Ракетные катера проекта 1241

Основная идея, заложенная в создание проекта

Огромные убытки, который понес Советский Союз во Второй Мировой войне, поставили перед Советским правительством сложную задачу. Требовалось в срочном порядке усилить военно-морской флот новыми боевыми кораблями. Строить большие океанские суда, крейсера и авианосцы экономике было не под силу. Вместе с тем, страна срочно нуждалась в укреплении морских рубежей. Выходом из сложившейся ситуации могли стать ракетные катера, небольшие по водоизмещению боевые суда, обладающие высокой скоростью и способные нести мощное ударное вооружение.

Идея создать высокомобильную скоростную боевую платформу для противокорабельных ракет быстро воплотилась в металл. Советский Союз стал первой страной в мире, где начали строиться ракетные катера — совершенно новый класс военных судов. Боевые возможности кораблей нового класса оказались настолько широкими, что к советским проектам стали присматриваться из-за границы. Советские ракетные катера стали настоящей находкой для стран, которые нуждались в создании небольших и вместе с тем, эффективных ВМС. Ракетные катера, оснащенные ракетным оружием, уравняли шансы флотов на море. С этого момента любой крупный боевой корабль не мог себя чувствовать полностью защищенным. В течение 25 лет Советский Союз успешно строил малые ракетные корабли, обеспечив тем самым надежное прикрытие морских флангов СССР на Севере, на Юге и на Дальнем Востоке.

Катера на верфи

По достоинству оценили боевые возможности ракетных кораблей и за рубежом. Советские катера с ракетным вооружением стали основой для ВМС Египта, Индии, Йемена и Вьетнама. Ракетные катера, строившиеся в СССР, смогли усилить военно-морскую группировку стран Организации Варшавского Договора. Военно-морские силы Болгарии, Румынии, Польши и ГДР имели на оснащении малые ракетные корабли советского проекта. Самым распространенным типом кораблей этого класса стали суда типа «Молния», которым дал путевку в жизнь проект 1241. Используя техническую документацию базового проекта, советские кораблестроители сумели создать ряд модификаций малых судов, которые оказались удачными и надежными боевыми судами.

Эйлат

Прекрасным подтверждением боевых возможностей ракетных катеров советской постройки стала атака египетского ракетного катера проекта 183Р на израильский эсминец «Эйлат». Корабль, который имел вдесятеро меньшее водоизмещение, сумел двумя ракетами П-15 потопить более сильный корабль. При этом решающим фактором успеха стала дистанция боя и молниеносность атаки. С этого момента во всем мире кардинальным образом изменилось отношение к кораблям этого класса. Ракетные катера стали полноправным классом боевых судов. Небольшие страны, имеющие морские границы стали в массовом порядке заказывать для своих ВМС корабли этого класса.

Служба

Ссылки

Представители проекта

Ракетные катера проекта 1241.1 (1241-Т), 1241РЭ и 12417

Название Верфь Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
«Р-5» («Калининградский комсомолец» до 02.1992)
Приморский ССЗ
401

30.01.
БФ, КФл Списан 10.04.. С 02.1992 — «Р-49»
«Р-255»(«Кировский комсомолец» до 02.1992)
Приморский ССЗ
403

30.12.
БФ Списан 10.04..
«Р-256»(«Полтавский комсомолец» до 02.1992)
Приморский ССЗ
404
ЧФ С 15.12. «Мулния-101» в ВМС Болгарии .
«Р-6»
Приморский ССЗ
405

30.12.
БФ Списан 10.04..
«Р-26»
Рыбинский ССЗ
01710

30.03.
БФ Списан 10.04.. Проект 1241РЭ.
«Р-42»
Хабаровский ССиМЗ
901

30.03.
ТОФ Списан 03.05..
«Р-45»
Хабаровский ССиМЗ
902

26.12.
ТОФ Списан 04.08..
«Р-69»
Хабаровский ССиМЗ
903

30.09.
ТОФ Списан 04.08..
«Р-79»
Хабаровский ССиМЗ
904

19.12.
ТОФ В строю.
«Р-54»(«Краснодарский комсомолец» до 02.1992)
Средне-Невский ССЗ
200

21.04.

18.12.

30.12.
ЧФ В резерве. В 1997—2014 гг. в ВМС Украины.C 15.03. — U155 «Приднепровье».
«Р-71» «Шуя»
Средне-Невский ССЗ
201

12.08.

14.09.

10.06.
ЧФ В строю. Проект 12417. Демонтирован ЗРАК Кортик.
«Р-63»(«Куйбышевский комсомолец» до 02.1992)
Средне-Невский ССЗ
202

19.11.

23.12.

31.08.
ЧФ Списан 7.11.. С 15.08. U156 «Кременчуг» в ВМС Украины.
«Р-101» «Ступинец»
Средне-Невский ССЗ
203

04.08.

27.06.

30.09.
СФ, КФл В строю.
«Р-129» «Кузнецк»
Средне-Невский ССЗ
204

03.02.

19.11.

28.12.
БФ В строю.
«Р-257»
Средне-Невский ССЗ
205

03.05.

01.08.

31.10.
БФ В строю.

Ракетные катера проектов 12411 (12411-М)

Название Верфь Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
«Р-46»
Приморский ССЗ
402

21.03.

20.03.

29.12.
ЧФ Списан 17.12..
«Р-66»
Хабаровский ССиМЗ
905

31.05.
ТОФ Списан 04.08..
«Р-85»
Хабаровский ССиМЗ
906

30.09.
ТОФ Списан 16.03..
«Р-103»
Хабаровский ССиМЗ
907

31.05.
ТОФ Списан 16.03..
«Р-113»
Хабаровский ССиМЗ
908

30.12.
ТОФ Списан 17.07..
«Р-158»
Хабаровский ССиМЗ
909

30.10.
ТОФ Списан 31.07..
«Р-76»
Хабаровский ССиМЗ
910

30.12.
ТОФ Списан 31.07..
«Р-83»
Хабаровский ССиМЗ
911

30.12.
ТОФ Списан 03.05..
«Р-229»
Хабаровский ССиМЗ
912

30.09.
ТОФ Списан 10.04..
«Р-230»
Хабаровский ССиМЗ
913

30.12.
ТОФ Списан 17.07..
«Р-240»
Хабаровский ССиМЗ
914

30.10.
ТОФ Списан 10.04..
«Р-261»
Хабаровский ССиМЗ
915

31.12.
ТОФ В строю.
«Р-271»
Хабаровский ССиМЗ
916

05.09.
ТОФ Списан 22.06..
«Р-442»
Хабаровский ССиМЗ
917

16.12.
ТОФ Списан 22.06..
«Р-297»
Хабаровский ССиМЗ
918

08.09.
ТОФ В строю.
«Р-298»
Хабаровский ССиМЗ
919

31.12.
ТОФ В строю.
«Р-11»
Хабаровский ССиМЗ
920

01.09.
ТОФ В строю.
«Р-14»
Хабаровский ССиМЗ
921

28.12.
ТОФ В строю.
«Р-18»
Хабаровский ССиМЗ
922

24.08.
ТОФ В строю.
«Р-19»
Хабаровский ССиМЗ
923

07.12.
ТОФ В строю.
«Р-20»
Хабаровский ССиМЗ
924

17.10.

18.11.
ТОФ В строю.
«Р-24»
Хабаровский ССиМЗ
925

06.12.

27.12.
ТОФ В строю.
«Р-29»
Хабаровский ССиМЗ
926

27.09.
ТОФ В строю.
«Р-47» («Тамбовский комсомолец» до 15.02.1992)
Средне-Невский ССЗ
206

02.06.

21.08.

13.02.
БФ Переоборудуется в музей в г. Кронштадт
«Р-60» «Буря»
Средне-Невский ССЗ
207

10.12.

30.12.

12.12.
ЧФ В строю. Установлен ЗРАК «Палаш».
«Р-160» «МАК-160»
Средне-Невский ССЗ
208

27.02.

29.09.

08.08.
ЧФ, КФл В строю. Демонтированы ПУ ПКР «Москит».
«Р-187» «Заречный»
Средне-Невский ССЗ
209

18.07.

16.04.

04.03.
БФ В строю.
«Р-239» «Набережные челны»
Средне-Невский ССЗ
210

05.10.

30.12.

21.09.
ЧФ В строю.
«Р-334» «Ивановец»
Средне-Невский ССЗ
211

04.01.

28.07.

30.12.
ЧФ В строю.
«Р-109» «Бриз»
Средне-Невский ССЗ
212

24.07.

13.04.

20.10.
ЧФ В строю.
«Р-291» «Димитровград»
Средне-Невский ССЗ
213

25.07.

19.10.

30.05.
БФ В строю.
«Р-293» «Моршанск»
Средне-Невский ССЗ
214

30.04.

23.08.

17.02.
БФ В строю.
«Р-2» «Чувашия»
Средне-Невский ССЗ
215

26.02.
БФ В строю.

Ракетные катера проектов 12418 и 12421

Название Верфь Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот
ССЗ «Вымпел»

29.09.
2007
ВМС Вьетнама
ССЗ «Вымпел»
2007
2007
ВМС Вьетнама
Edermen
Средне-Невский ССЗ
217
828
03.2009
08.2010
06.2011
ВМС Туркмении
Gayratly
Средне-Невский ССЗ
218
829
07.2009
05.2011
10.2011
ВМС Туркмении
Ahmed Fadel («Р-32» до 04.08.2016)
ССЗ «Вымпел»
700
801

27.01.

23.05.
ВМС Египта
ССЗ «Вымпел»
01301
11.2018
ВМФ России
ССЗ «Вымпел»
01302
11.2019
ВМФ России

Ракетный катер

Это скоростная малогабаритная лодка, вооруженная ракетами различного типа. Впервые судно, оснащенное ракетами, спроектировали советские конструкторы. Флот СССР принял корабль данного класса на вооружение в 60-е гг. XX века. Это был скоростной и маневренной корабль 183 Р «Комар». Плавающий аппарат был вооружен двумя ракетами. Вторым советским образцом с четырьмя ракетами П-15 был ракетный катер проекта 205. В дальнейшем обладателем судна типа Саар, оснащенного ракетными установками, стал Израиль.

Ракетный катер “Комар”

Боевое применение

Катера предназначены для уничтожения надводных вражеских целей. Это могут быть транспортные, десантные, артиллерийские суда, морские группы и их прикрытия. Еще одной функцией скоростной лодки является прикрытие «своих» кораблей от морских и воздушных угроз. Они действуют как у берега, так и далеко в море.

Первое боевое крещение ракетного катера произошло во время конфликта Египта и Израиля, и было ознаменовано уничтожением израильского эсминца. Миноносец был уничтожен ракетами П-15, выпущенными египетским «Комаром». Этот случай показал действенность кораблей такого класса в военном применении и тем самым убедил многие государства в необходимости создания лодок с ракетами на борту.

Катер “Комар”

Проекты 205 и 205У «Москит»

Проект 205 «Москит» разрабатывался конструкторским бюро «Алмаз» в средине 1950-хх гг. Катера имели стальной корпус. Инженеры усилили вооружение и мореходность аппарата. Еще одним отличием от катера модели 183Р являлись скругленные судовые надстройки и специальная форма палубы, которая позволяет быстрее смыть радиоактивное заражение. Силовая установка состояла из 42-цилиндрованного радиального дизельного двигателя М503. Катер вошел в состав военно-морского флота советского союза в 1960 году.

Катер “Москит”

В начале 60-хх гг. проектная организация «Алмаз» разработала катер 205У. Данное судно вооружили модернизированной ракетой П-15У. Крыло ракеты автоматически раскрывалось при вылете. Также на борту установили две двойные 30-мм артиллерийские установки АК-230.

Катера данных проектов были участниками нескольких серьезных военных конфликтов:

  1. Конфликт между Египтом и Израилем в 70-е гг. XX века
  2. Война Пакистана и Индии в 1971 году
  3. Война между арабскими странами и Израилем в 1973 году
  4. Ирано-иракская война 80-хх гг.
  5. Война между войсками США и Ирака в начале 90-х гг.

ракетный катер проекта 205

r>

Конструкция

Корпус и надстройка

Корпус ракетного катера — гладкопалубный, выполнен из стали, имеет небольшую седловатость и комбинированные обводы. Восемью водонепроницаемыми переборками разделён на девять отсеков. Надстройки катера (за исключением газоотбойников) изготовлены из лёгких сплавов. Главные механизмы располагаются в двух смежных отсеках в кормовой части корпуса.

Главные размерения ракетного катера: длина корпуса — 56,1 м, наибольшая ширина — 10,2 м. Осадка по корпусу — 2,5 м (2,3 м для катеров проекта 1241РЭ), по винтам при полной осадке — 3,60 м, осадка эксплуатационная (для проекта 12421) — 2,55 м. Водоизмещение у различных модификаций проекта несколько различается, но лежит в пределах 500 тонн. Высота борта на миделе — 5,31 м.

Энергетическая установка

Из-за задержки с разработкой дизель-газотурбинной энергетической установки (ЭУ) первые катера проекта 1241.1, 1241РЭ, 12417 оснащались двухвальной газо-газотурбинной ЭУ (газо-турбозубчатым агрегатом) М-15, состоящей из двух форсажных турбин типа М-70 мощностью по 12 000 л. с. каждая, двух маршевых турбин типа М-75 мощностью по 5000 л. с. и четырёх редукторов. Обладая рядом достоинств, в том числе большей экономичностью, газо-газотурбинная энергетическая установка оказалась неудобной для управления катером на малых ходах и, особенно, при швартовках. Главные двигатели работают каждый на свой гребной винт фиксированного шага. Максимально развиваемая катерами с газо-газотурбинной ЭУ скорость — 42 узла, экономическая — 13 узлов. Дальность плавания: полным ходом — 760 морских миль, экономическим ходом — 1400 морских миль.

Энергетическая установка ракетных катеров проекта 12411, 12418, 12421 — двухвальная дизель-газотурбинная. Она состоит из двух форсажных турбин типа М-70 мощностью по 12 000 л. с. и двух маршевых дизельных агрегатов М-510 мощностью 4 000 л. с. (каждый из дизельных агрегатов состоит из дизеля М-504 с двухскоростным редуктором и гидротрансформатора). Главные двигатели работают каждый на свой гребной винт фиксированного шага. Скорость максимальная — 41 узел, экономическая — 14 узлов. Дальность плавания: 36-узловым ходом — 400 морских миль, экономическим ходом — 1600 морских миль, 12-узловым ходом — 2400 морских миль.

На катерах всех проектов установлены два дизель-генератора ДГ-200 мощностью по 200 кВт каждый и один дизель-генератор ДГР-75 мощностью 100 кВт.

Общекорабельные устройства

Рулевое устройство В состав винторулевой группы катеров проекта 1241 входят два винта фиксированного шага.

Швартовное, якорное и буксирное устройства

На баке размещён носовой электро-гидравлический шпиль для стравливания и выборки якорной цепи, а также для швартовки носовой части корабля. На юте находится электро-механический шпиль для швартовки кормовой части. Всего на корабле имеется четыре швартовые вьюшки.

Спасательные устройства

Спасательные устройства на катерах проекта 1241 представлены пятью спасательными плотами, три из которых размещены на крыше первого яруса надстройки (в кормовой её части, между автоматами АК-630), и два — в нос от ходовой рубки.

Мореходность

Мореходные качества катера обеспечивают безопасное плавание на пониженных скоростях при состоянии моря до 7-8 баллов.

Обитаемость

Экипаж катеров проекта 12411-Т — 41 человек (на катерах проекта 12411-М он уменьшен до 40), в том числе 5 офицеров, включая командира. Командир размещается в двухместной каюте, расположенной на первом ярусе надстройки (под ходовой рубкой) с левого борта. Остальные офицеры размещаются в двух четырёхместных каютах побортно. Матросы живут в трёх кубриках, располагающихся под главной палубой в носовой части катера. Носовой кубрик (на семь двухместных коек) расположен в нос от шахты боезапаса артиллерийской установки АК-176, два остальных кубрика, меньшей вместимости чем первый, размещены побортно сзади и вбок от шахты боезапаса АУ АК-176. Столовая личного состава размером 5×4 метра расположена на главной палубе в районе юта.

Автономность корабля по запасам провизии — 10 суток. Для хранения провизии оборудованы кладовые помещения, расположенные на главной палубе в районе бака в нос от матросских кубриков; под шахтой боезапаса АУ АК-176 находится цистерна пресной воды.

Примечания

  1. Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 51. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
  2. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 16.
  3. Асанин, Владимир. Бегущая по волнам // Техника и вооружение : журнал. — М.: РОО «Техинформ», 2004. — № 5. — С. 11.
  4. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 17.
  5. Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 190.
  6. Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 192.
  7. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52.
  8. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 35.
  9. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 60.
  10. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 58.
  11. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52, 54, 60-61.
  12. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 55.
  13. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 61.
  14. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 59.
  15. Костриченко В. В., Кузьмичёв В. Е. Пистолет у виска империализма… — С. 21.
  16. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 31.
  17. Асанин, Владимир. Ракетные катера вступают в бой…. — С. 17, 35-36.
  18. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 56-64.

МВД (МООП) РСФСР

Вооружение ракетного катера

Уже из самого названия можно понять, что главным оружием катера являются ракетные, зенитные и артиллерийские установки различных модификаций и типов. Все установки обладают точными системами самонаведения и в отличие от артиллерии большую дальность действия.

Основным оснащением являются несколько типов пусковых ракетных установок. Первая ПРУ «Оса-М». Этот комплекс может самостоятельно обнаруживать цели. Для этого установка оборудована локатором. Он помогает увидеть объект, находящийся на высоте до 4 км и расстоянии до 30 км. Также комплекс состоит из средств установления целей и визирования ракет, оборудования для передачи команд и пульта для трех операторов.

Вторая установка, которой снабжают катер – это противокорабельный ракетный комплекс «Москит». Он предназначен для уничтожения надводных объектов. Ракеты устойчивы к воздействию ядерного взрыва. Применяется комплекс в береговой обороне и в морской авиации. «Москит» способен пробивать любую обшивку корабля и взрываться внутри судна. Имеет комбинированную систему управления: навигационную и самонаведения. Это гарантирует высокое попадание в цель.

Еще одной установкой предназначенной для установки на кораблях является «Малахит». Это крылатая ракета российского образца уничтожает надводные корабли. «Малахит» – более мощная модификация первой крылатой ракеты П-70 «Аметист».

Его система управления включает в себя:

  • Автопилот АПЛИ-5;
  • Радиолокационную систему «Двина»;
  • Тепловую систему «Дрофа».


Малый ракетный корабль “Бора”

Например, ракетный катер на воздушной подушке «Бора» снабжен:

  • Двумя пусковыми установками «Москит» на 8 ракет типа 3М80;
  • Одной парной пусковой установкой зенитно-ракетного комплекса «Оса-М» на 20 ракет;
  • Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и двумя 30-мм АК-630.


Малый ракетный корабль “Мираж”

Ракетный катер «Мираж» вооружен:

  • Шестью пусковыми установками противокорабельных ракет «Малахит», заряженными по 6 ракет П-120 на каждый;
  • Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и 30-милиметровой АК-630;
  • Одним парным зенитно-ракетным комплексом «Оса-М» на 20 ракет.


Малый ракетный корабль “Ивановец”

Ракетный катер «Ивановец» оснащен:

  • Четырьмя пусковыми установками «Москит» на 4 ракеты;
  • Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и одной 30-милиметровой АК-630;
  • Одной зенитной установкой «Игла».

Судна используют активное и пассивное обнаружение целей. Навигационные и радиолокационные комплексы расположены наверху рубки управления. Обычно установлены радары модели «Монолит» или «Гарпун». На надстройке плавательного средства стоит радиолокационная система «Вымпел» и оборудование, предупреждающее о лазерном облучении «Спектр-Ф». Катера способны распознавать государственную принадлежность ближайших судов. Для этого борт оснащен специальным устройством «свой-чужой».

История строительства

Постройка головных катеров двух основных модификаций была поручена производственному объединению «Алмаз». Строительство серии ракетных катеров проекта 12411-Т и 12411-М осуществлялось с 1979 года практически одновременно на трёх судостроительных заводах СССР. До конца 1991 года для ВМФ СССР был построен 41 ракетный катер этого проекта: 12 катеров проекта 12411-Т (по 4 постройки Приморского, Хабаровского и Средне-Невского судостроительных заводов), 31 ракетный катер проекта 12411 (17 катеров постройки Хабаровского ССЗ, 13 катеров постройки Средне-Невского ССЗ) и 1 катер проекта 12417 (Средне-Невский ССЗ). К 1991 году в постройке находилось ещё 6 катеров проекта 12411 с готовностью от 28 % до 93 %, запланированных к достройке до 1996 года. Один катер проекта 12411-Т уже в ходе строительства был построен по проекту 12417 (30-мм автоматы были заменены на корабле одним ЗРАК «Кортик» и РЛС обнаружения воздушных целей МР-352 «Позитив» в целях отработки этого вооружения).

На заводах в Рыбинске и Ярославле строились катера проекта 1241РЭ, предназначенные на экспорт в страны социалистического лагеря. Всего по этому проекту было построено 22 ракетных катера (по 5 для ГДР и Индии, 4 для Польши, 3 для Румынии, по 2 для Болгарии и Йемена, 1 для Вьетнама); три катера проекта 1241РЭ служили в составе ВМФ СССР в качестве кораблей для обучения иностранных экипажей. На экспорт строился и 1 недостроенный ракетный катер проекта 12421. Кроме этого, Индией была приобретена лицензия на право постройки ракетных катеров проекта 1241 на двух судостроительных заводах — в Бомбее и Гоа

Расход Топлива

Примечания

  1. Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 51. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
  2. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 16.
  3. Асанин, Владимир. Бегущая по волнам // Техника и вооружение : журнал. — М.: РОО «Техинформ», 2004. — № 5. — С. 11.
  4. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 17.
  5. Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 190.
  6. Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 192.
  7. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52.
  8. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 35.
  9. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 60.
  10. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 58.
  11. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52, 54, 60-61.
  12. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 55.
  13. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 61.
  14. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 59.
  15. Костриченко В. В., Кузьмичёв В. Е. Пистолет у виска империализма… — С. 21.
  16. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 31.
  17. Асанин, Владимир. Ракетные катера вступают в бой…. — С. 17, 35-36.
  18. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 56-64.

Вариант первый

Предыстория появления катеров проекта 1241

Следует отметить, что идея создания «москитного флота» не нова. Еще накануне Первой Мировой войны некоторые государства Европы стремились за счет строительства малых скоростных боевых судов усилить собственные военно-морские силы. Тогда основным вооружением кораблей такого класса являлось минное оружие. Успешное применение итальянскими моряками торпедных катеров во время морской войны с более сильным противником показало большие возможности малого флота. Из категории флота для бедных, «москитный флот» перешел в разряд наиболее эффективных инструментов ведения боевых действий в прибрежной морской зоне.

Эту же мысль после окончания Второй Мировой войны стали развивать и в Советском Союзе. Если с торпедным и минным оружием современные флоты научились эффективно бороться, то появление ракет открыло новые горизонты для ведения войны на море. Корабли с небольшим водоизмещением, обладающие высокой скоростью хода и вооруженные противокорабельным ракетами могли стать надежным щитом в обороне портов и мест базирования флота. Особенно привлекательно выглядела возможность установить боевые ракеты на подвижную платформу, обладающую высокой скоростью хода.

Именно эти военные корабли первыми продемонстрировали на практике свою эффективность. Во время «Шестидневной арабско-израильской войны» 1967 года египетский ракетный катер типа «Комар» сумел потопить израильский эсминец «Эйлат». Это и послужило поводом к интенсивному и массовому строительству кораблей этого класса во всем мире

Особенное внимание на новое оружие обратили страны третьего мира, которые не могли себе позволить ни строить, ни содержать большие военные флоты

Советский Союз в этой гонке вооружения считался явным фаворитом. На вооружении ВМФ СССР к тому времени уже имелось достаточно большое количество ракетных катеров разных типов. Шла разработка новых, более мощных судов, способных выполнять более широкий спектр тактических задач. Вершиной конструкторской мысли стал проект 1241 — новый ракетный катер типа «Тарантул».

История создания

Еще в 1971 г. (до момента принятия постановления правительства о создании РК пр.12411) в ЦМКБ «Алмаз» по имевшимся к тому моменты весогабаритным характеристикам ПКР 3М80 были разработаны два варианта аванпроекта размещения ПКРК «Москит» на катере: один с РЛК «Гравий-М» (ЦНИИ «Гранит») другой с радиолокационным комплексом «Монолит» (КНИИ РЭ).

Оба варианта, при полном водоизмещении 400-500 т предполагали вооружение из четырех противокорабельных ракет 3М80, ЗРК «Оса-М», 76-мм АУ АУ-176 и одной 30-мм артиллерийская установка АК-630М. В перспективе предполагалось оба РЛК заменить малогабаритной многофункциональной радиолокационной системой «Жемчуг», обеспечивающей целеуказание и управление всеми видами оружия корабля. Эта система должна была иметь один комплексный АП, что могла бы существенным образом уменьшить полное водоизмещение катера (примерно до 400 т).

Однако систему «Жемчуг» создать так и не удалось, и когда в 1973 г. было принято решение о начале работ на катерами семейства «Молния», вооруженных противокорабельным ракетным комплексом «Москит», их проектировали с радиолокационным комплексом «Монолит» (пр.1241.1) и «Гравий-М» (пр.1241РЭ) с их разрозненными рабочими трактами, каждый из которых имел свой АП. Частично из-за этого было решено отказаться от зенитно-ракетного комплекса «Оса-М» и заменить его второй 30-мм артиллерийскую установку АК-630М.

Из-за задержки в освоении промышленностью производства противокорабельного ракетного комплекса «Москит», серию катеров проекта 1241.1, пришлось вооружить ПКРК «Термит». В экспортном варианте катера (проекта 1241РЭ) вооружали ПКРК П-20 и радиолокационным комплексом «Гравий-М». Оба проекта имели газотурбинную силовую установку.

Как выглядит?

Это яркий, огненный, светящийся шар. Очевидцы говорят, что он очень красивый. Цвет шара иногда желто-оранжевый, иногда белый, иногда красный, а иногда и голубой. Цвет может меняться, как бы переливаться. Размер 10 – 20 см. Это самый распространенный вид шаровых молний.

Этот шар перемещается в пространстве. Куда он будет двигаться в следующий момент, не знает никто. Он может зависнуть неподвижно над землей, а через секунду уже лететь в сторону с большой скоростью. Все, к чему он прикасается, взрывается.

Но молния не обязательно взорвется, она может просто исчезнуть также неожиданно, как и появилась. А появиться она может где угодно. Например, спуститься с облака или выйти из-за дерева, или влететь в открытую форточку. Так же известны случаи, когда она проникала в дома даже сквозь закрытые двери, через маленькие щелочки и отверстия.

Чаще всего шаровая молния возникает во время грозы. Но и в абсолютно ясную, погожую погоду она может появиться. Место ее появления предсказать невозможно. Ее видели и вблизи линий электропередач, и в чистом поле. В общем, ведет она себя так, как ей хочется.

Живет этот светящийся бродяга недолго — от 10 секунд до нескольких минут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector