Морская пехота российской федерации

Черные береты – элита российских войск

События первой чеченской войны заставили командование российской армии прибегнуть к помощи морских пехотинцев. В то время они оказались самыми подготовленными к ведению реальных боевых действий. Настоящий подвиг совершили бойцы при штурме Грозного. Шестнадцати пехотинцам была присвоена звезда Героя. К сожалению, не обошлось без жертв, за время первой кампании погибло 178 человек. Тот вклад, который внесли морпехи в историю чеченского конфликта, во все времена будет рассматриваться, как проявление настоящего профессионализма российского солдата.

Сегодня в войска морской пехоты мечтает попасть каждый юноша, решивший связать свою судьбу с защитой Отечества. Но дорога туда открыта не для всех, существуют определенные требования к состоянию здоровья призывника, ведь программа боевой подготовки включает в себя не только строевую службу, но и занятия боксом, рукопашным боем, общую физическую подготовку. Словом, солдаты морской пехоты собственными силами постоянно доказывают право носить статус элитного подразделения.

https://www.youtube.com/embed

История зарождения войск

Во времена правления Ивана IV (Грозного) состав экипажей всех кораблей дополнялся воинами, не являвшимися моряками. Это были отдельно созданные бригады, состоящие из стрельцов. Первый парусник «Орел» по указу царя в 1669 году был укомплектован нижегородскими стрельцами. В их задачу входили действия абордажно-десантного характера. Первый прообраз морских пехотинцев задействовали также для несения караульной службы.

В историю вошли подвиги Семеновского и Преображенского полка, которые были сформированы на судах при осуществлении Азовских походов. Не каждому известно, что командиром одной из рот морского регимента был сам государь император Петр Романов. Подобные полки оснащали суда Азовского и Балтийского флота.

Первые победы тогда еще совершенно новых формирований приходятся на 1701 – 1702 гг. Русская флотилия, состоящая в своем большинстве из гребных судов, успешно вела бои со шведскими парусниками на Чудском озере и на Ладоге. Своей победой во многом русская армия обязана несшим службу полками Островского, Шневецова и Толбухина, которые были закреплены на флоте. Летописцами отмечалось, что пехотинцы в бою вели себя дерзко и решительно.

Если вести речь о создании войск морской пехоты, то это событие тесно связано с именем Петра I. Он обобщил опыт внедрения сухопутных войск во флот и в 1705 году издал указ, согласно которому все дружины казаков и стрельцов были объединены, а вновь созданное образование получило название «морской полк». По новому стилю этот указ датируется 27 ноября, с тех пор эта дата считается официальным праздником для любого морпеха.

Северная война пришлась настоящим испытанием для вновь образованного подразделения. Пехотные отряды неоднократно десантировались на территории противника, они проявили себя в абордажных сражениях у мыса Гангут. Следующей проверкой боем стала русско-турецкая война. В середине 18 века морские пехотинцы под командованием Г.А. Спиридова участвовали в освобождении греческих островов. Полем действий стало не только Черное, но и Эгейское море. Двигаясь далее по лестнице времен, необходимо отметить, что флотский экипаж был задействован в Бородинском сражении и в последующих наступательных операциях, за что и был удостоен Георгиевского знамени.

ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ

Теперь посмотрим, насколько «виновато» отсутствие специальных десантных судов в неудачном исходе некоторых советских десантов. Единственный крупный десант Северного флота, который не смог решить свои задачи, – это высадка в мае 1942 года на побережье Мотовского залива. Флот смог высадить бригаду морской пехоты со штатным вооружением, а потом и эвакуировать ее остатки. Использование тяжелого вооружения в условиях слабопроходимой местности практически исключалось, а применение танков было возможно только вдоль дорог. Основными причинами провала десантной операции стали невыполнение войсками 14-й армии задачи по прорыву обороны немцев и не учтенное в должной мере резкое изменение погоды.

Неудачные десанты Черноморского флота ни разу не были сорваны на этапе высадки. Во всех случаях их судьба была решена неуспехом дальнейших действий на берегу. Судьбу Эльтигенского десанта решила морская блокада плацдарма. Несколько провальных эпизодов в период отхода 17-й армии вермахта с Таманского полуострова были изначально определены выбором места высадки в пределах плотных боевых порядков высокобоеспособной группировки войск противника.

Десанты КБФ в Невской губе в октябре 1941 года при том уровне организации как высадки, так и дальнейших действий морской пехоты на берегу были изначально обречены на разгром, даже будь в распоряжении флота самые современные десантные суда. Высадку на остров Соммерс в июле 1942 года сложно рассматривать в качестве примера, так как незначительная численность гарнизона обороняющихся не требовала большого количества сил, а тем более тяжелого вооружения. Для создания количественного и качественного превосходства вполне было достаточно возможностей имевшихся в наличии боевых катеров. Операция в районе Мерекюля в феврале 1944 года проводилась практически в пределах оборонительной полосы противника. В этих условиях успех десанта определялся успехом наступления сухопутных войск. Во всех случаях на первое место в причинах успеха (или же неуспеха) десанта выходил субъективный фактор, определяемый грамотным планированием и последующим руководством десантной операцией.

ТАК В ЧЕМ ЖЕ ДЕЛО

Попробуем разобраться в этом вопросе. Да, десантные корабли специальной постройки – это, безусловно, хорошо. Имея их в наличии, можно создать противной стороне угрозу высадки десанта в удаленных от линии фронта районах. Десантный корабль может осуществлять перевозку войск и боевой техники по принципу «берег–берег», избегая утомительной и опасной перегрузки на рейде, в зоне огневого воздействия противника. С десантного корабля можно проводить высадку морской пехоты непосредственно на твердый берег, исключив такую во всех отношениях «приятную» процедуру, как переход с полной выкладкой по горло в ледяной воде. И, наконец, десантный корабль может перевезти и высадить в тыл противника тяжелое вооружение и технику, например, танки.

Посмотрим, как влияло на успешность десантных операций наличие или же отсутствие десантных кораблей специальной постройки. При этом пойдем от противного и посмотрим на ситуацию не в тех случаях, когда десантных кораблей не было, а наоборот, когда таковые были.

До начала Великой Отечественной войны судостроительная промышленность Советского Союза сдала флоту только три самоходные десантные баржи типа СБ. Однако эти суда, вошедшие в состав Краснознаменного Балтийского флота в 1940 году, не использовались по своему прямому назначению.

На Черном море в качестве канонерских лодок воевали четыре «Эльпидифора», строившиеся как десантные транспорты для планировавшегося в годы Первой мировой войны Босфорского десанта. Характеристики грузовместимости этих кораблей были весьма приличными. Они могли принять на борт до 2000 бойцов с личным оружием, восемь тракторов ЧТЗ или десять СТЗ, десять «полуторок» или 11 «эмок», четыре 152-мм, восемь 122-мм или 12 орудий меньшего калибра с передками. Могли канонерки перевезти и шесть легких танков. Единственным их недостатком была небольшая скорость, не превышавшая десяти узлов. Зато «Эльпидифоры» могли приткнуться к берегу и высадить пехоту и боевую технику прямо на сушу. Если сравнивать характеристики «Эльпидифоров» с советскими десантными кораблями первых послевоенных проектов, то и тогда они смотрятся неплохо. Существенное улучшение характеристик было достигнуто только в начале 60-х, при проектировании и строительстве серии больших десантных кораблей проекта 1171 «Воронежский комсомолец».

В своем первоначальном, «десантном», качестве канонерские лодки типа «Эльпидифор» использовались во всех крупных десантных операциях: у Григорьевки под Одессой в сентябре 1941 года, в декабре в Керченско-Феодосийской операции, в январе следующего года в Судаке и в десанте у Южной Озерейки в феврале 1943 года. В первом случае КЛ «Красная Грузия» приняла часть десантников с крейсера «Красный Крым», но на берег доставляла их с помощью баркасов. Во втором, вероятно, канонерки должны были высадить десант штатным способом, но фактически высадка производилась на уже занятый плацдарм с помощью шлюпок, сейнеров, а также на причалы Камыш-Бурунского порта. Любопытно посмотреть фактическую загрузку «Эльпидифоров» в этой операции. Итак, канлодки приняли: «Красная Абхазия» – 800 бойцов, 16 лошадей, четыре 76,2-мм горные пушки и две автомашины грузоподъемностью 1,5 т. «Красная Грузия» – 756 человек, шесть горных орудий и четыре «полуторки». «Красный Аджаристан» – 837 человек, четыре «трехдюймовки», шесть 120-мм минометов, 26 лошадей, две «полуторки» и 230 т боеприпасов и продовольствия.

В январе 1942 года «Красный Аджаристан» высаживал 226-й стрелковый полк прямо на судакский пляж, удачно приткнувшись к берегу. Этот десант был фактически забыт командованием всех уровней в суматохе неожиданной потери Феодосии. Когда о нем вспомнили, было уже поздно – немцы к тому времени подтянули резервы и начали операцию по его ликвидации.

У Южной Озерейки «Красная Абхазия» и «Красный Аджаристан» производили высадку морпехов на берег, по всей видимости, тоже с использованием носовой сходни. После неудачи основного десанта канлодки были перенаправлены к Станичке, где разгружались как на пристань, так и прямо на берег.

Вариант с выгрузкой прямо на необорудованный пляж, вероятно, имел в виду адмирал Г.Н. Холостяков, предлагавший осуществить массовую переброску подкреплений на блокированный Эльтигенский плацдарм. Но командование Черноморским флотом не стало рисковать оставшимися к тому времени двумя кораблями.

Советская 17-летняя валькирия

В одном из тяжёлых и кровопролитных боёв на Кубани в районе станицы Крымская погиб командир роты, и тогда Евдокия, поднявшись во весь рост, повела бойцов в атаку вместо него. В том бою она была тяжело ранена, и в госпитале её тайна была, наконец, раскрыта. Девушка опасалась, что теперь её снова отправят в санитарки, но командование учло боевые заслуги разведчицы, и в феврале 1943 года она была направлена на курсы младших лейтенантов в г. Фрунзе (ныне Бишкек).

«Был такой Ваня Посевных, — рассказывала Евдокия Николаевна. — Когда появился во взводе, посмотрел на меня презрительно и сказал, что не станет подчиняться бабе. Я ему командую: «Выйти из строя!» — а он не выходит…»

Тем не менее постепенно в ней признали командира:

Фото из архива
«Я понимала свою обязанность как командира взвода вести ребят в атаку. Поднимаюсь и кричу: «За Родину! За Сталина! В атаку! Вперёд!»

Чтобы не потерять среди бойцов авторитет, девушка полностью исключала для себя саму возможность увлечься кем-нибудь из них: «Если бы хоть какие-то мысли возникли на этот счёт, всё — нет взвода, и нет командира! Я была для них мужиком, да и некогда было нам, морским пехотинцам, любовь крутить. …Вернулась я домой после войны чистая, как небо и звёзды…».

Цена подвига

Осенью 1942 года подразделение, которым она командовала, попало в окружение под Моздоком, удерживая стратегически важную высоту. Кончились продукты и боеприпасы. Выход из положения предложил наш «Евдоким»: маленькая и юркая девушка переправилась на рассвете на занятый немцами берег горной реки, обвязав себя кабелем.

Там, среди трупов фашистов она собрала патроны и гранаты и переправила их своим на плоту, который соорудила из крышек ящиков от снарядов. После этого вернулась на вражескую сторону, где, укрывшись в кустах и пропустив колонну немецких танков, открыла автоматный огонь по следующим за ними грузовикам с продовольствием. Красноармейцы с противоположного берега оказали ей огневую поддержку и подбили два грузовика из ПТР. Заскочив в кузов одной из машин, Евдокия собрала в плащ-палатку хлеб и консервы, всё переправила своим, после чего благополучно вернулась и сама.

Фото из архива
Красноармейцы с противоположного берега оказали ей огневую поддержку и подбили два грузовика из ПТР.

БОТЫ И ТЕНДЕРЫ

В годы войны для выполнения задач форсирования крупных рек и наведения озерных переправ была спроектирована и построена довольно многочисленная серия десантных ботов проекта 165. Строительство велось на судостроительном заводе № 343 в Гороховце. Бот перевозил до 60 десантников с личным оружием, имел мореходность 4–5 баллов и мог удаляться от берега на расстояние до 20 миль (при радиусе действия 150 миль). С января 1943 года эти боты стали использоваться на Черном море. По опыту эксплуатации в судоремонтных мастерских флота проект был доработан, и организована постройка деревянного мотобота (всего построено 12 единиц). Подобный проект, только в металлическом варианте (ДМБ – десантный морской бот), стал строить и завод № 343. При водоизмещении 20 т ДМБ принимал до 100 десантников. Его скорость хода составляла 9 узлов при дальности плавания 120 миль. Головной десантный морской бот был сдан в декабре 1943 года. Всего было построено более 160 десантных ботов, достаточно сильно отличавшихся от серии к серии.

Вот выдержки из отчета командира дивизиона десантных мотоботов капитан-лейтенанта П.И. Жукова (август 1943 года): «…боты очень удобны при выполнении десантных операций на необорудованном берегу при состоянии моря до 4 баллов… Хорошим типом ботов считаю боты первой серии с мотором ЗИС-5 и задним ходом. Боты без заднего хода с мотором ГАЗ-ММ имеют малую тактическую ценность, и боевое использование их ограниченно».

В относительно больших количествах десантные боты применялись в Керченско-Эльтигенской десантной операции, где стали одним из основных высадочных средств. Их большие потери связаны не столько с противодействием противника, сколько с неблагоприятными погодными условиями. Казалось бы, этот пример следует привести в подтверждение тезиса из упомянутого выше доклада ГШ ВМФ. Однако не следует забывать, что время высадки было выбрано таким образом, что даже более мореходные немецкие корабли были вынуждены уйти в базы или отстаиваться под прикрытием берега. Поэтому данный случай – это скорее показатель неумения или нежелания учитывать при планировании операций характеристики используемой техники, чем пример ее недостатков. Но даже с учетом больших потерь десантных ботов, как и других катеров, в штормовых условиях флоту удалось высадить десант, достаточный, чтобы создать оперативный плацдарм, ставший для противника постоянной головной болью.

В 1942–1943 годах в Ленинграде были построены 122 тендера грузоподъемностью 12–25 т. Эти катера использовались для самых разнообразных целей, в том числе и для высадки десанта. Кроме того, ленинградский завод № 5 строил большой серией деревянные десантные катера типа К-ЗИС-5. Учитывая, что за исключением редких случаев десанты на Балтике представляли собой род морской переправы, мореходности подобного «тюлькиного флота» было вполне достаточно.

Несколько тендеров, переброшенных в октябре-ноябре 1943 года с Ладожского озера на Черное море, очень положительно зарекомендовали себя, в том числе и в условиях тяжелой осенней погоды. В боях по захвату островов Выборгского архипелага спаренные тендеры перевозили даже танки Т-26. Независимо от результатов действий танков, а они оцениваются в разных документах совершенно противоположно, в конкретных географических условиях тендеры зарекомендовали себя вполне работоспособным высадочным средством.

«И на груди его светилась медаль за город Будапешт…»

Её дважды хоронили. Первый раз — под Белгород-Днестровским: ночью, во время форсирования лимана, девушку отбросило взрывной волной. Когда очнулась, то увидела, как по полю ходят немцы, добивая раненых. Евдокия чудом не выдала себя, когда в ногу вонзился штык — проверяли, жива ли. На рассвете её, истекающую кровью, подобрали местные жители.

В боях за Будапешт, она со своими бойцами взяла в плен немецкого генерала, укрывавшегося в бункере. Тот не поверил, что разведчики прошли под землёй по канализационным каналам, пока не увидел их, не успевших отмыться от грязи и нечистот. А услышав вдобавок, что комвзвода была девушка, даже оскорбился: «Худшего издевательства вы не могли придумать?!»

Фото из архива
Командир взвода Завалий со своими бойцами.

За эту операцию Евдокия Завалий была награждена орденом Красного Знамени.

«После той операции у меня была одна мысль — как от этой грязи отмыться, — вспоминала она. — Мы зашли в какой-то местный парфюмерный магазин, и я принялась сливать в котелок всё, что попадалось под руку, а потом вылила всё это на себя. С тех пор духи я на дух не переношу!»

ТАКТИКА АРМИЙ XVIII ВЕКА

В XVIII веке кавалерия
чаще всего вооружалась не
ружьями, а только пистолетами
либо приспособленными
для стрельбы картечью
мушкетонами.

С появлением фузеи пики стали лишними. Теперь пехота могла отогнать конницу выстрелами и двинуться в атаку со штыками наперевес. Однако стратеги
всё ещё не до конца доверяли новому оружию. Пикинёрские полки были упразднены к 1721 году (позже
всего в России), но пики имелись на вооружении и
в мушкетёрских полках, как и мушкеты в пикинёрских. Систематически это оружие продолжало использоваться до середины столетия, а эпизодически
(в случае нехватки ружей) даже в начале XIX века.

Не сразу были освоены и приёмы штыкового
боя. В начале XVIII века мушкетёры продолжали носить кортики или тесаки и даже пытались пользоваться ими в схватке. По шведскому уставу во время атаки первому ряду бойцов полагалось держать
фузею в левой руке и шпагу в правой. Физически
это было невозможно, но в армии традиционно не
придают значения таким мелочам.

Русское «чудо-оружие» —
мортирная батарея Нартова.
На практике не могла
использоваться из-за малого
угла возвышения. Кстати,
собрана она была из отлитых
при Петре ружейных мортирок,
также оказавшихся негодными.

Тем не менее ружьё со штыком постепенно
утверждалось как универсальное оружие пехоты.
Единообразие позволило упростить организацию
полков. Фактически они снова превратились в батальоны по 900 человек с двумя или четырьмя лёгкими пушками. Более крупные подразделения — бригады, дивизии, корпуса — включали уже несколько
родов войск и состояли из полков пехоты, эскадронов конницы и батарей полевой артиллерии.

Полки делились на мушкетёрские, гренадёрские
и егерские. Теоретически виды пехоты различались
тактикой применения: гренадёры сомкнутыми колоннами шли на прорыв, стреляя только в упор, мушкетёры, построившись в каре, встречали огнём конницу,
а егеря действовали цепями на сложной местности.
Практически же вся пехота имела одинаковую
подготовку и сражалась так, как этого требовали
обстоятельства. Отличие (кроме униформы) заключалось лишь в том, что ружья егерей были укорочены и
приспособлены для более частой стрельбы.

На три вида делилась и конница, но там разница была реальной. Кирасиры, представлявшие
собой цвет и гордость кавалерии, на огромных «рыцарских» конях атаковали пехоту в лоб. Быстрые
гусары осуществляли охваты и преследование.
Драгуны же занимали промежуточное положение.
Сравнительно длинные ружья и «универсальные»
сапоги позволяли им действовать и в пешем строю,
хотя практиковалось спешивание очень редко.

В армиях XVIII века встречались такие странные
гибриды, как конные гренадёры и конные егеря. Это
была «ездящая» пехота, спешивающаяся для боя.

Важнейшим же из всего, что привнёс XVIII век
в военное дело, стало появление регулярных армий.
Промышленность и торговля бурно развивались, и
короли серьёзно поправили финансовые дела. Теперь
они имели возможность постоянно содержать многочисленное войско. Нанимать на короткий срок имело
смысл только уже подготовленных солдат. Теперь же
правительства нуждались лишь в новобранцах, которых можно будет вооружить и обучить. Отпускать
опытных воинов было невыгодно. Военная служба
независимо от того, поступали ли на неё добровольно либо попадали в результате мобилизации, стала
чрезвычайно длительной: от 16 до 25 лет.

***

XVIII век — эпоха ярких мундиров. Армии
умножились, боевые порядки растянулись, и теперь
полководцу даже в подзорную трубу трудно было
рассмотреть знамёна: лишь по оттенку камзолов он
мог отличить свои войска от чужих.

Это время плывущих над полем боя облаков порохового дыма, время барабанов и свистящих ядер.
Средневековье кончилось.

Что почитать?
  • Генрих Брикс «История конницы»
  • Джордж Денисон «История конницы»
  • Владимир Маркевич «Ручное огнестрельное оружие»
  • И. С. Прочко «История развития артиллерии»
  • Евгений Разин «История военного искусства»
Что посмотреть?
  • «Россия молодая» (1981)
  • «Слуга государев» (2007)
Во что поиграть?
  • «Казаки: Последний довод королей» (2002)
  • «Казаки 2: Наполеоновские войны» (2005)

Жизнь после войны

После окончания войны её планировали направить на учёбу в военное училище, но этому помешали полученные за время боёв четыре ранения и две контузии, которые подорвали здоровье ещё такой молодой женщины. Поэтому в 1947 году Евдокия демобилизуется и уезжает в Киев.

В Киеве она познакомилась со своим будущим мужем, вышла замуж, родила двух детей, стала бабушкой четырёх внуков и четырёх правнуков. Морской пехотинец, разведчик, на счету которой были очень и очень многие фашисты, она нашла себя в сугубо мирной профессии, став директором гастронома.

Всю послевоенную жизнь Завалий посвятила предприятию и работе с молодёжью.

Фото из личного архива
Гвардии полковник морской пехоты Евдокия Николаевна Завалий скончалась в Киеве 5 мая 2010 года в возрасте 84 лет.

«После войны объездила множество городов, воинских частей, кораблей и подводных лодок — везде рассказывала о моём десантном взводе. Выступала в школах, чтобы дети знали правду, а не росли иванами, не помнящими родства. И сейчас иду, если зовут и не подводят силы.

Гвардии полковник морской пехоты Евдокия Николаевна Завалий скончалась в Киеве 5 мая 2010 года в возрасте 84 лет, за четыре дня до 65-летия Великой Победы.

Реформы XVIII-XIX века

На протяжении всей истории войска МП не раз были реструктурированы, так, в 1714 году изменилась структура. Полки были поделены на морские батальоны, а в 1732 году их опять собрали в полки. На следующем этапе контингент МП пополняется сформированными «солдатскими командами», такое новшество пришлось на 1754 год.

Эти структурные элементы вновь были отменены уже в 1762 году. Было принято решение вернуться к батальонной схеме комплектования личного состава. Исключением являлись только галерные суда, там солдатские команды пока сохранялись. В остальной части флота батальон был представлен мушкетерскими и гренадерскими ротами.

Очередное объединение батальонов произошло только в 1803 году, когда они воссоединялись в полки. Так, Балтийский флот был представлен тремя полками, а Черноморский – одним. Местом дислокации этих полков служил Кронштадт, Ревель, Азов. Численность каждого элемента — полка достигала двух тысяч военнослужащих, состоящих в различных званиях. Отдельно в истории рассматривается структура Каспийской флотилии. На основе ее команды личного состава был основан батальон из четырех мушкетерских рот. Небольшие роты функционировали в Архангельске и на Охотском море.

В начале 19 века резко изменился подход морского руководства к проблеме пребывания и содержания всех морских пехотинцев в штате флота. Большинство из них выступало за упразднение данного вида войск. Не вдаваясь в подробности первопричин, следует отметить, что в 1811 году произошло их переподчинение. Теперь руководство возлагалось не на морское министерство, а на военное. В конечном итоге морские полки были переформированы и вошли в состав пехотных дивизий. Это означает, что в качестве обособленного и учрежденного законом рода войск морская пехота больше не существовала. Функции пехотинцев были возложены на членов экипажей флотилий. Такой порядок просуществовал почти сто лет, то есть, до Первой Мировой войны.

Неизбежность Первой Мировой войны наглядно показывал, что необходимо вновь создавать отряды МП, как это было до 1811 года. Главным командным органом — морским штабом предпринята попытка формирования в срочном порядке морских пехотных частей. Задумка заключалась в том, что эти части должны дислоцироваться на Балтике, Черном море и во Владивостоке. Почему в истории этот период позиционируется, как попытка? Дело в том, что в 1917 году Российская Империя перестала существовать, а значит, не стало и российского флота. Революция 1917 года стала отправной точкой для эпохи, в которой была создана морская пехота СССР.

Как девушки просились на войну…

Frau schwarzer Tod — «Госпожа Чёрная Смерть» называли враги бесстрашного двадцатилетнего командира морпехов, а в ставке Манштейна обещали награду тому, кто возьмёт её в плен живой. Ну а острословы-однополчане прозвали бойцов под её командованием просто и не без некоторой доли иронии: «Дуськин взвод».

Классика

Нет, это не заслуга, а удача

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии потом…

Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

Юлия Друнина

В наградных документах на сайте «Подвиг народа» годом её рождения указан 1924. Но, если судить по многочисленным интервью самой Евдокии Николаевны, для того, чтобы попасть на фронт, ей пришлось прибавить себе возраст:

— Девушка, милая, мы детей на фронт не берём, — даже не спросив по какому вопросу пришла Дуся, уставшим голосом сообщил своё решение военком.

— Идите домой, наверное, родители уже заждались!

— Домой? Я хочу бить фашистов!

— Посмотрите на себя, молоко мамки ещё не высохло, а туда же — на фронт! — уже раздражённо вымолвил военком.

— Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР, мобилизации в армию подлежат военнообязанные 1905-1918 годов рождения, — напомнил он девушке на прощание.

Фото из архива
Молодые добровольцы рвутся на фронт.

Выйдя от военкома, Дуся решила прийти ещё раз. Но и второе посещение не принесло желанного результата.

— О, защитник Родины! — уже как знакомую встретил её военком, — и сколько лет этому защитнику?

— Семнадцать!

— А вчера было пятнадцать, если так и дальше дело пойдёт, так через пару дней вы достигнете призывного возраста, — улыбаясь сказал военком, — и придётся положительно решить ваш вопрос.

И снова Ближний Восток

Эти учения продемонстрировали готовность и способность СССР, как и десятилетия назад в Египте, отстаивать свои стратегические интересы в регионе с помощью небольших, но хорошо подготовленных подразделений. Казалось, вскоре им вновь придется вступить в бой: 6 июня 1982 года в южный Ливан, на территории которого располагались отряды Организации Освобождения Палестины, вторглись израильские войска.

После начала военных действий в Ливане высадились американские морские пехотинцы. В свою очередь сирийский президент Хафез Асад обратился к советскому руководству с просьбой перебросить в Бейрут подразделения советской морской пехоты. Однако по ряду причин этого не произошло, впрочем, советские дипломаты заявили американским коллегам, что не допустят изменения баланса сил в регионе в пользу США и Израиля. И перспективы высадки в ливанской столице советских «черных беретов», думается, были весомым аргументом в этом диалоге. Так или иначе, но в 1983 году израильские войска покинули Ливан.

В 1986-м заполыхала кратковременная, но кровопролитная гражданская война в Народной Демократической Республике Йемен, весьма болезненно воспринятая в СССР, что неудивительно. Во-первых, НДРЙ была наиболее надежным союзником Кремля в арабском мире. Недаром после потери аэродромов в Сомали в НДРЙ перевезли всю технику, а эвакуированный из Берберы радиоцентр (космическая связь) разместили на полуострове Малый Аден.

Во-вторых, у советского руководства были грандиозные планы военного сотрудничества с президентом этой страны Али Насером Мухаммедом. В частности, планировалось построить в Аденском заливе три плавпричала для атомных подводных лодок, что существенно укрепило бы позиции 8-й оперативной эскадры, а также позволило бы в более жесткой форме отставить стратегические интересы СССР на Африканском Роге. Впрочем, все эти планы рухнули с началом перестройки.

Тогда же, в 1986-м, морпехам пришлось принимать участие в поисках и эвакуации советских специалистов и их семей из Йемена. Задача затруднялась хаосом в стране и тем, что многие наши соотечественники спасались самостоятельно, причем под огнем противоборствующих сторон. Но опять же, благодаря высокой выучке «черные береты» не понесли потерь (среди специалистов и военных советников жертвы, к сожалению, были).

Итак, мы коснулись только некоторых, но наиболее ярких операций советской морской пехоты в годы холодной войны. С тех пор многое изменилось, но по-прежнему нет мира на Африканском Роге. А полыхнувшая огнем гражданской войны в Сирии и Ливии, политическим хаосом и беспорядками в Египте «арабская весна» превратила Средиземноморье в пороховой погреб. В этих условиях, если мы всерьез желаем вернуть свое военное присутствие в Мировом океане, хорошо подготовленные и мобильные соединения морской пехоты нам просто необходимы, равно как обязательно надо изучать опыт проведенных ими операций – практически всегда блестящих и практически всегда без потерь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector