Морская мина

Представители

Россия

  • Подводная лодка «Краб» — первый в мире подводный минный заградитель
  • Подводные лодки типа «Ленинец» — советская серия
  • Подводные лодки типа «Калев» — британской постройки

Германия

  • Подводные лодки типа UC — малые, многочисленные
  • Подводные лодки типа U-117 — крупные, океанские
  • Подводные лодки типа U-121
  • Подводные лодки типа X

Италия

  • Подводный минный заградитель «Пиетро Микка»
  • Подводные минные заградители типа «Фока»
  • Подводные лодки типа «Брагадин»

Япония

Подводные лодки типа I-121 — фактически копия немецкой U-125 типа UE с измененными вооружением и конструкцией для установки охладителя.

Классификация

Мины, устанавливаемые в водах, подразделялись по способу установки, по срабатыванию взрывателя, по кратности, по способу управления, по избирательности.

По способу установки бывают якорные, донные, плавуче-дрейфующие на определенной глубине, самонаводящиеся торпедного типа, всплывающие.

По способу срабатывания взрывателя боеприпасы делятся на контактные, электролитно-ударные, антенно-контактные, неконтактные акустические, неконтрактные магнитные, неконтактные гидродинамические, неконтактные индукционные и комбинированные.

В зависимости от кратности, мины бывают многократными или же некратными, то есть детонатор срабатывает после однократного воздействия на неё или же установленного количества раз.

По управляемости боеприпасы делятся на управляемые или неуправляемые.

Основными установщиками морских минных полей служат катера и надводные корабли. Но часто минные ловушки расставляют подводные лодки. В срочных и исключительных случаях минные заграждения делает и авиация.

Меры по защите от неконтактных мин

Возможность использования в будущей войне различных средств поражения, оснащенных магнитными взрывателями, не была в 20-е и 30-е годы прошлого века каким-то секретом. Чтобы снизить опасность от мин и торпед, оснащенных подобными устройствами, можно было использовать два основных подхода. Первый из них предполагал создание специальных магнитных тралов, инициирующих безопасный подрыв неконтактных мин. Второй подход предусматривал проведение мероприятий по размагничиванию кораблей и судов.

Суть размагничивания проста – требуется сгенерировать искусственное магнитное поле, направление которого было бы прямо противоположно естественному фону, создаваемому стальными элементами конструкции судна. При этом два поля взаимно нейтрализуют друг друга и взрыватель мины не зарегистрирует никаких возмущений при прохождении корабля над миной.

Размагничивание бывает обмоточным и безобмоточным. В первом случае поле создается электрическим током, проходящим по проводникам, постоянно установленным на борту корабля. Во втором случае процедура выполняется в порту, обмотки проводников размещаются на корпусе и при включении тока намагничивают сталь. После отключения и удаления проводников созданное таким образом поле сохраняется и обеспечивает долговременную безопасную эксплуатацию судна в заминированных районах.

Мероприятия по размагничиванию начались в СССР и Великобритании почти одновременно – в 1939 году. В августе 1941-го страны обменялись полученным опытом, что позволило создать весьма эффективную систему ЛФТИ. Одним из её разработчиков был известный советский ученый И.В. Курчатов.

Подготовка к размагничиванию современного корвета «Совершенный».

От акустических взрывателей размагничивание, естественно, не спасало. Поэтому обойтись без траления было нельзя. Поначалу создание «противоакустических» тралов было тяжелой задачей. Для её решения в 1940-41 годах в Великобритании использовались даже пневматические отбойные молотки. Их размещали в особых ящиках, которые вывешивались перед носом или за кормой тральщиков. Затем были разработаны более эффективные генераторы шумов, но очистка фарватеров всё же отнимала немало сил и времени. Это было связано с использованием приборов кратности, программируемых часовых механизмов и других приспособлений, которыми оснащались немецкие мины. Даже зная их устройство, обеспечить быстрое разминирование порой всё-таки не удавалось.

Спустя много лет после окончания войны морские магнитные и акустические мины всё ещё оставались крайне опасными. Хотя батареи, обеспечивающие током их взрыватели, давно уже разрядились, некоторые «сюрпризы» всё же оставались работоспособными. Так, в феврале 2004 года в Севастополе два рабочих, попытавшихся разобрать обнаруженную ими мину LMB, погибли в результате взрыва камуфлета. Основной заряд не сдетонировал лишь по случайности – если бы это произошло, жертв оказалось бы намного больше.

Автор статьи:
Akiva Content

Когда появились первые торпеды

Торпеда или как её называли в то время – самодвижущаяся морская мина мина, была придумала сразу двумя учеными, находящимся в разных частях мира, не имеющим друг к другу никакого отношения. Произошло это практически в одно и то же время.

В 1868 году Уайтхед представил миру свою схему постройки торпеды. В тот же год патент на использование этой схемы приобретает Австро-Венгрия и становится первой страной, обладающей данной боевой техникой.

В 1873 году Уайтхед предложил приобрести схему российскому флоту. После испытаний торпеды Александровского, 1874 году было принято решение, приобрести боевые снаряды именно Уайтхеда, ведь модернизированная разработка нашего соотечественника значительно уступала по техническим и боевым характеристикам. Такая торпеда значительно увеличивала свое свойство плыть строго в одном направлении, не меняя курса, благодаря маятникам, а скорость торпеды увеличилась практически в 2 раза.

Таким образом, Россия стала лишь шестым по счету обладателем торпеды, после Великобритании, Франции, Германии и Италии. Ограничением для покупки торпеды Уайтхед выдвинул лишь одно – хранить схему постройки снаряда втайне от государств не пожелавших купить ее.

Уже в 1877 году торпеды Уайтхеда были впервые использованы в бою.

References[edit]

Основные элементы конструкции

По своему внешнему виду и внутреннему устройству различные модели донных неконтактных мин в значительной степени различаются друг от друга, однако у них всё равно остается немало общего. Поэтому в качестве наиболее характерного примера можно использовать хорошо изученную немецкую донную мину LMB I. По своему внешнему виду она напоминала крупную авиабомбу с обычным округлым передним обтекателем и хвостовым стабилизатором.

Корпус такой мины изготавливался из алюминиевого сплава и значительной прочностью не отличался. В его передней части размещался заряд гексанита общим весом 696 кг (для мин LMA – 305 кг) и основной детонатор. Кроме того, там же устанавливался «бомбовый» взрыватель, инициировавший подрыв мины при её падении на сушу. Он был не ударным, а часовым и срабатывал в том случае, если после истечения 19 секунд с момента касания поверхности глубина погружения составляла менее 4,57 метра.

В средней части корпуса располагался отсек взрывного устройства. Внутри него размещалось несколько различных приборов.

Немецкая авиационная морская магнитная мина, разобранная на части. Цифрами обозначены: 1 – крышка, закрывающая парашютный отсек; 2 – парашют;3 – парашютный отсек; 4 – стабилизатор; 5 – основная часть приборов; 6 – отсек с зарядом гексанита, гидростатом, самоликвидатором и бомбовым взрывателем.

В состав оборудования могли входить:

  1. Неконтактный магнитный взрыватель модели M1-M5 или M9.
  2. Неконтактный акустический взрыватель (мог быть как вспомогательным, так и основным). Использовались модели А1, А2, АА1 и АА2.
  3. Комбинированный магнитно-акустический взрыватель MA1 (на базе M2) или MA2 (на базе M9).
  4. Вспомогательный гидродинамический взрыватель D. Срабатывал при изменении давления воды при прохождении судна над миной и использовался только в комбинации с основным взрывателем.
  5. Прибор кратности Zahl Kontakt. Обеспечивал возможность подрыва мины только после заранее заданного количества срабатываний взрывателя. Диапазон кратности – от 0 до 14.
  6. Механизм Pausenuhr. Устанавливался вместо прибора кратности и предназначался для задания программы работы мины, включая и выключая её на определенные периоды времени.

Кроме того, в отсеке взрывного устройства располагался «сюрприз» — устройство необезвреживаемости мины, приводившееся в действие при попытке извлечения основных приборов. Отдельно устанавливался так называемый камуфлет, который подрывал дополнительный заряд (около одного килограмма тротила) уже при попытке вскрытия корпуса. Оба «сюрприза» предназначались для разрушения секретных приборов и уничтожения вражеских минеров.

В хвостовой части мины находился парашютный отсек. На корабельных модификациях LMB/S он не устанавливался. В этом же отсеке размещались датчики неконтактных взрывателей.

Самоликвидация мины обеспечивалась несколькими независимыми друг от друга устройствами. В отсеке взрывного устройства размещались два таких прибора: Zeit Einrichtungen (мог быть настроен на период работы от 45 до 200 суток) и Verzogerung Werke (срабатывал после истечения промежутка времени продолжительностью от 6 до 72 часов).

Магнитный неконтактный взрыватель M2.

На боковой поверхности передней части мины располагался небольшой лючок диаметром в 15,24 см. Под ним находился еще одно устройство – Uhrwerkseinschalter (UES). Оно представляло собой комбинацию из часового механизма и гидростата. Как только мина погружалась на глубину в 5,18 м или более, гидростат включал часовой механизм, который использовался для «отсрочки» активации неконтактных взрывателей. Срок выжидания мог составлять от 30 минут до 6 часов или же от 12 до 72 часов. В течение всего этого времени мина не поддавалась никаким методам траления.

Механизм UES чаще всего был дополнен устройством неизвлекаемости Lihtsicherung (LiS), которое подрывало основной заряд при попытке подъема мины на поверхность. Срабатывание детонатора обеспечивал гидростат, реагирующий на снижение давления воды. На поздних образцах LMB имелось еще одно устройство защиты от разминирования, взаимодействующее с оптикоэлектронными датчиками, которые фиксировали изменение уровня освещенности при снятии крышки отсека взрывателя.

Аналогичный «сюрприз» устанавливался и на беспарашютных минах BM1000, которые имели ряд конструктивных отличий от всех предшествующих моделей. В частности, их корпус был сделан из маломагнитной стали, а носовой обтекатель – из высокопрочной стали. Кроме того, прибор кратности у «Моники» не регулировался – количество «пропусков» устанавливалось на заводе-изготовителе. Первые образцы BM1000 взрывались под третьим кораблем, а некоторые последующие образцы – под восемнадцатым.

Создание морской мины

Морская мина является боеприпасом, устанавливаемом в воде скрытно. Она предназначается за повреждения водного транспорта противника или затруднения его движения. Подобные военные изделия активно применяются в наступательных и оборонительных операциях. После установки они длительный период остаются в боевой готовности, взрыв же происходит внезапно, а обезвредить их довольно сложно. Морская мина представляет собой заряд взрывоопасных материалов, укомплектованных в водонепроницаемый корпус. Внутри конструкции также имеются особые приборы, позволяющие безопасно обращаться с боеприпасом и взрывающие его при необходимости.

Торпеды и Мины

Разновидности

Торпеда – самодвижущаяся морская мина

Морская мина

«Циркон» и «Скиф» – донное вооружение ВМС России

Система залпового огня на корабле

Изображения

История

Отечественные разработки

Впервые электрический взрыватель для «адских машин» изобрел российский инженер Павел Шиллинг в 1812 году. Во время неудачной осады Кронштадта англо-французским флотом (1854 г.) в Крымскую войну отлично себя зарекомендовала мина морская конструкции Якоби и Нобеля. Полторы тысячи выставленных «адских машин» не только сковали перемещение неприятельского флота, но ими были также повреждены три крупных британских парохода.

Мина Якоби-Нобеля обладала собственной плавучестью (благодаря воздушным камерам) и не нуждалась в поплавках. Это позволяло устанавливать ее скрытно, в толще воды, подвешивая на цепях, или пускать по течению.

Позже активно применялась сфероконическая плавающая мина, удерживаемая на требуемой глубине небольшим и малозаметным буйком или якорем. Впервые была применена в русско-турецкую войну (1877-1878 гг.) и стояла на вооружении флота с последующими улучшениями до 1960-х годов.

Морские мины второй мировой войны

Минные заграждения в период ВОВ оказались очень эффективными и поэтому весьма популярными средствами поражения морской техники противника. На морских просторах было установлено более миллиона мин. За годы войны на них подорвалось и затонуло более восьми тысяч кораблей и транспортных судов. Тысячи судов получили различные повреждения.

Устанавливались мины морские разными способами: одиночная мина, минные банки, минные линии, минная полоса. Первые три способа минирования производились надводными судами и субмаринами. А самолеты использовались только для создания минной полосы. Сочетание отдельных мин, банок, линий и минных полос создает район минного поля.

Начало XX века

Массово морские мины стали применяться в веке двадцатом. Во время боксерского восстания в Китае (1899-1901 гг.) имперская армия заминировала реку Хайфэ, прикрывая путь к Пекину. В русско-японском противостоянии 1905 года развернулась первая минная война, когда обе стороны активно использовали массовые постановки-заграждения и прорывы минных полей при помощи тральщиков.

Данный опыт был перенят в Первую мировую. Немецкие морские мины препятствовали высадке британского десанта и сковывали действия российского флота. Подводные лодки минировали торговые пути, заливы и проливы. Союзники не остались в долгу, практически перекрыв для Германии выходы из Северного моря (для этого понадобилось 70 000 мин). Общая численность используемых «адских машин» экспертами оценивается в 235 000 штук.

Мрачная пещерная бабочка

Уничтожение морских мин

Для борьбы с морскими минами используются все наличные средства, как специальные так и подручные.

Классическим средством являются корабли — тральщики. Могут использовать контактные и неконтактные тралы, поисковые противоминные аппараты или другие средства. Трал контактного типа перерезает минреп, и всплывшие на поверхность мины расстреливаются из огнестрельного оружия.
Для защиты минных заграждений от вытраливания контактными тралами используется минный защитник.
Неконтактные тралы создают физические поля, вызывающие срабатывание взрывателей.

Кроме тральщиков специальной постройки используются переоборудованные корабли и суда.

С 40-х годов в качестве тральщиков может использоваться авиация, в том числе с 70-х вертолёты.

Подрывные заряды уничтожают мину в месте постановки. Могут устанавливаться поисковыми аппаратами, боевыми пловцами, подручными средствами, реже авиацией.

Прорыватели минных заграждений — своего рода корабли-камикадзе — вызывают срабатывание мин собственным присутствием.

Событие в мировой культуре

Всемирный форум памяти Холокоста

Якорная мина

Наибольшее распространение на Дальневосточном театре боевых действий получила морская мина с якорным фиксатором. Она удерживалась в подводном состоянии минрепом, закрепленным к якорю. Регулировка глубины погружения первоначально производилась вручную.

В этом же году лейтенант Российского военного флота Николай Азаров по заданию адмирала Макарова С. О. разработал конструкцию для автоматического погружения морской мины на заданную глубину. К боеприпасу приладил лебедку со стопором. Когда тяжелый якорь достигал дна, ослабевало натяжение троса (минрепа) и срабатывал стопор на лебедке.


Дальневосточный опыт минной войны был перенят европейскими государствами и широко применен во время Первой мировой войны. Наибольших успехов в этом деле достигла Германия. Немецкие морские мины закрыли Российский императорский флот в Финском заливе. Прорыв этой блокады стоил Балтийскому флоту больших потерь. Но и военные моряки Антанты, особенно Великобритании, постоянно ставили минные засады, закрывая выходы немецким судам из Северного моря.

Морские мины Второй мировой войны

В годы войны на морских театрах боевых действий было поставлено около миллиона мин, в том числе в водах СССР – более 160 000. Германией были установлены орудия смерти в морях, озерах, реках, в ледовом Карском море и в низовье реки Оби. Отступая, противник минировал портовые причалы, рейды, гавани. Особенно жестокой была минная война на Балтике, где немцами только в Финском заливе поставлено было более 70 000 шт.

В результате подрыва на минах затонуло примерно 8000 кораблей и судов. Кроме того, тысячи кораблей получили тяжелые повреждения. В европейских водах уже в послевоенное время на морских минах подорвались 558 судов, 290 из которых затонули. В первый же день начала войны на Балтике подорвались эсминец «Гневный» и крейсер «Максим Горький».

Первые подтвержденные сведения о противосудовых минах

В разное время в приморских странах, ведущих те или иные боевые действия, были изобретены первые простейшие средства противокорабельной борьбы. Первые летописные упоминания о морских минах встречаются в архивах Китая за четырнадцатый век. Это был простой просмоленный деревянный ящик со взрывчатым веществом и фитилем замедленного горения. Мины запускались по течению воды навстречу японским кораблям.


Считается, что первую морскую мину, эффективно разрушающую корпус военного корабля, сконструировал в 1777 году американец Бушнель. Это были начиненные порохом бочки со взрывателями ударного действия. Одна такая мина наткнулась на судно англичан у Филадельфии и полностью уничтожила его.

Цена нового и б/у Урал 375

Производство моделей семейства Урал 375 завершилось в 1992 году. Однако на отечественном рынке приобрести данные автомобили можно и сейчас. Объясняется это несколькими факторами:

  • множество машин находилось на консервации;
  • грузовики имели большой ресурс работы и высокую надежность.

Средняя стоимость автомобиля на ходу зависит от технического состояния и модификации и колеблется от 300000 до 800000 рублей. Модели 1979-1981 года обойдутся в 150000-340000 рублей, 1985-1986 года – в 420000-470000 рублей, 1990-1991 года – в 730000-810000 рублей. При этом интерес к технике сохраняется. Обусловлено это простым обслуживанием и уникальной проходимостью.

Немного истории

Первые опыты окультуривания растений зафиксированы в каменном веке

Первобытный человек, собирая съестные плоды, корни, ягоды, семена и прочее, обратил внимание на способность выращивания необходимых ему растений вблизи жилища. Бросив семена в рыхловатую влажную землю и приобретя первые плоды земледелия, он мало-помалу научился управлять ходом выращивания культурных растений

Своевременное орошение, уничтожение сорняков, защита от внезапного уничтожения урожая животными и насекомыми, подбор лучших по качеству, вкусу, а также размерам растений привели к бессознательному искусственному отбору. Немного погодя, отбор ознаменовал создание первых культурных растений.

А практический опыт выращивания, ухода за растениями скапливался и передавался последующим поколениям. Развитие земледелия образовало географические очаги выращивания конкретных культур. Популяризации окультуренных растений содействовали войны, торговля, движения и странствия.

Основная часть культурных растений разведена давно, но отдельные образцы окультурены сравнительно не так давно. Примером является сахарная свёкла, возделывать которую начали в начале XIX века, в то время как пшеница выращивалась уже в VII тысячелетии до н.э.

Уничтожение морских мин

Основные статьи: Тральщик, Боевое траление

Для борьбы с морскими минами используются все наличные средства, как специальные так и подручные.

Классическим средством являются корабли — тральщики. Могут использовать контактные и неконтактные тралы, поисковые противоминные аппараты или другие средства. Трал контактного типа перерезает минреп, и всплывшие на поверхность мины расстреливаются из огнестрельного оружия.
Для защиты минных заграждений от вытраливания контактными тралами используется минный защитник.
Неконтактные тралы создают физические поля, вызывающие срабатывание взрывателей.

Кроме тральщиков специальной постройки используются переоборудованные корабли и суда.

С 40-х годов в качестве тральщиков может использоваться авиация, в том числе с 70-х вертолёты.

Подрывные заряды уничтожают мину в месте постановки. Могут устанавливаться поисковыми аппаратами, боевыми пловцами, подручными средствами, реже авиацией.

Прорыватели минных заграждений — своего рода корабли-камикадзе — вызывают срабатывание мин собственным присутствием.

«Рогатая смерть» и другие

В представлении многих людей морская мина — это большой рогатый черный шар, закрепленный на якорном тросе под водой или плавающий по волнам. Если проплывающий корабль заденет один из «рогов», произойдет взрыв и очередная жертва отправится в гости к Нептуну. Это самые распространенные мины — якорные гальваноударные. Их можно устанавливать при больших глубинах, и стоять они могут десятилетиями. Правда, у них есть и существенный недостаток: их довольно просто отыскивать и уничтожать — тралить. Суденышко (тральщик) с небольшой осадкой тащит за собой трал, который, натыкаясь на трос мины, перебивает его, и мина всплывает, после чего ее расстреливают из пушки.

Огромное значение этих морских орудий побудило конструкторов к разработке целого ряда мин иных конструкций — которые трудно обнаружить и еще труднее обезвредить или уничтожить. Один из самых интересных видов такого оружия — морские донные неконтактные мины.

Такая мина лежит на дне, так что обычным тралом ее не обнаружить и не зацепить. Чтобы мина сработала, совершенно не нужно ее задевать — она реагирует на изменение магнитного поля Земли проплывающим над миной кораблем, на шум винтов, на гул работающих машин, на перепад давления воды. Единственный способ борьбы с такими минами — использование устройств (тралов), имитирующих настоящий корабль и провоцирующих взрыв. Но сделать это очень непросто, тем более что взрыватели подобных мин устроены так, что зачастую способны отличать корабли от тралов.

Оружие

Операция «Багратион»: блицкриг на запад

В 1920—1930-х и в период Второй мировой такие мины наибольшее развитие получили в Германии, которая потеряла весь свой флот по Версальскому договору. Создание нового флота — это задача, требующая многих десятилетий и огромнейших затрат, а Гитлер собирался завоевать весь мир молниеносно. Поэтому нехватку кораблей компенсировали минами. Таким способом можно было резко ограничить мобильность вражеского флота: сбрасываемыми с самолетов минами запирали корабли в гаванях, не подпускали к своим портам чужие корабли, срывали плавание в определенных районах и по определенным направлениям. По замыслу немцев, лишив Англию морского подвоза, можно было создать в этой стране голод и разруху и тем самым сделать Черчилля сговорчивее.

См. также

Тактико-технические характеристики

Основные параметры немецких неконтактных донных мин MI, MII и MIII почти не отличались между собой. Модель MIV изготавливалась в особом корпусе – алюминиевый сплав частично заменили на специальный водонепроницаемый картон. Общие характеристики всех этих мин таковы:

Длина мины 2,985 м
Диаметр 660 мм
Масса 987 кг
Вес основного заряда 696 кг
Глубина постановки От 5,5 до 35 м
Зона поражения До 30 метров (радиус)
Время работы 2-14 суток с акустическим взрывателем, до 400 суток с магнитным взрывателем

Поскольку мины LMB/S не оснащались стабилизатором, их длина и вес были несколько меньше – 2,235 м и 941 кг, соответственно.

Погрузка мины LMB/S.

Белый лебедь и прочие звери

Основу Дальней авиации России на сегодняшний день составляют две машины: Ту-160 и Ту-95МС. О Ту-95 мы поговорим в следующем выпуске нашего авиационного журнала, а сейчас пара слов про «Белого Лебедя» («Blackjack» по классификации НАТО). Говоря про эту огромную машину весом без малого 270 тонн, постоянно приходится употреблять слово «самый».  Самый крупный и самый мощный сверхзвуковой военный самолёт, самый крупный самолёт с изменяемой геометрией крыла, самый тяжёлый боевой самолёт в мире, имеющий наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Это также самый скоростной бомбардировщик. В общем самый-самый. А ещё он красивый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector