоянию на 2016 год. 22 единицы ПТ-76 поставлены из СССР в 1984 году.
  • Пакистан Пакистан — 32-50 ПТ-76, по состоянию на 2017 год
  • Республика Конго Республика Конго — 3 ПТ-76, поставлены из СССР в 1972 году, по состоянию на 2016 год
  • Сирия Сирия — до 80 ПТ-76, по состоянию на 2016 год
  • Уганда Уганда — не менее 20 ПТ-76, по состоянию на 2016 год, 50 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1975 год

Бывшие операторы

  • Афганистан Афганистан — 50 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1960 год. Сняты с вооружения
  • Белоруссия Белоруссия — 8 ПТ-76, по состоянию на 1995 год, сняты с вооружения
  • Болгария Болгария — 250 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1964 год.
  • Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина — 2 ПТ-76, по состоянию на 2010 год
  • Венгрия Венгрия — 100 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1960 год, сняты с вооружения
  • Гвинея Гвинея — 15 ПТ-76, по состоянию на 2010 год, 20 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в 1977 году
  • Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау — 15 ПТ-76, по состоянию на 2010 год, 20 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в 1978 году
  • Германия Германия — сняты с вооружения
  • ГДР ГДР — 170 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1960 год, перешли к ФРГ
  • Египет Египет — 250 единиц ПТ-76 поставлено из СССР. 50 единиц в 1966 году, ещё 200 единиц в период с по 1972 год, сняты с вооружения
  • Израиль Израиль — трофейные египетские танки
  • Индия Индия — 100 ПТ-76, постепенно снимающихся с вооружения, по состоянию на 2007 год, 178 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1965 год
  • Ирак Ирак — 100 ПТ-76, по состоянию на 2002 год, 245 единиц ПТ-76 поставлено из СССР. 45 единиц в период с по 1970 год, ещё 200 единиц в 1984 году. Сняты с вооружения.
  • Камбоджа Камбоджа — 20 единиц ПТ-76 поставлено из СССР. 10 в 1983 году, ещё 10 в 1989 году.
  • КНР КНР — 250 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1960 год.
  • Мали Мали — некоторое количество, по состоянию на 2013 год.
  • Мозамбик Мозамбик — сняты с вооружения
  • Польша Польша — 300 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с по 1958 год, сняты с вооружения
  • Россия Россия — 150 ПТ-76, по состоянию на 2010 год, сняты с вооружения
  • Сербия и Черногория Сербия и Черногория — 100 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в 1963 году
  • Словения Словения — сняты с вооружения
  • СССР СССР — перешли после распада к России
  • Украина Украина — 5 ПТ-76, по состоянию на 1995 год, сняты с вооружения
  • Хорватия Хорватия — сняты с вооружения
  • Югославия Югославия — В 1963г получила 100 ПТ-76 перешли к образовавшимся после распада государствам.
  • Финляндия Финляндия — 15 ПТ-76, по состоянию на 1990 год, поставлены из СССР в 1961 году

General info

Survivability and armour

ESS
Creation of a smoke screen in the direction of movement of the vehicle

Armourfront / side / back

Hull13 / 10 / 6

Turret15 / 15 / 15

Crew3 people

Visibility75 %

Armour type:

  • Rolled homogeneous armour
  • Cast homogeneous armour (Gun mantlet)
Armour Front Sides Rear Roof
Hull 10 mm (80°) Top 13 mm (44°) Bottom 13 mm Top 10 mm Bottom 6 mm (1°) Top 6 mm (46°) Bottom 6 mm
Turret 15 mm (32-35°) Turret front 15 mm (19-32°) Gun mantlet 15 mm (35°) 15 mm (34-35°) 6 mm
Armour Sides Roof
Cupola 10 mm 6 mm

Notes:

  • Suspension wheels are 10 mm thick.
  • Tracks are 15 mm thick.

Pretty much every tank in the game will be able to destroy the PT-76B with relative ease due to the ultra-thin armour of it. Avoid tanks with access to heavy machine guns on their turrets such as most American tanks, the IS-2 1944, etc.

Also, keep well clear of enemy SPAA. 12.7mm guns and above will absolutely wreck this tank. In particular, the Wirbelwind is a big threat. It has good penetration at range and will literally saturate the vehicle with autocannon shells. Just a short burst from the quad 20 mm guns will finish the PT-76B off.

Mobility

Amphibious
The design allows you to swim and control movement in the water

Speedforward / back

AB49 / 8 km/h

RB and SB44 / 7 km/h

Number of gears5 forward

1 back

Weight14.0 t

Engine power

AB458 hp

RB and SB240 hp

Power-to-weight ratio

AB32.7 hp/t

RB and SB17.1 hp/t

Game Mode Max Speed (km/h) Weight (tons) Engine power (horsepower) Power-to-weight ratio (hp/ton)
Forward Reverse Stock Upgraded Stock Upgraded
Arcade 49 8 14 372 458 26.57 32.71
Realistic 44 7 212 240 15.14 17.14

The PT-76B has decent mobility on land thanks to its rather light weight. It can reach its maximum speed of 49 km/h (AB) / 44 km/h (RB) easily due to its decent acceleration. Controlling it at maximum speed is not hard since its top speed is nothing special for a light tank (the ubiquitous M41A1, for example, has a top speed of 72 km/h). The PT-76B is also decently agile, being able to turn quickly in response to any events up the path. However, the vehicle does not have any type of neutral steering capability, so it will be difficult to turn on the spot. These forward mobility traits of the PT-76B can be interrupted severely by moderate obstacles such as medium trees, wooden fences, concretes plots/barriers or stone walls; these will cause the vehicle to lose considerable amount of speed, or even be brought to a halt, especially in Realistic Battles

The maximum reverse speed is -7 km/h (AB) / -6 km/h (RB), which is too slow to allow overextend tactic (pop from behind cover, shoot, retreat behind cover), or for withdrawing from dangerous situation that the vehicle may have inadvertently driven itself into.

The amphibious feature of the PT-76B makes the vehicle more versatile, broadening the flanking/sneaking potential and options on some maps. But this should only be exploited across smaller bodies of water, since it reaches only 12 km/h (AB) / 9 km/h (RB) in water when moving forward, and the reverse speed in water is only -7 km/h (AB) / -5 km/h (RB). These slow speeds mean that once the PT-76B is on water, it will likely be a sitting duck if spotted. While firing from the water is an option due to the vehicle’s stabilizer, the water waves and the recoil from firing may cause the vehicle to wobble, making it hard to get a good shot. On top of that when planning an amphibious trip, it is best to ensure the destination can be reached in a straight line as the vehicle turns poorly and slowly in the water and so any course corrections will take more time, which leaves the PT-76B exposed to being spotted and taken out.

Modifications and economy

Repair costBasic → Reference

AB1 430 → 2 225

RB2 010 → 3 127

SB2 190 → 3 407

Total cost of modifications40 400

78 000

Talisman cost1 400

Crew training49 000

Experts170 000

Aces630

Research Aces440 000

Reward for battleAB / RB / SB

90 / 130 / 160 %

160 / 160 / 160 %

Modifications

Mobility Protection Firepower

Tracks

Research:
2 000

Cost:
3 900

150

Suspension

Research:
1 500

Cost:
2 900

120

Brake System

Research:
1 500

Cost:
2 900

120

Filters

Research:
3 400

Cost:
6 600

260

Transmission

Research:
2 200

Cost:
4 200

170

Engine

Research:
2 200

Cost:
4 200

170

Parts

Research:
2 000

Cost:
3 900

150

FPE

Research:
1 500

Cost:
2 900

120

Crew Replenishment

Research:
3 400

Cost:
6 600

260

ESS

Research:
2 200

Cost:
4 200

170

Horizontal Drive

Research:
2 000

Cost:
3 900

150

76mm_ussr_AP_53_ammo_pack

Research:
2 000

Cost:
3 900

150

Adjustment of Fire

Research:
1 500

Cost:
2 900

120

Airstrike

Research:
1 500

Cost:
2 900

120

76mm_ussr_HEAT_53_ammo_pack

Research:
1 500

Cost:
2 900

120

Elevation Mechanism

Research:
3 400

Cost:
6 600

260

Artillery Support

Research:
2 200

Cost:
4 200

170

Improved optics

Research:
2 200

Cost:
4 200

170

NVD

Research:
2 200

Cost:
4 200

170

…Что нам негоже

Основной парадокс судьбы ПТ-76 заключается в том, что в большинстве случаев о нем приходится говорить в сослагательном наклонении: если бы использовался, если бы модернизировался… В Советской армии ни для ПТ-76, ни для БТР-50 применения по назначению не нашлось. Ну а для роли танка-разведчика ПТ-76 не подходил совершенно, как, впрочем, и БТР-50 не годился на роль тяжелого бронетранспортера в мотострелковых подразделениях танковых дивизий. Никакой необходимости в слабобронированном и плохо вооруженном, но зато плавающем БТР в частях, оснащенных неплавающими средними танками, не было. Тут-то как раз самым негативным образом проявлялись недостаточная удельная мощность, чрезмерные габариты и даже большая вместимость. Как известно, бронетранспортеры обычно рассчитаны на перевозку одного пехотного отделения. Попадание же снаряда в БТР-50 до спешивания десанта (весьма неудобного, кстати сказать, перевозчика) становилось фатальным сразу для двух отделений.

В итоге можно прийти к выводу, что эксплуатация ПТ-76 и БТР-50 была адекватной их ТТХ только в морской пехоте. Но для нее не стоило выпускать несколько тысяч танков и бронетранспортеров – хватило бы и нескольких сотен, учитывая, что численность данного рода сил ВМФ СССР в мирное время не превышала 12,5 тысячи. Уже с середины 60-х начались интенсивные поставки этих машин за рубеж. Особенно они выросли в следующем десятилетии, когда на экспорт пошли ПТ-76 и БТР-50 из наличия Вооруженных Сил. Армия просто избавлялась от того, что ей не подходило. Вероятность большой войны в Европе заметно снизилась, да и случись она, то была бы другая. Необходимость в форсировании с ходу большого количества водных преград в рамках пресловутого 72-часового броска к Ла-Маншу, равно как и преодоление Английского канала, отпала сама собой. ПТ-76 оказался ненужным.

Вот ведь как получилось: выдающаяся конструкция, созданная в рамках логически обоснованной концепции боевого применения (а это бывает редко), оказалась без надобности. Почему? Да потому, что необходимость в форсировании водных преград с ходу возникала только в условиях неядерной войны. Появление ядерного оружия просто похоронило эту концепцию.

Действительно, если даже допустить, что СССР нанес удар первым (а такая возможность, пусть даже теоретическая, категорически отрицалась советским руководством) и разом уничтожил весь потенциал ответного удара стран НАТО, пострадав при этом незначительно, то стремительное продвижение в глубь Западной Европы не имело уже никакого смысла. На зараженной радиацией территории, превращенной в зону сплошных разрушений, воевать было бы просто не с кем. Ну а при более реалистичном сценарии и некому. Создание в таких условиях боевых машин с амфибийными свойствами и уж тем более их массовое производство становились просто бессмысленными. Тем не менее в нашей стране за последние 50 лет с постоянством, достойным лучшего применения, разработано беспрецедентное количество плавающих боевых машин. Какая в этом была необходимость? Нужны ли нашей армии многочисленные плавающие БТР и БМП? И если да, то зачем? Поговорим об этом в следующих статьях.

Фото ПТ-76

 

ПТ-76М — экспериментальная машина на базе ПТ-76Б

ПТ-76 на плаву

Похожее

Танк Т-14 Армата Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-90МС Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-64 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-72. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-84У Оплот. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк М1А2 Абрамс. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк «Черный орел» Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-62 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-3 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк КВ-1 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Леопард 2 (А1, А2, А3, А4, А5, А6, А7) — немецкий танк

Танк Т-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк ИС-3 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-55 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Пантера ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк КВ-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-26 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-54 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк ИС-7 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк ИС-2 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк ПТ-76 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-10 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Алтай. ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель

Танк М4 Шерман ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-44 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-35 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-18 (МС-1) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-28 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк K2 Чёрная пантера. Двигатель. Вес. Броня. Размеры. Вооружение

Танк БТ-5 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Леклерк Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-60 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Челленджер-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-40 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк C1 Ариете ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель

Царь-танк (1915 г.) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Тип 10 — японский танк

Первый русский танк «Вездеход» Пороховщикова (1915 г.)

Танк Т-100 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Char B1-bis ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Тип 99 — китайский танк

Танк Mk.IV Черчилль ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Mk.III Валентайн ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Тяжелый танк Менделеева (1911 г.)

Танк Арджун. Вес. Броня. Размеры. Вооружение

Танк ТГ (Танк Гротте) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк СМК ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк Кромвель ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк PzKpfw 38(t) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк М3 Стюарт ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Тип 95 «Ха-Го» ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Рыбинского завода (1915 г.) ТТХ, Фото, Броня

Танк Mk VII Тетрарх ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Литература

  • М. Барятинский. Плавающий танк ПТ-76. — М.: Моделист-конструктор, 2004. — 71 с. — (Бронеколлекция спецвыпуск № 1 (5) / 2004). — 2010 экз.
  • М. Барятинский. Советская бронетанковая техника 1945—1995 (часть 1). — М.: Моделист-конструктор, 2000. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 (30) / 2000). — 4000 экз.
  • М. Н. Свирин. Стальной кулак Сталина. История советского танка 1943—1955. — М.: Яуза; Эксмо, 2006. — 416 с. — 7000 экз. — ISBN 5-69914-628-8.
  • C. F. Foss. The PT-76 Amphibious Tank & Variants. — Виндзор: Profile Publications, 1974. — 20 p. — (AFV / Weapons series № 65).
  • J. Magnuski. Czołg pływający PT-76. — 1-е издание. — Warszawa: Wydawnictwo Ministerstwa Obrony Narodowej, 1971. — 16 p. — (Typy Broni i Uzbrojenia № 12). — 40 000+335 экз.
  • А. Корнилин. Вторая молодость танка ПТ-76. Некоторые страницы из истории создания плавающего танка ПТ-76 и бронетранспортёра БТР-50П // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2006. — № 4—6, 12.
  • С. Суворов. «Плавуны» ещё послужат // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2005. — № 4. — С. 9—15.
  • Ю. Евграфов. Потопления плавающих объектов бронетанковой техники // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2006. — № 9. — С. 37—40.
  • М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2008—2009. — № 5.
  • М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2010. — № 4.
  • М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2009. — № 9. — С. 53.
  • Руководство по материальной части и эксплуатации танков ПТ-76 и ПТ-76Б. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1967. — 608 с.
  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии / Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с. — (Библиотека военной истории). — ISBN 9-85433-703-0.

Подвижность

На танке используется 4-тактный дизель жидкостного охлаждения В-6, представляющий собой, по существу, один ряд (половину) широко распространенного V-образного танкового двигателя В-2. Максимальные мощность 176 кВт (240 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 1800 оборотов в мин, крутящий момент (при 1200 об./мин) 115 кгс•м. В зависимости от времени года применяется летнее, зимнее или арктическое дизельное топливо. Общая вместимость топливных баков 250 л, что обеспечивает запас хода по шоссе 240 — 260 км. Система охлаждения двигателя эжекционная, двигатель оборудован механизмом защиты от попадания в него воды. Для облегчения пуска двигателя в холодное время используется форсуночный подогреватель. На машинах выпуска после 1960 г. двигатели снабжены обогреваемым картером.

Механическая трансмиссия состоит из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач с постоянным зацеплением шестерен (практически заимствованной у танка Т-34), бортовых фрикционов, редукторов отбора мощности на водометы и бортовых редукторов. Приводы управления движением машины механические.

Подвеска танка индивидуальная торсионная. На передних и задних узлах подвески используются гидравлические амортизаторы поршневого типа двустороннего действия. На каждом борту танка расположено по 6 однорядных опорных катков. Передние необрезиненные направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц, также как и опорные катки, с целью повышения плавучести машины выполнены пустотелыми. У ведущих колес зубчатые венцы являются несъемными.

Для движения на плаву танк снабжен двумя реактивными водометами. Забор воды насосами водометов производится из-под днища танка через два окна, закрытые решетками. Выброс воды при движении вперед осуществляется через два кормовых окна, при движении назад — через два окна, находящихся на бортах танка в кормовой части, при этом кормовые окна закрываются специальными заслонками. Конструкция трансмиссии допускает одновременную работу гусеничного движителя и водометов, что обеспечивает хорошую проходимость танка по болотам.

Размещение механика-водителя на продольной оси машины, основание его люка, выступающее над верхним лобовым листом, и сидение, регулируемое по высоте, удалению от органов управления и угловому положению спинки, обеспечивают ему благоприятные условия вождения машины как с открытым, так и с закрытым люком. Для наблюдения за дорогой он использует три призменных прибора ТПН, перископический прибор ТПН-370 или ПЕР-17 (при движении на плаву) и бинокулярный перископический прибор ночного видения ТВН-2Б. При вождении танка по заданному курсу в условиях затрудненного ориентирования водитель пользуется курсоуказателем, установленным в отделении управления, состоящим из гирополукомпаса ГПК-59 и преобразователя ПАГ-1Ф.

Проблема переправы

Во-первых, в 1943–1945 годах по мере продвижения на запад нашим войскам пришлось переправляться через огромное количество рек, озер, проливов и лиманов. Дело осложнялось тем, что на территории как СССР, так и Восточной Европы реки по большей части текут или с севера на юг, или с юга на север. При этом из-за направления вращения Земли восточные берега низкие, а западные – высокие. Последнее обстоятельство создавало дополнительные проблемы при форсировании.

Во-вторых, оснащенность Красной армии переправочными средствами оставляла желать лучшего. К тому же все они имели низкую тактическую подвижность. Например, наиболее удачный и один из лучших в мире в тот период отечественный понтонно-мостовой парк Н2П перевозился на тележках, буксируемых тракторами С-65, реже – на автомобилях ЗИС-5. Самоходных переправочных средств, способных двигаться сразу за боевыми порядками наступающих войск и в одном с ними темпе, не было вообще.

Что же касается плавающих танков, строившихся в довоенные годы тысячами, то использовать их в качестве переправочных средств первого броска не представлялось возможным. С одной стороны, по причине малого количества таких машин, оставшихся в строю к 1943 году, а с другой – из-за слабости вооружения и низкой технической надежности. К тому же эти танки из-за невысоких характеристик плавучести могли только сами преодолевать водные преграды, ничего и никого не доставляя на противоположный берег.

Несколько улучшить ситуацию помогли появившиеся в советских войсках уже в ходе войны американские плавающие автомобили Ford GPA и GMC DUKW, поставлявшиеся по ленд-лизу. Они не обладали ни броней, ни вооружением, но благодаря только одному преимуществу – амфибийности сыграли существенную роль в форсировании таких крупных рек, как Дунай, Висла, Свирь, Даугава, Одер, и других. В этих случаях удавалось решать боевые задачи сравнительно быстро и с минимальными потерями.

Маршруты компании Нижегородпассажиравтотранс в Нижнем Новгороде

  • Т-138

    ТРЦ Седьмое Небо — микрорайон Соцгород-2

  • Т-9

    ТРЦ Седьмое Небо — Церковь Всех Святых

  • Т-34

    Афонино — улица Долгополова

  • Т-65

    Космическая улица — улица Зайцева

  • Т-44

    ТРЦ Седьмое Небо — Щербинки-2

  • Т-66

    Театр «Вера» — Щербинки-2

  • Т-35

    Щербинки-2 — Космическая улица

  • Т-117

    Катер «Герой» — Космическая улица

  • Т-8

    Центр Сормова — Центр Сормова

  • Т-68

    площадь Свободы — Космическая улица

  • Т-37

    площадь Горького — станция Петряевка

  • Т-81

    улица Янки Купалы — Кузнечиха-2

  • Т-23

    улица Дружаева — Московский вокзал

  • Т-40

    Управление МЧС (улица Усилова) — микрорайон Юг

  • 94

    Церковь Всех Святых — Кузнечиха-2

  • Т-71

    Торфопредприятие — площадь Свободы

  • Т-83

    микрорайон Соцгород-2 — Афонино

  • Т-18

    улица Богдановича — ТРЦ Седьмое Небо

  • Т-69

    Космическая улица — Высоково

  • Т-38

    Космическая улица — улица Дружаева

Из чего состоит спутник Земли

Поверхность Луны полностью покрывает реголит, состоящий из пыли и мельчайших метеоритных осколков, которые нередко падают на незащищённую атмосферой поверхность Луны (толщина такого слоя может колебаться от нескольких сантиметров до десятков километров). Сам спутник Земли состоит из:

  • Коры – она очень неоднородна и колеблется от нуля метров под морем Москвы (от лунной поверхности её отделяет слой базальта толщиной в 600 м) до 105 км (под кратером Королёва, расположенном на тёмном полушарии Луны). Хотя кратер Королёва находится с тёмной стороны Луны, более толстый слой расположен всё же на видимом нам полушарии;
  • Трёх слоёв мантии;
  • Ядра.

Модификации

Со временем стало ясно, что современная война будет вестись в условиях применения ядерного оружия. Это накладывало отпечаток на конструкцию всех боевых машин, которые должны были обеспечивать действия войск с учётом соответствующих поражающих факторов. Естественно, бронетранспортёр с брезентовой крышей военных не устраивал, поэтому Главное командование сухопутных войск поручил проработать вариант, более устойчивый к действиям в условиях радиоактивного заражения местности.

Первый опытный БТР-50ПК

БТР-50П имел кратность ослабления излучения радиоактивно-заражённой местности 3,5, а защиты от проникающего излучения не имел вовсе. Поэтому в 1957 году был создан «Объект 750ПК», отличавшийся от своего предшественника бронированной крышей с двумя люками для десанта. Экипаж теперь был защищён от гранат, пуль и осколков, прилетающих сверху, что оказалось большой проблемой во время уличных боев в ходе венгерских событий 1956 года.

БТР-50ПУ на государственных испытаниях в НИИ-38

На базе БТР-50П были созданы различные модификации. БТР-50ПА оснащался 14,5-мм пулемётом КПВТ на турели. В 1955 году появились зенитные установки ЗТПУ-2 с двумя пулемётами КПВТ (масса 13,6 тонны, экипаж пять человек) и ЗТПУ-4 с четырьмя такими пулемётами. В 1958 году на базе БТР-50ПК был создан пункт управления командира соединения БТР-50ПУ, он же «Объект 750К».

На Волгоградском тракторном заводе в 1958 году начали выпускать КШМ собственной разработки — БТР-50ПН или «Объект 905». В дальнейшем на базе БТР-50П создали машину технической помощи МТП-2 и систему дистанционного разминирования УР-67. Поляки начали лицензионный выпуск БТР-50П под названием TOPAS и даже модернизировали его в TOPAS-2AP, поставив сверху башню собственной разработки со спаркой пулемётов КПВТ и ПКТ.

БТР-50П, рисунок из руководства по материальной части и эксплуатации

Как и танк ПТ-76, бронетранспортёр БТР-50П стал очень удачной и надёжной машиной, однако он не был так широко распространён, как менее удачный БТР-60, который долгое время оставался основным бронетранспортёром Советской армии. Основными причинами этого стали большая масса, более высокая стоимость и меньший ресурс БТР-50П по сравнению со своим колёсным собратом и конкурентом. Всего же было выпущено около 5000 БТР-50П различных модификаций.

Операторы[править]

  • Ангола — 10 ПТ-76, по состоянию на 2016 год 68 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в 1975 году.
  • Бенин — 18 ПТ-76, боеспособность которых находится под вопросом, по состоянию на 2016 год.
  • Вьетнам — 300 ПТ-76, по состоянию на 2016 год.
  • Гана — 15 ПТ-76, по состоянию на 2016 год.
  • Демократическая Республика Конго — 10 ПТ-76, по состоянию на 2016 год.
  • Замбия — 30 ПТ-76, по состоянию на 2016 год, 50 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в 1984 году.
  • Индонезия:

    • Национальная армия Индонезии — 15 ПТ-76, по состоянию на 2016 год.
    • Морская пехота Индонезии — 55 ПТ-76, боеспособность которых находится под вопросом, по состоянию на 2016 год.
  • Куба — некоторое количество ПТ-76, по состоянию на 2010 год. 60 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с 1971 по 1973 год.
  • Лаос — 10 ПТ-76, по состоянию на 2016 год, 30 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с 1960 по 1962 год.
  • Мадагаскар — 12 ПТ-76, по состоянию на 2016 год.
  • Никарагуа — 10 ПТ-76 на хранении, по состоянию на 2016 год. 22 единицы ПТ-76 поставлены из СССР в 1984 году.
  • Пакистан — 32-50 ПТ-76, по состоянию на 2017 год.
  • Республика Конго — 3 ПТ-76, поставлены из СССР в 1972 году, по состоянию на 2016 год.
  • Сирия — до 80 ПТ-76, по состоянию на 2016 год.
  • Уганда — не менее 20 ПТ-76, по состоянию на 2016 год, 50 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с 1974 по 1975 год.

Бывшиеправить

  • Афганистан — 50 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с 1959 по 1960 год. Сняты с вооружения.
  • Гвинея — 15 ПТ-76, по состоянию на 2010 год, 20 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в 1977 году.
  • Гвинея-Бисау — 15 ПТ-76, по состоянию на 2010 год, 20 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в 1978 году.
  • Египет — 250 единиц ПТ-76 поставлено из СССР. 50 единиц в 1966 году, ещё 200 единиц в период с 1970 по 1972 год, сняты с вооружения.
  • Израиль — трофейные египетские танки.
  • Индия — 100 ПТ-76, постепенно снимающихся с вооружения, по состоянию на 2007 год, 178 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с 1964 по 1965 год.
  • Ирак — 100 ПТ-76, по состоянию на 2002 год, 245 единиц ПТ-76 поставлено из СССР. 45 единиц в период с 1968 по 1970 год, ещё 200 единиц в 1984 году. Сняты с вооружения.
  • Камбоджа — 20 единиц ПТ-76 поставлено из СССР. 10 в 1983 году, ещё 10 в 1989 году.
  • Китай — 250 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с 1956 по 1960 год.
  • Мали — некоторое количество, по состоянию на 2013 год.
  • Мозамбик — сняты с вооружения.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector