Подводный авианосец i-400: история японского супероружия второй мировой войны

Стратегические последствия

На протяжении всей войны Япония зависела от морского транспорта, чтобы обеспечить родные острова необходимыми ресурсами, в том числе продовольствием, и снабдить свою армию в гарнизонах через Тихий океан. Перед войной, по оценкам Японии, стране требовалось 5 900 000 длинных тонн (6 000 000  тонн ) морских судов для поддержания внутренней экономики и вооруженных сил во время большой войны. Во время атаки на Перл-Харбор судоходные возможности Японии были намного больше, и составили 7 600 000 длинных тонн (7 700 000 тонн): японский торговый флот мог перевозить 6 400 000 длинных тонн (6 500 000 тонн), а суда меньшего размера были способны перевозить дополнительно 1 200 000 длинных тонн (1 200 000 т).

В начале войны подводный флот США был неэффективен по нескольким причинам:

  • Большая часть подводных лодок, развернутых против японцев, была устаревшей.
  • Лодкам США мешали дефекты их основного оружия — торпеды Mark 14 .
  • Плохая подготовка привела к чрезмерной зависимости от сонара .
  • Шкиперы были недостаточно агрессивны и чрезмерно опасались гидролокаторов и самолетов эсминцев .
  • Плохие диспозиции — флот был рассредоточен под пристальным наблюдением за основными базами Японии.
  • Командование было разделено, что не позволяло подводным лодкам попадать в один из лучших районов для охоты, Лусонский пролив , из-за боязни дружественного огня .

Несмотря на понимание того, что судоходство имеет жизненно важное значение, японские военные серьезно недооценили (возможную) угрозу со стороны подводных лодок союзников. Эта самоуверенность усиливалась неэффективностью подводных лодок союзников в начале войны

Противолодочной войне уделялось мало внимания, и для защиты торгового флота было выделено несколько военных кораблей и самолетов. Японские эсминцы составляли основную часть защиты конвоев; они обладали впечатляющими боевыми возможностями в ночное время, но имели недостатки в сонарах и радарах по сравнению с аналогами других флотов. Более того, доктрина ВМС Японии в отношении защиты торговли была очень плохой.

Размер и эффективность подводных сил союзников значительно увеличились во время войны на Тихом океане. США увеличили производство современных подводных лодок с 1942 года. Усилия адмирала Чарльза А. Локвуда сыграли решающую роль в решении проблем Mark 14 (которые, тем не менее, не были решены до сентября 1943 года). Он также выбрал более агрессивных шкиперов подводных лодок. Разведка сигналов нарушила « код Мару » в январе 1943 года после того, как довоенная оплошность таможни США заставила Японию изменить его. Американская авиация занималась постановкой мин в рамках операции «Голод» . В результате всех этих событий американские подводные лодки нанесли сокрушительный урон японскому торговому флоту в 1943 и 1944 годах, а к январю 1945 года фактически уничтожили японский торговый флот.

Плохие торпеды уничтожили как минимум две американские подводные лодки из 48 потерянных в ходе патрулирования.

Британский подводный авианосец «М-2»

Великобритания достигла меньших успехов своего соседа по Ла-Маншу – Франции. В 1927-м году Королевский флот переоборудовал свою старую субмарину «М-2» в подводный авианосец, заменив запрещенную Лондонским соглашением артиллерийскую установку 305 мм на ангар, который был 3 м. в диаметре и 7 м. длинной. Для подводного авианосца было решено построить специальные гидросамолеты «Парнел Пето», чья основная задача была разведывать территории противника, куда не могут добраться другие группы. Однако низкие результаты испытаний авианосца не внушали особых надежд командованию ВМС. В 1932-м году на одном из учений, который стал для «М-2» последним, субмарина потонула в районе Портсмута. Основным предположением инцидента является преждевременное открытие ангарной двери субмарины. После такого расклада событий, Великобритания отказалась от идеи подводных авианосцев.

Подводный авианосец М-2

Подводный авианосец М-2

5 Assumptions on Terrorism

Смотрите также:

Оборудование

Для связи с субмаринами использовались радиограммы, зашифрованные на специальной шифровальной машине «Энигма». Великобритания принимала все возможные усилия для получения этого устройства, так как расшифровать тексты по-другому не получалось, однако как только появлялась возможность выкрасть такую машину из захваченной субмарины, немцы первым делом уничтожали устройство и все шифровальные документы. Однако все-таки это им удалось после захвата U-110 и U-505, так же в руки попали и ряд зашифрованных документов. U-110 была атакована глубинными бомбами британцев в мае 1941 года, в результате повреждений субмарина вынуждена была всплыть, немцы планировали сбежать с субмарины и потопить ее, однако потопить её не успели, поэтому лодка была захвачена британцами, и в руки им попала «Энигма» и журналы с шифрами и картами минных полей. Для того, что бы тайна о захвате «Энигмы» была сохранена, из воды спасли весь уцелевший экипаж подводников, сама лодка вскоре была потоплена. Полученные шифры позволяли британцам до 1942 года быть в курсе немецких радиограмм, пока «Энигма» не была усложнена. Взломать этот шифр помог захват зашифрованных документов, находившихся на борту U-559. Она была атакована британскими эсминцами в 1942 году и взята на буксир, там же была найдена и новая вариация «Энигмы», однако субмарина начала быстро идти на дно и шифровальная машина вместе с двумя британскими матросами утонула.

Норвегия

Для норвежских подводников падение их страны вовсе не означало конец войны. Они продолжили боевые действия в составе британского Королевского флота, когда англичане передали их экипажам несколько своих подлодок.

Эта лодка класса U совершила 14 походов в Северное и Норвежское море в 1943-44 годах. За время походов потопила три судна почти на 7000 брт и немецкую подлодку U 974. Кроме этого, подлодке удалось повредить три судна на 12 500 брт.

Этих успехов она достигла под командованием лейтенанта Сигурда Вальватне — лучшего норвежского подводника Второй мировой.

Ула» в 1951 году

Британскаянорвежка» пережила войну и затем вошла в состав ВМС Норвегии.

Примечания

  1. Некоторые исследователи называют подводными асами капитанов потопивших более 50 000 тонн тоннажа.
  2. Возможное исключение составляет американский капитан 1-го ранга Ричард О’Кейн.
  3. В 1980 году обзоры японских военных записей, подтвержденные уцелевшими вахтенными журналами USS Tang и членами экипажа, пересмотрели общие данные побед до 33 кораблей, в общей сложности тоннажем 116 454 длинных тонн (118 323 тонн) потопленных. Это поставило USS Tang на первое место как по количеству судов, так и по тоннажу. Но насколько это правдиво вопрос остается. Если принять заявленные официальные цифры 118 323 тонн потопленных, то Ричард О’Кейн имеет полное право называться «Королем тоннажа».
  4. 28 ноября 1944 года под его командованием подводная лодка USS Archerfish, обнаружила и потопила авианосец IJN Shinano водоизмещением 71 890 тонн.
  5. Подводная лодка Casabianca (Q183) («Казабьянка») известна своим побегом из Тулона в ноябре 1942 года, когда немецкие войска пытались захватить французский флот в Тулонской гавани в рамках операции «Антон». Casabianca с экипажем ушла в Северную Африку и сражалась на стороне союзников. За свою карьеру Касабьянка потопила один военный корабль и торговое судно торпедами, еще один военный корабль уничтожен палубным орудием. Лодка выполнила семь секретных миссий, оказала помощь в освобождении Корсики и прорвала немецкую блокаду Тулона во время своего перехода к союзникам. Подлодка сыграла одну из решающих ролей во время освобождения Корсики снабжая партизан и доставляя коммандос, во время своей последней миссии в данной роли, Casabianca доставила на север острова 109 спецназовцев, что является рекордом для корабля такого размера.

Подводные лодки способные переносить авиацию

Подводные авианосцы – это специальные боевые судна предназначенные для подводного перебазирования авиационных сил в другие точки земного шара для разведывательных и атакующих операций. Проектирование этого вида кораблей началось чуть больше века назад. В наши дни строительство или использование таких кораблей не является актуальным. Однако кто знает куда приведет нас наша фантазия и технологический прогресс. Поэтому нельзя исключать такого поворота событий, что морские державы вновь примутся за проект подводной лодки авианосца.

История создания

Конец девятнадцатого и начало двадцатых веков были явным прыжком в военно – морских технологиях. Интеграция надводного флота с авиацией не остановилась на достигнутом. Многие державы того времени захотели объединить авиацию с подводным флотом, в итоге появились первые подводные лодки с возможностью перевозить на своем борту самолеты. Правда эти «самолеты» не являлись теми самолетами, которые мы видим в наши дни. Сначала это были гидропланы, затем с улучшением технологий перевоплощались в змеи-автожиры, гидросамолеты и самолеты.

Подводная лодка U-12

Первые аналоги подводных авианосцев появились в первой четверти прошлого столетия в Имперской Германии. В предвоенном времени немцы искали рычаги превосходство в войне, которая вот-вот должна была начаться

Одержимый расширить границы своей империи, Вильгем II уделял особое внимание военно-морским силам т.к. наличие Великобритании в рядах противника могла привести к плачевным результатам если ничего не предпринимать в этом аспекте

Таким образом в 1915-ом году был произведен первый запуск гидроплана, перевозимый подводной лодкой для разведки Великобританских берегов. Однако субмарина могла перевозить гидроплан только в надводным положение, что заставило инженеров построить специальный ангар для авиатехники. В итоге в 1917-ом субмарине U-12 был достроен ангар. Первой авиатехникой взятый в ангар был гидросамолет-разведчик «Брандэнбург» класса «FF-29». Однако в связи с поражением и жесткими условиями Версальского соглашения, Германия забросила этот проект.

Подводные авианосцы между «I»-«II» Мировыми

После Первой Мировой войны идеей «подводных авианосцев» заинтересовался ряд стран: Великобритания, Франция, Соединенные Штаты, Советский Союз, Фашисткая Германия и Имперская Япония. Америка вновь погрузилась в доктрину «Монро», вследствие чего, не стала уделять особых усилий в развитие этой темы (дальше испытаний на субмарине «S-1» тема не продвинулась). В недавно образовавшемся СССР первый проект «субмарины-авианосца» был предложен только в 1935-м году. Проект С.Базилевского включал в себя подводные крейсера, линкоры и авианосцы, которые могли перевозить от 1 до 16 единиц разведчиков, истребителей и бомбардировщиков. Однако командование Военно-Морской Академии РККА забраковало проект в связи с тем, что он не имел экономического, тактического и военного обоснования.

Остальные из перечисленных стран были более настойчивы в этом вопросе, вследствие чего добились результатов. Особенно в идеи «подводных авианосцев» была успешна Имперская Япония.

Миссии Янаги

Миссия в Германию

В янагах миссия проходила под Державу оси » Тройственный пакт обеспечить обмен стратегических материалов и промышленных товаров между Германией, Италией и Японией. Изначально обмены производились грузовыми судами , но когда это стало невозможно, использовали подводные лодки. Всего семь подводных лодок предприняли попытку заокеанского плавания: И-30 (апрель 1942 г.), И-8 (июнь 1943 г.), И-34 (октябрь 1943 г.), И-29 (ноябрь 1943 г.), И-52 (март 1944 г.) и немецкие подводные лодки U-180 и U-511 (август 1943 г.).

Из них I-30 был потоплен на мине , I-34 — британской подводной лодкой Taurus , I-29 — американской подводной лодкой Sawfish , I-52 — самолетами ВМС США.

I-8 под командованием Синдзи Учино вышла из гавани Куре 1 июня 1943 года в сопровождении I-10 и подводного тендера Hie Maru . Их груз включал в себя две знаменитые кислородные торпеды Тип 95 , торпедные аппараты, чертежи автоматической системы балансировки и новый военно-морской разведывательный самолет Yokosuka E14Y . Дополнительный экипаж из 48 человек под командованием Садатоши Норита также был упакован в подводную лодку, предназначенную для укомплектования экипажем немецкой подводной лодки U-1224 , подводной лодки типа IXC / 40 и доставки ее в Японию для обратного проектирования .

Прибыв в Сингапур девять дней спустя, I-8 также взяла на борт хинин , олово и каучук, прежде чем отправиться на японскую базу на Пенанге .

21 июля I-8 вошла в Атлантический океан , где она столкнулась с жестокими штормами, но смогла продолжить движение к оккупированной немцами Франции .

I-8 прибывает в Брест, Франция

20 августа И-8 встретился с немецкой подводной лодкой U-161 , которой командовал капитан Альбрехт Ахиллес . Два немецких техники радио были переданы в I-8 , а также FuMB 1 «Метокс» 600A радар — детектор , который был установлен на I-8 ‘ моста с. Когда 29 августа I-8 вошла в Бискайский залив , люфтваффе отправили самолет Ju 88 из KG 40 для прикрытия с воздуха, и через два дня он благополучно прибыл в Брест .

Японскую подводную лодку встретили тепло. Для экипажа более месяца были организованы вечеринки и поездки в Париж и Берлин , и немецкие информационные агентства объявили, что «теперь даже японские подводные лодки работают в Атлантике».

Вернуться в Японию

I-8 покинул Брест 5 октября, с грузом немецкого оборудования, таких как: пулеметы , бомбы прицелы, торпедных катеров Daimler-Benz двигателя , морских хронометров , РЛС , гидроакустического оборудования, зенитные gunsights , электрические торпеды, и пенициллин . Подводная лодка также доставляла в Берлин контр-адмирала Ёкои, военно-морского атташе с 1940 года; Капитан Хосоя, военно-морской атташе во Франции с декабря 1939 г .; три немецких офицера и четыре техника по радиолокационной и гидрофонной .

I-8 столкнулась с бурным морем в Южной Атлантике у мыса Доброй Надежды, что задержало ее прибытие в Сингапур. Она передала по радио свою позицию в Германию, но сообщение было перехвачено союзниками , что вызвало атаку противолодочной авиации, которая потерпела неудачу. I-8 прибыла в Сингапур 5 декабря и, наконец, вернулась в Куре, Япония, 21 декабря, пройдя 30 000 морских миль (56 000 км).

Шасси

Понижение I-8

обслуживание

Фотография из перископа японского торгового корабля, торпедированного под воду Seawolf .

С момента ввода в эксплуатацию до конца 1941 года первые шесть Sargo базировались сначала в Сан-Диего , а затем в Перл-Харборе . Последние четыре были отправлены на Филиппины вскоре после ввода в эксплуатацию. В октябре 1941 года оставшиеся « Сарго» и большинство других более новых подводных лодок были переданы Азиатскому флоту на Филиппинах в рамках запоздалых усилий по усилению сил США и союзников в Юго-Восточной Азии. Японская оккупация южного Индокитая и августа 1941 американо-англо-голландского ответное нефтяное эмбарго поднявшего международной напряженности.

После нападения японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года подводные лодки Азиатского флота были основной ударной силой, доступной адмиралу Томасу К. Харту , командующему флотом. Ему было назначено шестнадцать лососей или сарго ; полнота обоих классов. Семь лодок класса « морская свинья» и шесть S-лодок завершили отряд. Японцы не не бомбили на Филиппинах до 10 декабря 1941 года, так что почти все подводные лодки были в состоянии сдвинуться перед атакой. Силион и Морской Дракон были несчастливыми исключениями. В капитальном ремонте в Cavite военно — морской верфи , Силен был поврежден и не подлежит ремонту и был затоплен 25 декабря. Seadragon при поддержке USS  Canopus и USS  Pigeon смог покинуть порт после аварийного ремонта и продолжал сражаться на протяжении большей части войны.

Класс Sargo был очень активен во время войны, потопив 73 корабля, включая японскую подводную лодку. Четверо погибли, в том числе один от «дружественного огня».

Sailfish этого класса потопил японский авианосец Chūy , на борту которого находился 21 выживший с подводной лодки Sculpin ; только один из этих заключенных пережил затопление. Sculpin был одним из кораблей, помогавших спасти 33 человека, когда Squalus затонул во время испытательного погружения в 1939 году; Squalus был спущен с мели и повторно введен в эксплуатацию как USS  Sailfish .

В начале 1945 года уцелевшие лодки этого класса были переведены на тренировочные работы до конца войны, а в 1947-48 годах были списаны. Searaven использовалась в испытаниях атомного оружия на атолле Бикини в 1946 году. Урон был незначителен, поэтому позже он был использован в качестве цели в 1948 году. Sailfish также должен был стать целью в тех же испытаниях атомного оружия, но вместо этого в 1948 году он был списан.

дизайн

По большинству характеристик Sargo были повторением Salmon , за исключением возврата к полностью дизель-электрическому приводу для последних четырех лодок и принятия улучшенной конструкции батареи Sargo . Первые шесть Sargo приводились в движение комбинированным приводом с прямым приводом и дизель-электрической установкой (по два двигателя в каждом режиме) так же, как и Salmon . В этой схеме два главных двигателя в переднем машинном отделении приводили в движение генераторы . В машинном отделении два расположенных бок о бок двигателя были сцеплены с редукторами, которые находились впереди двигателей, с помощью гидравлических муфт с виброизоляцией. К каждому редуктору также были подключены два быстроходных электродвигателя , приводимых в движение генераторными двигателями или батареями. Бюро стим Engineering (Bueng) и Генеральный совет желательно полный дизель-электрическая установка, но были некоторые особые мнения, в частности , адмирал Томас С. Харт , единственный опытный подводник на Генеральный совет, который отметил, что полный дизель -электрическая система могла быть отключена при затоплении. Технические проблемы препятствовали использованию двух больших дизелей с прямым приводом вместо четырехмоторного композитного завода. В США не существовало двигателя подходящей мощности для достижения желаемой скорости 21 узел, а существующие виброизолирующие гидравлические муфты не могли передавать достаточную мощность. Также было непрактично устанавливать по два двигателя на каждый вал. Таким образом, полностью дизель-электрическая установка была принята на последние четыре Sargo и оставалась стандартной для всех последующих американских подводных лодок с традиционными двигателями.

Четыре самолета этого класса ( Sargo , Saury , Spearfish и Seadragon ) были оснащены сложными дизелями двойного действия Hooven-Owens-Rentschler (HOR) . Попытка получить больше мощности от меньшего двигателя, чем другие современные конструкции, система двойного действия оказалась ненадежной в эксплуатации. Во время Второй мировой войны все двигатели заменили на двигатели GM Cleveland Diesel 16-278A, вероятно, во время капитального ремонта в начале 1943 года.

BuEng разработала новую свинцово-кислотную батарею, чтобы противостоять боевым повреждениям, известную как батарея Сарго, потому что она была впервые установлена ​​на Сарго и была основана на предложении ее командующего офицером , лейтенанта Е.Е. Йоманса. Вместо одного корпуса из твердой резины у него были два концентрических корпуса из твердой резины со слоем мягкой резины между ними. Это было сделано для предотвращения утечки серной кислоты в случае, если один корпус треснет во время глубинной загрузки . Это оставалось стандартной конструкцией батареи до тех пор, пока не было заменено батареями Sargo II и GUPPY на подводных лодках, модернизированных в рамках программы Greater Underwater Propulsion Power Program после Второй мировой войны . Емкость каждой батареи была немного увеличена за счет установки 126 ячеек вместо 120; это также подняло номинальное напряжение от 250 вольт до 270 вольт, который был стандартом в использовании США с тех пор, в том числе резервных батарей атомных подводных лодок .

Первоначальная палубная пушка Mark 21 калибра 3 дюйма (76 мм) / 50 оказалась слишком легкой в ​​эксплуатации. Ему не хватало мощности, чтобы быстро добивать искалеченные или мелкие цели, чтобы удовлетворить экипаж. В 1943-44 годах на смену ему пришла орудие Mark 9 калибра 4 дюйма (102 мм) / 50 , в большинстве случаев снятое с S-катера , передаваемого на тренировочное дежурство.

Конвой фюрера

На службе у Дёница, так же находилось еще одно подразделение субмарин, получивших название «Конвой фюрера». В секретную группу входило тридцать пять субмарин. Англичане, считали что эти подводные лодки предназначались для перевозки полезных ископаемых из Южной Америки. Однако остаётся загадкой, почему в конце войны, когда подводный флот был почти полностью разрушен, Дёниц не вывел из «Конвоя фюрера» не одной субмарины.

Существую версии, что эти субмарины использовались для контроля над секретной нацистской Базой 211 в Антарктиде. Однако две из субмарин конвоя были обнаружены уже после войны возле Аргентины, капитаны которых утверждали, что перевозили неизвестный секретный груз и двух тайных пассажиров в Южную Америку. Некоторые из субмарин этого «призрачного конвоя» так и не были обнаружены после войны, да и военных документах упоминаний о них почти не было, это U- 465, U-209. Всего историки говорят о судьбе всего лишь 9 из 35 субмарин — U-534, U-530, U-977, U-234, U-209, U- 465, U -590,U-662, U863.

Французский подводный авианосец «Сюркуф»

После устрашающих последствий Первой Мировой было решено снизить и ограничить количество военной техники. В корабельном плане был подписан «Лондонский» договор, по которому были приняты ограничения в водоизмещение, оружие и их количестве. Страны стали искать лазейки для обхода принятого соглашения. В связи с тем, что договор в основном концентрировался на надводной технике, страны решили воспользоваться подводной техникой. Франция была одной из таких стран. Франция сделала свой акцент на мощные подводные лодки в 1927-м году.

Подводный авианосец «Сюркуф»

Подводные крейсера начали строиться в том же 1927-ом году в количестве 3-х единиц. Однако из-за ужесточенных пунктов нового «Лондоского» договора, по которому калибр артиллерии субмарин не должен был превышать 155мм, в 1929-ом достроился только 1 подводный крейсер, который имел калибр артиллерийского орудия 203 мм («Сюркуф» был исключением для Франции по договору). В эскплуатацию ВМФ Франции вошел в 1932-ом году.

«Сюркуф» стал величием ВМС Франции. Он был огромен, имел водоизмещение в 4 300 тонн. Благодаря своему артиллерийскому орудию мог поражать любые надводные цели; 20 торпед позволяли поражать подводные цели; а также гидросамолет – разведчик «Бессон БМ410» давал возможность видеть на много дальше своих возможностей. «Сюркуф» неоднократно посещал порты других стран для показа мощи ВМФ Франции.

С быстрой капитуляцией Франции во Второй Мировой, подводный – крейсер вместе с остальными кораблями французского флота попал в руки англичан, а затем был перенаправлен в США. Из-за своих нескончаемых неисправностей, субмарина переходила с одного порта в другой. В одном из таких переходов в Таити из порта в Бермудах, «Сюркуф» пропал без вести в водах Карибского моря. По официальным данным подводная лодка потонула из-за своих неисправностей, однако французские историки до сих пор ведут расследование по данной теме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector